ОП.02 Анатомия и физиология человека 2021 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация - медицинская сестра/ медицинский брат
Профиль получаемого профессионального образования:

КУРС: 2
СЕМЕСТР: 3,4

2021г

1

естественнонаучный.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол №от/<: 3Q>

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе

2^/ г.

Председатель П(Ц)К

Подпись

Салихова Б. А.
ФИО
20 <2/г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОП.02. Анатомия и физиология
человека разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от
12.05.2014
№502(зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 № 32766);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности/профессии 34,02.01 «Сестринское дело»

Сучетом:
- профиляполучаемогообразования.
- примерной программы (указывается при наличии);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2021/2022 учебный год.
Разработчик:Магомедова Х.М.., преподаватель информатики, РИПК.

Ж/'

Рецензенты / эксперты:

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

24

ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3

26

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 34.02.01 Сестринское дело

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы
Дисциплина ОП.02. Анатомия и физиология человека входит в состав
дисциплин общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять знания о строении и функциях органов и систем организма
человека при оказании сестринской помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
строение человеческого тела и функциональные системы человека, их
регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
ПК И ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
4

населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и
службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с
правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и
изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и
травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных
ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и
добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 180 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 120 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 60 часов.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная нагрузка
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося

б

Объем часов

180
120
60
60
60

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Наименование разделов и
Содержание учебного материала
гем
Раздел 1. Анатомия и физиология как науки. Человек - предмет изучения анатомии и физиологии
Содержание учебного материала
Положение человека в природе. Анатомия и физиология как медицинские науки.
Методы изучения организма человека. Части тела человека. Оси и плоскости.
Тема 1.1. Анатомия и
Анатомическая номенклатура. Конституция. Морфологические типы конституции.
физиология как науки. Человек Теоретическое занятие:
- предмет изучения анатомии Анатомия и физиология как науки. Человек - предмет изучения анатомии и
и физиологии.
физиологии.
Практическое занятие:
Анатомия и физиология как науки. Человек - предмет изучения анатомии и
физиологии.
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии.
Содержание учебного материала
Клетка: строение и функции клеток. Плазматическая мембрана, органоиды,
специализированные органоиды, включения, ядро. Химический состав клеткинеорганические (вода, кислоты, основания, соли) и органические и вещества (белки,
Тема 2.1. Основы цитологии. жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ), их функции. Обмен веществ и энергии в
клетке. Жизненный цикл клетки.
Клетка
Теоретическое занятие: Основы цитологии. Клетка
Практическое занятие:
Основы цитологии. Клетка
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Ткань - определение, классификация, функциональные различия. Эпителиальная
ткань - расположение в организме, виды, функции строение. Классификация
покровного эпителия - однослойный, многослойный, переходный. Соединительная
7

Объем
часов
3

Уровень
усвоения
2

1

1

1
15
2

4

1
2
1

2

гкань - расположение в организме, функции, классификация. Строение
соединительной ткани. Функции клеток соединительной ткани (фибробластов,
макрофагов, тканевых базофилов, тучных клеток, плазматических клеток,
липоцитов, ретикулярных клеток, адвентициальных клеток, пигментных клеток).
Хрящевая ткань - строение, виды, расположение в организме. Костная ткань,
Тема 2.2. Основы гистологии. расположение, строение, функции.
Эпителиальная ткань.
Теоретическое занятие:
Соединительная ткань.
Основы гистологии. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань.
Практическое занятие:
Основы гистологии. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань.
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Мышечная ткань — сократимость, функции, виды - гладкая, исчерченная
скелетная и сердечная. Гладкая мышечная ткань -расположение, функции.
Тема 2.3. Мышечная ткань.
Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности. Сердечная
Нервная ткань.
мышечная ткань, функциональные особенности. Нервная ткань - расположение,
строение. Строение нейрона. Нервное волокно, строение, виды.
Теоретическое занятие: Мышечная ткань. Нервная ткань.
Практическое занятие: Мышечная ткань. Нервная ткань.
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Кровь - жидкая ткань организма. Состав крови: плазма и форменные элементы.
Основные показатели: количество крови, гематокрит, вязкость, осмотическое
давление, водородный показатель. Органические и неорганические вещества плазмы,
их значение. Эритроциты: строение и функции. Норма эритроцитов для мужчин и
женщин. Гемоглобин: строение, нормы. Лейкоциты: норма содержания, функции.
Лейкоцитарная формула. Тромбоциты: строение, функции, норма. Группы крови, резус
-принадлежность.
Теоретическое занятие: Состав и свойства крови
Тема 2.4. Состав и свойства Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
крови
самоподготовки
8

