ЕН.03 Химия 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД

«Индустриально- промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.03 Химия

Код и наименование специальности:
43.02.15. Поварское и кондитерское дело

Квалификация выпускника:
специалист по поварскому и кондитерскому делу

Форма обучения: очная
Курс 2

Семестр 3,4

2022

Программа разработана в соответствии с примерной программой учебного предмета
ЕН.ОЗ Химия для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт

развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации
основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015

года, Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1565 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское

дело”, Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2016 г.
Регистрационный № 44828, регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г.
ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Разработчик: преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»

Умарова М.Б.

Рецензенты: преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»

Исмаилов УС.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЕН.03 ХИМИЯ

Область применения рабочей программы
Программа учебного предмета ЕН.03 Химия и предназначена для изучения химии в
профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного
общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Место учебного предмета в структуре основной профессиональной
образовательной программы

Учебный предмет «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной
предметной области «Математического и естественнонаучного цикла» ФГОС среднего
общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, учебный предмет «Химия» изучается в
разделе «Дополнительные учебные предметы» ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). ФГОС
среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.

Цели и задачи предмета - требования к результатам освоения предмета:
Содержание программы предмета «Основы химии и биологии» направлено на достижение
следующих целей:
• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химических знаний для

каждого человека;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в

создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и

процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной,

технической среды, — используя для этого химические знания;
• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные

выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной

системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и

самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных

видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и
обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений,

сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

Освоение содержания учебного предмета ЕН. 03 «Химия» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов.

• личностных:
— чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической
науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при
обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
— готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций
в этом;
— умение использовать достижения современной химической науки и научных
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;

• метапредметных:
— использование различных видов познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и
синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных
связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи,
применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для
изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
— использование различных источников для получения химической информации, умение
оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной
сфере;

• предметных:
— сформированность представлений о месте химии в современной научной картине
мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;

— владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
— владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять
методы познания при решении практических задач;
— сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по
химическим формулам и уравнениям, описывать различные химические объекты и
законы;

— владение правилами техники безопасности при проведении практических работ;
— сформированность собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников.
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•

объяснения явлений, происходящих в природе, быту и на производстве с точки
зрения химии;

•

определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;

•

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

•

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
и другие живые организмы;

•

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным
оборудованием;

•

критической оценки достоверности информации, поступающей из разных
источников.

•

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 144 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЕН.03 ХИМИЯ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

156

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

144

в том числе:

лекции

56

практические занятия

88

ДФК

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:
подготовка к практической работе, оформление отчета

6

подготовка презентаций

6

Промежуточная аттестация (экзамен)

4

2.2 Тематический план и содержание
учебного предмета ЕН.ОЗ ХИМИЯ
по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Наименование
разделов и тем

Теория химического
строения
органических
веществ.

Предельные
углеводороды

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа
обучающихся
Лекция:
1. Органическая химия- химия
соединений углерода. Теория
химического строения органических
веществ.
Практическое занятие:
1.Семинар «Теория химического
строения органических веществ».
Лекция:
1. Предельные углеводороды.
Строение метана. Изомерия и
номенклатура алканов.
2. Получение и применение алканов.
Химические свойства алканов.
3. Циклопарафины.

Практическое занятие:
1. Изомерия и номенклатура алканов.
2. Химические свойства алканов.
3. Семинар по теме «алканы»
4. Решение задач на нахождение
молекулярной формулы вещества по
массовым долям.
5. Решение задач на нахождение
молекулярной формулы по
продуктам сгорания.

Непредельные
углеводороды.

Лекция:
1. Этилен. Строение, изомерия и
номенклатура алкенов. Получение и
применение алкенов.
2. Химические свойства алкенов.
Практическое занятие:
1. Семинар по теме «алкены».
2. П/р Получение этилена и опыты с
ним.
3. Диеновые углеводороды.
Природный
каучук.

Объем
часов

Уровень
освоения

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2
2
2

2
2
2

2

2

2

2

2

1

2

1

2
2

1
1

2

1

4. Семинар «диеновые
углеводороды».
5. Ацетиленовые углеводороды.
6. Семинар «ацетиленовые
углеводороды».

Самостоятельная работа:
1. Подготовить презентацию на тему:
«Особенности строения алкенов».
2.Оформление практической работы
подготовка отчета.

Ароматические
углеводороды

Природные
источники ув.

Спирты и фенолы

Лекция:
1. Бензол, строение, свойства,
получение и применение. Гомологи
бензола.
Практическое занятие:
1. Семинар по теме «Ароматические
углеводороды».
2. Обобщение знаний об
углеводородах.
3.Решение задач и упражнений.
Контрольная работа.
Практическое занятие:
1. Природные источники
углеводородов.
Лекция:
1. Предельные одноатомные спирты.
Получение и применение спиртов.
2. Химические свойства спиртов.
3. Многоатомные спирты.
4. Фенолы.

Практическое занятие:
1. Семинар по теме «Спирты».
2. Генетическая связь между
углеводородами и спиртами.
Самостоятельная работа:
1.Подготовить презентацию на тему:
«Губительное действие алкоголя на
организм человека».

Альдегиды и
карбоновые кислоты.

Лекция:
1. Альдегиды. Кетоны.
2. Карбоновые кислоты. Получение
карбоновых кислот.

Практическое занятие:
1. Семинар по теме «Альдегиды» и

2
2

1
1

2

1

2

2

2

2

2

1

2
2
2

1
1
1

2

1

2

1

2
2
2

1
1
1

2

1

2

1

2

3

2
2

1
1

2

2

Сложные эфиры.
Жиры.

Углеводы.

2
2

2
2

2

1

Практическое занятие:
1. Семинар по теме «Жиры».
Переработка жиров. Понятие о СМС.
2. Контрольная работа.

2
1

1
1

Лекция:
1. Понятие и классификация
углеводов. Глюкоза. Фруктоза.
2. Крахмал. Целлюлоза.

