ОП.09 Психология 2021 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Дагестан «ИПК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 ПСИХОЛОГИЯ

Профиль получаемого профессионального образования :
естественнонаучный

Код и наименование профессии/ специальности:
34.02.01 Сестринское дело
Входящий в состав УГС 34.00.00.Сестринское дело

Квалификация выпускника: медицинская сестра/брат

Форма обучения: очная
Курс: 2

Семестр: 1,2

2021г

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной(цикловой)
комиссией_______________

Зам. директора по УР

Протокол №/от «

»

2021г.

&$>

Председатель П(Ц)К

Подпись

ФИО

ФИО

[ПИСЬ

20д/ г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Психология разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273- ФЗ об образовании в РФ
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, входящей в состав укрупненной

группы специальностей 34.00.00 Сестринское дело, утвержденного приказом Минобрнауки

России 12.05.2014 № 502 с учетом:
- профиля получаемого образования., примерной программы ;
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
-Методических

рекомендаций

по

разработке

общеобразовательных учебных дисциплин

профессиональной

образования

в

пределах

рабочих
освоения

программ

основной

образовательной программы среднего профессионального

ППССЗ, разработанных Отделом профессионального образования

Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации на 2021/2022г. учебный год.

Разработчики: Абдулаева Х.Г.
Рецензенты/эксперты : Гаджиева Р.М Педагог-психолог

ГБПОУ РД «ИПК»

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

25

6. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

26

3

1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ПСИХОЛОГИЯ»

УЧЕБНОЙ

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена для профессиональной образовательной организации в
соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
дисциплина «Психология» относится к общепрофессиональным дисциплинам
профессионального учебного цикла. Дополняет и углубляет гуманитарные знания студентов
о личности, обществе и особенностях взаимодействия личности в обществе.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Дисциплина «Психология» во многом носит прикладной характер, её цель способствовать формированию у студентов соответствующих психологических знаний,
нравственных качеств как необходимых условий повседневной деятельности и поведения
современных граждан российского общества.
Целью преподавания и изучения дисциплины является раскрытие психологических
понятий, формирование у студентов гуманитарного мышления, овладение ими знаниями,
умениями и навыками.
Задачи учебной дисциплины:
□

научить различать особенности психических процессову здорового и больного человека;
основам психосоматики; научить приёмам эффективного общения в профессиональной
сфере.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

□

организовывать собственную деятельность;

□

собирать, обобщать, анализировать информацию;

□

эффективно работать в коллективе и группе, эффективно общаться с руководством,
коллегами и пациентами;

□

проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективнойпомощи при стрессе;

□

осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;

□

регулировать и разрешать конфликтные ситуации;

□

использовать приёмы саморегуляции поведения;

□

общаться с пациентами и коллегамив процессе профессиональной деятельности;

□

использовать
простейшие
методикисаморегуляции,
поддерживать
психологический климат в лечебно-профилактическомучреждении.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

□

задачи и методы психологии;

□

основные направления психологии;

□

психологию личности;

□

взаимосвязь общения и деятельности;

оптимальный

□

психологию малых групп;

□

психологию общения, виды социальных взаимодействий;

□

особенности делового общения;

□

основы психосоматики;

□

особенности психических процессову здорового и больного человека;□психологические
факторы в предупреждении возникновения и развития болезни.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа; самостоятельной
работы обучающегося 62 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:

теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
написание рефератов, подготовка докладов по
конкретной теме
домашняя работа (работа с учебником, учебнометодическим
пособием, журналами, рабочей тетрадью, составление таблиц,
решение ситуационных задач, решение или составление
кроссвордов, подготовка к
практическим занятиям и др.)
создание презентации, дидактического раздаточного материала по
конкретной теме по заданию преподавателя, поиск информации в
периодической
печати, работа в сети Internet
работа над проектом по теме «Здоровый образ жизни» отработка
навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации; отработка
навыков оказания

психологической помощи при стрессе
учебно-исследовательская работа
Итоговая аттестация по учебной дисциплине в форме:
ЭКЗАМЕНА

Объем часов
186
124

80
44
62

12

12

12
12

8
6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»
Наименование разделов и тем

Теоретические занята я
Раздел 1. Общая психология
Тема 1.1.
Психология как наука. Цели и
задачи психологии, как науки.
Предмет психологии.
Отрасли психологии

