ОУДп. 10 ЭКОНОМИКА 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп. 10 ЭКОНОМИКА

Код и наименование специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Квалификация выпускника: специалист по поварскому и кондитерскому делу

Форма обучения: очная

Курс: 1
Семестр: К2

2022 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
ОУДп. 10 Экономика разработана на основе требований:
—Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело утвержденного
приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 №1565 (Зарегистрировано в Минюсте России
20.12.2016 N 44828)
с учетом:
профиля получаемого образования;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДНО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и 1ШССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2022/2023 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДпЛОЭКОНОМИКА
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУДп.Ю «Экономика» является частью
программы подготовки специалистов среднего звена и разработана на основе требований
ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и
результатам освоения учебной дисциплины и в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), а также
федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки
специалистов по специальностям среднего профессионального образования Место
дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина
ОУДп.Ю
Экономика
относится
к
обязательной
общеобразовательного цикла и изучается как профильная дисциплина.

части

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов
личностных:
развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств,
обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов
личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение
своих места и роли в экономическом пространстве;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
метапредметных:
- овладение умениями формулировать представления об экономической науке как
системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения
экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных
направлений современной экономической мысли;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою
жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания,
подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить
экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся
проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества
гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в
Конституции Российской Федерации;
- генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам
как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение
применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего

анализа общественных явлений;
предметных:
- сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества
как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества,
сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
- сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и
принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и
общества в целом;
- владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию
для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе
базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя,
производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника,
работодателя, налогоплательщика);
- способность к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание
особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
- понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
Целью освоения дисциплины является:
- освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором
осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и
государства;
- развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения
при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя,
окружения и общества в целом;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и
предпринимательской деятельности;
- овладение умением находить актуальную экономическую информацию в
источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической
информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в
том числе в семье;
- овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
формирование готовности использовать приобретенные
знания
о
функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной
трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
- понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России,
умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:
1) формированию у обучающихся современного экономического мышления,
потребности в экономических знаниях;

2) овладению умением подходить к событиям общественной и политической
жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
3) воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности;
4) формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей
трудовой деятельности.
Общие и профессиональные компетенции ФГОС СПО
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно
к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.5. Количество часов на освоение программы:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов,
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп.10 ЭКОНОМИКА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Трудоемкость (учебная нагрузка обучающегося)
Объем
Семестры
образователь
ной
1
2
программы,
час.
Аудиторные занятия:
78
44
34
в том числе:
лекции (Л)
48
20
28
практические занятия (ПЗ)
30
14
16
консультации
Самостоятельная работа обучающихся (СРС)
(всего)
Индивидуальный проект
Форма
промежуточной
аттестации:
дифференцированный зачет в 1 семестре, экзамен
во 2 семестре
Общая трудоёмкость

2.2. Тематический план ОУДп.10 Экономика
Количество часов

Макс,
учебная
№ п/п
Наименование тем
Теоретические
нагрузка на
занятия
студента,
час.
Тема 1 Экономика и экономическая наука
Потребности
общества.
Важнейшие
1
2,5
1
экономические ресурсы.
Ограниченность экономических
ресурсов 2
4
2
главная проблема экономики.
Факторы производства. Заработная плата.
3
3
1
Формы оплаты труда.
Прибыль.
Рентабельность.
Рента.
Теории
4
4
2
происхождения процента.
1
Анализ основных экономических показателей:
5
2,5
прибыль, рентабельность.
6
Выбор и альтернативная стоимость.
2,5
1
7
Типы экономических систем.
1
2,5
8
Собственность и конкуренция.
2
1
Экономическая свобода. Значение специализации
2
1
9
и обмена.
Тема 2 Семейный бюджет
Семейный бюджет. Источники доходов семьи.
10
1
2,5
Статьи расходов.
Реальная и номинальная заработная плата.
11
4
2
Страхование.
1
Составить и проанализировать доходы и расходы
12
2,5
семьи.

Самостоятельная
работа
обучающихся

Практические занятия

0,5

1

1

1

1

1

1

1

0,5

1

0, 5
0,5
0, 5
0,5

1
1
0,5
0,5

0,5

1

1

1

0,5

1

13

14
15
16
17

18
19
20

21
22

23

24

25
26
27

Тема 3 Товар и его стоимость
1
2,5
Тема 4 Рыночная экономика
Рыночный механизм. Закон спроса, предложения
4
2
Рыночное равновесие.
2
1
Рыночные структуры.
2,5
1
Экономика предприятия: цели, организационные
3
1
формы.
Понятие цены. Понятие стоимости товара.

1
Понятие предприятия и его роль в рыночной
3
экономике.
Общая
производственная
структура
3
1
предприятия.
Производственная функция. Показатели уровня
3
1
производительности труда.
Издержки предприятия и себестоимость его
2,5
1
продукции. Сметы затрат на производство
Предельные
издержки
производства.
3
1
Ценообразование. Доход предприятия.
Расходы
организации,
экономическое
1
2,5
содержание.
Тема 5 Труд и заработная плата
Проблемы спроса на экономические ресурсы.
3
1
Фактор труд и его цена.
Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие
3
1
заработной платы.
Организация оплаты труда. Форма оплаты труда.
4
2
Политика государства в области занятости
2
1
населения.

0,5

1

1
0,5
0,5
1

1
0,5
1
1

1

1

1

1

1

1

0,5

1

1

1

0,5

1

1

1

1

1

1
0,5

1
0, 5

Тема 6 Деньги и банки
4
2
2,5

28
29
30

Деньги: сущность и функции.
Экономическое понятие функции денег.
Понятие банковской системы.