2
2

1
1

2

1

1

1

2
2

1
1

2

1

1

1
1

1

1

2
2

1
1

2

1

«Карбоновые кислоты».
2. Генетическая связь между
классами органических веществ.
3. Хим. свойства карбоновых кислот.
П/р «получение и свойства уксусной
кислоты».
Лекция:
1. Сложные эфиры. Жиры. Состав,
строение, свойства.

Практическое занятие:
1. Рибоза и дезоксирибоза. Сахароза
и мальтоза.
Самостоятельная работа:
1 .Провести качественную реакцию
на крахмал.

Азотосодержащие
органические
соединения.

Лекция:
1. Амины. Строение, свойства.
2. Аминокислоты, хим. свойства.

Белки и нуклеиновые Лекция:
1. Белки как высокомолекулярные
кислоты.
соединения. Биологические функции
белков. Ферменты.
2. Нуклеиновые кислоты.
Самостоятельная работа:
1. Провести реакцию денатурации
белка.
Лекция:
Синтетические
высокомолекулярные 1. Понятие о ВМС. Пластмассы.
2. Каучуки. Синтетические волокна.
соединения.

Практическое занятие:
1. Виды изомерии. Генетическая
связь органических веществ.

Периодический закон
и периодическая
система химических
элементов
Д.И.Менделеева

Практическое занятие:
1. Первоначальные хим. понятия и
законы.
2. Периодический закон и
периодическая система.

Строение вещества

Лекция:
1 .Химическая связь.
2. Кристаллические решетки.
Дисперсные системы.

Химические
реакции:

Классификация
веществ

Неметаллы

Практическое занятие:
1 Классификация химических
реакций.
2.Скорость химических реакций.
3.Химическое равновесие.
4.Реакции ионного обмена.
5 .Гидролиз.
б.Окислительно- восстановительные
реакции.
7.Решение задач и упражнений.
Контрольная работа.

Практические занятия:
1.Оксиды.
2. Основания
3.Кислоты.
4.Соли.
Лекция:
1 .Общая характеристика неметаллов.
2.Водородные соединения
неметаллов.
Практическое занятие:
1 .Окислительно- восстановительные
свойства серной и азотной кислоты.
Самостоятельная работа:
1. Сообщение на тему: «Химия
неметаллов в моей
профессиональной деятельности».

Металлы

Лекция:
1. Общая характеристика металлов.
2. Общие способы получения
металлов. Сплавы. Коррозия
металлов.

2
2

1
1

2
2

1
1

2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2

1
1
1
1

2
2

1
1

2

1

2

2

2
2

1
1

Практическое занятие:
1. Повторение и обобщение темы
«металлы и неметаллы».
2. Контрольная работа по теме
«Металлы. Неметаллы».

Самостоятельная работа:
1. Подготовить презентацию на тему:
«Химия в повседневной жизни».
Экзамен
Всего

2

1

1

2

2
4
156(144+12)

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 ХИМИЯ

ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета естественных наук.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся, рабочее
место преподавателя.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор, принтер
3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература

1. Белик В.В. Физическая и коллоидная химия: учебник для студ. Учреждений сред. проф.
Образования / В.В. Белик, К.И. Киенская. - 2-е изд., стер. М.: Издательский центр
«Академия», 2021. - 288с.

2. Валова (Копылова), В. Д. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа
[электронный ресурс]: Практикум / В. Д. Валова (Копылова), Е. И. Паршина. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2021 - 200 с.
3. Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», М., 2019. - 496 с.

4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и
специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2020. - 384 с.

5. Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для
профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение
(электронное учебное издание) для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2020.
6. Горбунцова С.В. Физическая и коллоидная химия (в общественном питании):
7. Учебное пособие / С.В. Горбунцова, Э.А. Муллоярова, Е.С. Оробейко, Е.В. Федоренко. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2020г. - 270 с

8. Ищенко А.А. Аналитическая химия: учеб. СПО/Ищенко А.А. Глубокое Ю.М.,
Говалачев В. А., Ефимова Ю.А. и др.]; под ред. Ищенко А. А.. -7-еизд.,стер- /- М. ИЦ
«Академия» 2019 г . - 320 с
Интернет-ресурсы
www. pvg. mk. га (олимпиада «Покори Воробьевы горы»),

www. hemi. wallst. га (Образовательный сайт для школьников «Химия»),
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www. enauki. Ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»),
www. 1 September, га (методическая газета «Первое сентября»),

www. hvsh. Ru (журнал «Химия в школе»).

www. hij. Ru (журнал «Химия и жизнь»).
www. chemistry-chemists, com (электронный журнал «Химики и химия»),
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, других форм контроля, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований,
внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения
(виды деятельности обучающегося, ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

•

Участие во внеурочной
деятельности (олимпиадах,
конкурсах, неделях ПЦК,
«Студенческой весне»).

•

Систематическая подготовка к ЛПЗ.

•

Оформление портфолио.

•

Точное выполнение требований
преподавателя.

•

Рациональное планирование этапов
деятельности.

•

Оптимальный выбор методов и
способов выполнения
практических и самострельных
работ.

•

Объективная оценка деятельности
студента в процессе учебной

деятельности.

ответственность

•

Проведение своевременного
контроля и корректировки
деятельности в соответствии с
методическими указаниями.

OK 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и личностного развития

•

Целесообразное использование
разнообразных источников
информации, включая Интернет,
при подготовке к ЯР, написании
рефератов, докладов, сообщений и
Т.Д.

ОК 5. Использование информационно коммуникационных технологий в
профессиональной деятельности

•

Подготовка презентаций к
теоретическим занятиям.

•

Оформление результатов
деятельности с применением ИКТ в
соответствии с нормативными
документами, использование
портфолио.

•

Участие студентов в учебной
исследовательской деятельности

•

Корректное взаимодействие со
студентами, коллегами в процессе
учебной деятельности.

•

Соблюдение норм этикета и
профессиональной деятельности.

•

Оценка презентации проекта.

•

Самостоятельное групповое
оценивание.