Тема 1.2. Методологические
принципы. Методы
психологического
исследования. Психика.
Сознание

Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объе Уровень
м
освоени
часов
я

80

Содержание учебного материала
История развития психологии.
Определение психологии как науки.
Предмет, объект, цель и задача психологии, как науки. Отрасли современной
психологии.
Основные принципы системно-деятельного подхода профессиональной деятельности:
детерминизм, единство сознания и деятельности, развития.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение литературы по теме «История психологии». Проработка конспекта.
Подготовка мини-сообщений, докладов, рефератов, презентаций, изучение биографий
древнегреческих философов занимавшихся вопросами психологии.
Содержание учебного материала
Основные методологические принципы, классификация и основные понятия.
Научные методы исследования, не ограниченные простой регистрацией фактов, а
объясняющие причины того, или иного психологического явления. Составление
графологической структуры.
Понятие о психике и сознании. Формирование психики на различных этапах развития.
Составляющие психики.
Особенности онтогенеза психики. Формирование психики, сознания, личности.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов, дополнительной, учебной литературы.
Конспектирование, анализ конспекта. Подготовка реферативных сообщений, работа с
дополнительной литературой в библиотеке колледжа, подбор психологических тестов.

6.

1

2

10.

2

1

Тема 1.3.
Психические, познавательные
процессы. Характеристика
познавательных процессов

Тема 1.4.
Психология личности.

Формирование и развитие
личности. Способности личности

Содержание учебного материала
Понятие, виды психологических познавательных процессов, их сходство и различия.
Ощущение, восприятие, внимание, память, воображение. Функции, свойства и виды.
Мышление как интеллектуальный процесс. Понятие, виды и формы мышления.
Интеллект. Составляющие структуры интеллекта. Уровни интеллекта.
Нарушения психических, познавательных процессов. Основные формы нарушений, их
свойства и причины деструктивного развития.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка лекционного материала, чтение дополнительной литературы в
библиотеке колледжа. Подготовка реферативных сообщений, презентаций по темам:
развитие мыслительных процессов:
воображение; внимание; память; мышление как интеллектуальный процесс; основные
формы нарушений познавательных процессов.
Содержание учебного материала
Понятия «индивид», «личность», «развитие», «возраст» (психологический,
биологический, социальный),
«возрастные кризисы».
Структура и психологические свойства личности.
Понятие и виды способностей, обеспечивающие успех деятельности. Профессиональные
способности и их значения для специалиста.
Предрасположенность к определенной профессиональной деятельности: человекприрода, человек - техника, человек - человек, человек - знак, человек - художественный
образ.
Понятия: экстраверсия и интроверсия.

12.

Практическое занятие
1.
Предрасположенность к определенной профессиональной деятельности:
человек- природа, человек - техника, человек - человек, человек - знак, человек художественный образ
2.
Способности личности

4

2

4

6.

2

Тема 1.5.
Характер. Основные черты и
типология характера.
Типы темпераментов

Тема 1.6
Психология общения. Понятие и
сущность общения

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка лекционного материала, чтение дополнительной литературы.
Подготовка сообщений по темам: развитие личности в филогенезе и онтогенезе;
становление высших психических функций в процессе деятельности; определение
личности в различных науках, «Человек, личность и индивид».
Содержание учебного материала
Понятие о характере и индивидуальных особенностях. Акцентуация характера.
Понятие о воли. Психологические механизмы воли.
Понятие темперамента. Сущность и особенности темперамента. Определение типа
темперамента. Описание характеристик групп темперамента. Определение
темперамента по вербальным и невербальным проявлениям.

2

4.

Практическое занятие
1.
Основные черты и типология характера
2.
Типы темпераментов.

4

Самостоятельная работа
обучающихсяТ1^о^абоз:ка.
лекционного материала.
Подготовка реферативных сообщений по темам: психологические свойства личности;
особенности темперамента; характер и возрастные особенности личности.
Содержание учебного материала
Определение и содержание психологии общения. Коммуникативная, интерактивная и
перцептивная стороны общения. Их свойства и функции.
Структура и функции общения. Механизмы взаимопонимания. Взаимоотношения людей
при выборе рационального способа общения. Психологические закономерности
общения.
Понятие и сущность вербальных и невербальных средств общения. Понятия речь, язык,
жесты, мимика, поза.