31

Виды банковских операций.
2
1
Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый
2,5
1
рынок.
Инфляция и ее социальные последствия.
2,5
1
Тема 7 Государство и экономика
Роль государства в развитии экономики.
3
1
Общественные блага и спрос на них.
1,5
1
Методы
государственного
регулирования
1
2,5
рыночной экономики.
Налоги и налогообложение.
1,5
1
Понятие государственного бюджета.
3
1
Дефицит и профицит государственного бюджета.
2,5
1
Основы
денежно-кредитной
политики
2,5
1
государства.

32

33
34
35
36

37
38
39

40

41
42

1

1

0,5

1

0,5
0,5

1
0,5
1
0,5

0,5

1

0,5

1

1
0,5

1

2

Тема 8 Международная экономика
Международная
торговля
индикатор
2,5
1
интеграции национальных экономик.
Глобализация мировой экономики
2,5
1

0,5

1

0,5
1
0,5
0,5

1
1
1

0,5

1

0,5

1

1

43
44

Особенности современной экономики России.
Факторы, характеризующие производственные
различия национальных экономик.
Формой контроляявляется дифференцированный
зачет
Итого

2,5

2,5

117

1
1

48

0, 5

0,5

30

1
1

39

Содержание учебной дисциплины ОУДп.Ю Экономика
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
Наименование разделов дисциплины
работа обучающихся

Введение

Потребности
человека
ограниченность ресурсов.

Факторы производства. Прибыль и
рентабельность.

Содержание учебного материала
Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи при освоении
обучающимися специальностей СПО для подготовки специалистов в условиях
многообразия и равноправия различных форм собственности.
Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной
экономики.
Теоретические занятия
1. Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи
Тема 1 Экономика и экономическая наука
Содержание учебного материала
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и
экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд,
земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических
ресурсов - главная проблема экономики. Границы производственных
и возможностей.
Теоретические занятия

1.Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и
экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы.
2.Ограниченность экономических ресурсов - главная проблема экономики.
Границы производственных возможностей.
Содержание учебного материала
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда.
Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли.
Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные
подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента.

Теоретические занятия

1. Факторы производства. Заработная
Поощрительные системы оплаты труда.

плата.

Формы

оплаты

труда.

Выбор и альтернативная стоимость.

Типы экономических систем

Собственность и конкуренция

Экономическая свобода. Значение
специализации и обмена.

2.Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента.
Земельная рента. Научные подходы к категории процента.
Практические занятия
1. Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность.
Содержание учебного материала
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная
и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
Теоретические занятия
1. Выбор и альтернативная стоимость.

Содержание учебного материала
Традиционная экономика.
«Чистая» рыночная экономика.
Механизм
свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные
государственные функции при рыночной экономике. Административнокомандная экономика. Условия функционирования командной экономики.
Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в
хозяйственной деятельности.
Теоретические занятия
1. Типы экономических систем
Практические занятия
1.Типы экономических систем
Содержание учебного материала
Понятие собственности. Собственность как снова социально-экономических
отношений. Собственность как экономическая категория в современном
понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.
Монополия, Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная
политика государства.
Теоретические занятия
1. Собственность и конкуренция
Содержание учебного материала
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для
формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен.

Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы
обмена.
Теоретические занятия
1. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.
Содержание учебного материала
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов.
Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата,
реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование
Теоретические занятия
Тема 2 Семейный бюджет
1. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов.
Личный располагаемый доход.
2.Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы.
Сбережения населения. Страхование
Практические занятия
1. Составить и проанализировать доходы и расходы семьи.
Содержание учебного материала
Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.
Теоретические занятия
Тема 3 Товар и его стоимость
1 .Понятие стоимости товара.
Практические занятия
1 .Понятие цены. Понятие стоимости товара.
Тема 4 Рыночная экономика
Содержание учебного материала
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон
Рыночный механизм. Рыночное спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон
равновесие. Рыночные структуры.
предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия.
Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная
эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.
1.Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон
спроса. Факторы, влияющие на спрос.
2.Закон предложения. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по доходу.
3.Рыночные структуры.

Содержание учебного материала
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская
деятельность.
Виды
предпринимательской
деятельности.
Цели
предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия.
Экономика
предприятия:
цели, Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.
Теоретические занятия
организационные формы.
1. Экономика предприятия: цели, организационные формы.
Практические занятия
2.Понятие предприятия и его роль в рыночной экономике. Типы коммерческих
организаций.
Содержание учебного материала
Общая
производственная
структура
предприятия.
Инфраструктура
предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов.
Производственный и технологический процесс. Производственный цикл.
Основные
формы
организации
производства.
Основной
капитал.
Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль
оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства.
Производственная функция.
Материально-технические
и
социальноОрганизация производства.
экономические
факторы.
Нормирование
труда.
Характеристика
производительности труда. Методы измерения производительности труда.
Показатели уровня производительности труда.
Теоретические занятия
1.Общая производственная
структура предприятия. Инфраструктура
предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов.
2. Характеристика производительности
труда.
Методы
измерения
производительности труда. Показатели уровня производительности труда.
Содержание учебного материала
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация
Производственные затраты. Бюджет издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на
себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход
затрат
предприятия
Теоретические занятия

1.Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация
издержек предприятия. Сметы затрат на производство.
2.Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства.
Ценообразование. Доход предприятия
Практические занятия
1. Расходы организации, экономическое содержание.
Тема 5 Труд и заработная плата
Содержание учебного материала
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок
труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и
реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда.
Поощрительные системы оплаты труда.
Теоретические занятия
Рынок труда. Заработная плата и
1.Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок
мотивация труда
труда и его субъекты. Цена труда.
2.Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы.
Номинальная и реальная заработная плата.
3. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда.
Практические занятия
1. Заработная плата (позиция работника и работодателя).
Содержание учебного материала
Безработица.
Фрикционная
безработица.
Структурная
безработица.
Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в
области занятости населения.
Безработица. Политика государства в Теоретические занятия
области занятости.
1. Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица.
Циклическая безработица.
2. Управление занятостью
3.Политика государства в области занятости населения.
Практические занятия
1. Основные способы купли-продажи рабочей силы.

