СОО.01.03 Иностранный язык 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

С00.01.03 Иностранный язык

Код и наименование специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Квалификация выпускника: специалист по поварскому и кондитерскому делу

2023г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины СОО.01,03 Иностранный язык
разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования утвержденного
приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413 (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012г. №
24480);
— Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело утвержденного приказом Минобрнауки России от
09.12.2016 № 1565 (зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016г. № 44828)
с учетом:

-

-

профиля получаемого образования;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ..................................................................................................

1.1. Область применения программы...............................................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
(ППССЗ/ППКСЗ):..................................................................................................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины, результаты освоения дисциплины:......................................
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:....................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы...........................................................

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины......................................................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .......................................................

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.........................

3.2 Информационное обеспечение обучения..................................................................................
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:.........................................................................

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

С00.01.03 Иностранный язык

1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины « Иностранный язык» является
частью программы подготовки специалистов среднего звена/ программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины С00.01.03 Иностранный язык может быть
использована в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения программ подготовки
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
1.2.

Учебная дисциплина С00.01.03

Иностранный язык изучается в общеобразовательном

цикле учебного плана ППССЗ/ППКСЗ на базе основного общего образования с получением среднего

общего образования.
Учебная дисциплина «Иностранный язык» входит в состав обязательной предметной
области «Английский язык»ФГОС среднего общего образования.
1.3.

Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно
совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас. В результате освоения
дисциплины обучающийся должен знать: - лексический (1200-1400 лексических единиц) и
грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных
текстов профессиональной направленности.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины СОО.01.03
«Иностранный язык»
предназначена для изучения английского языка в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего
образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего
звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых
к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Английский язык», и в
соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного

общего

образования

с

учетом

требований

федеральных государственных образовательных

стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
Содержание программы учебной дисциплины С00.01.03 «Иностранный язык» направлено на
достижение следующих целей:

- формирование представлений об английском языке как о языке международного общения и
средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных культур;
- формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на английском
языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной
деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей
общения;

- формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: лингвистической,
социолингвистической, дискурсивной, социокультурной, социальной, стратегической и предметной;
- воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне;

- воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным субкультурам.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций,
необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих (ППКРС); программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Программа учебной дисциплины С00.01.03 «Иностранный язык» является основой для разработки
рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его
изучения, тематику практических занятий, виды самостоятельных работ, распределение учебных
часов с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа предполагает изучение британского варианта английского языка (произношение,
орфография, грамматика, стилистика) с включением материалов и страноведческой терминологии из
американских и других англоязычных источников, демонстрирующих основные различия между
существующими вариантами английского языка.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями,
реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования.

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими
компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач профессиональной деятельности.

OK 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом
особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на
основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 116 часов;
аттестация 1 час.

2. Структура и содержание учебной дисциплины.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов

116
1

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Наименование разделов и
тем
Введение

РАЗДЕЛ 1
Тема 1.1. Некоторые
правила ударения в
англ.яз. Ритм англ. речи.

Тема 1.2. Восходящий тон.
Интонация
повествовательного
предложения.
Тема 1.3. Интонация
обращения.

Содержание учебного материала, лабораторные
работы, и практические.
Вводный урок. Английский язык в нашей жизни.
Представление на английском языке.

Объем
часов
2

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ. УСЛОВИЯ ЖИЗНИ.
Практическая работа.

2

Род и число имен существительных.
Понятие о дополнении. Особенности перевода.
Выполнение грамматических упражнений.
Гест (раздаточный материал). Тренировочные
упражнения.
Практическая работа. Понятие об инфинитиве.
Глагол to be в 3-м лице ед. числа. Предложение.

2

Общие сведения. Местоимение ^.Понятие об
артикле.
Практическая работа

2

Определенный артикль. Указательные местоимения
this, that, these, those. Множественное число сущ.
оканчивающихся в ед. числе НА -S, -SX, -SSSS
Выполнение грамматических упражнений.
Тема 1.4.Ударение в
двусложных словах.

