УД 1. Основы финансовой грамотности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреяедение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД 1. Основы финансовой грамотности

Код и наименование профессии /специальности:
43.02.15. Поварское и кондитерское дело

Квалификация выпускника:
Специалист по поварскому и кондитерскому делу

Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 1,2

2022 г.
1

Рабочая программа учебной дисциплины УД 1. Основы финансовой грамотности для

специальности 43.02.15. «Поварское и кондитерское дело» разработана в соответствии с
требованиями:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения
РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) (ред. от 29.12.2014);

с учетом:
- профиля получаемого образования,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДНО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации.

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................................

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ..............................................................
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

1.1. Область применения программы
Рабочая программа « Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебной дисциплины Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
специальности (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), разработанной в соответствии с федеральным

государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по
специальности среднего профессионального образования 43.02.15. «Поварское и кондитерское
дело».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована, в том числе в развитии
студенческого самоуправления, участия в работе общественных организаций, научных
студенческих обществ, так как позволят планировать, управлять и реализовывать проекты в этих
сферах.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам,
ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При
этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с
азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми
инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ
финансовой арифметики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:

Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» изучается в общеобразовательном цикле в
разделе «дополнительные учебные дисциплины» учебного плана.

4

Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по специальности 43.02.15. «Поварское и кондитерское

дело» с получением среднего общего образования.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам,
ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При
этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с
азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми
инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ
финансовой арифметики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Основы финансовой грамотности направлены
на достижение следующих целей:
- актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом
практической, прикладной направленности образовательного процесса;

- повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;
- развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению
и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;

- формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой
грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в
экономической сфере.

на решение следующих задач:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений,
происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой
информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и
происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные
суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
5

- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ,
синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и
поведения людей в финансовой сфере;
- формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с
ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом
рынке;

- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными
участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих
организаций.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:

личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях
кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

- формирование системы знаний о финансово - экономической жизни общества, определение своих
места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

-воспитание мотивации к труду;
- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие,
благополучие своей семьи и государства.

метапредметных:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;

-активное использование р средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного
анализа сберегательных альтернатив,
- овладение умениями формулировать представления о финансах, финансовой системе РФ;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по
реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые

6

документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с
целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе
изучения общественно - экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской
Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

предметных:
- формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии
общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;

- знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;
- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном
итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;
- приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют
большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую
среды;

-владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках,
включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,
преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в
учебной деятельности и реальной жизни;
- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты
финансово - экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных ориентиров;

- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения
основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного
работника, работодателя, налогоплательщика);
- умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности,

- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

В рамках
и знания:

Код
ПК, ОК

ОК.01-06;
1 ОК.1 1

программы

учебной

дисциплины

обучающимися

осваиваются

умения

Знания

Умения

разбираться в финансовых институтах и
финансовых продуктах, а также о способах
получения информации об этих продуктах и
институтах из различных источников;

7

основные банковские
услуги, работу с ценными
бумагами, налоговую
систему РФ, основы
страхования, финансовые
механизмы деятельности

использовать полученную информацию в
процессе принятия решений о сохранении и
накоплении денежных средств, при оценке
финансовых рисков, при сравнении преимуществ
и недостатков различных финансовых услуг в
процессе выбора;

фирм, основы бизнеспланирования, роль денег в
современном мире и
возможные денежные
риски, основ построения
семейного бюджета

использовать такие способы повышения
благосостояния, как инвестирование денежных
средств, использование пенсионных фондов,
создание собственного бизнеса

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

В том числе;

лекционные занятия

78

практические занятия

37

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

-подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка,
-занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и
интернет-информацией);
-подготовка рефератов
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

9

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала,
самостоятельная работа обучающихся на
занятии, внеаудиторная самостоятельная
работа.

1
Введение

2

Объём
часов

Уровень
усвоения

3

4

Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Актуальность изучения основ финансовой
грамотности при освоении профессии.

2

Раздел 1. Бюджет и
бюджетная система

1

6

2

1. Бюджет и бюджетная
система РФ, и бюджетный
процесс.

Участники бюджетного процесса.

2. Формирование бюджета
РФ, Основные статьи
доходов и расходов
бюджета.

Основные источники формирования бюджета 2
РФ, распределение бюджетных средств.

3.Региональные и
муниципальные бюджеты

Источники формирования местных
бюджетов.

2

2

6

Самостоятельная работа.

2

Бюджет и его социально экономическое
значение для развития РФ. Использовать
Интернет ресурсы.

8

Раздел 2. Семейная
экономика. Личный и
семейный бюджет: его
роль в современной жизни
общества.

Необходимость личного бюджета,
1 .Личный бюджет,
правильное формирование личного бюджета
источники его
формирования, основные
направления распределения.

10

2

2

2. Семейный бюджет,
источники его
формирования и основные
направления

Бюджет семьи, источники доходов семейного 2
бюджета. Главные и второстепенные расходы
семьи.

2

3. Карманные деньги: за и
против

Сторонники карманных денег, для чего
необходимы карманные деньги.

2

2

4. Электронные деньги.
Влияние видов и форм
денег на бюджет.

История развития электронных денег, их
разновидность и преимущества

2

2

Практическая работа:
Различать личный бюджет и бюджет семьи.
Дефицит бюджета.
Использование полученных доходов на
различных этапах жизни семьи.
Контроль расходов, считать и фиксировать,
на что тратятся полученные деньги.

4

1

2

1
1
1

Самостоятельная работа.
Роль денег в нашей жизни.
Постановка личных (семейных) финансовых
целей.
Понятие
замкнутого
круга
расходов.
Источники создания богатства.
«Контроль семейных расходов». «Построение
семейного бюджета».

6
2

Раздел 3. Банки: чем они
могут быть вам полезны

8

1.Банковская система
России. Текущие счета и
дебетовые карты

Банковская система России, коммерческие
банки. Центральный банк.

4

2

2.Кредиты: когда их брать и
как оценить. Виды
кредитов. Прочие услуги
банков

Банковский кредит, эффективная ставка
процента по кредиту, микрокредит, виды
кредитов для физических лиц, ипотека,
рефинансирование кредита, кредитная карта.

2

2

3. Сберегательные вклады:
как они работают.
Сберегательные вклады: как
сделать выбор

Система страхования вкладов (ССВ),
дебетовая карта, пин-код, овердрафт,
текущий счёт, сберегательный вклад, ставка
процента, капитализация процентов, валюта.

2

2

Практическое занятие:
Тест «Банки и их роль в жизни семьи».
Расчёт процентов кредита

4

2
2

11

2

Самостоятельная работа.
Задача «Расчет компенсации по кредиту».

6

2

Подготовить рефераты.
Раздел 4. Фондовый
рынок:

8

Как его использовать для
роста доходов
1. Понятие инвестиции,
Формирование представлений о способах и
2
реальные и финансовые
инструментах инвестирования для различных
активы как инвестиционные финансовых целей.
инструменты.

