ОУД.01 Русский язык 2021 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 Русский язык

Профиль получаемого профессионального образования:
естественнонаучный.

Код и наименование профессии /специальности:
34.02.01, Сестринское дело.

Квалификация выпускника: медицинская(ий) сестра/брат

Форма обучения: очная

Курс: 1
Семестр: 1,2

2021 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
общеобразовательных и гуманитарных
дисциплин
Протокол № 1 от

я

20

г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

Подпись

ФИО

ПредседательП(Ц)К

Подпись

Давлятбекова М.М
ФИО

2021 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД .01. Русский язык по
специальности 34,02.01. Сестринское дело разработана на основе требований:

- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
— Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по специальности 34.02.01. Сестринское дело, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05. 2014 г.
№ 502, зарегистрированный Министерством юстиции от 18 июня 2014 года №32766
с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДГЮ Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДНО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2021/2022 учебный год.

Разработчик: преподаватель русского языка и литературы первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева

Рецензент: преподаватель русского языка и литературы первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................... 18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ................................ 21

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Ы.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык» реализуется в пределах
основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО технического и
социально-экономических профилей. Обучающиеся в учреждении СПО по данным профилям
изучают русский язык в объеме 78 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному
выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и
навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в
различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка
и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня
речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
базового уровня.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного
подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая
компетенции. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит
при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Совершенствованию
коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка
обучающимися
устных
выступлений,
рефератов,
информационная переработка текста
(составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.). Языковая и лингвистическая (
языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными
лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы
над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и
других народов. Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает
развитие
интеллектуальных и творческих
способностей обучающегося,
развивает
его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается
изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и
потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные
с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного
развития человека.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» служит основой для
разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего
профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала,
тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля
получаемого
профессионального образования. Программа может использоваться другими образовательными
учреждениями
профессионального
и
дополнительного
образования,
реализующими
образовательную программу среднего (полного) общего образования

1.2.
Место
учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» входит в общеобразовательный цикл и относится к
базовым общеобразовательным дисциплинам.

1.3.
Цели
и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение
культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному
выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном
явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах
общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое
поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня
речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
базового уровня.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В
соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая,
лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при
изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь»,
но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при
изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в
соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи
способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная
переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенцииформируются в процессе
систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка,
умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над
специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других
народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению
профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности
обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с
формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного
развития человека.
При изучении русского языка как профильного предмета формируются умения и навыки
анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих
позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в
соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно
рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и
стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства
языка и др.
Изучение русского языка на профильном уровне предполагает обеспечить более высокий
уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению
функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с
речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в
увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., увеличении доли
самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и
защита рефератов). Примерные темы рефератов приведены в Приложении 1 «Примерное
содержание учебной дисциплины».
Программа
может
использоваться
другими
образовательными
учреждениями
профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу
среднего общего образования.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально­
культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно­
реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем - использовать основные приемы информационной
переработки устного и письменного текста;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни
государства.

-

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.

Объем часов
117
78

18
60
39

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык
Наименование разделов и тем

1

Введение

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и
общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме.

Раздел 1. Язык и речь.
Функциональные стили речи.
1.1 .Язык и речь. Виды речевой
деятельности.

Объем
часов
3
1

Уровень
освоения
4
1

8

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.
1.2. Функциональные стили речи Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
и их особенности.
употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
3.Разговорный стиль речи , его
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
основные признаки.
4.Научный стиль речи.
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др
5.Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового
речи, его признаки, назначения. стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

1

2

1

2

1

2

1
1

2
2

6.Публицистический стиль речи, Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка
его назначение.
публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

1

2

7.Художественный стиль речи,
его основные признаки

1

2

Основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств
и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое
целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте.
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).

Абзац как средство смыслового членения текста.

8.Контрольная работа
Раздел 2.Лексика и
фразеология
1 .Лексическое и грамматическое
значения слова. Многозначность
слов

2. Прямое и переносное
значение слова.
3.Омонимы ,синонимы и их
употребление.
4. Антонимы, паронимы и их
употребление.
5. Фразеологизмы. Отличие
фразеологизма от слова.

Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия.
Графика.

Функциональные стили

1
5

2

Слово в лексической системе языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения
(исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика
устной
речи
(жаргонизмы,
арготизмы,
диалектизмы).
Профессионализмы.
Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы,
историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика,
обозначающая предметы и явления традиционного русского быта.
Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства
языка.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

1

2

1

2

1

3

1

2

1

1

Антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы, Градация.
Антитеза.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.
Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический
разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление.
Самостоятельные работы:
1. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.
2. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме.
3. Основные жанры публицистического стиля.
Профессионализмы. Терминологическая лексика.

4
1
1
1
1
5

2
3
3

Орфография.
1.3вук и фонема. Фонетический
разбор слова.

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы
и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в
стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
2.Произношение гласных и
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и
согласных звуков,
согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического
заимствованных слов.
словаря.
3. Употребление буквы Ь.
Употребление буквы Ь.
4.Правописание О/Ё после
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание О/Ё
шипящих и Ц
после шипящих и Ц.
5.Правописание приставок на 3- Правописание звонких и глухих согласных. Правописание приставок на 3 - / С -.
/С-. Правописание И-Ы после
Правописание И-Ы после приставок.
приставок.
Самостоятельная работа:
1. Орфоэпические нормы : произносительные нормы и ударения.
2. Ударение словесное и логическое
3. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).
Раздел 4.Морфемика
Словообразование.
Орфография.
1. Понятие морфемы как
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и
значимой части слова.
антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
2. Способы словообразования.
Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования
профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный
анализ.
3. Словообразование
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
знаменательных частей речи.
4. Правописание чередующих
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
гласных в корнях слов.
5. Правописание приставок
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.
ПРИ- и ПРЕ-.

1

2

1

2

1
1

2
2

1

2

4
1
1
2
5

3
2
2

1

2

1

3

1

2

1

2

1

1

Самостоятельная работа:
1. Словообразовательный разбор
2. Правописание сложных слов.

Раздел 5. Морфология и
орфография.
1 .Имя существительное. Род,
число, падеж существительных.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и
синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в
построении текста. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
2. Склонение имен
Правописание окончаний имен существительных. Морфологический разбор имени
существительных. Правописание существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
окончаний имен
существительных.
3. Правописание сложных
Правописание сложных существительных.
существительных
4. Имя прилагательное.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен
Лексико-грамматические
прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
разряды имен прилагательных.
5. Правописание суффиксов и
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени
окончаний имен
прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
прилагательных.
б.Имя числительное. Лексико­
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных.
грамматические разряды имен
Морфологический разбор имени числительного.
числительных.
7. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др.
Употребление числительных в
с существительными разного рода.
речи.
8. Местоимение. Правописание Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание
местоимений
местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Синонимия местоименных форм.
9. Глагол. Правописание
Грамматические признаки глагола.
суффиксов и личных окончаний Правописание суффиксов и личных окончаний глагола
глагола.

3
2
1
16

2
3

1

2

I

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

10. Правописание НЕ с
глаголами..
11. Причастие как особая форма
глагола. Правописание НЕ с
причастиями
12. Правописание -Н-и-НН-в
причастиях и отглагольных
прилагательных
13. Деепричастие как особая
форма глагола . Правописание
НЕ с деепричастиями.

14.Наречие. Правописание
наречий.

15. Слова категории состояния
(безлично-предикативные
слова).
16.Контрольная работа

Раздел 6. Служебные части
речи.

Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи.
Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и
окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями..

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Самостоятельные части речи

1

3

Самостоятельная работа:
1 .Морфологический разбор имени существительного.
2. Правописание сложных прилагательных
3. Морфологический разбор имени прилагательного.
4. Морфологический разбор имени числительного.
5. Лексико-грамматические разряды числительных.
6. Морфологический разбор причастия.
7.Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
8. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов.

9
1
2
1
1
1
1
1
1
8

2
2
2
2
2
2
2
2

Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный
оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический
разбор причастия
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с
деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с
деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности
построения предложений с деепричастиями.
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий.
Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия. Использование местоименных наречий для связи
предложений в тексте.
Употребление наречия в речи.
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния.
Их функции в речи.

