ОПЦ.02 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

О1Щ.02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)

Форма обучения: очная

2023г.

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией

Зам. директора по учебной работе

Протокол № от «J/?» (33

Шабанова М.М.

1^33 г.

Подпись

Председатель П(Ц)К
30

Подпись

ФИО

СЗ

20^ г.

ФИО

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОПЦ.02 Анатомия и
физиология человека.
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального
образования;

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (Зарегистрировано в Минюсте
России 29.07.2022 № 694552); с учетом:

- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.

Разработчик: Магомедова Д.Н
Рецензенты/ эксперты:

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека» является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК

08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код1
ПК, ОК, ЛР

Умения

ОК 01, ок - применять знания о строении и
функциях органов и систем
02, ОК 08
организма человека при оказании
ПК З.1., ПК сестринской помощи и
3.2., ПК 3.3., сестринского ухода за
ПК 4,1., ПК пациентами.
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК5.4.
ЛР 6, ЛР 7,
ЛР 9, ЛР 13

Знания

- строение человеческого тела и
функциональные системы
человека, их регуляция и
саморегуляция при взаимодействии
с внешней средой.
- основная медицинская
терминология;
-строение, местоположение и
функции органов тела человека;
-физиологические характеристики
основных процессов
жизнедеятельности организма
человека;
-функциональные системы
человека, их регуляцию и
саморегуляцию при
взаимодействии с внешней средой.

1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

191

в т. ч.:
теоретическое обучение

94

практические занятия

75

Самостоятельная работа

10

ИП

10

Промежуточная аттестация (экзамен)

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Объем
в часах

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

2
1
Раздел 1. Анатомия и физиология - науки, изучающие человека
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Определение органа.
1 .Характеристика
организма
человека
как
целостной
Системы органов
биологической системы и социального существа.
2.Части тела человека.
З.Оси и плоскости тела человека.
4.0рган, системы органов.
5. Гистология - учение о тканях. Классификация тканей

3
4

4

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие № 1
Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.
Изучение посредством работы с атласами, учебником,
методическими пособиями, микропрепаратами.

2

Раздел 2. Морфофункциональная характеристика опорно-двигательного аппарата.
Процесс движения.
Содержание учебного материала
Тема 2.1.

2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1., ПК3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

Кость как орган.
Соединение костей.
Основы миологии.

1 .Общий план строения скелета человека.
2. Строение кости как органа, классификация костей скелета
человека.
3. Соединения костей.
4. Строение сустава. Классификация суставов, биомеханика
суставов
5. Скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
6. Мышца как орган. Вспомогательный аппарат мышц.
7. Классификация мышц, группы мышц.
8. Мышечное сокращение. Утомление мышц.
9. Мышцы головы и шеи, туловища, верхних и нижних
конечностей
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 2 - 9
Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата
движения.
С помощью муляжей, фантомов и анатомических атласов
изучение
- строения костей черепа (мозговой и лицевой отделы),
соединений костей черепа; изучение особенностей черепа
новорожденного; проецирование на поверхности тела
отдельных костей и их частей: сосцевидный отросток височной
кости, наружный затылочный бугор, теменные и лобные бугры;
- мышц головы (жевательные и мимические, их расположение и
функции);
- строения позвоночного столба, грудной клетки;
проецирование на поверхности тела отдельных костей и их
частей: яремной вырезки грудины, мечевидного отростка
грудины, остистых отростков позвонков;
- мышц живота, груди, спины;

8

16

8

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1., ПК3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

- скелета верхней конечности, его отделов; изучение строения
лопатки и ключицы, костей свободной верхней конечности;
изучение движений в суставах верхней конечности (плечевой,
локтевой, лучезапястный, суставы кисти); типичные места
переломов конечностей;
- мышц верхней конечности: расположение, функции;
- скелета нижней конечности; изучение скелета тазового пояса и
свободной нижней конечности; стопа, своды стопы; таз как
целое; половые различия таза; изучение движений в суставах
свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный,
голеностопный суставы, суставы стопы); типичные места
переломов конечностей;
- мышц нижней конечности (мышцы таза, мышцы бедра, мышцы
голени, мышцы стопы);
- движений в суставах при сокращении мышц; мышцысинергисты и мышцы-антагонисты; изучение видов мышечного
сокращения.
- топографии и функций мышц живота, спины, груди. Слабые
места передней брюшной стенки;
- топографические образования верхней конечности:
подмышечная впадина, локтевая ямка;
- топографические образования нижней конечности.