1

2. Инвестиционный
портфель, ликвидность

Формирование инвестиционного портфеля

2

1

З.Риск и доходность.
Облигации. Акции

Облигации, корпоративные облигации, акция, 2
дивиденд, управляющая компания,
доверительное управление, пассивное и
активное инвестирование, валютный курс.

2

4.Как работает фондовая
биржа, и кто может на ней
торговать.

Фондовая биржа, биржевой индекс, брокер.
Фондовый рынок, неопределённость,
финансовый риск.
валютная интервенция.

2

2

Практическая работа:
Подготовка реферата использованием
1
интернет - ресурсов.
Как работает фондовая биржа, и кто может на 1
ней торговать.

2

Самостоятельная работа.

4

Формирование представлений о
способах и инструментах
инвестирования для различных финансовых
целей. Формирование навыков анализа
информации о способах инвестирования
денежных средств,
предоставляемой
различными
информационными
источниками и структурами финансового
рынка (финансовые публикации,
проспекты, интернет-ресурсы и пр.).

12

1

2

Раздел 5. Страхование:
что и как надо страховать,

6

Страховой случай, страховая премия,
страховая выплата

2

2

1 .Страхование имущества:
как это работает

Страхование имущества, договор
2
страхования, страхование гражданской
ответственности, обязательное страхование,
добровольное страхование, ОСАГО, КАСКО,
франшиза.

2

2.Страхование здоровья и
жизни

Личное страхование, обязательное
медицинское страхование (ОМС), полис
ОМС, добровольное медицинское
страхование,страхование жизни,страховая
компания.

2

Чтобы не попасть в беду

2

Практическое занятие:
Страхование в РФ. Тест «Страхование как
способ сокращения финансовых потерь».
Заключаем договор страхования — сбор
информации о страховой компании и
предоставляемых страховых программах,
принципы отбора страховой компании
для заключения договора,
ответственность страховщика и
страхователя. Расчет страхового взноса в
зависимости от размера страховой
суммы, тарифа, срока страхования и других
факторов.
Опрос, обсуждение
доклада на тему: Страховая
ответственность; Страховой случай;
Страховая премия, страховой взнос;
Страховые продукты. Опрос, Тестирование
Самостоятельная работа.
Риск, страховой случай, страховой взнос,
страховые выплаты.
Обязательное и добровольное страхование,
личное страхование, страхование имущества,
страхование ответственности.
Финансовая устойчивость страховщика.

8

2

1

2

2

2

2
6
2

10

Раздел 6. Налоги: почему
их надо платить
и чем грозит неуплата

13

1 .Зачем нужны налоги, и
какие виды налогов
существуют

Виды налогов: налог на имущество,
земельный налог, транспортный налог,
пропорциональный и прогрессивный налог.

4

2

2.Налоговый кодекс

Налоговый кодекс РФ, налоги, субъект,
предмет и объект налогообложения, ставка
налога, сумма налога, системы
налогообложения (пропорциональная,
прогрессивная, регрессивная), налоговые
льготы, порядок уплаты налога, налоговая
декларация

4

2

3.Подача налоговой
декларации

Налоговая декларация, налоговые вычеты,
пеня.

2

2

Практические занятия
Формирование практических навыков
по оптимизации личного бюджета в
части применения налоговых льгот с
целью уменьшения налоговых выплат
физических лиц. Формирование
практических навыков получения
социальных и имущественных
налоговых вычетов как инструмента
сокращения затрат на приобретение
имущества, образование, лечение, и др.
Опрос. Доклады на тему
1 .Возникновение и развитие
налогообложения.
2.Возникновение и развитие налогов в
древней Руси.

4
2

1

2

8

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическому занятию,
опросу, докладу.

10

Раздел 7. Обеспеченная
старость:

Возможности пенсионного
накопления
1 .Понятие и значение
пенсии, государственная
пенсионная система в РФ

Пенсионное обеспечение: государственная
пенсионная система

2

2

2.Пенсионный фонд РФ
и его функции,
негосударственные
пенсионные фонды

формирование личных пенсионных
накоплений.

2

2

14

3.Трудовая и социальная
пенсия, корпоративная
пенсия

Изменения в пенсионном законодательстве

2

2

4.Инструменты для
увеличения размера
пенсионных накоплений.

Порядок начисления досрочной пенсии
педагогам. Условия начисления досрочной
пенсии педагогам в образовательных
организациях.

2

2

2

2

Способы действий в рамках предложенных
условий и требований при принятии
досрочной пенсии педагогам.

5. Обязательное и
добровольное пенсионное
страхование.

Обязательное и добровольное пенсионное
страхование, добровольные
(дополнительные) пенсионные накопления.

Практические занятия
Расчет своей будущей пенсии (задачи по
пенсионному обеспечению).
Сравнительный анализ доступных
финансовых инструментов,
используемых для формирования пенсионных
накоплений. Тренинг. Развитие навыков
планирования и прогнозирования. Устный
доклад на тему - «Изменения в пенсионном
законодательстве»
Расчет своей будущей пенсии (задачи по
пенсионному обеспечению).
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к опросу, подготовка устного
доклада.
Пенсионное обеспечение и финансовое
благополучие старости

4

1
1

1

6

2

8

Раздел 8. Финансовые
механизмы работы фирмы

1. Взаимоотношения
работодателя и
сотрудников.

4
Резюме, испытательный срок, заработная
плата, премии и бонусы, неденежные бонусы,
лист нетрудоспособности, отпуск по
беременности и родам, отпуск по уходу за
ребёнком, выходное пособие.

2

2

2

2

2

2. Эффективность компании Выручка, издержки и прибыль фирмы.
3. Банкротство и
безработица

2

1

Банкротство фирмы, спрос на труд,
профсоюз, безработица, пособие по
безработице.

Практическая работа:
Составление резюме.
Работа с конспектом.
15

2
1
1

2

Самостоятельная работа.
Банкротство
физических
лиц,
несостоятельность граждан. Особенности
регулирования граждан.

5
2

Раздел 9. Собственный
бизнес: как создать и не
потерять

6

1 .Чем предпринимательская
деятельность отличается от
работы по найму. Что такое
успешная компания.

Предпринимательство, предприниматель,
показатели эффективности фирмы, факторы,
влияющие на прибыль компании, рыночная
стоимость компании. Метод приведённых
денежных потоков, метод бережливого
производства. Бизнес-идея, бизнес-ангелы,
венчурные фонды, бизнес-инкубаторы.

4

2

2.Создание собственной
компании.

Юридическое лицо.
Индивидуальный предприниматель,
общество с ограниченной ответственностью
(ООО), закрытое акционерное общество
(ЗАО), бизнес-план, лизинг.

