ОП.12 Клиническая фармакология 2021 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧ­
РЕЖДЕНИЕ

«ИНДУСТРИАЛЬНО ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ОП 012. Клиническая фармакология

Код и наименование специальности/профессии: 34.02.01 «Сестринское дело»
Входящей в состав угс (угп) 34.00.00 « Сестринское дело»

Квалификация выпускнику: медицинская сестра/брат

2021г

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой)
„
Q
комиссиейC-E-'g^ ./2/ZZ?

Протокол №от «Jft »

2021г.

Подпись

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе

Подпись

Шабанова М.М
ФИО

ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 12. «Клиническая фармакология» разра­
ботана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», входящей в состав укруп­
ненной группы специальности 34.00.00 «Сестринское дело» утвержденного приказом
Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502 (зарегистрировано в Минюсте России
18.06.2014 N 32766);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профес­
сионального образования по специальности/профессии сестринское дело
с учетом:
профиля получаемого образования.
примерной программы
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пре­
делах освоения образовательных программ среднего профессионального образования
на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государст­
венных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности
среднего профессионального образования (разработаны Департаментом государствен­
ной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совме­
стно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и'ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 №06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразова­
тельных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образо­
вательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образователь­
ной организации на 2020/2021 учебный год.
Разработчик:

Магомедова Н.А.
Фамилия Имя Отчество ученая степень/звание, наименование должности, место работы

Рецензенты / эксперты:
-

Магомедова Х.М___________________

Фамилия Имя Отчество’ученая степень/звание, наименование должности, место работы

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛНЫ....................... 3

1.1. Область применения программы.................................................................................. 3
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной

программы................................................................................................................................ 3
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.... 3

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины................ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............................. 6
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы................................................ 6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины........................................... 7
3. Условия реализации программы дисциплины...........................................................12

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.................12
3.2. Информационное обеспечение обучения....................................................................12
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины........................................... 13

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12 «КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины 0П.12 Клиническая фармакология
является частью программы подготовки специалистов среднего звена (вариативная

часть) в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовой
подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 34.00.00 «Сест­
ринское дело».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
П.00 Профессиональный цикл

ОП. 00 Общепрофессиональные дисциплины (вариативная часть)
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компе­
тенций:
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 2.4.
ПК 2.5.

ПК 2.6.
ПК 2.7.
ПК 2.8.
ОК 1.

ОК 2.

ОКЗ.
ОК 4.

ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять
ему суть вмешательств.
Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя
с участниками лечебного процесса.
Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их
использования.
Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий
медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
Вести утвержденную медицинскую документацию.
Осуществлять реабилитационные мероприятия.
Оказывать паллиативную помощь
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
выполнение и качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные
технологии в
профессиональной деятельности
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды
4

ОК 8.

ОК 9.
ОК 10.

ОК 11.

ОК 12.

ОК 13.

ОК 14.
ПК 3.1.
ПК 3.2.

ПК 3.3.

(подчиненных), за результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять
повышение квалификации
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной
деятельности
Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные
различия
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению
к природе, обществу и человеку
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной
безопасности
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей)
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных
ситуациях.
Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и
добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать действие лекарственных препаратов на пациента;
- проводить лекарственную терапию по назначению врача;
- оказывать первую медицинскую помощь при лекарственных отравлениях;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов;
- характер взаимодействия лекарственных средств;
- побочные эффекты лекарственных препаратов, методы их профилактики;

1.4 Количество часов на освоении рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов ,в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;
Самостоятельной работы обучающегося 32 часов

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Объем часов

96
64

32

Итоговая аттестация в форме: Д. Зачет

6

2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 12. Клиническая фармакология
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

1
Раздел 1.
Введение
Тема 1.1.
Введение
в клиническую
фармакологию

2

Объем
часов

Уро­
вень
усвое­
ния
4

Содержание учебного материала
1

2
3

4

Основные задачи клинической фармакологии.

Этапы развития клинической фармакологии.

2

Принципы классификации лекарственных средств.

1
1
2
2

Терминология; виды фармакотерапии

Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником, справочной литературой.

Раздел 2.
Общие вопросы
клинической
фармакологии
Тема 2.1.
Общие вопросы
клинической
фармакологии

2
—

Содержание учебного материала
1

2

Фармакокинетка лекарственных средств

Фармакодинамика лекрственных средств

2

2
2
2
2
7

3

4

Побочные действия лекарственных средств
Особенности применения лекарственных средств

Практическое занятие
4----- ............. ------------------------ -

Знакомство с клинической фармакологией как наукой. Обсуждение ее основных задач, положения среди
других медицинских дисциплин. Актуальность ее изучения для практической деятельности медицинской
сестры. Обсуждение основных вопросов фармакокинетики, фармакодинамики.

4

Самостоятельна работа
Работа с учебником, справочной литературой, конспектом; подготовка реферативных сообщений.
Тема 2.2 По­
бочные реакции ЛС, клас­
сификация по
ВОЗ. Предупреждение ле­
чения информирование
служб фармаконадзора

2

................................

Содержание учебного материала
1 Классификация нежелательного действия лекарств (НДЛ)
2

Основные понятия нежелательных эффектов лекарственных средств.

3

Вторичные побочные эффекты ,идиосинкразия лекарственная аллергия, тератогенное действие

2

4 .Механизмы развития ,патогенез и клиника,вопросы предупреждения развития и лечения клинических
проявлений (анафилактический шок).

'

Самостоятельная работа
Работа с справочной литературой

4

Раздел 3.
Частные вопро­
сы клиниче­
ской фармако-

8

'

'

: " 1

логии
Тема 3.1.

