ОУД. 07. ОБЖ 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 07. ОБЖ

Код и наименование профессии:
43.02.15. Поварское и кондитерское дело
Квалификация выпускника:

Специалист по поварскому и кондитерскому делу

2022 г.

- Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.07 Основы
безопасности жизнедеятельности разработана на основе требований:
- -Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
- -Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 1565 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 43.02.15. Поварское и
кондитерское дело».
- профиля получаемого образования;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2022/2023 учебный год.

Разработчик: Амирова З.А., преподаватель ОБЖ, ГБПОУ РД ИПК

Рецензенты/эксперты:

ГБПОУ РД ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины «основы
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 07. ОБЖ является частью основной
общеобразовательной учебной программы в соответствии с ФГОС по специальности
43.02.15. Поварское и кондитерское дело».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

•

•
•
•
•

•
•
•
•

•
•

основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на
него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,
характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской
обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского
освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время
прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения
военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности
призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
•

•
•

владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное
самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•
для ведения здорового образа жизни;
•
оказания первой медицинской помощи;
•
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
•
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы
экстренной помощи.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и

знания

Код ПК,
ОК1
ОК 01-04,
ОК 06,
ОК 08,

Умения

-организовывать и
проводить мероприятия по
защите работающих и
населения от негативных
воздействий чрезвычайных
ситуаций;
-предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня
опасностей различного вида
и их последствий в
профессиональной
деятельности и быту;
-использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты от
оружия массового
поражения;
-применять первичные
средства пожаротушения;
-применять
профессиональные знания в
ходе исполнения
обязанностей военной
службы на воинских
должностях в соответствии
с полученной профессией;
-владеть способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в
повседневной деятельности
и экстремальных условиях
военной службы;
-оказывать первую
доврачебную помощь
пострадавшим.

Знания

-принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том числе в условиях
противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту,
принципы снижения вероятности их
реализации;
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия
массового поражения;
меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и поступления
на неё в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых имеются
военноучетные специальности, родственные
специальностям СПО;
область применения получаемых
профессиональных знаний при ис­
полнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента - 120 часов, в том числе:
-

обязательная аудиторная работа студента - 80 часов;

-

самостоятельная работа студента - 40 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:
лекции

30

практические работы

48

Самостоятельная работа студента (всего)

39

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 07 ОБЖ
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа студентов

РАЗДЕЛ 1.

Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной
безопасности в повседневной
жизни.

Содержание учебного материала

1.1. Обеспечение личной безопасности на дорогах
Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого
фактора» в возникновении ДТП. Уровень культуры водителя и безопасность на
дорогах
1.2. Пожарная безопасность и правила личной безопасности при пожаре
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия.
Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и
обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной
безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или
общественном здании.
1.3. Обеспечение личной безопасности на водоемах
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил
безопасности при купании в оборудованных и не оборудованных местах.
Безопасный отдых у воды.
1.4. Безопасность в быту
Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных
бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение
с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры
безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
1.5. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых

Объем часов

2

Уровень
освоения

1

2

Тема 2. Личная безопасность в
условиях чрезвычайных ситуаций

концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите
здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
1.6. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в
транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила
безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
1.7. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта
Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной
опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в
заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.
1.8. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта
(совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели
людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное
сообщение об акте терроризма;
организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.
Содержание учебного материала

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины возникновения и
последствия.
2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях
чрезвычайной ситуации природного характера
Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях
чрезвычайных
ситуаций
природного
характера:
геологического,
метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.
2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и
возможные последствия.
2.4. Рекомендации населению по безопасному поведению в случае
возникновения аварии на радиационно-опасном, на химически опасном, на
взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

1

2

2

1-2

2.5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на
территории РФ
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время
чрезвычайных ситуаций.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 3. Современный комплекс
проблем безопасности
социального характера

Содержание учебного материала

3.1. Военные угрозы национальной безопасности России
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы
России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета,
территориальной
целостности,
обеспечение условий
для
мирного,
демократического развития государства.
3.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов Вооруженный
конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война
3.3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной
террористической деятельности в России. Международный терроризм как
социальное явление.
3.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении
террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен
террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые
характеризуют современный терроризм.
3.5. Наркотизм и национальная безопасность России
Наркотизм
как
преступное
социальное
явление
по
незаконному
распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли.

2

1

2

2

1-2

Основные составляющие наркотизма.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов
периодических изданий.
Написание рефератов
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

РАЗДЕЛ 2.
Тема 4. Нормативно-правовая база
Российской Федерации по
обеспечению безопасности
личности, общества и государства

8
занятий,

учебной

литературы,

Защита населения от чрезвычайных ситуаций
Содержание учебного материала

4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по
обеспечению безопасности
Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской
Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности
граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О
безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О
противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений
законов, права и обязанности граждан.
4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.

2

2

2
2

Тема 5. Организационные основы
борьбы с терроризмом и
наркобизнесом в Российской
Федерации

5.1. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом
Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях:
Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы
международного права, международные договоры Российской Федерации,
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35ФЗ); Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15
февраля 2006 г., № 116).
5.2. Контр террористическая операция
Контр террористическая операция, ее предназначение и условия проведения,
состав группировки сил и средств, включаемых в контр террористическую
операцию. Правовой режим контр террористической операции. Окончание
контр террористической операции.
5.3. Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор
ситуационных задач)
Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения, если
подвергались нападению с целью похищения. Обеспечение безопасности при
захвате самолета террористами.
Обеспечение безопасности при перестрелке. О порядке приема сообщений,
содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
5.4. Государственная политика противодействия наркотизму. Концепция
государственной политики по контролю за наркотиками в Российской
Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
(принят в 1997 г.). Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых
предусмотрены наказания за незаконные действия, связанные с наркотическими
и психотропными веществами.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.

1

4

Практическая работа
Решение ситуационных задач.