Вопросительные
предложения.
Общий
вопрос.
Краткий
утвердительный ответ. Множественное число сущ.
оканчивающийся на букву у.

2

Тема1.5.
Словообразующие
согласные. Интонация
приветствия.

Практическая работа.

2

РАЗДЕЛ 2
Тема 2.1 Личные
местоимения

Тема 2.2. Отрицательная
форма повелительного
наклонения.

Практическая

работа.

Отрицательные повествовательные предложения с
глаголом to Ье.Краткий отрицательный ответ.
Альтернативные вопросы. Предложное дополнение.

НАВЫКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
(ПОВСЕДНЕВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ,(ПРОФ.
НАВЫКИ И УМЕНИЯ)
Практическая работа. Спряжение глагола to be в

2

настоящем времени. Предлоги места и направления.
Работа с текстом Выполнение грамматических упр.
2
Практическая работа

Специальные вопросы. Причастие I(Participle I).
Настоящее время группы Continuous Tense
Активный словарь.
Чтение и перевод текст «Тош is a schoolboy».

Тема 2.3. Главное и
второстепенное ударение.
Тема 2.4. Выражение
отношений родительного
падежа с помощью
предлога of
Тема 2.5 Основной курс.
Настоящее время группы
Indefinite.

Тема2.6. Образование 3-го
л.ед. числа наст, времени.

2

Притяжательные
местоимения. Специальные вопросы who, whose,
Практическая

работа.

where.

2

Практическая работа

Граммат. упр. работа с текстом.

6

Практическая работа Чтение перевод и ответ на

вопросы по тексту «We Learn Foreign Languages».
Наречия неопределенного времени. Активный
словарь. Словообразование. Выполнение грамм,
упрПрактическая работа. Вопросы к подлежащему
или его определению. Оборот to be going to .We
Learn Foreign Languages.(continued).

2

2

Практическая работа

Перевод предложений, преобразование предложений
из настоящего времени в будущее с использованием
конструкции to be going to V.
Тема 2.7. Английский язык Практическая работа
Чтение и перевод текста «Английский язык как язык
в нашей жизни.
профессиональной
деятельности».
Выполнение
граммат. упр.

2

Тема 2.8.Объектный падеж
местоимений..

Практическая работа. Чтение и перевод текста «The
Workibg Day of an Engineer. Mach, little, many, few.

2

РАЗДЕЛ 3

ОПИСАНИЕ ЛЮДЕЙ (ВНЕШНОСТЬ, ХАРАКТЕР,
ЛИЧНОСТНЫЕ
КАЧЕСТВА)

Тема 3.1. Друзья.

Ввод новой
упражнений.

Тема 3.2. Внешность или
характер.

2

Практическая работа

лексики,

выполнение

лексических
4

Практическая работа

Падежи имен существительных. Притяжательный
падеж.Текст «Му Friend is a Childrens Doctor Now.

Тема 3.3.Свободное время.

2

Практическая работа

Изучение лексики по теме, выполнение
лексических упражнений.
2

Практическая работа

РАЗДЕЛ 4

Тема 4.1 .Родственные
отношения.

Прошедшее время. Место прямого и косвенного
дополнения в предложении.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4
Практическая работа. Глагол to have и оборот
have(has)got.

Неопределенные местоимения some, any, по и их
производные.
Выполнение грамматических упражнений на
использование неопределенных местоимений.

2

i

2

Практическая работа. Числительные,

обозначающие годы.
Тема 4.2. Интерьер.

2

Практическая работа Оборот there is(there аге) в

наст.и прош. времени группы Indefinite.
Практическая работа: Модальный глагол сап и
оборот to be able 1о.Выполнение упражнений.
Чтение и перевод текста.

РАЗДЕЛ 5

Тема 5.1. Понятие о
причастии II.
Тема 5.2, Вопросительно­
отрицательные
предложения.
Тема 5.3. Будущее время
группы Indefinite.

4

Наука. Библиотеки.

4

Практическая работа Настоящее время группы

Perfect.
Отсутствие
существительными.