4

1
2

1

4

2

1
2

1

3

2

2

1

Раздел 3. Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата
Содержание учебного материала
Скелет - понятие, функции. Соединения костей. Строение сустава. Вспомогательный
аппарат суставов. Классификация суставов. Расположение, значение скелетных мышц.
Тема 3.1. МорфофункциоМышца как орган. Строение и работа мионеврального синапса. Виды мышц.
налъная характеристика
Вспомогательный аппарат мышц.
аппарата движения
Теоретическое занятие:
Морфофункциональная характеристика аппарата движения
Практическое занятие:
Морфофункциональная характеристика аппарата движения
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Череп в целом. Возрастные особенности черепа. Мозговой отдел черепа.
Соединение костей. Парные и непарные кости мозгового черепа. Соединение
Тема 3.2. Кости мозгового
костей мозгового отдела черепа. Внутреннее и наружное основание черепа.
отдела черепа
Теоретическое занятие: Кости мозгового отдела черепа
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Парные и непарные кости лицевого отдела черепа. Воздухоносные пазухи. Соединение
костей лицевого отдела черепа.
Тема 3.3. Кости лицевого
Теоретическое занятие: Кости лицевого отдела черепа
отдела черепа
Практическое занятие:
<ости лицевого отдела черепа
Самостоятельная работа обучающихся:
Заполнение рабочей тетради для самоподготовки
Содержание учебного материала
Мимические и жевательные мышцы головы: места прикрепления и функции. Фасции
головы. Поверхностные и глубокие мышцы шеи: места прикрепления и функции.
Фасции шеи.
Тема 3.4. Мышцы головы и
Теоретическое занятие: Мышцы головы и шеи
9

38

4

2

1

2
1

3
2

2

1
4

2

1
2
1

4

1

2

Практическое занятие: Мышцы головы и шеи
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Тема 3.5. Морфофункцио­
Грудная клетка, грудная полость, апертуры, реберные дуги, подгрудинный угол.
нальная характеристика
Формы грудной клетки Строение грудины. Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся.
грудной клетки
Соединение ребер с позвоночником. Грудная клетка в целом.
Теоретическое занятие:
Морфофункциональная характеристика грудной клетки
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Тема 3.6. Морфофункцио­
Группы мышц спины. Мышцы груди. Мышцы живота - расположение, функции.
нальная характеристика
Влагалище прямой мышцы живота. Белая линия живота. Топографические
аппарата движения туловища образования туловища. Скелет туловища, структуры его составляющие.
Позвоночный столб, отделы. Строение позвонков, крестца, копчика. Соединения
позвоночного столба.
Теоретическое занятие:
Морфофункциональная характеристика аппарата движения туловища
Практическое занятие:
Морфофункциональная характеристика аппарата движения туловища
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Тема 3.7. МорфофункциоСкелет пояса верхней конечности - ключица и лопатка. Строение и соединения костей
налъная характеристика
пояса верхней конечности. Движения в суставах пояса верхней конечности .Скелет
скелета пояса и свободных
верхней конечности, отделы. Строение и соединения костей свободной верхней
верхних конечностей
конечности. Движения в суставах верхней конечности (плечевой, локтевой, суставы
кисти).
Теоретическое занятие:
Морфофункциональная характеристика скелета пояса и свободных верхних
конечностей
Трактическое занятие:
шеи

10

2
1

3
2

2

1

4

2

1

2
1

4

1

2

2

Тема 3.8. Морфофункционалъная характеристика
аппарата движения верхних
конечностей

Тема 3.9.
Морфофункциональная
характеристика скелета
пояса и свободных нижних
конечностей