Раздел 3. Морфофункциональная характеристика системы органов дыхания. Процесс
дыхания.
Тема 3.1 Система
органов дыхания.
Анатомия и
физиология органов
дыхания.

Содержание учебного материала
1.Обзор дыхательной системы. Роль системы дыхания для
организма. Значение кислорода.
2.Этапы дыхания.
3.Строение и функции органов дыхательной системы.

8

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1., ПК3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,

4. Потребность дышать, структуры организма человека, её
удовлетворяющие
5. У словно-рефлекторная и произвольная регуляция дыхания.
6. Дыхание при физической работе, при повышенном и
пониженном барометрическом давлении.
7. Резервные возможности системы дыхания.
8.Защитные дыхательные рефлексы. Дыхание при речи.
9. Функциональная система поддержания постоянства газового
состава крови
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 10-12
Изучение с помощью препаратов, муляжей, таблиц топографии
органов дыхательной системы, строения и функций
воздухоносных путей (полость носа, гортань, трахея, главные
бронхи).
Демонстрация на муляже проекции хрящей гортани,
бифуркации трахеи, правого и левого главных бронхов.
Изучение строения легких с использованием препаратов,
планшетов и муляжей. Изучение строения плевры, плевральной
полости. Опасность перелома ребер при сердечно-легочной
реанимации.
Демонстрация на муляже верхних и нижних границ легких

Определение частоты дыхательных движений в минуту в покое
и после физической нагрузки. Спирометрия. Дыхательные
объемы.
Раздел 4. Морфофункциональная характеристика системы кровообращения. Процесс
кровообращения и лимфообращения
Содержание учебного материала
Тема 4.1.

ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

4

2

Общие данные о
строении и функциях
сердечно-сосудистой
системы.

Тема 4.2.
Строение и
деятельность сердца

1 .Кровообращение. Общий план строения сердечно-сосудистой
системы.
2. Морфофункциональная характеристика системы крово- и
лимфообращения.
3. Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.
4. Роль и место системы кровообращения в поддержании
жизнедеятельности организма.
5. Изменение органного кровообращения при мышечной
нагрузке, приеме пищи, при гипоксии, стрессе и других
состояниях.
6. Микроциркуляция, её роль в механизме обмена жидкости
различных веществ между кровью и тканями
Содержание учебного материала
1. Положение и строение сердца, границы и проекция на
грудную клетку.
2. Цикл сердечной деятельности.
3.Особенности свойств сердечной мышцы. Понятие о
возбудимости, проводимости, сократимости и автоматии
сердца.
4. Проводящая система сердца, её функциональные особенности.
5. Сердечный цикл и его фазовая структура.
6. Систолический и минутный объемы крови, сердечный индекс.
7. Работа сердца. Регуляция сердечной деятельности.
8. Принципы наружного массажа сердца при сердечно-легочной
реанимации
В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 13
С помощью фантомов, муляжей изучение пространственного
представления о сердечно-сосудистой системе. Изучение на
фантоме проекции границ сердца. Изучение строения сердца.

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

4

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З.,ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

Тема 4.3.
Сосуды большого
круга
кровообращения.

Давать сравнительную характеристику каждого отдела сердца и
деятельности клапанного аппарата.
Содержание учебного материала
1 .Системное кровообращение.
2.Основные сосуды большого круга и область их
кровоснабжения (аорта, общая сонная артерия, подключичная
артерия, общая подвздошная артерия, бедренная артерия).
3.Системы верхней и нижней полых вен. Система воротной
вены
4.Основные законы гемодинамики.
5.Общее периферическое сопротивление сосудов. Механизм
формирования сосудистого тонуса.
6. Факторы, обеспечивающие движение крови и лимфы по
сосудам высокого и низкого давления.
7. Кровяное давление, его виды (систолическое,
диастолическое, пульсовое, периферическое, артериальное,
венозное).
8. Факторы, определяющие величину кровяного давления.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 14,15
На муляжах, таблицах, с помощью атласов изучение
топографии крупных артерий большого круга кровообращения
с указанием области их кровоснабжения. Места наиболее
поверхностного расположения крупных сосудов и точки их
прижатия в случае кровотечения общей сонной артерии,
плечевой артерии, бедренной артерии, большеберцовой
артерии.
На муляжах, таблицах, с помощью атласов изучение
топографии крупных вен системы верхней и нижней полых вен,
системы воротной вены. Венозные анастомозы.

