ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Код и наименование специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Квалификация выпускника: специалист по поварскому и кондитерскому делу
Форма обучения очная
Курс 2
Семестр 1

2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.12.2016, № 1565, примерной образовательной
программой.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Индустриально промышленный колледж» .

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ЕН.02 Экологические основы природопользования» является
обязательной частью естественно-научного цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02-07, 09. 11.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК Умения
Знания
ПК 6.3-6.4
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК И

принципы взаимодействия живых
анализировать и прогнозировать
экологические последствия различных организмов и среды обитания,
-особенности взаимодействия
видов деятельности;
общества и природы, основные
-использовать в профессиональной
источники техногенного
деятельности представления о
взаимодействия на окружающую
взаимосвязи организмов и среды
среду;
обитания;
-об условиях устойчивого развития
-соблюдать в профессиональной
деятельности регламенты экологической экосистем и возможных причинах
возникновения экологического
безопасности
кризиса;
-принципы и методы рационального
природопользования;
-методы экологического
регулирования;
-принципы размещения производств
различного типа;
-основные группы отходов их
источники и масштабы образования;
-понятия и принципы мониторинга
окружающей среды;
-правовые и социальные вопросы
природопользования и
экологической безопасности;
-принципы и правила
международного сотрудничества
области природопользования и
охраны окружающей среды;
-природоресурсный потенциал
Российской Федерации;
-охраняемые природные территории.

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем в часах
36

В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:

теоретическое обучение

18

Практические занятия

18

Промежуточная аттестация 1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Особенности
Тема 1.1
Природоохранный
потенциал

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

2
взаимодействие природы и общества
Содержание учебного материала
Формы взаимодействия природы и общества. Экологические
последствия различных видов человеческой деятельности.
Влияние урбанизации на биосферу. Условия устойчивого
состояния экосистем и возможные причины возникновения
экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии
(разрушение озонового слоя, истощение энергетических
ресурсов, «парниковый эффект» и др.) и пути их решения.
Выявление роли человеческого фактора в решении
проблем экологии. Содействие сохранению окружающей
среды.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Природные ресурсы Природные ресурсы и их классификация. Пищевые ресурсы
и рациональное
человечества. Проблемы использования и воспроизводства
природопользование природных ресурсов. Генная инженерия и генетически
модифицированные объекты. Понятие и принципы
рационального природопользования. Охраняемые природные
территории.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Загрязнение
Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное
окружающей среды загрязнение. Основные загрязнители, их классификация.
Пути миграции и накопления в биосфере токсичных и
радиоактивных веществ. Прямое и косвенное воздействие на
человека загрязнений биосферы. «Зеленая» революция и ее
последствия. Значение и экологическая роль применения
удобрений и пестицидов. Основные загрязнители продуктов
питания и их влияние на здоровье человека. Способы
ликвидации последствий загрязнения токсичными и
радиоактивными веществами окружающей среды. Основные

Объем, акад, ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад, ч
3

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
4

4

4

ОК 02
ОК 04-07

2

2

ОК 02
ОК 04-07

4

4

ОК 02
ОК 04-07

задачи мониторинга окружающей среды. Концепция
предельно - допустимой концентрации (ПДК). Методы
контроля за состоянием загрязнения природных вод, почв,
атмосферного воздуха.
Раздел 2.
Правовые и
социальные вопросы
природопользования
Тема 2.1.
Хозяйственные и
общественные
мероприятия по
предотвращению
разрушающих
воздействий на
природу.
Природоохранный
надзор

Содержание учебного материала
Правовые
акты,
регулирующие
природоохранную
деятельность в России. Нормативные акты по рациональному
природопользованию окружающей среды.
Органы управления и надзора по охране природы.
Государственные и общественные мероприятия по охране
окружающей среды.
Международное
сотрудничество,
международные
организации, международные
соглашения, конвенции,
договоры, по охране окружающей среды и их роль в
обеспечении экологической безопасности.
Содержание учебного материала
Гражданскоправовая_ответственность_за_экологические_правонарушения.
Экологическая оценка деятельности предприятий.
Организация деятельности предприятий в соответствии с
экологическими нормами общества.