Содержание учебного материала
1
Клиническая
фармакология
антиангиналь­
ных средств

1

Понятие об основных клинических симптомах ИБС, стабильной и нестабильной стенокардии.

2

Основные группы антиангинальных средств (органические нитраты и нитриты, антагонисты ионов
кальция, р-адреноблокаторы)

4

3

2

Особенности фармакотерапии антиангинальными средствами
Практическое занятие
Изучение действия антиангинальных средств. Пропись лекарственных форм в виде рецепта с использовани­
ем справочной литературы. Обучение пациентов правилам приема лекарственных средств по назначению
врача. Первая медицинская помощь при ангинозном приступе. Решение ситуационных задач.
Самостоятельная работа обучающихся

2

4

4

Работа с учебником, справочной литературой, конспектом.
Тема 3.2.
Клиническая
фармакология
гипотензивных
средств

Содержание учебного материала

1

2

Понятие об основных механизмах повышения артериального давления. Основные клинические симпто­
мы гипертонической болезни.
Основные группы гипотензивных средств (гипотензивные средства центрального механизма действия, аадреноблокаторы, р- адреноблокаторы, ганглиоблокаторы, миотропные гипотензивные средства, инги­
биторы РАС, антагонисты ионов кальция, диуретики)

1
2

2

2
3

Особенности фармакотерапии артериальной гипертезии

Практическое занятие
Изучение действия гипотензивных средств. Пропись лекарственных форм в виде рецепта с использованием
справочной литературы. Обучение пациентов правилам приема лекарственных средств по назначению врача.

4

9

Первая медицинская помощь при гипертоническом кризе. Решение ситуационных задач.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником, справочной литературой, конспектом.

Тема 3.3.
Клиническая
фармакология
кардиотониче­
ских ЛС

4

тВ

Й||

Содержание учебного материала
1
2
3

Понятие об основных клинических симптомах сердечной недостаточности.
2
Основные группы кардиотонических лекарственных средств (сердечные гликозиды, негликозидные кар­
диотонические лекарственные средств
Особенности фармакотерапии острой и хронической сердечной недостаточности.

4

2

■

Практическое занятие

6
Изучение действия кардиотонических средств. Пропись лекарственных форм в виде рецепта с использова­
нием справочной литературы. Обучение пациентов правилам приема лекарственных средств по назначению
врача. Первая медицинская помощь при гликозидной интоксикации. Решение ситуационных задач.
Самостоятельная работа обучающихся

Ви
4

Тема 3.4.
Клиническая
фармакология
ЛС для лечения бронхооб­
структивной
болезни

Работа с учебником, справочной литературой, конспектом.
Содержание учебного материала

2

1 Современные представления о патогенезе бронхообструктивного синдрома;
Основные группы ЛС, применяемые для лечения бронхообструктивного синдрома
а) стабилизатры клеточных мембран;
2
б) ЛС, влияющие на рецепторный аппарат гладкой мускулатуры бронхов;
в) блокаторы Н1 - гистаминовых рецепторов;

■ - ' 11

2
4

2

3

Особенности фармакотерапии бронхообструктивного синдрома
Практическое занятие

4

1..... iiilii... liii

10

I Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения лс, для лечения бронхообструк­
тивного синдрома. Тактика фармакотерапии бронхообструктивного синдрома. Пропись в рецептах с исполь­
зованием справочной литературы. Решение задач.
Самостоятельная работа обучающихся
2

Тема 3.5.
Клиническая
фармакология
лс для лечения
гастродуоде­
нальной пато­
логии

Работа с учебными текстами. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. Вы­
полнение заданий в тестовой форме.
Содержание учебного материала
1

2
3

Понятие о патофизиологических аспектах гастрита;

Основные группы лс для лечения гастродуоденальной патологии: блокаторы Н2-гистаминовых рецепто­
ров, ингибиторы протонного насоса, М- холиноблокаторы, гастропротекторы, антацидные, обволаки­
вающие, адсорбирующие лекарственные препараты. Особенности применения, побочные эффекты.
Тактика фармакотерапии гастродуоденальной патологии.

4

1
2

2

Практическое занятие

Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения лс для лечения гастродуоденальной
патологии (блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов, ингибиторы протонного насоса, М- холиноблокаторы,
гастропротекторы, антацидные, обволакивающие, адсорбирующие лекарственные препараты. Пропись в ре­
цептах с использованием справочной литературы. Решение задач.
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3.6.
Клиническая
фармакология
противомикровных ЛС

Работа с учебником, справочной литературой, конспектом..
Содержание учебного материала

1
2

Понятие об инфекционно - воспалительных заболеваниях: пневмония, бронхит, инфекционно­
токсический шок, гипертермический синдром;
Средства симптоматической терапии, особенности назначения, применения, побочные эффекты и их
профилактика;

6

4

4

1
2
2

и

3

Основные группы противомикробных лекарственных средств.
Самостоятельная работа обучающихся

н

Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. Изучение рабочего материала.

Тема 3.7.
Клиническая
фармакология
ЛС для лечения
инфекционновоспалитель­
ных заболева­
ний

4

Содержание учебного материала
....' У

■.

1

Клиническая картина инфекционно - токсического шока, механизм развития, причины.
4

2

i' +

2
2

Основные группы препаратов, используемых при шоковых состояниях;
2

3

Первая медицинская помощь при инфекционно-токсическом шоке.
Практическое занятие
Обсуждение основных вопросов клиники шоковых состояний. Оказание первой медицинской помощи при
инфекционно-токсическом шокае. Пропись препаратов в рецептах с использованием справочной литерату­
ры. Контрольная работа.

Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником, справочной литературой, конспектом.