Наемный труд и профессиональные
союзы.

Деньги и их роль в экономике.

Банковская система

Ценные бумаги: акции, облигации.
Фондовый рынок.

Содержание учебного материала
Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов.
Гарантии прав профсоюзов.
Защита прав профсоюзов.
Обязанности
профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Теоретические занятия
1.Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов.
Гарантии прав профсоюзов.
2.Наемный труд и профессиональные союзы.
Тема 6 Деньги и банки
Содержание учебного материала
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера
стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа.
Проблема ликвидности, Закон денежного обращения. Уравнение обмена.
Денежный запас. Роль денег в экономике.
Теоретические занятия
1. Деньги: сущность и функции. Закон денежного обращения.
2. Роль денег в экономике
Практические занятия
1. Экономическое понятие функции денег
Содержание учебного материала
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое
положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ.
Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и
функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды
банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Теоретические занятия
1.Понятие банковской системы.
2.Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые
учреждения
Содержание учебного материала
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций.
Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок.

Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции.
Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход
управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в
России.
Теоретические занятия
1.Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок.
Содержание учебного материала
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины
возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения.
Инфляция
и
ее
социальные Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система
последствия.
антиинфляционных мер.
Теоретические занятия
1 .Инфляция и ее социальные последствия.
Тема 7 Государство и экономика
Содержание учебного материала
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства.
Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование
экономики.
Финансовое регулирование.
Социальное регулирование.
Общественные
блага
и
спрос
на
них.
Роль государства
в
развитии
Теоретические занятия
экономики
1 .Роль государства в развитии экономики
2. Общественные блага и спрос на них
Практические занятия
1 .Методы государственного регулирования рыночной экономики
Содержание учебного материала
Система налогообложения, Принципы и методы построения налоговой системы.
Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания.
Система и функции налоговых органов.
Налоги и налогообложение
Теоретические занятия
1 .Налоги и налогообложение
Практические занятия

1.Как возникло налогообложение, всегда ли оно существовало? Раскрыть
понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба». Принципы
налогообложения и способы взимания налогов.
Содержание учебного материала
Понятие
государственного
бюджета.
Основные
статьи
доходов
государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и
профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов
Государственный бюджет. Дефицит и и расходов. Государственный долг и его структура.
Теоретические занятия
профицит бюджета.
1.Понятие государственного
бюджета.
Основные
статьи
доходов
государственного бюджета.
2.Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и
его структура.
Содержание учебного материала
Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального
производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов.
Метод
потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и
Показатели экономического роста.
его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные
Экономические циклы.
факторы экономического роста.
Теоретические занятия
1 .Показатели экономического роста. Экономические циклы.
Содержание учебного материала
Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной
политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом
рынке.
Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов.
Основы
денежно-кредитной
Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежнополитики государства.
кредитного регулирования.
Теоретические занятия
1. Основы денежно-кредитной политики государства.
Тема 8 Международная экономика

Содержание учебного материала
Международная торговля - индикатор Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда.
интеграции национальных экономик. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая
политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины
ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина.
Государственная политика в области международной торговли.
Теоретические занятия
1 .Международная торговля - индикатор интеграции национальных экономик.
Содержание учебного материала
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный
курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы,
определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового
внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания
Валюта. Обменные курсы валют.
циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала,
ожидания относительно будущей динамики валютного курса.
Теоретические занятия
1 .Валюта. Обменные курсы валют.
Содержание учебного материала
Глобальные экономические проблемы.
Глобализация мировой экономики.
Теоретические занятия
1.Глобализация мировой экономики.
Содержание учебного материала
Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный
климат в современной России. Россия и мировая экономика.
Особенности
современной Теоретические занятия
1. Особенности современной экономики России.
экономики России.
Практические занятия
1.Факторы, характеризующие производственные различия национальных
экономик.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины ОУДпЛОЭкономика требует наличия учебного
кабинета Экономики и менеджмента.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- рабочая доска;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- экран;
- проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий основной и дополнительной литературы, Интернет
- ресурсов
Основные источники
1. Шимко, П.Д. Основы экономики [Электронный ресурс]: учебник / Шимко П.Д.
- Москва: КноРус, 2019. - 291 с. - ЭБС «BOOK.RU» - Режим доступа:
https://book.ru/book/930001
2. Носова, С.С. Основы экономики. [Электронный ресурс]: учебник / Носова С.С.
- Москва: КноРус, 2020. - 312 с. - ЭБС «BOOK.RU» - Режим доступа:
https://book.ru/book/930210
3. Шимко, П.Д. Основы экономики. Практикум [Электронный ресурс]: учебное
пособие / Шимко П.Д. - Москва: КноРус, 2019. - 199 с. - ЭБС «BOOK.RU» Режим flocTvna:https://book.ru/book/931839
4. Основы экономики. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебник / под ред.
Г. А. Родиной. - Москва: Юрайт, 2019. - 330 с. - ЭБС «Юрайт» - Режим доступа:
https://www.biblio-online.ru/bcode/431291
5. И.В. Липсиц Экономика Учебник базовый курс (для 10-11 классов) Изд. Витта Пресс, М., 2019г.
6. Ю.Ф. Елизаров Экономика организации. Учебник. Изд. Экзамен, М. 2019 г.
7. В.Г.Слагода Экономическая теория. Учебник. Изд. Форум - Инфра - М., М.,
2019 г. Дополнительные источники
1. Слагода, В.Г. Экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Г.
Слагода.
- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. - 239 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим
доступа: http://znanium.com/catalog/product/882810
2. Океанова, З.К. Основы экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие /
З.К. Океанова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. - 287 с. - ЭБС «Znanium.com» Режим flocTyna:http://znanium.com/catalog/product/760006
3. Слагода, В .Г. Экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Г.
Слагода.
5. М.: Форум: ИНФРА-М, 2018. - 240 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим доступа:
Дополнительные
источники
4. Слагода, В.Г. Экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Г.
Слагода.
- М_: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. - 239 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим
доступа: http://znanium.com/catalog/product/882810

