оудп 10 экономика 2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДп 10 ЭКОНОМИКА
Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Код и наименование специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Квалификация выпускника: спеииалист но поварскому и кондитерскому делу

Форма обучения: очная

Курс: 1

Семестр: 1,2

2021 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
ОУДп.Ю Экономика разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности/профессии 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело

утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 №1565 (Зарегистрировано
в Минюсте России 20.12.2016 N 44828)
с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2021/2022 учебный год.

Разработчик: Омаров М.А., преподаватель Экономики, ИПК.

Рецензенты / эксперты:

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп.ЮЭКОНОМИКА

1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУДп.Ю «Экономика» является частью
программы подготовки специалистов среднего звена и разработана на основе требований
ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и
результатам освоения учебной дисциплины и в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ: среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), а также
федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки
специалистов по специальностям среднего профессионального образования социальноэкономического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина
ОУДп.Ю
Экономика
относится
к
обязательной
части
общеобразовательного цикла и изучается как профильная дисциплина.

1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов
личностных:
р азвитие личностных, в том числе духовных и физических качеств,
обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов
личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение
своих места и роли в экономическом пространстве;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
метапредметных:
- овладение умениями формулировать представления об экономической науке как
системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения
экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных
направлений современной экономической мысли;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою
жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания,
подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить
экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся
проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества
гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в
Конституции Российской Федерации;
- генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам
как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение

применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего
анализа общественных явлений;
предметных:
- сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества
как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества,
сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
- сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и
принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и
общества в целом;
- владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию
для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе
базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя,
производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника,
работодателя, налогоплательщика);
- способность к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание
особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
- понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
Целью освоения дисциплины является:
- освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором
осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и
государства;
- развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения
при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя,
окружения и общества в целом;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и
предпринимательской деятельности;
- овладение умением находить актуальную экономическую информацию в
источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической
информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в
том числе в семье;
- овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
ф ормирование
готовности использовать
приобретенные знания
о
функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной
трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
- понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России,
умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:
1) формированию у обучающихся современного экономического мышления,

потребности в экономических знаниях;
2) овладению умением подходить к событиям общественной и политической
жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
3) воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности;
4) формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей
трудовой деятельности.
Общие и профессиональные компетенции ФГОС СПО
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно
к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.5. Количество часов на освоение программы:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов. в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов,
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов,

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп.Ю ЭКОНОМИКА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Трудоемкость (учебная нагрузка обучающегося)
Объем
Семестры
образователь
ной
2
1
программы,
час.
34
44
78
Аудиторные занятия:
в том числе:
48
20
28
лекции (Л)
14
16
30
практические занятия (ПЗ)
консультации
Самостоятельная работа обучающихся (СРС)
(всего)
Индивидуальный проект
Форма
промежуточной
аттестации:
дифференцированный зачет в 1 семестре, экзамен
во 2 семестре
Общая трудоёмкость

2.2. Тематический план ОУДп.Ю Экономика

Количество часов
Макс,
учебная
Теоретические
Наименование тем
№ п/п
нагрузка на
занятия
студента,
час.
Тема 1 Экономика и экономическая наука
Потребности
общества.
Важнейшие
1
2,5
1
экономические ресурсы.
Ограниченность экономических
ресурсов 2
4
2
главная проблема экономики.
Факторы производства. Заработная плата.
1
3
3
Формы оплаты труда.
Прибыль.
Рентабельность.
Рента.
Теории
2
4
4
происхождения процента.
1
Анализ основных экономических показателей:
2,5
5
прибыль, рентабельность.
1
2,5
Выбор и альтернативная стоимость.
6
1
2,5
Типы
экономических
систем.
7
1
2
Собственность и конкуренция.
8
Экономическая свобода. Значение специализации
1
2
9
и обмена.
Тема 2 Семейный бюджет
Семейный бюджет. Источники доходов семьи.
1
2,5
10
Статьи расходов.
Реальная и номинальная заработная плата.
2
4
И
Страхование.
1
Составить и проанализировать доходы и расходы
2,5
12
семьи.