•

Рейтинговая система оценки.

•

Открытая защита творческих работ.

•

Лабораторно - практический
контроль.

•

Использование портфолио.

ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий

•

Контроль за результатами работы
студентов в малых группах.

•

Рефлексия и саморефлексия
студентов.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение
квалификации.

•

Лист индивидуальных достижений.

•

Презентации исследовательских
проектов. Оформление
презентаций.

•

Оформление результатов работы в

ОК 6. Работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями

виде газет, сборников задач.

OK 9. Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в профессиональной
деятельности

•

Открытые защиты творческих и
проектных работ.

•

Взаимооценка и самооценка работ
студентами.

•

Разработка и защита рефератов,
докладов, сообщений, презентаций
в соответствии с изменяющимися
ИКТ.

•

Участие в фестивалях творческих
проектов.

•

Участие в конкурсах, олимпиадах.

•

Участие в предметных неделях.

5. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по
учебной дисциплине

ЕН. 03 Химия

5.1. Типовые задания для оценки освоения раздела 1: Органическая химия.
Рекомендации по выполнению и проверке работы:
Зачетная работа
Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается
1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа
выставляется 1 балл при условии, если обведен только один
Часть 1
номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и
более ответов, в том числе правильный, то ответ не
засчитывается.

Максимальное колво баллов за часть 1:

7 баллов

Часть 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно,
если правильно выбраны все варианты ответа. За полный
правильный ответ - 2(там где 2 ответа) балла, 3(там где 3
ответа) балла, за 1 правильный ответ - 1 балл, за неверный
ответ (или при его отсутствии) - 0 баллов.

Максимальное колво баллов за часть 2:

4 баллов

Часть 3

Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и
правильности ответа. Ответ правильный и полный - 3 балла.
Правильно записаны 2 элемента ответа - 2 балла. Правильно
записан один элемент - 1 балл. Все элементы ответа записаны
неверно - 0 баллов.

Максимальное кол6 баллов
во баллов за часть 3:
Общее кол-во баллов
17 баллов
Критерии оценки зачетной работы
% выполнения
Кол-во баллов
Оценка
работы
менее 8 баллов
менее 30 %
«2»
30 % - 52 %
8-11 баллов
«3»
Зачетная работа
12-14 балл
53 % - 82 %
«4»
15-17 баллов
83 % - 100 %
«5»
соединений была создана:
1) М.В Ломоносовым
2) Д.И. Менделеевым
3) А. М. Бутлеровым
4) Я.Берцелиусом
2. Названия «органические вещества» и «органическая химия» ввел в науку:
1) М.В. Ломоносов
2) Д.И.Менделеев
3) А.М.Бутлеров
4) Я.Берцелиус

ЧАСТЬ А
1. Теория
химическо
го
строения
органическ
их

3. В каком ряду органических соединений находятся только углеводороды.
1) С2Нб, С4Н8, С2Н5ОН;
2) СНзСООН, С6Н6, СН3СОН;
3) С2Н2, С3Н8, С]7Н36;
4) C6H5NO2, СН2С12, C3H7NH2
4. В каком ряду органических соединений находятся только алканы:
1) С2Нб, С3Н8, С4Н10;
2) С2Н2, С4Н8, C^;
3) С10Н20, С8Н16, С3Нб;
4) CPU, С2Н4, С4Нб.
5. К соединениям, имеющим общую формулу СпН2п, относится
1) бензол 2) циклогексан 3) гексан 4) гексин
6. Вещество, структурная формула которого
СНз -CH - CH 2 - С = С - СН 2 - СН3 , называется

I
СН3 1) 6-метилгептин-З 2) 2-метилгептин -4 3) 2-метилгексин -3
метилгептен -3
7. Формула метилциклобутана соответствует общей формуле
ПСЛзпч-з 2)0^ 3)СпН2п.2 4)СпН2пО
8. К классу алкинов относится 1) С2Н4
2) СНЦ
3) С2Нб
4) С2Н2
9. Химическая связь, характерная для алканов
1) двойная 2) одинарная 3) о- связь 4) л- связь
10. Длина связи С-С и валентный угол в молекулах алканов
1)0,120 нм, 120° 2) 0,154 нм, 109°28' 3)0,140 нм, 120° 4) 0,134 нм, 109°28’
11. Вид гибридизации электронных облаков атомов углерода в алканах
1) sp- 2) -sp2 3) -sp3 4) s-s и р-р

4) 2-

12. Геометрическая форма молекулы метана
1) тетраэдрическая
2) линейная
3) объемная
4) плоская
13. Общая формула гомологического ряда аренов
1)СпН2п 2)СпН2п.2 3)СпН2п^ 4)СпН2п+2
14.Общая формула гомологов ряда алкадиенов
ПСпНзп+г 2)СпН2п 3)СпН2п.2 4)СпНп.2
15. Реакция получения каучуков
1) гидрогенизация 2) полимеризация 3) изомеризация 4) поликонденсация
16.Тип характерных для алкенов реакций, обусловленных наличием л-связи в молекул 1)
замещения
2) разложения
3) обмена
4) присоединения
17. Изомеры отличаются
1) химическими свойствами 2) химической активностью
3) физическими свойствами 4) химическим строением
18. Сходство изомеров между собой
1) в составе
2) в строении
3) в свойствах
4) в способах получения
19. Гомологи отличаются друг от друга: 1) числом атомов углерода 2)химической
структуройЗ) качественным и количественным составом
4) общей формулой гомологического ряда
20.Вещество, структурная формула которого
СН3
СНз - СН2 - С - СН3
называется
I
СН2 - СНз
1) гептан 2) 3,3-диметилпентан
3-этилбутан 4) 2-метил-2-этилбутан
21. Бутадиен-1,3 принадлежит к классу углеводородов

3) 3-метил-

1) предельные 2) непредельные 3) ароматические
22.Структурная формула 2,3-диметилбутана
2)
СН3
1) Н3С - СН - СН - СН3

