МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД «Индустриально
промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОН. 01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С
МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
Профиль получаемого профессионального образования : естественнонаучный.
Код и наименование специальности^.02.01 Сестринское дело
входящей в состав УГС 34.00.00 Сестринское дело.
Квалификация выпускника: медицинская(ий) сестра/брат.
Форма обучения: очная.
Курс 2.
Семестр: 1
2021 г
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
общеобразовательных и гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
^^-Д1|абанова ММ
Протокол № 1 от
»
0£
г-
Подпись
ФИО
Председатель П(Ц)К
^Подпись
_ Давлятбекова М.М.
ФИО
20 У
г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОН. 01
Основы латыни
разработана на основе требований:- Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
-Федерального закона от 29.12.2012г№273-ФЗ об образовании в РФ.
— Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности:34.02.01 Сестринское дело, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 12.05.2014 № 502с учетом:
- профиля получаемою образования примерной программы;
-
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
-
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2021/2022 учебный год.
Разработчик: Ибрагимова А.Б., преподаватель иностранного языка ГБПОУ РД ИПК.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы.... .......... ......... ....................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
п ро граммы (ППССЗ/ППКСЗ):.........................................................................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины, результаты освоения дисциплины:......................................
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:..................
2, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............... .......................
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.................. ........................................
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.....................................................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.... ................................. .
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.........................
3.2 Информационное обеспечение обучения................................................................................
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины может, быть использована в
профессиональной подготовке младшей медицинской сестры по уходу за
больными.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по
специальности 34.02.01 Сестринское дело.
дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
правильно читать и писать на латинском языке медицинские
(анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному
образцу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
элементы латинской грамматики и способы словообразования;
500 лексических единиц;
глоссарий по специальности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
овладеть общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимо для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья,
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять
ему суть вмешательств.
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
1л
ч истео часов
НА ОСВОЕНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; .
самостоятельной работы обучающегося 18 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2Л. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Практические занятия
Дифференцированные зачеты
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
54
36
36
18
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1
Тема 1.1.
Введение.
Фонетика.
Раздел 2.
Тема 2.1.1-2.1.2
Имя
существительное.
Несогласованное
определение.
Содержание учебного материала,
практические занятия,
самостоятельная работа
обучающихся
2
Фонетика
Содержание учебного материала
Введение.
Значение
латинского
языка, его роль в медицине.
Медицинская терминология.
Фонетика.
Латинский
алфавит.
Произношение гласных, согласных,
дифтонгов
и буквосочетаний.
Правила
постановки
ударения.
Долгота и краткость слога
Самостоятельная работа:
• выполнение упражнений
• Составить схему соответствий
звуков
и
буквенных
обозначений.
Ответить
на
контрольные вопросы
Анатомическая терминология
Содержание учебного материала
Имя
существительное.
Грамматические категории имен
существительных. Словарная форма.
Определение
склонения.
Существительные
1 ’го и
2‘го
склонения.
Несогласованное
определение.
Латинизированные
греческие существительные на -on.
Склонение
существительных
греческого происхождения на -е
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
4
2
1
2
3
2
6
2
1
1.
Имя
существительное.
Грамматические категории имен
существительных. Словарная форма.
Определение
склонения.
Существительные
1
2
склонения.
Тема 2.2.1-2.2.2
Имя
прилагательное.
Согласованное
определение.
2. Несогласованное определение.
Латинизированные
греческие
существительные на -оп.Склонение
существительных
греческого
происхождения на-е
Самостоятельная работа:
* работа со словарем
Содержание учебного материала
Имя прилагательное. Грамматические
категории прилагательных: род,
число, падеж. Две группы
прилагательных. Словарная форма.
Прилагательные первой и второй
группы. Согласованное определение.
Сравнительная и превосходная
степень прилагательных и их
употребление в анатомической
терминологии
2-
2
2
2
4
2
3
1. Имя прилагательное.
Грамматические категории
прилагательных: род, число, падеж.
Две группы прилагательных.
Словарная форма.
Тема 23.1-2.3.4
2. Прилагательные первой и второй
группы. Согласованное определение.
Сравнительная и превосходная
степень прилагательных и их
употребление в анатомической
терминологии
Самостоятельная работа:
» выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»
Содержание учебного материала
1
2
2
2
10
3
Склонение имен
существительных
Склонение имен существительных.
Окончания
существительных
мужского, женского и среднего рода
З'10 склонения. Словарная форма.
Исключения из правила о роде.
Систематизация
признаков рода
существительных 3 склонения. 4
и 5ое склонение существительных.
Согласование прилагательных первой
и
второй
группы
с
существительными 3, 4, 5 склонений
2
1
1. Склонение имен существительных.
Окончания существительных
мужского, женского и среднего рода
З’го склонения. Словарная форма.
2
2
2. Исключения из правила о роде.
Систематизация признаков рода
существительных З'го склонения.
Раздел 3.
Тема 3.1.1-3.1.2
Глагол. Краткие
сведения о
рецептуре.
3. 4’ое и 5ое склонение
существительных. Согласование
прилагательных первой и второй
группы с существительными 3, 4, 5
склонений
Самостоятельная работа:
* выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»
® составить таблицу падежных
окончаний пяти склонений
Фармацевтическая терминология
Содержание учебного материала
Глагол. Словарная форма. Основа
глагола. Четыре спряжения глаголов.
Образование
повелительного
и
сослагательного наклонений глагола,
их употребление в стандартных
рецептурных
формулировках.
Краткие сведения о рецептуре.
Структура
рецепта.