2

2

Практическая работа:
Работа с конспектом, написание бизнес2
плана.
Формирование навыков по поиску
2
актуальной информации по стар тапам и
2
ведению бизнеса. Составление бизнесплана. Ведение простых расчетов,
прибыли, доходов. Доклад на тему «Понятие
бизнес-плана и его значение»

6

Самостоятельная работа.
«Открываем собственный бизнес».
Подготовка к докладу

6

2

6

Раздел 10. Риски в мире
денег: как защититься от
разорения
1. Оценка и контроль рисков
своих сбережений.
Экономические кризисы.
Финансовое мошенничество

Экономический кризис, финансовое
мошенничество, фальшивомонетчики,
поддельные платёжные терминалы,
фальшивые банки, кредит,

2

2.Признаки финансовых
пирамид

Финансовая пирамида.

2

2

2

16

3.Защита от мошеннических Как не попасть в финансовую пирамиду
действий на финансовом
рынке

2

Практические занятия
Формирование навыков безопасного
поведения потребителя на финансовом рынке. 2

2

3

2

1
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к опросу

6

Дифференцированный зачёт

2

117

ИТОГО:

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- документы для изучения;

- банк мультимедийных презентаций
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;
- Технические средства обучения:
компьютер и мультимедиа проектор, принтер доступен.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература
Жданова А. О. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся СПО. - М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.

1. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа,- М.: ВАКО, 2018
-48 с.
2. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя.- М.: ВАКО, 2018 - 232 с.
3. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.- М.: ВАКО,
2018-344 с.
4. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь,- М.: ВАКО, 2018-96
с.
5. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей.- М.: ВАКО,
2018- 104 с.
6. Горяев. А. Чумаченко В. Финансовая грамота. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. - ООО «Флагман», г. Краснодар, 2013г.
8. Кожевникова Н. Н. Основы экономики: учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб, заведений10-е изд., перер. и доп. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
Для студентов:
1. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся,- М.:
ВАКО, 2018-344 с.
2. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь.- М.: ВАКО, 2018 —
96 с.
3. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей.- М.:
ВАКО, 2018- 104 с.
4. Горяев. А. Чумаченко В. Финансовая грамота. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. - ООО «Флагман», г. Краснодар, 2014г.
18

5. Кожевникова Н. Н. Основы экономики: учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб, заведений10-е изд., пер. и доп. - М.: Академия, 2014. - 288 с.

Дополнительная литература
1. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.

2. Архипов А. П. Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. - М.: ВИТАПРЕСС, 2005.
3. Балакина А. П. Налоги России. Курс «Основы налоговой грамотности». 10-11 кл. - М.: ВИТАПРЕСС, 2002.
4. Берзон Н. И., Аршавский А. Ю. и др. Фондовый рынок: Учеб, пособие. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

5. Волгин В. В. Открываю автомастерскую: Практ. пособие. - М.: Дашков и К0, 2009.
6. Голди Д., Мюррей Г. Инвестиционный ответ: Как защитить своё финансовое будущее. - М.:
Альпина Паблишер, 2011.
7. Горелый В. И., Бондарчук П, К. Банковская система России: Учеб, пособие. 2-е изд., дораб. - М.:
Изд. дом ЕУ ВШЭ, 2005.

8. Ёлгина Елена. Налоги за два часа. - М.: Альпина Паблишер, 2013.
9. Конаш Дмитрий. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.
10. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. 7-е изд. — М.:
И. Д. Вильямс, 2006.
11. Орлов-Карба П. А. Обязательное социальное страхование в Российской Федерации. - М.: Изд.
дом ГУ ВШЭ, 2007.
12. Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: Учеб, пособие.
8-9 кл. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
13. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10-11 кл.: Учеб, пособие. - М.: ВИТА-ПРЕСС,
2005.
14. Фабоцци Ф. Финансовые инструменты. - М.: ЭКСМО, 2010.

15. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997.

16. Горяев, В. Чумаченко: Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.

17. Перекрестова Л.В.: Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для студентов учреждений
среднего профессионального образования - М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 192с.
18. Окишев И.Н.: Основы финансовой грамотности. - Издательство: СамИздат Год: 2011.

Интернет - ресурсы:
Законодательные акты

1

Федеральный закон «О рынке ценных
бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ

http://base.garant.ru/10106464/

19

2

Федеральный закон «О банках и 6aHKOBCKofthttp://base.garant.ru/10105800/
деятельности» от 02.12.1990 N 395-1

3

Федеральный закон «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ

4

Закон РФ «Об организации страхового дела http://base.garant.ru/10100758/
в Российской Федерации» от 27.11.1992 N
4015-1

5

Федеральный закон «Об инвестиционных
фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ.

http://base.garant.ru/12124999/

6

Федеральный закон «О кредитных
историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ

http://base.garant.ru/12138288/

7

Федеральный закон «О негосударственных http://base.garant.ru/12111456/
пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ

9

Федеральный закон «О валютном
регулировании и валютном контроле» от
10.12.2003 N 173-ФЗ

http: //base. garant .ru/12133556/

10

Федеральный закон «О защите прав и
законных интересов инвесторов на рынке
ценных бумаг» от 05.03.1999 N 46-ФЗ

http://base.garant.ru/12114746/

И

Налоговый кодекс, часть 1 от 31.07.1998 N
146-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ

http://base.garant.ru/10900200/

12

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге
недвижимости) от 16.07.1998 N 102-ФЗ

http://base.garant.ru/12112327/

13

Федеральный закон «Об участии в долевом http://base.garant.ru/1213 8267/
строительстве многоквартирных домов и
иных объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации» от 30.12.2004
N 214-ФЗ

http://base.garant.ru/10105712/

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе опроса, тестирования, проведение практических занятий, а также выполнения студентами
контрольных заданий, индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные
знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Умения:
- освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;

Наблюдение в процессе работы
Внеаудиторная самостоятельная работа

- формирование умения планировать, контролировать и Наблюдение в процессе работы
оценивать учебные действия в соответствии с
Внеаудиторная самостоятельная работа
поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения
результата;

-активное использование средств информационных и
коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;

Поиск информации в сети интернет

- определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности;

Организация групповой парной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа

Внеаудиторная самостоятельная работа

- развитие аналитических способностей, навыков
принятия решений на основе сравнительного анализа
сберегательных альтернатив,

Поиск информации в сети интернет

- овладение умениями формулировать представления о
финансах, финансовой системе РФ;

Наблюдение за практической работой
студентов

- овладение обучающимися навыками самостоятельно
определять свою жизненную позицию по реализации
поставленных целей, используя правовые знания,
подбирать соответствующие правовые документы и на
их основе проводить экономический анализ в
конкретной жизненной ситуации с целью разрешения
имеющихся проблем;

Наблюдение в процессе работы

Внеаудиторная самостоятельная работа

Внеаудиторная самостоятельная работа
Поиск информации в сети интернет

- формирование умения воспринимать и перерабатывать Контрольная работа, тест
информацию, полученную в процессе изучения
Организация групповой парной работы
общественно - экономических наук, вырабатывать в
себе качества гражданина Российской Федерации,
Внеаудиторная самостоятельная работа
воспитанного на ценностях, закрепленных в
Конституции Российской Федерации.
21