5. Океанова, З.К. Основы экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие /
З.К. Океанова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. - 287 с. - ЭБС «Znanium.com» Режим aocTvna:http://znamum.com/catalog/product/760006
6. Слагода, В .Г. Экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Г.
Слагода.
- М.: Форум: ИНФРА-М, 2019. - 240 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/424708
Интернет - ресурсы:
1. www. аир. ш (Административно-управленческий портал).
2. www. economicus. ru (Проект института «Экономическая школа»).
3. www. informika. га (Государственное научное предприятие для продвижения
новых инфор-мационных технологий в сферах образования и науки России).
4. www. economictheory. narod. ш (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
5. www. ecsocman. edu. ru (Федеральный образовательный портал «Экономика,
социология менеджмент»).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен прод (емонстрировать
предметные результаты освоения учебной дисциплины ”Э )кономика":
«отлично» Экспертная
- сформированность системы знаний Оценка
выставляется
оценка
об экономической сфере в жизни
общества
как пространстве, в обучающемуся, если он деятельности
и
прочно обучающихся при
котором
осуществляется глубоко
экономическая
деятельность усвоил программный выполнении и
материал
курса,
защите
индивидов,семей,
отдельных
исчерпывающе,
результатов
предприятий и государства;
последовательно,
четко
и
практических
- понимание сущности экономических
занятий,
институтов, их роли в социально- логически стройно его
выполнении
экономическом развитии общества; излагает, умеет тесно
увязывать
теорию
с
домашних работ,
понимание значения этических норм и
свободно опроса,
нравственных
ценностей
в практикой,
справляется
с
задачами
и результатов
экономической
деятельности
вопросами,
не внеаудиторной
отдельных
людей
и
общества,
затрудняется
с
ответами
самостоятельной
сформированность
уважительного
при
видоизменении работы
отношения к чужой собственности;
заданий,
правильно обучающихся,
сформированность экономического
мышления:
умения
принимать обосновывает принятые контрольных
владеет работ и других
рациональные решения в условиях решения,
видов текущего
относительной
ограниченности разносторонними
навыками
и
приемами
контроля.
доступных ресурсов,
оценивать и
выполнения
принимать ответственность за их
возможные последствия для себя, своего практических задач;
оценка
«хорошо»
окружения и общества в целом;
выставляется
владение
навыками
поиска
обучающемуся, если он
актуальной
экономической
твердо знает материал
информации в различных источниках,
курса, грамотно и по
включая Интернет; умение различать
существу излагает его, не
факты, аргументы и оценочные
допуская
суждения;
анализировать,
существенных
преобразовывать
и
использовать
неточностей в ответе на
экономическую
информацию для
правильно
решения практических задач в учебной вопрос,
применяет теоретические
деятельности и реальной жизни;
положения
при
сформированность
навыков решении практических
проектной
деятельности:
умение вопросов
и
задач,
разрабатывать
владеет необходимыми
и
реализовывать
проекты навыками и приемами их
экономической и междисциплинарной выполнения;
направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных
ориентиров;

- умение применять полученные знания
оценка
и сформированные навыки для
«удовлетворительно»
эффективного исполнения основных
выставляется
социально-экономических
ролей
обучающемуся, если он
(потребителя,
производителя,
имеет знания только
покупателя,
продавца,
заемщика,
основного материала,
акционера,
наемного
работника,
но не усвоил его
работодателя, налогоплательщика;
деталей,
допускает
способность
к
личностному
неточности,
самоопределению и самореализации в
недостаточно
экономической деятельности, в том
правильные
числе в области предпринимательства;
формулировки,
знание
особенностей
современного
нарушения
логической
рынка
труда,
владение
этикой
последовательности в
трудовых отношений;
изложении программного
- понимание места и роли России в
материала, испытывает
современной мировой экономике;
затруднения
при
умение ориентироваться в текущих
выполнении
экономических
событиях,
практических
задач;
происходящих в России и мире.
оценка
«неудовлетворительно»
выставляется
обучающемуся, который
не
знает
значительной
части
программного материала,
допускает
существенные ошибки,
неуверенно,
с
большими
затруднениями решает
практические
задачи
или не справляется с
ними самостоятельно.

6. АДАПТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Адаптация рабочей программы дисциплины ОУДп.ЮЭкономика проводится при
реализации адаптивной образовательной программы - программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело в
целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на
получение профессионального образования, создания необходимых для получения
среднего профессионального образования условий, а также обеспечения достижения
обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
результатов формирования практического опыта.
Оборудование учебного кабинета Экономики и менеджмента для обучающихся с
различными видами ограничения здоровья
Оснащение кабинета Экономики и менеджмента в соответствии с п. 3.1. должно
отвечать особым образовательным потребностям обучающихся инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Кабинет должен быть оснащены оборудованием
и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с
различными видами ограничений здоровья.
Кабинет, в котором обучаются лица с нарушением слуха должен быть оборудован
радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой, электронной
доской, мультимедийной системой.
Для слабовидящих обучающихся в кабинете предусматриваются просмотр
удаленных объектов при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра,
использование Брайлевской компьютерной техники, электронных луп, программ
невизуального доступа к информации, технических средств приема-передачи учебной
информации в доступных формах.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата кабинет должен
быть оборудован передвижными регулируемыми партами с источником питания.
Вышеуказанное оснащение устанавливается в кабинете при наличии
обучающихся по адаптированной образовательной программе с учетом имеющегося типа
нарушений здоровья у обучающегося.
Информационное иметодическое обеспечение обучающихся
Доступ к информационным и библиографическим ресурсам, указанным в п. 3.2.
рабочей программы, должен быть представлен в формах, адаптированных к ограничениям
здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Для лиц с нарушениями зрения (не менее одного вида):
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла;
- в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (не менее одного вида):
- в печатной форме;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла.
Для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройство аутического
спектра, нарушение психического развития) (не менее одного вида):
- использование текста с иллюстрациями;
- мультимедийные материалы.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и лица с
ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены доступом к сети
Интернет.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Применяемые
при
реализации
рабочей
программы
дисциплины
ОУДп.ЮЭкономика формы и методы контроля проводятся с учетом ограничения здоровья
обучающихся.
Целью текущего контроля является своевременное выявление затруднений и
отставания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и внесение
коррективов в учебную деятельность.
Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме
тестирования и т.п.).
При проведении промежуточной аттестации обучающемуся предоставляется
время на подготовку к ответу’, увеличенное не более чем в три раза установленного для
подготовки к ответу обучающимся, н имеющим ограничений в состоянии здоровья.