артикля

перед

работа
Активные
слова
выражения. Текст « A telephone conversation»

и

2

Практическая работа. Письмо другу. Активный

2

Практическая

словарь.
Практическая работа

Определительные придаточные предложения
союзами till,(until, soon as,before,after

Тема 5.4. Визит в Москву.

4

с

Практическая работа

2

Активный словарь. Текст «А visit to Moscow»
Практическая работа. Согласование времен в
сложных
предложениях
с
дополнительными
придаточными.
Практическая работа. Глаголы to speak,to talk,to
say,to tell. Расчлененные вопросы.

4
4

РАЗДЕЛ 6.ГОРОД,ИНФРАСТРУКТУРА.

Тема 6.1. Выражение
просьбы или приказания к
1-му или 3-му лицу.

Практическая работа

2

Составить рассказ «Мой город».
Практическая работа

4

Выполнение грамматических упражнений, перевод
предложений.

2

Практическая работа: Сочетания a little, a few.

Тема 6.2. Страдательный
залог.
Тема 6.3. Абсолютная
форма притяжательных
местоимений.

Тема 6.4. Прошедшее и
будущее время группы
Continuous.
Тема 6.5Просьба и
приказание в косвенной
речи.

Практическая работа

2

Специальные вопросы в косвенной речи.
Практическая работа

2

Чтение и перевод текста «They are leaving Moscow»
Практическая работа. Активный словарь. Текст «А

2

Sea Story»
Практическая работа. Придаточные предложения

следствия.
упражнений.

Выполнение

2

грамматических

РАЗДЕЛ 7
Тема 7.1. Степени
сравнения прилагательных.

Практическая работа. Активный словарь. Работа

4

с текстом «SHOPPING»
Практическая работа. Именные безличные

2

предложения.

i

2

Практическая работа. Слова -заместители.
Практическая работа. Степени сравнения наречий.

2

Активный словарь.
Практическая работа

2

Сравнительные конструкции not so...as,as...as,

Тема 7.2.Великобритания.

Практическая работа

Ввод новой лексики по теме. Чтение и перевод
текста «THE UNITED KINGDOM». Выполнение
лексических упражнений.
Практическая работа. Употребление артикля с
именами собственными.

Тема 7.3. Географические
термины.
Аттестация

4

2

Практическая работа

Словообразование. Лексико-грамматические
упражнения.

2

Дифференцированный зачет

1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета иностранного языка.
Оборудование учебного кабинета:
1.

Посадочные места по количеству студентов.

2.

Рабочее место преподавателя.

3.
Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров,
установленных в кабинете, в единую сеть с выходом в Интернет.
4.

Аудиторная доска для письма.

5.

Компьютерные столы по числу рабочих мест студентов.

6.
Вентиляционное оборудование, обеспечивающее комфортные условия для проведения
занятий.

7.

Комплект рабочих пособий по иностранному языку. Технические средства обучения:

1.

Мультимедиа проектор; интерактивная доска.

2.

Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.

3.

Лазерный принтер.

6.

Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
i

3.2

Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интер нет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная источники:
1.
Рогова Г,В. Английский язык. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.:
Просвещение, 2019

2.

Голицинский Ю.Б, Грамматика. Сборник упражнений. - СПб.: КАРО; 2019

3.
Грамматика английского языка:Морфология. Синтаксис:учебник В.Л.Каушанская,Р.Л.
Ковнер.2018г.

Дополнительная литература;
1 БонкН.А Английский для средних специальных заведений. Серия «Учебники и учебные
пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2018

2 .Агабекян И.П., Коваленко П.И. Английский для технических вузов. Серия «Высшее
образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2019

3 Блох М,Я. Практикум по английскому языку: грамматика: сборник упражнений / М.Я. Блох,
АЛ. Лебедева, В.С. Денисов

4.

Гуськов А.Н. Английский язык в таблицах. - Минск :Букмасте: Кузьма, 2020

5.
Голубев, А.П. Доржавый А.П., Смирнова И.Б, Английский язык для технических
специальностей. Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.
6.
Колесникова Н.П, Данилова Г.В., Девяткина Л.Н. Английский язык для менеджеров. - М.:
Издательский центр «Академия», 2019,
7.