Тема 3.10. Морфофункционалъная характеристика

Морфофункциональная характеристика скелета пояса и свободных верхних
конечностей
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, передняя и задняя группы
мышц плеча, мышцы предплечья: передняя группа - поверхностные и глубокие,
задняя группа - поверхностные и глубокие. Мышцы кисти, расположение,
функции.
Теоретическое занятие:
Морфофункциональная характеристика аппарата движения верхних конечностей
Практическое занятие:
Морфофункциональная характеристика аппарата движения верхних конечностей
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Скелет нижней конечности - отделы. Скелет свободной нижней конечности —
кости его образующие, их строение, соединения. Стопа как целое. Типичные
места переломов конечностей. Скелет тазового пояса. Большой и малый таз - кости их
образующие. Половые различия таза, размеры женского таза.
Практическое занятие:
Морфофункциональная характеристика скелета пояса и свободных нижних
конечностей
Теоретическое занятие:
Морфофункциональная характеристика скелета пояса и свободных нижних
конечностей
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Мышцы нижней конечности. Мышцы таза: передняя и задняя группа, функции.
Мышцы бедра: передняя и задняя группа, функции. Мышцы голени: передняя, задняя,
латеральная группы, функции. Мышцы стопы: расположение, функции.
Теоретическое занятие:
11

1

4

2

1

2

1

4

2

2

1

1

4

1

2

аппарата движения нижних
конечностей

Морфофункциональная характеристика аппарата движения нижних конечностей
Практическое занятие:
Морфофункциональная характеристика аппарата движения нижних конечностей
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Раздел 4. Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы
Содержание учебного материала
Сердце - расположение, внешнее строение, камеры сердца, отверстия и клапаны
сердца. Строение стенки сердца. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца.
Тема 4.1. Анатомия и
Проводящая система сердца, ее структура и функциональная характеристика.
физиология сердца
Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Регуляция деятельности сердца:
местные и центральные механизмы.
Теоретическое занятие: Анатомия и физиология сердца
Практическое занятие: Анатомия и физиология сердца
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Тема 4.2. Процесс
Структуры малого круга кровообращения. Венечный круг кровообращения:
кровообращения. Сосуды
коронарные артерии, вены сердца, венечный синус. Значение коронарного круга
малого и коронарного кругов кровообращения.
кровообращения
Теоретическое занятие: Процесс кровообращения.
Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения.
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Аорта, ее отделы, артерии от них отходящие. Плечеголовной ствол. Артерии шеи и
головы. Артерии верхних конечностей расположение, области кровообращения.
Тема 4.3. Артерии головы,
Артерии грудной полости. Наружная и внутренняя сонные артерии. Кровоснабжение
верхних конечностей и грудной головного мозга. Артерии верхней конечности. Кровоснабжение кисти. Артерии
полости.
грудной части аорты.
Теоретическое занятие:
Артерии головы, верхних конечностей и грудной полости.
Трактическое занятие:
12

2
1
28

4

2

1
2
1

3

2

2

1

4

1

2

2

Тема 4.4. Артерии брюшной
полости, малого таза и
нижних конечностей

Тема 4.5. Вены большого
круга кровообращения

Тема 4.6. Регуляция
деятельности сердечно сосудистой системы.

Тема 4.7. Функциональная
анатомия лимфатической
системы.

Артерии головы, верхних конечностей и грудной полости.
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Артерии нижних конечностей - бедренная, передняя и задняя большеберцовые
артерии, малоберцовая артерия, тыльная артерия стопы, медиальная и латеральная
подошвенные артерии.
Теоретическое занятие:
Артерии брюшной полости, малого таза и нижних конечностей
Практическое занятие:
Артерии брюшной полости, малого таза и нижних конечностей
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Система верхней полой вены. Вены головы и шеи, вены верхней конечности. Вены
грудной клетки. Система нижней полой вены. Вены таза и нижних конечностей.
Система воротной вены печени.
Теоретическое занятие:
Вены большого круга кровообращения
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Сердечно-сосудистая система. Регуляция деятельности сердечно -сосудистой системы.
Практическое занятие:
Регуляция деятельности сердечно - сосудистой системы.
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав
лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Основные
лимфатические сосуды, стволы и протоки. Функции лимфатической системы.
Строение и функции лимфоузла. Строение и функции селезенки. Связь
лимфатической системы с иммунной системой.
13