1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1.1 КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ

Тестовые задания для проведения текущего контроля по дисциплине
ОУД.Ю Экономика
Раздел 1. Принципы экономики
1. Экономика изучает механизмы удовлетворения потребностей человека в
условиях:
а) относительной ограниченности ресурсов;
б) ограниченности потребностей;
в) неограниченности ресурсов;
г) неограниченности возобновляемых ресурсов.
2. Экономические блага:
а) это блага, доступный объём которых больше потребностей в них:
б) неограниченны и поэтому бесплатны;
в) неограниченны и поэтому бесплатны;
г) ограниченны и не возобновляемы.
3. Альтернативная стоимость - это:
а) польза от наихудшего из выбранных вариантов;
б) польза от всех имеющихся у экономического агента вариантов;
в) польза от наилучшего из выбранных вариантов;
г) польза от наилучшего из невыбранных вариантов.
4. Основные вопросы экономики:
а) что, сколько, как, для кого и когда и производить;
б) что, сколько, как, для кого и когда распределить;
в) что, сколько, как, для кого и когда потреблять;
г) что, сколько, как, для кого и когда обменять.
5. Собственник имеет право...
а) владеть, пользоваться, но не распоряжаться объектом собственности;
б) пользоваться и распоряжаться объектом собственности;
в) владеть, пользоваться и распоряжаться объектом собственности;
г) владеть, но не пользоваться объектом собственности.
6. В рыночной экономике...
а) основная часть факторов производства находится в частной собственности и
произведенные товары, и услуги распределяются путем продажи на рынке;
б) факторы производства находятся в смешанной собственности и товары и услуги
продаются на рынке по контролируемым государственным ценам;
в) произведенные товары и услуги распределяются путем продажи на рынке по
свободным
ценам;
г) основная часть факторов производства должна находиться в частной
собственности.
7. С экономической точки зрения капитализм означает...
а) преобладание смешанной собственности, наемных работников и рынка;
б) существование капиталистов, наемных работников и рынка; преобладающая
форма
собственности не важна;

в) наличие рынка товаров, услуг и факторов их производства;
г) преобладание частной собственности, капиталистов - владельцев факторов
производства
наемных работников, рынка и демократии,
8. Либеральная экономика характеризуется...
а) минимальным государственным вмешательством высокой степенью
экономической
свободы;
б) активным вмешательством государства в регулирование рынка;
в) смешанной собственностью на факторы производства;
г) низким уровнем экономической свободы.
9. Рынок-это...
а) сфера производства, обмена и потребления;
б) сфера устойчивого обмена эквивалентными ценностями;
в) сфера обмена неэквивалентными ценностями;
г) сфера производства и распределения ценностей.
10. Объём спроса на товар может увеличиться в результате...
а) сокращения цены;
б) увеличения числа потребителей;
в) сокращения цен на другие товары;
г) увеличения расходов потребителей.
11. Функция предложения товара сокращается в результате...
а) роста цены;
б) роста объёмов производства;
в) ухудшения условий производства;
г) роста предпочтений этого товара потребителями.
12. Рыночный механизм:
а) автоматически устанавливает баланс спроса и предложения, равновесную цену и
равновесное количество товаров при обмене;
б) автоматически устанавливает баланс спроса и предложения, но не равновесную
цену;
в) при участии государства устанавливает равновесную цену и равновесное
количество
товара;
г) при участии государства устанавливает баланс спроса и предложения.
13. Экономический агент - это
а) люди, фирмы и общественные организации;
б) все те, кто занимается прибыльной экономической деятельностью;
в) домохозяйства и правительство;
г) все те, кто может владеть собственностью, вести экономическую деятельность и
имеет
доходы и расходы.
14. Резиденты - это
а) все предприятия, находящиеся на территории данной страны;
б) экономические агенты, имеющие центр своего
экономического интереса на географической территории
страны;
в) домохозяйства, предприятия, зарегистрированные в данной стране;
г) экономические агенты, имеющие центр своего экономического интереса на
экономической территории данной страны.

j туЬдмету обмена рынки делятся на
знуфенний, национальный, международный и мировой;
э) рйики товаров и рынки услуг;
в).■рынки товаров, услуг, факторов производства и финансовый рынок;
,: г)внутренний и внешний рынки товаров и услуг.
46. Видами экономической деятельности считаются
а) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство;
б) тяжелая и легкая промышленность;
в) производство средств производства и производство предметов потребления;
г) предоставление рыночных и нерыночных услуг.
17. Экономической операцией является
а) увеличение в результате геологических исследований разведованных запасов
газа;
б) приобретение автомобиля у знакомого;
в) рост процента по вкладам в Сбербанке;
г) естественный рост травяных культур, которые используются в качестве корма в
животноводстве.
18. Услуги - это...
а) неовеществленный результат производства;
б) овеществленный результат производства;
в) неовеществленный результат обмена;
г) овеществленный результат
потребления. 19. Факторные доходы это...
а) зарплата и прибыль;
б) доходы владельцев факторов производства;
в) предпринимательские доходы;
г) рента за землю и другие факторы производства, которые не создаются и не
воссоздаются
человеком.
20. Экономический кругооборот предусматривает...
а) обмен услуг на товары;
б) обмен факторов производства на услуги;
в) обмен товаров на факторы производства;
г) обмен товара на доходы.

