ОПЦ.09 Безопасность жизнедеятельности 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.09 Безопасность жизнедеятельности

Код и наименование специальности:
43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».

Квалификация выпускника:

специалист по поварскому и кондитерскому делу.

2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.09 Безопасность жизнедеятельности разработана
на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1565
(зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44828);
по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы (указывается при наличии);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего
профессионального
образования
(разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПЦ.07
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.15
«ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО»

Ш.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.09 «Безопасность жизнедеятельности»
является частью общепрофессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.09 «Безопасность жизнедеятельности»
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках
реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины ОПЦ.09 «Безопасность жизнедеятельности» в структуре
основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОПЦ.09 «Безопасность жизнедеятельности» относится к
общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины ОПЦ.09 «Безопасность жизнедеятельности» требования к результатам освоения учебной дисциплины
Цель дисциплины ОПЦ.09 «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих
выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками,
необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций:
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также
принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы
на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
4

- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от
оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими
компетенциями (далее - ОК): ________________________________________________________
Знать
Код ПК, ОК
Уметь
ОК 01-04,
ОК 06,

ОК 08,

организовывать и проводить
мероприятия по защите населения
от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические
меры для снижения уровня
опасностей различного вида и их
последствий в профессиональной
деятельности и быту; использовать
средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия
массового поражения;

принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных ситуациях
и стихийных явлениях, в том числе в
условиях противодействия терроризму
как серьезной угрозе национальной
безопасности России; основные виды
потенциальных опасностей и их
последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;

применять первичные средства
пожаротушения;

основы военной службы и обороны
государства;

ориентироваться в перечне военно­
учетных специальностей и
самостоятельно определять среди
них родственные полученной
специальности;

задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;

применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии
с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной
службы; оказывать первую помощь

способы защиты населения от оружия
массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан
на военную службу и поступления на неё в
добровольном порядке;
основные видь! вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности,
родственные специальностям СПО;
5

пострадавшим

область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы;

порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим.

Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным
дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми
результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников).
Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику
освоение всех ОК, установленных ФГОС СПО

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины ОП.09
«Безопасность жизнедеятельности»
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 68 часов, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

1.1.

6

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по специальности 43.02.15
«Поварское и кондитерское дело»

2.1. Объём учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» и виды

учебной работы
Виды учебной работы

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Объём часов
68

В том числе:
Лекций

36

Практические занятия

30

Дифференцированный зачет

2

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная дисциплина ОП.09 "Безопасность жизнедеятельности» изучается в течение одного семестра"
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся

Объем
часов

2

3

1
Раздел 1. Гражданская оборона

Тема 1.1 Единая
госуда рственная
система
предупреждения
и ликвидации
ЧС
Тема 1.2
Организация
гражданской
обороны

Тема 1.3.

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4

Содержание учебного материала
Содержание учебного материала
ОК 01-04,

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

2

ОК 06,
ОК 08,

6

Содержание учебного материала
1. Оружие массового поражения и его поражающие факторы.
2.Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.

1
1

ОК 01-04,

3.Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.

1

ОК 06,

4.Приборы радиационной и химической разведки и контроля.
5.Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения
и в очаге биологического поражения.
б.Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты

1
1

ОК 08,

1
6

Практическая работа
1 .Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК).

2

ОК 01-04,

2.0рганизация хранения и использования средств индивидуальной защиты .

2

ОК 06,

3.Планирование и проведение мероприятий ГО

2

ОК 08,

Содержание учебного материала

2

ОК 01-04,

8

Защита
населения и
территорий при
стихийных
бедствиях
Тема 1.4.
Защита
населения и
территорий при
авариях
(катастрофах) на
транспорте

Тема 1.5.
Защита
населения и
территорий при
авариях
(катастрофах) на
производственн
ых объектах
Тема 1.6.
Обеспечение
безопасности при
неблагоприятной
экологической
обстановке

1. Защита населения и территорий при ЧС природного характера
Практическая работа
Изучение классификации ЧС.

ОК 06,

2
2

ОК 08,

2

Практическая работа Изучение и отработка поведения в условиях ЧС на транспорте.

ОК 01-04,

ОК 06,
ОК 08,

Содержание учебного материала
1. Защита населения территории при ЧС техногенного характера.
2.Первичные средства пожаротушения.
Практическая работа

2

1
hr

ОК 01-04,

6

1.Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.
2.Применение первичных средств пожаротушения.

2
2

3.Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте
экономики.
Содержание учебного материала

2

ОК 06,
ОК 08,

1 .Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке

Содержание учебного материала
1 .Обеспечение безопасности при нахождении на территории введения боевых
Тема 1.7.
действий и во время общественных беспорядков.
Обеспечение
2.Обеспечение безопасности в случае захвата заложником.
безопасности при
3.Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе
неблагоприятной
совершения и совершенном теракте.
социальной
4.Основные мероприятия по противодействию терроризму.
обстановке
Практическая работа
1 .Выполнение основных мероприятий по противодействию терроризму.

2

4
1
ОК 01-04,

1
1

ОК 06,
ОК 08,

1
4

2

9

2.Организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта
экономики в условиях ЧС.
3.Выявление правовой основы и главных направлений безопасности России.

1

1

Раздел 2. Основы военной службы

6

Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Вооруженные
Силы России на
современном
этапе

Тема 2.2.

Уставы
Вооруженных
Сил России

1. Состав и организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных
Сил и рода войск.

2

2.Виды Вооруженных Сил и управление вооруженными силами.