4) циклопарафины

Н3С-С-СН2-СН3

СН3 С2Н5

СНз
4) Н3С - CH - СН2 - СН- СН3

3) НзС - CH - СН- СНз

СНз СНз
23.Сколько веществ изображено формулами:
СН3 СН3 ;
СН3-С - СН2 - СН3;
1
1
сн2-сн2
СНз

СНз

СНз
СНз

/
;

СНз-СН2-СН

СН3-(СН2)2-СН3;

\
СН3

СНз

СНз

/

СН3

1
СН-СН3;

СН3 - С - СН3 ;

СН3-С-СН3 ;

СН2-СН2-СН2

\
СН2

СН3

СНз

СНз

СНз

СНз
1)2

2)3

3)4

4)5

24. Сколько веществ изображено следующими схемами углеродного скелета
С-С-С;
С
С-С-С ;
С
С-С
С-С-С-С;
С
1
/
;
/
С-С ;
С
С-С ;
С-С
с-с-с-с

\
С

\
с

С

С

С-С-С-С-С
С
1) 2
2)3
3)4
4) 5
Данными структурными формулами
СНз
Н3С - СН2 - СН2 - СНз
СНз СНз
\ /
С
СНз - СН2
Н3С-С-СНз
/ \
СН2-СН3
СНз
СНз СНз
Изображено 1)4 гомолога 2) 2 вещества 3) 3 гомолога
4) 4 изомера
26.Сколько веществ изображено следующими формулами:

а)НО-СН-СН3
СН2-СН3

б)

СНз
сн3 - С - сн2- ОН

в) СН3 - СН - СН2-СН3

ОН

г)

д)

СНз

СНз - СН - СН2
ОН

СНз
СНз - С - СН2- ОН
С

1) 5
2)2
3)3
4)4
27. Метаналь и формальдегид являются:
1) гомологами 2) структурными изомерами 3) геометрическими изомерами
4) одним и тем же веществом
28. Изомером бутановой кислоты является
1) бутанол 2) пентановая кислота 3) бутаналь 4)2-метилпропановая кислота
29. Изомерами являются
1) бензол и толуол
2) пропанол и пропановая кислота
3) этанол и диметиловый эфир 4) этанол и фенол
30. Изомерами являются 1) пентан и пентадиен 2)уксусная кислота и метилформиат
3) этан и ацетилен
4) этанол и этаналь
31. Хлорирование предельных углеводородов - это пример реакции
1) присоединения 2) разложения 3) замещения 4) изомеризации
32. Бензол из ацетилена в одну стадию можно получить реакцией
1) дегидрирования 2) тримеризации 3) гидрирования 4) гидратации
33. Сколько альдегидов соответствует формуле С5Н10О
1) 2
2) 3
3)4
4)5
34. Реакцией замещения является:
Нг>

1)СН4 + С122) С2Н2 + С12 —*•
3)С8Н16 + Н2->
4) С
35. Уравнение реакции получения ацетилена в лаборатории:
1) С2Н5ОН -> С2Н4 + Н2О
2) СаС2 + 2 Н2О -> С2Н2 + Са(ОН)2
3) С2Н2 + НОН -> СН3Н
4) 2 СН4 -> С2Н2 + 3 Н2
36. Качественная реакция для фенола
1) С6Н5ОН + NaOH
C6H5ONa + Н2О
2) 2 С6Н5ОН + 2 Na
2 C6H5ONa + Н2 f
3) 3 С6Н5ОН + FeCl? (р-р) -> (C6H5O3)Fei + НС1
4) QJ НОН + C2H5OH -> C6H5OC2H5+ Н2О
37. Качественная реакция на альдегиды:
t°
1) R-COH + NH3 —>
2) R-COH + Cu(OH)2 ->
3) R-COH + КОН (водный раствор) —>
4) R-COH + Н2 —♦
38Уравнение реакции,отражающее получениеацетилена по методу МТ.Кучерова:
1) С2Н5ОН + [О] -> СНз-СОН + Н2О
2) СН3-СН2С1 + 2 NaOH -* СН3СОН + 2 NaCl + Н2О
Hg^+
3 ) CHCH + Н2О -* СНзСОН
4) СН2=СН2 + О2
2 СНзСОН
39. Взаимодействуют между собой:
1) этанол и водород
2) уксусная кислота и хлор
3) фенол и оксид меди (II)
4) этиленгликоль и хлорид натрия
40. Образование пептидной связи осуществляется за счет групп

1)-COH и-ЫН2 2) OHh-NH2 3)-COOHh-NH2 4)-COOHh-NO2
41. Взаимодействуют между собой
1) уксусная кислота и карбонат натрия
2) глицерин и сульфат меди (II)
3) фенол и гидроксид меди (II)
4) метанол и углекислый газ
42. Превращение
С6Н12О6 -+ 2 СНз - СН - СООН

I
ОН носит название
1) молочнокислое брожение глюкозы
2) окисление глюкозы
3) деструкция сахарозы
4) спиртовое брожение глюкозы
43.Число изомерных карбоновых кислот с общей формулой С5НюО2
1)5 2)2 3)3 4)4
44.Число изомеров, имеющих формулу СЩз, равно
1) 2 2)3 3)4
4)5
45.Укажите реакцию замещения
hu