Ключи:
№ задания

ответ

№ задания

ответ

1

а

11

в

2

а

12

а

3

Г

13

г

4

а

14

г

5

в

15

в

6

а

16

а

7

г

17

б

8

а

18

а

9

б

19

б

10

а

20

б

Раздел 2. Экономика домохозяйства
1. Домохозяйство это:
а) совокупность физических лиц, проживающих совместно и обеспечивающих себя
всем
необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства;
б) люди, проживающие совместно и обеспечивающие себя всем необходимым
для жизни, каждый из которых индивидуально зарабатывает и расходует свои
средства;
в) люди, проживающие индивидуально, но полностью или частично объединяющие
или
расходующие свои средства;
г) совокупность физических лиц, проживающих отдельно друг от друга, но
обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя
и расходуя свои средства.
2. Основные экономические функции домохозяйства следующие:
а) семейная аренда, частное предпринимательство, воспроизводство труда;
б) ведение подсобного хозяйства, производство для собственных нужд;
в) потребление, производство для себя и продажи, воспроизводство труда;
г) поставка труда на рынок.
3. Чертой домашнего производства является следующее:
а) члены домохозяйства непосредственно не контролируют свое производство;
б) домашнее производство является юридическим лицом;
в) владельцы домашнего предприятия не отвечают по обязательствам личным
имуществом;
г) факторы производства находятся во владении членов домохозяйства.
4. Домохозяйство выполняет следующие
функции по
формированию
человеческого капитала:
а) накопление опыта и навыков людей;
б) создание условий для воспроизводства человеческого капитала, его
воспроизводство и
реализация;
в) обеспечение образования и здоровья людей;
г) формирование и использование семейного бюджета, ведение домохозяйства.
5. Рациональный потребитель:
а) всегда максимизирует полезность потребления;
б) не может ранжировать наборы товаров по степени их предпочтительности;
в) всегда предпочитает меньше любого товара, чем больше;
г) легче жертвует потреблением того товара, которого у него меньше.
6. В теории рационального потребления цена товара равна:
а) затратам труда на его производство;
б) оценке потребителем его предельной полезности;
в) количеству времени, необходимого для его производства;
г) оценке потребителем его средней полезности.
7. Предельная норма замещения - это:
а) максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов
отказаться,
чтобы получить дополнительную единицу другого товара;
б) минимальное количество одного товара, от которого потребитель готов

отказаться,
чтобы получить дополнительную единицу другого товара;
в) максимальное количество всех товаров, от которого готов отказаться, чтобы
получить
дополнительную единицу другого товара;
г) минимальное количество всех товаров, от которых потребитель готов отказаться,
чтобы
получить дополнительную единицу другого товара.
8. Если набор товаров находится выше линии бюджетного ограничения, то он: а)
доступен потребителю;
б) находится на кривой безразличия;
в) недоступен потребителю;
г) показывает максимальное количество товара, которое потребитель может
приобрести
при имеющемся доходе.
9. Потребитель извлекает максимальную полезность потребления, если:
а) он не полностью истратил свой доход;
б) он не извлекает предельную полезность из каждой потраченной денежной
единицы;
в) его кривая безразличия расположена ниже бюджетного ограничения;
г) норма замещения между двумя товарами равна соотношению их цен.
10. Предпочтения в отношении взаимодополняемых товаров:
а) обычно изменяются параллельно;
б) не зависят от достигнутого уровня потребления;
в) обычно изменяются в противоположном направлении;
г) существенно изменяются в краткосрочном периоде.
11. Эффект дохода - это:
а) изменение спроса на товар в результате изменения относительных цен при
неизменном
доходе;
б) изменение спроса на товар в результате изменения относительных цен при
меняющемся
доходе;
в) изменение спроса в результате изменения цен на один из товаров и как следствие
реальной покупательной способности дохода при неизменных относительных ценах;
г) изменение спроса в результате изменения цен на один из товаров и как следствие
реальной покупательной способности дохода при меняющихся относительных ценах.
12. Рост дохода оказывает следующее влияние на потребление некачественных
товаров: а) оно возрастает;
б) оно сокращается;
в) оно остается неизменным;
г) оно растет темпом выше, чем рост дохода.
13. Домохозяйство имеет следующие основные источники доходов:
а) зарплаты, премии, дотации, материальная помощь;
б) проценты, дивиденды, арендная плата;
в) пенсии, стипендии, пособия, страховые возмещения;
г) трудовой доход, имущественный доход и трансферты.
14. Основные направления расходов домохозяйств следующие:
а) потребления, сбережения и трансферты;
б) покупка потребительских товаров и сбережения;

в) приобретение потребительских товаров и сбережения;
г) потребления и инвестиции.
15. Располагаемый доход - это:
а) баланс имущественного дохода и всех расходов;
б) баланс трудовых доходов и трансферов и всех расходов;
в) разность всех доходов и обязательных платежей;
г) разность всех доходов и расходов на потребление.
16. Реальные доходы - это:
а) сумма денежных доходов членов домохозяйства за определенный период;
б) баланс денежных доходов и расходов членов домохозяйства за определенный
период;
в) разность денежных доходов членов домохозяйства и обязательных платежей;
г) объём товаров и услуг, которые домохозяйство может приобрести на свои
номинальные
доходы.
17. На рынке труда покупаются и продаются:
а) услуги труда наемных работников;
б) сами наемные работники;
в) экономически активное население;
г) занятые и безработные.
18. Предприятие увеличивает спрос на труд до тех пор, пока его доход от
предельного продукта труда работника:
а) меньше его зарплаты;
б) больше его зарплаты;
в) не станет его зарплате;
г) не станет меньше его зарплаты.
19. Предложение труда отдельным человеком зависит от:
а) его предпочтения между трудом и досугом;
б) уровня зарплаты;
в) миграции населения;
г) размера трудовых ресурсов.
20. Заработная плата - это:
а) вознаграждение в денежной форме наемному работнику за использование его
труда;
б) вознаграждение в денежной форме или натуральной форме наемному работнику
за
использование его труда;
в) вознаграждение в денежной форме или натуральной форме собственнику
капитала или
земли;
г) вознаграждение в натуральной форме наемному работнику за использование его
труда.