РАЗДЕЛ 3
Тема 6. Здоровый образ жизни и
его составляющие

Основы здорового образа жизни
Содержание учебного материала
6.1. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека.
Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья
человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные
элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка,
активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов
жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение
правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его
физических и духовных качеств.
6.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических
ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при
распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня
работоспособности.
6.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья
человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его
жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим
занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня
работоспособности и долголетия.
6.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление
алкоголя - разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание,
возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ.
Профилактика наркомании.
6.5. Правила личной гигиены и здоровье
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и

3

2

2

1-2

волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 7. Нравственность и
здоровье

Содержание учебного материала
7.1. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения
полов
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на
гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор,
материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе
молодому человеку для создания прочной семьи.
7.2. Инфекции, передаваемые половым путем
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины,
способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность
за заражение венерической болезнью.
7.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИД
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения.
Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
7.4. Семья в современном обществе
Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения.
Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов.
Права и обязанность родителей.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

4

4

2

2

1

4

1

Тема 8. Основы медицинских
знаний и профилактика
инфекционных заболеваний

РАЗДЕЛ 4.
Тема 9. Первая медицинская
помощь при неотложных
состояниях

Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Содержание учебного материала
8.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки
молодежи к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и
общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья.
Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе
жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья —
социальная потребность общества.
8.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи
инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об
иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные
инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика
наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

2

2

2

4

4

2

2

1-2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Содержание учебного материала
9.1. Основные правила оказания первой медицинской помощи
Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской
помощи.
9.2. Первая медицинская помощь при ранениях
Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой

медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
9.3. Правила остановки артериального кровотечения
Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки
кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.
9.4. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их
возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные
правила в оказании первой медицинской помощи при травмах опорно­
двигательного аппарата.
9.5. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди,
травме живота.
Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные
последствия. Первая медицинская помощь. Травма груди, причины ее
возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма
живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая
медицинская помощь.
9.6. Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении
позвоночника, спины
Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия,
первая медицинская помощь. Травма позвоночника, спины, основные виды
травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания
первой медицинской помощи.
9.7. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего
Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы
переноски пострадавшего.
9.8. Первая медицинская помощь при остановке сердца
Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой
массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или
«изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и
искусственной вентиляции легких.
9.9. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и
инсульте.
Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при

оказании первой медицинской помощи. Инсульт, основные причины его
возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при
инсульте.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

РАЗДЕЛ 5
Тема 10. Гражданская оборона —
составная часть
обороноспособности страны

Основы обороны государства
Содержание учебного материала
10.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по
обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении
боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления
гражданской обороной. Структура управления и органы управления
гражданской обороной.
10.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие,
классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию
на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные
средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по
защите населения от современных средств поражения.
10.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях
военного и мирного времени
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи
сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной
ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам
оповещения о чрезвычайных ситуациях.
10.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени

2

4

2

2

1

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение
защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений.
Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить
в имеющихся защитных сооружениях).
10.5. Средства индивидуальной защиты
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования.
Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
10.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ в зоне чрезвычайных ситуаций
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ,
проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное
содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки
людей после пребывания их в зонах заражения.
10.7. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее
предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения.
Обязанности учащихся.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 11. Вооруженные Силы
Российской Федерации — защита
нашего Отечества

Содержание учебного материала
11.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I,
создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во
второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание советских
Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
11.2. Память поколений — дни воинской славы России

2

4

2

1

1-2

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль
в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских
воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
11.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и
управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные
войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными
Силами Российской Федерации.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 12. Вооруженные Силы
Российской Федерации - основа
обороны государства

Содержание учебного материала
12.1. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России
Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы
деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение
союзнических обязательств. Основные задачи: по обеспечению военной
безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по
поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах.
12.2. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с
терроризмом
Нормативная база привлечения ВС Российской Федерации к борьбе с
терроризмом. Участие в проведении контр террористической операции,
пресечение международной террористической деятельности за пределами
территории Российской Федерации.
12.3. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил
Российской Федерации
Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России.
Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС

2

2

2

2

1

Российской Федерации.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

2

учебной

литературы,

Тема 13. Виды Вооруженных
Содержание учебного материала
Сил Российской Федерации и рода 13.1. Сухопутные войска
войск.
Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника
сухопутных войск.
13.2. Военно-воздушные Силы
Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и
военная техника ВВС.
13.3. Военно-морской флот
Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и
военная техника.
13.4. Ракетные войска стратегического назначения
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и
предназначение. Вооружение и военная техника.
13.5. Воздушно-десантные войска
Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.
13.6. Космические войска
Космические войска, их состав и предназначение.
13.7. Другие войска
Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской
Федерации, Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Войска гражданской обороны МЧС России.

4

2

1

2

Самостоятельная работа
Систематическая проработка
периодических изданий.
Написание рефератов
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 14. Боевые традиции
Вооруженных Сил России

конспектов

учебной

литературы,

Содержание учебного материала
14.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества
Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего —
защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему
Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от
врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг -—- обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества,
способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
14.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и
подразделений
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в
боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое
товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.

Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 15. Символы воинской чести

занятий,

Содержание учебного материала
15.1. Боевое Знамя воинской части

3

4

2

2

1-2

2

5

2

2

2

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.
Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий
особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
15.2. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и
военной службе
История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.
15.3. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их
воспитательное значение.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 16. Воинская обязанность

Содержание учебного материала
16.1. Основные понятия о воинской обязанности
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания.
Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную
службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв
на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в
запасе.
16.2. Организация воинского учета
Основное предназначение воинского учета. Государственные органы,
осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому
учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому
учету.
16.3. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Время первоначальной постановки граждан на воинский учет. Состав комиссии
по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение

2

4

2

2

1-2

профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке
граждан на воинский учет.
16.4. Обязанности граждан по воинскому учету
Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную
службу и при увольнении с военной службы.
16.5. Обязательная подготовка граждан к военной службе
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе,
определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской
обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной
службе и их основное предназначение.
16.6. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по
сходным воинским должностям
Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на
должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и
прочие воинские должности.
16.7. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок
осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным
специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину при призыве на
военную службу, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности.
16.8. Добровольная подготовка граждан к военной службе
Основное направление добровольной подготовки граждан к военной службе
16.9. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке
их на воинский учет
Основное
предназначение
и
порядок
проведения
медицинского
освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.
Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан. Порядок
медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в
военные
образовательные
учреждения
высшего
профессионального
образования.
16.10. Профессиональный психологический отбор
Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Критерии по
определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.