2

4.

2

1

Психологическая интерпретация и значение жестов, мимики, поз.

Тема 1.7. Эмоциональная сфера
личности

Практическое занятие
1. Психология общения.
2. Понятие и сущность общения.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка дополнительной учебной литературы.
Подготовка реферативных сообщений по темам: Межличностное общение. Основные
понятия в общении. Виды общения. Функции и структура общения. Конфликты.
Критические возрастные периоды. Внутриличностные конфликты и их преодоление.
Акселерация и инфантилизм. Особенности медицинской работы с детьми и подростками.
Особенности работы с лицами пожилого возраста. Подготовить сообщение презентацию «Язык телодвижений, мимики и поз».
Содержание учебного материала
Классификация эмоциональных состояний: эмоции, чувства, настроение, аффект.
Эмоциональные особенности и свойства личности. Физиологические основы эмоций и
чувств.

2

Практическое занятие.
1. Эмоциональная сфера личности.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка лекционного материала, работа с дополнительной литературой.

Тема 1.8. Психология стресса.

Выполнение набора тестовых методик.
Содержание учебного материала

2.

2

2

2

4.

2

Эмоциональные состояния.
Тревожность

Раздел 2. Социальная
психология
Тема 2.1.
Формирование личности в
социальной среде

Тема 2.2. Социальная психология
групп. Психологическая
совместимость в
группе

Эмоциональное напряжение и стресс. Факторы, вызывающие стресс. Стадии стресса как
процесса дезадаптации личности. Предрасположенность к стрессовому напряжению,
признаки стрессового напряжения. Стрессовый и не стрессовый стиль жизни.
Возможные реакции организма на стресс и основные способы борьбы со стрессом.
Понятие психологической защиты. Психическая адаптация. Понятие тревожности, ее
проявления.
Страх и тревожность. Определение личностной и реактивной тревожности.
Практическое занятие.
1. Психология стресса.
2.Эмоциональные состояния.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка лекционного материала, конспекта.
Подготовка сообщений - презентаций по темам: Эмоциональные особенности и свойства
личности. Функции и виды эмоций у человека. Зависимость здоровья от уровня
эмоциональной напряженности.
66

2

2

Содержание учебного материала
Социализация личности. Процесс социализации как необходимое условие развития
личности. Семья как важнейший институт социализации.

4.

Практическое занятие.
1. Формирование личности в социальной среде.
Самостоятельная работа
обучающихсяПроработка конспекта.
Подготовка реферативных сообщений по темам: предмет социальной психологии;
социальная и групповая мобильность; модели социальной адаптации личности.
Содержание учебного материала
Понятия «группа», «социум», «групповая динамика», «социальные роли». Виды и типы
групп. Фазы развития группы. Классификация групп. Адаптация в группе.
Малая группа. Структура малой группы. Взаимодействие в группе.
Структура большой группы. Виды психологического воздействия. Групповые процессы.

2

1

2

4.

2

Психические свойства личности и межличностные отношения. Типы и формы
социальных объединений.

Тема 2.3. Психологический
климат в лечебных учреждениях

Тема 2.4.
Личность в группе.
Потенциал лидера

Практическое занятие.
1. Социальная психология групп.
2. Психологическая совместимость в группе
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка лекционного материала, конспекта, учебной литературы.
Подготовка реферативных сообщений, работа с дополнительной литературой в
библиотеке колледжа, решение задач, решение психологических тестов.
Студенты должны ответить на следующие контрольные вопросы: структура групп;
динамические процессы в группе; организация совместной деятельности в группе.
Содержание учебного материала
Понимание организации как средней социальной группы. Функции и типы структур
лечебного учреждения, как организации.
Понятие термина «психологический климат». Влияние факторов макро- и микросреды на
формирование социально-психологического климата. Взаимоотношения между
медицинскими работниками и пациентами, между врачом и больным, медсестрой и
больным.

4

2

4.

Практическое занятие.
1. Психологический климат в лечебных учреждениях

2

Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой в библиотеке колледжа.
Подготовка реферативных сообщений.
Содержание учебного материала
Понятие лидерства. Сходства и различия лидерства и руководства.
Совокупность психологических качеств, необходимые потребностям
Управленческие способности и личностная активность. Власть.

4

2.