Ключи:
№ задания

ответ

№ задания

ответ

1

а

11

в

2

В

12

б

3

г

13

г

4

б

14

а

5

б

15

в

6

в

16

г

7

а

17

а

8

в

18

в

9

а

19

б

10

а

20

б

Раздел 3. Экономика фирмы
1. Коммерческие предприятия в отличие от коммерческих:
а) могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или
религиозных организаций и благотворительных фондов;
б) имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
в) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку,
поскольку это
служит достижению их целей;
г) не имеют получение прибыли в качестве основной цели деятельности.
2. Унитарное предприятие:
а) некоммерческая организация, наделенная правом собственности на закрепленное
запей
собственником имущество;
б) государственное или муниципальное предприятие имеющее в собственности
государственное имущество;
в) государственное предприятие, использующее имущество на правах
хозяйственного
ведения или оперативного управления;
г) коммерческая частная организация, созданная по решению федеральных
государственных органов, органов местного самоуправления и правительства.
3. Акционерное общество - это:
а) фирма, уставный капитал которой разделен на акции, и ее участники несут риск
убытков,
связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций;
б) фирма, уставный капитал которой разделен на доли и состоит из вкладов
участников,
участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах внесенных
ими вкладов;
в) фирма, уставный капитал которой разделен на доли, и участники солидарно
несут
ответственность по ее обязательствам своим личным имуществом для всех кратном
размере к стоимости их вкладов;
г) фирма, уставный капитал которой разделен на акции и участники которой не
отвечают
по ее обязательствам, но вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ею акции
и их свободную продажу.
4.
Капитальные активы - это:
а) капитал, который участвует в одном производственном цикле, в течение которого
переносит всю свою стоимость на производимый товар;
б) капиталы, которые полностью используются в процессе производства и
возмещаются как
часть выручки от реализации продукции;
в) средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары

отгруженные, но
еще не оплаченные покупателем, средства в расчетах и наличные деньги в кассе
предприятия;
г) физический, реальный капитал, который участвует во многих производственных
циклах
и переносит свою стоимость на производимый товар постепенно.
5.
В производстве в краткосрочном периоде:
а) один из факторов производства остается постоянным;
б) оба фактора производства являются переменными;
в) количество фирм на рынке изменяется;
г) рост производства происходит в результате одновременного роста использования
всех
факторов производства.
6.
Производительность труда - это:
а) количество времени, за траченного на производство всей продукции;
б) количество продукции, произведенное в единицу времени;
в) предельный продукт труда;
г) полный продукт труда.
7.
Закон убывающей отдачи заключается в следующем:
а) в краткосрочном периоде при достижении некоторого объёма производства
предельный
переменного фактора снижается;
б) в долгосрочном периоде при достижении некоторого объёма производства
предельный
продукт переменного фактора снижается;
в) в убывающей отдаче постоянного фактора производства;
г) рост производства может быть обеспечен увеличением количества работников.
8.
При возрастающей отдаче от масштаба увеличение количества
затраченных факторов производства на определенную величину:
а) ведет к увеличению общего продукта производства на ту же величину;
б) больше чем на ту же величину;
в) меньше чем на ту же величину;
г) не приводит к увеличению производства.
9.
Выручка фирмы - это:
а) рост полного дохода при росте реализации продукции на единицу;
б) поступление денег от реализации товаров в ходе обычной деятельности фирмы;
в) финансовые доходы фирмы, не связанные напрямую реализацией ею товаров и
услуг;
г) доход фирмы от единицы проданного товара.
10.
В экономическом смысле издержки - это:
а) затраты фирмы на факторы производства;
б) платежи фирмы своим поставщикам за приобретаемые факторы производства и
условно
начисленные расходы;
в) выплаты, которые делает фирма в процессе обычной деятельности, и ее
убытки; г) убытки фирмы.
11.
Акция- это:
а) удостоверение долга;
б) удостоверение права ее владельца на покупку или продажу другой ценной
бумаги в

предусмотренный в ней срок по зафиксированной в опционе цене;
в) удостоверение права на фиксированный доход;
г) удостоверение права собственности на долю в капитале
фирмы; 12. Фондовый рынок служит:
а) посредником для превращения свободный сбережений в инвестиции;
б) инвестором в капитал;
в) коммерческой организацией, торгующей ценными бумагами от своего имени и за
свой
счет;
г) для расчётов по сделкам с ценными бумагами.
13. Полные переменные издержки включают:
а) постоянные издержки на единицу продукции;
б) затраты фирмы, не зависящие от объёмов производства;
в) изменение общих издержек при изменении объёмов производства на единицу;
г) затраты фирмы, зависящие от объёмов производства.
13.
Экономическая прибыль - это:
а) разность полных доходов и бухгалтерских издержек фирмы;
б) разность полного дохода и бухгалтерских издержек;
в) разность полного дохода и экономических издержек фирмы;
г) разность полного дохода и средних издержек фирмы.
14.
Несовершенная конкуренция характеризуется:
а) свободными ценами, устанавливаемыми на основе баланса спроса и
предложения;
б) контролем над ценами со стороны других фирм или государства;
в) наличием множества фирм, которые конкурируют друг с другом;
г) существованием нескольких монополий, каждая из которых производит
уникальный
товар.
15.
В условиях совершенной конкуренции для максимизации прибыли
фирма должна производить такое количество товара, чтобы ее:
а) предельные издержки равнялись предельному доходу;
б) предельная прибыль была положительной;
в) предельный доход был выше предельных издержек;
г) предельная прибыль была отрицательной.
16.
Монополия для максимизации прибыли должна производить такое
количество товар, что бы ее:
а) предельных доход был выше предельных издержек, предельные издержки
равнялись
предельному доходу;
б) предельный доход был выше предельных издержек и продавать его по
монопольно
высокой цене;
в) предельная прибыль равнялась нулю;
г) предельные издержки равнялись пред активы предельному доходу его
монопольно
высокой цене.
17.
В балансе активы фирмы включают:
а) капитал фирмы и ее обязательства;
б) оборотные и внеоборотные активы;
в) резервы и нераспределенную прибыль;
г) займы и кредиты, кредиторскую задолженность.