6

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1.,ПК3.2„
ПКЗ.З.,ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

Тема 4.4.
Лимфатическая
система

Содержание учебного материала
1 .Значение лимфатической системы.
2. Лимфа и ее состав.
3. Лимфатические сосуды.
4. Движение лимфы.
5. Критерии оценки деятельности лимфатической системы.
6. Взаимоотношения лимфатической системы с иммунной
системой.
В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 16
Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов
лимфатической системы человека. Месторасположение
поверхностных лимфоузлов (затылочных, околоушных,
шейных, поднижнечелюстных, подмышечных, локтевых,
паховых). Лимфатические сосуды, лимфоидные органы,
функции лимфатической системы. Критерии оценки
деятельности лимфатической системы.
Самостоятельная работа:
Закрепить изучение по атласам, учебникам, конспектом.
Подготовиться к контролю знаний.
Раздел 5 Морфофункциональная характеристика системы органов пищеварения.
Процесс пищеварения. Обмен веществ и энергии
Содержание учебного материала
Тема 5.1
Строение и функции
1 .Общий план строения пищеварительной системы.
пищеварительной
2. Значение пищеварения и методы его исследования.
системы
3. Переваривающая, всасывающая и двигательная функции
органов пищеварения.
4. Строение стенки желудочно-кишечного тракта и
пищеварительных желез.

2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1„ ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

10

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,

7.Отношение органов брюшной полости к брюшине.
Тема 5.2 Полость рта,
глотка, пищевод,
желудок:строение и
функции.

Тема 5.3
Пищеварительные
железы. Печень и
поджелудочная железа.

Содержание учебного материала
1 .Процессы пищеварения на уровне полости рта.
2. Механическая и химическая обработка пищи.
3. Состав пищеварительных соков, деятельность ферментов.
4. Регуляция процессов пищеварения со стороны эндокринной и
нервной систем.
5. Состав и свойства слюны. Регуляция слюноотделения.
6. Акт глотания. Регуляция глотания.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 17,18
Топография органов пищеварительного тракта с
характеристикой их функции. Изучение строения и функций
полости рта, органов полости рта. Изучение строения и
функций глотки, пищевода. Изучение расположения, места
открытия выводных протоков слюнных желез.
Определение проекции желудка на поверхности передней
брюшной стенки на фантоме. Изучение с использованием
препаратов, муляжей, планшетов желудка, функции органа.
Изучение состава и свойств желудочного сока.

Содержание учебного материала
1 .Печень как пищеварительная железа. Функции печени как
жизненно-важного органа.
2. Желчь, ее состав. Пути желчевыведения.
3. Регуляция выработки желчи. Желчевыводящие пути.
4. Поджелудочная железа. Поджелудочный сок: состав и
значение.
5. Регуляция выработки поджелудочного сока
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 19

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3, ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

6

2

ОК 01,
ОК 08
ПК 3.1,
ПК 3.3,
ПК 4.2,
ПК 4.5,
ПК 5.1,
ПК 5.3,

4

4

ОК 02,

ПК 3.2,
ПК 4,1,
ПК 4.3,
ПК 4.6,
ПК 5.2,
ПК 5.4.

Тема 5.4
Кишечник: строение и
пищеварение в нем.

Тема 5.5

Определение проекции поджелудочной железы, печени,
желчного пузыря на поверхности передней брюшной стенки на
фантоме. Изучение с использованием препаратов, муляжей,
планшетов поджелудочной железы, печени, желчного пузыря.
Желчь, состав, свойства. Изучение желчевыводящих путей.
Содержание учебного материала
1 .Процессы пищеварения на уровне тонкой и толстой кишки.
2. Механическая и химическая обработка пищи.
3. Состав пищеварительных соков, деятельность ферментов.
4. Полостное и пристеночное пищеварение. Всасывание.
5. Регуляция процессов пищеварения со стороны эндокринной и
нервной систем.
6. Роль микроорганизмов в процессе пищеварения в толстой
кишке
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 20,21
Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов
строения и функций кишечника. Тонкая кишка - расположение,
проекция на переднюю брюшную стенку. Изучение
пищеварения в тонкой кишке.
Изучение строения толстой кишки с использованием муляжей,
атласов, планшетов, макропрепаратов. Проекция отделов
толстой кишки на брюшную стенку. Изучение пищеварения в
толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и
бактерий. Формирование каловых масс. Состав каловых масс.
Акт дефекации, его регуляция. Составление сравнительной
характеристики строения стенки желудка, тонкой и толстой
кишки и характеристики процессов пищеварения в различных
отделах пищеварительного тракта.
Содержание учебного материала

ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

Обмен веществ и
энергии. Обмен белков,
жиров и углеводов.

Тема 5.7
Обмен энергии и тепла.
Т ерморегул яция
организма

1.Общее понятие об обмене веществ в организме.
2.Обмен веществ между организмом и внешней средой как
основное условие жизни и сохранение гомеостаза.
3.Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.
4.Общее представление об обмене и специфическом синтезе в
организме белков, жиров, углеводов.
5.Азотистое равновесие. Положительный и отрицательный
азотистый баланс.
6.Значение минеральных веществ и микроэлементов.

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З.,ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

2

Содержание учебного материала
1.Постоянство температуры внутренней среды организма как
необходимое условие нормального протекания метаболических
процессов.
2. Температура человека и ее суточное колебание.
3. Температура различных участков кожных покровов и
внутренних органов человека.
4. Физическая и химическая терморегуляция.
5.Обмен веществ как источник образования теплоты.
6. Роль отдельных органов в терморегуляции. Теплоотдача.
Способы отдачи теплоты с поверхности тела (излучение,
испарение, проведение).
7. Физиологические механизмы теплоотдачи.
8. Центр терморегуляции. Нервные и гуморальные механизмы
терморегуляции.
9. Функциональная система, обеспечивающая поддержание
температуры внутренней среды при изменении температуры
внешней среды.
В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 22

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1., ПК3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

4

2

Изучение обмен веществ и энергии организма с внешней
средой. Оценка пищевого рациона. Заслушивание
подготовленных сообщений и рекомендаций по диетотерапии
Раздел 6 Морфофункциональная характеристика органов выделения.
Процесс выделения. Система органов репродукции.
Содержание учебного материала
Тема 6.1 Общие
вопросы анатомии и
1 .Процесс выделения. Роль выделительных органов в
физиологии
поддержании постоянства внутренней среды. Выделительная
мочевыделительной
функция других систем организма.
системы.
2. Топография и строение органов мочевыделительной системы.
Строение и функции
3. Критерии оценки деятельности мочевыделительной системы.
почек
4. Механизм образования мочи. Состав и свойства первичной и
вторичной мочи в норме.
5. Регуляция деятельности почек нервной и эндокринной
системами.
6. Адаптивные изменения функции почек при различных
условиях внешней среды.
7. Клиническое значение исследования мочи. Понятие о
полиурии, анурии, олигурии, гематурии.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 23, 24
Определение топографии органов мочевыделительной системы
на муляжах, таблицах с указанием функциональной
особенностей каждого органа.
Определение проекции почек на поверхности поясничной
области (на фантоме, друг на друге). Изучение строения почек.
Фиксирующий аппарат, структурно-функциональная единица
почки - нефрон. Изучение особенностей кровоснабжения
почки.
Содержание учебного материала
Тема 6.3

4

4

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

Мочевыводящие пути.
Физиология органов
мочевыведения.

1.Строение мочевыводящих путей: мочеточники, мочевой
пузырь, мочеиспускательный канал.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 25,26
Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов
мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала:
мужского и женского. Критерии оценки процесса выделения.
Изучение клинических анализов мочи. Наличие клеток
эпителия, лейкоцитов, эритроцитов, белка, сахара как
свидетельство патологических процессов в организме.
Тема 6.4
Содержание учебного материала
Процесс репродукции.
Первичные и вторичные половые признаки. Наружные и
Половая система
внутренние половые органы мужчины. Топография и строение
человека
органов мужской половой системы Особенности
гистологического строения мужской половых желез.
Эндокринная деятельность половых желез
Наружные и внутренние половые органы женщины.
Топография и строение органов
женской половой системы Особенности гистологического
строения женских половых желез. Эндокринная деятельность
половых желез. Менструальный цикл
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 27
Определение топографии органов мужской и женской половых
систем на муляжах и таблицах.
Функциональная характеристика репродуктивных систем
женского и мужского организмов
Раздел 7 Внутренняя среда организма. Система крови. Иммунная система человека
Тема 7.1 Кровь: состав Содержание учебного материала
и функции.
1 .Внутренняя среда организма, постоянство ее состава.