1) СН4 + С12 ->

2) СН2=СН2 + Вг2(р-р)
H2SO4(k);150°C

3)СНз-СН2ОН---------------- >
4)CH3-NH2 + HCl->
46.Число изомеров, имеющих формулу СзН]2, равно
1) 5 2)2
3)3
4)4
47. Этанол можно получить из ацетилена в результате реакции
1) гидратации 2) гидрирования 3) галогенирования 4) гидрогалогенирования
48. Превращение бутана в бутен относится к реакции
1) полимеризации 2) дегидрирования 3) дегидратации 4) изомеризации
49. Синтетический каучук получают из 2-метилбутадиена-1,3 реакцией
1) поликонденденсации 2) изомеризации 3) полимеризации 4) деполимеризации
50. Взаимодействие метана с хлором является реакцией
1) соединения 2) замещения
3) обмена
4) окисления
51. Реакция с аммиачным раствором оксида серебра характерна для:
пропанола - 1 2) пропаналя 3) пропановой кислоты 4) диметилового эфира
52. Со свежеосажденным гидроксидом меди взаимодействует
1) глицерин, этанол
2) формальдегид, изопропиловый спирт
3) муравьиный альдегид, этан
4) формальдегид, глицерин
53. Для предельных одноатомных спиртов характерно взаимодействие с
l)NaOH(p-p) 2) Na 3)Cu(OH)
4) Си
54. С уксусной кислотой взаимодействует 1) хлорид калия
2) гидросульфат калия
карбонат калия 4) нитрат калия
5 5. С водородом реагируют все вещества ряда
1) этилен, пропин, изобутан
2) бутан, этен, пропадиен
3) дивинил, бензол, этаналь
4) дивинил, бензол, этанол
56. Продукты гидролиза белков
1) глицерин
2) аминокислоты 3) карбоновые кислоты 4) глюкоза
57. Конечным продуктом гидролиза крахмала является
1) глюкоза
2) фруктоза 3) мальтоза
4) декстрины
58. При взаимодействии карбоновых кислот и спиртов образуются
Г) простые эфиры 2) сложные эфиры 3) альдегиды 4) аминокислоты
59. К дисахаридам относите 1) целлюлоза 2) крахмал 3) сахароза 4) глюкоза

1)

3)

60. Глюкоза относится к
1) моносахаридам 2) дисахаридам 3) олигосахаридам 4) полисахаридам
61. Глюкоза относится к моносахаридам группы
1) тетроз
2) пентоз
3) гексоз
4) октоз
62. Целлюлоза относится к
1) моносахаридам 2) дисахаридам 3) олигосахаридам 4) полисахаридам
63. Реакция, лежащая в основе получения сложных эфиров
1) гидратация 2) этерификация 3) дегидратация 4) дегидрогенизация
64. Реакция, не характерная для алканов
^присоединения 2)разложения 3)замещения 4)горения
65. Общая формула сложных эфиров
1)R-O-R
2)RCOOH
3)RCOOR! 4) СН2 - О - COORi
CH-O-COOR2
CH2-O-COOR3

66. Связь, удерживающая первичную структуру белка
1)дисульфидный мостик 2) водородная 3) пептидная 4) сложноэфирный мостик
67. Сумма коэффициентов в уравнении реакции горения пропана равна
1)6 2) 12
3) 13
4)24
68. Сумма коэффициентов в уравнении получения С2Н2 из карбида кальция, равна
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
69. При полном окислении 1 Моль пропана кислородом воздуха образуется:
1) 1 Моль СО2 и 1 Моль Н2О
2) 3 Моль СО2 и 4 Моль Н2О
3) 2 Моль СО2 и 3 Моль Н2О
4) 4 Моль СО2 и 6 Моль Н2О
70. При горении 1 Моль этана образуются вещества количеством
1)1 Моль СО2 и 1 Моль Н2О
2) 1 Моль СО2 и 2 Моль Н2О
3) 2 Моль СО2 и 3 Моль Н2О
4) 2 Моль СО2 и 4 Моль Н2О
71 .Карбонильную группу содержат молекулы
1) сложных эфиров 2) альдегидов 3) карбоновых кислот 4) спиртов
72. Функциональную группу -ОН содержат молекулы
1) альдегидов 2) сложных эфиров 3) спиртов 4) простых эфиров
73. Функциональные группы -NH2 и -СООН входят в состав
1) сложных эфиров 2) спиртов
3) альдегидов 4) аминокислот
74. Карбоксильную группу содержат молекулы 1) сложных эфиров 2) альдегидов 3)
многоатомных спиртов 4) карбоновых кислот
75. Реакция, доказывающая непредельный характер каучука
1) реакция галогенирования
2) реакция гидрогалогенирования
3) реакция полимеризации
4) окисление раствором КМпО4
76. Радикал винил
1)СН2 = СН-СН2- 2) СН2 = С- 3) СН3 - CH = СН - 4)СН2 = СНСНз
77. Реакция с участием галогеналканов, в результате которой происходит
увеличение цепи углеродных атомов:
1) крекинг 2) реакция Вюрца 3) реакция Коновалова 4) реакция
галогенирования
Название
78.
одновалентного радикала декана

1)декил

2) декан

3)децил

4)деценил

80. Горение этиламина сопровождается образованием углекислого газа, воды и :
1) аммиака 2) азота
3) оксида азота (II) 4) оксида азота (IV)
81. Продуктом реакции бутена-1 с хлором является
1) 2-хлорбутен-1
2) 1,2дихлорбутан 3) 1,2-дихлорбутен-1
4) 1,1-дихлорбутан
82. В результате дегидратации пропанола-1 образуется
1) пропанол-2
2)пропан
3) пропен
4)пропин
83. При щелочном гидролизе жиров образуются
2) карбоновые кислоты и вода
1)глицерин и вода
4) глицерин и мыла
3) глицерин и карбоновые кислоты
3)9
4) 11
2)6
84.Число о-связей в молекуле бутена - 2
1)4
4) 24
3) 18
2) 12
85. Число о-связей в молекуле бензола
1) 6
4)
22 87.Числоо2)
8
3)
14
86. Число о-связей в молекуле 2-метилбутана 1) t
3) 9
4) 11
связейвмолекулебутадиена-1,2 1) 4
2) 6
88. В результате окисления уксусного альдегида получается
1) метановая кислота
2) масляная кислота
3) пропионовая кислота
4) этановая кислота
89. При окислении этанола оксидом меди (И) образуется
1) формальдегид 2) ацетальдегид 3) муравьиная кислота 4) диэтиловый эфир
90. В результате реакции гидратации ацетилена образуется
1) муравьиная кислота
2) уксусный альдегид
3) формальдегид
4) уксусная кислота
91. При окислении пропаналя образуется
1) пропановая кислота
2) пропанол-1
3) пропен
4) пропанол-2
92. Картофель используется в промышленности для получения
1) жиров 2) белка 3) целлюлозы 4) крахмала
93. Комплементарными основаниями в макромолекулах нуклеиновых кислот является 1) Т
иА; ЦиГ
2)ТиГ; АиЦ 3)ТиЦАиГ 4)ЦиА;ГиТ
94. Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене 1)
фруктоза
2) сахароза
3) крахмал
4) глюкоза
95. При окислении пропаналя образуется
1) пропановая кислота
2) пропанол-1
3) пропен
4) пропанол-2
96. Какое из веществ оказывает на человека наркотическое действие:
1)С2Н5ОН 2)СН3СООН 3)НСООН 4)С6Н12О6
97. Сильными антисептическими свойствами обладают
1) этановая кислота 2) раствор фенола 3) диметиловый эфир 4) бензол
98. В какой из предложенных групп все вещества являются углеводами:
1) сахароза, целлюлоза, муравьиная кислота
2) ацетат натрия, уксусная кислота, тринитроцеллюлоза
3) диэтиловый эфир, ацетат калия, этиленгликоль
4) глюкоза, крахмал, целлюлоза
99. Процесс разложения углеводородов нефти на более летучие вещества называется
1) крекингом 2) дегидрированием 3) гидрированием 4) дегидратацией
100. Относительная плотность ацетилена по водороду равна
1) 13
2) 16
3)24
4)26
101. Относительная плотность пропана по кислороду равна
1) 1
2) 1,5
3)2
4)2,5

