ОУД.п.10 Биология 2021 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательно учреждение РД
« Индустриально -промышленный колледж»

<

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.п.10 БИОЛОГИЯ

Код и наименование специальности/профессии:34.02.01Сестринское дело
Профиль получаемого образования: Естественнонаучный

Форма обучения: очная

Курс 1
4

2021-2022г

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ
Зам, директора по НМР

предметной (цикловой) комиссией
естественно-математического цикла

б^^7^^^11абанова М.М..

Протокол №1
Пре,

от 27. 08 2021 г.

ель П. (Ц) К
-л—
Магомедова А. А.
Подпись
ФИО

Подпись
3^

<3 Л

ФИО
2021 г.

2021 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.п. 10
разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.

Биология

— Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессиональногощбразования по специальности20.03.02.Сестринское дело,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 №502 (зарегистрировано в
Минюсте России 18.06.2014 №32766);
с учетом:
<

- профиля получаемого образования.
- примерной программы
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики.в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2021/2022
учебный год.
Разработчик: Гаджиева Н.А. учитель биологии

Рецензенты: Исмаилов У.С. учитель высшей категории

У-’>/7 ,

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................
1.1 Область применения программы..........................................................
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы........................................................................
1 .ЗЦели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины....................................................................................................

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...............
2.1 Тематический план и и содержание учебной дисциплины...............
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .........................
3.1
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению..............................................................................................................
3.2Информационное обеспечение обучения..............................................
С

4. КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ..............................................................................................

1.
ПАСП0РТ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
ОУД.п.ЮБиология
является
частьюпрофессиональной образовательной программы СПО программы подготовки
специалистов
среднего
звена
в
соответствии
с
ФГОС
по
специальности 34.02.01 «Сестринскоедело»
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО программы
подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина «Биология» входит в
общеобразовательную подготовку и относится к профильным дисциплинам (ПД.ОЗ).
Программа направлена на формирование общих компетенций (ОК):
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 04 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 05 Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 06 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься
самообразованием,
осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 09 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
народа, уважать социальные, культурные, религиозные различия .
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание рабочей программы «Биология» направлено на достижение
следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка,
Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о
живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической
науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах
научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных
изменений; нах< дать и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся
достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с
различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным

ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента
при обсуждении бйологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по
отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при
травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественно­
научной картин; мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы
деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в
образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения
в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами
толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами,
работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и
экспериментальной, деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений,
вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма,
наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение иг тедлектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с
различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с
использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути
ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу
глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов;
- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности
людей, развит! и современных технологий; определять живые объекты в природе;

проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно­
научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения
научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии ^клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением
наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
- сформирован! .ость умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся
должен знать:
• основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории,
эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя,
закономерностей изменчивости и наследственности;
• строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом,
структуры вида и экосистем;
• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия
искусственного и
естественного отбора,
формирование
приспособленности,
происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в
экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической
науки;
• биологическую терминологию и символику;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное
развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние
мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и
окружающей с|еды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в
развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных
заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения
многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи
питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах
своей местность;
• сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой
природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и
анализа;
• анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни
и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,
стрессов, вредных! привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в
природной среде;
• оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
• максимальная учебная нагрузка - 350 часов;
• обязательная аудиторная учебная нагрузка - 233 часов;
• самостоятельная (внеаудиторная) работа - 117 часов.
• Индивид уальные проекты-20 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Трудоемкость часов

1 семестр

2 семестр

Общая трудоемкость

136

97

Аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:
Лекционные занятия

92

83

Практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
работа(в том числе, конспектирование) учебной, справочной и
историографической литературой, подготовка рефератов и
компьютерных презентаций по предложенной тематике, подготовка к
семинарским занятиям и к контрольным работам, выработка личных
позиций по проблемным вопросам истории, практическое
использование приемов и методов Вспомогательных исторических
дисциплин (редукция дат, заполнение генеалогических таблиц),
проведение внутренней критики исторического источника.

44
58

14
59

Вид итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)

4

контрольная
работа

Д/зачет

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
Наименование
разделов и тем занятий

1
Введение

,

f

Содержание учебного материала,
практические занятия и самостоятельная
работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
Лекция-презентация со вспомогательными
техническими средствами обучения
Биология как наука. Краткая история развития
биологии. Признаки живых организмов.
Многообразие живых организмов. Уровневая
организация живой природы и эволюция.
Методы познания живой природы. Общие
закономерности биологии. Предмет изучения
обобщающего курса «Биология», цели и задачи
курса. Изучение основных закономерностей
возникновения, развития и существования жизни
на Земле и современной ее организации. Роль
биологии в формировании современной
естественно-научной картины мира и в
практической деятельности людей. Соблюдение
правил поведения в природе, бережное
отношение к биологическим объектам
(растениям и животным и их сообществам) и их
охрана.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка,
организм, популяция, экосистема, биосфера.
Практическое занятие: 1
Основныекритиерии живых систем.