Самостоятельная
работа
обучающихся

Практические занятия

0,5

1

1

1

1

1

1

1

0,5

1

0,5
0,5

1
1
0,5
0,5

0,5

1

1

1

0,5

0,5

0,5

1

13
14
15
16

17
18

19

20

21
22

23

24

25

26
27

Тема 3 Товар и его стоимость
1
2,5
Понятие цены. Понятие стоимости товара.
Тема 4 ’ыночная экономика
2
4
Рыночный механизм. Закон спроса, предложения
1
2
Рыночное равновесие.
1
2,5
Рыночные структуры.
Экономика предприятия: цели, организационные
1
3
формы.
1
Понятие предприятия и его роль в рыночной
3
экономике.
Общая
производственная
структура
1
3
предприятия.
Производственная функция. Показатели уровня
1
3
производительности труда.
Издержки предприятия и себестоимость его
1
2,5
продукции. Сметы затрат на производство
Предельные
издержки
производства.
1
3
Ценообразование. Доход предприятия.
1
Расходы
организации,
экономическое
2,5
содержание.
Тема 5 Труд и заработная плата
Проблемы спроса на экономические ресурсы.
1
3
Фактор труд и его цена.
Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие
1
3
заработной платы.
2
4
Организация оплаты труда. Форма оплаты труда.
Политика государства в области занятости
2
1
населения.

0,5

1

1
0,5

1

0,5
1

1
1

1

0,5

1

1

1

1

1

0,5

1

1

1

0,5

1

1

1

1

1

1
0,5

1

0,5

Тема 6 Деньги и банки
4
2
2,5

1

0.5

1

0, 5
0,5

1
0,5
1
0,5

0,5

1

0,5

1

1
0,5

1

2

28
29
30

Деньги: сущность и функции.
Экономическое понятие функции денег.
Понятие банковской системы.

31

1
2
Виды банковских операций.
Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый
1
2,5
рынок.
1
2,5
Инфляция и ее социальные последствия.
Тема 7 Государство и экономика
1
3
Роль государства в развитии экономики.
1
Общественные блага и спрос на них.
1,5
1
Методы
государственного
регулирования
2,5
рыночной экономики.
1
Налоги и налогообложение.
1,5
1
3
Понятие государственного бюджета.
1
Дефицит и профицит государственного бюджета.
2,5
Основы
денежно-кредитной
политики
1
2,5
государства.

32
33

34
35
36
37
38
39
40

41
42

Международная
торговля
интеграции национальных экономик.
Глобализация мировой экономики

Тема 8 Мевдународная экономика
индикатор
2,5
1

2,5

1

1

0,5

1

0,5
1
0,5
0,5

1
1
1

0,5

1

0,5

1

1

43
44

Особенности современной экономики России.
Факторы, характеризующие производственные
различия национальных экономик.
Формой контроляявляется дифференцированный
зачет
Итого

2,5
2,5

117

1
1

48

0,5

0,5

30

1
1

_______ 39_______

Содержание учебной дисциплины ОУДп.10 Экономика
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
Наименование разделов дисциплины

Введение

Потребности
человека
ограниченность ресурсов.

Факторы производства. Прибыль и
рентабельность.

Содержание учебного материала
Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи при освоении
обучающимися специальностей СПО для подготовки специалистов в условиях
многообразия и равноправия различных форм собственности.
Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной
экономики.
Теоретические занятия
1. Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи
Тема 1 Экономика и экономическая наука
Содержание учебного материала
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и
экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд,
земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических
ресурсов - главная проблема экономики. Границы производственных
и возможностей.

Теоретические занятия
1.Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и
экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы.
2.Ограниченность экономических ресурсов - главная проблема экономики.
Границы производственных возможностей.
Содержание учебного материала
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда.
Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибьши.
Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные
подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента.

Теоретические занятия
1. Факторы производства. Заработная
Поощрительные системы оплаты труда.

плата.

Формы

оплаты

труда.

Выбор и альтернативная стоимость.

2.Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента.
Земельная рента. Научные подходы к категории процента.
Практические занятия
1. Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность.
Содержание учебного материала
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная
и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
Теоретические занятия
1. Выбор и альтернативная стоимость.

