СОО. 01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОО. 01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Код и наименование специальности:
43.02,15 «Поварское и кондитерское дело».

Квалификация выпускника: специалист по поварскому и кондитерскому
делу.

Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1,2

2023г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины С00.01.01 Русский язык
по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».

разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N
413;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования, утвержденного приказом
Минпросвещения
России
от
9
декабря
2016г
N1565
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 «Поварское
дело»
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44828) с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая

характеристика

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной дисциплины «Русский язык»..................................4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины.....................8
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины..... 16

4. Контроль

и

оценка

результатов

освоения

общеобразовательной

дисциплины............................................................................................................17
17

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык»

1.1. Место дисциплины
образовательной программы

в

структуре

основной

профессиональной

Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии

с ФГОС

по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».

1.2.
1.2.1.

Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения

в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.

1.2.2.

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в

соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.

4

Код и наименование
формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и - уметь создавать устные монологические и диалогические
взаимодействовать и работать в самоопределению;
высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые
коллективе и команде
-овладение
навыками учебно-исследовательской,
средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных
проектной и социальной деятельности;
монологических высказываний - не менее 100 слов, объем
диалогического высказывания - не менее 78 реплик); уметь
Овладение универсальными
коммуникативными
выступать
публично,
представлять
результаты
учебно­
действиями:
исследовательской и проектной деятельности; использовать
б) совместная деятельность:
образовательные
- понимать и использовать преимущества командной и информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для
индивидуальной работы;
решения учебных задач;
- принимать
цели
совместной
деятельности, - сформировать представления об аспектах культуры речи:
организовывать и координировать действия по ее нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать
достижению: составлять план действий, распределять системы знаний о номах современного русского литературного
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты языка и их основных видах (орфоэпические, лексические,
совместной работы;
грамматические, стилистические; уметь применять знание норм
- координировать и выполнять работу в условиях современного русского литературного языка в речевой практике,
реального,
виртуального
и
комбинированного корректировать устные и письменные высказывания; обобщать
взаимодействия;
знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в применять правила орфографии и пунктуации в практике письма;
различных ситуациях,
проявлять творчество
и уметь работать со словарями и справочниками, в том числе
воображение, быть инициативным
академическими словарями и справочниками в электронном
Овладение
универсальными
регулятивными формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета
действиями: г) принятие себя и других людей:
в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой
принимать мотивы и аргументы других людей при сферах
общения,
в
повседневном общении, интернетанализе результатов деятельности;
коммуникации.

5

OK 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста

- сформировать представления о функциях русского языка в
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику современном мире (государственный язык Российской
быта, научного и технического творчества, спорта, труда Федерации, язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовно­
и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, нравственной и культурной ценности многонационального
традиции и творчество своего и других народов, народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
истории, языка и личности; об отражении в русском языке
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
российских
духовно-нравственных
- убежденность в значимости для личности и общества традиционных
отечественного и мирового искусства, этнических ценностей; сформировать ценностное отношение к
русскому языку;
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах - сформировать знаний о признаках текста, его структуре,
искусства, стремление проявлять качества творческой видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать
и комментировать основную и дополнительную, явную и
личности;
скрытую
(подтекстовую)
информацию текстов,
Овладение
универсальными
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять
коммуникативными
логико-смысловые отношения между предложениями в
действиями:
тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых
а) общение:
типов; тексты научного, публицистического, официально- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному - уметь использовать разные виды чтения и аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки
развитию;
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего графику, инфографику и другое (объем текста для чтения современному уровню развития науки и общественной 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного
практики,
основанного
на
диалоге
культур, текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать
способствующего
осознанию
своего
места
в вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и
другое);
поликультурном мире;
- совершенствование
языковой
и
читательской - обобщить знания о языке как системе, его основных
культуры как средства взаимодействия между людьми и единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических
познания мира;
6

- осознание ценности научной деятельности, готовность функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
осуществлять
проектную
и
исследовательскую функциональные стили, язык художественной литературы),
различной жанровой принадлежности; сформированность
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными представлений о формах существования национального
русского языка; знаний о признаках литературного языка и
познавательными действиями:
его роли в обществе;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и - обобщить знания о функциональных разновидностях
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; языка: разговорной речи, функциональных стилях
публицистический,
способность и готовность к самостоятельному поиску (научный,
языке
методов решения практических задач, применению официально-деловой),
художественной литературы; совершенствование умений
различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению распознавать, анализировать и комментировать тексты
функциональных
разновидностей
языка
нового знания, его интерпретации, преобразованию и различных
речь,
функциональные
стили,
язык
применению в различных учебных ситуациях, в том (разговорная
художественной литературы);
числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение - обобщить знания об изобразительно-выразительных
научной терминологией, ключевыми понятиями и средствах русского языка; совершенствование умений

7

Виды деятельности

Профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности

1 Организация и ведение процессов приготовления,
оформления и подготовки к реализации холодных и горячих
десертов, напитков сложного ассортимента с учетом
потребностей различных категорий потребителей, видов и
форм обслуживания

ПК.1. Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для
приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков в соответствии с
инструкциями и регламентами

2. Организация и ведение процессов приготовления,
оформления и подготовки к реализации хлебобулочных,
мучных кондитерских изделий сложного ассортимента с
учетом потребностей различных категорий потребителей,
видов и форм обслуживания

ПК 2. Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для
приготовления хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента в
соответствии с инструкциями и регламентами.