2

3.Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом.
Порядок прохождения военной службы.

2
4

Содержание учебного материала

1.Военная присяга. Боевое знамя воинской части.

2

ОК 06,

2.Уставы Вооруженных Сил России - законы воинской жизни.

2

ОК 08,

Написание реферата на тему: « Военная служба по контракту»

2

Содержание учебного материала
1.Патриотизм и верность воинскому долгу - качество защитника Отечества.

Тема 2.3. Боевые
традиции
Вооруженных
Сил России

ОК 01-04,

2

6

Практическая работа

ОК 01-04,

1. Определение роли ВС РФ как основы обороны государства.

1

ОК 06,

2.Определение правовой основы военной службы.

1

ОК 08,

3.Выявление порядка подготовки военных кадров для ВС РФ.

1

4.Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются
военно - учетные специальности, родственные специальностям СПО.

1

10

Тема 2.4.
Огневая
подготовка

5.Отработка порядка приема военной присяги.

1

б.Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов.

1
2

Практическая работа

1. Материальная часть автомата Калашникова.

1

2.Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.

1
6

Содержание учебного материала
Тема 2.5. Медико
- санитарная
подготовка

1.Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и
обработки ран.

1

2.Первая (доврачебная) помощь при ожогах (термических, химических, электрических)

2

ОК 01-04,

3.Оказание первой помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах,
профилактике осложнения ран, приобретении практических умений наложения повязок,
закрутки шин)

2

ОК 06,

4.Оказание реанимационной помощи

1

ОК 08,

2

Практическая работа
1.Оказание реанимационной помощи.

1

2.Оказание первой помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах,
профилактике осложнения ран, приобретении практических умений наложения повязок,
закрутки шин.

1

З.Первая медицинская помощь при ожогах (термических, химических, электрических).
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

Всего:

2
68

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины требует наличие кабинета
безопасности жизнедеятельности.
Необходимое оборудование учебного кабинета:

• Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)

• Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
• Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном

• Респиратор Р-2
• Индивидуальный противохимический пакет (И1 Ш-8,9,10,11)

• Ватно-марлевая повязка
• Противопыльная тканевая маска

• Медицинская сумка в комплекте
• Носилки санитарные
• Аптечка индивидуальная (АИ-2)
• Бинты марлевые
• Бинты эластичные

• Жгуты кровоостанавливающие резиновые
• Индивидуальные перевязочные пакеты
• Косынки перевязочные
• Ножницы для перевязочного материала прямые

• Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
• Шинный материал (металлические, Дитерихса)
• Огнетушители порошковые (учебные)

• Огнетушители пенные (учебные)
• Огнетушители углекислотные (учебные)
• Устройство отработки прицеливания
• Учебные автоматы АК-74

• Винтовки пневматические
• Комплект плакатов по Гражданской обороне
• Комплект плакатов по Основам военной службы

• Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
• Рентгенметр ДП-5В
Технические средства обучения:

• Аудио-, видео-, проекционная аппаратура

• Аудиовизуальные средства
• Электронные образовательные и информационные ресурса

13

2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности -М.: ОИЦ
«Академия», 2018
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности — М.: ООО «КноРус»,
2019
3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум - М.: ООО
«КноРус», 2018
4. Арустамов А.Э., Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В., Гуськова Г.В. Безопасность
жизнедеятельности - М.: ОИЦ «Академия», 2019.
5. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности-М.: ОИЦ «Академия», 2018.
6. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для учащихся 10
класса / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов и др. - М.: Дрофа; ДИК, 2019 - 320 с.
7. Леонтьева И.А. Безопасность жизнедеятельности (краткий конспект лекций): учебное
пособие для студентов СПО — М.: ОИЦ, 2018г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1 сайт МЧС РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru
2. сайт МВД РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mvd.ru
3. сайт Минобороны РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mil.ru
4 сайт ФСБ РФ: сайт // Режим доступа: http, www.fsb.ru

3.2.3. Дополнительные источники
1. Балаян, С. Е. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: методические
указания к выполнению лабораторных работ / С. Е. Балаян. - Набережные Челны:
Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. - 80 с. - Текст:
электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL:
https://www.iprbookshop.ru/49923.html (дата обращения: 01.07.2021).
2. Суворова, Г.М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное
пособие для среднего профессионального образования / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева. - 2-е
изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2021. - 212 с. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/471671 (дата обращения: 02.07.2021).
3.
Безопасность в
техносфере:
Всероссийский
научно-методический
и
информационный журнал. Режим доступа: http://www.magbvt.ru.
4. Официальный сайт МЧС РФ. Режим доступа: http://www.mchs . gov. ru.
5. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности. Режим доступа: http://bzhde.ru.

14

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 43.02.15
«Поварское и кондитерское дело»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе

проведения

занятий,

а

также

выполнения

обучающимися

внеаудиторной

самостоятельной работы.

Результаты обучения

Критерии оценки

принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях,
основные виды потенциальных опасностей и
их последствия в
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия гражданской
обороны;
способы защиты населения от оружия
массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на
военную службу
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящие на вооружении (оснащении)
воинских подразделений,

Уровень правильных
ответов при тестовом
письменном и устном
контроле.

Методы
оценки

Знать:
Тестовый и
устный
контроль по
заданной
тематике
Качество и
Представлен
техническая
ие докладов,
грамотность
рефератов,
составленных
презентаций
рефератов, четкость
по заданной
изложения материала.
тематике
Быстрота ориентации в Дифференци
рованный
представляемом
зачет
материале, быстрота
реакции на вопросы

- область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим.

15



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.