Типы экономических систем

Собственность и конкуренция

Экономическая свобода. Значение
специализации и обмена.

Содержание учебного материала
Традиционная экономика.
«Чистая» рыночная экономика.
Механизм
свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные
государственные функции при рыночной экономике. Административнокомандная экономика. Условия функционирования командной экономики.
Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в
хозяйственной деятельности.
Теоретические занятия
1. Типы экономических систем
Практические занятия
1.Типы экономических систем
Содержание учебного материала
Понятие собственности. Собственность как снова социально-экономических
отношений. Собственность как экономическая категория в современном
понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.
Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная
политика государства.
Теоретические занятия
1. Собственность и конкуренция
Содержание учебного материала
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для
формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен.

Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы
обмена.
Теоретические занятия
1. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.
Содержание учебного материала
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов.
Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата,
реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование
Теоретические занятия
Тема 2 Семейный бюджет
1.Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов.
Личный располагаемый доход.
2.Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы.
Сбережения населения. Страхование
Практические занятия
1 .Составить и проанализировать доходы и расходы семьи.
Содержание учебного материала
Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.
Теоретические занятия
Тема 3 Товар и его стоимость
1 .Понятие стоимости товара.
Практические занятия
1 .Понятие цены. Понятие стоимости товара.
Тема 4 Рыночная экономика
Содержание учебного материала
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон
Рыночный механизм. Рыночное спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон
предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия.
равновесие. Рыночные структуры.
Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная
эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.
1.Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон
спроса. Факторы, влияющие на спрос.
2.Закон предложения. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по доходу.
3 .Рыночные структуры.

Содержание учебного материала
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская
деятельность.
Виды
предпринимательской
деятельности.
Цели
предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия.
Экономика
предприятия:
цели, Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.
Теоретические занятия
организационные формы.
1 .Экономика предприятия: цели, организационные формы.
Практические занятия
2.Понятие предприятия и его роль в рыночной экономике. Типы коммерческих
организаций.
Содержание учебного материала
Общая
производственная
структура
предприятия.
Инфраструктура
предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов.
Производственный и технологический процесс. Производственный цикл.
Основные
формы
организации
производства.
Основной
капитал.
Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль
оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства.
Производственная функция.
Материально-технические
и
социальноОрганизация производства.
экономические
факторы.
Нормирование
труда.
Характеристика
производительности труда. Методы измерения производительности труда.
Показатели уровня производительности труда.
Теоретические занятия
1.Общая производственная
структура предприятия. Инфраструктура
предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов.
2. Характеристика производительности
труда.
Методы
измерения
производительности труда. Показатели уровня производительности труда.
Содержание учебного материала
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация
Производственные затраты. Бюджет издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на
себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход
затрат
предприятия
Теоретические занятия

1.Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация
издержек предприятия. Сметы затрат на производство.
2.Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства.
Ценообразование. Доход предприятия
Практические занятия
1. Расходы организации, экономическое содержание.
Тема 5 Труд и заработная плата
Содержание учебного материала
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок
труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и
реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда.
Поощрительные системы оплаты труда.
Теоретические занятия
Рынок труда. Заработная плата и
1.Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок
мотивация труда
труда и его субъекты. Цена труда.
2.Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы.
Номинальная и реальная заработная плата.
3. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда.
Практические занятия
1. Заработная плата (позиция работника и работодателя).
Содержание учебного материала
Безработица.
Фрикционная
безработица.
Структурная
безработица.
Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в
области занятости населения.
Безработица. Политика государства в Теоретические занятия
1. Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица.
области занятости.
Циклическая безработица.
2. Управление занятостью
3.Политика государства в области занятости населения.
Практические занятия
1. Основные способы купли-продажи рабочей силы.

Наемный труд и профессиональные
союзы.

Деньги и их роль в экономике.

Банковская система

Ценные бумаги: акции, облигации.
Фондовый рынок.

