СОО 01.07 Обществознание 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

СОО 01.07 Обществознание

Код и наименование профессии: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

Квалификация выпускника: специалист по поварскому и кондитерскому

Делу

Форма обучения: очная

Курс: 1 ,

Семестр :1,2

2023г.

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины COO. 0Е 07
Обществознание разработана на основе:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N
413;
— Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1565
(ред. от 17.12.2020)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44828) с учетом:
- .профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных .программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
’образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»................................................................................................. 4
2,. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины© шибка! Закладка не
определена.
3. Условия
реализации
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Обществознание» .................................................................................................................... 27
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины............28

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»
1.1.

Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной
области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском
обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах
взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами,
содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в
повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с
основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях
жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной
картины общества;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать
ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных,
исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе
и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной
направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин,
развитие мотивации к предстоящему самоопределению.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование
Планируемые результаты освоения дисциплины
формируемых
Общие
Дисциплинарные1
компетенций
------------------------------------ —4_________
ОК 01.
В части трудового воспитания:
сформировать знания об (о):
Выбирать способы
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
- обществе как целостной развивающейся системе в
решения задач
трудолюбие; У
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
профессиональной
- готовность к активной деятельности технологической и основах социальной динамики; глобальных проблемах и
деятельности
социальной направленности, способность инициировать, вызовах современности; перспективах развития
применительно
планировать и самостоятельно выполнять такую
современного общества, в том числе тенденций развития
к различным
деятельность;
Российской Федерации;
контекстам
- интерес к различным сферам профессиональной
- человеке как субъекте общественных отношений и
деятельности,
сознательной деятельности; особенностях социализации
Овладение универсальными учебными познавательными личности в современных условиях, сознании, познании и
действиями:
самосознании человека; особенностях
а) базовые логические действия:
профессиональной деятельности в области науки,
- самостоятельно формулировать и актуализировать
культуры, экономической и финансовой сферах;
•1
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
- устанавливать существенный признак или основания
экономике, в том числе государственной политики
для сравнения, классификации и обобщения;
поддержки конкуренции и импортозамещения,
- определять цели деятельности, задавать параметры и
особенностях рыночных отношений в современной
критерии их достижения;
экономике;
- выявлять закономерности и противоречия в
- системе права и законодательства Российской
рассматриваемых явлениях;
Федерации;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных
соответствие результатов целям, оценивать риски
наук, уметь различать существенные и несущественные
последствий деятельности;
признак!! понятий, определять различные смыслы
- развивать креативное мышление при решении
многозначных понятий, классифицировать

жизненных проблем
используемые в социальных науках понятия и термины;
б) базовые исследовательские действия:
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
- владеть навыками учебно-исследовательской и
социальных явлений, для ориентации в социальных
проектной деятельности, навыками разрешения
науках и при изложении собственных суждений и
проблем;
построении устных и письменных высказываний;
- выявлять причинно-следственные связи и
- владеть умениями формулировать на основе
♦
♦
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, приобретенных социально-гуманитарных знаний
находить аргументы для доказательства своих
собственные суждения и аргументы по определенным
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
- анализировать полученные в ходе решения задачи
использовать ключевые понятия, теоретические
результаты, критически оценивать их достоверность,
положения социальных наук для объяснения явлений
прогнозировать изменение в новых условиях;
социальной действительности; конкретизировать
- уметь переносить знания в познавательную и
теоретические положения фактами социальной
практическую области жизнедеятельности;
действительности, модельными ситуациями, примерами
- уметь интегрировать знания из разных предметных
из личного социального опыта и фактами социальной
областей;
действительности, в том числе по соблюдению правил
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
здорового образа жизни; умение создавать типологии
подходы и решения;
социальных процессов и явлений на основе
и
способность
их
использования
в
познавательной
и
предложенных критериев;
■»
социальной практике
OK 02. Использовать
сформировать знания об (о):
современные средства
- особенностях процесса цифровизации и влиянии
поиска, анализа и
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
интерпретации
- владеть умениями применять полученные знания при
информации, и
анализе социальной информации, полученной из
информационные
источников разного типа, включая официальные
технологии для
публикации на интернет-ресурсах государственных
выполнения задач
органов, нормативные правовые акты, государственные
профессиональной
документы стратегического характера, публикации в
деятельности
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
■«

4

4

OK 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по

4

В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе

неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и
явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов, включая
универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической
системы общества, направлениях государственной

финансовой
грамотности в
различных
жизненных ситуациях

♦

осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты

политики Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами
и инструментами; использовать финансовую
информацию для достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом
рисков и способов их снижения; сформированность
гражданской ответственности в части уплаты налогов
для развития общества и государства