1

4

2

1
2

1

3

2

2

1
3

2

2

1

3

2

Теоретическое занятие:
Функциональная анатомия лимфатической системы
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Тема 4.8. Функциональная
Центральные и периферические иммунные органы. Клеточный и гуморальный
анатомия иммунной системы. иммунитет. Виды иммунитета.
Теоретическое занятие:
Функциональная анатомия иммунной системы.
Практическое занятие:
Функциональная анатомия иммунной системы.
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Раздел 5. Анатомия и физиология дыхательной системы.
Содержание учебного материала
Тема 5.1. Анатомия и
Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. Гортань,
физиология верхних
хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани. Функции гортани.
дыхательных путей
Теоретическое занятие:
Анатомия и физиология верхних дыхательных путей
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. Плевра строение, листки, плевральная полость, синусы. Бронхи - виды бронхов, строение
Тема 5.2. Анатомия и
стенки, бронхиальное дерево. Особенности строения стенки конечных бронхиол.
физиология нижних
Теоретическое занятие:
дыхательных путей
Анатомия и физиология нижних дыхательных путей
Практическое занятие:
Анатомия и физиология нижних дыхательных путей
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Легкие - внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки,
14

2

1

4

2

1
2

1

8
2

2

1

1

3

1
1
1

2

ацинус. Функции легких. Мертвое пространство, определение, виды. Строение,
Тема 5.3. Функциональная
границы, отделы средостения. Процесс дыхания - определение, этапы.
анатомия легких. Физиология Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт
дыхания
газов кровью. Физиология дыхания - механизм вдоха и выдоха. Центры регуляции
дыхания. Дыхательные объемы легких.
Теоретическое занятие:
Функциональная анатомия легких. Физиология дыхания
Практическое занятие:
Функциональная анатомия легких. Физиология дыхания
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Раздел 6. Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы.
Содержание учебного материала
Полость рта, строение: преддверие и собственно полость рта. Миндалины
Тема 6.1. Анатомия органов лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера. Органы полости рта: язык и зубы.
пищеварения: полость рта,
Строение языка, его функции. Зубы, строение; молочные и постоянные, формула зубов,
глотка, пищевод
функции полости рта. Глотка-расположение, строение, стенки, отделы, функции.
Пищевод: расположение, отделы, физиологические сужения, строение стенки,
функции.
Теоретическое занятие:
Анатомия органов пищеварения: полость рта, глотка, пищевод.
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Желудок: расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, отделы,
поверхности, кривизны. Строение стенки желудка. Железы желудка. Функции
Тема 6..2. Анатомия органов желудка. Тонкая кишка - расположение, строение, отделы, функции. Строение
пищеварения: желудок, тонкий стенки, образования слизистой. Толстая кишка - расположение, отделы.
и толстый кишечник.
Брюшина, образования брюшины.
Теоретическое занятие:
Анатомия органов пищеварения: желудок, тонкий и толстый кишечник.
Практическое занятие:
Анатомия органов пищеварения: желудок, тонкий и толстый кишечник.
15

