ОП.10 метрология и стандартизация 2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД «Индустриально - промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Квалификация выпускника: Специалист по поварскому и кондитерскому делу
Форма обучения: очная

нормативный срок обучения: Зг.10 месяцев
на базе основного общего образования

профиль получаемого профессионального
образования - естественнонаучный

Курс - 2

семестр - 3

2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП-10 Метрология и стандартизация
разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 № 1565
(зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 №44828);
по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
с учетом:
профиля получаемого образования.
— примерной программы (указывается при наличии)',
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовк:
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (1П1КРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2021/2022 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

4. КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

15

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Метрология и стандартизация

1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 43.02.15 по специальности Поварское и
кондитерское дело, относящейся к укрупненной группе профессий, специальностей
43.00.00 Сервис и туризм
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, связана с освоением
профессиональных компетенций по всем профессиональным модулям, входящим в
образовательную программу, с дисциплинами ОП 03 Техническое оснащение организаций
питания, ОП.01 Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена, ОП 06. Охрана
труда.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и
процессов;
- оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной
базой;
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
- приводить не системные величины измерений в соответствии с действующими
стандартами и международной системой единиц СИ;
знать:
- основные понятия метрологии;
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- формы подтверждения соответствия;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационнометодических стандартов;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими
стандартами и международной системой единиц СИ.

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Общие и
Дескрипторы
профессиональные сформированности
Уметь
Знать
компетенции
(действия)
ОК 01.
Распознавание
Распознавать задачу Актуальный
Выбирать способы
сложных
и/или проблему в
профессиональный и
решения задач
проблемных
социальный контекст,
профессиональном
профессиональной
ситуаций в
в котором приходится
и/или социальном
деятельности,
различных
работать и жить.
контексте.
применительно к
контекстах.
Анализировать
Основные источники
различным
Проведение анализа задачу и/или
информации и
контекстам.
ресурсы для решения
сложных ситуаций
проблему и
при решении задач
задач и проблем в
выделять её
профессиональной
профессиональном
составные части.
деятельности.
Правильно выявлять и/или социальном
4

OK 02.
Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

Определение этапов
решения задачи.
Определение
потребности в
информации.
Осуществление
эффективного
поиска.
Выделение всех
возможных
источников нужных
ресурсов, в том
числе неочевидных.
Разработка
детального плана
действий.
Оценка рисков на
каждом шагу.
Оценка плюсов и
минусов
полученного
результата, своего
плана и его
реализации,
определение
критериев оценки и
рекомендаций по
улучшению плана.
Планирование
информационного
поиска из широкого
набора источников,
необходимого для
выполнения
профессиональных
задач.
Проведение анализа
полученной
информации,
выделение в ней
главных аспектов.
Структурирование
отобранной
информации в
соответствии с
параметрами
поиска.
Интерпретация
полученной
информации
в
контексте
профессиональной

и эффективно
искать
информацию,
необходимую для
решения задачи
и/или проблемы.
Составить план
действия.
Определять
необходимые
ресурсы.
Владеть
актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах.
Реализовать ,
составленный план.
Оценивать
результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно или
с помощью
наставника).

контексте.
Алгоритмы
выполнения работ в
профессиональной и
смежных областях.
Методы работы в
профессиональной и
смежных сферах.
Структура плана для
решения задач.
Порядок оценки
результатов решения
задач
профессиональной
деятельности

Определять задачи
поиска информации.
Определять
необходимые
источники
информации.
Планировать
процесс поиска.
Структурировать
получаемую
информацию.
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации.
Оценивать
практическую
значимость
результатов поиска.
Оформлять
результаты поиска.

Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности.
Приемы
структурирования
информации.
Формат оформления
результатов поиска
информации.

5

деятельности
OK 03.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие.