Самостоятельная работа обучающихся:
Написание рефератов по теме: «Сущность
<
жизни», "Роль изменчивости и наследственности
в развитии жизни на Земле".
Раздел 1. Основы цитологии
Содержание учебного материала
Тема 1.1. Методы
цитологии. Клеточная
Лекция
теория
‘
Что такое клетка. Её размеры. Какие методы и
приборы используют для изучения клеток.
Создатели клеточной теории. Каковы основные
положения клеточной теории
Самостоятельная работа обучающихся:
Написание реферата по теме: "История изучения
клетки".
Содержание учебного материала
Тема 1.2.Особенности

Объем
часов

Уровень
освоения

3

4

6

2

3

' 3
4

6

2

НИИ

химического состава
клетки. Вода и ее роль в
жизнедеятельности
клетки. Минеральные
вещества и их роль в.
клетке

Лекция-презентация со вспомогательными
техническими средствами обучения
Химические элементы клетки. Химические
вещества клетки. Роль воды в клетке. Свойства
воды. Минеральные вещества клетки и их роль.
Практическое занятие:2
Клетка структурная единица живого.

<

Тема 1.3. Органические
вещества. Углеводы и их
роль в жизнедеятельности
клетки. Липиды и их роль
в жизнедеятельности
клетки.

Самостоятельная работа обучающихся:
Составление таблицы: «Химический состав
клетки»
Написание реферата по теме: «Какова
роль неорганических ионов в клетке".
Содержание учебного материала
Лекция с использованием наглядных
пособий. Углеводы и их классификация.
Функции углеводов. Липиды и их
классификация. Функции липидов
Практическое занятие: 3
Моно,ди-,полисахариды.
Липиды,классификация.

Самостоятельная работа обучающихся:
Составление таблицы: «Классификация
углеводов и их роль», "Классификация липидов и
их роль"
Содержание учебного материала
<

Тема 1.4. Строение и
функции белков.
Ферменты
<

Лекция. Белки и их строение. Классификация
белков. Уровни организации белковой молекулы.
Функции белков. Свойства белков. Денатурация
белка.

Практическое занятие:4
Цветные реакции на белки.

Самостоятельная работа обучающихся:
Написание рефератов по теме: "Свойства
ферментов", "Причины специфичности белковферментов".
Содержание учебного материала
Лекция. Нуклеиновые кислоты и их типы.
Строение ДНК и РНК. Типы РНК
Тема 1.5. Нуклеиновые
кислоты и их роль в
жизнедеятельности.

_________________ <______

Практическое занятие:5
Виды нуклеиновых кислот.Функции
нуклеиновых кислот.

2

2

2

2

2

4

2

2

■
г

2

///

4

2

2

2

2

2

2

;

Тема 1.6. АТФ и другие
органические соединения
клетки.
'_

Тема 1.7.Устройство
светового микроскопа.

Тема 1.8. Строение
*
эукариотической клетки

Тема 1.9. Строение
прокариотической клетки

Самостоятельная работа обучающихся:
Составление
таблицы:
«Классификация
нуклеиновых кислот и их роль»
Содержание учебного материала
АТФ. Строение. Функции. Витамины и их
классификация
Ферменты. Их роль в организме.
Гормоны. Их роль в организме.
Практическое занятие:6
АТФ и другие соединения клетки.

Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнить задания:
- ответить на вопрос - какие связи называются
макроэргически ми
- сравнить АТФ с ДНК и РНК
Содержание учебного материала
Практическое
занятие
№3. Микроскопия.
Устройство светового микроскопа. Правила
работы с увеличительными приборами. Техника
безопасности
при
работе
с
микроскопом. Приготовление
и
описание
микропрепаратов клеток растений.
Демонстрации
Виды микроскопов
Самостоятельная работа обучающихся:
- изучение дополнительного материала по теме.
Литература: Д.К.Беляев Общая биология 10-11
класс.
Содержание учебного материала
Лекция. Строение
эукариотической
клетки.
Биологические мембраны. Органоиды клетки.
Клеточное ядро.
Хромосомы, строение,функции.
Практическое занятие:?
Наблюдение клеток растений и животных под
микроскопом на готовых микропрепаратах, их
описание. Основные части и органоиды клетки,
их функции.
Демонстрации
Строение клеток эукариот
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу "Строение эукариотической
клетки"
Содержание учебного материала
Лекция с использованием наглядных пособий.
Прокариоты. Бактерии.
Строение
и
обмен
веществ
прокариот.

4

8

2

4

2

2

2

2

6

2

4

2

2
2

Тема 1.10. Сходство и
различие в строении
клеток
растений.животных,
грибов и прокариот

Тема 1.11.Вирусы.

Образование спор. Размножение прокариот
Демонстрации
Практическое занятие.
Строение прокариотической клетки.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу "Сравнение клеток прокариот
и эукариот"
Содержание учебного материала
Лекция с использованием наглядных пособий.
Сходство в строении клеток растений и
животных. Различия в их строении. Особенности
клеток грибов. Сравнение доядерной и ядерной
клетки.
Демонстрации
Строение клеток прокариот и эукариот, строение
и многообразие клеток растений и животных.
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовить доклад по темам: Характеристики
прокариотической клетки, характеристики
эукариотической клетки, клеточная теория.
Содержание учебного материала
Лекция
. Вирусы. Сравнение неклеточных и клеточных
форм жизни.
Демонстрации
Виды вирусов. Строение вируса табачной
мозаики. Спид.
Практическое занятие:8
Вирусы. Строение вирусов.