группы.

2

2

Практическое занятие
1. Личность в группе.
2. Потенциал лидера

Тема 2.5.
Агрессия: причинения вреда
другим. Альтруизм: помощь
другим

Тема 2.6.
Природа конфликтов и пути их
разрешения

Самостоятельная работа
обучающихся\Лро^збогук'а.
лекционного материала.
Работа с дополнительной литературой в библиотеке колледжа.
Студенты должны ответь на следующие контрольные вопросы: типы личностей;
социальная и антисоциальная личность; лидер - руководитель; психология лидерства.
Подготовка презентации - сообщения на тему «Лидер, его основные черты».
Содержание учебного материала
Понятие агрессии как реакции на негативные чувства и поведение. Мотивационная
характеристика агрессии.
Характеристики агрессии и их различная степень выраженности. Основные типы
проявления агрессии.
Понятие альтруизма. Теория альтруизма. Ситуации, при которых возникает
необходимость помочь людям. Ситуационные влияния. Личностные влияния.
Практическое занятие
1. Агрессия: причинения вреда другим.
2. Альтруизм: помощь другим
Самостоятельная работа
обучающихсяТ\рор2^олка конспекта.
Подготовка реферативных сообщений: формирование альтруистических качеств
характера; теория альтруизма; способы оказания помощи; социальная структура
общества; расовые предрассудки; психология агрессии.
Содержание учебного материала
Сущность и понятие кризиса и конфликта. Возрастные стадии и кризисы.
Типы конфликтов и их признаки. Факторы, способствующие разрешению конфликтов и
ослаблению кризисов.

2

4

4.

2

4

4

2.

2

Тема 2.7.
Конфликтные ситуации и пути их
преодоления. Семейные
конфликты

Раздел 3. Медицинская
психология
Тема 3.1.
Социопсихосоматика здоровья

Тема 3.2.

Практическое занятие
1. Природа конфликтов и пути их разрешения
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка лекционного материала, чтение дополнительной литературы в библиотеке.
Работа с тестами, подготовка рефератов.
Содержание учебного материала
Стратегия поведения в сложных человеческих ситуациях. Переговорные стратегии.
Методы и виды преодоления конфликтных ситуаций.
Семья как система. Семейные кризисы. Семейные конфликты.
Практическое занятие
1. Конфликтные ситуации и пути их преодоления.
2.
Семейные конфликты
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой в библиотеке.
Подготовка реферативных сообщений, - презентаций.
40

2

4

2.

2

4

4

Содержание учебного материала
Историко-религиозные взгляды на происхождение и систематику болезней.
Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная. Болезнь и здоровье.
Критерии здоровья.
Систематика болезней. Соматические нервно- психические болезни.

2.

Практическое занятие
1. Социопсихосоматика здоровья
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта и дополнительной литературы.
Подготовка сообщений по истории развития психосоматики.
Содержание учебного материала

2

1

4

2.

2

Психологические и
физиологические особенности
здорового образа жизни

Тема 3.3.
Психосоматические и
соматопсихические
взаимоотношения

Тема 3.4. Психология
соматического больного

Здоровый образ жизни. Гигиенические и медико-биологические основы здорового образа
жизни (ЗОЖ). Факторы, отрицательно влияющие на продолжительность жизни.
Практическое занятие
1. Психологические и физиологические особенности здорового образа жизни
Самостоятельная работа
обуча1ощихся\\^(.^г^о \ ка. конспекта.
Подготовка реферативных сообщений, работа с дополнительной литературой в
библиотеке.
Содержание учебного материала
Психосоматика.Психосоматические отношения. Психогении и соматогении. Варианты
взаимодействия
«соматического» и «психического» факторов в болезни. Соотношение телесного и
душевного в человеке.
Практическое занятие
1 .Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить домашнее задание по следующим контрольным вопросам: составляющие
здоровья; каковы особенности психики соматических больных? Методы исследования
больных с нарушением психики; физиологические реакции психических процессов; типы
психосоматических расстройств; что такое психогении и соматогении?
Содержание учебного материала
Особенности психического состояния соматического больного. Саногеное и патогенное
влияние психологических факторов на соматическую сферу человека. Влияние
хронических, соматических заболеваний на психику и личность человека.
Влияние утомления на профессиональную деятельность медработника. Факторы,
инициирующие возникновение симптомов эмоционального выгорания. Влияние
специфики медицинской деятельности на появление симптомов СЭВ.