102.Экологически чистым топливом является
1) водород
2) нефть
3) бензин
4) природный газ
103. Относительная плотность этана (н.у.) по водороду равна:
1) 16
2) 15
3) 32
4) 30
104. Какая из относительных молекулярных масс соответствует массе бутанола:
1) 80
2)74
3)32
4)72
105. Какова относительная молекулярная масса уксусной кислоты:
1)60 2)48
3)44 4)46
Юб.Относительная плотность метана (н.у.) по воздуху равна
1) 1
2) 0,55
3) 1,5
4) 2
Ю7.Какова молярная масса бензола: 1)72
2)78
3)80
4) 86
Ю8.Какой объем хлороводорода выделится (н.у.) при хлорировании пропана
объемом
25 л, если реакция идет только по первой стадии:
1)5
2) 15
3)25
4)35
109. Какой объем оксида углерода(1У) (н.у.) образуется при сгорании 11,2 л пропана: 1)
5,6
2)22,4
3)33,6
4) 11,2
ПО. Какой объем водорода (н.у.) необходим для реакции присоединения его к пропену
объемом 15 л:
1)5
2) 15
3)25
4)50
111. Какой объем кислорода (н.у.) требуется для сгорания 46 г этилового спирта:
1)22,4
2) 11,2
3)67,2
4)5,6
П2.При полном сгорании 1 л (н.у.) бутана выделилось 108,8 кДж. Тепловой эффеки
реакции (кДж/Моль) сгорания бутана равен:
1)42
2) 108,8
3)4872
4)2437
113. Масса 5 литров пропана при н.у. равна: 1) 9,8 2) 4,52 3) 16,84
4) 22,40
114. Молекула алкана содержит 8 атомов водорода. Молярная масса алкана равна:
1)38
2)40
3)42
4)44
115. Молярная масса алкана равна 100 г/Моль. Число атомов водорода в молекуле
алкана равно
1)12
2)14
3) 16
4) 18
116. Жидкие жиры переводит в твердые
1) раствор КОН
2) раствор КМпОд 3) бром
4) водород
117. Сложный эфир можно получить при взаимодействии карбоновой кислоты с:
1) ацетиленом
2) хлороводородом
3) этиленом
4) метанолом
В
118.
промышленности жидкие жиры переводят в твердые для получения
1) мыла
2) глицерина
3) маргарина
4) олифы
119.Отличить уксусную кислоту от этанола можно с помощью
1) бромной воды 2) гидроксида меди (II) 3) раствора КМпОд 4) соды
ЧАСТЬ В
120. Запишите название вещества X (по систематической номенклатуре) в
цепи
превраще крахмал —* глюкоза —> X —> этилен
121. Как в быту называется продукт питания, являющийся сложным эфиром глицерина и
непредельных карбоновых кислот?
(Запишите одно слово в именительном падеже единственного числа)
122. Запишите пропущенное слово в именительном падеже:
Густая масса, остающаяся после перегонки нефти, называется
123.Как в быту называются сложные эфиры глицерина и высших карбоновых
кислот? (Запишите одно слово в именительном падеже единственного числа).
124. Олеиновая кислота может вступать в реакцию с:

А) Н2Б) бромоводородом В) Си Г) хлоридом хрома (III) Д) N2 Е) Na2CO3
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)
125. Этандиол-1,2 может реагировать с: А) гидроксидом меди(П) Б) оксидом железа
(II) В) хлоров Г) водородом
Д) калием
Е) уксусной кислотой
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).
126. Фенол реагирует с : А) кислородом
Б) бензолом
В) гидроксидом натрия
Г)
хлороводород
Д) натрием
Е) оксидом кремния (IV)
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).
127. В схеме органического синтеза
X-------- > С6Н5СН2ОН
веществом X является:
1)СН3ОН
2) С6Н5СН2С1
3)С6Н5СН3
4)С6Нб
В
128.
результате превращений
t

t

H2SO4, HNO3

Н2

бромная вода

СН4
X]
Х2-------------------- > Хз----- > Х4------------- > х5
В качестве конечного продукта (Х5) образуется!) бромбензол
триброманилин
3) 2-броманилин 4) 1,3-дибромбензол
В
129.
схеме
Н3РО4

2) 2,4,6-

H2SO4

2 СН2 = СН2+ 2 Н2О --------- > 2 А ------- > В
соответственно:
2) СН2 - СН2, СНзСОН
1)СН = СН,СНзСОН