Самостоятельная работа обучающихся:
- изучение дополнительного материала по теме.
Литература: Д. К.Беляев Общая биология 10-11
класс.
Содержание учебного материала
Лекция с интерактивной презентацией
Способы питания. Автотрофы, гетеротрофы и их
виды
Демонстрации
Тема 1.12. Питание клетки Представители автотрофных и гетеротрофных
организмов
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат на тему "Миксотрофные
организмы, особенности их питания"
Содержание учебного материала
Тема 1.13.Обмен веществ
в клетке.
Проблемная
лекция
с
интерактивной
презентацией. Гомеостаз,
пластический
и
энергетический обмен. Метаболизм
г
Демонстрация наглядного пособия " Обмен
веществ в клетке"

2

2

2

2

2

■:

2

2
■

2

2

2

1

2

2

2

Тема
1.14. Энергетический
обмен.
t

<

Тема 1.15. Пластический
обмен. Фотосинтез.
Хемосинтез
(

Тема 1.16. Пластический
обмен. Генетический код.

Тема 1.17. Пластический
обмен. Биосинтез белка.
<.

Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат на тему "Связь между
пластическим и энергетическим обменами"
Содержание учебного материала
Лекция
Энергетический обмен в клетке. Диссимиляция.
Этапы энергетического обмена:
подготовительный, бескислородный,
кислородный
Демонстрация наглядного пособия "Этапы
энергетического обмена"
Практическое занятие:9
Энергетический обмен.Гликолиз,дыхание.

Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат на тему "Отличие
энергетического обмена у аэробов и анаэробов",
глико лиз - значение для человека.
Лекция с интерактивной презентацией.
Фотосинтез. Фазы фотосинтеза: световая,
темновая.Фотосиситемы.
Хемосинтез.
Практическое занятие: 10
Фотосинтез, хемосинтез.
Демонстрация наглядного пособия "Фотосинтез"
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат по темам: "Великая
кислородная революция", "Значение фотосинтеза
для хозяйственной деятельности человека",
"Хемосинтез"
Содержание учебного материала
Лекция
Генетическая информация. Генетический код.
Свойства генетического кода. Транскрипция.
Трансляция.
Регуляция
транскрипции
и
трансляции в клетке и организме
Демонстрация наглядного пособия " Биосинтез
белка"
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат на тему "Механизм
регуляции синтеза белка у эукариот".
Практическое занятие: 11 Биосинтез белка.
Демонстрация наглядного пособия " Биосинтез
белка"
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение дополнительного материала по теме.
Литература: Д. К.Беляев Общая биология 10-11
класс.

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Тема 1.1. Жизненный
Лекция
цикл клетки. Деление
Жизненный цикл клетки. Апоптоз. Интерфаза.
Митоз. Амитоз
клетки. Митоз
Демонстрация наглядного пособия "Жизненный
цикл клетки "

<

<
Тема 1.2. Бесполое
размножение.

Тема 1.3. Половое t
размножение.

Тема 1.4. Мейоз.
Образование половых
клеток

Тема
1.5. Оплодотворение.

Практическое занятие: 12
Митоз. Биологическая роль митоза.

Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение дополнительного материала по теме.
Литература: Д.К.Беляев Общая биология 10-11
класс.
Лекция. Виды бесполого размножения.
Демонстрация наглядного пособия "Бесполое
размножение."
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение дополнительного материала по теме.
Литература: Д.К.Беляев Общая биология 10-11
класс. Ответить на вопрос: Какого биологическое
значение бесполого размножения?
Лекция. Мейоз. Биологическая роль.

Практическое занятие №13
. Способы полового размножения. Половые
клетки.
Демонстрация наглядного пособия "Бесполое
размножение."
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение дополнительного материала по теме.
Литература: Д.К.Беляев Общая биология 10-11
класс.
Лекция
Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и
оогенеза
Демонстрация наглядного пособия "Мейоз",
"Гаметогенез"
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение дополнительного материала по теме.
Литература: Д.К.Беляев Общая биология 10-11
класс. Ответить на вопрос: Какого биологическое
значение полового размножения?
Лекция с интерактивной презентацией.
Оплодотворение.
Двойное
оплодотворение
покрытосеменных растений
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат на тему "Особенности
оплодотворения", "Партеногенез"

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

i

Тема 1.6. Индивидуальное
развитие
*

<

Лекция с интерактивной презентацией.
Онтогенез.
Типы
онтогенеза.
Периоды
онтогенеза. Зародышевое развитие организмов.
Этапы
эмбрионального
развития
млекопитающих.
Взаимодействие
частей
развивающегося зародыша. Постэмбриональный
период.
Сходство
зародышей
и
эмбриональная
дивергенция признаков.
Биогенетический закон.
Практическое занятие: 14
Эмбриогенез,по стэмбриогенез.

Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат на тему "Влияние условий
окружающей среды на развитие эмбриона"

2

4

2

2

Раздел 3. Основы генетики

Тема 3.1. История
развития генетики.
Г ибридологический метод

Тема 3.2. Закономерности
наследования. Первый и
второй законы Менделя

Тема 3.3. Моногибридное
скрещивание

Тема 3.4. Множественный
аллелизм. Анализирующее
скрещивание

Содержание учебного материала
Лекция
История развития генетики. Грегор Мендель.
Гибридологический метод.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат по теме "Деятельность Г.
Менделя"
Содержание учебного материала
Лекция.
Моногибридное скрещивание. Правило
единообразия гибридов первого поколения.
Правило расщепления. Закон чистоты гамет.
Цитологические основы закономерностей
наследования при моногибридном скрещивании
Демонстрация наглядного пособия
"Моногибридное скрещивание"
Самостоятельная работа обучающихся:
Создание индивидуальных сообщений по
предложенным темам
Содержание учебного материала
Практическое занятие 15:
Решение генетических задач
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить ответы на вопросы параграфа 39
Содержание учебного материала
Лекция.
Множественный аллелизм. Кодоминирование.
Неполное доминирование. Сверхдоминирование.
Анализирующее скрещивание. Генофонгд

2

1

2

4

2

2

2

2

2

2

2

t.