Практическое занятие
1. Психология соматического больного

2
4

2.

2

2
4

2.

2

Тема 3.5.
Внутренняя картина болезни.
Психологическое реагирование на
заболевание

Обязательная аудиторная
учебная нагрузка
Самостоятельная работа
студентов
Максимальная учебная
нагрузка (всего)

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка лекционного материала, дополнительной учебной литературы.
Подготовка домашнего задания по следующим контрольным вопросам: что такое
хроническая усталость? Причины; влияние утомления на профессиональную
деятельность медработника; что такое эмоциональное выгорание? Факторы,
инициирующие ЭВ; симптомы ЭВ и влияние их на профессиональную деятельность и
личность медработника.
Выполнений набора тестовых заданий, работа с журналами «Сестринское дело»,
«Медицинская помощь».
Содержание учебного материала
Боль. Психологические причины боли.
Тревога и беспокойство. Расстройства сна. Феномен смерти. Психологические
механизмы личности умирающих.

Практическое занятие
1. Внутренняя картина болезни.
2 .Психологическое реагирование на заболевание
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и нормативными источниками.
Подготовка реферативных сообщений на темы: личность больного; картина болезни;
типы отношения больного к болезни; личность и деятельность, деловое общение, типы
отношения больного к болезни, психологические и психиатрические причины боли;
виды боли; методы улучшения сна; причины отказа от лечения.
124

Уровень усвоения учебного материала:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

62

186

4

2.

4

4

2

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
продуктивный
(планирование
и
самостоятельное
выполнение
деятельности,

решение

проблемных

задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, аудитории.
Оборудование учебного кабинета:
□ классная доска;
□ посадочные места по количеству обучающихся;
□ рабочее место преподавателя;
□ информационные стенды для студента

Технические средства обучения:

□ компьютер;
□ мультимедийный проектор;
□ экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
(учебные издания, Интернет-ресурсы, дополнительная литература)

1.
2.
3.

4.
5.

Основные источники для студентов:
В.Л. Полукаров Психология менеджмента, 2018

Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов // М.:
Академический Проект, 2019г.
Бодалев А.А. Психология общения. М.: МПСИ. 2018 г.
Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений:
учебное пособие // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2018 г.
Сухов А. Н. Социальная психология: учебное пособие для студ. учрежд.
сред.проф. образования // М. : Академия, 2019.

6.

Леонтьев А.А. Психология. М.: Смысл. 2018 г.

1.

Дополнительные источники для студентов:
Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2ч., Ч 2 М. // Просвещение: ВЛАДОС, 2018г.

2.

Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2ч., Ч 1 // М. Просвещение: ВЛАДОС, 2018г.

3.

Немов Р.С. Психологический словарь-справочник: // М. Просвещение: ВЛАДОС, 2019г.

4.

Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2018г.

5.

Сидоров П.И., М. Е. Путин Деловое общение: Учебник для вузов // М: Издательство:
ГЭОТАР МЕД., 2019г.
Спринц А. М., Михайлова Н. Ф., Шатова Е. П. Медицинская психология с элементами общей
психологии: учеб, для студ. сред, мед.уч.заведений // Санкт-Петербург: Издательство
СпецЛит, 2019г.

6.

18

7.

Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять
себя // СПб.: Прайм-Еврознак, 2018.

8.

Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала // М.: Гросс-Медиа, 2019г.

9.

Яковлев Б. П., Литовченко О.Г. Аутоагрессия: современные проблемы и тенденции: учебное
пособие // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019г.

1.
2.

Интернет ресурсы:
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
(http//www.minzdravsoc.ru)
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения
(http//www.mednet.ru).
3. PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный
ресурс] (http://psylib.kiev.ua)

4. Портал психологии -"Psvchology.ru": [Электронный ресурс] (http://www.psychology.ru)

5. http://flogiston.ru/blog
Информационно-правовое обеспечение:
1.
2.