4

2
1 1

Итого

96(64+
32)

J

в8||в|ЯИ||ВЯ

12

3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета фармакологии
Технические средства обучения:
- компьютер;
- экран, проектор.
Оборудование кабинета:
- шкафы книжные;
- шкафы модульные с наличием демонстрационных лекарственных препаратов;
- столы учебные;
- стол для преподавателя;
- стулья.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники
1. Кузнецова Н. В. Клиническая фармакология.- ГЭОТАР-Медиа, 2018.

Дополнительные источники
2. Клиническая фармакология.: учебник /Н.В.Кузнецова/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2018 - 272с.
3. Приказ Минздрава России от 01 августа 2012г №54н «Об утверждении порядка назначения и вы­
писывания наркотических и психотропных лекарственных препаратов»;
4. Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012г №1175н «Об утверждении порядка назначения и
выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препара­
ты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
5. Справочник ВИДАЛЬ. Лекарственные препараты в России.- М.: ОУРЕЕ- Астра Фарм Сервис.
2018г.
Майский, В. В. Фармакология с общей рецептурой: учебное пособие / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018 - 240 с.
. Бушма, М.И. Фармакология: учебное пособие : в 2 ч. [Электронный ресурс]/ М.И. Бушма, К.М.
Бушма. - Минск: Вышэйшая школа, 2019. - Ч. 1. - 432 с. : ил. - Режим доступа: http: //
www.biblioclub.ru
Официальные справочно-библиографические и периодические издания:
1. Иевлева, А.А. Справочник основных лекарственных средств [Электронный ресурс]. / А.А. Иевле­
ва, В.А. Плисов, Е.Ю. Храмова. - М. : Рипол Классик, 2018. - 640 с. - (Новейшие медицинские спра­
вочники). - Режим доступа: http: // www.biblioclub.ru
2. Фармакорецептурный справочник врача-педиатра[Электронный ресурс]. / сост. А.В. Сукало, А.А.
Козловский. - Минск : Белорусская наука, 2018. - 374 с. - Режим доступа: http: // www.biblioclub.ru

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуаль­
ных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Уметь оценивать действие лекарственных
препаратов на пациента;

Уметь проводить лекарственную терапию по
назначению врача;

Уметь оказывать первую медицинскую по­
мощь при лекарственных отравлениях;

Знать показания и противопоказания к при­
менению лекарственных препаратов;

Знать характер взаимодействия лекарствен­
ных средств;
Знать побочные эффекты лекарственных
препаратов, методы их профилактики;

Формы и методы
контроля и оценки результатов обучения
Индивидуальное выполнение практических
заданий
Индивидуальное и групповое решение си­
туационных задач
контрольная работа
Индивидуальное выполнение практических
заданий
Индивидуальное и групповое решение си­
туационных задач
контрольная работа
Индивидуальное выполнение практических
заданий
Индивидуальное и групповое решение си­
туационных задач
контрольная работа
фронтальный опрос
решение тестовых заданий
контрольная работа
фронтальный опрос
решение тестовых заданий
контрольная работа
фронтальный опрос
решение тестовых заданий
контрольная работа

14

Приложение 1
Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний
Выбрать 1 правильный ответ.

1. ПРЕПАРАТОМ
ПУТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ:

ДЛЯ

ЛЕЧЕНИЯ

КАНДИДОЗА

ДЫХАТЕЛЬНЫХ

1) гризеофульвин;
2) флуконазол;
3) натамицин;

4) нистатин.

2. ПОБОЧНЫМИ ЭФФЕКТАМИ ТЕТРАЦИКЛИНА ЯВЛЯЮТСЯ:

1) развитие тромбофлебита;
2) гепатотоксичность;

3) сильные головные боли;
4) ДВС-синдром.
3. АНТИМИКРОБНЫМ СРЕДСТВОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ХОЛЕЦИСТИТАЯВЛЯЕТСЯ:

1) цефазолин;

2) амоксициллин/клавуланат;

3) доксирубицин;

4) эритромицин;

4. СРЕДСТВОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ АМЕБИАЗА ЯВЛЯЕТСЯ:
1) метронидазол;
2) гентамицин;

3) норфлоксацин;
4) азитромицин.

5. АНТИБИОТИКОМ
ДЛЯ
ЛЕЧЕНИЯ
СИНЕГНОЙНОЙ ПАЛОЧКОЙ, ЯВЛЯЕТСЯ:
1) цефтриаксон;

ИНФЕКЦИИ,

ВЫЗВАННОЙ

2) линкомицин;
3) полимиксин В;

4) ванкомицин.
6. АЛЬТЕРНАТИВНОЙ
ТЕРАПИЕЙ
ИНФЕКЦИЙ,
МЕТИЦИЛЛИНРЕЗИСТЕНТНЫМ СТАФИЛОКОККОМ, ЯВЛЯЕТСЯ:
1) линезолид;

ВЫЗВАННЫХ

2) линкомицин;
3)

гентамицин;

4) ампициллин.
7. АНТИВИРУСНЫМ
ПРЕПАРАТОМ
ПРИ
ВЫЗВАННЫХ ВИРУСОМ ПРОСТОГО ГЕРПЕСА, ЯВЛЯЕТСЯ:
1) тиротрицин;
2)

ПОРАЖЕНИЯХ

КОЖИ,

спорфлоксацин;

15

3)
4)

триметоприм;
ацикловир.

8. ДЛЯ
АНТИБИОТИКОТЕРАПИИ
ПРИМЕНЯЮТ:

ГАЗОВОЙ

ГАНГРЕНЫ

1) бензилпенициллин;
2) азитромицин;

3) ванкомицин;
4) имипенем/циластатин.

9.

ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ РОЖИСТОГО ВОСПАЛЕНИЯИСПОЛЬЗУЮТ:

1) гентамицин;
2) бициллин-3;

3) бензилпенициллин;
4) тетрациклин.

10.

ПРЕПАРАТОМ, ПРОТИВОПОКАЗАННЫМ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ,ЯВЛЯЕТСЯ:

1) ацикловир;
2) офлоксацин;

3) зидовудин;
4) амантадин.
Эталоны ответов
1-1; 2-2; 3-2; 4-1; 5-3; 6-1; 7-4; 8-1; 9-3; 10-2

Информационный блок
ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВОМИКРОБНЫХ СРЕДСТВ(ПМС) В ЛЕЧЕБНОМ УЧ­
РЕЖДЕНИИ
• В каждом стационаре с целью повышения эффективности терапии и сдерживания развития
антибиотикорезистентности необходимо разрабо- тать политику применения ПМС, которую должен

проводить междисци- плинарный комитет, состоящий из представителей администрации, веду- щих
клиницистов, клинического фармаколога и микробиолога
• ПМС, входящие в формуляр лечебного учреждения, следует раз- делить на 2 группы:

1 - ЛС, которые может назначать любой врач самостоятельно;
2 - ЛС, которые могут быть разрешены к применению

только после кон- сультации с клин,
фармакологом, микробиологом или другим специали- стом, компетентным в области антимикробной
химиотерапии
ОБЩИЕ

ПРИНЦИПЫ

ВЫБОРА

ПРОТИВОМИКРОБНЫХ

СРЕДСТВ.

Факторы пациента:

4е

аллергологический анамнез;

* состояние функции печени, почек, иммунной системы;

сопутствующие заболевания других органов и систем;
* применение других лс и пищевых добавок;
* способность принимать лс внутрь (п/о);

16

тяжесть болезни;

'h возраст;

$

локализация патологического процесса;

у женщин - беременность, кормление грудью, прием контрацептивов.
Факторы возбудителя:

* наиболее вероятный для данной инфекции микроорганизм
* чувствительность к ПМС
ВИДЫ ПРОТИВОМИКРОБНОЙ ТЕРАПИИ:

$ эмпирическая
д*
целенаправленная
* профилактическая
ПРИНЦИПЫ

ЭМПИРИЧЕСКОЙ

ПРОТИВОМИКРОБНОЙТЕРА-

ПИИ:

- Не применять антибиотики для лечения неосложненных вирусных инфекций!
- Перед началом терапии получить образцы для микробиологическо- го исследования; «слепое»

назначение ПМС при лихорадке неясного гене- за затрудняет диагностику.
- До получения результатов микробиологического исследования вы- бирать антибиотик с
учетом данных мониторинга локальной резистентно- сти возбудителей.

Подбирать дозу ПМС с учетом возраста, массы тела, функции по- чек, локализации и
тяжести инфекции. Назначение в «стандартной», а не в максимальной дозе при тяжелых
инфекциях может привести к неэффек- тивности лечения. При применении ЛС с небольшой
терапевтической ши- ротой (например, аминогликозидов) не следует превышать максимальные

дозы, желательно проводить мониторинг Спл ЛС.
- Определять путь введения препарата в зависимости от тяжести и локализации инфекционного
процесса. Угрожающие жизни состояния тре- буют в/в введения препарата. По возможности избегать
болезненных в/м инъекций, особенно у детей.

- Определять длительность терапии с учетом типа инфекции, тера- певтической эффективности,
характера противомикробного действия (ги- бель или подавление размножения микроорганизмов) и
биологической до- ступности возбудителя. Чрезмерно длительные курсы способствуют разви- тию
резистентности и возникновению нежелательных реакций, приводят к увеличению стоимости терапии.

- Учитывать, что при применении ПМС, особенно широкого спектра действия, возможны

селекция резистентных микроорганизмов и развитие суперинфекции.
ВЫБОР ПРОТИВОМИКРОБНЫХ СРЕДСТВ.

Пневмония внебольничная

A. Амбулаторно у пациентов в возрасте до 60 лет без сопутствую- щих заболеваний', п/о амок­
сициллин или макролид.
Б. Амбулаторно у пациентов старше 60 лет и/или с сопутствующи- ми заболеваниями', п/о р-

лактам (амоксициллин/клавуланат, цефуроксима аксетил);хинолон III IV (левофлоксацин, моксифлоксацин, гемифлокса- цин).

B. В стационаре, нетяжелое течение пневмонии', в/в, в/м Р-лактам (ампициллин, амоксицил­
лин/клавуланат, ампициллин/сульбактам, цефу- роксим, цефтриаксон) + макролид; в/в хинолон III—IV

17

(левофлоксацин, моксифлоксацин). При стабилизации состояния возможен переход на п/о прием препа­
рата.
Г. В стационаре, тяжелое течение пневмонии', в/в р-лактам (амоксициллин/клавуланат, ампи­
циллин/сульбактам, цефотаксим, цефтри- аксон, цефепим, карбапенемы) + в/в макролид (эритромицин,
азитромицин, кларитромицин, спирамицин); в/в хинолон III—IV (левофлоксацин, моксифлоксацин) или

хинолон II (ципрофлоксацин, офлоксацин) + цефа- лоспорин I III V (цефотаксим, цефтриаксон, цефепим).
При подозрении на инфекцию, вызванную Р.aeruginosa: в/в антисинегнойный р-лактам (цефтазидим, цефепим, имипенем, меропенем, тикар- циллин/клавуланат) ± в/в аминог­
ликозид П-Ш. При подозрении на аспира- цию: амоксициллин/клавуланат, ампициллин/сульбактам, цефопе-

ра-зон/сульбактам, эртапенем, имипенем, меропенем, тикарцил-лин/клавуланат.