Знания:

- формирование системы знаний об экономической и
финансовой сфере в жизни общества, как пространстве,
в котором осуществляется экономическая деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и
государства;

Фронтальный опрос
Выполнение домашнего задания

- понимание сущности экономических институтов, их
роли в социально- экономическом развитии общества;
понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных
людей и общества;

Самостоятельная работа

- знание структуры и регулирования финансового
рынка, финансовых инструментов;

Домашнее задание

- формирование навыков принятия грамотных и
обоснованных финансовых решений, что в конечном
итоге поможет им добиться финансовой
самостоятельности и успешности в бизнесе;

Практическая работа

Собеседование

-владение навыками поиска актуальной экономической Самостоятельная работа
информации в различных источниках, включая
Домашнее задание
Интернет; умение различать факты, аргументы и
оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и
использовать экономическую информацию для решения
практических задач в учебной деятельности и реальной
жизни;
- формирование навыков проектной деятельности:
умение разрабатывать и реализовывать проекты
финансово - экономической и междисциплинарной
направленности на основе базовых экономических
знаний и ценностных ориентиров;

Практическая работа

Практическая работа
- умение применять полученные знания и
сформированные навыки для эффективного исполнения
Контрольная работа
основных социально-экономических ролей
(потребителя, производителя, заемщика, наемного
работника, работодателя, налогоплательщика);
- умение проявлять способности к личностному
самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, умение ориентироваться в текущих
экономических событиях, происходящих в России и
мире;

Внеаудиторная самостоятельная работа

- приобретение обучающимися компетенций в области
финансовой грамотности, которые имеют большое
значение для последующей интеграции личности в
современную банковскую и финансовую среды.

Контрольные работы по разделам

22

Практическая работа в сети интернет

Зачет

Фонд оценочных средств
Тесты 1

1 .Какие организации являются страховщиками (выплачивают пенсию) в системе обязательного
пенсионного страхования?

Пенсионный фонд России и страховые компании

Пенсионный фонд России и негосударственные пенсионные фонды (НПФ)
страховые компании и НПФ

2. Участвуя в негосударственном пенсионном обеспечении, гражданин формирует

пенсионные взносы

пенсионные резервы
пенсионные накопления
3. На что можно потратить средства материнского капитала?
положить на депозитный счёт в банке

отправить на формирование накопительной пенсии
купить машину
купить дом

4.Ответьте на вопрос: Какие виды страховой пенсии вы знаете?
По инвалидности

По случаю потери кормильца
По старости

Все перечисленные
5.Где учитываются и хранятся пенсионные накопления граждан?

индивидуальный лицевой пенсионный счёт

в инвестиционном портфеле
на банковском счёте

6.Что необходимо сделать, чтобы начать формировать негосударственное пенсионное обеспечение?
выбрать управляющую компанию

выбрать и заключить договор с НПФ

обратиться в Пенсионный фонд России
7.Если вы решили перевести свои пенсионные накопления из государственной управляющей
компании (ГУК) в НПФ или частную управляющую компанию (ЧУК), то вам необходимо

написать соответствующее заявление в Пенсионный фонд РФ
написать заявление на имя вашего работодателя
23

снять деньги с индивидуального пенсионного счёта и отвезти их в НПФ

8.Что необходимо предоставить работодателю при устройстве на работу для отчисления страховых
взносов?
ИНН

паспорт
страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

9.Что содержит страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования?
ФИО, пол, дату и место рождения
ФИО, пол, дату и место проживания
страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС)

10. Индивидуальный пенсионный коэффициент (баллы) формируется с учётом начисленных и
уплаченных в Пенсионный фонд России страховых взносов на

накопительную пенсию
страховую пенсию

накопительную и страховую пенсии
11 .Каков размер общего тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?
16%

6%

20%

22%
12. Какие периоды засчитываются в страховой стаж:
учеба в институте;

период получения пособия по безработице;
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом II группы (II степени);
период получения пособия по временной нетрудоспособности.
13.Какого возраста необходимо достичь женщине для приобретения права на трудовую пенсию по
старости, имеющей двух детей, страховой северный стаж 20 лет (работа в районах Крайнего Севера):

55 лет
60 лет

50 лет

14.Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют следующие члены семьи умершего
кормильца:
ребенок умершего кормильца, 10 лет;
24

жена умершего кормильца, 20 лет, обучающаяся по очной форме в институте;
брат умершего кормильца, 17 лет, занят уходом за 7-летним сыном умершего кормильца, не
работает;

15.Безработными не могут быть признаны
граждане, которым назначена пенсия;
трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка;

осужденные по решению суда к наказанию в виде лишения свободы;
граждане, не достигшие 16-летнего возраста.

16.0т чего будет зависеть размер будущей пенсии:
от размера заработной платы;
от страхового стажа
от времени выхода на пенсию
от всех этих факторов

Тесты 2
Тесты. Тема «Банковская система». 1 вариант.

1. В банковскую систему входят:
а) страховые компании, банки, инвестиционные фирмы;
б) коммерческие банки;

в) Центральный эмиссионный банк и сеть коммерческих банков;
г) Госбанк и государственные специализированные банки.

2. ЦБ осуществляет:
а) эмиссию денег;

б) операции с акционерными компаниями;
в) привлечение денежных сбережений населения;

г) кредитование населения.

3. Коммерческие банки:
а) осуществляют контроль над денежной массой в стране;

б) привлекают свободные денежные средства и размещают их в форме ссуд;

в) используют средства пенсионных фондов;

г) занимаются эмиссией денег.
4. Кредит - это:
а) финансирование государственных экономических программ;
25

б) ссуды на условиях возвратности и платности;

в) доверие кредитора заемщику;
г) привлечение денежных средств банками.

5. Вклады, которые снимаются целиком в оговоренный срок:
а) текущие;

б) до востребования;

в) срочные;
г) чековые;
6. Прибыль банка - это:
а) процент по депозитам;

б) процент по кредитам;

в) разница всех доходов и расходов;
г) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;

7. Ссудный процент - это:
а) долг заемщика кредитору;

б) сумма кредита, которую заемщик обязан вернуть кредитору;

в) плата за кредит;
г) прибыль банка.

8. К пассивным операциям относится:
а) предоставление ссуд;

б) сделки с недвижимостью;

в) прием вкладов;
г) операции с ценными бумагами.
9. Функцией КБ является:
а) хранение банковских резервов;

б) эмиссия денег;

в) хранение золотовалютных резервов;
г) предоставление кредитов предпринимателям.

10. Уменьшение учётной ставки ЦБ, скорее всего, приведёт:
А) к снижению процентов по кредитам;

Б) к увеличению процентов по кредитам;
26

В) никак не скажется на ссудном проценте.
2 вариант.