1 .Предлог как часть речи.
Правописание предлогов.
2.Отличие производных
предлогов от слов омонимов.
З.Союз как часть речи.
Правописание союзов.

4. Отличие союзов от слов омонимов
5.Частица как часть речи.
Правописание частиц.
б.Правописание частиц НЕ и НИ
с разными частями речи.
7. Междометия и
звукоподражательные слова.
Контрольная работа

Раздел 7. Синтаксис и
пунктуация
1 .Основные единицы
синтаксиса.
2.Словосочетание. Строение
словосочетания.

З.Виды связи слов в
словосочетании.
4.Простое предложение. Виды

Правописание предлогов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с
предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение,вследствие и др.) от словомонимов.
Правописание союзов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи
предложений в тексте.
Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

1

2

1

2

1

2

1

2

Правописание частиц. Частицы как средство выразительности речи. Употребление
частиц в речи.
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

1

2

1

2

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с
междометиями. Употребление междометий в речи.

1

2

1
8
2
2
2
2
30

3

Служебные части речи
Самостоятельная работа:
1, Употребление предлогов в составе словосочетаний.
2.Союзы как средство связи предложений в тексте.
3.Знаки препинания в предложениях с междометиями.
4. Употребление союзов

Словосочетание,
предложение,
сложное
синтаксическое
целое.
Основные
выразительные средства синтаксиса.
Строение словосочетания.. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор
словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия
словосочетаний.
Виды связи слов в словосочетании

Виды

предложений

по

цели

высказывания;

восклицательные

предложения.

2
2
2
2

1

2

1

2

1

2

1

2

предложений по цели
Интонационное богатство русской речи.
высказывания; восклицательные
предложения.
5. Логическое ударение. Прямой Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и
и обратный порядок слов.
роль порядка слов в предложении.
6. Грамматическая основа
простого двусоставного
предложения.
7. Тире между подлежащим и
сказуемым.
8.Второстепенные члены
предложения (определение,
приложение, обстоятельство,
дополнение).

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого
с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм
глаголов-сказуемых как средство связи предлож-ений в тексте.
Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и
места как средство связи предложений в тексте
Односоставное и неполное предложения.

9.Односоставное и неполное
предложения.
10.Односоставные предложения Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
с главным членом в форме
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
подлежащего, сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные
как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи.
Использование неполных предложений в речи.
11. Осложненное простое
Осложненное простое предложение.
предложение.
12. Предложения с однородными Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и
членами и знаки препинания в
неоднородные определения.
них.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда
однородных членов предложения с союзами и без союзов.
13.Предложения с
Предложения с обособленными и уточняющими членами.
обособленными и уточняющими
членами.
14. Обособление определений,
Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

приложений, дополнений,
обстоятельств.

Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль
сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены
предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов
предложения.
153наки препинания при словах, Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
грамматически не связанных с
членами предложения.
16. Вводные слова и
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных словпредложения.
омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними.
Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
17. Знаки препинания при
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как
обращении.
средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
18.Знаки препинания при
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
междометии. Употребление
междометий в речи.
19.Способы передачи чужой
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
речи. Знаки препинания при
прямой речи.
20. Замена прямой речи
Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
косвенной. Знаки препинания
при цитатах.
21.Оформление диалога. Знаки Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
препинания при диалоге.
22.Сложнное
Сложносочиненное предложение. Синонимика сложносочиненных предложений с
предложение. Сложносочиненное различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
предложение.
23. Знаки препинания в
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
сложносочиненном
предложении.
24. Сложнопод чиненное
Сложноподчиненное предложение. Использование сложноподчиненных предложений в
предложение.
разных типах и стилях речи.
25. Знаки препинания в
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
сложноподчиненном

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

предложении.
26.Бессоюзное сложное
предложение.
27. Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении.
28. Сложное синтаксическое
целое как компонент текста.