Легионеллезная пневмония
Макролид (эритромицин, кларитромицин) ± рифампицин. Хинолон (левофлоксацин, моксифлоксацин

и др.).
Микоплазменная пневмония
Макролид. Доксициклин. Хинолон III- IV (левофлоксацин, моксифлоксацин, гемифлоксацин).
Хламидийная пневмония

Макролид. Доксициклин. Хинолон III—IV (левофлоксацин, моксифлоксацин).

Абсцесс, гангрена легкого
Ингибиторозащищенный р-лактам (амоксициллин/клавуланат, ампи- циллин/сульбактам, цефопера-

зон/сульбактам, тикарциллин/ клавуланат); цефалоспорин III—IV (цефотаксим, цефтриаксон, цефтазидим, це­
фепим и др.) + метронидазол; хинолон II- IV (ципрофлоксацин, офлоксацин, лево- фло-ксацин, моксифлокса­
цин) + метронидазол; имипенем, меропенем, эр- тапенем.

Пневмония нозокомиальная (госпитальная).
В отделениях общего профиля, без факторов риска (ФР) и ранняя (первые 4 сут ИВЛ) вентиляторассоциированная пневмония: амоксицил- лин/клавуланат, ампициллин/сульбактам; цефалоспорин III
цефотаксим, цефтриаксон; при подозрении на инфекцию, вызванную MRSA, - линезо- лид, ванкомицин;
хинолон III—IV (левофлоксацин, моксифлоксацин).
Б. Поздняя (после 4 сут ИВЛ) вентиляторассоциированная пневмо- ния в ОИТ или в отделении
общего профиля при наличии ФР: цефалоспо- рин III—IV (цефтазидим, цефоперазон/сульбактам, цефе­
пим); при подозре- нии на инфекцию, вызванную MRSA, - линезолид, ванкомицин, ципро- флоксацин,
левофлоксацин, карбапенем (меропенем, имипенем, дорипе-нем); тикарциллин/клавуланат. При подозре­
нии на инфекцию, вызванную Р. aeruginosa, все вышеперечисленные антисинегнойные ЛС можно комби­
нировать с амикацином.
Инфекции мочеполовой системы
Бессимптомная бактериурия у беременных
Фосфомицина трометамол, амоксициллин/клавуланат, цефуроксимааксетил, цефиксим п/о 7 сут.

Цистит

Острый неосложненный. Хинолон II- III (норфлоксацин, ципро- флоксацин, левофлоксацин) 3
сут. Фосфомицина трометамол однократно. Нитрофурантоин п/о 7 сут.
Острый осложненный. Хинолон II- III (норфлоксацин, ципрофлок- сацин, левофлоксацин), нит­
рофурантоин п/о 7 сут.
У беременных. Фосфомицина трометамол однократно, амоксицил-лин/клавуланат, цефуроксима
аксетил, цефиксим 7 сут.

18

Рецидивирующий. Хинолон П-Ш (норфлоксацин, ципрофлоксацин), нитрофурантоин 0,05 г, котримоксазол 0,24 г на ночь в течение несколь- ких месяцев или однократно после полового акта.

Пиелонефрит
Острый (в стационаре). Хинолон П-Ш (ципрофлоксацин, левофлок- сацин), амоксициллин/клавуланат, ампициллин/сульбактам в/в с переходомна прием и/о, цефуроксим, цефотаксим, цефтри­
аксон, цефепим в/в 10-14 (неосложненный), >14 сут (осложненный).

Острый, обострение хронического (абулаторно). Хинолон П-Ш (ципрофлоксацин, левофлокса­
цин), амоксициллин/клавуланат п/о 10-14 сут. Цефуроксима аксетил, цефиксим.

Острый у беременных. Амоксициллин/клавуланат, ампицил- лин/сульбактам, цефуроксим, це­
фотаксим, цефтриаксон, цефепим в/в с не- реходом на прием п/о 10-14 сут.
Гнойный карбункул, абсцесс, апостематозный пиелонефрит. Ци- профлоксацин, левофлокса­
цин, амоксициллин/клавуланат, ампицил- лин/сульбактам, цефоперазон/сульбактам, цефепим, имипенем,
меропенем в/в 21-28 сут. При подозрении на MRSA - ванкомицин, линезолид.
Бактериальный простатит Острый. Левофлоксацин, ципрофлок- сацин, ко-тримоксазол п/о.
Курс 14-28 сут. Хронический. См. выше. Курс 4-6 нед.

Эпидидимит, орхит, орхоэпидидимипг
Возраст<35 лет. Левофлоксацин, офлоксацин п/о 10 сут, цефтриаксон в/м однократно + макроли­
ды, доксициклин п/о 10 сут.
Возраст>35 лет. Нетяжелый (амбулаторно). Хинолоны П-Ш (ле- вофлоксацин, офлоксацин),
ко-тримоксазол п/о 28 сут. Тяжелый (в стаци- онарё). Хинолоны П-Ш, цефотаксим, цефтриаксон в/в или
в/м, затем хино- лоны П-Ш или цефиксим п/о.
Инфекции кожи и мягких тканей

Фурункулы/карбункулы Оксациллин.

Амоксициллин/клавуланат.

Цефалексин. Бацитрацин+неомицин. Мупироцин.

При аллергии к р-лактамам: линкозамид, эритромицин, линезолид, фузидовая кислота.

Системная антибиотикотерапия целесообразна при наличии множе- ственных очагов, локализации на
лице, у пациентов с иммунодефицитом.
Рожа
Феноксиметилпенициллин,
бензилпенициллин.
лин/клавуланат. Макролиды. Цефалоспорины I. Линкомицин.

