ЕН.02 экологические основы природопользования 2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промы шлейный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН. 02 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Профиль получаемого профессионального образования: Естественнонаучный

Код и наименование специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Квалификация выпускника: Специалист по поварскаму и кондитерскому делу

Форма обучения:очная
Курс :2

Семестр: 3

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

5. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН 02 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1 . Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
1.2 .
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной образовательной программы: профессиональный
цикл
1.3 Цель изучения дисциплины - студенты должны усвоить, что в природе
все целесообразно и взаимосвязано, любое вмешательство человека в
природные процессы имеет свои пределы. Задачи, решаемые при изучении
курса: - выделить основные законы и понятия экологии, без которых
невозможно создание экологически-чистых производственных линий и
технологий; рассмотреть структуры сообществ, условия их устойчивости и
примеры вредного влияния хозяйственной деятельности человека; выявить
особенности функционирования городских экосистем и возможности
адаптации человека к жизни в современном городе; рассмотреть проблемы
и перспективы рационального природопользования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и
причинах возникновения экологического кризиса;
- иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге
окружающей среды;
- иметь представление об экологических принципах рационального
природопользования; знать:
- основные экологические понятия и термины;
- основные пути и механизмы адаптации организмов к неблагоприятным
условиям окружающей среды;
- законы функционирования природных экосистем;
- характер формирования биосферы и техносферы;
- совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы;
- основы рационального природопользования;
уметь:
- грамотно объяснять экологические процессы и явления;
- проводить мониторинг окружающей среды;
- владеть методами экологических расчетов;

- на основании полученных расчетов делать анализ, формировать выводы и
обобщения;
- делать прогноз на будущее по изменению экологической ситуации.
Основное назначение дисциплины
- дать теоретические знания в области экологии и природопользовании,
которые позволяют овладеть практическими методами расчета параметров
производственных ресурсов, экономических затрат и результатов
деятельности предприятия.
При изучении дисциплины должны быть сформированы следующие
компетенции:
Компетенции - это комплекс сформированных в процессе изучения
учебного курса возможностей эффективного поведения в профессиональной
деятельности (осуществления конкретных профессиональных функций).
Компетенции бывают:
- Общие: готовность к самостоятельной работе, умение работать в
коллективе, способность к решению проблем, принятию решений и др.
-Универсальные; готовность к работе с компьютером; способность и
готовность использовать знания о наиболее общих закономерностях и
явлениях природы, жизненного опыта в профессиональной деятельности,
способность к общению с окружающей средой и коллегами.
-Профессиональные: знать историю развития экологии, формировать
интерес к событиям в окружающей действительности, развивать
способности принимать самостоятельные экологически-обоснованные
решения, делать рациональный выбор в экологической ситуации, знать
современное состояния экологической ситуации, основные экологические
тенденции, готовность охарактеризовать экологическую проблему и найти
пути к ее решению, готовность применить нормативно-правовые акты в
области экологии и природопользования.
Каждая из выделенных компетенций подтверждается комплексом знаний,
умений и навыков, сформированных у студента в процессе изучения
учебного курса. Профессионально - важные качества специалиста:
мобильность,
усидчивость,
внимательность,
оперативная память,
аккуратность, склонность к работе с окружающей средой, аналитические
способности.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося - 54 часов, в
том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 36
часов; самостоятельная работа обучающегося 18 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка(всего)
36
Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего) в том
36
числе:
Лекции
14
практические занятия
22
лабораторные работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН. 02 Экологические основы природопользования
Наименование
разделов и тем

1
Раздел 1.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
1
Содержание учебного материала

1 Введение.
Тема 1.1.
Особенности взаимодействия общества и природы.
Природные ресурсы
Принципы и методы природопользования.
и
рациональное
Условия устойчивого состояния экосистем.
природопользование. 2 Природные ресурсы и их классификация.
Задачи охраны окружающей среды, природо-ресурсный потенциал и
охраняемые природные территории Российской Федерации.
Практические занятия
№ 1 описание антропогенных изменений в естественных природных
ландшафтах местности окружающей обучающегося.

Семинар на тему «охрана природы»
Самостоятельная работа обучающихся
подготовить рефераты
«Источники энергии», «Растительные ресурсы. Факторы воздействия
человека на растительность», «Ресурсы животного мира России», «Особо
охраняемые природные территории», «Современное состояние
окружающей природной среды России».
Создание презентаций «Современное состояние окружающей природной
среды Крыма», «Особо охраняемые территории России»

Объем
часов

Уровень
освоения

3

4

4

2

1

б

7

Тема 1. 2.
Загрязнение
окружающей среды.