1 .Выделите основную функцию ЦБ:
а) срочные вклады;

б) предоставление кредитов;
в) эмиссия денег;

г) оплата чеков.
2. К активным операциям банка относится:
а) выдача кредитов;

б) прием вкладов;
в) накопление прибыли;

г) создание резервов.

3. Маржа банка равна:

а) процентам по кредитам;
б) процентам по вкладам;

в) разнице между процентами по кредитам и вкладам;
4. Увеличение учётной ставки ЦБ, скорее всего, приведёт:
A) к снижению процентов по кредитам

Б) к увеличению процентов по кредитам

B) никак не скажется на ссудном проценте.
5. Обслуживание государственного бюджета проводит:

A) государственный банк;
Б) коммерческий банк;

B) инвестиционная компания.
6. Центральный банк:
A) собирает налоги;

Б) хранит все наличные деньги;
B) обеспечивает устойчивость рубля.
7. Коммерческий банк:

A) хранит золотовалютные резервы страны;
Б) выдаёт кредиты фирмам;

B) проводит кредитно-денежную политику страны.

8. Какой коммерческий банк выдаёт кредиты под залог имущества?

A) Сбербанк;

Б) ломбард;

B) инвестиционный банк.

9. Что относится к пассивным операциям банка?
A) приём вклада от фирмы «Иван да Марья»;

Б) выдача кредита фирме «Домострой»;

B) хранение ценностей старухи Шапокляк.
10.Процентная ставка, под которую ЦБ выдает кредит коммерческим банкам:
а) норма обязательных резервов;

б) разность между процентными ставками по кредиту и депозиту;

в) депозитарный процент;
г) учетная ставка ЦБ.

Тесты 3
1.Налоги, которые включаются в цену товара (работ, услуг), называются:
1.

прямыми

2.

косвенными

3.

ценовыми

4.

товарными

5.

нет верного ответа

2.Налоговый статус физического лица в РФ определяется:
1.

по прописке

2.

по месту жительства

3.

по времени проживания на территории РФ

4.

по месту работы

3.Налоговая система РФ состоит из уровней:
1.

трех уровней

2.

дух уровней

3.

четырех уровней

4.

одного уровня

5.

нет верного ответа

4.3а налоговые правонарушения возникает ответственность:
28

1.

уголовная

2.

административная

3.

Материальная

4.

Все варианты

5. Налог на прибыль юридического лица относится к налогам:
1.

прямым

2.

косвенным

3.

традиционным

4.

подушным

5.

нет верного ответа

6. По ставке 13 % облагаются следующие доходы физических лиц:
1.

заработная плата

2.

премия

3.

выигрыш в лотерею

7. Социальные налоговые вычеты предоставляются:
1.

автоматически

2.

при подаче заявления по месту работы

3.

при подаче декларации

4.

возможны варианты

5.

нет верного ответа

8. Имущественные налоговые вычеты предоставляются:
1.

по суммам, полученным от продажи имущества

2.

по суммам, израсходованным на строительство жилья

3.

по суммам, израсходованным на строительство гаража

9. В состав единого социального налога входят отчисления:

1.

в Пенсионный фонд

2.

в Фонд медицинского страхования

3.

в Фонд социального страхования

10. Налог на доходы физических лиц исчисляется:
1.

работником

2.

налоговыми органами

3.

работодателями
29

4.

любым лицом

11 .Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не
освобождаются от уплаты:
1.

НДС

2.

НДФЛ

3.

ЕСН

4.

отчислений в Пенсионный фонд

12. Налогоплательщик, имеющий двоих детей, имеет стандартный вычет:
1.

600 рублей

2.

1200 рублей

3.

800 рублей

4.

1600 рублей

13. Имущественный вычет при покупке квартиры предоставляется:
1.

два раза

2.

только один раз

3.

три раза

4.

без ограничения

14. Профессиональные вычеты предоставляются:
1.

при подаче декларации

2.

не нужно подавать декларацию

3.

выбирает налогоплательщик

15. Налоговым периодом по уплате налога на прибыль признается:
1.

квартал

2.

полугодие

3.

9 месяцев

4.

год

5.

выбирает налогоплательщик

16. Налоги это:

1) обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в
установленные сроки
2) платежи, установленные местными органами

3) обязательные платежи, устанавливаемые финансовыми органами
30

4) это платежи за услуги

17.Налоговая ставка - это:

1) величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы
2) единица измерения объекта налога, установленная для счета

3) доход, из которого уплачивается налог
4) сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта

5) отсрочка уплаты налогов

18.Объектом земельного налога является:
1) здания и сооружения

2) земельные участки, предоставленные налогоплательщиком
3) земли особо охраняемых территорий

4) земли запаса

19. Ставка НДС составляет:
1) 20%

2) 12%

3) 25%
4) 30%

5) 15%
20.Объектом обложения НДС является:
1) доход или имущество

2) добавленная стоимость

3) выручка после реализации
4) оборот товаров

5) оборот услуг

21 .Налоги на товары, включаемые в цену и оплачиваемые покупателем, называются:

1) НДС
2) подоходный налог

3) акцизы
4) таможенные пошлины

5) гербовый сбор

31

22. Какие из перечисленных ниже объектов не облагается налогом на имущество:

1) здания и сооружения производственного назначения
2) здания и сооружения непроизводственного назначения

3) транспортные средства
4) квартиры, гаражи

5) дачные строения
23. Ранее существовавший налог как налог с оборота налог, налог с продажи сейчас носит название:

1) подоходный налог
2) НДС

3) земельный налог
4) налог на прибыль

5) налог на имущество
24. Налоговым периодом по единому земельному налогу является...

1) Календарный год

2) Календарный месяц
3) Декада
4) Неделя

5) Квартал

25. Базой исчисления единого земельного налога является...

1) 1га

2) Оценочная стоимость земельного участка
3) Остаточная стоимость основных средств
4) Доход

5) 1 кв.м
26.Объектом обложения по транспортному налогу являются...

1) Легковые, грузовые автомобили, автобусы, специализированные медицинские транспортные
средства
2) Легковые, грузовые автомобили, автобусы, карьерные автосамосвалы грузоподъемностью более
40 тонн
3) Легковые, грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы
4) Транспортные и основные средства

5) Земля, транспорт, имущество
27.Экспорт товаров облагается по ставке...
32

1) 12%

2) 0%
3) 15%
4) 30%
5) 10% и 12%

28.Указать оборот, освобожденный от уплаты НДС:
1) Прием депозитов
2) Товаров покупателю

3) Экспорт товаров
4) Импорт товаров
5) Услуги по реализации лотерейных билетов
29.Объектом обложения налогом на транспортные средства являются...

1) Нематериальные активы
2) Физические лица
3) Основные средства
4) Транспортные средства
5) Доход налогоплательщика

30.Что не входит в состав подакцизных товаров из ниже перечисленных?
1) все виды спирта
2) табачные изделия
3) мех и меховые изделия

4) шампанское
5) бензин

Тесты 4
Тесты на тему предпринимательство

1. Присущ ли риск предпринимательству?