Система «Консультант».
Система «Гарант»

4.
КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

и

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, защиты презентаций.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения
эффективно работать в коллективе и группе
использовать приёмы саморегуляции
поведения в процессе общения с пациентом
проводить профилактику, раннее выявление
и оказание эффективнойпомощи при стрессе
регулировать и разрешать конфликтные
ситуации
общаться с пациентами и коллегамив
процессе профессиональной деятельности
использовать
простейшие
методикисаморегуляции,
поддерживать
оптимальный психологический климат в
лечебнопрофилактическомучреждении;
Знания
задачи и методы психологии
основные направления психологии
психология личности
психология малых групп
психология общения
особенности делового общения
основы психосоматики
особенности психических процессову
здорового и больного человека
психологические факторы в
предупреждении возникновения и развития
болезни

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

оценка аудиторной и внеаудиторной
самостоятельной работы студентов,
тестовый контроль с применением
информационных технологий,
устный контроль, проектная
деятельность,
решение ситуационных задач, кроссвордов,
наблюдение и оценка выполнения
практических действий на практических
занятиях, деловая игра

оценка аудиторной и внеаудиторной
самостоятельной работы студентов,
тестовый контроль с применением
информационных технологий, устный
контроль, защита презентаций

Приложение

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является
овладение обучающимися по специальностям 34.02.01 Сестринское дело следующими
общими компетенциями (ОК):

Код
ОК 1

Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.

ОКЗ

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а
также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать
информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

ОК 7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и
осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу, человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

технологии

в

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1

ОК 2

ОКЗ

ОК 4

ОК 5

ОК 6

Название ОК
Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес

Технологии формирования ОК
приводить примеры, подтверждающие
значимость выбранной профессии
составляет рефераты, сообщения, доклады

Организовать собственную
организует рабочее место
деятельность, выбирать типовые
проектирует способы выполнения
методы и способы выполнения
учебных ситуационных задач
профессиональных задач,
оценивает качество их решения в
оценивать их выполнение и
соответствии с эталоном
качество
демонстрирует собственную деятельность
(выполнение манипуляций) согласно алгоритму
Принимать решения в
анализирует стандартные и
нестандартные ситуационные задачи
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
выбирает способы разрешения ситуаций
ответственность
принимает ответственное решение
находит источник информации по
Осуществлять поиск и
заданному
вопросу
использование информации,
необходимой для эффективного
выделяет информацию, необходимую для
выполнения профессиональных решения задачи
задач, профессионального и
извлекает информацию из одного или
личностного развития
нескольких источников и систематизирует её
использует информацию для
профессионального и личностного развития.
пользуется Интернет-ресурсом для
Использовать
информационнокоммуникацион извлечения информации, расширяющей знания и
умения в рамках профессиональной
ные технологии в
профессиональной деятельности деятельности
пользуется информационной системой
«Консультант» для решения профессиональных
ситуаций
участвует в групповом обсуждении,
Работать в коллективе и в
команде, эффективно общаться высказываясь по заданному вопросу,
аргументировано отвергает или принимает
с коллегами, руководством,
идеи
- соблюдает нормы публичной речи и
потребителями
регламент - начинает и заканчивает служебный
разговор в соответствии с нормами
создает стандартный продукт
письменной коммуникации простой структуры

OK 7

Брать на себя ответственность за
анализирует работу членов команды
работу членов команды, за
(группы) - называет трудности, с которыми
столкнулись члены группы при выполнении
результат выполнения заданий
заданий
оценивает работу членов группы
формирует запрос на внутренние и
внешние ресурсы (знания, умения, способы
деятельности) членов команды для решения
профессиональной задачи
OK 8 Самостоятельно определять
оценивает собственное продвижение
задачи профессионального и
называет трудности, с которыми
личностного развития,
столкнулся при решении задач, выполнении
заниматься самообразованием,
манипуляций и предлагает пути их преодоления
осознанно планировать и
указывает «точки успеха» и «точки роста»
осуществлять повышение
- принимает решения о необходимости
квалификации
самообразования с целью повышения
профессиональных знаний и умений
анализирует запрос на внутренние
ресурсы для решения профессиональных задач
OK 9 Ориентироваться в условиях
использует информационные технологии
для отслеживания изменений в области
смены технологий в
профессиональной деятельности профессиональной деятельности
вносит изменения в свою деятельность в
соответствии с современными требованиями
OK 10 Бережно относится к
демонстрирует уважение к культурным
традициям
народа, к социальным, культурным и
историческому наследию и
культурным традициям народа, религиозным различиям
уважать социальные,
составляет рефераты (сообщения) по
культурные и религиозные
историческому наследию и культурным
различия
традициям народа
дает оценку отношения человека к
OK 11 Быть готовым брать на себя
нравственные обязательства по природе, обществу и человеку
отношению к природе, обществу
приводит примеры бережного отношения
к природе
и человеку
демонстрирует свои действия по
сохранению природы
участвует в волонтерском движении по
сохранению природы, оздоровлению общества и
человека
- организует рабочее место с соблюдением
OK 12 Организовать рабочее место с
соблюдением
требований охраны труда, производственной
санитарии, инфекционной и противопожарной
требований.охраны труда,
безопасности
производственной санитарии,
инфекционной и
противопожарной безопасности