OK 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
вз аимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда
и общественных отношений;

- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
>
4
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационно­
коммуникационных технологий в решении различных
задач

4

- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ

языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
языковых средств
использованием
■«

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и

социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
глобальных проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в современных

межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
■*
»
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами
в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и

условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии
ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
роли государственного бюджета в реализации
полномочий органов государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных
решений;
социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе
поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях
политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных общественных
отношений;
системе права и законодательства Российской
Федерации;
2) уметь характеризовать российские духовно­
нравственные ценности, в том числе ценности

il

социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

-

человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского общества; характеризовать
функции социальных институтов; обосновывать
иерархию нормативных правовых актов в системе
российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные методы науки, а

4

4

также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации

4

4

прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационно­
коммуникационных технологий в решении различных
задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о финансах и
бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной

I

OK 07. Содействовать В области экологического воспитания:
сохранению
- сформированность экологической культуры,
окружающей среды,
понимание влияния социально-экономических
ресурсосбережению,
процессов на состояние природной и социальной среды,
применять знания об
осознание глобального характера экологических
изменении климата,
проблем;
принципы
- планирование и осуществление действий в
бережливого
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
производства,
развития человечества;
эффективно
активное неприятие действий, приносящих вред
действовать в
окружающей среде;
чрезвычайных
- умение прогнозировать неблагоприятные
ситуациях
экологические последствия предпринимаемых действий,

информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения
социальных и межличностных конфликтов; оценивать
поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан
- конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных процессов и явлений на
основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять

OK 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному
1
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;

причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского обществ

- владеть умениями применять полученные знания при
* социальной информации,
д,
'
анализе
полученной- из♦
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;

4

I

I

2.Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Базовый уровень

Вид учебной работы

Объем образовательной программы дисциплины

Основное содержание

78
78

вт. ч.:
теоретическое обучение

36

практические занятия

42

в том числе

Профессионально ориентированное
(содержание прикладного модуля)
Промежуточная аттестация (Дифф.зачет)

содержание
2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
,
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
общественные
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
отношения. Развитие функции социальных институтов.
общества
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности.
Роль массовой коммуникации в современном обществе
В том числе практических занятий
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Технический и естественно-научный профили - Перспективы развития в
информационном обществе. Направления цифровизации в профессиональной
деятельности Роль науки в решении глобальных проблем
Социально-экономический и гуманитарный профили - Социальные и гуманитарные
аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных проблем на профессиональную
деятельность. Направления цифровизации в профессиональной деятельности 43.02.15
Поварское и кондитерское дело.

Тема 1.2.

Основное содержание учебного материала

■(

Объем
часов

Формируемые
компетенции

з

4

2

2

ОК 01
ОК 05

2

ОК 02

I
Биосоциальная
природа человека и его
деятельность

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
В том числе практических занятий

ОК 04
ОК 05
2

2

Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей — Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности. Межличностное
общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере

2

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий

2
2

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие'1 истины, ее
критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и
социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское
общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные
науки в профессиональной деятельности
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала
Духовная культура
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
личности и общества Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная
культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное
многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в

ОК 02
ОК 04
ОК 05

2

ОК 03
ОК 05
ОК Об

формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая
ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание

*

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

4

Тема 2.3.
Религия

Тема 2.4.
Искусство

Для всех профилей - Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет
в профессиональной деятельности. Организация и проведение мероприятий по
прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
i
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий

Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.
Цифровые образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание
Для отдельных специальностей гуманитарного профиля - Особенности
профессиональной деятельности в сфере науки, образования
Для других профилей - Профессиональное образование в сфере. Роль назначение
непрерывности образования
Основное содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода
совести.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной
культуры. Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание

2

2
•I

2

2
ОК 02
ОК 03

2

4

2

ОК 05
ОК 06

2
4

ОК 01
ОК 05

Для отдельных специальностей гуманитарного профиля - Особенности
профессиональной деятельности в сфере искусства.
Для других профилей — Образ профессии/ специальности в искусстве
2
Раздел 3. Экономическая жизнь общества'
Основное содержание учебного материала
Тема 3.1.
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
Экономика- основа
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
жизнедеятельности
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и
общества
пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие
экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Особенности разделения труда и специализации в сфере..
Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению
чрезвычайных ситуаций.
Основное содержание учебного материала
Тема 3.2.
Рынки
труда,
капитала,
земли, информации.
Рыночные отношения Функционирование рынков.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная
в экономике.
политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской
Финансовые
Федерации
институты
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный
банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России.
Инфляция: причины, виды, последствия
В том числе практических занятий
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты
Основное содержание учебного материала
Тема 3.3.
Рынок труда и
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.