1. Да, риск - это неотъемлемая составляющая предпринимательства
2. Да, но лишь в условиях кризисов и инфляции

3. Нет

2. Целью предпринимательства является:
1. Удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах
33

2. Пополнение бюджета государства налоговыми поступлениями
3. Систематическое получение прибыли

3. Ключевые слова, определяющие понятие «предпринимательство»:
1 .Риск, прибыль, потребности, конкуренция

2. Риск, прибыль, инициатива, инновации
3. Конкуренция, прибыль, налоги

4. Важнейшими чертами предпринимательства являются:
1. Риск и неопределенность, самостоятельность и свобода деятельности, опора на инновации

2. Постоянный поиск новых идей, риск, экономическая зависимость от макроэкономической
ситуации в стране

3. Самостоятельность, оглядка на конкурентов, опора на инновации

5. К предпринимательству не относится деятельность:
1. Торговля продуктами питания
2. Организация регулярных пассажирских перевозок
3. Эмиссия ценных бумаг и торговля им
6. Субъектами предпринимательства могут быть:

1. Физические лица
2. Физические и юридические лица
3. Юридические лица

7. Что лежит в основе любого предпринимательства?
1. Четкая направленность на получение финансового результата

2. Желание максимально удовлетворить потребности общества в товарах и услугах
3. Желание занять максимально перспективную нишу на рынке

8. Коллективное предпринимательство осуществляется группой граждан на основе:

1 .Четкого разделения ответственности в зависимости от доли участия в предприятии

2. Личных интересов каждого из них
3. Равноценного участия в деятельности предприяти
9. Семейное предпринимательство может осуществляться на основе:
1. Совместного владения крестьянским (фермерским) хозяйством и/или приватизированным жильем
2. Юридически подтвержденных родственных связей
3. Долевого владения производительными силами

34

10. В какой форме регистрируют индивидуальное предпринимательство?
1. Юридическое лицо

2. Физическое лицо
3 Совместная деятельность

11. Финансовыми ресурсами производства являются:

1. Здания и оборудование
2. Трудоспособное население
3. Деньги

12. Кого относят к юридическим лицам?
1. Фирмы, предприятия, организации

2. Работников
3. Безработных

13. Сколько участников может состоять в открытом акционерном обществе?

1. Не менее 2
2. Не менее 10
3. Любое количество

14. Участники закрытого акционерного общества - это:
1. Экзекуторы

2. Товарищи
3. Акционеры

15. Укажите минимальное количество учредителей общества с ограниченной ответственностью:
1. 1
2. 2

3. 10

16. Что такое бизнес-план?
1. инструмент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого
обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми
организациями, посредниками, потребителями

2. основной документ, на основании которого партнеры и инвесторы дают деньги
4. план предпринимательской деятельности фирмы, предприятия
5. все перечисленное верно

17. Какое слово нельзя отнести к синонимам слова «бизнес»?
1. безделье
35

2. коммерция
3. торговля

4. отрасль

Задание №1

Государственный бюджет
Вашему вниманию представлены некоторые термины темы «Государственный бюджет».

Подберите каждому термину соответствующее понятие.

1.

Главный источник доходов

2.

Финансовый план ожидаемых расходов и доходов

3.

Превышение расходов над доходами

4.

Выпуск денег в обращение

5.

Превышение доходов над расходами

Задание№2

Государственный бюджет

Разгадайте кроссворд.
По горизонтали;
2. Разность между поступлениями и расходами за определённый промежуток времени.
3. Термин, означающий недостачу, недостаточность в чём-либо.
36

4.Превышение доходов над расходами.
По вертикали:

1 .Обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, принудительно взимаемые органами
государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового
обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
5 .Денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или
юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

3адание№3

О государственных финансах
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Имейте в виду, что слов в списке больше, чем Вам необходимо выбрать.

направлена на достижение количественного равенства доходов и расходов
государства. Рост государственных расходов и недобор налогов приводит к. В этой
ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать, которые
могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает. Государство может
решить эту проблему дополнительной. Но выпуск новых бумажных денег, не
обеспеченных товарами, ведет к. Большинство правительств в подобных условиях
предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций. Сумма
задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется.

Рефинансирование, Экономический рост, профицит, Бюджетная политика, дефициту бюджета,
кредиты,
экономический рост, эмиссией инфляции, государственным долгом

Задачи №1
Расчёт % НДС

1 .За отчетный месяц ОАО «Квант» реализовало продукцию на сумму 120 000 рублей, в том числе
НДС. Торговля осуществлялась продовольственными товарами.

2. Приобретены основные средства на сумму 720 000 рублей, в том числе НДС.
3.3а отчетный период были приобретены материалы на 24 000 рублей плюс НДС.
Поставщику материалы оплачены полностью.
4.Выручка от реализации туристических путевок - 600 000 рублей, в том числе НДС . Сколько будет

НДС
37

5.Реализовано промышленных товаров на 84 000 рублей, в том числе НДС.
б.Закуплено и оприходовано товара на 40 000 рублей плюс НДС

7.Реализованы основные средства по договорной цене 50 000 рублей. Найти НДС
8.3а аренду офиса и помещений за отчетный период перечислено 18 000 рублей плюс НДС.
9.3а оказанные консультационные услуги по организации нового маршрута перечислено 7200 рублей
плюс НДС.

10.Перечислен аванс за услуги автотранспорта, привлекаемого к доставке товара путём экспорта в
магазин в размере 12 000 рублей плюс НДС.
11 .Передано безвозмездно фирме - партнеру туристических путевок на сумму 10 000 руб., в том
числе НДС. Рассчитать НДС

12.Аудиторские услуги, оказанные и оплаченные,- 15 000 рублей плюс НДС. Найти НДС

Задачи №2

Расчёт заработной платы
Задача №1. Рабочий-повременщик 6-го разряда отработал в сентябре 168 часов. Часовая тарифная
ставка по этому разряду в организации составляет 54,5 руб. Рассчитать заработную плату рабочего.

Задача №2. Рабочий-повременщик 6-го разряда отработал в месяце 168 часов и выпустил продукции
на 20% больше нормы. Часовая тарифная ставка для этого рабочего установлена в размере 54,5 руб.
В организации действует Положение о премировании, согласно которому за перевыполнение нормы
выплачивается месячная премия пропорционально перевыполнению нормы. Определить заработок
рабочего за месяц.
Задача №3. Сотруднику А.А. Иванову установлена повременная система оплаты труда. Его дневная
тарифная ставка равна 1000 руб. В январе 2018 года данный сотрудник фактически отработал 16
дней. Рассчитать его зарплату за январь 2018 года.
Задача №4 Сдельная расценка для рабочего-сдельщика 6-го разряда составляет 32 руб. за каждое
изготовленное изделие. В течение месяца рабочий изготовил 280 изделий. Рассчитать сдельный
заработок рабочего за месяц.