Амоксицил­

Диабетическая стопа

А. При ограниченном поражении: амоксициллин/клавуланат, ампи- цил- лин/сульбактам.
Хинолон П-Ш (ципрофлоксацин, левофлоксацин + линкозамид, мет- ронидазол. Моксифлоксацин).

Б. При тяжелом поражении, бактериемии: тикарцил- лин/клавуланат. Имипенем, меропенем, эртапенем. Хинолон П-Ш (ципро- флоксацин, офлоксацин, пефлоксацин, левофлоксацин + метронидазол, линко­
замид. Цефалоспорин III—IV + метронидазол. Цефопера- зон/сульбактам.
Послеоперационная раневая инфекция (без сепсиса)

А. После операций на ЖКТ и малом тазу: амоксициллин /клавуланат, ампициллин/сульбактам.
Тикарциллин/клавуланат. Цефалоспорин III—IV
+ метронидазол. Линкозамид + аминогликозид. Цефопера- зон/сульбактам. Хинолон П-Ш (ципроф­
локсацин, офлоксацин, левофлок- сацин) + метронидазол, линкозамид. Имипенем, меропенем, эртапенем.
Б. После других операций: цефалоспорин I—II. Цефалоспорин III—IV (цефотаксим, цефтриаксон, цефе­
пим). Амоксициллин/клавуланат, ампи- циллин/сульбактам. Хинолон 11 (ципрофлоксацин, офлоксацин).
Имипе-нем, меропенем, эртапенем.

19

Интраабдоминальные инфекции
Перитонит Амоксициллин/клавуланат, ампициллин/сульбактам. Цефоперазон/сульбактам. Тикарциллин/клавуланат. Цефалоспорин III—IV

+ метронидазол. Хинолон П-Ш (ципрофлоксацин, офлоксацин, пефлокса- цин, левофлоксацин) + метро­
нидазол. Моксифлоксацин. Имипенем, меро- пенем, эртапенем, дорипенем.

Перитонит при перитонеальном диализе', ванкоми- цин+аминогликозид, цефтазидим, ципроф­
локсацин.
Холецистит/холангит Амоксициллин/клавуланат, ампициллин/ сульбактам. Хинолон П-Ш
(ципрофлоксацин, офлоксацин, пефлоксацин, левофлоксацин + метронидазол. Цефоперазон, цефотаксим
+ метронида- зол. Цефоперазон/сульбактам. Тикарциллин/клавуланат. Имипенем, меро- пенем, эртапе­
нем, дорипенем.
Панкреонекроз, абсцесс ПЖ Имипенем, меропенем, дорипенем, ти- карциллин/клавуланат. це­
фоперазон/сульбактам. Цефалоспорин III—IV, хи-нолон П-Ш (ципрофлоксацин, офлоксацин, пефлокса­
цин), левофлоксацин

+ метронидазол.
Язва желудка или двенадцатиперстной кишки (эрадикация H.pylori)
Амоксициллин + кларитромицин + ингибиторы протонной помпы (ИПП) (омепразол и др.).
Амоксициллин + метронидазол + ИПП. При не- эффективности: кларитромицин, амоксициллин + тетра­
циклин + висмута трикалия дицитрат + ИПП.

Диарея путешественников Хинолоны II (ципрофлоксацин, норфлоксацин), рифаксимин, котримоксазол + лоперамид.
Псевдомембранозный колит, вызванный С.difficile

Метронидазол п/о. Ванкомицин п/о.
Эшерихиоз
При холероподобном течении - регидратационная терапия в/в, п/о. При дизентериеподобном те­
чении - хинолоны II (ципрофлоксацин,
офлоксацин, пефлоксацин и др.), цефтриаксон, котримоксазол.

При энтерогеморрагическом варианте: симптоматическая терапия,АБС не показаны.

Сальмонеллез
При гастроинтестинальной форме антибиотикотерапия не показана.
При генерализованной форме: ципрофлоксацин, цефотаксим, це-фтриаксон. Брюшной тиф, пара­
тиф А, паратиф Б

Цефтриаксон, цефепим, ципрофлоксацин.
Холера

Ципрофлоксацин. Доксициклин.
Инфекции костей и суставов
Артрит бактериальный острый Оксациллин ± аминогликозид. Цефазолин ± аминогликозид.
Амоксициллин/клавуланат, ампицил- лин/сульбактам. Хинолон III—IV (левофлоксацин, моксифлоксацин).

Артрит послеоперационный, постинъекционный или после про- тези- рования
Ванкомицин, линезолид + ципрофлоксацин. Хинолон II + рифампи- цин, фузидовая кислота.
Остеомиелит
Оксациллин, цефазолин ± аминогликозид. Линкозамид ± аминогли- козид. Хинолон П-Ш (ципроф­
локсацин, пефлоксацин, офлоксацин, лево- флоксацин) + рифампицин. При подозрении на MRSA - линезо­
лид, ванко- мицин.

Остеомиелит посттравматический, послеоперационный

20

Хинолон П-Ш (ципрофлоксацин, офлоксацин, левофлоксацин) + ри- фампицин, ванкомицин, линкозамид, линезолид. Тикарциллин/клавуланат. Имипенем.
Сепсис

Начальная эмпирическая терапия Амоксициллин/клавуланат, ампи- цил- лин/сульбактам + аминог­
ликозид. Цефалоспорин III—IV + аминогли- козид. Цефоперазон/сульбактам. Хинолоны II (ципрофлоксацин,
пефлок- сацин, офлоксацин). Тикарциллин/клавуланат. Имипенем, меропенем, эр- тапенем.
Послеродовый

Цефалоспорин III-lV+метронидазол, линкозамид. Амоксицил- лин/клавула- нат, ампициллин/сульбактам + аминогликозид. Цефопера- зон/сульбактам. Тикарциллин/клавуланат. Имипенем, меропе­
нем, эртапе- нем. Катетероассоциированный Ванкомицин, даптомицин.