16.11. Увольнение с военной службы
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Предназначение запаса,
разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.
Дифференцированный зачет
ВСЕГО:

2

2
117ч.

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.Е Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ
безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
1. Посадочные места по количеству студентов.
2. Рабочее место преподавателя.
3. Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров,
установленных в кабинете, в единую сеть с выходом через прокси-сервер в Интернет.
4. Аудиторная доска для письма.
5. Вентиляционное оборудование, обеспечивающее комфортные условия для проведения
занятий.
Технические средства обучения:
1. Мультимедиа проектор; интерактивная доска.
2. Массово-габаритные макеты автомата Калашникова (ММГ АК-74).
3. Электронный тренажер по выработке навыков оказания первой медицинской помощи
«Максим».
4. Стрелковый тренажер ОЭТ
5. Комплект учебных видеофильмов
6. Комплекты наглядных пособий по темам занятий.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература:
1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018 г
2. Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. - М.,
2019г.
3. Петров С.В.Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие
/ С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М., 2018.
4. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019 г
5. В.А.Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2018.
Дополнительная литература:

Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и
военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14
Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание
законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 2000 —2017г
Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. 2018. -№ 5.
Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. - 2-е изд., доп. М., 2019.
Дуров В.А.Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2018.
Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник
военной информации. - 2018 - № 2.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /
[А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова.
-М, 2017.
Петров С.В.Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое
пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М., 2018.
Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб, для
10—И кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под
общ. ред. А.Т.Смирнова. - 6-е изд. - М., 2018.
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция)
Интернет - ресурсы:
Академик. Словари и энциклопедии, http://dic.academic.ru/
Большая советская энциклопедия, http://bse.sci-lib.com
BooKsGid. Электронная библиотека, http://www.booksgid.com
Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов, http://globalteka.ru/index.html
Единое окно доступа к образовательным ресурсам, http://window.edu.ru
Книги, http://www.ozon.ru/context/div_book/
Лучшая учебная литература, http://st-books.ru
Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
В результате изучения учебной дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности»
обучающийся должен:
знать/понимать:
основные составляющие здорового
образа жизни и их влияние на
безопасность
жизнедеятельности
личности; репродуктивное здоровье и
факторы, влияющие на него;
потенциальные
опасности
природного,
техногенного
и
социального
происхождения,
характерные для региона проживания;
основные задачи государственных
служб по защите населения и
территорий
от
чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера;
основы российского законодательства
об обороне государства и воинской
обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки
на воинский учет, медицинского
освидетельствования, призыва на
военную службу;
состав
и
предназначение
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации;
основные права и обязанности
граждан до призыва на военную
службу, во время прохождения
военной службы и пребывания в
запасе;
основные
виды
военно­
профессиональной
деятельности;
особенности прохождения военной
службы по призыву и контракту,
альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной
службой к уровню подготовленности
призывника;
предназначение, структуру и задачи
РСЧС;
предназначение, структуру и задачи

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1. Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе освоения
образовательной программы.
2. Стартовая диагностика подготовки
обучающихся по школьному курсу ОБЖ;
выявление мотивации к изучению нового
материала.

3. Текущий контроль в форме:
- защиты практических работ;
- контрольных работ по темам разделов
дисциплины;
- тестирования;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной внеаудиторной
самостоятельной
работе
согласно
инструкции (представление пособия,
презентации /буклета, информационное
сообщение).
4. Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета.

гражданской обороны;
уметь:
владеть способами защиты населения
от
чрезвычайных
ситуаций
природного и техногенного характера;
пользоваться
средствами
индивидуальной
и
коллективной
защиты;
оценивать
уровень
своей
подготовленности и осуществлять
осознанное
самоопределение
по
отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания
первой медицинской
помощи;
развития в себе
духовных и
физических
качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в
случае
необходимости
соответствующей службы экстренной
помощи.

Зачетные вопросы
I .Правила безопасного поведения в условиях автономного существования
2. Первая медицинская помощь при инсульте
3. Виды кровотечений
4. Методы ориентирования на местности
5.Основы медицинских знаний
6.Правила безопасного поведения в общественных местах, на улице, в подъезде и лифте
7.Что нужно делать при землетрясениях, пожарах и ураганах
8.Что такое вирусы, бактерии, риккетсии и грибки
9.Зарин, иприт и фосген
10.Правила криминогенного характера в подъезде и в лифте
II .Первая медицинская помощь при кровотечениях
12. Виды кровотечений
13. Решение об уходе с места аварии и оставаться на месте аварии
14.Что нужно делать при урагане, оползнях и пожаре
15. Виды химического оружия
16. Вредные привычки и их профилактика
17. Правила безопасного поведения криминогенного характера на улице и в транспорте
18. Здоровье человека (духовное, физическое)
19. Уголовная ответственность несовершеннолетних
20. Иммунитет и его виды
21. Первая медицинская помощь при алкогольном, наркотическом отравлении
22. Решение об уходе с места аварии и об уходе с места аварии
23. Первая медицинская помощь при переломах
24. Факторы, влияющие на здоровье человека
25.Основные инфекционные заболевания
26. Биологическое оружие
27. Первая медицинская помощь при сердечной недостаточности
28.Заиливание и двигательная активность
29. Ядерное оружие
30. Виды раны
33. Наркомание и курение.
34. Первая медицинская помощь при переломах
35. Штрафы, исправительные работы и обязательные работы для подростков
36. Виды химического оружия
37. Сопрафиты, условно-патогенные и патогенные микробы
38. Героизм, мужество и воинский коллектив
Тема «Чрезвычайные ситуации»

1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.

1 вариант
Классификация ЧС природного происхождения.
Вопрос по карточкам.
Виды инженерно-защитных сооружений.
В области ГО гражданин имеет право...
2 вариант
Классификация ЧС техногенного происхождения.
Вопрос по карточкам.
Оповещение населения о ЧС.
В области ГО гражданин обязан...

1.
2.
3.
4.

3 вариант
Классификация ЧС социального происхождения.
Вопрос по карточкам.
Эвакуация населения.
В области ГО гражданину предоставляются права...