Использование
актуальной
нормативно­
правовой
документации по
специальности.
Применение
современной
научной
профессиональной
терминологии.
Определение
траектории
профессионального
развития и
самообразования
ОК 04.
Участие в деловом
Работать в
общении для
коллективе и
эффективного
команде,
решения деловых
эффективно
задач.
взаимодействовать с Планирование
коллегами,
профессиональной
руководством,
деятельности
клиентами.
ОК 05.
Грамотное в устной
Осуществлять
и письменной
устную и
форме изложение
письменную
своих мыслей по
коммуникацию на
профессиональной
государственном
тематике на
языке с учетом
государственном
особенностей
языке.
социального и
Проявление
культурного
толерантности в
контекста.
рабочем коллективе
ОК 06.
Понимание
Проявлять
значимости своей
гражданскоспециальности.
патриотическую
Демонстрация
позицию,
поведения на основе
демонстрировать
общечеловеческих
осознанное
ценностей
поведение на основе
общечеловеческих
ценностей
ОК 07.
Соблюдение правил
Содействовать
экологической
сохранению
безопасности при
окружающей среды, ведении

Определять
актуальность
нормативно­
правовой
документации в
профессиональной
деятельности.
Выстраивать
траектории
профессионального
и личностного
развития

Содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации.
Современная научная
и профессиональная
терминология.
Возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования

Организовывать
работу коллектива и
команды.
Взаимодействовать
с коллегами, .
руководством,
клиентами

Психология
коллектива.
Психология личности
Основы проектной
деятельности

Излагать свои
мысли на
государственном
языке.
Оформлять
документы

Особенности
социального и
культурного
контекста.
Правила оформления
документов.

Описывать
значимость своей
специальности.
Презентовать
структуру
профессиональной
деятельности по
специальности

Сущность
гражданскопатриотической
позиции.
Общечеловеческие
ценности.
Правила поведения в
ходе выполнения
профессиональной
деятельности
Правила
экологической
безопасности при
ведении

Соблюдать нормы
экологической
безопасности.
Определять

6

ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

профессиональной
деятельности.
Обеспечение
ресурсосбережение
на рабочем месте

ОК 09.
Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

Применение
средств
информатизации и
информационных
технологий для
реализации
профессиональной
деятельности

ОК 10.
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке.

ПК 1.1,2.1,3.1,4.1,
5.1, 6.3

направления
ресурсосбережения
в рамках
профессиональной
деятельности по
специальности

Применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач.
Использовать
современное
программное
обеспечение
Понимать общий
Применение в
смысл
четко
профессиональной
произнесенных
деятельности
высказываний
на
инструкций на
известные
темы
государственном и
иностранном языке. (профессиональные
Ведение общения на и бытовые),
Понимать тексты на
профессиональные
базовые
темы
профессиональные
темы.
Участвовать *
в
диалогах
на
знакомые общие и
профессиональные
темы.
Строить
простые
высказывания о себе
и
о
своей
профессиональной
деятельности.
Кратко
обосновывать
и
объяснить
свои
действия (текущие и
планируемые).
Писать
простые
связные сообщения
на знакомые или
интересующие
профессиональные
темы
Ресурсное
- оценить наличие
обеспечение
ресурсов;

профессиональной
деятельности.
Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности
Пути обеспечения
ресурсосбережения.
Современные
средства и устройства
информатизации
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональ-ной
деятельности

Правила построения
простых и сложных
предложений
на
профессиональные
темы.
Основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика)
лексический
минимум,
относящийся
к
описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности.
Особенности
произношения
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности

регламенты,
стандарты,
в

том
7

выполнения
заданий в
соответствии с
заказами, планом
работы

- составить заявку и
обеспечить
получение
продуктов
для
производства
полуфабрикатов по
и
количеству
качеству,
в
соответствии
с
заказом;
-оценить качество и
безопасность сырья,
продуктов,
материалов;
- составлять заявку
и обеспечивать
получение
продуктов
на
производство
по
количеству
и
качеству
в
соответствии *
с
потребностями
и
имеющимися
условиями
хранения;
-оценивать качество
и
безопасность
сырья, продуктов,
материалов

числе
система
анализа, оценки и
управления
опасными факторами
(система
ХАССП
(НАССР)) и
нормативно­
техническая
документация,
используемая
при
организации хранения
сырья и продуктов;
-методы
контроля
качества
продуктов
перед
их
использованием.
-способы и формы
инструктирования
персонала в области
обеспечения
сохранности товаров,
обеспечения условий
и сроков хранения.
-требования
к
качеству
пищевых
продуктов, сырья

1.4» Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа,
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе: лекции
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа -(сообщения,
доклады, работа с нормативными документами)
Промежуточная аттеспищия в форме дифзачета

48
32
12
20
16

16

9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся.
2

3

Уровень
освоения
4

2

1

Объем часов

Раздел 1.
Основы
стандартизации
Тема 1.1.
Задачи
стандартизации,ее
экономическая
эффективность

