ОГСЭ 05. Психология общения 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан «ИПК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 05. Психология общения

Код и наименование профессии/специальности:
43,02,15«Поварское и кондитерское дело», входящей в состав УГС: 43,00,00 Сервис
и туризм
Квалификация выпускника: специалист по поварскому и кондитерскому делу

Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 1

2022 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 05. Психология общения разработана
на основе требований:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1565 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское
дело (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44828)
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных
дисциплин
в
пределах
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования
(ППКРС и Ш1ССЗ), разработанных Отделом профессионального образования
Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с
рабочим учебным планом образовательной организации на 2022/2023
учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

12

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕНИЯ»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОГСЭ.05 Психология общения» является обязательной
частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 03, 04,
05,09.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Умения
Код
Знания
ПК, ОК

ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09

- применять технику и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
- использовать приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного общения

- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов
-приемы саморегуляции в процессе общения

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимоствязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
приемы саморегуляции в процессе общения.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Аттестация в форме Экзамен

Объем часов
66
20
42
4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа
обучающихся

1
Раздел 1. Введение в
учебную дисциплину

2
Содержание учебного материала
Основные понятия психологии общения. Роль общения в профессиональной деятельности
человека.

Раздел 2. Психология общения
Тема 2.1. Психология
Содержание учебного материала
личности
Понятие личности, Свойства личности. Психологическая структура личности.
Темперамент, Характер,
Тема 2.2. ОбщениеПрактическое занятие
основа человеческого
бытия.
Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.
Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения.
Тема 2.3.
Общение как
восприятие людьми
друг друга
(перцептивная
сторона общения)
Тема 2.4.
Общение как
взаимодействие

(интерактивная
сторона общения)
Тема 2.5.
Общение как обмен
информацией

(коммуникативная

сторона общения)

Объем
часов

3
4

6

8

Практическое занятие
Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие.
Искажения в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия,

8

Практическое занятие
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле
трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.

8
—

Практическое занятие
Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные
барьеры. Невербальная коммуникация. Методы развития коммуникативных способностей.

Виды, правила и техники слушания.

6
—

Тема 2.6.
Формы делового

Содержание учебного материала
Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Психологические особенности ведения
деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация.

4

общения и их
характеристики

Раздел 3. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения

Тема 3.1.
Конфликт: его
сущность и основные
характеристики

Практическое занятие
Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия
разрешения конфликтов.

8

Тема 3.2.
Эмоциональное
реагирование в

Практическое занятие
Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка
эмоций. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение
конфликтной ситуации.

8

конфликтах и
саморегуляция
Раздел 4. Этические формы общения
Тема 4.1.
Общие сведения об
этической культуре

Содержание учебного материала
Общие сведения об этической культуре. Проведение анализа моральных и этических норм
в современном обществе. Разработка этических норм профессиональной деятельности
техника-технолога.

Экзамен
ВСЕГО

6

4
66

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
образовательной программы по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования
в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной
организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и
(или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
- Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 317 с.
2. Шеламова Г.М. Психология общения / Г.М. Шеламова. - Москва: Академия, 2020. 128 с.
3. Якуничева, О. Н. Психология общения : учебник для спо / О. Н. Якуничева, А. П.
Прокофьева. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-5851-6.

3.2.2. Основные электронные издания
1. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общей редакцией Г. В.
Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 463 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/489869 (дата обращения: 29.01.2022).
2. Виговская, М. Е. Психология делового общения : учебное пособие для СПО / М. Е.
Виговская, А. В. Лисевич, В. О. Корионова. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, Ай Пи
Эр Медиа, 2018. — 96 с. — ISBN 978-5-4486-0366-2, 978-5-4488-0201-0. — Текст : электронный
// Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОТобразование : [сайт]. —
URL: https://profspo.ru/books/77001
3. Дорохина, Р. В. Этика деловых отношений : практикум для СПО / Р. В. Дорохина. — Саратов
: Профобразование, 2021, — 68 с. — ISBN 978-5-4488-1109-8. — Текст : электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PRQFo6pa3OBaHHe : [сайт]. —
URL: https://profspo.ru/books/104697
4. Коноваленко, М. Ю. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. Ю. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. -— 476 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53411060-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489897 (дата обращения: 29.01.2022).

5. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-00962-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/489728 (дата обращения: 29.01.2022).

6. Садовская, В. С. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-07046-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ni/bcode/471154 (дата обращения: 01.11.2021).

7. Якуничева О. Н. Психология общения : учебник для спо / О. Н. Якуничева, А. П.
Прокофьева. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-81149503-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e-lanbook.com/book/195538 (датаобращения: 17.01.2022).—Режим доступа: дляавториз.
пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии : Учебное пособие /
Н.С. Ефимова. -Москва: ФОРУМ, 2020. -192 с.
2. Психология общения : энциклопедический словарь / М.М. Абдуллаева [и др.].. — Москва :
Когито-Центр, 2019. —- 600 с. — ISBN 978-5-89353-335-4. — Текст : электронный //
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/88339.html (дата обращения: 01.11.2021). — Режим доступа: для
авторизир. пользователей

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни
общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в
общении;
- техники и приемы общения,
правила слушания, ведения беседы,
убеждения;
этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов.
- -приемы саморегуляции в процессе
общения
Умения:
- применять технику и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного общения

Критерии оценки
- грамотно выступает
с сообщениями.
- владеет понятиями
учебной дисциплины и
применяет их адекватно
ситуации
- намечает и описывает
приемы саморегуляции.