Содержание учебного материала
1 Загрязнение окружающей среды.
Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду.
Природные ресурсы и их классификация.
Основные источники техногенного воздействия на окружающую
среду.
2 Основные источники и масштабы образования отходов производства.
Определение, виды и размерность ПДК.
Экологизация производства
Практические занятия
№ 2 Описание жилища человека как искусственной экосистемы

Контрольные работы «Концепция устойчивого развития»

Тема 1. 3.
Природоохранный
потенциал.

Самостоятельная работа обучающихся
Составить конспект по теме: «Воздействие промышленного предприятия
на окружающую среду. Виды загрязнений».
Содержание учебного материала
1 Способы предотвращения и улавливания выбросов, принципы работы
аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов химических
производств, основные технологии утилизации газовых выбросов.
2 Методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы
аппаратов обезвреживания и очистки стоков химических
производств, основные технологии утилизации стоков.
3 Захоронение и утилизация твёрдых отходов.
Основные технологии утилизации твердых отходов.
Классификация отходов.

2
4

2
1

4

2

б

Лабораторные работы
1 Определение качества воды.
Практические занятия
№ 3 . Решение экологических задач на устойчивость и развитие

2

№ 4 : Сравнительное описание естественных природных систем и
агроэкосистемы

б

Контрольные работы «Экология как научная дисциплина»

Раздел 2.

Тема 2.1.
Государственные и
общественные
организации по
предотвращению
разрушающих
воздействий на
природу.

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений «Методы переработки токсичных компонентов»,
«Классификация отходов по формам и видам».
Составить конспект по теме: «Способы предотвращения и улавливания
выбросов», «Методы очистки промышленных сточных вод».
Содержание учебного материала

1 Правовые и социальные вопросы природопользования.
Принципы и методы мониторинга окружающей среды.
Принципы и методы экологического контроля и экологического
регулирования.
2 Конференция ООН по окружающей среде и развитию.
Зачёт по разделам дисциплины.
Практические занятия
№ 7 Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

1

6

2

4

2

Контрольные работы «Среда обитания человека и экологическая
безопасность»
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка рефератов «Принципы и правила международного
сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей
среды».
Тематика курсовой работы (проекта)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
Всего:

1

2

-

54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫЗ. 3.1
Требования к минимальному материально - техническому
обеспечению
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета предметов
профессиональных дисциплин №211:
Программно-методическое обеспечение: Государственный
стандарт среднего профессионального образования Российской Федерации
по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
.методические рекомендации по организации образовательного процесса;
поурочные планы; комплекты заданий для контрольных работ, срезов;
тесты;
комплекты экзаменационных билетов; паспорт кабинета; методическая
литература; учебная литература; справочная литература; иные
информационные ресурсы: видеофильмы; диски; плакаты;
демонстрационные стенды.
Технические средства обучения: Компьютер; проектор; телевизор;
видеомагнитофон; микроскоп
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Е.С. ТУПИКИН «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ» 2020
Издательский центр «Феникс»

2. Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова «Природопользование»; 2018 г.
3. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина «Экология», учебное пособие; 2017 г.
4. А.Н.Голицын. Основы промышленной экологии. М.: Издательский
центр
«Академия», 2018г.
5. В.М. Питулько. Экологическая экспертиза. М.: Издательский центр
Академия, 2019г.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.alleng.ru/edu/ecolog2.htm ;
2. http://studyspace.ru/skachat-uchebnik/besplatno-skachat-uchebnik-poekologiibesplatno-skachat-Iektsii-po-eko.html;
3. http://www.ecolife.ru/;
4. http://www.zelife.ru/
5. http://ecoportal.su/

4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Умения:
-грамотно объяснять экологические процессы и явления самостоятельная
работа,
-проводить мониторинг окружающей среды практическое занятие
-владеть методами экологических расчетов практическое занятие
-на основании полученных расчетов делать анализ,
-формировать выводы и обобщения
-делать прогноз на будущее по изменению экологической
ситуации

Знания:
-понимание основных экологических понятий и терминов
-основных путей и механизмов адаптации организмов к
-неблагоприятным условиям окружающей среды
-законов функционирования природных экосистем
-характера формирования биосферы и техносферы;
-совместимости человеческой цивилизации с законами
Биосферы
-основ рационального природопользования

5. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
в форме дифференцированного зачета
Входной контроль
1. Экология - это?
а) наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды
б) наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их
обитания
в) наука о взаимодействии живых организмов и человека
г) наука о загрязнении окружающей среды
2. Раздел биологии, изучающий совокупность взаимосвязей между живыми и
неживыми компонентами природной среды — это
а) биология
б)зоология
в) экология
г) экономика
3. С каким материальным » домом «, где живёт человек, экология имеет
дело?
а) биосферой
б) литосферой
в) атмосферой
г) гидросферой
4. Экология требует знания каких наук?
а) технических
б) социальных
в) естественных
г) а, б, в
5. За сколько поколений до нас появилось земледелие?
а) 10-20
б) 100-300
в) 50-60
г) более 600
6. «Этим рычагом человек овладел всем живым веществом на планете ...».
Каким?
а) земледелием
б) торговлей
в) промышленностью
г) скотоводством
7. Относительная недостаточность нефти наступила:

а) в 70-е годы, во время ”нефтяного кризиса”
б) 17 августа 1998 года
в) наступит, когда будут израсходованы все запасы нефти в мире
г) наступит, когда будут израсходованы все доступные запасы нефти в мире
8. Закономерное сочетание разных организмов, обитающих в определённом
биотопе -это ...
а) биоценоз
б) биом
в) биота
г) бентос
9. Как называются организмы, способные производить органическое
вещество из неорганического, используя энергию света:
1) редуценты
2) автотрофы
3) консументы
4) симбиотрофы
10. Компоненты экосистемы, поедающие готовые органические вещества,
называются:
1) редуцентами
2) продуцентами
3) консументами
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в
аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания:
30
мин.
3. Вы можете воспользоваться
___________________ _
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 - 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 - 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
(Задания для проведения текущего контроля.)

Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной
учебной работы по курсу дисциплины. Данный вид контроля должен
стимулировать стремление к систематической самостоятельной работе по

изучению учебной дисциплины, овладению общими компетенциями,
позволяет отслеживать положительные результаты и планировать
корректирующие мероприятия.
Задания для проведения текущего контроля
Теоретические вопросы для текущего контроля знаний.
1.Что означает слово «Экология»? Кто впервые предложил использовать
понятие «Экология»? Что составляет предмет изучения биологической,
глобальной, социальной экологии?
2. Каковы плюсы и минусы промышленной революции?
3. Почему принято говорить о единстве организма и среды?
4. Какую роль играет вода в биосфере? Каковы основные источники
загрязнения воды?
5. Что такое почва? Какие виды загрязнения почвы вам известны? Что такое
эрозия почвы? Каковы её последствия?
6. Обоснуйте необходимость создания Красной книги, приведите примеры.
7. Стоит ли разрешать охоту на диких животных? Если да, то можно ли
сделать так, чтобы охота не наносила урона популяции этих животных?
8 .Назовите основные причины ускоренного роста численности населения
Земли.
9. Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень
шума?
Ю.Каковы основные источники радиационного загрязнения?
11 . Что такое рациональное и нерациональное природопользование.
12 .Приведите примеры антропогенных воздействий на атмосферу, водную
среду, почву.
13 .Поясните, каким образом можно использовать энергию волн, ветра,
солнца; приведите примеры.
14 . Дайте определение основных видов охраняемых территорий.
15 . Каково значение лесов в природе и в жизни людей?
16 . Что такое экологический мониторинг? Охарактеризуйте виды и методы
мониторинга.
19 .Дайте определение экологического права. Какие организации
осуществляют международное сотрудничество в области охраны
окружающей среды?
20 .Почему необходимо международное сотрудничество в деле охраны
природы?
21 .Какова роль Организации объединенных Наций и ее подразделений
ЮНЕСКО, ЮНЕП и МСОП в деле охраны природы?