18.
Менеджмент - это:
а) наука об управлении производством;
б) фирма с постоянной иерархией;
в) фирма с постоянной изменяющейся системой управления;
г) наука об управлении организацией.
19.
Инвестиция - это:
а) все, что создано трудом человека и используется для превращения ресурсов в
экономические блага;
б) денежные средства, на которые фирма покупает физический капитал;
в) увеличение капитала фирмы с целью извлечения дохода;
г) стоимостная оценка основного капитала, находящегося в собственности фирмы.
20.
Горизонтальный анализ баланса фирмы показывает изменение:
а) каждой статьи в абсолютных величинах, в процентах и как вклад в общее
изменение
баланса;
б) состав активов и пассивов фирмы;
в) активов и пассивов фирмы;
г) состава каждой статьи в абсолютных величинах и в процентах.

Ключи:
№ задания

ответ

№ задания

ответ

1

б

11

г

2

Г

12

г

3

а

13

г

4

г

14

б

5

а

15

в

6

б

16

б

7

а

17

б

8

б

18

г

9

б

19

в

10

а

20

а

Критерии оценивания

При выполнении заданий ставится отметка:
«2» - менее 50%
«3» - за 50-70% правильно выполненных
заданий, «4» - за 70-85% правильно
выполненных заданий, «5» - за правильное
выполнение более 85% заданий.

1.2 КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
Экзаменационные вопросы
1.

2.

Роль и сущность экономики. Ресурсы и потребности.

Собственность. Виды и формы. Субъект и объект собственности.

3.
Экономическая организация производства. Кривая производственных
возможностей.
4.
Организация хозяйственной деятельности. Кооперация и разделение
труда.
5.
Типы организации хозяйства. Натуральное и товарное производство.
6.
систем.
7.

Сущность экономической системы. Основные типы экономических

Микроэкономика. Закон спроса. Кривая и эластичность спроса.

8.
Предложение. Закон предложения, кривая
предложения.
9.
Организационно-правовые формы предприятий.

10.
фирмы.

и

эластичность

Фирма, бизнес, внутренняя и внешняя среда фирмы, главная цель

И.
Поведение фирмы в различных рыночных ситуациях: монополия и
конкуренция.

12.
Издержки производства; основные статьи расходов. Амортизация,
виды износа.
13.
Формирование капитала предприятия. Основной фонд и оборотные
средства.
14.
Ценообразование на рынке факторов производства: з/п, ссудный
капитал, земельная рента, прибыль.
15.
Семейный бюджет. Сбережения населения. Страхование.
16.
Основные макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, конечная
продукция.
Методы расчета ВНП.
17.
Деньги. История возникновения, типы и функции денег.
18.

Денежные агрегаты. Спрос на деньги и предложение денег.

19.

Денежно-кредитная система. ЦБ. Коммерческие банки.

20.

Рынок капитала. Основной и оборотный капитал предприятия.

21.
Предпринимательство.
Прибыль
предпринимателя.
предпринимательства.
22.
Макроэкономический кругооборот. Равновесие в экономике.
23.
экономике.

Виды

Экономический цикл. Фазы цикла. Причины появления кризиса в

24.

Экономический рост. Факторы роста. Инфраструктура города.

25.

Налоговая система РФ. Виды и функции налогов.

26.
Роль государства
Потребительская корзина.

27.
бюджета.

в

экономике.

Гос.

регулирование доходов.

Финансовая система РФ. Госбюджет, госдолг, дефицит и профицит

28.
29.

Банковская система государства. Двухуровневая структура БС в РФ.

30.

Сущность безработицы. Основные виды безработицы и методы

Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Участники РЦБ.

борьбы с безработицей.
31.

Службы занятости, порядок регистрации безработных в ЦЗ. Пособия

по безработице.

32.
Инфляция. Виды и причины роста инфляции. Антиинфляционная
политика РФ.

33.
Международная
торговля, свободная
Взаимовыгодность участия стран в торговле.

и

протекционистская.

34.

Международное разделение факторов производства. Мировой рынок.

35.

Мировое хозяйство. Международная экономика

36.

Страны, относящиеся к группе крупнейших стран с развитой

экономикой. Критерии классификации наименее развитых стран.

37.
38.

Связь между текущим балансом, инвестициями и сбережениями.
Международные экономические операции.

39.

Основные показатели международной торговли.

40.

Таможенные пошлины, их основные формы.

41.

Основные принципы международной торговой системы.

42.

Платежный баланс страны.

43.
44.

Кредитные и фондовые рынки.

45.

Основные виды валютного режима. Валютный рынок, его основные

46.

Основные вехи экономического развития России в XX - начале XXI

47.

Особенности современной экономики России.

48.

Проблемы Российской экономики.

Валютный курс и его котировка.

виды.
в.

49.
экономику.
50.

Основные пути интеграции экономики России в международную

Глобальные экономические проблемы. Экономика интернета.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.