Кравцова Л.И.Английский язык. Учебник. - М.: Высшая школа, 2018.

8. Михалева У.П., Лаптева О.А. Горизонты. Учебное пособие для студентов специальности
«Современные иностранные языки». - Минск: Лексис, 2019,
8.
Курочкина З.Д, Карневская Е.Б., Мисуно Е.А., Панова И.И, Английский язык. Готовься у
централизованному тестированию. - Минск: АВЕРСЕВ, 2018

9.

Уолден Дж.К. Библия деловых писем. - Лондон, 2019.

10.

Cambridge. English Vocabulary in Use. (advanced), 2020.

Словари
1.
Мюллер В.К, Англо-русский и русско-английский. - М.: Эксмо, 2018
2.
Осечкин В.В., Романова ИА. Англо-русский учебный словарь по экономике и бизнесу. - М.:
Феникс, 2019

Интернет - ресурсы:
1 .p;//www, britannica.com/Энциклопедия Британника. Всевозможная информация для изучающих
английский язык.
2.
Электронные библиотеки, где можно скачать произведения на английском языке, http://
libfor. ru/ readiuepoe. htmi
http://www.multikulri.ru/EnglisMnfo/Eriglish info 113.htmlhttp://www.dadoda.ru

Критерии
4.

оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Уметь:
УЛ. Вести диалог (диалог-расспрос, диалогобмен мнениями/суждениями, диалогпобуждение к действию, этикетный диалог и их
комбинации) в ситуациях официального и
неофициального общения в бытовой,
социокультурной и учебно-трудовой сферах,
используя аргументацию, эмоционально­
оценочные средства.
У.2, Рассказывать, рассуждать в связи с
изученной тематикой, проблематикой
прочитанных/прослушанных текстов; описывать
события, излагать факты, делать ! сообщения.

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения

Практическая работа.

Практическая
работа,
самостоятельная работа,

внеаудиторная

Практическая работа.
I У.З. Создавать словесный социокультурный
портрет своей страны и страны/стран изучаемого
языка на основе разнообразной страноведческой и
культуроведческой информации.
| У ,4. Понимать относительно полно (общий
Практическая и внеаудиторная самостоятельная
смысл) высказывания на изучаемом ! иностранном работа.
языке в различных ситуациях
общения.
Внеаудиторная
самостоятельная
работа,
У.5, Понимать основное содержание
практическая
работа.
аутентичных аудио- или видеотекстов
.^познавательного характера на темы,
предлагаемые в рамках курса, выборочно ;
извлекать из них необходимую.
| У.6. Оценивать важность/новизну информации., I Практическая работа,
определять свое отношение к ней.
У.7. Читать аутентичные тексты разных стилей Практическая работа.
(публицистические, художественные, научнопопулярные и технические), используя основные
виды чтения (ознакомительное, изучающее,
просмотровое/поисковое) в зависимости от
коммуникативной задачи.
Самостоятельная работа.
У. 8. Описывать явления, события, излагать
факты в письме личного и делового характера.

У.9. Заполнять различные виды анкет, сообщать
сведения о себе в форме, принятой в
стране/странах изучаемого языка.

i

Знать:
3.1
Значения новых лексических единиц, Внеаудиторная
самостоятельная
работа,
связанных с тематикой данного этапа и с практическая работа.
соответствующими ситуациями общения.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
3.2 Языковой материал: идиоматические
выражения, оценочную лексику, единицы
речевого этикета, перечисленные в разделе
«Языковой материал» и обслуживающие
ситуации общения в рамках изучаемых тем.
З.З.Новые значения изученных глагольных форм Внеаудиторная самостоятельная работа.
(видо-временных, неличных), средства и способы
выражения модальности; условия,
предположения, причины, следствия,
побуждения к действию.
3.4 Лингвострановедческую, страноведческую и Практическая работа.
социокультурную информацию, расширенную за
счет новой тематики и проблематики речевого
общения.
3.5 Тексты, построенные на языковом материале Внеаудиторная
самостоятельная
повседневного и профессионального общения, в практическая работа.
том числе инструкции и нормативные документы
по профессиям: СПО.

работа,



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.