Практическое занятие 16:
Множественный аллелизм. Кодоминирование.
Неполное доминирование. Сверхдоминирование.
Анализирующее скрещивание. Генофонгд.
Демонстрация наглядных пособий

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить ответы на вопросы параграфа 40
Содержание учебного материала
Лекция.
Тема
.3.5. Закон
Закон независимого наследования признаков
независимого
<
Демонстрация наглядных пособий
наследования признаков
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить ответы на вопросы параграфа 41
Содержание учебного материала
Практическое занятие 17:
<
Решение генетических задач
Тема 3.6. Дигибридное
Самостоятельная работа обучающихся:
скрещивание.
Ответить на вопросы: В чем сущность закона
независимого наследования признаков?,
В каком случае закон независимого наследования
признаков несправедлив?
Содержание учебного материала
Лекция:
Хромосомная теория наследования.
Кроссинговер. Хромосомные карты.
Тема 3.7. Хромосомная
Демонстрация наглядных пособий
теория наследования.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат на тему: "Деятельность
Т.Моргана
Содержание учебного материала
Лекция
Взаимодействие неаллельных
генов. Комплементарность. Эпистаз.
Полимерное действие генов. Плейотропность.
Цитоплазматическая наследственность.
Тема3.8. Взаимодействие
Взаимодействие хромосомной и нехромосомной
неаллельных генов.{
наследственности
Цитоплазматическая
Демонстрация - просмотр обучающего
наследственность
видеофильма
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение дополнительного материала по теме.
<
Литература: Д. К.Беляев Общая биология 10-11
класс.
Содержание учебного материала
Лекция: Теория
наследования
пола.
Тема 3.9. Генетическое
Наследование признаков, сцепленных с полом
Демонстрация просмотр
обучающего
определение пола _
видеофильма, рассмотрение схемы наследования
гемофилии

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2

2

4

2

2

2

2

Тема 3.10. Наследование
признаков, сцепл енных с
полом

Тема
«
3.11. Закономерности
изменчивость

Тема 3.12. Виды мутаций
<

Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить ответы на вопросы параграфа 45;
Практическое занятие 18:
Решение генетических задач
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение дополнительного материала по теме.
Литература: Д.К.Беляев Общая биология 10-11
класс.
Лекция
Изменчивость.
Виды
изменчивости.
Модификационная
и
наследственная
изменчивость. Норма реакции.
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить таблицу "Виды изменчивости"
Лекция:
Классификации мутаций. Генные, хромосомные и
геномные мутации; соматические и генеративные
мутации; нейтральные, полезные и вредные
мутации
Демонстрация наглядных пособий

Практическое занятие :19
Мутации,классификация.
Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся:
с.
Подготовить реферат на тему "Причины
мутаций"
Лекция.
Методы исследования: составления родословной,
популяционный, близнецовый,
цитогенетический, биохимические. Генные и
Тема 3.13. Методы —
хромосомные болезни
исследования генетики
Демонстрация наглядных пособий, просмотр
человека
обучающего видеофильма
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить рефераты на тему "Проблемы
генетической безопасности"
Раздел 4. Основы селекции и биотехнологии
Лекция.
Селекция. Полиплоидия и отдаленная
гибридизация. Искусственный мутагенез.
<
Биотехнология. Генная инженерия. Клеточная
инженерия.
Тема
4.1. Основные методы
селекции и биотехнологии Практическое занятие:20
Методы селекции.

Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить рефераты на тему "Значение
искусственного мутагенеза в селекции""
4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

Лекция.
Методы селекции растений, животных и
микроорганизмов. Успехи селекции.
Современное состояние и перспективы
Тема 4.2. Методы
биотехнологии
селекции растений,
Демонстрация
наглядных пособий
животных,
<
микроорганизмов
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить рефераты на тему "Успехи
селекции", "Современное состояние
биотехнологии"
Раздел 5. Основы учения об эволюции
Проблемная лекция
История
развития
теории
эволюции.
Предпосылки ее формирования. Ч. Дарвин.
Основные положения его теории.
Тема 5.1. Развитие
Демонстрация наглядных пособий
эволюционного учеция Ч.
Дарвина
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить список различий животного и
растительного мира; указать факты позволяющие
говорить о борьбе за существование.
Лекция:
<
Вид. Критерии вида
Демонстрация видеофильма

Тема 5.2. Вид, егэ <
критерии

♦

Тема 5.3. Популзции

С

Тема 5.4. Механизмы
эволюционного процесса

Практическое занятие:21
Характеристика вида.

Самостоятельная работа обучающихся:
Составить списки известных видов растений и
животных. Сгруппировать их по степени
сходства: А) морфологического; Б)
экологического
Лекция.
Популяция. Взаимоотношения организмов в
популяциях. Генетический состав популяции.
Генофонд. Мутационный процесс - источник
наследственной информации
Демонстрация - презентация с
вспомогательными техническими средствами
обучения
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить материал на тему изменения
генофонда популяции
Лекция - презентация с вспомогательными
техническими средствами обучения
Формы борьбы за существование. Межвидовая
борьба.
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
На основе собственных наблюдений подготовить
материал о борьбе за существование между