соединения А и В,

ОН ОН
3) СН3СН2ОН, СНзСН2-О- СН2СН3 4) СН3СН2ОН, СН3СН2СН2СНз
130.В схеме органического синтеза
Присоединение

X------------- > СН2 = СН - С == СН2

исходное вещество X:

С1
1)СН2 = СН-С = СН
2) СН2 = СН - СН = сн2
3) СНз - СН2 - СН2 - СНз
4) СН
131Установите молекулярную формулу дибромалкана, содержащего 85,11% брома.
132. Установите молекулярную формулу алкена, при гидратации которого получается
спирт, пары которого в 2,07 раза тяжелее воздуха.
133. При сгорании 9 г предельного вторичного амина выделилось 2,24 л азота и 8,96 л
углекислого газа. Определите молекулярную формулу амина.
134. Установите молекулярную формулу предельного третичного амина,
содержащего 23,73% азота по массе.
135. Реакцией 27,6 г этанола с 56 г оксида меди (II) получили альдегид массой 18,48 г.
Чему равен выход продукта реакции (в %) от теоретически возможного?
136. При взаимодействии 75 г 40%-ного раствора муравьиного альдегида с
гидроксидом меди (II) получили 40 г муравьиной кислоты. Каков выход (в %)
кислоты от теоретически возможного?
137. При взаимодействии этилового спирта массой 55,2 г с оксидом меди (II)
получено 50 г ацетальдегида. Каков выход (в %) ацетальдегида от теоретически
возможного?

138.Этанол массой 13,8 г окислили 34 г оксида меди (II). Получили альдегид массой
9,24 г. Чему равен практический выход (в %) альдегида?
ОТВЕТЫ :Часть А
10-2
9-2
8-4
6-1
7-2
5-2
2-4 3-3 4-1
1-3
20-1
19-1
17-2 18-3
16-4
11-3 12-1 13-3 14-3 15-2
30-4
21-2 22-2 23-2 24-2 25-3 26-4 27-2 28-3 29-4
40-341 -2
38-3
39-2
31-3 32-2 33-3 34-2 35-2 36-3 37-2
50-2 51 -3 52-:
42-3 43-1 44-1 45-4 46-3 47-1 48-3 49-1
53-2 54-4 55-2 56-3 57-3 58-2 59-1 60-2
68-3 69-3 70-4
67-3
61-3 62-1 63 -2 64-4 65-2 6678-4
79-2 80-3
77-4
71-2 72-3 73-2 74-3 75-4 76-4
89-4 90-2
81-2 82-2 83-3 84-4 85-4 86-2 87-4 88-3
99-1 100-1
97-2 98-4
94-4 95-1 96-1
91-1 92-4 93-1
101-1 102-1 103-2. 104-1 105-1 106-2 107-2 108-3 109-3 110-2
111-3 Г12-4 113-1114-4 115-3 116-4 117-4 118-3 119-4
ЧАСТЬ В
120- этанол
121 - масло
122- мазут
123- жир
124- АБЕ
125- АВД
126- АВД
127- 2
128- 2
129- 3
130- 1
131- С2Н4Вг2
132- СзНб
133 - (CH3)2N
134 - (CH3)3N
135-70%
136 - 87%
137- 95%
138- 70%

4.2. Типовые задания для оценки освоения раздела 2: Общая и
неорганическая химия.
Рекомендации по выполнению и проверке работы:

Часть 1

Контрольная работа
Каждое правильно выполненное задание части 1 оцениваете
1 баллом. За выполнение задания с выбором ответе
выставляется 1 балл при условии, если обведен только одиг
номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два г
более ответов, в том числе правильный, то ответ не
засчитывается.

Максимальное колво баллов за часть 1:

11 баллов

Часть 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно
если правильно выбраны все варианты ответа. За полный
правильный ответ - 2(там где 2 ответа) балла, 3(там где 3
ответа) балла, за 1 правильный ответ - 1 балл, за неверный
ответ (или при его отсутствии) - 0 баллов.

Максимальное колво баллов за часть 2:

8 баллов

Часть 3

Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты г
правильности ответа. Ответ правильный и полный - 3 балла
Правильно записаны 2 элемента ответа - 2 балла. Правильнс
записан один элемент - 1 балл. Все элементы ответа записана
неверно - 0 баллов.

Максимальное колво баллов за часть 3:
Общее кол-во баллов
Критерии оценивания работы:

Кол-во баллов

Итоговая
контрольная
работа

менее 8 баллов
8-13 баллов
14-21 балл
22 - 25 баллов

6 баллов

25 баллов

% выполнения
работы
менее 30 %
30 % - 52 %
53 % - 82 %
83 % - 100 %

Оценка

Вариант 1.
Часть 1.

«2»
«3»
«4»
«5»

Внимательно прочитайте каждое задание (Al - А7) и из 4 предложенных
вариантов ответов выберите один правильный.
А1
К основным оксидам относится
1) оксид брома (VII) 2) оксид натрия 3) оксид серы (IV) 4) оксид алюминия
А2
Сумма коэффициентов в уравнении реакции между хлоридом алюминия и фосфорной
кислотой равна 1)6
2) 8
3) 10
4) 12
АЗ
Электрический ток проводит
1) водный раствор спирта
2) водный раствор глюкозы
3) расплав сахара
4) раствор хлорида натрия
А4
Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами
1) хлорида калия и нитрата меди (П)
2) серной кислоты и хлорида бария
3) сульфата натрия и гидроксида калия 4) нитрата натрия и хлорида железа (III)
А5
К кислотам относится каждое из двух веществ
l)H2S,Na2CO3
2)K2SO4, Na2SO4 3)H3PO4,HNO3 4)KOH,H2SO3
А6
Гидроксиду меди(П) соответствует формула
1) Си2О
2) Си(О Н)2
3) СиО
4) СиОН