Тема «Вооруженные силы РФ»
1 вариант
1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.

Виды ВС РФ
Основные понятия о воинской обязанности.
Прохождение военной службы по призыву.
Боевые традиции ВС РФ.
2 вариант
Войска не входящие в виды ВС РФ.
Призыв на военную службу.
Прохождение военной службы по контракту.
Символы воинской чести
3 вариант
Рода войск.
Права и обязанности военнослужащих.
Альтернативная гражданская служба.
Ритуалы Вооруженных сил РФ.
Тема «Автономное существование человека»

1 вариант
1. Добровольная автономия.
2. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов.
3. Правила поведения при встрече с дикими животными.
4. Способы добычи воды.
2 вариант

1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.

Вынужденная автономия.
Определение сторон горизонта по звездам.
Первая медицинская помощь при укусе змей.
Способы добычи огня.
3 вариант
Бивачные работы.
Определение сторон горизонта по солнцу и часам.
Первая медицинская помощь при укусе насекомых.
Постройка временного убежища

Тема «Оказание первой медицинской помощи».
1 вариант

1. Оказание ПМП при тепловом ударе
2. Оказание ПМП при переломе предплечья
3. Способы иммобилизации

4. Кишечные инфекции

2 вариант

1.
2.
3.
4.

Оказание ПМП при солнечном ударе
Оказание ПМП при переломе ключицы
Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца
Инфекции дыхательных путей
3 вариант
1. Оказание ПМП при термическом ожоге
2. Оказание ПМП при переломе ноги
3. Способы остановки артериального кровотечения
4. Контактно-бытовые инфекции
Тесты
Тема: Автономное существование
I вариант
1. Автономное существование это ...
а) изучение флоры фауны за пределами населенного пункта;
б) существование человека «один на один» с природой;
в) существование человека в природе при сложных погодных условиях;
г) существование человека за пределами своей страны, т.е. за границей.
2. В целях безопасности во время грозы НЕ следует:
а) находиться у высоких деревьев; б) находиться в воде;
в) находиться в густом кустарнике; г) приближаться к высотным объектам.
3. При нарушении правил акклиматизации в горах человеку угрожает:
а) обезвоживание; б) состояние паники;
в) кислородное голодание; г) инфекционные заболевания.
4. Водоемы являются опасными:
а) весной, при таянии льда; б) в любое время года;
в) зимой, из-за очень низкой температуры воды; г) летом, по причине большого скопления
людей.
5. Каким из перечисленных способов следует сушить одежду у костра?
а) на «рогатке» над открытым огнем;
б) на веревках или «рогатках» невдалеке от открытого огня;
в) разложив мокрую одежду на большие поленья костра;
г) не снимая одежды встать поближе к огню.
6. Болезненное состояние, связанное с общим понижением температуры тела, под
воздействием холода - это...
а) отморожение; б) болевой шок;
в) переохлаждение; г) обморок.
7. Повреждение тканей, вызванное воздействием на них высоких температур - это...
а) ожог; б) тепловой удар;
в) солнечный удар; г) обморок.
8. Какова безопасная дневная продолжительность нахождения перед монитором
компьютера школьника подросткового возраста?
а) 60 мин; б) 3 часа;
в) 30 мин; г) 6 часов.
9. Выбери ошибочное утверждение по поводу сооружения жилища:
а) сооружать жилище следует на открытой местности, а не в зарослях кустарника;
б) палатку и костер следует располагать, учитывая направление ветра;

в) не следует ставить палатку на низком берегу у самой воды;
г) в бурю или грозу сооружайте жилище под большим деревом для защиты от осадков.
10. Загорая на пляже, ты заметил тонущего в озере товарища. На берегу у отдыхающих
имеются:
а) рюкзак с продуктами; г) сигнальная ракета;
б) надувной матрас; д) лыжная палка;
в) пустая канистра; е) рыбацкие сети.
Выбери те предметы и вещи, которые можно использовать для спасения утопающего.
11. Найдите в приведенном ниже списке признаки, по которым можно определить
стороны горизонта:
а) по направлению течения реки; д) по направлению ветра;
б) по мху на дереве; е) по пологой стороне муравейника;
в) по цвету листвы деревьев; ж) по таянию снега на склонах оврага;
г) по годичным кольцам на пнях; з) по расположению камней на скалистых берегах.
12. Найдите в приведенном ниже списке косвенные признаки, указывающие, что растение
(плоды) съедобно?
а) небольшая высота растений; д) яркая окраска плодов;
б) яркая окраска плодов; е) множество косточек у основания дерева;
в) растение с неприятным запахом; ж) плоды поклеваны птицами;
г) кора обглодана животными; з) плоды растения обнаружены в гнездах.
13. Какие признаки свидетельствуют о приближении ненастной погоды:
а) вечерняя заря имеет ярко-красный цвет;
б) ласточки летают высоко в небе;
в) туман стелиться по земле;
г) повышение температуры воздуха вечером и ночью.
14. Укажите признаки недоброкачественной рыбы:
а) мутные глаза и неприятный запах;
б) слипшаяся чешуя;
в) затверделые плавники;
г) побелевшие жабры;
д) легко отделяющаяся чешуя.
1) все, кроме - в.
2) а, г, д.
3) все.
15. Восстановите порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему от укуса
змеи:
а) обработать место укуса дезинфицирующим средством;
б) доставить пострадавшего в медпункт;
в) пострадавшему обеспечить покой и горизонтальное положение;
г) попытаться выдавить из раны несколько капель крови, удаляя еще не всосавшийся яд;
д) дать пострадавшему обильное питье;
е) наложить стерильную повязку.
16. Определите правильную очередность действий при отморожении:
а) согреть пораженную часть тела, растирая ладонями или мягкой тканью;
б) дать пострадавшему горячее питье;
в) на пораженный участок наложить стерильную повязку;
г) дать пострадавшему обезболивающее средство;
д) тепло укутать пострадавшего.
17. Запишите понятия, соответствующие следующим определениям:

а) «Кратковременная остановка туристической группы для отдыха, обеда, оказания первой
медицинской помощи».
б) «Участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной
скоростью течения».
в) «Чехол из мелкоячеистой сетки для защиты головы и шеи от укусов комаров и мошек».
г) «Плавучая платформа из нескольких соединенных между собой бревен, бочек,
надувных баллонов».
д) «Заблаговременное оповещение населения о возникновении опасных природных
явлений (штормы, ливни, лавины и др.)».
18. Восстановите предложения, вставив пропущенные слова:
а) «Поход в горы не следует начинать в ..., ..., при угрозе схода ... ив ... время суток».
б) «Все виды транспорта загрязняют ... выхлопными газами, содержащими ... вещества».
19. Этот инструмент существенно помог знаменитому Робинзону Крузо преодолевать
тяжелые условия автономного существования. С помощью этого предмета обреченный
мог добывать дрова, пищу, сооружать жилище и даже копать землю. Каждому туристу,
отправляющемуся в поход необходимо иметь данное орудие в своем снаряжении. О каком
инструменте идет речь?
20. Отгадайте загадку: «Молода — похожа на серп. Поживет - станет как
лепешка».Опишите известные вам способы ориентирования.
21. «Не зная броду, не суйся в воду».
Письменно объясни смысл пословицы, указывая, к каким ситуациям в жизнедеятельности
человека она применима.

II вариант
1. Экстремальная ситуация - это:
а) ситуация, которая помогает найти выход из трудного положения;
б) ситуация, в которой человек побеждает страх и трусость;
в) ситуация, которая содержит угрозу жизни, здоровью и имуществу человека;
г) ситуация, когда человек не умеет предвидеть опасности.
2. В целях безопасности во время грозы НЕ следует:
а) находиться у открытого огня (костра); б) находиться у железнодорожного полотна;
в) находиться у водоемов; г) находиться в яме или овраге.
3. При нарушении правил акклиматизации в жарких континентах человеку угрожает:
а) кислородное голодание; б) переохлаждения организма;
в) обезвоживание организма; г) скука и отсутствие общения.
4. Преодолевать водоем по льду следует:
а) на рассвете, когда лед наиболее крепкий; б) в светлое время суток и при хорошей
видимости;
в) морозной ночью, при ясной луне; г) учитывая надежность льда - в любое время.
5. Каким из перечисленных способов следует сушить обувь у костра?
а) не снимая обуви держать ноги у огня:
б) поставить мокрую обувь к огню;
в) повесить обувь подошвой вверх на вбитые у костра колышки;
г) насыпать в мокрую обувь теплой золы от прогоревшего костра.
6. Болезненное состояние, связанное с общим перегревом организма под воздействием
тепловых факторов - это...
а) солнечный ожог; б) утомление;
в) тепловой удар; г) болевой шок.

7. Повреждение тканей организма в результате воздействия на них низких температур это...
а) лучевая болезнь; б) переохлаждение;
в) отморожение; г) травматический шок.
8. Через какой период времени работы за компьютером школьники 1-6 классов должны
делать перерывы в работе?
а) через каждые 10 мин; б) через каждый час;
в) через каждые 5 мин; г) через каждые 3 часа.
9. Выбери ошибочное утверждение по поводу сооружения жилища:
а) все типы укрытий расставляются напротив костра с наветренной стороны;
б) удобно и безопасно сооружать жилище под склоном горы или скалистого утеса;
в) сооружать жилище следует неподалеку от источников пресной воды;
г) нельзя разбивать место стоянки на дне сухих русел рек.
10. Загорая на пляже, ты заметил тонущего в озере товарища. На берегу у отдыхающих
имеются:
а) рюкзак с продуктами; г) зажигалка;
б) пустая канистра; д) веревка;
в) рыбацкие сети; е) доска.
Выбери те предметы и вещи, которые можно использовать для спасения утопающего.
11. Найдите в приведенном ниже списке признаки, по которым можно определить
стороны горизонта:
а) по наклону дерева; д) по годичным кольцам на пнях;
б) по таянию снега на склонах оврага; е) по направлению течения реки;
в) по пологой стороне муравейника; ж) по направлению звериной тропы;
г) по лишайникам на стволах деревьев; з) по направлению ветра.
12. Найдите в приведенном ниже списке косвенные признаки указывающие, что растение
(плоды) несъедобно? Ответ запишите буквами в алфавитном порядке.
а) шипы (волоски) на корнях и стеблях; д) небольшая высота растений;
б) множество косточек у основания дерева; е) растение на изломе выделяет млечный сок;
в) растение с неприятным запахом; ж) засохшее растение;
г) птичий помет на ветках; з) плоды растения обнаружены в гнездах.
13. Какие признаки свидетельствуют о хорошей ясной погоде:
а) ласточки летают низко к земле;
б) обильная утренняя роса;
в) бледно-розовый закат;
г) вечером становится теплее, чем днем.
14. Какие признаки говорят, что консервы, возможно, испорчены?
а) вздутие крышки, восстанавливающееся после нажатия
б) бульканье
в) окончен срок годности
г) ржавчина на банке
д) не герметичность упаковки
1) а, в, д.
2) все, кроме - г.
3) все.
15. Восстанови порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему от укуса
клеща:
а) место укуса обработать дезинфицирующим средством;

б) доставить пострадавшего в медпункт;
в) прокаленным пинцетом раскачивая вынуть клеща из раны;
г) смазать клеща на месте укуса маслом или вазелином;
д) тщательно вымыть руки после удаления клеща;
е) залить кипятком насекомое.
16. Определите правильную очередность действий при ожогах:
а) дать обильное питье пострадавшему;
б) снять одежду и обувь с пораженного участка;
в) наложить сухую стерильную повязку на обожженный участок;
г) охладить место ожога водой (льдом, снегом);
д) обеспечить покой пострадавшему.
17. Запишите понятия, соответствующие следующим определениям:
а) «Место размещения туристической группы для ночлега и отдыха».
б) «Мелкое место реки, озера или пруда, по которому при необходимости можно перейти
с одного берега на другой».
в) «Матерчатые чехлы, надеваемые на лыжные ботинки для защиты их от снега, влаги и
холода».
г) «Навес из материи или пленки для защиты туристов, их снаряжения от осадков или
солнца на остановках во время отдыха».
д) «Инфекционное заболевание с поражением центральной нервной системы. Возбудитель
- вирус, переносчиком которого являются клещи».
18. Восстановите предложения, вставив пропущенные слова:
а) «Для переправы через реки нужно выбирать участки со........, где глубина не
превышает........ »
б) «Во время стоянки все суда должны быть ...».
19. Этот незатейливый предмет существенно помог знаменитому Робинзону Крузо
преодолевать тяжелые условия автономного существования. С помощью этого орудия
обреченный мог добывать пищу, защищаться от нападений животных, использовать в
качестве сигнального средства и даже разжечь огонь, но только лишь первое время
одинокого пребывания на острове, так как этот инструмент требовал дополнительного
ухода и содержания. Пользоваться этим инструментом может только тот, кто имеет
определенные умения и навыки. О каком предмете идет речь?
20. Отгадайте загадку: «Доброе, хорошее на людей глядит, а людям на себя глядеть не
велит». Опишите известные вам способы ориентирования.