Содержание учебного материала
Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов.
Гарантии прав профсоюзов.
Защита прав профсоюзов.
Обязанности
профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Теоретические занятия
1.Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов.
Гарантии прав профсоюзов.
2.Наемный труд и профессиональные союзы.
Тема 6 Деньги и банки
Содержание учебного материала
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера
стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа.
Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена.
Денежный запас. Роль денег в экономике.
Теоретические занятия
1. Деньги: сущность и функции. Закон денежного обращения.
2. Роль денег в экономике
Практические занятия
1. Экономическое понятие функции денег
Содержание учебного материала
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое
положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ.
Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и
функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды
банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Теоретические занятия
1 .Понятие банковской системы.
2.Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые
учреждения
Содержание учебного материала
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций.
Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рьшок.

Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции
Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход
управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в
России.
Теоретические занятия
1.Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок.
Содержание учебного материала
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины
возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения.
Инфляция
и
ее
социальные Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система
последствия.
антиинфляционных мер.
Теоретические занятия
1 .Инфляция и ее социальные последствия.
Тема 7 Государство и экономика
Содержание учебного материала
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства.
Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование
экономики.
Финансовое регулирование.
Социальное регулирование.
Общественные
блага
и
спрос
на
них.
Роль
государства
в
развитии
Теоретические занятия
экономики
1 .Роль государства в развитии экономики
2. Общественные блага и спрос на них
Практические занятия
1.Методы государственного регулирования рыночной экономики
Содержание учебного материала
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы.
Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания.
Система и функции налоговых органов.
Налоги и налогообложение
Теоретические занятия
1 .Налоги и налогообложение
Практические занятия

1.Как возникло налогообложение, всегда ли оно существовало? Раскрыть
понятия: «штрафы»,
«санкции», «возмещение ущерба». Принципы
налогообложения и способы взимания налогов.
Содержание учебного материала
Понятие
государственного
бюджета.
Основные
статьи
доходов
государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и
профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов
Государственный бюджет. Дефицит и и расходов. Государственный долги его структура.
Теоретические занятия
профицит бюджета.
1.Понятие государственного
бюджета.
Основные
статьи
доходов
государственного бюджета.
2.Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и
его структура.
Содержание учебного материала
Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального
производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов.
Метод
потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и
Показатели экономического роста.
его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные
Экономические циклы.
факторы экономического роста.
Теоретические занятия
1 .Показатели экономического роста. Экономические циклы.
Содержание учебного материала
Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной
политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом
Основы
денежно-кредитной рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов.
Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежнополитики государства.
кредитного регулирования.
Теоретические занятия
1. Основы денежно-кредитной политики государства.
Тема 8 Международная экономика

