ЕН.03 Химия 2021

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.ОЗ Химия

Код и наименование специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Квалификация выпускника: Специалист по поварскому и кондитерскому делу

Форма обучения: очная

Курс: 2
Семестр: 3,4

2021 г.

Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательного
учебного предмета «Химия» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной
программы для реализации основной профессиональной образовательной программы
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Приказ Министерства образования и науки РФ от 9
декабря 2016 г. № 1565 “Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело”, Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря
2016 г.
Регистрационный № 44828, регистрационный номер рецензии 3 85 от 23 июля 2015 г.
ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЕН.01 ХИМИЯ

1. Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательного учебного предмета ЕН.01 Химия и предназначена для
изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного
общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

1. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной
образовательной программы

Учебный предмет «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной
предметной области «Математического и естественнонаучного цикла» ФГОС среднего
общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, учебный предмет «Химия» изучается в
разделе «Дополнительные учебные предметы» ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). ФГОС
среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.
1. Цели и задачи предмета - требования к результатам освоения предмета:

Содержание программы предмета «Основы химии и биологии» направлено на достижение
следующих целей-.
• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химических знаний для
каждого человека;

• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в

создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и

процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной,
технической среды, — используя для этого химические знания;

• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной
системой ценностей^ формулировать и обосновывать собственную позицию;

• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и

обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений,

сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

Освоение содержания учебного предмета ЕН.01 «Химия» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:

• личностных:

— чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической
науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при
обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
— готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций
в этом;

— умение использовать достижения современной химической науки и научных
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;
• метапредметных:

— использование различных видов познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и
синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных
связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи,
применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для
изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
— использование различных источников для получения химической информации, умение
оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной
сфере;
• предметных:

— сформированность представлений о месте химии в современной научной картине
мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
— владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
— владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять
методы познания при решении практических задач;
— сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по
химическим формулам и уравнениям, описывать различные химические объекты и
законы;

— владение правилами техники безопасности при проведении практических работ;
— сформированность собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников.
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•

объяснения явлений, происходящих в природе, быту и на производстве с точки
зрения химии;

•

определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;

•

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

•

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;

•

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным
оборудованием;

•

критической оценки достоверности информации, поступающей из разных
источников.

1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 216 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 144 часов;
самостоятельной работы обучающегося 72 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЕН.01 ХИМИЯ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

216

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

144

в том числе:
лекции

56

практические занятия

88

ДФК

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

в том числе:
подготовка к практической работе, оформление отчета

36

подготовка к ДФК

20

подготовка презентаций

16

2.2 Тематический план и содержание
учебного предмета ЕН.01 ХИМИЯ

по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Наименование разделов и
тем
Теория химического
строения органических
веществ.

Предельные углеводороды

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Лекция:
1. Органическая химия- химия соединений углерода. Теория хим. строения орг.
веществ.
Практическое занятие:
1. Семинар « теория хим. строения органических веществ»
Самостоятельная работа:
1. Изучение конспекта учебного материала
2. Выполнение практических заданий
3. Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и деятельность А.М.
Бутлерова» (индивидуальный проект)
Лекция:
1. Предельные углеводороды. Гомологический ряд. Строение метана. Изомерия
и номенклатура алканов.
2. Получение и применение алканов. Химические свойства алканов.
3. Циклопарафины.

Объем
часов

Уровень
освоения

2

1

2

1

2
2
2

1
1
1

2

1
1
1

2
2

Практическое занятие:
1.Изомерия и номенклатура алканов.
2.Химические свойства алканов.
3.Семинар по теме «алканы»
4.Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по массовым
долям.
5. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по продуктам
сгорания.

Непредельные
углеводороды.

Самостоятельная работа:
1. Решение задач упражнений
Лекция:
1. Этилен. Строение, номенклатура алкенов. Получение и применение
алкенов.
2. Хим. свойства алкенов.