Распределение электронов по электронным слоям 2;8; 1 соответствует атому
1) алюминия
2) магния
3) лития
4) натрия
А8
Среди приведенных ниже элементов наименьший радиус имеет атом
1)F
2) Cl
3) Br
4)1
А9
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Твердую щелочь нельзя брать руками.
Б. Чтобы определить газ по запаху необходимо наклониться над сосудом и
глубоко вдохнуть. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба
суждения неверны
А10
Массовая доля кислорода в карбонате кальция равна
1)15%
2)27%
3)48%
4)54%
АН
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Нагреваемую пробирку нужно держать отверстием от себя.
Б. Для ускорения растворения твердых веществ в пробирке нужно закрыть ее
отверстие пальцем и встряхнуть.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба
суждения неверны
Часть 2___________________________________________________________________
Ответом к заданию В1 является последовательность двух цифр, которая
соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку
ответа.
В1
Выберите уравнения реакций, в которых элемент азот является восстановителем.
1)N2 + O2 = 2NO
2) 2NO + О2 = 2NO2
3) N2 + ЗН2 = 2NH3
4) N2 + 3Mg = MgjN2
5) N2 + 6Li = 2Li3N
Ответ:_____ __
В задании В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры
выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите
в строку ответа.
В2.
Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
►A) SO2 + Н2О
H2SO4
1)
----- >Б) SOj + NaOH
H2SO3
2)
----- *-В) H2SO4 + Na2O
SO3 +
3)

........ >---

------ >-н2
------ fc.
------ ►

A

Na2SO4 + H2O
Na2SO4 + Н2

4)
5)
Б

Ответ:____________
ВЗ.
При выполнении задания выберите два правильных ответа

В

В результате взаимодействия серной кислоты и нитрата бария образуются вещества,
относящиеся к классам/группам
1. Кислотный оксид 2. Основный оксид 3. Кислота 4.Основание
5. Соль
С1» При выполнении задания подробно запишите ход его решения и полученный
результат.
Какая масса карбоната кальция образуется при взаимодействии 21,2г карбоната натрия с
избытком раствора гидроксида кальция?
С2.
Напишите уравнение гидролиза хлорида цинка
Вариант 2.
Часть 1.__________________________________________________________________
Внимательно прочитайте каждое задание (Al - А7) и из 4 предложенных
вариантов ответов выберите один правильный.______________________________
А1
К кислотным оксидам относится
1) оксид бария 2) оксид калия
3) оксид фосфора (V) 4) оксид меди (II)
А2
Сумма коэффициентов в уравнении реакции между цинком и соляной кислотой равна
1)5
2) 10
3) 11
4) 12
АЗ
Электрический ток не проводит
1) раствор соляной кислоты 2) раствор сахарозы 3) раствор гидроксида натрия 4)
раствор гидроксида натрия
А4
Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами
1) хлорида натрия и нитрата серебра
2) серной кислоты и нитрата натрия
3) сульфата калия и хлорида меди (II)
4) соляной кислоты и сульфата натрия
А5
К солям относится каждое из двух веществ
1) K2S, Na2O 2)H2SO4, NH3
3) Na2SiO3, KNO3
4) Ca(OH)2, KC1
A6
При взаимодействии гидроксида калия с соляной кислотой образуются
1 )соль и водород
2)соль и вода
3)оксид неметалла и основание 4)оксид
металла и кислота
А7
Распределение электронов по электронным слоям в атоме кремния соответствует ряд
чисел
1)2;8;2
2)2;6
3) 2;4
4)2;8;4
А8
Среди приведенных ниже элементов наибольший радиус имеет атом

l)Li
2)Н
3) К
4)Na
А9
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Нагреваемую пробирку нужно держать отверстием от себя.
Б. Для ускорения растворения твердых веществ в пробирке нужно закрыть ее
отверстие пальцем и встряхнуть.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба

суждения неверны
АЮМассовая доля кислорода в оксиде серы (VI) равна
1)25%
2)44%
3)50%
4)60%
АН
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Твердую щелочь нельзя брать руками.
Б. Чтобы определить газ по запаху необходимо наклониться над сосудом и
глубоко вдохнуть.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть 2______ ___________________________________________________________
Ответом к заданию В1 является последовательность двух цифр, которая
соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку
ответа.
Выберите уравнения реакций, в которых элемент железо является окислителем.
l)2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3 2) FeO + Н2 = Fe + Н2О 3) Fe + Н2О = FeO + Н2
4) Fe3O4 + 4СО = 3Fe + 4СО2
5) Fe2O3 +3 Н2 = 2Fe +3 НОН
Ответ: _______

В задании В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры
выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите
в строку ответа.___________________________________________________________
В2.
Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
----------- * А) Са(ОН)2 + СО2
1)
СаСО3 + Н2
............ ->Б) СаСОз + НС1
2)
СаСО3 +Н2О
---------- ► В) Са + Н2О
3)
СаС12 + Н2О +СО2
4)
СаО + Н2
5) _______ Са(ОН)2 + Н2
А
Б
В
Ответ:___ ________
ВЗ.
При выполнении задания 8 выберите два правильных ответа
В результате взаимодействия нитрата серебра и соляной кислоты и образуются вещества,
относящиеся к классамТруппам
1.Простое вещество 2. Кислота
3. Основание
4.Оксид
5. Соль
При выполнении задания подробно запишите ход его решения и полученный
результат.
10. Какая масса нитрата алюминия образуется при взаимодействии 40,8г оксида алюминия
с достаточным количеством азотной кислоты?
С2. Напишите уравнение гидролиза хлорида цинка
Ответы:
Вариант 1.
Ответы к заданиям с выбором ответа:

№ задания
А1
А2
АЗ
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
All
Ответы к заданиям с кратким ответом:
№ задания
В1
В2
ВЗ
Вариант 2.
Ответы к заданиям с выбором ответа:
№ задания
А1
А2
АЗ
А4
А5
А6
А7
А8

А9
А10
АП

ответ
2
1
4
2
3
2
4
1
4
3
4

ответ
123
254
35

Ответ
3
1
2
1
3
2
1
3
1
3
1
ответ
245
135
25

№ задания
В1
В2
ВЗ
Элементы ответа задания С1:
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Ответы к
заданиям с
кратким
ответом:



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.