ОП.01 Основы латинского языкас медицинской терминологией 2021 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД «Индустриально­
промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОН. 01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С

МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

Профиль получаемого профессионального образования : естественнонаучный.
Код и наименование специальности^.02.01 Сестринское дело
входящей в состав УГС 34.00.00 Сестринское дело.

Квалификация выпускника: медицинская(ий) сестра/брат.
Форма обучения: очная.

Курс 2.
Семестр: 1

2021 г

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УР
^^-Д1|абанова ММ

Протокол № 1 от

»

0£

г-

Подпись

ФИО

Председатель П(Ц)К
^Подпись

_ Давлятбекова М.М.
ФИО

20 У

г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОН. 01
Основы латыни
разработана на основе требований:- Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
-Федерального закона от 29.12.2012г№273-ФЗ об образовании в РФ.

— Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности:34.02.01 Сестринское дело, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 12.05.2014 № 502с учетом:
- профиля получаемою образования примерной программы;

-

Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);

-

Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2021/2022 учебный год.

Разработчик: Ибрагимова А.Б., преподаватель иностранного языка ГБПОУ РД ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы.... .......... ......... ....................................................................

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
п ро граммы (ППССЗ/ППКСЗ):.........................................................................................................

1.3. Цели и задачи дисциплины, результаты освоения дисциплины:......................................
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:..................

2, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............... .......................

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.................. ........................................

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.....................................................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.... ................................. .

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.........................

3.2 Информационное обеспечение обучения................................................................................
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины может, быть использована в
профессиональной подготовке младшей медицинской сестры по уходу за
больными.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по
специальности 34.02.01 Сестринское дело.
дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
правильно читать и писать на латинском языке медицинские
(анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному
образцу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
элементы латинской грамматики и способы словообразования;
500 лексических единиц;
глоссарий по специальности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
овладеть общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимо для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.

OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья,
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять
ему суть вмешательств.
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

1л

ч истео часов

НА ОСВОЕНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; .
самостоятельной работы обучающегося 18 часов

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2Л. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Практические занятия
Дифференцированные зачеты
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
54
36

36

18

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Наименование
разделов и тем

1
Раздел 1
Тема 1.1.
Введение.
Фонетика.

Раздел 2.
Тема 2.1.1-2.1.2
Имя
существительное.
Несогласованное
определение.

Содержание учебного материала,
практические занятия,
самостоятельная работа
обучающихся
2
Фонетика
Содержание учебного материала
Введение.
Значение
латинского
языка, его роль в медицине.
Медицинская терминология.
Фонетика.
Латинский
алфавит.
Произношение гласных, согласных,
дифтонгов
и буквосочетаний.
Правила
постановки
ударения.
Долгота и краткость слога

Самостоятельная работа:
• выполнение упражнений
• Составить схему соответствий
звуков
и
буквенных
обозначений.
Ответить
на
контрольные вопросы
Анатомическая терминология
Содержание учебного материала
Имя
существительное.
Грамматические категории имен
существительных. Словарная форма.
Определение
склонения.
Существительные
1 ’го и
2‘го
склонения.
Несогласованное
определение.
Латинизированные
греческие существительные на -on.
Склонение
существительных
греческого происхождения на -е

Объем
часов

Уровень
освоения

3

4

4
2

1

2
3
2

6
2

1

1.
Имя
существительное.
Грамматические категории имен
существительных. Словарная форма.
Определение
склонения.
Существительные
1
2
склонения.

Тема 2.2.1-2.2.2
Имя
прилагательное.
Согласованное
определение.

2. Несогласованное определение.
Латинизированные
греческие
существительные на -оп.Склонение
существительных
греческого
происхождения на-е
Самостоятельная работа:
* работа со словарем
Содержание учебного материала
Имя прилагательное. Грамматические
категории прилагательных: род,
число, падеж. Две группы
прилагательных. Словарная форма.
Прилагательные первой и второй
группы. Согласованное определение.
Сравнительная и превосходная
степень прилагательных и их
употребление в анатомической
терминологии

2-

2

2

2
4
2

3

1. Имя прилагательное.
Грамматические категории
прилагательных: род, число, падеж.
Две группы прилагательных.
Словарная форма.

Тема 23.1-2.3.4

2. Прилагательные первой и второй
группы. Согласованное определение.
Сравнительная и превосходная
степень прилагательных и их
употребление в анатомической
терминологии
Самостоятельная работа:
» выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»
Содержание учебного материала

1

2

2

2

10

3

Склонение имен
существительных

Склонение имен существительных.
Окончания
существительных
мужского, женского и среднего рода
З'10 склонения. Словарная форма.
Исключения из правила о роде.
Систематизация
признаков рода
существительных 3 склонения. 4
и 5ое склонение существительных.
Согласование прилагательных первой
и
второй
группы
с
существительными 3, 4, 5 склонений

2

1

1. Склонение имен существительных.
Окончания существительных
мужского, женского и среднего рода
З’го склонения. Словарная форма.

2

2

2. Исключения из правила о роде.
Систематизация признаков рода
существительных З'го склонения.

Раздел 3.
Тема 3.1.1-3.1.2
Глагол. Краткие
сведения о
рецептуре.

3. 4’ое и 5ое склонение
существительных. Согласование
прилагательных первой и второй
группы с существительными 3, 4, 5
склонений
Самостоятельная работа:
* выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»
® составить таблицу падежных
окончаний пяти склонений
Фармацевтическая терминология
Содержание учебного материала
Глагол. Словарная форма. Основа
глагола. Четыре спряжения глаголов.
Образование
повелительного
и
сослагательного наклонений глагола,
их употребление в стандартных
рецептурных
формулировках.
Краткие сведения о рецептуре.
Структура
рецепта.
Порядок
выписывания рецептов

2

2

2

2

2

3

3

10
2

1

1. Глагол, Словарная форма. Основа
глагола. Четыре спряжения глаголов.
Образование
повелительного
и
сослагательного наклонений глагола,
их употребление в стандартных
рецептурных формулировках.