Методы оценки
- анализ
выполнения
практических
работ
-текущий контроль;
- защита
внеаудиторно
й
самостоятель
ные работы;
дифференцированн
ый зачет

-умеет слушать, обобщать,
анализировать, принимать
решения в коллективной
форме организации учебного
процесса.
- самостоятельно и
творческий подходит к
выполнению
самостоятельной работы.
- в учебной и
профессиональной
деятельности
демонстрирует гуманность,
доброжелательность,
толерантность

- активность на
занятиях в группах;
- применение
техник
эффективного
общения;
- дифференцирован
ный зачет

Контрольно -оценочные материалы по дисциплине ОГСЭ.05 Психология
общения
Тестовое задание
1. Общение-это:

A) сложный процесс взаимодействия людей, при котором происходит обмен опытом,
информацией;

Б) способность человека представить, как он воспринимается другим;

B) уподобление себя другому человеку. (А)
2. Коммуникативная сторона общения проявляется в:

A) взаимном понимании и оценке людьми друг друга.
Б) взаимном обмене не только знаниями, но и действиями;

B) взаимном обмене информацией между партнерами;(В)

3. Через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга проявляется:

A) коммуникативная сторона общения;
Б) интерактивная сторона общения;

B) перцептивная сторона общения(В)

4. Императивное общение - это:
A) авторитарная форма воздействия на партнера;
Б) контакты людей в группах или парах;

B) общение через посредника.

(

5. Множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с
помощью СМИ называется:
А) непосредственным общением;

Б) массовым общением;

В) диалогическим общением. (Б)

6. Оказание воздействия на партнера по общению, когда достижение своих намерений
осуществляется скрытно, - это основная цель:
A) косвенного общения;

Б) примитивного общения;

B) манипулятивного общения. (В)

7. Общение с помощью жестов, мимики, пантомимики - называется...

A) вербальным;
Б) невербальным;

B) косвенным. (Б)

8. В процессе формального общения...
A) не учитываются индивидуальные особенности собеседника;

Б) используются манипулятивные техники;

B) учитываются индивидуальные особенности собеседника.(А)

9. Партнерское деловое общение - это общение... субъектов.

A) равнозначных;
Б) равностатусных;

B) равноправных.

(В)

10. Общение через посредника - основной признак:

A) массового общения;

Б) конструктивного общения;

B) косвенного общения. (В)
11. Именно в процессе развития человека и становления его как личности проявляется:
А) прагматическая функция общения;
Б) формирующая функция общения;

В) функция подтверждения. (Б)

12. Назовите сензитивный тип темперамента:
A) холерик;
Б) сангвиник;

B) флегматик;
Г) меланхолик. (Г)

13. Назовите уравновешенные типы темперамента:

A) холерик, сангвиник

Б) сангвиник, флегматик

B) флегматик, холерик
Г) меланхолик, сангвиник.

(Б)

14. Энергичность, порывистость, неуравновешенность, быстрота смены настроения,
работоспособность, склонность к лидерству характеризует...
A) холерика;
Б)сангвиника;

B) флегматика;
Г) меланхолика. (А)
15. Назовите пластичные типы темперамента:
A) холерик, сангвиник;
Б) холерик, флегматик;
B) меланхилик,флегматик;

Г) сангвиник, меланхолик. (А)
16. Что из нижеперечисленного не наследуется и не является постоянным?
А) темперамент;

Б) характер. (Б)

17. Основой характера является:
A) воля;

Б) эмоции;
B) способности. (А)

18. Индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в
конкретной сфере и являются условием успешной работы в ней, характеризуют:
A) темперамент;

Б) способности;

B) волю. (Б)

19.Относительной устойчивостью и постоянством обладают:
А) чувства;
Б) эмоции.(А)

20. Человек со своеобразным набором физических, физиологических, психологических и
социальных качеств и свойств называется...
A) гражданином;
Б) индивидуальностью;

B) личностью. (Б)

Приложение 2
Перечень вопросов для подготовки обучающихся к экзамену по дисциплине
Психология общения

1. Основные понятия психологии общения.
2. Роль общения в профессиональной деятельности человека
3. Понятие личности. Свойства личности.
4. Психологическая структура личности.
5. Темперамент. Характер.
6. Общение в системе межличностных и общественных отношений
7. Социальная роль
8. Классификация общения.
9. Виды,функции общения. Структура и средства общения.
10. Понятие социальной перцепции.
11. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажение в процессе восприятия.
12. Психологические механизмы восприятия.
13. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.

14. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа.
15. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
16. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные
барьеры.
17. Невербальная коммуникация. Методы развития коммуникативных способностей.
18. Виды, правила и техники слушания.
19. Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
20. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.
21. Аргументация.
22. Понятие конфликта и его структура.
23. Невербальное проявление конфликта.
24. Стратегия разрешения конфликтов.
25. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах.
26. Гнев и агрессия.
27 Разрядка эмоций. Правила поведения в конфликтах.
28. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации.
29. Общие сведения об этической культуре.
30. Проведение анализа моральных и этических норм в современном обществе.
31. Разработка этических норм профессиональной деятельности техника-технолога.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.