Практическое занятие:
1. Семинар по теме «алкены»
2. П/р Получение этилена и опыты с ним
3. Диеновые углеводороды. Природный каучук
4. Семинар «диеновые углеводороды»
5. Ацетиленовые углеводороды. Химические свойства алкинов.
6. Семинар «ацетиленовые углеводороды»
7. Решение задач

Самостоятельная работа:
1. Подготовить презентацию на тему: «Особенности строения алкенов»
2. Написать сообщение на тему: «Полиэтилен, его свойства и применение.
Поливинилхлорид и его применение»
3. Подготовить сообщение на тему: «Природный и синтетические каучуки».
4. Решение практических заданий.

2
2
2
2

2
2
2
2

2

2

2

2

1

2

1

2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1

2
2
2
2

2
2

2

2

Ароматические
углеводороды

Природные источники ув.

Спирты и фенолы

Лекция:
1. Бензол. Строение, свойства, получение и

применение. Гомологи бензола

Практическое занятие:
1. Семинар по теме «ароматические углеводороды»
2. Обобщение знаний об углеводородах. Генетическая связь пред., непред, и
ароматических углеводородов.
3. Решение задач и упражнений
4. Контрольная работа.
Самостоятельная работа:
1 Написать сообщение на тему: «Токсичность аренов. Проблема экологии.
Понятие об использовании ядохимикатов (пестицидов и гербицидов) на основе
требований охраны природы» (индивидуальный проект)
Практическое занятие:
1. Природные источники УВ. Природные и попутные нефтяные газы.
Нефть. Перегонка нефти. Крекинг нефти.
Коксохимическое производство.
Самостоятельная работа:
1. Подготовить презентацию на тему: «Природный газ»
2. Подготовить презентацию на тему: «Нефть - природный источник УВ»
Лекция:
1. Предельные одноатомные спирты. Получение и применение спиртов.
2. Хим. свойства спиртов.
3. Многоатомные спирты.
4. Фенолы.

Практическое занятие:
1. Семинар по теме «Спирты»
2. Решение задач и упражнений по теме «Спирты»

2

1

2
2
2
1

1
1
1
1

2
2

2

1

2
2

1
1

2
2
2
2

1
1
1
1
1

2
2

1
1

Альдегиды и карбоновые
кислоты.

Сложные эфиры. Жиры.

3. Генетическая связь между ув. и спиртами
Самостоятельная работа:
1. Подготовить презентацию на тему: «Губительное действие алкоголя на
организм человека» (индивидуальный проект)
2. Подготовить сообщение на тему: «Применение спиртов»
Лекция:
1. Альдегиды. Кетоны.
2. Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот.

2

1

2

3

2

1

2
2

1
1

2
2
2

2
2
2

Практическое занятие:
1.Семинар по теме «Альдегиды» и «Карбоновые кислоты».
2. Генетическая связь между классами органических веществ.
3. Хим. свойства карбоновых кислот.
П/р «получение и свойства уксусной
кислоты».
Самостоятельная работа:
1. Решение генетических цепочек
Лекция:
1. Сложные эфиры. Жиры. Состав, строение, свойства.

2

2

2

1

Практическое занятие:
1. Семинар по теме «Жиры». Переработка жиров. Понятие о СМС.
2. Контрольная работа.

2
1

1
1

Самостоятельная работа:
2
1. Подготовить сообщение на тему: «Синтетические моющие средства»
(индивидуальный проект)__________________________________________

3

Углеводы.

Азотосодержащие
органические соединения.

Лекция:
1. Понятие и классификация углеводов. Глюкоза. Фруктоза
2. Крахмал. Целлюлоза.

Практическое занятие:
1. Рибоза и дезоксирибоза. Сахароза и мальтоза.
Самостоятельная работа:
1. Подготовить сообщение на тему: «Превращение крахмала пищи в
организме»
2. Провести качественную реакцию на крахмал
Лекция:
1. Амины. Строение, свойства.
2. Аминокислоты, хим. свойства.
Самостоятельная работа:
1. Составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства
азотосодержащих органических соединений
2. Решение генетических цепочек.