■»

2

ОК 02
ОК 07

2

2

ОК 01
ОК 03
ОК 09
2

2

ОК 01
ОК 02

безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в
области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого ■ развития
общества
В том числе практических занятий

ОК 03

2

1

Для социально- экономического профиля - Особенности профессиональной деятельности
в экономической и финансовой сферах.
Для других профилей - Спрос на труд и его факторы в сфере. Стратегия поведения
при поиске работы. Возможности профессиональной переподготовки. Собирать
информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Основное содержание учебного материала
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная
стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды.
Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации. Государственная политика импортозамещения й Российской Федерации
В том числе практических занятий
Для всех профилей - Предпринимательская деятельность в сфере . Основы менеджмента и
маркетинга в сфере
Основное содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный
долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации.
В том числе практических занятий
Государственный бюджет. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов.

2
•»

ОК 01
ОК 03

2

2

ОК 01
ОК 09

*

Система налогов и сборов в Российской Федерации.
2
Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика

Основное содержание учебного материала

Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда.
Экспорт и импорт трваров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной
торговле. Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание

Технический и естественно-научный профили - Направления импортозамещения в
условиях современной экономической ситуации в сфере 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело.
Собственное производство как средство устойчивого развития государства
Социально-экономический и гуманитарный профили — Региональная экономика и её
особенности в сфере. Основные направления развития региональной экономики
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала
Социальная
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
структура общества. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
Положение личности поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
в обществе
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность,
ее формы и каналы в современном российском обществе
Профэессионально ориентированное содержание

2

2

1

ОК 06
ОК 09

2

ОК 01
ОК 05
2

Для всех профилей) - Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли
человека в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста. Обеспечивать
безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ.
Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Основное содержание учебного материала
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в

2

ОК 05
ОК 06

Тема 4.3.
Этнические
общности и нации

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный
конфликт и способы
его разрешения

Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Основное содержание учебного материала
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения
и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога,
социального психолога.
Профессионально ориентированное содержание

2
2

Для всех профилей 43.02.15 Поварское и кондитерское дело,- Конфликты в
трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтной
ситуации. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных
ситуациях,
•t
1
4

2

Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
Политика и власть. Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
Пол ит ическая
институты. Политическая деятельность.
система
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный
суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм
государства
В том числе практических занятий

2

ОК 05
ОК Об

ОК 04
ОК 05

2

2

ОК 05
ОК Об

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

Всего

Г

2
78

2.

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание»
предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в котором имеется
возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период
внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по обществознанию,
создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «Обществознание» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции
по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд кабинета;
• рекомендованные мультимедийные пособия.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в
т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Обществознание»,
рекомендованные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на
базе основного общего образования, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендованные печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками,
научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам обществоведческого образования.
В процессе ’освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» обучающиеся
должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и образовательным
ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, документам,
хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).

4.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются
через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих компетенций по разделам
и темам содержания учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено на
формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с
достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими содержания
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание»
на
уровне
среднего
профессионального,образования является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно
проводить оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела
образовательной программы. Для организации и проведения оценочных процедур преподаватель
может воспользоваться как готовыми средствами оценивания, представленными в психолого­
педагогической и методической литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные задания,
проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку
целого комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания, позволяющие оценивать
сформированность группы различных умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым
преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки учебных
программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам, содержащими
социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы
проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных результатов
обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений
обучающихся. Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные результаты, но
и динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и освоения содержания учебной
дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как развитие устной,
так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в
способах предъявления заданий и форматах ожидаемых ответов.
Требования, * параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны
обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания, включая
самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться
и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому параметру оценки
должны соответствовать критерии оценки: за что выставляется та или иная оценка; в случае балльной
оценки - то или иное количество баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице, преподаватель выбирает
формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе дисциплины.