1

2

2

4

3

2

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2

Тема 5.5. Естественный
отбор

Тема 5.6. Дрейф генов и
изоляция - факторы
эволюции

<

Тема
5.7. Приспособления.
Видообразование

г

организмами одного вида и разных видов
Лекция
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы
естественного отбора
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить материал на тему "Творческая роль
естественного отбора"
Лекция
Репродуктивная изоляция. Изолирующие
механизмы. Дрейф генов
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на вопросы параграфа 59.
Лекция
Приспособления организмов. Стадии
видообразования. Аллопатрическое
видообразование. Симпатрическое
видообразование
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на вопросы параграфа 60.
Лекция
Типы эволюционных изменений (параллелизм,
конвергенция, дивергенция)
Главные направления эволюции органического
мира (ароморфоз, идиоадаптация, общая
дегенерация).
Демонстрация наглядных пособий

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

Тема 5.8. Макроэволюция.
€

Практическое занятие:22
Макроэволюция. Основные направления.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщение на тему "Соотношение
путей эволюции"
Лекция.
Возникновение жизни на Земле. Гипотезы о
происхождении жизни (креационизм, гипотеза
самопроизвольного зарождения жизни, гипотеза
панспермии, гипотеза биохимической эволюции).
Тема 5.9. Возникновение
Современные представления о происхождении
жизни на Земле
жизни (гипотеза абиогенного зарождения жизни)
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
<
Подготовить реферат на тему "За и против
гипотезы панспермии"
Практическое занятие 23:
Тема 5.10. Развитие жизни
Основные этапы развития жизни на Земле. Этап
на Земле
химической эволюции. Этап предбиологической

2

1

2

? 2

2

2

<

Тема 5.11. Многообразие
органического мира

Тема 5.12. Антропогенез
i

f

Тема 5.13. Основные
стадии антропогс неза

f
Тема 5.14. Расы и их
происхождение

эволюции. Биологический этап эволюции.
Гипотезы происхождения эукариот
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу "Основные ароморфозы
разных групп организмов"
Практическое занятие 24:
Многообразие органического мира. Принципы
систематики
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить рефераты по предложенным темам
Лекция: Происхождение человека. Положение
человека в системе животного мира.

Практическое занятие №25:
Развитие взглядов на происхождение человека.
Доказательства происхождения человека от
животных. Положение человека в системе
животного мира.
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщение на тему "Отличия
человека от животных"
Лекция
Стадии антропогенеза. Предшественники
человека. Древнейшие люди. Древние люди.
Люди современного анатомического типа.
Движущие силы антропогенеза
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат на тему "Прародина
человека"
Лекция - дискуссия:
Человеческие расы. Их классификация. Гипотезы
расогенеза. Факторы расогенеза
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить материал о проблемах межрасовых
отношений и межрасовых браков в современном
обществе

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

3

2

Раздел 6. Основы экологии

Тема 6.1. Предмет <
экологии

Тема 6.2. Местообитание

Лекция
Что изучает экология. Развитие экологии как
науки. Роль экологии в современном обществе.
Среда обитания организмов. Экологические
факторы. Адаптация
организмов Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на вопросы параграфа 75. Выполнить
задание.
Лекция

4

1

2

2

2

и экологические ниши

Тема 6.3. Основные типы
экологических
взаимодействий

Тема 6.4. Основные
экологические
характеристики
популяции. Динамика
популяции

Тема 6.5. Экологические
сообщества. Структура
сообщества

Тема 6.6. Поток энергии и
цепи питания

Тема 6.7. Экологические
пирамиды

<
Тема 6.8. Свойства"
биоценозов. Смена
экосистем
1

Местообитание организма. Экологическая ниша.
Их отличие
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнить задание на стр. 302
Лекция.
Экологические взаимодействия. Типы
экологических взаимодействий. Конкурентные
взаимодействия
Демонстрация видеофильма
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить рефераты на предложенные темы
Лекция
Демографические показатели. Плотность
популяции. Рождаемость. Возрастная структура
популяции. Динамика популяции. Колебания
численности особей в популяции. Факторы
популяционной динамики
Демонстрация видеофильма
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнить задание на стр. 318
Лекция
Биоценоз. Экосистема. Классификация
экосистем. Искусственные экосистемы.
Сравнение естественных и искусственных
экосистем. Экосистемы городов. Показатели
структуры сообщества
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Сделать описание любого биогеоценоза
Лекция:
Взаимосвязь организмов в сообществах.
Пищевые цепи. Автотрофы. Гетеротрофы. Типы
пищевых цепей. Круговороты веществ
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить список биогенных элементов
Лекция
Перенос энергии в сообществе. Экологическая
пирамида (экологическая пирамида, пирамида
чисел, пирамида биомассы)
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Рассчитать долю энергии (задания выдаются)
Лекция
Свойства биоценозов. Сукцессия. Виды
сукцессий
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Сделать сообщение о наблюдаемых
сукцессионных изменениях в природе

2

2

1

2

2

2

4

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

Лекция
Структура агроценоза. Отличие агроценоза от
биогеоценоза
Демонстрация наглядных пособий
Тема 6.9. Агроценозы.
Применение
Самостоятельная работа обучающихся:
экологических знаний
Подготовить рефераты по темам: "Биологические
методы борьбы с вредителями", "Применение
экологических знаний в отраслях народного
хозяйства"
Раздел 7. Эволюция биосферы и человек