Белки и нуклеиновые
кислоты.

Лекция:
1. Белки как высокомолекулярные соединения. Биологические функции белков.
Ферменты.
2. Нуклеиновые кислоты.

Самостоятельная работа:
1. Подготовить сообщение на тему: «Искусственная и синтетическая пища»
(индивидуальный проект)
2. Написать сообщение на тему: «Специфические свойства ферментов»
3. Написать сообщение на тему: «Успехи в изучении и синтезе белков»
4. Провести реакцию денатурации белка

2
2

1
1

2

1

2
1

2

1
2
2

1
1

2

1

2

1

2

1

1

1
1

2

3

2
2
1

2

Синтетические
высокомолекулярные
соединения.

Периодический закон и
периодическая система
химических элементов
Д.И.Менделеева

Лекция:
1. Понятие о ВМС. Пластмассы.
2. Каучуки. Синтетические волокна.

2
2

1
1

Практическое занятие:
1. Виды изомерии. Генетическая связь органических веществ.

2

1

2

2

2

3

2
2

1
1

1.Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева»

2

1

Лекция:
1 .Химическая связь
2. Кристаллические решетки. Дисперсные системы

2
2

1
1

Самостоятельная работа:
1. Подготовить презентацию на тему: «Важнейшие волокна, каучуки,
пластмассы»
2. Написать сообщение на тему: «Будущее полимерных материалов.
Необходимость создания полимеров , разлагающихся в естественных условиях
и не загрязняющих окружающую среду» (индивидуальный проект)
Практическое занятие:
1. Первоначальные хим. понятия и законы
2. Периодический закон и периодическая система. Строение электронных
оболочек

Самостоятельная работа:

Строение вещества

Самостоятельная работа:
1. Подготовить сообщение на тему: «Аморфные вещества в природе, технике,
быту»

2

2__________

Химические реакции:

Классификация веществ

Неметаллы

Практическое занятие:
1. Реакции ионного обмена
2. Классификация хим. Реакций
3. Скорость хим. Реакций
4. Хим. Равновесие
5. Гидролиз.
6. Окислительно- восстановительные реакции
7. Решение задач и упражнений. Контрольная работа.

Самостоятельная работа:
1. Изучение конспекта учебного материала
2. Решение практических заданий
Практические занятия:
1. Оксиды.
2. Основания
3. Кислоты.
4. Соли.
Самостоятельная работа:
1. Решение задач и упражнений
2. Написать сообщение на тему: «Кислоты органические и
неорганические
3. Изучение конспекта учебного материала
Лекция:
1. Общая характеристика неметаллов.
2. Водородные соединения неметаллов
Практическое занятие:
1. Окислительно- восстановительные свойства серной и азотной
кислоты
Самостоятельная работа:
1. Сообщение на тему: «Химия неметаллов в моей профессиональной
деятельности»
2. Изучение конспекта учебного материала

2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2 -

2
2

2
2

2
2
2
2

1
1
1
1

2
2

2
2

2

2

2
2

1
1

2

1

2

2

2

2__________

Металлы

3. Решение практических заданий
Лекция:
1. Общая характеристика металлов.
2. Общие способы получения металлов. Сплавы. Коррозия металлов.

2

2

2
2

1
1
1
1

Практическое занятие:
1. Металлы главных подгрупп
2. Металлы побочных подгрупп
3. Повторение и обобщение темы «металлы и неметаллы»
4. Контрольная работа по теме «Металлы. Неметаллы».