3

2

1

1
1

12

2

2

1
1

4

1

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Большие слюнные железы - строение, места открытия выводных протоков желез.
Тема 6.3. Анатомия и
Поджелудочная железа - расположение, функции: экзокринная и эндокринная часть.
физиология пищеварительных Протоки поджелудочной железы. Печень - расположение, границы, функции.
желез.
Макроскопическое и микроскопическое строение печени. Кровоснабжение печени,
ее сосуды. Желчный пузырь - расположение, строение, функции. Ферменты
полости рта, желудка, тонкого кишечника.
Теоретическое занятие:
Анатомия и физиология пищеварительных желез.
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Пищеварение в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке под воздействием
ферментов желудочного сока. Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Всасывание в
гонкой кишке. Пищеварение в толстой кишке под действием ферментов кишечного
Тема 6.4. Пищеварительные сока и бактерий. Формирование каловых масс. Акт дефекации. Мотивация голода и
ферменты. Физиология
насыщения. Центры голода. Аппетит. Регуляция пищеварения - местные механизмы,
пищеварения
центральные механизмы; рефлекторный механизм действия.
Теоретическое занятие:
Пищеварительные ферменты. Физиология пищеварения
Практическое занятие:
Пищеварительные ферменты. Физиология пищеварения
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Раздел 7. Общие вопросы анатомии и физиологии мочевыделительной системы человека.
Содержание учебного материала
Почки: края, ворота, синус, оболочки, корковое и мозговое вещество, структурно­
функциональная единица почки — нефрон. Строение нефронов, их виды.
Кровоснабжение почки.
Тема 7.1. Анатомия и
Теоретическое занятие: Анатомия и физиология почек
физиология почек
Практическое занятие: Анатомия и физиология почек
16

1

2

2

1

1

4

2

1
2

1
8

3
1
1

2

Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Мочеточники, расположение, строение. Мочевой пузырь - расположение, строение.
Мочеиспускательный канал женский и мужской. Строение мочеполовой диафрагмы.
Теоретическое занятие:
Тема 7.2. Анатомия и
Анатомия и физиология мочевыводящих путей
физиология мочевыводящих
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
путей
самоподготовки
Содержание учебного материала
Выделительная функция почек. Механизмы образования мочи: фильтрация,
реабсорбция, секреция. Количество и состав первичной мочи, количество и состав
конечной мочи. Суточный диурез. Водный баланс. Регуляция мочеобразования и
Тема 7.3. Физиология
мочевыделения.
мочеобразования
Теоретическое занятие: Физиология мочеобразования
Практическое занятие: Физиология мочеобразования
Самостоятельная работа обучающихся:
Заполнение рабочей тетради для самоподготовки
Раздел 8. Общие вопросы анатомии и физиологии репродуктивной системы.
Содержание учебного материала
Мужские половые органы - внутренние (яичко, придаток яичка, семявыносящий
проток, семенные пузырьки, предстательная железа, купферовы железы) и наружные
Тема 8.1.1. Анатомия и
(половой член, мошонка). Сперма — образование, состав, пути движения из яичек в
физиология мужской и
мочеиспускательный канал. Промежность: понятие, границы, мочеполовой и анальный
женской половой системы
треугольник, мужская промежность. Возрастные особенности мужской половой
системы.
Женские половые органы - внутренние (яичники, маточные трубы, матка, влагалище) и
наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева).
Прямокишечно-маточное пространство. Большие половые губы. Половая щель, лобок.
Малые половые губы. Преддверие влагалища. Маточный и овариальный цикл.
эегуляция маточно - овариального цикла.
Теоретическое занятие:
Анатомия и физиология мужской и женской половой системы
17

1

2

2

1
1

3

2

1
1
1
3

3

1

2

Практическое занятие:
Анатомия и физиология мужской и женской половой системы
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Раздел 9. Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма.
Содержание учебного материала
Виды секретов. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов,
их характеристика. Что такое органы - мишени. Гипофиззависимые и
гипофизнезависимые железы внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система
- структуры ее образующие. Гормоны гипоталамической области. Гипофиз,
расположение, доли. Гормоны нейрогипофиза, физиологическое действие вазопрессина
и окситоцина. Гормон средней доли гипофиза. Гормоны передней доли гипофиза:
соматотропный гормон, пролактин, тиреотропный гормон, адренокортикотропный
гормон, гонадотропный гормон, фолликулостимулирующий гормон,
Тема 9.1.. Гуморальная
лютеинизирующий гормон, лютеотропный. Эпифиз расположение, внешнее и
регуляция прогрессов
внутреннее строение, гормоны и их физиологические эффекты.
жизнедеятельности
Теоретическое занятие:
Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
Практическое занятие:
Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Щитовидная железа: строение, гормоны - тироксин, трийодтиронин,
Тема 9.2. Эндокринная
тиреокальцитонин. Паращитовидные железы: паратгормон, его физиологические
система человека.
эффекты. Надпочечники - расположение, строение. Гормоны коры надпочечников и
мозгового слоя, их физиологические эффекты. Гормоны поджелудочной железы
(инсулин и глюкагон), структуры их вырабатывающие, физиологические эффекты,
юрмоны половых желез: тестостероны яичек, эстрогены и прогестерон яичников,
физиологические эффекты. Гормон вилочковой железы, его действие. Гормоны
половых желез
Теоретическое занятие: Эндокринная система человека.
Практическое занятие: Эндокринная система человека.
18