3. Организация и ведение процессов приготовления,
оформления и подготовки к реализации холодных блюд,
кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента с
учетом потребностей различных категорий потребителей,
видов и форм обслуживания

ПК 3.. Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для
приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с
инструкциями и регламентами

8

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
96

в т.ч.
1. Основное содержание

84

в т. ч.:

теоретическое обучение

31

практические занятия

41

самостоятельная работа

12

2. Профессионально ориентированное содержание

(содержание прикладного
в т. ч.:

модуля)_____________

8

теоретическое обучение

2

практические занятия

6

индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация (экзамен)

нет
4

13

2.2.

Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и

Содержание учебного материала (основное и профессионально- ориентированное),

Объем

Формируемые

тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

часов

компетенции

1

2

3

4

12

ОК 05
ОК 05

Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Тема 1.1. Основные функции Основное содержание
Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные
языка в современном

обществе

2

гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление.
Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития

языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический,
исторический. Реформы русской орфографии
Практические занятия:
Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в современном

Тема 1.2 Происхождение
русского языка.

обществе
Основное содержание
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования

2

ОК 05
2

Индоевропейская языковая русской лексики
семья. Этапы формирования Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей.

русской лексики

Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.

Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
Практические занятия:
Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов

2

ю

Тема 1.3. Язык как
система знаков

Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и

ОК 05
2

грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней.
Принципы выделения частей речи в русском языке
Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, мо эфология и орфография
Тема 2.1. Фонетика и Основное содержание
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков:
орфоэпия
позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные

и

акцентологические).

Основные

правила

произношения

гласных,

согласных

2
42

ОК 04; ОК
ОК 04; ОК

2

звуков.

Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы
Практические занятия:
Практическая работа. Орфография.

Безударные гласные в

корне слова:

проверяемые,

непроверяемые, чередующиеся
Тема 2.2. Морфемика и Основное содержание
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и
словообразование
служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические

4

ОК 04; ОК
2

способы словообразования.Словообразование и формообразование.

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных.

4

Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на -З(-С),

ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок

11

Основное содержание
существительное как часть Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени
речи.

ОК 04;

Тема 2.3. Имя

2

существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.
Тема 2.4. Имя

Правописание сложных имен существительных.
Основное содержание

прилагательное как часть
речи.

2

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные,

ОК 04;
ОК 05
2

относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая
форма имен прилагательных. Семантике- стилистические различия между краткими и
полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Практические занятия:

Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных
Тема 2.5. Имя числительное Основное содержание
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые,
как часть речи.

2

ОК 04;
2

собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость

собирательных числительных.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования цифр.
Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.
Тема 2.6. Местоимение как Основное содержание

2

ОК 04;

12

часть речи.

Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные,

2

относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное
ттятптс.яттие мм-тгшиетшй________________________________________________________________________________

13

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами

2

НЕ и НИ
Тема 2.7. Глагол как часть Основное содержание

ОК 04;
2

речи.

Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время,
лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива
(прошедшего времени); их формообразующие функции
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Тема 2.8. Причастие и Основное содержание
деепричастие как особые Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные
формы причастий
формы глагола
Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий.

2

ОК 04;
2

2

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий

совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.
ОК 04;

Тема 2.9. Наречие как

Основное содержание
часть речи. Служебные Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды
наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении
части речи.

2

качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования.
Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и
подчинительные союзы

Практические занятия:

14

Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи

4

(знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных
предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями

речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ

15

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
Тема 3.1. Основные

единицы синтаксиса.

22

Основное содержание
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании:

ОК 04; ОК 05; ОК
09
ОК 04; ОК 05

2

согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное

предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование

сказуемого

с

подлежащим.

Односоставные

предложения.

Неполные

предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения

Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении. Разбор словосочетаний
Тема 3.2 Второстепенные Основное содержание
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
члены предложения.