Тема 7.1. Эволюция
биосферы
,

Тема 7.2. Состав и *
функции биосферы

Тема 7.3. Круговорот
химических элементов и
биохимические процессы
в биосфере

<

Тема 7.4. Роль процессов
фотосинтеза и дыхания

<

Тема 7.5. Влияние
человека на эволюцию
биосферы.
♦

Тема 7.6. Человек и
экологический кризис

Лекция.
Биосфера. Основные этапы развития биосферы
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат на тему: "Роль В.И.
Вернадского в развитии науки"
Лекция.
Компоненты биосферы. Функции живого
вещества
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат о влиянии изменений в
оболочкох Земли на биосферу
Лекция
Круговорот углерода. Круговорот азота.
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить дополнительную литературу по данному
вопросу
Практическое занятие 26:
Изучение изменений круговорота углерода в
процессе эволюции биосферы
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить схемы круговорота углерода на разных
этапах эволюции
Лекция.
Хозяйственная деятельность человека. Влияние
на эволюцию биосферы на ранних этапах
антропогенеза и современным человеком.
Демонстрация видеофильма
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить дополнительную литературу по данному
вопросу. Составить примерную хронологическую
таблицу, показывающую основные этапы
эволюции биосферы.
Подготовить рефераты по списку тем
Лекция:
Климатические изменения. Нарушения озонового
слоя. Загрязнения атмосферы. Состояние водных
систем. Уничтожение лесов, почв. Проблемы

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

<

энергетики. Цепные экологические реакции.
Человек и экологический кризис
Демонстрация видеофильма
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить дополнительную литературу по теме

2

Лекция. Природные ресурсы. Классификация.
Тема 7.7 Природные
ресурсы.
«

2
Лекция.
Рациональное использование природных
ресурсов. Охрана биосферы

Тема 7.8. Пути выхода из
экологического кризиса

Тема7.9
Ноосфера.

Тема 7.10. Защита
растительного мира.
Защита животного мира

Тема 7.11
Общие понятия о бионике.

Практическое занятие :27
Возобновимые,невозобновимые природные
ресурсы.

Лекция.
Ноосфера
Лекция.
Охрана видов. Формы охраны эталонов и
памятников природы
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить рефераты по списку тем
Лекция. Бионика.

2

2

2

2
2

2

2

2

2

2

<.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, методическим
рекомендациям или под руководством преподавателя);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных, ситуационных заданий).

2

З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
реализации дисциплины
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной аудитории:
-посадочные места студентов;
•
рабочее место преподавателя;
•
рабочая меловая доска;
•
демонстрационный стол;
•
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды,
карточки, раздаточный дидактический материал, справочный материал).
•
комплект учебно-методических пособий по биологии;
•
лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель ДНК,
гербарий, лабораторная посуда и химические реактивы)
•
видеоматериалы
Технические средства обучения:
•
Ноутбук
•
мультимейдийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения. (Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
Основные источники:
1. Каменский А.А. Биология. Общая биология. 10-11 кл.: учебник /Под ред.А.А.
Каменский, Е А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2018,- 368 с.
2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень).
Юкласс.—М.,2019..
Дополнительные источники:
ЕИонцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2017.
2. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник
для
студ.
учреждений
высш.
образования.
—
М.,
2018.
3. Мамонтов С. F-., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ.
Учреждений высш.
образования
(бакалавриат).
—
М.,
2019.
4. Никитинская
Т.В. Биология:
карманный
справочник.
—
М.,
2018
б.Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология:
базовыйуровень,
10—Икласс.—М.,
2019.
6.Сухорукова Л. Н._, Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11
класс. — М., 20’8
Заяц. Общая биология 2020г.

Интернет-ресурсы:

1. http:/7www.ebio.ru/3neKTpoHHbffl учебник по биологии. Представлены
разделы: ботаника, зоология, анатомия, общая биология, экология.
2. http://evolution.powemet.ru/ Теория эволюции как она есть: материалы по
теории биологической эволюции. Представлены различные материалы,
посвященные теории биологической эволюции.
3. www. window, edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Интернета по биологии).
4. www.znanium.com- сайта института
5 .vk.com/idbiorepetitor

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, промежуточного
контрольного тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, рефератов.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды
формируемых
общих
компетенций

знания:
- основные положения биологических теорий ОК-2, ОК - 4, ОКи закономерностей: клеточной теории, 5, ОК-6,
эволюционного
учения,
учения
В.И. ОК-08
Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя,
закономерностей
изменчивости
и
наследственности;
строение
и
функционирование ОК-2, ОК-4,
биологических объектов: клетки, генов и ОК-5,
хромосом, структуры-вида и экосистем;

сущность биологических процессов: ОК-2, ОК-3,
размножения,
оплодотворения, действия ОК-4, ОК-8,
искусственного и . естественного отбора, ОК-9
формирование
приспособленности,
происхождение в адов, круговорот веществ и
превращение энергии в клетке, организме, в
экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся (в том числе
отечественных)
ученых
в
развитие
биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
«

ОК-1, ОК-3,
ОК-04, ОК-9
ОК-2, ОК-4,
ОК-5,

умения:
- объяснять роль биологии в формировании ОК-3, ОК-4, ОК
научного
мировоззрения;
вклад 08
биологических теорий в формирование
современной естественно-научной картины
мира; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов; отрицательное
влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ
на
эмбриональное
и
постэмбриональное . развитие
человека;
влияние экологических факторов на живые

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Промежуточное тестирование.
Проверка тетради.
Устный опрос.

Проверка тетради.
Проверка домашних задач.
Оценивание
практических
работ.
Промежуточный контроль.
Оценивание практических
заданий.
Промежуточный контроль.
Фронтальный
и
индивидуальный опрос
Проверка тетради.
Проверка домашних заданий.
Работа с учебником.
Устный опрос.
Проверка тетради.
Защита рефератов.
Промежуточное тестирование.
Диктант по определениям.
Устный опрос.
Проверка тетради.
Проверка домашних заданий.
Оценивание
практических
работ.
Промежуточный контроль.
Фронтальный
и
индивидуальный опрос.
Работа с учебником.