Порядок
выписывания рецептов
2
2
2
2
2
3
3
10
2
1
1. Глагол, Словарная форма. Основа
глагола. Четыре спряжения глаголов.
Образование
повелительного
и
сослагательного наклонений глагола,
их употребление в стандартных
рецептурных формулировках.
1
Тема 3.2.1-3.2.2
Оформление
латинской части
рецепта.
Химическая
номенклатура.
2. Краткие сведения о рецептуре.
Структура
рецепта.
Порядок
выписывания рецептов
Самостоятельная работа:
® перевод
рецептов
и
оформление их по заданному
нормативному образцу
® выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»
Содержание учебного материала
Оформление
латинской
части
рецепта. Предлоги в рецептах.
Рецептурные сокращения. Название
групп лекарственных средств по их
фармакологическому
действию.
Частотные отрезки в названиях
лекарственных веществ и препаратов.
Химическая номенклатура. Название
химических
элементов
и
их
соединений (кислот, оксидов, солей)
1. Оформление латинской части
рецепта. Предлоги ' в рецептах.
Рецептурные сокращения. Название
групп лекарственных средств по их
фармакологическому
действию.
Частотные отрезки в названиях
лекарственных веществ и препаратов.
__________________
2.
Химическая
номенклатура.
Название химических элементов и их
соединений (кислот, оксидов, солей)
2
2
2
2
2
3
2
6
2
1
2
2
2
Самостоятел ъная работа:
® выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»»
® выписывание
рецептов
с
использованием
справочной
литературы
Клиническая терминология
Раздел 4.
Содержание учебного материала
Тема 4.1.1-4.1.2
Терминологическое Термино логическое
словообразование. словообразование. Состав слова.
Латинские и
Понятие «терминоэлемент» (ТЭ).
греческие
Важнейшие латинские и греческие
приставки. Греко приставки. Греческие клинические
латинские дублеты. ТЭ. Греко-латинские дублеты
1.
Т ерминологическое
словообразование. Состав слова.
Понятие «терминоэлемент» (ТЭ).
2
3
5
2
1
2
2
2
2. Важнейшие латинские и греческие
приставки. Греческие клинические
ТЭ. Греко-латинские дублеты
Самостоятельная работа:
• выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»
® выписывание
рецептов
с
использованием
справочной
литературы
Содержание учебного материала
1
9
3
Тема 4.2.1-4.2.6.
Структура
клинических
терминов.
Профессиональные
медицинские
выражения на
латинском языке.
Структура клинических терминов.
Терминол огическое
словообразование.
Особенности
структуры клинических терминов.
Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, os(is)-,
-ismв клинической
терминологии.
Греко-латинские
дублеты, обозначающие части тела,
органы, ткани. Анализ клинических
терминов по ТЭ, конструирование
терминов в заданном значении.
Профессиональные
медицинские
выражения на латинском языке.
Т ерминол огическое
словообразование.
Латинские
и
греческие числительные-приставки и
предлоги
в
медицинской
терминологии
2
1
1.
Греко-латинские
дублеты,
обозначающие части тела, органы,
ткани. Анализ клинических терминов
по ТЭ, конструирование терминов в
заданном значении
2
2
2.
Терминологическое
словообразование.
Особенности
структуры клинических терминов.
Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, os(is)-,
-ismв клинической
терминологии.
2
3 .Латинские
и
греческие
числительные-приставки,
местоимения
и
наречия
в
медицинской
терминологии
Терминообразование
.
Анализ
клинических терминов по ТЭ.
Профессиональные
медицинские
выражения на латинском языке.
Т ермино логическое
словообразование.
4. Союзы и предлоги в медицинской
терминологии Терминообразование .
Анализ клинических терминов по ТЭ.
Самостоятельная работа:
® выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»
® подготовка
презентации
«Популярные
латинские
выражения»
• выполнение
заданий
по
контрольным вопросам
Всего: в том числе
4
2
2
1
54
3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.
Оборудование учебного кабинета
Учебно-программная
документация:
примерная
учебная
программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы,
справочники, словари, обучающие и контролирующие
программы,
учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной
работе, контрольно-оценочные средства.
Технические
средства
мультимедийное
оборудование,
обучения.
обучения:
компьютерное
и
видео-аудиовизуальные
средства
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2014. -. 315 с. Гриф МО РФ.
КОНТРОЛБ
4.
И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий с
использованием тестовых заданий, терминологических диктантов
блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а
также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов,
эссе, лингвистического проекта.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
- правильно
читать и писать на
латинском
языке
медицинские
(анатомические,
клинические
и
фармацевтические)
термины
объяснять значения
терминов по знакомым
терминоэлементам
- переводить рецепты и
оформлять
их
по
заданному
нормативному образцу
- элементы латинской
грамматики и способы
словообразования
500
единиц
лексических
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
- контроль умений чтения и письма,
тестирование,
терминологический
диктант,
контроль
выполнения
упражнений, контроль результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы
- тестирование лексики и грамматики,
контроль навыков словообразования,
контроль
лексического
минимума,
терминологический диктант, контроль
выполнения упражнений, выполнение
проектных заданий
тестирование,
выполнение
контрольных заданий/ упражнений по
чтению, переводу и оформлению
рецептов
- тестирование, контроль лексического
минимума, контроль
выполнения
упражнений, контроль результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы,
контрольная
работа,
выполнение
индивидуальных
проектных заданий;
- тестирование, контроль лексического
минимума,
терминологический
диктант,
контроль
результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы (презентации проектов)
Комплексный экзамен