ОГСЭ.02 История 2021 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение РД

«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.02 История

Профиль получаемого профессионального образования:

естественнонаучный
Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело

Квалификация: медицинская(ий) сестра/брат

Форма получения образования: очная
Курс:

2

Семестр: 3

2021г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №рт

» &&

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УР

2021г.

20-2021г.
чТодпись

£0-

ФИО

2021г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 02 История разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 12.05.2014г. №502 по специальности 34.02.01.Сестринское дело
с учетом:
-профиля получаемого образования ;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных
образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального
образования(разработаны
Департаментом
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования»(письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 17.03.2015г № 06259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2021/2022учебный год
Разработчики: Багомедова Рашидат Хазбулатовна, преподаватели по истори

Рецензенты / эксперты:

Содержание
Е................................................................................................................................................. II
АСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............................
1.1.Область применения программы
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы...................................................................................................................................

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:........

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:..................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы......................................................
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ................................................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.....................................................
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.......................

3.2 Информационное обеспечение обучения..........................................................................
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 История является частью
программы подготовки специалистов среднего звена (программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих) в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 34.02.01.Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплиныОГСЭ.02 История может быть
использована в профессиональных образовательных организациях,реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения
программ подготовки квалифицированных рабочих,служащих и специалистов среднего
звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ППССЗ:
Учебная дисциплина История изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ППССЗ/ППКСЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.

Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История входит в состав обязательной предметной области
филология/иностранный язык ФГОС среднего общего образования.

В учебном плане место учебной дисциплины ОГСЭ.02 История в составе общих учебных
дисциплин.
Дисциплина входит в состав базовых дисциплин общеобразовательного цикла ППССЗ.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:

История медицины изучает закономерности развития и историю врачевания,
медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей
истории человечества в неразрывной связи с историей, философией, достижениями
естествознания и культуры. Являясь составной частью всемирной истории науки и
культуры, история медицины отражает развитие логики научной мысли как в прошлом,
так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий
медицины и понимания современного этапа развития медицинской науки и практики
здравоохранения.
Истории медицины раскрывает общие закономерности всемирно-исторического
процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до
современности, выявляет достижения каждой эпохи в области медицины в контексте
духовной культуры человечества, показывает взаимодействие и единство
национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и
практики в разных регионах земного шара, знакомит студентов с историей и
основными положениями врачебной этики в различных странах мира.
История медицины является связующим звеном между всеми предметами,
изучаемыми в медицинском вузе. Она способствует формированию у студентов
научного мышления и широкого мировоззрения.

Цель дисциплины «История медицины» - изучение истории, закономерностей и
логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на
протяжении всей истории человечества.
Задачи дисциплины:
□ обучить студентов объективно анализировать исторические явления,
достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;
□ показать общие закономерности всемирно-исторического процесса
становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с
древнейших времен до нашего времени;
□ раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области
медицины в контексте поступательного развития человечества;
□ показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в
формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
□ ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира,
определяющих судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;
□ прививать этические принципы врачебной деятельности, показать особенности
развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские
основы и исторические условия их формирования;
□ воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей
профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;
□ расширить общий научный и культурный кругозор студентов.
Изучение Истории направлено на достижение следующих целей:
Общая характеристика учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и
свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории
в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных
норм
и
ценностей
для
жизни
в
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии,
толерантного отношения к представителям других народов и стран.
•
воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
• формирование исторического мышления — способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные
версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение
к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи программы: показать основные линии исторического движения к современному
миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью,
как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация
исторического материала
предоставляет школьникам возможность не только
рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта,
почувствовать себя звеном в цепи поколений.

Важнейшими задачами
исторического образования являются формирование у
учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма,
толерантности. Обучающиеся должны также освоить периодизацию отечественной
истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск
информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинноследственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические
события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографию.
На первый план выдвигается компетентный подход, обще учебные умения, навыки и
способы деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В результате изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования на
базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:

• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;

• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;

• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические
сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии
получаемой извне социальной информации;

• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и

религиозной группы, локальной и региональной общности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека: развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам, умение выбирать линию поведения в
соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных
исторических последствиях;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов,
толерантность:
доброжелательного

формирование

осознанного,

уважительного

и

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,

гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов
России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми
и достигать в нём взаимопонимания;

- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации
современного человека, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
дальнейшего образования
на
базе
ориентировки
в
мире
профессий
и
профессиональных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов

- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и
культуре человечества, закладывание основы для понимания и индивидуальной
оценки достижений западной и восточной культуры;

- понимание роли социально активной личности в истории;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.;
- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях, осознанное
владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления
аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев, установления родо-видовых связей;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.), владеть устной и
письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь,

участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с
сообщениями;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении: определять
цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы
работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и
представлять её результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной
деятельности и способы решения познавательных задач; осуществлять самоконтроль
и самооценку.
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания; вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности).

Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания
современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных
источников,
раскрывая
ее
социальную
принадлежность
и
познавательную ценность: анализ исторических источников, выявление предпосылок и
причин исторических событий, сопоставление целей и результатов деятельности
социальных групп и исторических личностей, объяснение фактов, сопоставление
различных суждений;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления
исторических и культурных памятников своей страны и мира,

и

сохранения

- формирование умения рассматривать исторические процессы в развитии, определяя
причины, этапы и особенности развития, результаты;
- выработка умений сравнивать исторические факты, явления, процессы, определяя
общее . и особенное; систематизировать историческую информацию; решать
проблемные ситуативные задачи; определять свою личную точку зрения, уметь её
формулировать и аргументировать; давать оценку историческим событиям и
процессам, деятельности исторических личностей.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2Л Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
Лекции
Практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме: Дифференцированный зачет

Объем часов
64
48
30
18
16

Тематический план и содержание учебной дисциплины
_________________ ОГСЭ.02 История ______________
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала
и практические работы,самостоятельная работа обучающихся

ТЕМА № 1. Вводная Тема. Медицинская символика различных
времен и народов

Лек.

Практ.

Объем
часов

Урове
НЕ
освоен
ИЯ
1

2
2

ТЕМА № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных
общинах. Возникновение врачевания
1

2

2

2

Самостоятельная работа:3арождение медицины. Медицина в
первобытных общинах. Возникновение врачевания

ТЕМА № 3. Медицина в древнерусском государстве. Киевская
русь IX—XIV вв.
1. Историческая характеристика рассматриваемого периода
2. Направления в медицине IX—XIVbb.
Народная медицина. Передача медицинских знаний
Монастырская медицина
Светская медицина
Санитарное дело. Бани. Эпидемии

1
2

2

4
1

Самостоятельная работа: .Историческая характеристика
рассматриваемого периода
Направления в медицине IX—XIVee.
Народная медицина. Передача медицинских знаний

ТЕМА № 4. Медицина в России XV—XVII вв.
1. Общая характеристика исторического периода. Необходимые
понятия
2. Развитие медицины в начале XVb.Медицинские направления
3. Судебник 1550 г. и народная медицина.Государева аптека
Эпидемии и государственные противоэпидемическиемероприятия
Аптекарский приказ и аптеки
4. Монастырские и гражданские больницы
5. Первые русские доктора медицины

2

1
2

4

4

2

1

1
6

2

8

Н. М. Амбодик-Максимович
Д. С. Самойлович
В.М. Рихтер
6. Водолечебницы. Производство медицинского оборудования в
XVIII в.

Самостоятельная работа:. Госпитальные школы
Доктора медицины в России.Управление медицинскими
учреждениями.Открытие Академии наук и всяческих искусств
М. В. Ломоносов,С. Г. Зыбелин,А.М. Шумлянский,К. Н. Щепин

2

1

Самостоятельная работа:
\ .Общая характеристика исторического периода. Необходимые
понятия
2. Развитие медицины в начале ХУв. Медицинские направления

ТЕМА № 5. Медицина в российской империи XVIII в.
1. Общая характеристика исторического периода
Образование, наука и общественная мысль Россиив XVI—XVIII в.
2. Основные черты экономики и культуры России ХУШ в.
3. Развитие медицины в начале XVIII в.Медицинский факультет
Московского университета
4. Госпитальные школы
5. Доктора медицины в России. У правление медицинскими
учреждениями.Открытие Академии наук и всяческих искусств
М. В. Ломоносов
С. Г. Зыбелин
А.М. Шумлянский
К. Н. Щепин

8

2

2
1

ТЕМА № 6. Развитие медицины в России в первой половине
XIX в.
1. Общая историческая характеристика рассматриваемого периода
2. Общественно-политическая обстановка
3. Декабристы и их требования в области медицины
4. Развитие анатомии и хирургии в России в первой половине XIX
в.
Н. И. Пирогов
С.Ф. Хотовицкий
М. Я. Мудров
Самостоятельная работа:Развитие анатомии и хирургии в России в
первой половине XIX в. Н. И. Пирогов,С.Ф. Хотовицкий,М. Я.
Мудров