Задача №5 Рабочий-сдельщик 6-го разряда выполнил нормы выработки - обработал 300 изделий.
При этом он сэкономил материалов на 20000 руб. Сдельная расценка установлена в размере 27,5 руб.
Положением об оплате труда установлено, что за экономию материалов выплачивается премия в
размере 20% от суммы экономии. Рассчитать заработную плату рабочего.
Задача №6 Инженер с месячным окладом 8000 руб. отработал 16 рабочих дней. По графику 5дневной рабочей недели в этом месяце — 22 рабочих дня. Определить заработную плату рабочего.

Задача №7 Месячная тарифная ставка рабочего-наладчика, обслуживающего участок механического
цеха, составляет 8500 руб. Норма выработки участка—-1000 единиц продукции. Фактически
изготовлено 1300 единиц. Рассчитать заработную плату рабочего.
Задача №8 Норма рабочего времени в марте составила 160 ч. Работнику установлена месячная
тарифная ставка (оклад) в размере 16000 руб. Работник вышел на работу (для устранения аварии) 8
марта и проработал 5 ч. Дополнительный день отдыха работнику в марте нс предоставлялся. Работа в
праздничный день производилась сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
38

Задача №1. Рабочий-повременщик 6-го разряда отработал в сентябре 168 часов. Часовая тарифная
ставка по этому разряду в организации составляет 54,5 руб. Рассчитать заработную плату рабочего.
Задача №2. Рабочий-повременщик 6-го разряда отработал в месяце 168 часов и выпустил продукции
на 20% больше нормы. Часовая тарифная ставка для этого рабочего установлена в размере 54,5 руб.
В организации действует Положение о премировании, согласно которому за перевыполнение нормы
выплачивается месячная премия пропорционально перевыполнению нормы. Определить заработок
рабочего за месяц.

Задача №3. Сотруднику А. А. Иванову установлена повременная система оплаты труда. Его дневная
тарифная ставка равна 1000 руб. В январе 2018 года данный сотрудник фактически отработал 16
дней. Рассчитать его зарплату за январь 2018 года.
Задача №4 Сдельная расценка для рабочего-сдельщика 6-го разряда составляет 32 руб. за каждое
изготовленное изделие. В течение месяца рабочий изготовил 280 изделий. Рассчитать сдельный
заработок рабочего за месяц.
Задача №5 Рабочий-сдельщик 6-го разряда выполнил нормы выработки - обработал 300 изделий.
При этом он сэкономил материалов на 20000 руб. Сдельная расценка установлена в размере 27,5 руб.
Положением об оплате труда установлено, что за экономию материалов выплачивается премия в
размере 20% от суммы экономии. Рассчитать заработную плату рабочего.
Задача №6 Инженер с месячным окладом 8000 руб. отработал 16 рабочих дней. По графику 5дневной рабочей недели в этом месяце — 22 рабочих дня. Определить заработную плату рабочего.
Задача №7 Месячная тарифная ставка рабочего-наладчика, обслуживающего участок механического
цеха, составляет 8500 руб. Норма выработки участка — 1000 единиц продукции. Фактически
изготовлено 1300 единиц. Рассчитать заработную плату рабочего.

Задача №8 Норма рабочего времени в марте составила 160 ч. Работнику установлена месячная
тарифная ставка (оклад) в размере 16000 руб. Работник вышел на работу (для устранения аварии) 8
марта и проработал 5 ч. Дополнительный день отдыха работнику в марте не предоставлялся. Работа в
праздничный день производилась сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Тесты для дифференцированного зачёта

1 вариант
1. Сколько цифр содержит CVV2 (CVC2)?

a)

три

b)

пять

c)

сколько захочешь

2. Выделите основную функцию ЦБ:
a)

срочные вклады;

b)

предоставление кредитов;

c)

эмиссия денег;

d)

оплата чеков.

39

3. На какой стороне карточки указывается CVV2 (CVC2)?

a)

на лицевой стороне

b)

на обратной стороне

c)

не указывается вообще

4. Как называют человека, который пришел и положил свои деньги во вклад?

a)

вкладыватель

b)

банкир

c)

вкладчик

5. Какова максимальная сумма страховых выплат АСВ для вкладчиков, в случае прекращения
деятельности банка?

a)

500 000 рублей

b)

700 000 рублей

c)

1 400 000 рублей

d)

3 000 000 рублей

6. При каком уровне дохода на одного члена семьи в месяц нужно начинать планирование семейного
бюджета?
a)

от 7 000 до 15 000 рублей в месяц

b)

от 15 000 до 30 000 рублей в месяц

c)

от 30 000 до 100 000 рублей в месяц

d)

более 100 000 рублей в месяц

e)

планирование не нужно

f)

независимо от уровня дохода

7. Представьте, что вы хотите взять в долг 100 000 рублей. Вам предложили деньги или на условиях
возврата через год 125 000 рублей, или на условиях возврата через год 100 000 рублей плюс 20 % от
суммы долга. Какое из предложений дешевле?
a)

Первое

b)

Второе

c)

Одинаковы

8)Какой из годовых депозитов выгоднее для сбережения денег?
a)

9,5% в конце срока вклада

b)

9,5% с ежеквартальной капитализацией

c)

9,5% с ежемесячной капитализацией

d)

Все ответы верные.

e)

Ни один ответ не является верным.
40

9.Представьте, что вы положили 100 000 рублей на банковский вклад на 2 года под 10% годовых. По

условиям договора капитализация процентов отсутствует. Как вы думаете, сколько денег принесет
вклад за второй год: больше, чем в первый год, столько же или меньше
a)

Больше

b)

Столько же

c)

Меньше

Ю.Представьте, что на вашем сберегательном банковском счете лежит 100 000 рублей и банк
ежегодно начисляет 10% на остаток по счету. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если
все это время вы не будете снимать деньги со счета?
a)

101 000 рублей

b)

110 000 рублей

c)

121 000 рублей

d)

200 000 рублей

11. Какой вариант действий позволит уменьшить риск потери денег при инвестировании?
a)

Вложить в один инвестиционный продукт

b)

В несколько

c)

Риск одинаковый

12.Что является признаками финансовой пирамиды?
a)

обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень

b)

отсутствие собственных основных средств и других дорогостоящих активов

c)
отсутствие лицензии ФСФР России или Банка России на осуществление деятельности по
привлечению денежных средств
d)

массированная реклама в СМИ, сети Интернет с обещанием высокой доходности

e)
отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации и стратегии
инвестирования
f)

все эти признаки

13.При каком из действий с банковской картой вы можете быть уверены в безопасности имеющихся
на счету карты средств?
a)

Хранить записанный PIN-код вместе с картой

b)

Сообщать свой PIN-код сотруднику банка по телефону по его запросу

c)

Вводить данные карты на интернет-сайтах без защищенного соединения (https)

d)
Позволять официанту в ресторане или кафе производить действия с вашей картой вне вашего
поля зрения

e)

Потерять карту и не заблокировать ее, так как PIN-код известен только вам

I)