1

1

65

4

2

1
2

1

4

1
2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Гормоны передней доли гипофиза: соматотропный гормон, пролактин, тиреотропный
гормон, адренокортикотропный гормон, гонадотропный гормон,
Тема 9.3. Гипофиззависимые и фолликулостимулирующий гормон, лютеинизирующий гормон, лютеотропный.
Эпифиз расположение, внешнее и внутреннее строение, гормоны и их физиологические
гипофизнезависимые
эффекты. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), структуры их
эндокринные органы.
вырабатывающие, физиологические эффекты. Гормон вилочковой железы, его
действие.
Теоретическое занятие: Гипофиззависимые эндокринные органы
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Спинной мозг - расположение, внешнее строение, полость, отделы. Оболочки
спинного мозга. Локализация чувствительных нейронов. Сегмент. Спинномозговые
корешки: передние и задние, их функции. Проводящие пути спинного мозга:
восходящие, нисходящие. Нервные центры спинного мозга. Функции спинного мозга:
Тема 9.4. Анатомия и
рефлекторная и проводниковая. Рефлексы спинного мозга. Рефлекторная дуга как
физиология спинного мозга
система нейронов и их отростков, контактирующих посредством синапсов.
Рефлекторные дуги рефлексов спинного мозга
Теоретическое занятие: Анатомия и физиология спинного мозга
Практическое занятие: Анатомия и физиология спинного мозга
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Головной мозг, расположение, отделы. Продолговатый мозг, строение, функции,
основные центры. Мост - строение, функции. Мозжечок, расположение, внешнее и
внутреннее строение, функции. Четверохолмие - верхние и нижние бугры, функции.
Тема 9.5. Анатомия головного Промежуточный мозг, структуры его образующие. Ретикулярная формация, строение,
функции.
мозга
Теоретическое занятие: Анатомия головного мозга
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
19

1

2

2

1
1

4

2

1
2
1

2

1
1

2

Тема 9.6. Физиология
головного мозга

Тема 9.7. Анатомия и
физиология головного мозга.

Тема 9.8. Анатомия и
физиология конечного мозга

Тема 9.9. Анатомия и
физиология черепных нервов

самоподготовки
Содержание учебного материала
Функции стволовой части мозга: продолговатого, среднего, промежуточного мозга и
моста. Проводниковые пути стола мозга.
Теоретическое занятие: Физиология головного мозга
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Головной мозг, расположение, отделы. Продолговатый мозг, строение, функции,
основные центры. Мост - строение, функции. Мозжечок, расположение, внешнее и
внутреннее строение, функции. Четверохолмие - верхние и нижние бугры, функции.
Промежуточный мозг, структуры его образующие. Ретикулярная формация, строение,
функции.
Практическое занятие:
Анатомия и физиология головного мозга
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Лимбическая система. Функции, интеграция эмоций и вегетативных реакций.
Проводящие пути головного мозга. Конечный мозг - внешнее и внутреннее строение.
Теоретическое занятие: Анатомия конечного мозга
Практическое занятие: Анатомия конечного мозга
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Функциональные виды черепных нервов. 12 пар черепных нервов: виды волокон,
место выхода из полости черепа, области иннервации. Классификация по функции.
Функциональные виды черепных нервов. 12 пар черепных нервов: виды волокон, место
выхода из полости черепа, области иннервации.
Теоретическое занятие: Анатомия и физиология черепных нервов
Практическое занятие: Анатомия и физиология черепных нервов
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
20

3

2

2
1

3

2

2
1

5

2

1
2
2

5

1
2
2

2

Тема 9.10. Анатомия и
физиология спинномозговых
нервов.