Тема 1.2.
Нормативные
документы на виды
продукции (услуги) и
процессы

Тема 1.3.
Документация систем
качества

Тема 1.4
Техническая
документация

Содержание учебного материала
1. Краткая история развития стандартизации;
2. Цели и задачи стандартизации;
3. Основные направления развития стандартизации;
4. Субъекты стандартизации;
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Разработка конспекта по теме «Место предмета в системе экономических знаний»
Содержание учебного материала:
1. Понятие нормативных документов по стандартизации;
2. Нормативно правовая база НД;
3. Требования к структуре и содержанию стандартов;
4. Применение требований к нормативным документам
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Составление доклада по теме: «Нормативные документы».
Практические занятия
Анализ структуры стандартов разных видов на соответствие требованиям ГОСТ 1.5.-2002
Содержание учебного материала:
1. Сущность качества;
2. Характеристика требований к продукции;
3. Характеристика требований безопасности;
4. Оценка качества;
5. Система качества;
6. Использование в профессиональной деятельности документации систем качества
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Составление доклада по теме: «Системы качества»
Практические занятия
Анализ пригодности стандартов на пищевые продукты
Содержание учебного материала:
1. Понятие о техническом регулировании;
2. Принципиальные основы принятия решения;

2

2

2

2

2
2

2

2
4

2

10

Тема 1.5
Подтверждение
соответствия

Раздел 2
Основы метрологии
Тема 2.1.
Основные понятия
метрологии

Тема 2.2.
Основы технических
измерений
международной
системы единиц СИ

Тема 2.3.
Основы теории и
методики измерений в
соответствии с

3. Порядок разработки технического регламента;
4. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Составление доклада по теме: «Техническая документация»
Практические занятия
Изучение правовой основы технического регулирования и решение ситуационных задач.
Содержание учебного материала
1. Сертификация как процедура подтверждения соответствия;
2. Цели и принципы подтверждения соответствия;
3. Оценка и подтверждения соответствия;
4. Обязательное подтверждение соответствия требованиям технических регламентов.
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Составление доклада по теме: «Формы подтверждения соответствия»
Практические занятия
Изучение порядка проведения сертификации услуг общественного питания и правил заполнения бланков
сертификата

Содержание учебного материала
1. Краткая история метрологии, роль измерений и значение метрологии;
2. Профессиональная значимость метрологии в различных отраслях народного хозяйства;
3. Объекты и субъекты метрологии;
4. Международные и региональные метрологические организации.
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Составление доклада по теме: «История возникновения в стране метрологии»
Содержание учебного материала
1. Общая характеристика объектов измерений;
2. Понятие видов и методов измерений;
3. Классификация и общая характеристика средств измерений;
4. Метрологические свойства и метрологические характеристики средств измерений.
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Составление доклада по теме: «Средства измерений»
Практические занятия
Ознакомление с системами национальных единиц измерений и правилами перевода их в единицы измерений
СИ.
Содержание учебного материала
Основы теории и методики измерений;
Точность методов и результатов измерений;
Системы воспроизведения единиц величин;

2

4

2

2

2

4
2

2

2

2

2

2
2
2

11

международной
системой единиц СИ

Государственная система обеспечения единства измерений
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Составление доклада по теме: «Средства и методы измерений»

2

Зачет

Всего

2
32

2

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и сертификация»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета располагает
посадочными местами по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя.
Оборудование кабинета:
1 .Комплект мебели:
- Офисный стол для преподавателя
- Стол ученический
- Стул ученический

Технические средства обучения:
Персональный компьютер, проектор.

Персональный компьютер имеет следующее программное обеспечение:
1. Операционная система Windows ХР
2. Комплект прикладных программ, входящих в пакет MS Office
3. Программы утилиты (программа-упаковщик WINRAR, служебные
программы и пр.)

Средства обучения:
1. Видеокассеты с обучающими программами.
2. Компьютерные диски с обучающими программами по санитарии и гигиены
3. Плакаты, таблицы
«

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Лифиц, И.М.
Основы стандартизации, метрологии и управление качеством
товаровУчебник. 3-е изд,- М:Изд. ЮНИТИ, оьл2018. Гриф Минобрнауки
РФ.
2. Николаева, М.А.
Техническое регулирование и стандартизация. - М: ОЦПКРТ, 2018.
Гриф Минобрнауки РФ.
3. Николаева, М.А.
Основы метрологии.- М: ОЦПКРТ, 2018. Гриф Минобрнауки РФ.
4. Николаева, М.А.
Оценка и подтверждение соответствия.- М: ОЦПКРТ, 2019. Гриф
Минобрнауки РФ.
5. Тюрин, Н.И.
Введение в метрологию. М.: Изд-во стандартов, 2019..
13

Дополнительные источники:
1. Воробьева, Г.Н.
О стандартизации услуг //Стандарты и качество.2О18.№1. С.30-34.
2. Горячев, А.В.
Достоинства и недостатки Федерального закона «О техническом
регулировании» // Стандарты и качество. 2019.
3. Зворыкина, Т. И.
Техническое регулирование в сфере услуг // Стандарты и качество.2018.