организмы, влияние мутагенов на растения,
животных и человека; взаимосвязи и
взаимодействие организмов и окружающей
среды; причины и факторы эволюции,
изменяемость видов; нарушения в развитии
организмов, мутации и их значение в
возникновении наследственных заболеваний;
устойчивость, развитие и смены экосистем;
необходимость сохранения многообразия
видов;
- решать элементарные биологические задачи;
составлять элементарные схемы скрещивания
и схемы переноса веществ и передачи
энергии в экосистемах (цепи питания),
описывать
особенности
видов
по
морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к
среде обитания, источники и наличие:
мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах
своей местности;
сравнивать
биологические
объекты:
химический состав тел живой и неживой
природы, зародышей человека и других
животных,
природные
экосистемы
и
агроэкосистемы своей местности; процессы
(естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать
выводы и обобщения на основе сравнения и
анализа;
- анализировать и оценивать различные
гипотезы о сущности, происхождении жизни
и человека, глобальные экологические
проблемы и их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей
среде;
- изучать изменения в экосистемах на
биологических моделях;
- находить информацию о биологических
объектах в различных источниках (учебниках,
справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных
базах,
ресурсах
сети
Интернет) и критически ее оценивать.

ОК-2, ОК-3,
ОК-4, OK-08, ОК9

Оценивание практических
заданий.
Промежуточный контроль.
Проверка тетради.
Проверка домашних заданий.

ОК-4, ОК-5,
ОК-6

Оценивание практических
заданий.
Фронтальный и
индивидуальный опрос

ОК-2, ОК-3,
ОК-5, ОК-6

Фронтальный и
индивидуальный опрос.
Выполнение
практических
заданий.

ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК-8

Устный опрос.
Просмотр
видеофильма.

ОК-1, ОК-3,
OK-05, ОК-9
ОК-4, ОК-5,
ОК-6, ОК-08

Выполнение
практических
заданий.
Работа с литературой, интернетисточниками.
Устный опрос.

и

анализ

Контрольно-оценочные средства
Раздел 1. Учение о клетке
ЗАДАНИЕ (внеаудиторная самостоятельная работа) №1
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
1. Подготовка реферата по теме:
• Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в
растении. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения
при их недостатке и избытке.
• Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
• Практическое значение прокариотических организмов (на примерах
конкретных видов).
• Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
• Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
• Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического
обмена в различных частях митохондрий.
• Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
• Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи
наследственных признаков в поколениях.
• Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
2. Нарисовать схемы строения растительной и животной клеток и основных
органоидов клетки,,
3. Изучение вопроса фотосинтез и хемосинтез.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания:
60
мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии :
- умение сформулировать цель работы;
- умение подобрать научную литературу по теме;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- самостоятельность мышления;
- стилистическая грамотность изложения;
- корректность выводов;
- правильность оформления работы.
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнены все
вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные
погрешности в оформлении и представлении работы.
оценка «удовлетворительно«выставляется обучающемуся, если допущены
незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если представленная
работа не соответствует требованиям.

ЗАДАНИЕ (тестовое задание) №2
<

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
1. Процесс индивидуального развития организма - это:
1.
2.
3.
4.

онтогенез
митоз
амитоз
мейоз

2. Тканью называют:
1. кожицу лука
2. группу клеток, сходных по строению и выполняющих определенную
фу акцию
3. мякоть ягоды
4. скибку арбуза

3. Белки - биологические полимеры, мономерами которых являются:
1.
2.
3.
4.

жирыферменты
аминокислоты
углеводы

4. Митоз - способ’деления эукариотических клеток, при котором:
1. образуются половые клетки
2. дочерние клетки получают генетическую информацию такую же, как в ядре
материнской клетки
3. из диплоидной клетки образуются гаплоидные
4. образуется зигота

5. Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах

1.
2.
3.
4.

йод
кальций
вода
магний

6. Сколько процентов от массы вещества составляют органические вещества
1.
2.
3.
4.

5-10%
20-30%
10-15%
10-20%
<

7. Какие органические вещества преобладают в клетках растений?
1. углеводы

2. белки
3. жиры
4. микроэлементы

8. Как называется соединение двух аминокислот в одну молекулу?
1. трипептид <
2. полипептид
3. дипептид

9. Назовите основную функцию жиров
1.
2.
3.
4.

-нейтральная
строительная
защитная
энергетическая

10. Другое название углеводов
1.
2.
3.
4л

нуклеиновые
кислоты
липиды
сахариды

11. Сколько процентов углеводов в живой клетке?
1. 0,5%
2. ( 5%
3. -1-2%
4. 3-4%
12. В каких условиях могут жить бактерии

1. ‘_в анаэробных
2. в аэробных и анаэробных условиях
3.

в аэробных

13. Энергетический обмен - это процесс:

1.
2.
3.
4.

теплорегуляции
окисления органических веществ клетки с освобождением энергии
биосинтеза
удаления жидких продуктов распада

14. Иммунологическую защиту организма обеспечивают:

1.
2.
3.
4. '

различные вещества
особые белки крови - антитела
углеводы
белки, выполняющие транспортную функцию

15. Наследственная информация у бактерий хранится в

С

хромосомах
ядре
рибосомах
цитоплазме

1.
2.
3.
4.