4

ОК 04; ОК 05
2

дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки

препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными

членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия
обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как
особый вид обособленных членов
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

4

Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки
препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях, обращениях
Тема 3.3. Сложное
предложение

Основное содержание
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению

ОК 05; ОК 09

2

(предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное
ппепппжение Тины ттпи пяточных ппеппожений_________________________________________

16

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные

сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и

косвенной речью как способ передачи чужой речи
Практические занятия:

Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

8

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в
бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой

речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

Тема 4.1. Язык как

средство
профессиональной,

социальной и
Тема 4.2.

8

Профессионально-ориентированное содержание
Практические занятия:
Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык
специальности. Отраслевые терминологические словари
Профессионально-ориентированное содержание

ОК 04; ОК 05; ОК
09
ПК...3
ОК 04; ОК 05; ОК
пп

2

ОК 04; ОК 05; ОК

Коммуникативный аспект Практические занятия:

17

Тема 4.2.

ОК 04; ОК 05;

Профессионально-ориентированное содержание

Коммуникативный аспект Практические занятия:
2

Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования

синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования
(историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)

Тема 4.3. Деловой стиль

ОК 04; ОК 05;
ОК 09

Профессионально-ориентированное содержание
Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды

2

деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности

Практические занятия:
Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности.
Самостоятельная работа.
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
Синтаксическая роль инфинитива.Предложения с однородными членами и их функции в
речи.Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую
Работа с текстами. Подготовка докладов. Составление таблиц для систематизации учебного материала.
Синтаксический анализ словосочетаний и предложений.
Всего

2
12

84
18

3.
3.1.

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского

языка.
Эффективность

преподавания

курса

русского

языка

зависит

от

наличия

соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями
курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов
выдающихся ученых в языкознания и др.);

- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов
оценочных средств, экзамена и др.);

- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным
программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска, выход в
локальную сеть);
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).
3.2.

Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации

должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с

момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.

Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб, пособ.
для студ. сред. проф. учеб, заведений. - М., 2021.
2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы, 2021
3. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
-М.: Просвещение, 2020
4. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М.,
2021.
6.Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2021.
Дополнительная литература:
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11
кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4е изд., испр. - М., 2006.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
4. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник

5.
6.
7.
8.
1.

2.
3.

4.

5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.

18.

19.

20.

для общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. - СПб., 2012.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,
2011г.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. - М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико­
грамматическими формами. - М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX
столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост.
В.В. Бурцева. - М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры /
Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. - М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. - М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.

Интернет - ресурсы:
1. http://www.gramota.ru
2. http://www.uchportal.ru/
3. http://pedsovet.org/
4. http://www.rusedu.ru/
5. http://ru.wikipedia.org
6. http://globalteka.ru

4.КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения /знания
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания
с точки зрения языкового оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Подготовка и защита рефератов
Устные и письменные упражнения и задания

Устные и письменные упражнения и задания;
практические занятия тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных
заданий
проводить лингвистический анализ текстов Устные и письменные упражнения и задания;
различных
функциональных
стилей
и
разновидностей языка;
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и практические занятия тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных
других народов;
заданий, проектов, исследований.
смысл понятий: речевая ситуация и ее Пересказ, устная работа с текстом. Устные и
компоненты, литературный язык, языковая письменные упражнения и задания
норма, культура речи; основные единицы и использовать основные виды чтения
уровни языка, их признаки и взаимосвязь (ознакомительно-изучающее,
использовать
основные
виды
чтения ознакомительно-реферативное и др.) в
(ознакомительно-изучающее, ознакомительно­ зависимости от коммуникативной задачи;
реферативное и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
орфоэпические, лексические, грамматические,
Устные и письменные упражнения и задания;
орфографические и пунктуационные нормы
практические занятия тестирования, а также
современного русского литературного языка;
выполнения обучающимися индивидуальных
нормы речевого поведения в социально­
заданий
культурной, учебно-научной, официально­
деловой сферах общения
извлекать необходимую информацию из Устные и письменные упражнения и задания;
различных
источников:
учебно-научных практические занятия тестирования, а также
текстов, справочной литературы, средств выполнения обучающимися индивидуальных
массовой
информации,
в
том
числе заданий
представленных;
создавать
устные
и
письменные Устные и письменные упражнения и задания;
монологические и диалогические высказывания использовать основные виды чтения
различных типов и жанров в учебно-научной (ознакомительно-изучающее,
(на материале изучаемых учебных дисциплин), ознакомительно-реферативное и др.) в
социально-культурной и деловой сферах зависимости от коммуникативной задачи;
общения;

применять в практике речевого общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические нормы современного русского
литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические
и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать
основные
информационной переработки
письменного текста;

приемы
устного и

Устные и письменные упражнения и задания;
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
Диктант Устный и письменный опрос,
тестовые задания, контрольное тестирование,
словарный диктант, различные письменные
задания, контрольная работа
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
различные письменные задания, контрольная
работа



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.