1

Тема 3.2.1-3.2.2
Оформление
латинской части
рецепта.
Химическая
номенклатура.

2. Краткие сведения о рецептуре.
Структура
рецепта.
Порядок
выписывания рецептов
Самостоятельная работа:
® перевод
рецептов
и
оформление их по заданному
нормативному образцу
® выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»
Содержание учебного материала
Оформление
латинской
части
рецепта. Предлоги в рецептах.
Рецептурные сокращения. Название
групп лекарственных средств по их
фармакологическому
действию.
Частотные отрезки в названиях
лекарственных веществ и препаратов.
Химическая номенклатура. Название
химических
элементов
и
их
соединений (кислот, оксидов, солей)
1. Оформление латинской части
рецепта. Предлоги ' в рецептах.
Рецептурные сокращения. Название
групп лекарственных средств по их
фармакологическому
действию.
Частотные отрезки в названиях
лекарственных веществ и препаратов.

__________________

2.
Химическая
номенклатура.
Название химических элементов и их
соединений (кислот, оксидов, солей)

2

2

2

2

2

3

2

6
2

1

2

2

2

Самостоятел ъная работа:
® выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»»
® выписывание
рецептов
с
использованием
справочной
литературы
Клиническая терминология
Раздел 4.
Содержание учебного материала
Тема 4.1.1-4.1.2
Терминологическое Термино логическое
словообразование. словообразование. Состав слова.
Латинские и
Понятие «терминоэлемент» (ТЭ).
греческие
Важнейшие латинские и греческие
приставки. Греко­ приставки. Греческие клинические
латинские дублеты. ТЭ. Греко-латинские дублеты
1.
Т ерминологическое
словообразование. Состав слова.
Понятие «терминоэлемент» (ТЭ).

2

3

5
2

1

2

2

2
2. Важнейшие латинские и греческие
приставки. Греческие клинические
ТЭ. Греко-латинские дублеты
Самостоятельная работа:
• выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»
® выписывание
рецептов
с
использованием
справочной
литературы
Содержание учебного материала

1

9

3

Тема 4.2.1-4.2.6.
Структура
клинических
терминов.
Профессиональные
медицинские
выражения на
латинском языке.

Структура клинических терминов.
Терминол огическое
словообразование.
Особенности
структуры клинических терминов.
Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, os(is)-,
-ismв клинической
терминологии.
Греко-латинские
дублеты, обозначающие части тела,
органы, ткани. Анализ клинических
терминов по ТЭ, конструирование
терминов в заданном значении.
Профессиональные
медицинские
выражения на латинском языке.
Т ерминол огическое
словообразование.
Латинские
и
греческие числительные-приставки и
предлоги
в
медицинской
терминологии

2

1

1.
Греко-латинские
дублеты,
обозначающие части тела, органы,
ткани. Анализ клинических терминов
по ТЭ, конструирование терминов в
заданном значении

2

2

2.
Терминологическое
словообразование.
Особенности
структуры клинических терминов.
Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, os(is)-,
-ismв клинической
терминологии.

2

3 .Латинские
и
греческие
числительные-приставки,
местоимения
и
наречия
в
медицинской
терминологии
Терминообразование
.
Анализ
клинических терминов по ТЭ.
Профессиональные
медицинские
выражения на латинском языке.
Т ермино логическое
словообразование.

4. Союзы и предлоги в медицинской
терминологии Терминообразование .
Анализ клинических терминов по ТЭ.
Самостоятельная работа:
® выполнение индивидуального
проектного
задания
«Подготовка
двуязычного
словаря
(русско-латинских)
медицинских терминов»
® подготовка
презентации
«Популярные
латинские
выражения»
• выполнение
заданий
по
контрольным вопросам
Всего: в том числе

4

2

2

1

54

3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.
Оборудование учебного кабинета
Учебно-программная
документация:
примерная
учебная
программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.

Методические материалы: учебно-методические комплексы,
справочники, словари, обучающие и контролирующие
программы,
учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной
работе, контрольно-оценочные средства.
Технические
средства
мультимедийное
оборудование,
обучения.

обучения:
компьютерное
и
видео-аудиовизуальные
средства

3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.

Основные источники:
1. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2014. -. 315 с. Гриф МО РФ.

КОНТРОЛБ
4.

И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий с
использованием тестовых заданий, терминологических диктантов
блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а
также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов,
эссе, лингвистического проекта.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
- правильно
читать и писать на
латинском
языке
медицинские
(анатомические,
клинические
и
фармацевтические)
термины
объяснять значения
терминов по знакомым
терминоэлементам

- переводить рецепты и
оформлять
их
по
заданному
нормативному образцу
- элементы латинской
грамматики и способы
словообразования

500
единиц

лексических

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
- контроль умений чтения и письма,
тестирование,
терминологический
диктант,
контроль
выполнения
упражнений, контроль результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы

- тестирование лексики и грамматики,
контроль навыков словообразования,
контроль
лексического
минимума,
терминологический диктант, контроль
выполнения упражнений, выполнение
проектных заданий
тестирование,
выполнение
контрольных заданий/ упражнений по
чтению, переводу и оформлению
рецептов
- тестирование, контроль лексического
минимума, контроль
выполнения
упражнений, контроль результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы,
контрольная
работа,
выполнение
индивидуальных
проектных заданий;
- тестирование, контроль лексического
минимума,
терминологический
диктант,
контроль
результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы (презентации проектов)
Комплексный экзамен



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.