Тема 9.11. Вегетативная
нервная система

Тема 9.12. Высшая нервная
деятельность.

Содержание учебного материала
Спинномозговые нервы: образование, виды, количество. Ветви спинномозговых
нервов, функциональные виды нервных волокон, идущих в их составе; серая
соединительная ветвь. Грудные спинномозговые нервы. Сплетения передних ветвей
спинномозговых нервов, нервные стволы, области иннервации. Области иннервации
спинномозговых нервов. Зоны Захарьина-Геда
Теоретическое занятие: Анатомия и физиология спинномозговых нервов.
Практическое занятие:
Анатомия и физиология спинномозговых нервов.
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Области иннервации и функции вегетативной нервной системы. Центральные и
периферические отделы вегетативной нервной системы. Отличия вегетативной
нервной системы от соматической, симпатической от парасимпатической.
Симпатические стволы и нервные сплетения, вегетативная рефлекторная дуга,
медиаторы в синапсах. Влияние симпатической и парасимпатической нервной
системы на свойства миокарда, тонус сосудов, просвет бронхов, секрецию
бронхиальных желез, секрецию пищеварительного тракта, секрецию потовых
желез, детрузор и непроизвольный сфинктер мочевого пузыря, на обмен веществ и
энергии.
Теоретическое занятие: Вегетативная нервная система
Практическое занятие: Вегетативная нервная система
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Инстинкты, условные рефлексы. Сигнальные системы. Деятельность первой и
второй сигнальной системы. Структурно-функциональные основы особенностей
психической деятельности человека; физиологические основы индивидуальной
психической деятельности. Типы высшей нервной деятельности человека.
Формы психической деятельности: память, мышление, сознание, самосознание,
эечь.
Теоретическое занятие:
21

4

2

1
1

2

4

2

1
1
2

4

1

2

Тема 9.13. Строение и
функции кожи

Тема 9.14. Анатомия
зрительной сенсорной
системы

Тема 9.15. Физиология
зрительной сенсорной
системы

Высшая нервная деятельность.
Практическое занятие:
Высшая нервная деятельность.
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Проводниковый отдел кожной и проприоцептивной сенсорных систем. Подкорковые и
корковые центры кожной и проприоцептивной чувствительности, их функциональное
значение. Вспомогательный аппарат соматической сенсорной системы - кожа.
Строение кожи, производные кожи: волосы, ногти; функции кожи.
Теоретическое занятие: Строение и функции кожи
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат.
Светочувствительные рецепторы, зрительный нерв, зрительный перекрест,
зрительный тракт. Центральный отдел: подкорковые центры зрения, корковый
центр зрения, их функции. Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза.
Оптическая система глаза - структуры к ней относящиеся. Аккомодация,
аккомодационный аппарат.
Теоретическое занятие:
Анатомия зрительной сенсорной системы
Практическое занятие:
Анатомия зрительной сенсорной системы
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Содержание учебного материала
Центральный отдел: подкорковые центры зрения, корковый центр зрения, их функции.
Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глазаструктуры к ней относящиеся. Аккомодация, аккомодационный аппарат.
Теоретическое занятие:
Физиология зрительной сенсорной системы
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
22

1

2

3

2

2
1

4

2

1

1

2

3
2

1

2

самоподготовки
Содержание учебного материала
Тема 9.16. Анатомия органа Вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорных систем - ухо.
Отделы уха. Наружное ухо, внутреннее ухо, строение. Костный лабиринт,
слуха и равновесия
перепончатый лабиринт; строение. Слуховая сенсорная система. Рецепторы,
локализация - кортиев орган улитки, проводниковый отдел; центральный отдел подкорковые центры, корковый центр слуха. Вестибулярная сенсорная система.
Теоретическое занятие: Анатомия органа слуха и равновесия
Практическое занятие: Анатомия органа слуха и равновесия
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Тема 9.17. Физиология органа Содержание учебного материала
Рецепторы, локализация - Кортиев орган улитки, проводниковый отдел; центральный
слуха и равновесия
отдел - подкорковые центры, корковый центр слуха. Вестибулярная сенсорная система.
Теоретическое занятие:
Физиология органа слуха и равновесия
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
Тема 9.18. Анатомия и
Содержание учебного материала
Вкусовая сенсорная система - вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы,
физиология вкусовой и
локализация, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и
обонятельной сенсорной
корковый центры вкуса. Обонятельная сенсорная система: вспомогательный
системы
аппарат, обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы.
Теоретическое занятие:
Анатомия и физиология вкусовой и обонятельной сенсорной системы
Практическое занятие:
Анатомия и физиология вкусовой и обонятельной сенсорной системы
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение рабочей тетради для
самоподготовки
ВСЕГО