Ничего из перечисленного
41

14. Для чего нужен собственный резервный денежный фонд?
a)

чтобы использовать эти деньги на поездку в отпуск

b)

он совсем не нужен

c)

он служит «подушкой безопасности» и помогает пережить сложные финансовые ситуации

15.Предположим, у вас на вкладе лежит $100 под 7% годовых. Сколько денег будет на счёте через
пять лет?

a)

$107

b)

меньше $107

c)

больше $107

16. Считаете ли Вы правомерным направление банком кредитных карт по почте?
a) банк вправе направлять кредитные карты по почте, так как это удобно потребителю

b) банк не вправе направлять кредитные карты по почте, так как такой способ кредитования не
гарантирует защиту персональных данных

c) банк вправе направлять кредитные карты по почте только с согласия потребителя

17. Выберите, какие виды обязательного страхования предусмотрены законом при получении
кредита?
a) страхование заложенного имущества, страхование недвижимого имущества при ипотеке
b) страхование заложенного имущества, страхование недвижимого имущества при ипотеке,
страхование

жизни и здоровья заемщика
c) страхование жизни и здоровья

18. Какие способы обеспечения обязательства могут быть предусмотрены кредитным договором?
a) неустойка
b) залог имущества

c) поручительство
d) удержание имущества должника
e) все вышеперечисленные способы

19. Может ли кредитная организация в одностороннем порядке изменять процентную ставку по
кредитному договору?
a) может
b) не может
42

c) может, если уведомит потребителя за месяц до изменения

d) все вышеперечисленное будет считаться верным

20. От оплаты каких услуг по кредитному договору потребитель не может отказаться?
a) оплата процентов за пользование кредитом

b) оплата за подключение к услуге «Интернет-банк»
c) оплата за смс-информирование по кредиту

d) все вышеперечисленное

2 вариант

1. Вправе ли банк взимать дополнительную плату за внесение наличных денежных средств через
кассу банка для оплаты по кредитному договору?
a) вправе

b) вправе, если предусмотрено договором

c) не вправе

2. В какой момент при кредитовании заемщику предоставляется график платежей?
a) до подписания кредитного договора
b) вместе с кредитным договором
c) высылается по почте после подписания кредитного договора

d) все вышеперечисленное
3. Вправе ли потребитель досрочно погасить кредит без согласия банка?
a) не вправе
b) вправе
c) вправе, если предусмотрено договором
4. Какая максимальная сумма компенсации по вкладу установлена законом?

a) до 350 000 руб.
b) до 500 000 руб.

c) до 700 000 руб.
d) до 1400 000 руб.
5. В какое время коллектор не имеет права звонить (непосредственно общаться) потребителю?
a) в рабочие дни с 22:00 до 08:00, в выходные и праздничные дни с 20:00 до 09:00

b) в рабочие дни с 20:00 до 08:00, в выходные и праздничные дни с 18:00 до 10:00
c) в рабочие дни с 24:00 до 07:00, в выходные и праздничные дни с 22:00 до 08:00
43

6. Какой из годовых депозитов выгоднее для сбережения денег?
a)

9,5% в конце срока вклада

b)

9,5% с ежеквартальной капитализацией

c)

9,5% с ежемесячной капитализацией

d)

Все ответы верные.

e)

Ни один ответ не является верным.

7. Ценная бумага это:
a)

Денежная купюра;

b)

Сберкнижка

c)

Акция

8. Инвестиции это:

a)

Приобретение автомобиля в кредит

b)

Активная торговля на рынке FOREX

c)

Приобретение ювелирных изделий

d)

Приобретение активов с целью получения дохода от их владения.

9. Долгосрочный кредит под залог недвижимости называется a)

Ипотечный

b)

Вексельный

c)

Коммерческий

10. Наиболее безопасный способ вложения денег - это:
a)

Приобретение ценных бумаг

b)

Покупка иностранной валюты

c)

Открытие сберегательного вклада

11 .Выберите верное утверждение:
a)

Владелец акции и владелец облигации получают проценты

b)

Владелец акции и владелец облигации получают дивиденды

c)

Владелец акции получает дивиденды, а владелец облигации - проценты.

12. Представьте, что вы положили 100 000 рублей на банковский вклад на 2 года под 10% годовых.
По условиям договора капитализация процентов отсутствует. Как вы думаете, сколько денег
принесет вклад за второй год: больше, чем в первый год, столько же или меньше

a)

Больше

b)

Столько же

c)

Меньше
44

13. какими из ниже приведенных суждений Вы согласны больше всего

a)
Страхование от несчастных случаев и болезней необходимо, т.к. это поможет преодолеть
неприятные последствия
b)
Лучше не страховаться от несчастных случаев, поскольку подобное страхование может
навлечь беду («Не буди лихо, пока оно тихо»)
c)
Страхование от несчастных случаев не имеет смысла, т.к. это все равно не поможет в случае
их наступления

d)
Страхование от несчастных случаев бесполезно, т.к. в случае их наступления, от страховой
компании трудно добиться выплаты страховой суммы

e)
К страхованию от несчастных случаев я отношусь безразлично, не имею по этому поводу
никаких мнений

14.При каком из действий с банковской картой вы можете быть уверены в безопасности имеющихся
на счету карты средств?
a)

Хранить записанный PIN-код вместе с картой

b)

Сообщать свой PIN-код сотруднику банка по телефону по его запросу

c)

Вводить данные карты на интернет-сайтах без защищенного соединения (https)

d)

Отдавать карту в руки официанту при расчете в ресторане или кафе

e)

Потерять карту и не заблокировать ее, так как PIN-код известен только вам

f)

Все перечисленное

15. Всеобщим свойством, основой кредита является:

a)

платность.

b)

возвратность.

c)

целевое использование.

d)

обеспеченность.

16. Какими способами вы можете увеличить вашу будущую государственную пенсию?
a)

Увеличить вашу официальную зарплату

b)

Обратиться за получением пенсии на несколько лет позже

c)
Формировать накопительную часть пенсии и передать ее под управление негосударственного
пенсионного фонда

17.Ответьте на вопрос: Какие виды страховой пенсии вы знаете?
a)

По инвалидности

b)

По случаю потери кормильца

c)

По старости

d)

Все перечисленные

18.Обслуживание государственного бюджета проводит:
45

a)

государственный банк;

b)

коммерческий банк;

c)

инвестиционная компания.

19. Кредит - это:
a) финансирование государственных экономических программ;

b) ссуды на условиях возвратности и платности;
c) доверие кредитора заемщику;

d) привлечение денежных средств банками.

20. Прибыль банка - это:
a)

процент по депозитам;.

b)

процент по кредитам;

c)

разница всех доходов и расходов;

d)

разница между ставками процента по кредитам и депозитам;

Качественная оценка индивидуальных образовательных
Процент
достижений
результативности
(правильных ответов)
балл (отметка)
вербальный аналог
90- 100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70 -79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

46



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.