ОПЦ.08 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОПЦ.08 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)

Форма обучения: очная

2023г

ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией

Протокол № от « QQ» О fl

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе
Шабанова М.М.
Подпись
ФИО
30
ОХ
20
г.

2Qg£3 г.

ПредседательЙ(Ц)К

Подпись

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.08 Гигиена и экология человека.
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства населения
РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (Зарегистрировано в Минюсте России
29.07.2022 № 69452); с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.

Разработчик: Магомедова Д41.
Рецензенты/ эксперты:

[

)( .

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы дисциплины

стр.
4

2. Структура и содержание дисциплины

6

3. Условия реализации дисциплины

15

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

18

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01
Сестринское дело 34.02.00 Сестринское дело
Рабочая программа дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании при подготовке по специальности среднего
профессионального образования «Сестринское дело». Место дисциплины в
структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
ОПЦ.05. Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины
ППССЗ.
1.2 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреп­
лению здоровья населения, предупреждению болезней;
проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
современное состояние окружающей среды и глобальные экологические
проблемы;
факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;
основные положения гигиены;
гигиенические принципы организации здорового образа жизни;
методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.
Формируемые общие и профессиональные компетенции применяются при
освоении программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с
ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело
5.1. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими ком­
петенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про­
фессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в про­
фессиональной деятельности.

4

OK 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинен­
ных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным тра­
дициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отноше­
нию к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной без­
опасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных
целей.
5.2. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессио­
нальными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональ­
ной деятельности (по базовой подготовке):
5.2.1. Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неин­
фекционных заболеваний.
Дисциплина способствует формированию следующих личностных
результатов:
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к фор­
мированию в сетевой среде личностно и профессионального кон­
структивного «цифрового следа»
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных
игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
ЛР 17 Проявляющий уважение к многообразию многонационального состава
населения РФ, готовый учитывать традиции культурного потенциала

5

и интересов всех проживающих на его территории народов
ЛР 18 Стремящийся к трудоустройству в агро-индустриальных и других
отраслях экономики РФ, готовый к внедрению инновационных
технологий
в
экономически
значимых
сферах
региона,
демонстрирующий
профессиональные,
предпринимательские
качества, направленные на саморазвитие и реализацию личностного
потенциала и развитие экономики края
ЛР 19 Обладающий экологической культурой, демонстрирующий бережное
отношение к объектам общенационального достояния, в том числе
природным комплексам РФ.
ЛР 20 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно­
мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и
сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий
профессиональные требования, ответственный, пунктуальный,
дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий,
нацеленный на достижение поставленных целей
ЛР 21 Демонстрирующий самостоятельность в определении и реализации
целей и задач профессиональной деятельности и оценивающий ее
эффективность, готовый к профессиональной конкуренции
ЛР 22 Гармонично, разносторонне развитый, проявляющий эмпатию
ЛР 23 Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях,
соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий
идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Дифференцированный зачёт (из часов практических занятий)

Объем часов
32
32

20
10
2

7

2.3. Содержание дисциплины
Наименование разделов Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная Объем
и тем
работа обучающихся
часов
Раздел 1. Основы гигиены и экологии. Гигиена и экология окружающей среды

Тема 1.1.
Предмет гигиены и экологии
человека. Основы общей
экологии

Тема 1.2.
Атмосферный воздух, его
физические и химические
свойства, гигиеническое и
экологическое значение

Содержание учебного материала:
1 .Предмет гигиены и экологии человека, связь с другими дисциплинами.
2.
Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.
3. Антропогенное воздействие на окружающую природную среду, глобальные
экологические проблемы (изменение климата, кислотные дожди, “озоновые
дыры”, сокращение площади лесов, загрязнение мирового океана, сокращение
разнообразия биологических видов).
4.
Влияние природных и антропогенных экологических факторов на
здоровье населения.
Содержание учебного материала
1. Физические свойств воздуха - температуры, влажности, подвижности
воздуха, атмосферного давления. Их гигиеническое значение.
2.
Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение.
«Парниковый эффект» как глобальная экологическая проблема.

2

4

8

3.
Источники загрязнения атмосферного воздуха.
4. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на здоровье и условия жизни
населения.
5. Мероприятия по профилактике загрязнений атмосферного воздуха,
санитарная охрана воздушной среды.
Практические занятия
Гигиеническая оценка температурного режима, влажности, скорости движения
воздуха в помещении.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Гигиеническое и экологическое 1. Вода, как фактор окружающей среды, влияющий на здоровье человека.
значение воды. Источники
Физиологическая роль, эпидемиологическое, санитарногигиеническое значение
водоснабжения
воды.
2. Виды источников водоснабжения и их санитарно-гигиеническая
характеристика. Охрана источников водоснабжения.
3. Методы улучшения качества питьевой воды.
4. Органолептические свойства воды. Химический состав воды.
5. Заболевания, обусловленные составом воды и передающиеся водным путем.
6. Требований к качеству питьевой воды в соответствии с СанПиН.
Практические занятия
Отбор проб воды. Органолептические свойства воды.

Тема 1.4
Гигиенические основы
рационального питания

1. Рациональное питание, элементы рационального питания. Питание как
элемент здорового образа жизни.
2. Гигиенические требования к пищевому рациону, его энергетической
ценности и качественному составу.
Г Гигиеническая характеристика продуктов.
Практическое занятие

\4еню-раскладка для различных групп населения.