16. Из скольких фаз состоит митоз?
1. 2
2. 4
3. 3

>

17. Каждый вид растений и животных характеризуется определенным и
постоянным числом
1.
2.
3.
4.

,

генов
хромосом
клеток
органоидов

18. Как называют состояние между двумя митозами?
К

z ;•
>

■

1. интерфазой
2. *_ профазой
3. метофазой
4. анафазой
19. Как называется первая фаза деления ядра?

'

:”.; й

ФФ

1.
2.
3.
4.

анафаза
телофаза
метофаза
профаза

<.

20. Энергетическими "станциями" клетки являются
1.
2.
3.
4.‘

лизосомы
рибосомы
митохондрии
цитоплазма

21. Прямое деление клетки, встречающееся только у простейших, называют

«

1.
2.
3.
4.

онтогенез
митоз
амитоз
мейоз

22. Назовите процесс образования живыми организмами органических молекул из
неорганических за счет энергии солнечного света

1. диссимиляция
2. гаструляция
3. ассимиляция

4. фотосинтез

23. Основная особенность строения бактерий

-

1.
2.
3.
4.

отсутствие хромосом
наличие цитоплазмы
отсутствие тканей
отсутствие ядра

24. Важнейшей составной частью клетки является
1. *
2.
3.
4.

ядро
лизосомы
вакуоли
цитоплазма

25. Сколько процентов жира содержится в животных клетках?
1.
2.
3.
4.

40%
90%
70%
50%

Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное
время
2. Максимальное время выполнения задания:
30
мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Процент результативности (правильных
ответов)
90-100
80-89
70-79
менее 70

Оценка уровня подготовки балл (отметка)
вербальный аналог
«5»-отлично
«4»- хорошо
«3 »- удовлетворительно
«2»- неудовлетворительно

Раздел 3. Основьцгенетики и селекции
ЗАДАНИЕ (внеаудиторная самостоятельная работа) №7
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
1. Подготовка реферата по теме:
• Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
• Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
• Драматические страницы в истории развития генетики.
• Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

• Центры многообразия и происхождения культурных растений.
• Центры многообразия и происхождения домашних животных.
• Значение изучения предковых форм для современной селекции.
• История происхождения отдельных сортов культурных растений.
2. Работа с учебником, составление конспекта по вопросу «Хромосомная теория
наследственности».

3. Составление дидактической обобщающей таблицы «Основные закономерности
изменчивости».
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания:
60
мин.
3. Вы можете воспрльзоваться учебником, глобальной сетью
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии :
- умение сформулировать цель работы;
- умение подобрать научную литературу по теме;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- самостоятельность мышления;
- стилистическиi грамотность изложения;
- корректность выводов;
- правильность оформления работы.
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнены все
вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные
погрешности в оформлении и представлении работы.
оценка «удовлетворительно «выставляется обучающемуся, если допущены
незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если представленная
работа не соответствует требованиям.
ЗАДАНИЕ (практическая работа) №8
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема: Составление простейших схем моногибридного и
дигибридного скрещивания.
Цель:
• Научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на
основе предложенных данных.
Алгоритм решения задач на дигибридное скрещивание
1.
Запишите известные данные о фенотипе родителей.
2.
Определите генотипы родителей, опираясь на данные условия задачи.
3. Определите, сколько и каких типов гамет образует каждый
родительский организм.
4.
* Определите возможные генотипы гибридов первого поколения,
пользуясь, если это необходимо решеткой Пеннета.
5.
Определите фенотипы гибридов.
6.
Определите формулу расщепления гибридногопотомства.
7.
Определите формулу расщепленияфенотипов
гибридного
потомства цо каждому признаку.
Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти,
доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать
от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?
Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка,
гетерозиготных по’ окраске шерсти?
Задача № 3. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют
коричневый ме> и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных
форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим
голубовато-серый цвет шерсти.

Задача № 4. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые
глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на
кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое
потомство можно ожидать от этого брака?
Задача № 5. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb;
ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное
время
2. Максимальное время выполнения задания:
90
мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
Выполнение практически всей работы (не менее 70%) - положительная оценка

ЗАДАНИЕ (практическая работа) №9
ТЕКСТ ЗАДАНИЙ:

Тема: Решение генетических задач и составление родословных.
Цель работы:
• научитьс I устанавливать закономерности наследования двух и более пар
альтернативных признаков, гены которых находится в разных парах гомологичных
хромосом, путем гибридного или полигибридного скрещивания.
Практическая часть:
Задача 1:
У человека низкий рост преобладает над высоким.

«
отца высокий?

1. Каковы генотипы членов семьи, если у матери рост низкий, а у

2. Каковы генотипы членов семьи, если мать гетерозиготна, а
отец гомозиготен по признаку роста?
Задача 2:
(
У КРС ген обуславливающий черную окраску шерсти доминирует над красным. Какое
потомство можно ждать от гомозиготного черного быка и гомозиготной черной коровы?
Задание 3
У человека карий цвет глаз доминирующий над голубым. Какого цвета будут глаза у
потомков, если кареглазая женщина выйдет замуж за голубоглазого мужчину. Оба
родителей гомозиготные.
Задание 4
У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. Определить
окраску семян при следующем скрещивании?
а) Аа х аа
б) АА х Аа
<
в) аа х АА
Задание 5
Карий цвет глаз доминирует над голубым, темный цвет волос - над светлым.
Определите вероятность рождения голубоглазого светловолосого ребенка, если мать гетерозиготная по обеим признакам кареглазая темноволосая, отец - голубоглазый
темноволосый. А
Задание 6.
Составьте свою родословную.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.