После спленэктомии Бензилпенициллин, цефотаксим, цефтриаксон.
Оппортунистические инфекции

Кандидоз

При локализованных поражениях кожи: противогрибковые средства(ПГС) д/нар. прим, (бифоназол,
изоконазол, кетоконазол, клотримазол, миконазол, эконазол, нистатин, натамицин, нафтифин, амфотерицин В,
цик- лопирокс) в течение 7-14 сут; флуконазол по 150 мг 1 р/нед в течение 2 нед; кетоконазол по 400 мг/сут в те­
чение 7-14 сут.
При локализованных поражениях слизистых оболочек: флуконазол 100 мг/сут в течение 3-14
сут; ПГС д/местн. прим.: нистатин (сусп. 100 000
ЕД/мл по 5-10 мл 4 р/сут), леворин (сусп. 20 000 ЕД/мл по 10-20 мл 3-4

р/сут), натамицин (сусп. 2,5% по 1 мл 4-6 р/сут), клотримазол (р-р 1% по 1 мл 4 р/сут) или амфотерицин
В (сусп. 100 мг/мл по 1 мл 4 р/сут) в течение 7-14 сут; антисептические средства: гексэтидин (р-р 0,1%,
спрей 0,2%) в течение 7-14 сут. При неэффективности лечения флуконазолом - увеличе- ние его дозы до
200 мг/сут, полиеновые ПГС д/местн. прим, (нистатин, ле- ворин, натамицин, амфотерицин В) или итра­
коназол по 200-400 мг/сут. При резистентном к другим ПГС кандидозе: в/в амфотерицин В по 0,3
мг/кг/сут в течение 3-7 сут.

При кандидозе пищевода, бронхов, легких: флуконазол по 100-200 мг/сут в течение 14-28 сут;
итраконазол по 200—400 мг/сут по 100-200 мг/сут в течение 14-28 сут; кетоконазол по 200 400 мг/сут в
течение 14-28сут; в/в амфотерицин В по 0,3-0,7 мг/кг/сут в течение 14-28 сут - при ре- фрактерном к
другим ПГС кандидозе.
При генерализованном (инвазивном) кандидозе: каспофунгин в/в 70 мг в 1-е сутки, далее в/в по
50 мг/сут>14 сут; вориконазол в/в в насыщаю- щей дозе 6 мг/кг 2 р/сут, затем в ПД 4 мг/кг в/в 2 р/сут;
амфотерицин В 0,6- 1,0 мг/кг/сут в/в 10-14 сут. Поддерживающая терапия (при пораже- ниях ЦНС про­
водится пожизненно): флуконазол 0,2-0,4 г/сут, амфотери- цин В 0,6-1 мг/кг 1-3 р/нед в/в, итраконазол
0,2-0,4 г/сут.

Тестовые задания для контроля конечного уровня знанийВыберите один или не­
сколько правильных ответов

1.

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ТЕРАПИЕЙ ТРИХОМОНИАЗА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) нистатин;
2) метронидазол;
3) пенициллин;
4) тинидазол.
2.

АНТИБИОТИКОТЕРАПИЕЙ ПРИ ЛЕЧЕНИИ СЕПСИСА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) азитромицин;
2) пимафуцин;
21

3) тетрациклины;
4) ампициллин+сульбактам.

3.

ЛЕЧЕНИЕМ ВУЛЬВИТА, ВЫЗВАННОГО ГРИБАМИ, ЯВЛЯЕТСЯ:

1) пенициллин;
2) клотримазол;
3) эритромицин;
4) миконазол.
4.

ИМИПЕНЕМ ВЫПУСКАЕТСЯ
КОТОРОГО НАПРАВЛЕНО НА:

В

КОМБИНАЦИИ

С

ЦИЛАСТА-

ТИНОМ,

ДЕЙСТВИЕ

1) ингибирование В-лактамазы микроорганизмов;
2) подавление активности почечной дегидропептидазы;
3) создание кислотоустойчивости препарата, что делает возможнымего применение при
ацидозе;

4)

снижение инактивации имипенема.

5. ВСЕ В-ЛАКТАМНЫЕ АНТИБИОТИКИ ЭФФЕКТИВНЫ, В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ, В
ОТНОШЕНИИ ГРАМ+ МИКРООРГАНИЗМОВ, КРОМЕ:

1) незащищенных пенициллинов;
2) цефалоспоринов 4 поколения;
3) монобактамов;
4) карбапенемов.
6.

АНТИБИОТИКИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА МЕТИЦИЛЛИН РЕЗИСТЕН- ТНЫЕ СТАФИЛОКОККИ:

1)
2)
3)
4)
7.

азтреонам;

линезолид;

цефотаксим;
ванкомицин.

ЛЕЧЕНИЕ СЕПТИЧЕСКОГО ШОКА:

1) цефиксим;
2) сульбактам+ампициллин;
3) меронем;
4) тиенам.
8. ЛЕЧЕНИЕ КАНДИДОЗНОГО БРОНХИТА:
1) ванкомицин;

2) пенициллин;
3) гентамицин;
4) флуконазол.
9.

ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПНЕВМОНИИ У БЕРЕМЕННЫХ ПРИМЕНЯЮТ:

1) гентамицин;

2)

пимафуцин;

22

3) тетрациклин;
4) цефотаксим;
10. ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПИЕЛОНЕФРИТА У БЕРЕМЕННЫХИСПОЛЬЗУЮТ:

1) гентамицин;
2) цефуроксим;
3) линезолид;
4) ампициллин.
Эталоны ответов
1 -2,4; 2 - 4; 3 -2,4; 4 - 2,4; 5 - 3; 6 - 2,4; 7 - 1,2,3,4; 8 - 4; 9 - 4; 10 - 2,4

Ситуационные задачи

1. К хирургу обратился больной, 26 лет, с жалобами на головную боль, ухудшение
обоняния, болезненность и тяжесть по обеим сторонам относа, гнойные выделения из носа,
повышенную температуру. По словам больного заболевание началось с простуды. Поставьте
диагноз и назначьтелечение.

2.

В отделение урологии поступил больной, 35 лет, с жалобами на повышение
температуры до 39°С, боль в поясничной области. При осмотре
- положителен симптом поколачивания справа. В моче - лейкоцитурия и бактериурия, в крови лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. По- ставьте диагноз, назначьте лечение.

3. В хирургическом отделении больная, 28 лет, проходит лечение по поводу
парапроктита. Больной был назначен амоксициллин/клавуланат. Через день у больной
развилась аллергическая реакция. Какие препараты можно использовать вместо
амоксициллина/клавуланата?
4.

В хирургическое отделение поступил больной, 34 лет, с жалобами на повышение
температуры, одышку, отхождение гнойной мокроты в большом количестве при перемене
положения туловища. На рентгено- грамме - полость в легком с уровнем жидкости. Поставьте
диагноз, назначьте лечение.

5. Какой препарат нельзя назначать во всех сроках беременности, т.к. данная группа
имеет высокую степень токсичности, ухудшает функцию пе- чени, вызывает отрицательный
азотистый баланс, вызывает дисбактериоз?

6. У больного 49 лет развился острый посттравматический остеомие- лит
большеберцовой кости. Бактериологическое исследование выявило чувствительность
стафилококка к оксациллину, в ответ на введения кото- рого у больного развилась
аллергическая реакция. Назначьте препарат, хо- рошо проникающий в костную ткань, не
дающий перекрестной аллергии с [3-лактамным антибиотиками.
7. У больного 64 лет с заглоточным абсцессом развился сепсис. Из крови был высеян
стафилококк. Назначенные ампициллин, а затем - уна- зин эффекта не дали. Назначьте препарат,
эффективный при терапии ин- фекций, вызванных метициллинрезистентным стафилококком.

8. Больному с перитонитом в качестве эмпирической терапии казна- чена комбинация
цефуроксима с гентамицином. Мед. сестра вводила пре- параты в одном шприце. Какие были допущены
ошибки?
9. Больному 35 лет с синегнойным сепсисом, находящемуся на аппа- рате ИВЛ, получающему
гентамицин, врач для лечения присоединившего- ся урогенитального кандидоза назначил амфотерицин В.
Целесообразно ли назначение данного антигрибкового препарата? К каким нежелательным последствиям
может привести назначение этих двух препаратов?
10. Больной 43 лет после перенесенной травмы длительное время находился на аппарате ИВЛ.
Развилась вентиляционная пневмония. Изкрови высеян энтерококк. Какой антибиотик может применяться
у данногобольного?

23

Эталоны ответов

1.

Острый
верхнечелюстной
синусит.
Амоксициллин.
Амоксициллин/клавуланат.
Ампициллин/сульбактам. Цефуроксима аксетил. Азитро- мицин, кларитромицин. Левофлоксацин,
моксифлоксацин, гемифлоксацин.

2. Пиелонефрит. Хинолон II- III (ципрофлоксацин, левофлоксацин), амоксициллин/клавуланат,
ампициллин/сульбактам e/s с переходом на прием и/о, цефуроксим, цефотаксим, цефтриаксон, цефепим в/в
10 14 сут
3. Цефалоспорин III—IV+метронидазол. Линкозамид + аминоглико- зид. Хинолон П-Ш
(ципрофлоксацин, офлоксацин, левофлоксацин) + мет- ронидазол, линкозамид. Имипенем, меропенем,
эртапенем.
4. Абсцесс легкого. Ингибиторозащищенный Р-лактам (амоксицил- лин/клавуланат,
ампициллин/сульбактам, цефоперазон/сульбактам, тикар- циллин/клавуланат); цефалоспорин III—IV
(цефотаксим, цефтриаксон, це- фтазидим, цефепим и др.) + метронидазол; хинолон II- IV (ципрофлокса­
цин, офлоксацин, левофлоксацин, моксифлоксацин) + метронидазол; ими- пенем, меропенем, эртапенем
5.
6.

Антибиотики из группы тетрациклина.

Хинолон П-Ш (ципрофлоксацин, офлоксацин, левофлоксацин) +рифампицин, ванкомицин,
линкозамид, линезолид.

7.

Ванкомицин в/в капельно 1,0 в течение 60 минут на изотониче-ском растворе каждые 12
часов или линезолид.

8. Цефалоспорины и аминогликозиды нельзя вводить в одном шпри-це вследствие их
химической несовместимости. Следовало назначить 1 из
вариантов: Амоксициллин/клавуланат, ампициллин/сульбактам. Цефопе- разон/сульбактам. Тикарциллин/клавуланат. Цефалоспорин III-IV + мет- ронидазол. Хинолон П-Ш (ципрофлоксацин, оф­
локсацин, пефлоксацин,левофлоксацин + метронидазол. Моксифлоксацин. Имипенем, меропенем,
эртапенем, дорипенем

9.

Более эффективным в отношении грибов рода Candida является флуконазол. Комбинация
гентамицина с амфотерицином В усиливает ото - и нефро-токсичные эффекты.

10.

Оксациллин.

24



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.