2
2
2
1

1
1
1
1

2

3

2
2

2
2

Самостоятельная работа:
1. Подготовить сообщение на тему: «Химия металлов в моей
профессиональной деятельности»
2. Роль химии в жизни общества
3. Подготовить презентацию на тему: «Химия в повседневной жизни»
(индивидуальный проект)
Всего

144

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЕН.01 ХИМИЯ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета естественных наук.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся, рабочее
место преподавателя.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор, принтер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
1. Белик В.В. Физическая и коллоидная химия: учебник для студ. Учреждений сред. проф.
Образования / В.В. Белик, К.И. Киенская. - 2-е изд., стер. М.: Издательский центр
«Академия», 2018. - 288с.

2. Валова (Копылова), В. Д. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа
[электронный ресурс]: Практикум / В. Д. Валова (Копылова), Е. И. Паршина. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2018. - 200 с.
3. Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», М., 2017. - 496 с.

4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и
специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования. — М., 2020. - 3 84 с.

5. Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для
профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение
(электронное учебное издание) для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2020.
6. Горбунцова С.В. Физическая и коллоидная химия (в общественном питании):

7. Учебное пособие / С.В. Горбунцова, Э.А. Муллоярова, Е.С. Оробейко, Е.В. Федоренко.
- М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2018 г. - 270 с
8. Ищенко А.А. Аналитическая химия: учеб. СПО/Ищенко А.А. Глубоков Ю.М.,
Говалачев В.А., Ефимова Ю.А. и др.]; под ред. Ищенко А.А.. -7-еизд.,стер- /- М. ИЦ
«Академия» 2019 г . - 320 с

Интернет-ресурсы
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ш (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www. enauki. Ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

www. 1 September, ru (методическая газета «Первое сентября»),
www. hvsh. Ru (журнал «Химия в школе»).
www. hij. Ru (журнал «Химия и жизнь»).

www. chemistry-chemists, com (электронный журнал «Химики и химия»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, других форм контроля, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований,
внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения
(виды деятельности обучающегося, ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и личностного развития

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

•

Участие во внеурочной
деятельности (олимпиадах,
конкурсах, неделях ПЦК,
«Студенческой весне»),

•

Систематическая подготовка к ЛПЗ.

•

Оформление портфолио.

•

Точное выполнение требований
преподавателя.

•

Рациональное планирование этапов
деятельности.

•

Оптимальный выбор методов и
способов выполнения практических
и самострельных работ.

•

Объективная оценка деятельности
студента в процессе учебной
деятельности.

•

Проведение своевременного
контроля и корректировки
деятельности в соответствии с
методическими указаниями.

•

Целесообразное использование
разнообразных источников
информации, включая Интернет,
при подготовке к ЛР, написании
рефератов, докладов, сообщений и
т.д.

•

Подготовка презентаций к
теоретическим занятиям.

•

Оформление результатов
деятельности с применением ИКТ в
соответствии с нормативными
документами, использование
портфолио.

•

Участие студентов в учебной
исследовательской деятельности

•

Корректное взаимодействие со
студентами, коллегами в процессе
учебной деятельности.

•

Соблюдение норм этикета и
профессиональной деятельности.

»

Оценка презентации проекта.

•

Самостоятельное групповое
оценивание.

®

Рейтинговая система оценки.

®

Открытая защита творческих работ.

•

Лабораторно - практический
контроль.

•

Использование портфолио.

ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий

•

Контроль за результатами работы
студентов в малых группах.

•

Рефлексия и саморефлексия
студентов.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.

•

Лист индивидуальных достижений.

•

Презентации исследовательских
проектов. Оформление
презентаций.

•

Оформление результатов работы в
виде газет, сборников задач.

•

Открытые защиты творческих и
проектных работ.

•

Взаимооценка и самооценка работ
студентами.

•

Разработка и защита рефератов,
докладов, сообщений, презентаций
в соответствии с изменяющимися
ИКТ.

«

Участие в фестивалях творческих

OK 5. Использование информационно коммуникационных технологий в
профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в профессиональной
деятельности

проектов.

•

Участие в конкурсах, олимпиадах.

•

Участие в предметных неделях.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.