Содержание учебного материала
Международная торговля - индикатор Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда.
интеграции национальных экономик. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая
политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины
ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина.
Государственная политика в области международной торговли.
Теоретические занятия
1 .Международная торговля - индикатор интеграции национальных экономик.
Содержание учебного материала
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный
курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы,
определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового
внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания
Валюта. Обменные курсы валют.
циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала,
ожидания относительно будущей динамики валютного курса.
Теоретические занятия
1 .Валюта. Обменные курсы валют.
Содержание учебного материала
Глобальные экономические проблемы.
Глобализация мировой экономики.
Теоретические занятия
1 .Глобализация мировой экономики.
Содержание учебного материала
Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный
климат в современной России. Россия и мировая экономика.
Особенности
современной Теоретические занятия
1. Особенности современной экономики России.
экономики России.
Практические занятия
1 .Факторы, характеризующие производственные различия национальных
экономик.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины ОУДп.ЮЭкономика требует наличия учебного
кабинета Экономики и менеджмента.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- рабочая доска;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- экран;
- проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий основной и дополнительной литературы, Интернет
- ресурсов
Основные источники
1. Шимко, П.Д. Основы экономики [Электронный ресурс]: учебник / Шимко П.Д.
- Москва: КноРус, 2019. - 291 с. - ЭБС «BOOK.RU» - Режим доступа:
https://book.ru/book/930001
2. Носова, С.С. Основы экономики. [Электронный ресурс]: учебник / Носова С.С.
- Москва: КноРус, 2020. - 312 с. - ЭБС «BOOK.RU» - Режим доступа:
https://book.ru/book/930210
3. Шимко, П.Д. Основы экономики. Практикум [Электронный ресурс]: учебное
пособие / Шимко П.Д. - Москва: КноРус, 2019. - 199 с. - ЭБС «BOOK.RU» Режим nocTyna:https://book.ru/book/931839
4. Основы экономики. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебник / под ред.
Г. А. Родиной. - Москва: Юрайт, 2019. - 330 с. - ЭБС «Юрайт» - Режим доступа:
https://www.biblio-online.ru/bcode/431291
5. И.В. Липсиц Экономика Учебник базовый курс (для 10-11 классов) Изд. Витта Пресс, М., 2019г.
6. Ю.Ф. Елизаров Экономика организации. Учебник. Изд. Экзамен, М. 2019 г.
7.В. Г.Слагода Экономическая теория. Учебник. Изд. Форум - Инфра - М., М.,
2019 г. Дополнительные источники
1. Слагода, В.Г. Экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Г.
Слагода.
- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. - 239 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим
доступа: http://znanium.com/catalog/product/882810
2. Океанова, З.К. Основы экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие /
З.К. Океанова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. - 287 с. - ЭБС «Znanium.com» Режим flocTvna:http://znanium.com/catalog/product/760006
3. Слагода, В .Г. Экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Г.
Слагода.
5. М.: Форум: ИНФРА-М, 2018. - 240 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим доступа:
Дополнительные
источники
4. Слагода, В.Г. Экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Г.
Слагода.
- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. - 239 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим
доступа: http ://znanium .com/catalo g/pro duct/882810

5. Океанова, З.К. Основы экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие /
З.К. Океанова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. - 287 с. - ЭБС «Znanium.com» Режим flocTyna:http://znanium.com/catalog/product/760006
6. Слагода, В .Г. Экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Г.
Слагода.
- М.: Форум: ИНФРА-М, 2019. - 240 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/42470 8
Интернет - ресурсы:
1. www. аир. ги (Административно-управленческий портал).
2. www. economicus. ru (Проект института «Экономическая школа»).
3. www. informika. ru (Государственное научное предприятие для продвижения
новых инфор-мационных технологий в сферах образования и науки России).
4. www. economictheory. narod. ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
5. www. ecsocman. edu. ru (Федеральный образовательный портал «Экономика,
социология менеджмент»).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен прод Демонстрировать
предметные результаты освоения учебной дисциплины ”Э жономика":
«отлично» Экспертная
- сформированность системы знаний Оценка
выставляется
оценка
об экономической сфере в жизни
обучающемуся,
если
он
деятельности
общества
как пространстве, в
и
прочно обучающихся при
котором
осуществляется глубоко
усвоил
программный
выполнении и
экономическая
деятельность
материал
курса,
защите
индивидов,семей,
отдельных
исчерпывающе,
эезультатов
предприятий и государства;
- понимание сущности экономических последовательно, четко и практических
занятий,
институтов, их роли в социально- логически стройно его
выполнении
экономическом развитии
общества; излагает, умеет тесно
увязывать
теорию
с
домашних работ,
понимание значения этических норм и
свободно опроса,
нравственных
ценностей
в практикой,
справляется
с
задачами
и результатов
экономической
деятельности
вопросами,
не
внеаудиторной
отдельных
людей
и
общества,
сформированность
уважительного затрудняется с ответами самостоятельной
при
видоизменении заботы
отношения к чужой собственности;
правильно обучающихся,
сформированность экономического заданий,
обосновывает
принятые контрольных
мышления:
умения
принимать
владеет работ и других
рациональные решения в условиях решения,
разносторонними
видов текущего
относительной
ограниченности
навыками и приемами
контроля.
доступных ресурсов,
оценивать и
выполнения
принимать ответственность за их
возможные последствия для себя, своего практических задач;
оценка
«хорошо»
окружения и общества в целом;
выставляется
владение
навыками
поиска
обучающемуся, если он
актуальной
экономической
твердо знает материал
информации в различных источниках,
курса, грамотно и по
включая Интернет; умение различать
существу излагает его, не
факты, аргументы и оценочные
допуская
суждения;
анализировать,
существенных
преобразовывать
и
использовать
неточностей в ответе на
экономическую
информацию
для
вопрос,
правильно
решения практических задач в учебной
применяет теоретические
деятельности и реальной жизни;
положения
при
сформированность
навыков решении практических
проектной
деятельности:
умение вопросов
и
задач,
разрабатывать
владеет необходимыми
и
реализовывать
проекты навыками и приемами их
экономической и междисциплинарной выполнения;
направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных
ориентиров;