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения,
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенные умения:
- применять требования нормативных
документов к основным видам продукции
(услуг) и процессов;

- оформлять техническую документацию
в соответствии с действующей
нормативной базой;

- использовать в профессиональной
деятельности документацию систем
качества;

- приводить не системные величины
измерений в соответствии с
действующими стандартами и
международной системой единиц СИ;
Усвоенные знания:
- основные понятия метрологии;

- задачи стандартизации, ее
экономическую эффективность;

- формы подтверждения соответствия;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Текущий контроль:
-Экспертная оценка деятельности студентов
при выполнении практических работ;
-устный опрос;
Промежуточный контроль:
Зачет
Текущий контроль:
-Экспертная оценка деятельности студентов
при выполнении практических работ;
-устный опрос;
Промежуточный контроль:
Зачет
Текущий контроль:
-Экспертная оценка деятельности студентов
при выполнении практических работ;
-устный опрос;
Промежуточный контроль:
Зачет
Текущий контроль:
-Экспертная оценка деятельности студентов
при выполнении практических работ;
-устный опрос;
Промежуточный контроль:
Зачет
Текущий контроль:
-Устный опрос;
-тестирование;
-экспертная оценка устных и письменных
ответов.
Промежуточный контроль:
Зачет
Текущий контроль:
-Устный опрос;
-тестирование;
-экспертная оценка устных и письменных
ответов.
Промежуточный контроль:
Зачет
Текущий контроль:
-Устный опрос;
15

-тестирование;
-экспертная оценка устных и письменных
ответов.
Промежуточный контроль:
Зачет
- основные положения систем
Текущий контроль:
-Устный опрос;
(комплексов) общетехнических и
-тестирование;
организационно-методических
-экспертная оценка устных и письменных
стандартов;
ответов.
Промежуточный контроль:
Зачет
- терминологию и единицы измерения Текущий контроль:
величин в соответствии с действующими -Устный опрос;
стандартами и международной системой -тестирование;
-экспертная оценка устных и письменных
единиц СИ;
ответов.
.
Промежуточный контроль:
Зачет
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Метрология - это ...
а) теория передачи размеров единиц физических величин;
о) теория исходных средств измерений (эталонов)

2. Физическая величина - это ...
а) объект измерения;
б) величина, подлежащая измерению, измеряемая или измеренная в соответствии с

3. Количественная характеристика физической величины называется...

б) размерностью;
в) объектом измерения.
4. Качественная характеристика физической величины называется ...

в) количественными измерениями нефизических величин.
5. Измерением называется ...
а) выбор технического средства, имеющего нормированные
метрологические характеристики;
б) операция сравнения неизвестного с известным;

■МИ■^^■^^^^^Н
6. К объектам измерения относятся ...
а) образцовые меры и приборы;

в) меры и стандартные образцы.
7. При описании электрических и магнитных явлений в СИ за основную единицу
принимается ...
16

а) вольт;
б) ом;
8. При описании пространственно-временных и механических явлений в СИ
за основные единицы принимаются ...
а) кг, м, Н;
б) м, кг, Дж,;
9. При описании световых явлений в СИ за основную единицу принимается ...
а) световой квант;
в) люмен.

10. Для поверки эталонов-копий служат ...
б) эталоны сравнения;
в) эталоны 1 -го разряда.
11. Для поверки рабочих эталонов служат ...
б) государственные эталоны;
в) эталоны сравнения.
12. Для поверки рабочих мер и приборов служат ...

б) эталоны-копии;
в) эталоны сравнения.
13. Разновидностями прямых методов измерения являются ...
а) методы непосредственной оценки;
б) методы сравнения;_______________________________

14. По способу получения результата все измерения делятся на ...
а) статические и динамические;
б) прямые и косвенные;

15. По отношению к изменению измеряемой величины измерения делятся на ...