Тема 2.2.
Юридическая и
экономическая
отв етственность
предприятий,
загрязняющих
окружающую среду
Промежуточная аттестация
Всего:

4

4

ОК 02-03

ПК 6.3-6.4
ОК 03-07

2

18

2
18

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
образовательной программы по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя; рабочие места по количеству обучающихся; комплект учебно­
наглядных пособий; обучающие видеофильмы по предмету. Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением; презентации по темам;
мультимедиапроектор; экран.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной
организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и
(или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми
изданиями 3.2.1. Основные печатные издания
1.
Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования ; учебник / О.Е. Саенко, Т.П.
Трушина. — Москва : КноРус, 2021. — 214 с.
2.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник / Н.В.
Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2021. — 194 с.
3.
Манько О.М. Экологические основы природопользования: учеб, пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования / О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. - Москва:
Академия, 2022. - 208 с.
4.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб, пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. - Москва:
Академия, 2020 - 240 с.
5.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное пособие
для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 100 с.
6.
Экологические основы природопользования : учебное пособие / составитель И. Б.
Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с.
7.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П. Грушко, Э.
И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 268 с.

3.2.2. Основные электронные издания
1.
Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное пособие / В.
П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 224 с. — ISBN
978-5-8114-3401-5.— Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https.7/e.lanbook.com/book/l 18626 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
2.
Клименко, И. С. Экологические основы природопользования : учебное пособие для
СПО / И. С. Клименко. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 108 с.
— ISBN 978-5-4486-0123-1, 978-5-4488-0203-4. — Текст : электронный // Электронный ресурс
цифровой
образовательной
среды
СПО
РКОБобразование
:
[сайт].
—
URL:
8

https://profspo.ru/books/77009
3.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник / Н.В.
Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2021. — 194 с. — ISBN 978-5-406-05154-2. —
URL:https://book.ru/book/936972 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст : электронный.
4.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П. Грушко, Э.
И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 268 с. — ISBN 9785-8114-5826-4.— Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/146668 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
5.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное пособие
для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 100 с. — ISBN 978-5-8114-7128-7.— Текст: электронный// Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e-Ianbook.com/book/155695 (дата обращения:
29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е. Саенко,
Т.П. Трушина. — Москва : КноРус, 2021. — 214 с. — ISBN 978-5-406-03321-0. —
URL:https://book.ru/book/936326 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст : электронный.
7.
Экологические основы природопользования : учебное пособие / составитель И. Б.
Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-4270-6.— Текст:
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://eJanbook.com/book/138168
(дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ 17.0.0.01-76 Система стандартов в области охраны природы и улучшения
использования природных ресурсов.
2. ГОСТ 17.1.3.05-82 Охрана природы. Гидросфера
3. ГОСТ 18294-2004 Вода питьевая.
4. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых
продуктов» (последняя редакция)
6. Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (последняя редакция)
7. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (последняя
редакция)
8. Экология и жизнь: научно-популярный журнал [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ecolife.ru/
9. Экология производства: научно-практический журнал [Электронный ресурс]. URL:
https://ecoindustry.info/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знать:
-принципы взаимодействия живых
организмов и среды обитания.
-особенности взаимодействия
общества и природы, основные
источники техногенного
взаимодействия на окружающую

Критерии оценки
Полнота ответов,
точность формулировок,
правильные ответы.
Актуальность темы,
адекватность
результатов
поставленным целям,

Методы оценки
- анализ
выполнения
практических
работ
-текущий контроль;
- защита
внеаудиторной
9

среду
-об условиях устойчивого развития
экосистем и возможных причинах
возникновения экологического
кризиса;
-принципы и методы
рационального
природопользования;
-методы экологического регулирования;
-принципы размещения
производств различного типа;
-основные группы отходов их
источники и масштабы образования;
-понятия и принципы
мониторинга окружающей
среды;
-правовые и социальные вопросы
природопользования и
экологической безопасности;
-принципы и правила
международного сотрудничества
области природопользования и
охраны окружающей среды;
-природоресурсный потенциал
Российской Федерации;
-охраняемые природные территории.
Уметь:
-анализировать и прогнозировать
экологические последствия
различных видов деятельности;
-использовать в профессиональной
деятельности представления о
взаимосвязи организмов и среды
обитания
-соблюдать в профессиональной
деятельности регламенты
экологической безопасности

верный ответ, точность
формулировок,
адекватность
применения
профессиональной
терминологии

самостоятельные
работы;

Правильность, полнота
выполнения заданий,
точность
формулировок,
точность расчетов и
формулировок,
соответствие
требованиям
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность выполнения
задания, соответствие
требованиям
инструкций,
регламентов,
рациональность
действий

- активность на
занятиях в группах;
- верное
выполнение
задания и
формулирование
ответа;
- дифференцированн
ый зачет

дифференцированны
й зачет

10



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.