29.Период и его построение.
ЗО.Контрольная работа

Бессоюзное сложное предложение. Использование бессоюзных сложных предложений в
речи.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

2

1

2

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика
простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения,
сложные союзные и бессоюзные предложения).
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ.
Период и его построение.
Сложное предложение
Самостоятельная работа:
1.Ролъ сравнительного оборота как изобразительного средства языка.
2.Уточняющие члены предложения.
3.Оформление диалога
4.Употребление сложносочиненных предложений в речи.
5.Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
б.Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
ВСЕГО:

1

2

1
1
11
2
2
1
2
2
2
117

2
3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание раннее изученных объектов, свойств);
2. -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

2
2
2
2
2
2

З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и
литература».

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;
Технические средства обучения:

- персональный компьютер;
- мультимедийной проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб, пособ.
для студ. сред. проф. учеб, заведений. -М., 2018.
2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы, 2017
3. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
-М.: Просвещение, 2017.
4. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М_,
2019.
5. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2018.

6.Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2019.

Дополнительная литература:

1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11
кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018
2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е
изд., испр. -М., 2019.
3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник
для общеобразоват. Учрежд. - М., 2018.
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2019.
5. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2020.
6. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2019.
7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М_, 2019.

Словари

1.

Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. - СПб., 2012.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,
2011г.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. -М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. М.,2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико­
грамматическими формами. - М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX
столетия / Под ред. Г.П. Скляревской. - М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост.
В.В. Бурцева.-М„ 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова АН. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры /
Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. -М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. -М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. - М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.

2.
3.

4.
5.

6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.

17.
18.

19.
20.

Интернет - ресурсы:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

http://www. gramota.ru
http://www. uchportal.ru/
http:/7pedsovet.org/
http://www. rusedu. ru/
http://ru.wikipedia.org
http://globalteka.ru

4.КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения /знания
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания
с точки зрения языкового оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2

Подготовка и защита рефератов
Устные и письменные упражнения и задания

Устные и письменные упражнения и задания;
практические занятия тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных
заданий
проводить лингвистический анализ текстов Устные и письменные упражнения и задания;
различных
функциональных
стилей
и
разновидностей языка;
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и практические занятия тестирования, а также
других народов;
выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
смысл понятий: речевая ситуация и ее Пересказ, устная работа с текстом. Устные и
компоненты, литературный язык, языковая письменные упражнения и задания
норма, культура речи; основные единицы и использовать основные виды чтения
уровни языка, их признаки и взаимосвязь (ознакомительно-изучающее,
использовать
основные
виды
чтения ознакомительно-реферативное и др.) в
(ознакомительно-изучающее, ознакомительно­ зависимости от коммуникативной задачи;
реферативное и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
орфоэпические, лексические, грамматические,
Устные и письменные упражнения и задания;
орфографические и пунктуационные нормы
практические занятия тестирования, а также
современного русского литературного языка;
выполнения обучающимися индивидуальных
нормы речевого поведения в социально­
заданий
культурной, учебно-научной, официально­
деловой сферах общения
извлекать необходимую информацию из Устные и письменные упражнения и задания;
различных
источников:
учебно-научных практические занятия тестирования, а также
текстов, справочной литературы, средств выполнения обучающимися индивидуальных
массовой
информации,
в
том
числе заданий
представленных;
создавать
устные
и
письменные Устные и письменные упражнения и задания;
монологические и диалогические высказывания использовать основные виды чтения
различных типов и жанров в учебно-научной (ознакомительно-изучающее,
(на материале изучаемых учебных дисциплин), ознакомительно-реферативное и др.) в
социально-культурной и деловой сферах зависимости от коммуникативной задачи;
общения;

применять в практике речевого общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические нормы современного русского
литературного языка;

Устные и письменные упражнения и задания;
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в

зависимости от коммуникативной задачи;

соблюдать в практике письма орфографические Диктант Устный и письменный опрос,
и пунктуационные нормы современного тестовые задания, контрольное тестирование,
русского литературного языка;
словарный диктант, различные письменные
задания, контрольная работа
соблюдать нормы речевого поведения в использовать основные виды чтения
различных сферах и ситуациях общения, в том (ознакомительно-изучающее,
числе при обсуждении дискуссионных проблем; ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
использовать
основные
приемы различные письменные задания, контрольная
информационной переработки устного и работа
письменного текста;



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.