б) равноточные и неравноточные;
в) прямые, косвенные, совместные и совокупные.
16. В зависимости от числа измерений измерения делятся на ...
б) технические и метрологические;
в) равноточные и неравноточные.
17. В зависимости от выражения результатов измерения делятся на ...
а) равноточные и неравноточные;
в) технические и метрологические.
18. Из перечисленных метрологических характеристик прибора к качеству
измерения относятся ...

б) предел измерения;
в) входной импеданс.
19. Единством измерений называется ...
а) система калибровки средств измерений;
б) сличение национальных эталонов с международными;
17

20 Основной погрешностью средства измерения называется погрешность,
определяемая ...
а) в рабочих условиях измерений;

б) характеристика качества измерений, отражающая близость друг к другу результатов
измерений одной и той же величины, выполняемых повторно одними и теми же методами и
средствами измерений и в одних и тех же условиях; отражает влияние случайных
погрешностей на результат измерения;
в) характеристика качества измерений, отражающая близость друг к другу результатов
измерений одной и той же величины, полученных в разных местах, разными методами и
средствами измерений, разными операторами, но приведённых к одним и тем же условиям.
22. Сходимость измерений - это ...
а) характеристика качества измерений, отражающая близость к нулю систематических
погрешностей результатов измерений:

в) характеристика качества измерений, отражающая близость друг к другу результатов
измерений одной и той же величины, полученных в разных местах, разными методами и
средствами измерений, разными операторами, но приведённых к одним и тем же условиям.
23. Воспроизводимость измерений - это ...
а) характеристика качества измерений, отражающая близость к нулю систематических
погрешностей результатов измерений;
б) характеристика качества измерений, отражающая близость друг к другу результатов
измерений одной и той же величины, выполняемых повторно одними и теми же методами и
средствам измерений и в одних и тех же условиях; отражает влияние случайных

24. К метрологическим характеристикам средств измерений относятся...
а) цена деления, диапазон измерения, класс точности, потребляемая мощность:

в) диапазон измерения, класс точности, габаритные размеры, стоимость.

25. К метрологическим характеристикам для определения результатов измерений
относят ...
б) электрический входной импеданс, электрический выходной импеданс, погрешности
СИ, время реакции;
в) функцию распределения погрешностей, погрешности СИ, значение меры, цену
деления.
18

26 Средство измерений, предназначенное для воспроизведения величины
заданного размера, называют ...
а) вещественной мерой,
б) измерительной установкой;
27 При одновременном измерении нескольких одноименных величин измерения
называют ...
а) косвенными;
б) совместными;

28 При одновременном измерении нескольких неодиоимениых величин
измерения называют
а) косвенными:
в) совокупными.
29 Измерения, при которых значение измеряемой величины находят на
основании известной зависимости между ней и величинами, подвергаемыми прямым
измерениямдшывают ...

б) совместными:
в) совокупными.
30 Измерения, при которых скорость изменения измеряемой величины
соизмерима со скоростью измерений, называются ...
а) техническими;
б) метрологическими;
31 Измерения, при которых скорость изменения измеряемой величины много
меньше скорости измерений, называются ...
а) техническими;
б) метрологическими;

32 Передаточная функция средства измерения относится к группе
метрологических характеристик ...
а) для определения результатов измерений;
б) чувствительности к влияющим факторам;

33. Упорядоченная совокупность значений физической величины, принятая но
соглашению на основании результатов точных измерений называется ...
в^помогатег,ьчых измеРений
в) единицей измерения
г) выборкой результатов измерений
34. Свойство, общее в качественном отношении для множества объектов, но
индивидуальное в количественном отношении для каждого из них, называется ...

б) размерностью физической величины
в) физической величиной
г) фактором
35. Основными единицами системы физических величии являются ...

г) джоуль
19

36. По международной системе единиц физических величин сила измеряется ...
а) м/с

ж
б)
в) рад/с

37. Приставками SI для обозначения увеличения значений физических величин
являются ...

г) микро
38. Приставками SI для обозначения уменьшающих значений физических
величин являются ...

в) кило
г) гекто
39. Метод непосредственной оценки имеет следующее достоинство:

б) эффективен при контроле в массовом производстве
в) сравнительно небольшую инструментальную составляющую погрешности измерений
г) обеспечивает высокую чувствительность
40. По способу получения информации измерения разделяют...
а) однократные и многократные
б) статические и динамические
г) абсолютные и относительные

20



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.