2
2

2

4

2
2

4

2
2
9

Тема 1.5
Пищевые отравления

Содержание учебного материала
1. Понятие пищевые отравления. Классификация пищевых отравлений
2. Характеристика пищевых отравлений и их профилактика.
3. Гигиенические требования к предприятиям общественного питания

Практическое занятие
Оценка рационального питания взрослого населения.
Раздел 2. Основы гигиенического обучения и воспитания населения
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Компоненты здорового образа 1. Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Гигиенические принципы
жизни и пути их
организации здорового образа жизни.
формирования
2. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха,
рациональное питание, физическая активность и т.д.
3. Основные средства санитарного просвещения
Практическое занятие
Формирование понятия здорового образа жизни у населения посредством
санитарного просвещения.

Промежуточная аттестация: дифф.зачет

2
4

2
2

2

2

2

1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Материально-техническое обеспечение
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного ка­
бинета гигиены и экологии человека
Оборудование учебного кабинета:
Название оборудования
№
Мебель и стационарное оборудование
1.
1.
Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий
2.
Шкаф для хранения приборов
3. Шкаф для хранения учебно-методической документации
4. Доска классная
5. Столы, стулья для преподавателя и студентов
2.
Аппаратура, приборы:
1. Термометры максимальные
2. Термометры минимальные
3. Термограф
4. Гигрометр психрометрический
5. Психрометр Ассмана
6. Прибор комбинированный «ТКА-ПКМ»
7. Люксметр+Яркомер
8. Анемометр крыльчатый
9. Чашечный батометр
10. Гигрограф
11. Люксметры ЮН7, Ю 116
12. Барометр
13. Барограф
Посуда, реактивы
3.
1. Стеклянные флаконы емкостью 0,5-1 л
2. Колбы
3. Цилиндры Несслера
4. Химические стаканы
5. Шкала цветности

4.

Наглядные пособия:
1. Комплект таблиц по темам:
- «Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха»
- «Мероприятия по санитарной охране водоемов»
- «Рациональное потребление пищи (суточный рацион)»
- «Окружающая среда и здоровье человека»
- «Влияние на здоровье токсических веществ, загрязняющих
атмосферу»
2. Методические указания для студентов и преподавателей для
практических занятий.
17

5.

Технические средства обучения:
1. Мультимедийная установка
2. Ноутбук
3. Экран
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых
дополнительной литературы

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

Основные источники
1. Гигиена и экология человека [Электронный ресурс] : учебник / Архан­
гельский В.И., Кириллов В.Ф. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021.
- (Се
рия "Cl IC)")."littp:/Av\v\v.meclcollegelib.rii/book/ISBN9785970425305.html
Дополнительные источники:
1. Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст) [Элек­
тронный ресурс] / Н. В. Иванова [и др.] - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441886.html
2. Солодовников Ю.Л. Гигиена и экология человека (цикл лекций и прак­
тических занятий): учеб, пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2021. 468с.
3. МДК 01.02. Основы профилактики: ИМ 01. Проведение профилактиче­
ских мероприятий / Т.Ю.Быковская [и др.]; под ред. к.м.н. Б.В.Кабарухина. - 4е
изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2022. - 254с.: ил. - (Среднее медицинское образование).
4. Проведение профилактических мероприятий [Электронный ресурс] :
учеб, пособие / С. И. Двойников [и др.] ; под ред. С. И. Двойникова. - М. :
ГЭОТАР-Медиа,
2021г.
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440407.html
5. Кодекс: Информационно-правовая система [Электронный ресурс].- Ре­
жим доступа: https://kodeks.ru/
6. Консультант Плюс: информационно-правовая система [Электронный ре­
сурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Нормативные и методические документы:
1. Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпи­
демиологическом благополучии населения»;
2. Федеральный закон РФ от 4 05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмо­
сферного воздуха" (с изменениями и дополнениями);
3. Федеральный закон РФ от 3 06.2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие
Водного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
4. Федеральный закон РФ от 14 07 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении из­
менений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации";

5. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (2
января 2000 года № 29 - ФЗ);
18

6. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 3.2.1. Рациональное
питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах
для различных групп населения Российской Федерации;
7. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и
условиям хранения пищевых продуктов»;
8. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к
содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам,
питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам,
жилым
помещениям,
эксплуатации
производственных,
общественных
помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических
(профилактических) мероприятий"
9. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к орга
низациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
10. ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно - питьевого
водоснабжения»
Профильные web - сайты Интернета:
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.
minzdravsoc.ru)
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru )
3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(httpZZwww.fcgsen.ru)
4. Информационно - методический центр «Экспертиза» (httpZZwww. crc. гп)
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения
(httpZZwww.mednet.ru)

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических, семинарских занятий, те­
стирования, выполнения обучающимися самостоятельной работы, а так же во
время дифференцированного зачета.
Результаты (освоенные знания и
умения)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь: Давать
санитарно-гигиеническую оценку
факторам окружающей среды

Проводить санитарно-гигиенические
мероприятия по сохранению и
укреплению здоровья населения,
предупреждения болезней

Формы и методы контроля и оценки

Наблюдение и анализ на практических
занятиях и при выполнении работ в
процессе внеаудиторной работы.
Дифференцированный зачёт.

Наблюдение и анализ выполнения
индивидуальных и групповых заданий
на практических занятиях.
Дифференцированный зачёт.

Проводить гигиеническое обучение и
воспитание населения
Наблюдение и анализ на Практических
занятиях. Дифференцированный зачёт.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
Современное состояние окружаю Тестирование на семинарских занятиях.
среды и глобальные экологические i Дифференцированный зачёт.
блемы гигиены
Основные положения гигиены
Устный и письменный опрос на
семинарских и практических занятиях.
Дифференцированный зачёт.

Методы, формы и средства
Устный и письменный опрос.
гигиенического воспитания населения Тестирование. Решение ситуационных
задач.
Дифференцированный зачёт.
Факторы окружающей среды,
влияющие на здоровье человека

Решение ситуационных задач.
Тестирование на семинарских и
практических занятиях.
Дифференцированный зачёт.

20



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.