OK 13 Вести здоровый образ жизни,
заниматься физической
культурой и спортом для
укрепления здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных целей

понимает значение здорового образа
жизни для укрепления здоровья и достижения
жизненных и профессиональных целей
объясняет физиологические процессы,
происходящие в организме при занятии
физической культурой и спортом
составляет беседы для населения по
ведению здорового образа жизни

4.
КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, защиты презентаций.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения
эффективно работать в коллективе и группе
использовать приёмы саморегуляции
поведения в процессе общения с пациентом
проводить профилактику, раннее выявление
и оказание эффективнойпомощи при стрессе
регулировать и разрешать конфликтные
ситуации
общаться с пациентами и коллегамив
процессе профессиональной деятельности
использовать
простейшие
методикисаморегуляции,
поддерживать
оптимальный психологический климат в
лечебнопрофилактическомучреждении;
Знания
задачи и методы психологии
основные направления психологии
психология личности
психология малых групп
психология общения
особенности делового общения
основы психосоматики
особенности психических процессову
здорового и больного человека
психологические факторы в
предупреждении возникновения и развития
| болезни

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

оценка аудиторной и внеаудиторной
самостоятельной работы студентов,
тестовый контроль с применением
информационных технологий,
устный контроль, проектная
деятельность,
решение ситуационных задач, кроссвордов,
наблюдение и оценка выполнения
практических действий на практических
занятиях, деловая игра

оценка аудиторной и внеаудиторной
самостоятельной работы студентов,
тестовый контроль с применением
информационных технологий, устный
контроль, защита презентаций

Приложение
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является
овладение обучающимися по специальностям 34.02.01 Сестринское дело следующими
общими компетенциями (ОК):
Код
ОК 1

Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.

ОКЗ

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а
также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать
информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

ОК 7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и
осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу, человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

технологии

в

Приложение 1

Перечень вопросов для подготовки обучающихся к экзамену по дисциплине
«Психология»
I. Определение психологии как науки.
2. Предмет, объект, цель и задача психологии, как науки.
3. Понятие о психике и сознании.
4Основные методологические принципы, классификация и основные понятия.
5.Особенности онтогенеза психики.
6. Формирование психики, сознания, личности.
7. Понятие, виды психологических познавательных процессов, их сходство и различия.
8.Ощущение, восприятие, внимание, память, воображение.
9. Функции, свойства и виды.
10. Мышление как интеллектуальный процесс.
II. Понятие, виды и формы мышления.
12. Интеллект. Составляющие структуры интеллекта. Уровни интеллекта.
13. Нарушения психических, познавательных процессов.
14.Основные формы нарушений, их свойства и причины деструктивного развития.
15.Понятия «индивид», «личность», «развитие», «возраст» (психологический,
биологический, социальный),
16. Понятие и виды способностей, обеспечивающие успех деятельности.
17. Предрасположенность к определенной профессиональной деятельности: человекприрода, человек - техника, человек - человек, человек - знак, человек - художественный
образ.
18. Понятия: экстраверсия и интроверсия.
19. Понятие о характере и индивидуальных особенностях. Акцентуация характера.
20. Понятие о воли. Психологические механизмы воли
21. Понятие темперамента. Сущность и особенности темперамента.
22.Определение типа темперамента.
23.Понятие и сущность вербальных и невербальных средств общения.
24.Эмоциональные особенности и свойства личности. Эмоциональная сфера личности.
25.Эмоциональное напряжение и стресс. Факторы, вызывающие стресс. Стрессовый и не
стрессовый стиль жизни
26. Понятие психологической защиты. Психическая адаптация.
27. Понятие тревожности, ее проявления. Страх и тревожность.
28. Социализация личности. Процесс социализации как необходимое условие развития
личности. Семья как важнейший институт социализации..
29. Понятия «группа», «социум», «групповая динамика», «социальные роли». Виды и типы
групп
30. Взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами, между врачом и
больным, медсестрой и больным
31. Семья как система. Семейные кризисы. Семейные конфликты.
32. Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная.
33. Психосоматика.Психосоматические отношения.
34. Боль. Психологические причины боли.
35. Тревога и беспокойство. Расстройства сна. Феномен смерти
36. Сходства и различия лидерства и руководства
37.3ОЖ. Факторы, отрицательно влияющие на продолжительность жизни.
38.Конфликт. Виды конфликта
25