2

4

4

4

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

2. Кровь как часть внутренней среды организма.
3. Количество крови, состав крови: плазма — химические
свойства, физиологические показатели, значение; форменные
элементы крови - гистологическая и функциональная
характеристика. 4.Группы крови. Резус-фактор.
5.Свертывание крови.
В том числе практических и лабораторных занятий

Тема 7.2 Органы
кроветворения и
иммунной системы

Практические занятия № 28,29
Изучение форменных элементов крови на гистологических
препаратах. Изучение клинических анализов крови.
Изучение принципа определения группы крови и резус-фактора.
Изучение свертывающей и противосвертывающей систем крови
(основные факторы свертывания, плазменные, тромбоцитарные
ингибиторы свертывания крови)
Содержание учебного материала

1. Кроветворение. Кроветворные органы.
2. Центральные и периферические органы иммунной системы,
их роль в иммунном ответе организма.
3. Топография и строение органов кроветворения и иммунной
системы.
Раздел 8. Система управления в организме. Физиологические основы процессов
регуляции
Содержание учебного материала
Тема 8.1 Гуморальная
регуляция процессов
1. Понятие гуморальной регуляции деятельности организма
жизнедеятельности.
человека.
Анатомо­
2. Гормоны, их структура, значение. Тканевые гормоны.
физиологическая
3. Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе.
характеристика
4. Нарушения функции эндокринных желез.
эндокринных желёз
5. Классификация желез внутренней секреции
6. Топография эндокринных желез, особенности строения.

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1., ПК3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

5

2

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З.,ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,

7.Механизмы действия гормонов, биологический эффект
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 30, 31
Определение с помощью таблиц, муляжей, топографии
эндокринных желез. Изучение строения гипофиза, эпифиза,
щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников,
поджелудочной железы, половых желез. Функциональная
характеристика гормонов, с указанием проявлений гипо- и
гиперфункции.
Гормон вилочковой железы.
Тема 8.2
Нервная регуляция
процессов
жизнедеятельности.
Общая характеристика
строения и
деятельности нервной
системы.

Содержание учебного материала
1 .Интегрирующая роль нервной системы. Центральна и
периферическая нервная система.
2. Соматическая и вегетативная нервная система.
3. Деятельность нервной системы (виды нейронов, рефлекторная
дуга, синапс, медиаторы).
4. Понятие рефлекса, классификация рефлексов.
5. Спинной мозг: строение и функции.
6. Головной мозг: строение и функции.
7. Топография, строение и функции отделов головного мозга,
оболочки мозга. Кора больших полушарий. Локализация
функции в коре головного мозга
8. Спинномозговые нервы. Черепные нервы.
9. Вегетативная нервная система.

В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 32,33
Изучение строения спинного мозга (утолщения, борозды,
конский хвост, центральный канал, серое и белое вещество,
сегменты, корешки, проводящие пути, оболочки) Расположение
спинного мозга с указанием взаимоотношения между серым и

ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

6

4

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З.,ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

Тема 8.3
Периферическая
нервная система

Тема 8.4.
Вегетативная нервная
система

белым веществом и особенностями формирования
спинномозговых нервов.
Изучение строения головного мозга с помощью препаратов,
муляжей, таблиц. Определение и описание топографии отделов
головного мозга с характеристикой строения и функции их
образований
Содержание учебного материала
Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы.
2
Нервные сплетения. Черепные нервы.
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Практическое занятие № 34
Изучение с помощью препаратов, таблиц, муляжей
периферической нервной системы. Образование
спинномозговых нервов. Нервные сплетения: топография,
2
область иннервации шейного, плечевого, поясничнокрестцового сплетения. Определение проекции шейного,
плечевого, пояснично-крестцового сплетений. Черепные нервы:
состав нерва, область иннервации.
Содержание учебного материала
1. Вегетативная нервная система, симпатический
парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
2
2. Вегетативные сплетения.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 35
Сравнение строения соматической и вегетативной нервной
системы. Симпатический и парасимпатический отделы
вегетативной нервной системы Показать на таблицах и муляжах 2
центры парасимпатической и симпатической частей
вегетативной нервной системы, локализацию наиболее крупных
вегетативных сплетений.