3

3

6

2

ТЕМА № 7. Развитие медицины в России во второй половине
XIX — начале XX вв.
1. Общая историческая характеристика рассматриваемого периода
Земская реформа
Судебная реформа 1864 г.
Военная реформа
Итог проведенных реформ.Основные исторические моменты
2. Развитие терапии. Передовые черты отечественной терапии во
второй половине XIX в.
С. П. Боткин
Г. А. Захарьин
А. А. Остроумов
3. Хирургия. Асептика
И. М. Сеченов
И. П. Павлов
И. И. Мечников
4. Развитие гигиены в России
Ф. Ф. Эрисман
А. П. Доброславин
5. Педиатрия
6. Патологическая анатомия в России
7. Значение земской медицины в России для развития медицинской
науки
Самостоятельная работа:Развитие гигиены в России.Ф. Ф.
Эрисман, А.
П. Доброславин
Педиатрия. Патологическая анатомия в России.Значение земской
медицины в России для развития медицинской науки

1

4

4

8

2
1

1

2

ТЕМА№ 8. Здравоохранение и развитие медицинской науки в
советский период (1917-1991 гг.)
Общая историческая характеристика рассматриваемого периода
Становление советской медицины

1
5

1

6

1
1

Принципы медицины в СССР. Высшее медицинское образование
Медицина в годы Великой Отечественной войны. Развитие
медицины в послевоенный период

2

Самостоятельная работа:Общая историческая характеристика
рассматриваемого периода

ТЕМА № 9. Развитие медицины в конце XX в. Международное
сотрудничество в области здравоохранения.
Развитие здравоохранения в конце XX - начале XXI вв
Международное сотрудничество в области здравоохранения.
История, современное развитие медицины.
Самостоятельная работа^азвитие здравоохранения в конце XX—
начале XXI вв.
Международное сотрудничество в области
здравоохранения.История, современное развитие
Международный комитет Красного Креста
Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца
Всемирная организация здравоохранения
Движение «Врачи мира за предотвращениеядерной войны»
Зачет

Итого

2

2

1

4
1

2

64(48+16)
___________

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории;
мастерских не предусмотрено, лабораторий не предусмотрено

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, карты,
адаптированные конспекты, синхронные таблицы, тестовый материал, индивидуальные
карты мониторинга учебных знаний),рабочие места по количество обучающихся;
рабочее место преподавателя ;методические разработки уроков и мероприятий.

РЕКОМЕНДУЕМА ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Основная литература:
1.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История» - учебник для студентов СПО. М.
«Академия», 2017 г.

1.Сахаров А.Н., Буганов В.И. « История России с древнейших времен до конца века» - 12 часть, академический учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. «
Просвещение» 2018 г.
2. Сахаров А.Н. « История России с древнейших времен до конца XVI века» - 1 часть,
учебник для 10 класса. М « Русское слово» 2017г.
3. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. « История России XVII - XIX века» 2 часть учебник для 10
класса М. « Русское слово» 2018 г.

4.3агладин Н.В. « Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» - учебник
для 10 класса М. «Русское слово» 2017 г.
5.3агладин Н.В., Симония И.А. «История России и мира» учебник для 10 класса М «
Русское слово» 2018 г.
б.Загладин Н.В. «Всеобщая история» - учебник для 11 класса М « Русское слово» 20016г.
Учебные пособия:
7. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А. А., Уткина А.И., Филиппова
А.В. - М.: Просвещение, 2016. - 367 с.
8. История современной России, 1991-2003: учеб.пособие /В.И. Короткевич. - СПб.:
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. - 293 с.

9.Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. М.: Просвещение, 2017. - 432 с.

Дополнительная литература для обучающихся:
1 Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в
ответах.

вопросах и

2. Волков К.В. Сборник основных дат и событий школьного курса отечественной и
зарубежной истории с древнейших времен до начала XXI века.

3. Алексеев Д.Ю. Краткий справочник дат по истории.
4. Ванюков Д. А. Демократическая Россия конца XX - начала XXI века. /Д. А. Ванюков.
М.: Мир книги, 2017. - 240 с.
5. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико­
правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;

6. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. - М.: Артстильполиграфия, 2016. - 352 с.
7. Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. - М.: Институт
экономических стратегий, 2016. - 544с.
8. Леонов И. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008. /И.Леонов. М., 2015. - 545 с.

9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2015. - 416 с.
10. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2016. - 361 С.
11. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России.
/В.Ю. Сурков. М.: Современный туманит, университет, 2017. - 49 с.
12. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2016.
- 232 с.

4. Контроль и оценка результатов учебной дисциплины ОГСЭ.02 История

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и заданий
в микрогруппах.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, устный зачет

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;

Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, письменная
контрольная работа
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии.

Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата.
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
Письменный контроль

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии
получаемой извне социальной информации;

-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;

-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Устный контроль в форме дебатов.
Письменный контроль в форме практикоориентированной проектной деятельности
обучающихся

Знания:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и
всемирной истории;
Устный контроль в форме индивидуального и фронтального опроса

Письменный контроль в форме тестирования

периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки
важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
Устный контроль в форме дискуссии

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Устный контроль в форме дискуссии,

письменный контроль в форме эссе, рефератов, практикоориентированных проектов

основные исторические термины и даты;
Устный контроль, письменный контроль.

Перечень вопросов для подготовки к зачету
1. История, культура и медицина. Периодизация и хронология истории медицины.
Источники изучения.
2. Становление первобытного общества и первобытного врачевания
3. Врачевание в период зрелости первобытного общества
4. Медицина — народная, традиционная, научная.
5. Врачевание в Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия) .
6. Врачевание в Шумере (История. Мифология и врачевание. Развитие врачевания).
7. Врачевание в Вавилонии и Ассирии (История. Мифология и врачевание. Развитие
врачевания).
8. Врачевание в Древнем Египте (История. Мифология и врачевание. Развитие
медицинских
знаний).
9. Врачевание в Древней Индии (История. Санитарное дело периода Индской
цивилизации.
10. Врачевание в Древнем Китае (История. Философские основы китайской медицины.
Традиционная китайская медицина).
13. Врачебные школы. Гиппократ. "Гиппократов сборник". Врачебная этика в Древней

Греции).
14. Медицина эллинистического периода (История. Философские основы.
Александрийский Мусейон и медицина).
15. Медицина в Древнем Риме
16. Медицина средневековой Европы
17. Медицина в Византийской империи (395-1453) (История.Санитарно-технические
сооружения. Византийская наука и религия. Развитие медицинских знаний.
Образование
и медицина).
18. Медицина народов средневекового Востока (VII-XVII вв.)
19. Медицина в халифатах (VII-XI вв.) (История.Арабоязычная культура и медицина.
Больничное дело).
20. Медицина народов Средней Азии (X-XV вв.) (История.Ибн Сина).
21. Медицина Юго-Восточной Азии (IV-XVII вв.). Китай. Тибет.
22. Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения (XV-XVII вв.)
23. История. Становление анатомии как науки.
24. Становление физиологии как науки.
26. Эпидемии .
27. Развитие хирургии.
28. Больничное дело и монастыри
29. Медицина в Московском государстве (XV-XVII вв.)
30. Народная медицина. Эпидемии.
31. Первые аптеки и Аптекарский приказ.
32. Доктора медицины и лекари.
33. Социально-экономическая и политическая характеристика Древней Руси.
Периодизация
истории Древнерусского государства. Крупнейшие исторические события.
34. Медицина Киевской Руси. Народная медицина. Средства лечения в народной
медицине.
35. Первые больницы. Монастырская медицина.
36. Состояние медицины в период монголо-татарского периода.
37. Развитие медицины в Московском государстве. Выделение отдельных видов
медицинской помощи.
38. Возникновение государственной медицины. Аптекарский приказ, функции.
39. Первые медицинские учебные школы.
40. Первые российские доктора. (II.В. Постников)
41. Социально-экономическая и политическая характеристика России в 18 веке.
Развитие
медицинского образования, госпитальные школы, открытие Московского университета
42. Вклад в развитие медицины М.В Ломоносов,
43. Вклад в развитие медицины С.Г. Зыбелин,
44. Вклад в развитие медицины Д.С. Самойлович,
45. Вклад в развитие медицины Н.М. Максимович-Амбодик.
46. Важнейшие исторические события в первой половине XIX века. Особенности
развития
анатомии и хирургии .
47. Анатомо-хирургические школы.
48. Формирование отечественной хирургии, терапии. Н.И. Пирогов,
49. Вклад в развитие медицины М.Я. Мудров.
50. Земская реформа, земская медицина.
53. Развитие физиологии .
54. Материалистический нервизм. (И.М. Сеченов).

55. Развитие микробиологии, иммунологии, эпидемиологии (И.И. Мечников).
56. Развитие отечественной гигиены (А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман).
57. Открытия 19 века и дальнейшее развитие медицины.
58. Передовые черты отечественной терапии.
59. Вклад в развитие медицины С.П. Боткин,
60. Вклад в развитие медицины Г.А. Захарьин,
61. Вклад в развитие медицины Н.В. Склифосовский.
62. Развитие хирургии, обезболивание, асептика, антсептика
63. Вопросы здравоохранения в программных документах большевиков.
64. Вклад в развитие медицины (Соловьев).
65. Советская клиническая школа. И.П. Павлов,
66. Вклад в развитие медицины Н.Н. Бурденко



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.