Приложение 2

Тестовые задания для проведения мониторинга эффективности образовательного
процесса по дисциплине «Психология»

Вариант 1
Выберите один правильный ответ.
1. Устойчивое переживание каких-либо эмоций
A) настроение

Б)потребность
B) самочувствие
Г) аффект
2. Отражение прошлого опыта, заключающееся в запечатлении, сохранении и воспроизведении
информации

A) узнавание

Б) память
B) внимание

Г) мышление
3. Кратковременное психическое состояние, в основе которого лежит бурное эмоциональное
переживание, характерно изменение сознания, нарушение волевого контроля

A) чувства
Б) стресс
B) аффект
Г) настроение

4. Феномен, при котором первое общее положительное впечатление о неизвестном человеке
приводит к его переоценке

A) эффект Ореола

Б) эмпатия
B) самоподача

Г) рефлексия
5. Позиция личности по Э.Берну, при которой человек оправдывается, подчиняется, действует
эмоционально

А) родитель

Б) взрослый
В)ребенок
6. Агрессия при помощи слов

A) негативизм

Б) раздражение
B) вербальная агрессия

7. Средства общения, использующие жесты, мимику, пантомимику

А) вербальные
Б)невербальные
8. Нуждается ли медицинский персонал, работающий с умирающими больными в психологической
помощи.

А) Да
Б) Нет
9. Наука, влияние психологического фактора на соматическую сферу человека

A) Нейропсихология

Б)Психосоматика
B) Патопсихология

10. Для какой медсестры характерно механическое выполнение своих обязанностей, без сочувствия,
сострадания пациенту
A) Сестра-рутинер
Б) Сестра, играющая заученную роль

B) Сестра-специалист

11. Система мероприятий, направленных на предупреждение различных психических расстройств и
заболеваний
A) Психогигиена

Б) Психопрофилактика
B) Психотерапия
12. Кто впервые предложил учение о темпераменте и выделил холерика, сангвиника, флегматика и
меланхолика

А) Асмолов А.Г.
Б) Павлов И.П.

В)Гиппократ

13. Отношение к себе, своим качествам и поступкам
A) самооценка

Б) уровень притязаний
B) способности

Г) задатки

14. Медицинский работник относится к профессии типа
A) «Человек-Человек»
Б) «Человек-Техника»

B) «Человек - Знаковая система»

Г) «Человек -Художественный образ »
15. «Говорящий» в процессе общения

А) коммуникатор
Б)реципиент
16. Позиция личности по Э.Берну, которая воспитывает, приказывает

A) ребенок

Б) взрослый
B) родитель

17. Агрессия с применением физической силы
A) физическая агрессия
Б)вербальная агрессия
B) подозрительность

18. Над чем нельзя шутить с больным
A) Над погодой

Б) Над особенностями профессии пациента
B) Над особенностями течения болезни

19. Определите тип отношения к болезни, если у больного необоснованно повышенное настроение,
легкомысленное отношение к жизни и к болезни, желание продолжать получать от жизни все то же,
что и до болезни, это:

А. Эйфорический

Б. Неврастенический

В. Эргопатический
20. К деонтологическому принципу работы медработника относят:

A) Акцентирование внимания на себе
Б) Сверхточность выполнения обязанностей

B) Уважать права пациента

Эталоны ответов
1 вариант

1. А
2. Б
3. В
4. А
5. В
6. В

7. Б
8. А

9. Б

10. А
11. Б
12. В

13. А
14. А
15. А
16. В
17. А
18. В

19. А
20. В



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.