Задание для самостоятельной работы
Используя рекомендуемую литературу, ответить в отдельной тетради на
следующие вопросы:
1. Что такое экология. Предмет изучения и задачи экологии.
2. Дайте характеристику экологическим факторам.
3. Лимитирующие экологические факторы.
4. Кривая толерантности. Закон Шелдфорда.
5. Статические и динамические показатели популяций.
6. Биоценоз, биогеоценоз, экосистема.
7. Трофические сети.
8. Продуценты, консументы, редуценты.
9. Схема потока вещества и энергии в экосистемах.
10. Биосфера, её границы.
11. Живое, косное, биогенное, биокосное вещество.
12. Функции живого вещества.
13. Характеристика загрязнений окружающей среды: химического,
физического, биологического, механического.
14. Парниковый эффект.
15. Озоновые дыры.
16. Кислотные дожди.
17. Смог.
18. Экологический кризис и экологическая катастрофа. Пути выхода.
Контрольная работа №1
на тему: «Экология как научная дисциплина»
ЗАДАНИЕ
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
1. В природе насчитывается сред обитания:
а) 1
6)3
в) 2
г) 4
1. Главной особенность наземно-воздушной среды обитания является:
а) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха
б) достаточное количество кислорода и значительное изменения
температуры воздуха
в) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха
г) достаточное количество кислорода и незначительное изменения
температуры воздуха
1. Главной особенностью почвенной среды является:

а) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание
углекислого газа, а также малое колебание температуры
б) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а также малое
колебание температуры
в) повышенное содержание кислорода и пониженное содержание
углекислого газа, а также малое колебание температуры
г) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительные
колебания температуры
1. Главной особенностью водной среды обитания является:
а) нехватка воды и значительные изменения ее температуры
б) нехватка воды и незначительные изменения ее температуры
в) достаточное количество воды и значительные изменения ее температуры
г) достаточное количество воды и незначительные изменения ее
температуры
1. Главной особенностью организменной среды обитания является:
а) нехватка воды и значительные изменения ее температуры
б) нехватка воды и незначительные изменения ее температуры
в) достаточное количество воды и значительные изменения ее температуры
г) отсутствие света и атмосферного воздуха, практически постоянная
температура, высокая влажность, обилие питательных веществ
1. У обитателей почвы лучше всего развиты органы:
а) зрения
б) обоняния и осязания
в) слуха и зрения
г) слуха
1. Для дыхания в наземно-воздушной среде животные чаще всего
используют:
а) кожу и трахеи
б) жабры
в) легкие
г) трахеи
1. Дышать в водной среде животные могут с помощью:
а) легких
б) трахей или легких
в)трахей
г) жабр или кожи
1. Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глазки, или они у них
отсутствуют по причине:
а) избыток количество влаги

б) отсутствие в почве света
в) наличие в почве твердых частичек, которые могут повредить глаза
г) недостатка кислорода и избытка углекислого газа
1. Замор рыб возникает в следствии:
а) высокой температуры воды
б) нехватка кислорода в воде
в) отсутствия корма
г) низкой температуры воды
1. Экологические факторы - это ...
а) взаимоотношения человека и животных
б) условия, под воздействие которых обитает живой организм
в) живые организмы
г) среда обитания живых организмов
1. К экологическим факторам относятся
а) биологические факторы
б) биотические факторы
в) абиотические факторы
г) антропогенные факторы
1. К биотическим факторам относятся
а) поедание медведем малины
б) погоня волка за зайцем
в) снег
г) выхлопные газы автомобиля
1. К абиотическим факторам относятся
а) опыление цветка пчелами
б) дождь
в) повышение температуры воздуха
г) бытовой мусор
1. К антропогенным
1. факторам относятся
а) выброс сточных вод в реку
б) осушение болота
в) солнечный свет
г) поедание медведем малины
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в
аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания:
30
мин.
3. Вы можете воспользоваться

Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 - 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 - 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов

Контрольная работа № 2
на тему: «Среда обитания человека и экологическая
безопасность»
ЗАДАНИЕ (тестовые задания)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
1. Отличительные особенности живых организмов:
а) способность мыслить
б) способность расти и развиваться
в) способность к саморегуляции
г) способность чувствовать
д) способность к самовоспроизведению
е) способность двигаться.
2. Основная единица строения всех организмов:
а) атом
б) молекула
в) клетка
г) органы
е) изотоп
3. Химические элементы, входящие в состав живых организмов называются:
а) биогенами
б) канцерогенами
в) мутагенами
4. В темновую фазу фотосинтеза происходит:
1) запасание энергии в АТФ;
2) синтез углеводов;
3) выделение кислорода.
5. Генетическая информация о структуре белков в клетках закодирована:
а) в ДНК
б) в липидах
в) в углеводах
6. Продолжите фразу «Совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции

называется...».
7. Автотрофы это:
а) организмы, требующие для своего роста и развития готовых органических
соединений
б) организмы, не требующие для своего роста и развития готовых
органических соединений
8. Гетеротрофные организмы, питающиеся другими организмами или части­
цами органического вещества и перерабатывающие их в другие формы, на­
зываются:
а) консументами
б) продуцентами
в) редуцентами
г) авторофами
9. Условия существования это:
а) совокупность необходимых для организма элементов питания
б) совокупность необходимых для организма элементов среды обитания
10. Толерантность это:
а) минимально приемлемые значения экологического фактора
б) максимально приемлемые значения экологического фактора
в) весь интервал диапазона по какому либо экологическому фактору
11. Экологические факторы это:
а) все элементы среды, воздействующие на организм
б) только температурный фактор
в) только пищевой фактор
12. Что представляют собой абиотические факторы?
а) факторы живой природы
б) факторы не живой природы
в) особые химические факторы
г) радиационные факторы
13. Антропогенные факторы это:
а) факторы климатической природы
б) факторы биологической природы
в) факторы, вызванные деятельностью человека
14. Оптимальные условия для организма достигаются при:
а) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для
жизне­
деятельности
б) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для
размножения

в) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для роста
организма.
15. Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в наземно­
воздушной среде?
а) ограниченное количество кислорода;
б) значительные колебания температуры;
а) состав органического вещества;
г) возможность потерять хозяина.
16. Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в водной
среде?
а) количество кислорода;
б) значительные колебания температуры;
в) состав органического вещества;
г) возможность потерять хозяина.
17. Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в почве?
а) ограниченное количество кислорода;
б) значительные колебания температуры;
в) влажность;
г) возможность потерять хозяина.
Дайте ответы на вопросы:
1 .Назовите основные причины ускоренного роста численности населения
Земли.
2 .Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень
шума?
3 .Приведите примеры антропогенных воздействий на атмосферу, водную
среду, почву.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в
аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания:
45
мин.
3. Вы можете воспользоваться конспектом
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 - 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 — 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов

Контрольная работа № 3
на тему: «Концепция устойчивого развития»
ЗАДАНИЕ

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
1. В каком году была принята Концепция перехода РФ к устойчивому
развитию:
а) 1992 г.
б) 1996 г.
в) 1998 г.
г) Нет правильного ответа
2. Какой тип экономики характерен для слабого устойчивого развития:
а) Экологосбалансированный
б) Устойчивый
в) Природоемкий
г) Нет правильного ответа
3. К какому виду программ можно отнести Базельскую конвенцию по
трансграничной перевозке отходов:
а) Региональная
б) Международная
в) Глобальная
г) Нет правильного ответа
4. К какой группе программ относится программа радиационной
реабилитации территории Уральского региона:
а) Локальная
б) Глобальная
в) Региональная
г) Нет правильного ответа
5. Какой тип развития соответствует современной мировой экономике:
а) Экологосбалансированный
б) Техногенный
в) Устойчивый
г) Нет правильного ответа
6. В каком году была принята мировая программа устойчивого развития:
а) 1992 г.
б) 1995 г.
в) 1998 г.
г) нет правильного ответа

7. Когда проходила последняя международная конференция по устойчивому
развитию:
а) 1992 г.
б) 1995 г.
в) 2002 г.
г) Нет правильного ответа
8. Какие международные финансовые институты в области охраны ОС
действуют в мире:
а) Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
б) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
в) Всемирный банк (ВБ)
г) Все перечисленные
9. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
а) изменением климата
б) геологическими процессами
в) высокими темпами прогресса
10. Природные ресурсы можно разделить на:
а) исчерпаемые
б) неисчерпаемые
в) заменимые
г) незаменимые
д) реальные
е) потенциальные
11. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере
Земли:
а) углекислого газа
б) сернистого газа
в) фреона
г) аэрозолей
12. Что означает ЮНЕП?
а) Организация по защите животных
б) Программа ООН по окружающей среде
в) Организация «Зеленый крест»
13. Аэрозоли, образующиеся в результате хозяйственной деятельности
человека, называются:
а) фоновыми
б) антропогенными
в) стратосферными.
14. Использование вторичного сырья для экосистем:

а) вредно
б) безразлично
в) нарушает пищевые цепи
г) полезно
15. Какие природоохранные мероприятия, из перечисленных ниже, снижают
выброс загрязняющих веществ:
а) внедрение малоотходных и безотходных технологий;
б) строительство высоких и сверхвысоких труб;
в) оптимальное расположение промышленных предприятий и
автотранспортных магистралей.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания; задание выполняется на занятие в
аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания:
30
мин.
3. Вы можете воспользоваться
конспектом
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» -100% правильных ответов
«4» - 99 - 75% правильных ответов
«3» - 74 - 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных от



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.