21. «Водой пожар тушат, а умом предотвращают»
Письменно объясни смысл пословицы, указывая, к каким ситуациям в жизнедеятельности
человека она применима.
Тема: Вооруженные силы
Тесты подходят практически к любым учебникам по ОБЖ, Смирнова, Б.О. Хренникова
М.: Просвещение, 2019 г.
1. Дополните предложение.
Боевые традиции-это. ..
а. система межличностных отношений в воинских коллективах;
б. народные обычаи, перенесённые в сферу военных отношений;
в. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в
поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с
выполнением боевых задач и населением воинской службы;

г. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в
поколение уставные и неуставные взаимоотношения.
2.Что характерно для любого воинского коллектива?
а. автономия, означающая определённую самостоятельность и проявляющаяся в
выполнении функций, свойственных только этому коллективу;
б. способность сохранять структуру и функции;
в. минимальная численность и состав, позволяющие выполнять возложенные на
коллектив функции;
г. оптимальная численность и состав, позволяющие полностью выполнять возложенные
на коллектив функции с минимальными затратами труда и средств;
д. способность быстро изменять организационную структуру.
3. Дополни предложение.
Ордена-это...
а. почётные ведомственные награды за успехи в различной деятельности;
б. наградные государственные знаки за успехи на производстве;
в. почётные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги.
г. почётные награды министра обороны РФ за безупречное служение Родине
4. Какие государственные награды России и бывшего СССР сохранены в системе
госнаград Российской Федерации?
а. орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский крест;
б. орден «За заслуги перед Отечеством»;
в. военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова;
г. орден и медаль « За заслуги перед отечеством».
5. На какие виды условно можно подразделить воинские ритуалы?
а. парадной деятельности;
6. боевой деятельности;
в. учебно-боевой деятельности;
г. повседневной деятельности;
д. гарнизонной и караульной служб;
е. боевой учёбы.
б. Дополни предложение.
Воинская обязанность-это...
а. особый вид государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах и
других войсках;
б. установленный государством воинский долг по военной защите своей страны;
в. установленный государством почётный долг граждан с оружием в руках защищать своё
Отечество, нести службу в рядах, Вооружённых сил, проходить вневоинскую подготовку
и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности.
7.Что предусматривает воинская обязанность граждан в период мобилизации, военного
положения и в военное время?
а. отсрочку от военной службы;
б. призыв на военную службу;
в. прохождение военной службы;
г. военное обучение;
д. призыв на военные сборы и их прохождение
8.Какаие санкции принимаются в отношении гражданина, на являющегося по вызову
военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины?
а. моральная и материальная ответственность;
б. дисциплинарная ответственность в соответствии с законодательством РФ;

2.

3.

4.

5.

в. административная ответственность в соответствии с законодательством РФ;
г. уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
9.Что предусматривает обязательная подготовка к военной службе?
а. подготовку по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях и
учебных пунктах органов местного самоуправления,
б. участие в военно-патриотической работе и подготовку в военно-патриотических
объединениях;
в. членство в какой либо организации, имеющей военную направленность;
г. овладение одной или несколькими военно-учётными специальностями;
д. прохождение медицинского освидетельствования.
10.Какая может быть вынесена оценка по результатам профессионального
психологического отбора о пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере
военной деятельности?
а. рекомендуется вне очереди — высшая категория профессиональной пригодности;
б. рекомендуется в первую очередь - первая категория профессиональной пригодности;
в. рекомендуется - вторая категория профессиональной пригодности;
г. рекомендуется условно - третья категория профессиональной пригодности;
д. не рекомендуется - четвёртая категория профессиональной пригодности.
11 .Что рекомендуется делать гражданам в рамках добровольной подготовки к военной
службе?
а. ежедневно выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики4
б. заниматься военно-прикладными видами спорта;
в. обучаться по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в ВУЗах.
г. обучаться в соответствии с дополнительными образовательными программами.
В качестве знака, обозначающего желание воюющей стороны эвакуировать раненных и
потерпевших кораблекрушение, а также гражданских лиц из зоны боевых действий
используются:
а) белый квадрат с красной полосой;
б) синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;
в) белый флаг;
д) красный крест или красный полумесяц на белом фоне.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» определены
следующие права и свободы военнослужащих:
а) защита свободы, чести и достоинства;
б) право на труд, право на отдых;
в) право на участие в управлении делами общества и государства;
г) свобода слова, право на участие в митингах, собраниях и т.д.;
д) право на постоянное ношение оружия;
е) свобода выбора места несения службы.
Особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и
заслуг части, а также указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам РФ это:
а) Боевое знамя воинской части;
б) специальная грамота командования о присвоении воинскому подразделению
гвардейского звания;
в) государственная награда воинскому подразделению за боевые заслуги.
Из приведенного перечня выберите государственные награды РФ:
а) звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия РФ, почетные
звания РФ;

6.

7.

8.

9.

1.

1.

2.

б) звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия РФ, наградные
знаки Министерства обороны РФ;
в) звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, ведомственные знаки отличия
РФ, почетные звания РФ.
Воинские ритуалы — это:
а) торжественные мероприятия, совершаемые в повседневных условиях, во время
праздничных торжеств и в других случаях;
б) торжественные мероприятия, совершаемые в воинских подразделениях в праздничные
дни;
в) определенные воинскими уставами церемонии, совершаемые военнослужащими при
выносе Боевого Знамени воинской части.
Закрепление за военнослужащими вооружения и военной техники осуществляется после:
а) приведения их к военной присяге;
б) месячного изучения находящихся на оснащении воинского подразделения вооружения
и военной техники;
в) принятия от вновь прибывших военнослужащих зачетов по званию вооружения и
военной техники.
Военно-Воздушные Силы — это:
а) вид вооруженных сил, предназначенный для нанесения ударов по авиационным,
сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим,
промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государственного и
военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной
разведки и воздушных перевозок;
б) вид войск, предназначенный для проведения боевых действий в воздухе, подавления
живой силы и техники противника, переброски в заданные районы воздушно-десантных
войск, поддержки в военных операциях частей и соединений Военно-Морского Флота и
Сухопутных войск;
в) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач в воздухе при ведении военных
действий как на своей территории, так и на территории противника.
Обороноспособность государства — это:
а) степень подготовленности Вооруженных Сил к защите от агрессии;
б) степень его подготовленности к защите от агрессии;
в) степень подготовленности органов управления государства противостоять угрозам
агрессии со стороны противника.
Какие из приведенных ниже войск не входят в состав Вооруженных Сил Российской
Федерации:
а) инженерные войска, войска связи, войска радиационной, химической и биологической
защиты;
б) пограничные войска, войска гражданской обороны, железнодорожные войска, войска
Федерального агентства правительственной связи и информации;
в) специальные, автомобильные, дорожные, железнодорожные, трубопроводные,
радиотехнические и топогеодезические войска.
Внутренние, нравственные качества, достоинство воина, характеризующие его поведение,
отношение к коллективу, к выполнению воинского долга, —это:
а) героизм;
б) воинская доблесть;
в) воинская честь.
Почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги — это:
а) ордена и медали;

б) ценные подарки;
в) ведомственные знаки.
3. Принятие военной присяги, вручение боевого Знамени, вручение государственных наград
относится к воинским ритуалам:
а) повседневной деятельности;
б) боевой деятельности;
в) учебно-боевой деятельности
4. К каким видам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:
а) Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-Воздушные
Силы, Военно-Морской Флот;
б) Сухопутные войска, воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые
войска;
в) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска
противовоздушной обороны, мотострелковые войска.

5. Воздушно-десантные войска — это:
а) вид вооруженных сил, предназначенный для боевых действий в тылу противника;
б) род войска, предназначенный для боевых действий в тылу противника;
в) вид войск, обеспечивающий выполнение боевых задач на территории, занятой
противником, с применением специальной военной техники.
26.Что характерно для любого воинского коллектива?
А) автономия, означающая определённую самостоятельность и проявляющаяся в
выполнении функций, свойственных только этому коллективу;
б) способность сохранять структуру и функции;
в) минимальная численность и состав, позволяющие выполнять возложенные на
коллектив функции;
г) оптимальная численность и состав, позволяющие полностью выполнять возложенные
на коллектив функции с минимальными затратами труда и средств;
д) способность быстро изменять организационную структуру.

7. Какие государственные награды России и бывшего СССР сохранены в системе
государственных наград Российской Федерации?
а) орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский крест;
б) орден «За заслуги перед Отечеством»;
в) военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова;
г) орден и медаль «За заслуги перед отечеством».
8. На какие виды условно можно подразделить воинские ритуалы?
а. парадной деятельности;
б. боевой деятельности;
в. учебно-боевой деятельности;
г. повседневной деятельности;
д. гарнизонной и караульной служб;
е. боевой учёбы.

Дополните предложение.
9. Ордена-это...

а) почётные ведомственные награды за успехи в различной деятельности;
б) наградные государственные знаки за успехи на производстве;
в) почётные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги.
Г) почётные награды министра обороны РФ за безупречное служение Родине.
1. Боевые традиции-это...
а) система межличностных отношений в воинских коллективах;
б) народные обычаи, перенесённые в сферу военных отношений;
в) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в
поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с
выполнением боевых задач и населением воинской службы;
г) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в
поколение уставные и неуставные взаимоотношения.

Тема: Чрезвычайные ситуации

1. Дополните предложение.
Катастрофа — это...
а. аварийная ситуация на транспорте и производстве;
б. техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или
акватории угрозу для жизни и здоровья людей, не при водящее к разрушению зданий и
сооружений, оборудования и транспортных средств;
в. опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории
или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, приводящее к нарушению
производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба
окружающей среде;
2. К характерным особенностям взрыва относятся:
а. малая скорость химического превращения с образованием минимального количества
газообразных продуктов;
б. большая скорость химического превращения с образованием большого количества
газообразных продуктов;
в. сильный звуковой эффект (грохот, громкий звук, шум);
г. мощное дробящее действие.
3. Какие условия необходимы для протекания процесса горения?
а. отсутствие окислителя;
б. наличие горючего вещества;
в. наличие окислителя;
г. наличие источника воспламенения;
д. наличие воздушного потока.
4. По каким причинам чаще всего возникают пожары в жилых и общественных зданиях?
а. в связи с жаркой и сухой погодой;
б. неисправность электросети и электроприборов, а также утечка газа;
в. неосторожное обращение и шалости детей с огнем;
г. использование неисправных или самодельных отопительных приборов, а также
беспечность и
небрежность в обращении с огнем.
5. Что необходимо предпринять человеку, если он оказался в завале и у него нет
возможности выбраться?
а. снять верхнюю одежду, чтобы занимать меньше места;
6. посмотреть, нет ли где просветов, лазов, проемов;
в. укрепить завал (установив подпорки);
г. постараться найти и надеть теплые вещи.
б. Какие вам известны основные факторы пожара?