- умение применять полученные знания
оценка
и сформированные навыки для
«удовлетворительно»
эффективного исполнения основных
выставляется
социально-экономических
ролей
обучающемуся, если он
(потребителя,
производителя,
имеет знания только
покупателя,
продавца,
заемщика,
основного материала,
акционера,
наемного
работника,
но не усвоил его
работодателя, налогоплательщика;
деталей,
допускает
способность
к
личностному
неточности,
самоопределению и самореализации в
недостаточно
экономической деятельности, в том
правильные
числе в области предпринимательства;
формулировки,
знание
особенностей
современного
нарушения
логической
рынка
труда,
владение
этикой
последовательности в
трудовых отношений;
изложении программного
- понимание места и роли России в
материала, испытывает
современной мировой экономике;
затруднения
при
умение ориентироваться в текущих
выполнении
экономических
событиях,
практических
задач;
происходящих в России и мире.
оценка
«неудовлетворительно»
выставляется
обучающемуся, который
не
знает
значительной
части
программного материала,
допускает
существенные ошибки,
неуверенно,
с
большими
затруднениями решает
практические
задачи
или не справляется с
ними самостоятельно.

6. АДАПТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Адаптация рабочей программы дисциплины ОУДп.ЮЭкономика проводится при
реализации адаптивной образовательной программы - программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело в
целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на
получение профессионального образования, создания необходимых для получения
среднего профессионального образования условий, а также обеспечения достижения
обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
результатов формирования практического опыта.
Оборудование учебного кабинета Экономики и менеджмента для обучающихся с
различными видами ограничения здоровья
Оснащение кабинета Экономики и менеджмента в соответствии с п. 3.1. должно
отвечать особым образовательным потребностям обучающихся инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Кабинет должен быть оснащены оборудованием
и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с
различными видами ограничений здоровья.
Кабинет, в котором обучаются лица с нарушением слуха должен быть оборудован
радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой, электронной
доской, мультимедийной системой.
Для слабовидящих обучающихся в кабинете предусматриваются просмотр
удаленных объектов при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра,
использование Брайлевской компьютерной техники, электронных луп, программ
невизуального доступа к информации, технических средств приема-передачи учебной
информации в доступных формах.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата кабинет должен
быть оборудован передвижными регулируемыми партами с источником питания.
Вышеуказанное оснащение устанавливается в кабинете при наличии
обучающихся по адаптированной образовательной программе с учетом имеющегося типа
нарушений здоровья у обучающегося.
Информационное и методическое обеспечение обучающихся
Доступ к информационным и библиографическим ресурсам, указанным в п. 3.2.
рабочей программы, должен быть представлен в формах, адаптированных к ограничениям
здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Для лиц с нарушениями зрения (не менее одного вида):
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла;
- в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (не менее одного вида):
- в печатной форме;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла.
Для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройство аутического
спектра, нарушение психического развития) (не менее одного вида):
- использование текста с иллюстрациями;
- мультимедийные материалы.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и лица с
ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены доступом к сети
Интернет.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Применяемые
при
реализации
рабочей
программы
дисциплины
ОУДп.ЮЭкономика формы и методы контроля проводятся с учетом ограничения здоровья
обучающихся.
Целью текущего контроля является своевременное выявление затруднений и
отставания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и внесение
коррективов в учебную деятельность.
Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме
тестирования и т.п.).
При проведении промежуточной аттестации обучающемуся предоставляется
время на подготовку к ответу, увеличенное не более чем в три раза установленного для
подготовки к ответу обучающимся, н имеющим ограничений в состоянии здоровья.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.