23

4

2

1
1
2

3

2

2

1
4

1

1

2
180

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ЗЛ.Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Анатомии и физиологии» и рабочих мест кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
Классная доска
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Плакаты
Схемы
Таблицы
Скелет
Наборы костей
Модели
Фантомы
Муляжи
Влажные препараты
Микропрепараты
Технические средства обучения:
- компьютер
- классная доска (меловая), мел
- жидкокристаллический телевизор
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1 . Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник - Ростов-наДону: Феникс, 2020. - 573 с.
2.
Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологииРостов-на-Дону: Феникс, 2019.-411 с.
3.
Смольянникова Н.В., Анатомия и физиология человека [Электронный ресурс]
: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - 3-е изд., перераб. и
доп. - Москва : ГЭОТАР- Медиа, 2020. - 560 с. : ил. - 560 с. - ISBN 978-5-9704-5457-2
- Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970454572.html (Дата
посещения 28.08.2021
4.
Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека: учебник /
Гайворонский И. В. [и др. ] - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 672 с. - ISBN 978-59704-4594-5. - Текст: электронный // URL:
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970445945.html . - Режим доступа: по
подписке. (Дата посещения 28.08.2021)
24

5.
Швырев А.А. «Анатомия и физиология человека с основами общей
патологии» под ред. Морозова Р.Ф. - 6-е изд., стер./Ростов-н/Д: Феникс. - 2013 г.411с.

Дополнительные источники:
1.
Билич Г.Л., Анатомия человека. Атлас в 3-хтомах.
2.

М.: Гэотар-Медиа, 2019

Самусев Р.П., Атлас анатомии человека. Москва «Мир и образование», 2019

Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Поисковые системы: 1. Google, Yandex, Rambler, Yahoo, Bing
Интернет ресурсы
1. «Научная электронная библиотека» http://www.elibrery.ru

2. «Центральная научная медицинская библиотека» http://www.scsml.rssi.ru
3. «Медицинские Интернет Ресурсы» http://www.it2med.ru/mir.html

4. издательство «Медицина» http://www.medlit.ru
Информационно - правовое обеспечение:

1. Справочная правовая система «Консультант Плюс»
2. Справочная правовая система «Гарант»

25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Анатомия и
физиология человека» осуществляется преподавателем в процессе проведения
учебных занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных
заданий и т.д., а также по итогам проведения комплексного экзамена.
Основные показатели
оценки результата
Демонстрация анатомических
образований на теле, скелете,
муляже Определение проекций зон
внутренних органов при
необходимости оказания
медицинской помощи Оценка и
определение нарушений
физиологических показателей
гкхГТТТУТТТТТТ ГЛГЛТ-'ОТТТТОАТО_______________
Умения: - применять знания о строении и Сопоставление строения
анатомических образований и их
функциях органов и систем организма
физиологических функций.
человека при оказании сестринской
Составление памяток по местам
помощи
выслушивания пульса, проекции
клапанов сердца на грудную клетку,
размером женского таза.
Составление таблиц по
классификации и признакам ткани,
соединению костей, группам мышц.
Заполнение граф логических
структур по функциям сенсорной
системы, эндокринной и нервной
систем и сопоставление нормальных
и нарушенных показателей их
деятельности. Заполнение рабочей
тетради для самоподготовки.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Знания: - строения человеческого тела и
функциональных систем человека, их
регуляцию и саморегуляцию
функциональных систем человека при
взаимодействии с внешней средой

26



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.