а. высокая концентрация кислорода;
б. воздействие огня (горение), а также высокая температура и теплоизлучение;
в. газовая среда;
г. задымление и загазованность помещений и территорий токсичными продуктами
горения.
7. Какие условия создают потенциальную опасность возникновения чрезвычайных
ситуаций техногенного характера?
а. наличие неподалеку от места жительства или работы крупных пресных водоемов;
б. наличие в воздухе, реках и водоемах района, прилегающего к месту проживания,
работы, учебы, вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые
концентрации;
в. наличие неподалеку от места жительства или работы, пожаро- и взрывоопасных
объектов, грузовых железнодорожных станций, грузовых портов, аэродромов, газо-,
нефте- и продуктопроводов, гидротехнических сооружений, захоронений химических и
радиоактивных отходов и свалок;
8. Дать определение ЧС - это
а. неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные
материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей;
б. техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или
акватории угрозу для жизни и здоровья людей, не при водящее к разрушению зданий и
сооружений, оборудования и транспортных средств;
в. опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной
территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, приводящее к
разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению
производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба
окружающей среде;
9. Пожар - это
а. реакция горения, при которой скорость выделения тепла превышает скорость ее
рассеивания;
б. неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных
ценностей и создающий опасность для жизни и здоровью людей;
в. это физико-механический процесс превращения горючих веществ и материалов в
продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла, дыма и
световым излучением;
10. Виды аварий и катастроф
а. транспортные аварии и катастрофы;
б. землетрясение
в. аварии с выбросом химически опасных веществ;
г. внезапное обрушение
зданий, сооружений;
е. пожары, взрывы, угроза
д. аварии на очистных сооружениях;
взрывов;
ж. ураган.
11. Окислители - это
а. кислород
б. химические элементы (фтор, бром, хлор)
в. химические элементы (азот, железо, углерод)
12. Отдельный пожар - это
а. пожары в отдельном здании или сооружении;
б. особая форма распространения устойчивого пожара, охватившего более 90 % зданий.

в. совокупность отдельных пожаров, охвативших менее 25% зданий на данном участке
застройки;
13. Назовите способы прекращения горения
а. герметизация
б. охлаждение
в. разбавление
г. изоляция
д. химическим торможением реакции
14. Разбейте перечисленные строительные материалы по группам их возгорания:
1 горючие,
2 трудногорючие,
3 негорючие)
а- древесно-волокнистые плиты; б-битум; в-мрамор; г-пластмасса; д-металл; едревесина;
з-кирпич; ж-древесно-стружечные плиты; к-бетон; л-целлюлоза; м-рубероид; н-гипс.
15. При загорании и пожаре не следует:
а. поддаваться панике;
б. накрывать горящий телевизор плотной тканью;
в. рисковать своей жизнью, спасая имущество;
г. пытаться выйти через сильно задымленную лестничную клетку;
д. спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;
е. открывать окна и двери;
2 вариант
1. Дополните предложение. Авария — это...
а. экстремальное событие на транспорте или производстве;
б. техногенное происшествие, не создающее на объекте, определенной территории или
акватории угрозу для жизни и здоровья людей, но при водящее к разрушению зданий,
сооружений, оборудования и транспортных средств;
в. опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной
территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, приводящее к
разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению
производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба
окружающей среде;
2. Дополните предложение. Взрыв — это...
а. реакция горения, при которой скорость выделения тепла превышает скорость ее
рассеивания;
б. реакция, происходящая в неограниченном объеме и при большой температуре;
в. событие, происходящее спонтанно, при котором происходит процесс превращения
вещества с
поглощением большого количества энергии в ограниченном объеме.
3. Назовите основные причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях.
а. летние грозы;
б. нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений;
в. несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности производственным
персоналом и не осторожное обращение с огнем;
г. нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе
работы промышленного предприятия при эксплуатации электрооборудования и
электроустановок, а также эксплуатация неисправного оборудования;
д. нарушение режима труда и отдыха в производственном процессе.
4. Что необходимо предпринять при возникновении пожара в здании?
а. идти в сторону, противоположную пожару;

б. оценить обстановку и определить, откуда исходит опасность, а также сообщить в
пожарную охрану о пожаре;
в. укрыться в здании и ждать помощи пожарных;
г. двигаться в сторону незадымленной лестничной клетки или к выходу.
5. Дополните предложение.
Паника — это...
а. определенное состояние человека, в котором он совершает осознанные поступки и
действия;
б. состояние человека, в котором он способен на неадекватные действия;
в. психологическое состояние, вызванное угрожающим жизни воздействием внешних
условий
и выраженное в чувстве сильного страха, охватывающего человека или множество людей,
которые неудержимо и неконтролируемо стремятся избежать опасной ситуации;
6. Что необходимо предпринять человеку при опасной концентрации дыма и повышении
температуры, если он не может выйти к лестничной клетке (выходу)?
а. сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
б. вернуться в помещение и плотно закрыть дверь;
в. дверные щели и вентиляционные отверстия закрыть мокрыми тряпками;
г. ждать пожарных или спасателей.
7. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий
а. локальные
б. местные
в. территориальные
г. областные
д. региональные
е. городские
ж. федеральные
8. Горение - это
а. реакция горения, при которой скорость выделения тепла превышает скорость ее
рассеивания;
б. неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных
ценностей и создающий опасность для жизни и здоровью людей;
в. это физико-механический процесс превращения горючих веществ и материалов в
продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла, дыма и
световым излучением;
9. Источники воспламенения - это
а. искры
б. пламя спички
в. бензин
г. непогашенный окурок
д. кислород
10. Степень огнестойкости материалов
а. горючие
б. трудногорючие
в. негорючие
г. среднегорючие
11. Основные причины возможных опасных ситуаций
а. нарушение трудовой и производственной дисциплины на производстве;
б. наличие горючего материала;
в. грубые нарушения требований нормативов и предписаний по безопасности;
г. износ технологического оборудования;
12. Массовый пожар - это
а. совокупность отдельных пожаров, охвативших менее 25% зданий на данном участке
застройки;
б. совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий на данном участке
застройки;
в. особая форма распространения устойчивого пожара, охватившего более 90 % зданий.
13. При пожаре нельзя:

а. заниматься тушением огня водой;
б. тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;
в. пользоваться лифтом;
г. прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы.
14. Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются:
а. быстрым повышением температуры;
б. задымлением помещений;
в. быстрым повышением концентрации кислорода ;
г. потерей конструкциями несущей способности.
15. Основные поражающие факторы взрываа. воздушная ударная волна
б. обломки строительных материалов, технологического оборудования;
в. короткое замыкание;
г. угарный газ.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.