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1., ПК3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З.,ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

Тема 8.5 Высшая
нервная деятельность
человека

Тема 8.6.
Сенсорные системы
организма. Анатомия и
физиология
анализаторов

Содержание учебного материала
1 .Понятие о высшей нервной деятельности.
2.Инстинкты, условные рефлексы. Особенности образования
условных рефлексов, механизмы. Торможение условных
рефлексов. Динамический стереотип.
3 .Психическая деятельность (ВНД) - физиологическая основа
психосоциальных потребностей, структура ее осуществляющая,
свойства коры, лежащие в основе условно- рефлекторной
деятельности.
4. Формы психической деятельности: память, мышление,
сознание, речь.
5. Сигнальные системы. Деятельность I-ой сигнальной системы.
6. Деятельность П-ой сигнальной системы. Типы высшей
нервной деятельности человека.
Содержание учебного материала
1 .Учение И. П. Павлова об анализаторах.
2. Общий план строения анализатора
3.Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый,
центральный.
4. Строение зрительного анализатора, вспомогательного
аппарата глаза, зрение.
5. Строение слухового и вестибулярного аппаратов, их
деятельность.
6. Строение и значение органов вкуса и обоняния
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 36
С помощью наглядных пособий изучить строение анализаторов
с указанием функционального значения образований органов
чувств. Характеристика зрительного, слухового, вкусового,
обонятельного анализаторов по схеме: периферический

2

2

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1., ПК3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1.,ПК5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

Тема 8.7.
Анатомия и
физиология кожи

нервный прибор - проводниковый аппарат - центральный отдел
анализатора.
Содержание учебного материала

1. Строение и функции кожи.
2. Кожные рецепторы. Кожная чувствительность.
3. Корковые отделы анализатора.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 37
Изучение строения и функций кожи. Кожная чувствительность
Виды кожных рецепторов. Производные кожи: волосы, ногти.
Отделы и строение проприоцептивной сенсорной системы.
Корковые отделы анализатора

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

2

4

Темы индивидуальных проектов:
1. Анатомия человека. Асимметрии в строении.

2. Анатомия человека. Асимметрия в дерматоглифике.

3. Биологическая надежность суставов.

4. Вегетативная нервная система. Парасимпатический и симпатический тонус,методы определения
Ь.тонуса вегетативной нервной системы. Влияние уровня тренированности на тонус ВНС.
6. Виды асимметрии: моторная, сенсорная, функциональная асимметрия больших полушарий
головного мозга.
7. Генетические заболевания. Хромосомные синдромы. Болезнь Дауна.
8. Генетические заболевания. Хромосомные синдромы .Синдром Клайнфельтера.

9. Геронтология .Развитие в онтогенезе и старение сердечно-сосудистой системы.
10. Гормоны половых желез.

И.Динамометрия-измерение мышц.

10

12.3аболевание сердечно-сосудистой системы. Анатомический анализ.
13.Зрительный нерв. Методы определения его состояния.
14. Иммунитет. Лимфоциты. Иммуноглобулины.
15. Методы исследования головного и спинного мозга.

16. Методы исследования сосудов.
17. Серое и белое вещество головного мозга.
18. Смещение сердца, диафрагмы и внутренних органов при различных положениях тела.
19. Продолжительность жизни человека.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:

Кабинет «Анатомии и физиологии человека с основами патологии», оснащенный
оборудованием:
Рабочее место преподавателя.
Посадочные места по количеству обучающихся.
Доска классная.
Стенд информационный.
Учебно-наглядные пособия:
1. Анатомические плакаты по разделам:
- ткани;
- скелет;
- мышечная система;
- дыхательная система;
- пищеварительная система;
- сердечно-сосудистая система;
- лимфатическая система;
- кровь;
- мочевая система;
- половая система;
- нервная система;
- железы внутренней секреции;
- анализаторы
2. Барельефные модели и пластмассовые препараты по темам:
- мышцы;
- головной и спинной мозг;
- печень, кожа, почки, желудок, тонкая и толстая кишка;
- кости туловища, головы, верхних и нижних конечностей;
- набор зубов;
- скелет на подставке;
- суставы, череп
3. Влажные и натуральные препараты:
- внутренние органы;
- головной мозг;
- сердце;
- препараты костей и суставов
4. Муляжи, планшеты, разборный торс человека, пластинаты по всем разделам
дисциплины.
Набор таблиц по анатомии (по темам).
Набор микропрепаратов по анатомии и основам патологии (по темам).
Модели анатомические (Сердце, Легкие, Печень, Почки, Головной мозг, Ствол
головного мозга, Скелет человека, Модель системы ЖКТ, Модель уха и глаза);
техническими средствами обучения:

компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Брин В. Б. Анатомия и физиология человека. Физиология в схемах и таблицах :
учебное пособие для спо / В. Б. Брин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. —
608 с. — ISBN 978-5-8114-7040-2
2. Брин В. Б., Кокаев Р. И. и др. Физиология с основами анатомии. Практические
заня-тия : учебное пособие / В. Б. Брин, Р. И. Кокаев, Ж. К. Албегова, Т. В. Молдован. — 2е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 492 с. — ISBN 978-5-8114-5216-3
3. Брусникина О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь : учебное по­
собие для спо / О. А. Брусникина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 144
с. — ISBN 978-5-8114-7108-9
4. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Иллюстрированный
учебник Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2020 - 672 с. ISBN: 978-5-9704-4594-5, 978-5-97045759-7
5. Караханян К. Г. Анатомия и физиология человека. Сборник ситуационных задач :
учебное пособие для спо / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 72 с, —ISBN 978-5-8114-7453-0.
6. Кондакова Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии : учебное пособие для
спо / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — 4-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. —
104 с. — ISBN 978-5-8114-9239-8.
7. Кондакова Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии. Ответы : учебное
посо-бие / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 80 с. —
ISBN 978-5-8114-2649-2
8. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Дневник практических за­
нятий : учебное пособие для спо / О. А. Нижегородцева. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-6688-7.
9. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь для внеа­
удиторной работы : учебное пособие / О. А. Нижегородцева. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-5270-5.
10. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и понятий :
учебное пособие для спо / Ю. В. Сай, Н. М. Кузнецова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург
: Лань, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-9152-0
И. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека и основы патологии. Пособие для
под-готовки к экзамену : учебное пособие / Ю. В. Сай, Л. Н. Голубева, А. В. Баев. — СанктПетербург : Лань, 2020. - 196 с. — ISBN 978-5-8114-4892-0.

12. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология человека:
учебник. Москва: ГЭОТАР-Медиа - 2021. - 560 с,- ISBN 978-5-9704-6228-7
13. Федюкович, Н.И., Анатомия и физиология человека : учебник - Ростов-на Дону,
Феникс, 2021. - 573 с.: ил. - (среднее медицинское образование) ISBN 978-5-222-30111-1
14. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии :
учеб, для мед. колледжей / А.А. Швырев;. - Ростов на Дону : Издательство Феникс, 2021. 411 с. - (Среднее медицинское образование) ISBN 978-5-222-34893-2.

3.2.2. Основные электронные издания
Брин В. Б. Анатомия и физиология человека. Физиология в схемах и таблицах : учеб­
ное пособие для спо / В. Б. Брин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 608
с. — ISBN 978-5-8114-7040-2. — Текст : электронный И Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154378 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
Брин В. Б., Кокаев Р. И. и др. Физиология с основами анатомии. Практические за­
нятия : учебное пособие / В. Б. Брин, Р. И. Кокаев, Ж. К. Албегова, Т. В. Молдован. — 2-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. —- 492 с. — ISBN 978-5-8114-5216-3. — Текст
:
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/136179 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
Брусникина О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь : учебное посо­
бие для спо / О. А. Брусникина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 144 с.
— ISBN 978-5-8114-7108-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 55673 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
1. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека. Иллюстрированный
учебник / И. В. Гайворонский [и др. ] ; под ред. И. В. Гайворонского. - Москва : ГЭОТАРМедиа, 2020. - 672 с. : ил. - 672 с. - ISBN 978-5-9704-5759-7. - Текст : электронный // ЭБС
"Консультант
студента"
:
[сайт].
URL
:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970457597.html
2. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего
профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-00684-1. —
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/452350