Общая/профессиональная
компетенции

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе

Тема 1.1.
Общество и общественные
отношения. Развитие
общества

Познавательные задания
• Вопросы проблемного характера
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 02
ОК 04
ОК 05
*

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 01
ОК 05

*

Раздел 2. Духовная культура

ОК 03
ОК 05
ОК 06

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

Познавательные задания
• Вопросы проблемного характера
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 02
ОК 03

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания

т

Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

OK 05
OK 06

Тема 2.3.
Религия

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

OK 01
OK 05

Тема 2.4.
Искусство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

*-

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
OK 02
OK 07

Тема 3.1.
Экономика - основа
жизнедеятельности
общества

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ок of

Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые т
институты

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

OK 03
OK 09

OK 01
OK 02
OK 03

OK 01
OK 03

Тема 3.3.
Устный опрос
Рынок труда и безработица. Познавательные задания
Рациональное поведение
• Задания-задачи
потребителя
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 3.4.
Предприятие в экономике

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания - задачи
• Задания к документам,

содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

•

OK 01
OK 09

OK 06
OK 09
4»

Тема 3.5.
Экономика и государство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 3.6.
Познавательные задания
Основные тенденции
• Вопросы проблемного характера
развития экономики России • Работа с документами,
и международная
содержащими социальную
экономика
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 4. Социальная сфера

OK 01
OK 05

OK 05
OK 06

OK 05
OK 06

Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 4.2.
Устный опрос
Семья в современном мире Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 4.3.
Этнические общности и
нации

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

OK 04
OK 05

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 5. Политическая сфера

OK 05
OK 06

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

OK Оз"

Тема 5.2.
Политическая культура
общества и личности. г
Политический процесс и
его участники

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

OK 04

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 02
ОК 06
ОК 07

Тема 6.2.
Основы конституционного
права Российской
Федерации

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 6.3.
Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых, образовательных
правоотношений

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний

ОК 02"
ОК 05
ОК 06

/умений обучающихся
ОК 02
ОК 06
ОК 09

Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 02
ОК 05
ОК 09

Тема 6.5.
Отрасли процессуального
права

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, .
ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК
09

Выполнение заданий
промежуточной аттестации

Информационное обеспечение обучения
Основные источники
1. М.В. Кудина, М.В. Рыбакова, Г.В. Пушкарева, Ю.Ю. Петрунин, Л.Б. Логунова, С.С. Попова,
И.В. Лексин, В.А. Сажина, под редакцией В.А. Никонова/Обществознание. 10-11 классы.
Базовый уровень. В 2-х частях.

Дополнительные источники
1. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров
[и др.]; под редакцией Б. И. Федорова. — 3-е изд., перераб. идоп. — Москва: Издательство
Юрайт, 2023. — 346 с.
2. Обществознание в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального
образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой - 5-е изд., перераб. и
доп - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 381 с.

3. Обществознание в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального
4. образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой. - 5-еизд.,
5.

6.
7.

8.

перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 280 с.
Обществознание: учебник для среднего профессионального образования /
В.И. Купцов [и др.]; под редакцией В.И. Купцова. - Москва: ИздательствоЮрайт, 2020. -242
с.
Волков, А.М. Основы права для колледжей: учебник для среднего
профессионального образования / А.М. Волков, Е.А. Лютягина; под общейредакцией А.М.

Волкова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 215 с.

9. Обществознание: Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. - М.: Юнити,2020. - 478
с.

10. Баранов, П.А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для
подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. - М.: ACT, 2020.
- 544 с.
11. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. / А.А. Горелов. - М.: Academia, 2020- 416 с.
12. Касьянов, В.В. Обществознание в схемах и таблицах: готовимся к ЕГЭ / В.В.Касьянов. РнД: Феникс, 2021. - 318 с.
13. Диагностические работы / О.А Кирьянова-Греф, С.А. Лосев. - М.: МЦНМО,2021. - 160
с.
14. Ковригин, В.В. Обществознание: Учебник / В.В. Ковригин. - М.: Инфра-М,2021. - 512
с.
15. Мушинский В.О. Обществознание: Учебник / В.О. Мушинский - М.:Форум,
2022.-256 с.
Баранов, П.А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для
подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. - М.: ACT, 2020.
- 544 с.

16.

Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. / А.А. Горелов. -М.: Academia, 2021. -416 с.
17. Касьянов, В.В. Обществознание в схемах и таблицах: готовимся к ЕГЭ / В.В.Касьянов. РнД: Феникс, 2021. - 318 с.
18. Диагностические работы / О.А Кирьянова-Греф, С.А. Лосев. - М.: МЦНМО,2020. - 160
с.
19. Ковригин, В.В. Обществознание: Учебник / В.В. Ковригин. - М.: Инфра-М,2021. - 512
с.
20. Мушинский В.О. Обществознание: Учебник / В.О. Мушинский - М.:Форум,
2022.-256 с.
Интернет-ресурсы

1. http://www.benran.ru/ Lib_kat.htm/ Библиотечные каталоги.
2. http://www.rsl.ru/ Российская Государственная библиотека.
3. ЭБС biblio-online.ru



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.