3. Замараев, В. А. Анатомия: учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. А. Замараев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2020. — 268 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07846-6. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -—URL; https://urait.ru/bcode/453012
4. Караханян К. Г. Анатомия и физиология человека. Сборник ситуационных задач :
учебное пособие для спо / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 72 с. — ISBN 978-5-8114-7453-0. — Текст : электронный // Лань
: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160133 (дата
обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Кондакова Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии : учебное пособие для
спо / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — 4-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. —

104 с. — ISBN 978-5-8114-9239-8. — Текст : электронный // Лань : электронно­

библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189366
(дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Кондакова, Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии. Ответы : учебное
посо-бие / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 80 с. —
ISBN 978-5-8114-2649-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/101859 (дата обращения: 14.01.2022). —Режим
доступа: для авториз. пользователей.
7. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Дневник практических
заня-тий : учебное пособие для спо / О. А. Нижегородцева. — 3-е изд., стер. -— СанктПетербург : Лань, 2021. — 220 с. -— ISBN 978-5-8114-6688-7. — Текст : электронный // Лань
: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 51668 (дата
обращения: 14.01.2022). —Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь для
внеауди-торной работы : учебное пособие / О. А. Нижегородцева. — 2-е изд., стер. —
Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 196 с. —ISBN 978-5-8114-5270-5. — Текст : электронный
// Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138190
(дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и понятий :
учебное пособие для спо / Ю. В. Сай, Н. М. Кузнецова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург
: Лань, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-9152-0. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 87695
(дата
обращения; 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
10. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека и основы патологии. Пособие для
подго-товки к экзамену : учебное пособие / Ю. В. Сай, Л. Н. Голубева, А. В. Баев. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-4892-0. — Текст : электронный// Лань
: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136172 (дата
обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
11. Сапин, М. Р. Анатомия человека : атлас : учеб, пособие для медицинских училищ
и колледжей / М. Р. Сапин, 3. Г. Брыксина, С. В. Клочкова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа,
2022. - 376 с. - ISBN 978-5-9704-6577-6. - Текст : электронный // URL :
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970465776.html
12. Смольянникова, Н. В. Анатомия и физиология человека : учебник / Н. В.
Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАРМедиа, 2021. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-6228-7. - Текст : электронный // URL :
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970462287.html

3.2.3. Дополнительные источники
1.
. Топоров, Г.Н.,Панасенко, Н.И. Словарь терминов по клинической анатомии
/ Г.Н.Топоров, Н.И. Панасенко.-Москва : Медицина, 2020. - 463 с.; 25 см.; ISBN 5-22502707-5
2.
Анатомия - анатомический атлас человека [Электронный ресурс] - Электрон,
дан. — М.: Webstudia.biz - URL: http://www.anatomy.ti/ , свободный. — Загл. с экрана,- Яз.
РУС-

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения 3

знания:
- строение человеческого тела и
функциональные системы
человека, их регуляцию и
саморегуляцию при
взаимодействии с внешней
средой.
- основную медицинскую
терминологию;
-строение, местоположение и
функции органов тела человека;
-физиологические
характеристики основных
процессов жизнедеятельности
организма человека;
-функциональные системы
человека, их регуляцию и
саморегуляцию при
взаимодействии с внешней
средой
Умения
- применять знания о строении и
функциях органов и систем
организма человека при
оказании сестринской помощи и
сестринского ухода за
пациентами.

Критерии оценки
- демонстрация знаний
анатомических
образований, уверенно
представляя их на
скелете, муляже и называя
соответствующие
функции;
- демонстрация проекций
зон внутренних органов
при необходимости
оказания медицинской
помощи;
- при описании строения и
функции органа
уверенное использование
медицинской
терминологии

Методы оценки
Тестовый контроль с
применением
информационных
технологий.
Экспертная оценка
правильности
выполнения заданий
Экспертная оценка
решения ситуационных
задач.
Устный опрос
Работа с немыми
иллюстрациями
Экзамен

- правильное определение

Экспертная оценка

топографии органов;
- свободное применение
знаний анатомии при
решении практических
заданий по оказанию
сестринской помощи при
различных изменениях
физиологических
процессов
- оценка и определение
нарушений
физиологических
показателей функций
организма, используя
данные нормальных
показателей

выполнения
практических заданий
Экзамен

3 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.