ОПЦ.05 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.05 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)
Форма обучения: очная

2023г.

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией

Зам. директора по учебной работе

Протокол № от «^7» Q Я

Шабанова М.М.

20j?^ г.
Подпись

ЗО ?±
Подпись

ФИО
20 Zj г.

ФИО

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОПЦ.05 Основы
микробиологии и иммунологии
разработана на основе требований:

- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального
образования;

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (Зарегистрировано в Минюсте
России 29.07.2022 № 694552); с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.

Разработчик: Качагова С.Р

Рецензенты/ эксперты;

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.05. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ ИММУНОЛОГИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «основы микробиологии иммунологии» является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код 1
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР

ОК 01, ок
02, ОК 03,
ОК 07
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 3.4., ПК
3.5., ПК4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

проводить
забор,
транспортировку
и
хранение
материала
для
микробиологических
исследований;
дифференцировать
разные
группы микроорганизмов по их
основным свойствам;

- роль микроорганизмов в жизни
человека и общества;
- морфологию, физиологию и экологию
микроорганизмов, методы их изучения;
основы
эпидемиологии
инфекционных
болезней,
пути
заражения,
локализацию
микроорганизмов
в
организме
человека;
- факторы иммунитета, его значение
для человека и общества, принципы
иммунопрофилактики
и
иммунотерапии болезней человека.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

74

в т. ч.:

теоретическое обучение

36

практические занятия

36

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

3
2
1
Раздел 1. Общая микробиология
6
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Предмет и задачи
1 .История развития микробиологии и иммунологии.
медицинской
2. Роль микроорганизмов в жизни человека и общества.
микробиологии и
3. Научные и
практические
достижения
медицинской
иммунологии.
микробиологии и иммунологии.
Организация
4. Принципы классификации микроорганизмов на бактерии,
микробиологической
грибы, простейшие, вирусы.
4
службы
5.Основные таксономические категории (род, вид, чистая
культура, штамм, клон, разновидность).
6. Классификация микроорганизмов по степени их биологической
опасности.
7. Номенклатура микробиологических лабораторий, их структура и
оснащение базовой лаборатории.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 1
Микробиологическая лаборатория, устройство, оснащение, 4
правила работы
Содержание учебного материала
Тема 1.2.

2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Объем
в часах

Коды компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых способствует
элемент программы

6

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК3.1., ПКЗ,2.,ПКЗ.З„
ПК 3.4., ПК3.5., ПК4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

Экология
микроорганизмов

1 .Микробиоценоз почвы, воды, воздуха.
2. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в
распространении возбудителей инфекционных заболеваний.
3. Нормальная микрофлора различных биотопов человека: кожи,
слизистых оболочек ротовой полости, верхних дыхательных
путей, пищеварительного тракта, мочеполовой системы.
4. Роль нормальной микрофлоры для жизнедеятельности и
здоровья человека.
5. Дисбактериоз, причины, симптомы, корреляция.
Раздел 2. Бактериология
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Морфология
1 .Прокариоты и эукариоты.
бактерий и методы ее 2.Классификация бактерий. Принципы подразделения бактерий
изучения
на группы.
3.Общие принципы организации микробной клетки и других
инфекционных агентов.
4. Формы бактерий: кокковидная, палочковидная, извитая,
ветвящаяся.
5. Структура бактериальной клетки: основные и дополнительные
структуры, их химический состав и назначение.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 2
Изучение морфологии бактерий. Микроскопические методы
изучения бактерий: виды микроскопов, методы окраски.
Дифференциация бактерий по морфологическим и
тинкториальным свойствам. Правила техники безопасности при
проведении микроскопических исследований.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
1 .Химический состав бактериальной клетки.
2.Ферменты бактерий.

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
ПК3.4., ПК3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

2

8
4

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З„
ПК3.4., ПК3.5.,ПК4.2.,
ЛР9, ЛР 10

4

2

4

4

4

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07

Физиология
бактерий, методы ее
изучения

Раздел 3. Вирусология
Тема 3.1.
Классификация и
структура вирусов.
Методы изучения
вирусов.

3. Питание, рост и размножение бактерий.
4. Микробиологические методы исследования.
5. Прав ила взятия, сроки, температурные и другие условия
транспортировки материала для микробиологического
исследования. Меры предосторожности.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 3
Культивирование бактерий, изучение культуральных свойств.
Питательные среды, их назначение и применение. Условия
культивирования бактерий. Термостат, правила эксплуатации.
Выделение чистой культуры бактерий. Культуральные и
биохимические свойства бактерий, их значение для
дифференциации бактерий. Особенности культивирования
хламидий и риккетсий. Культивирование анаэробов.

Содержание учебного материала
1 .Особенности классификации вирусов.
2.Структура вирусов.
3.Особенности физиологии вирусов как облигатных клеточных
паразитов.
4. методы культивирования и индикации вирусов.
5. Устойчивость вирусов к факторам окружающей среды.
6. Репродукция вирусов: продуктивный тип репродукции и его
стадии, понятие об абортивном и интегративном типах.
7. Генетика вирусов и ее значение для современной медицины.
8. Бактериофаги, их свойства и применение в диагностике,
профилактике и лечении инфекционных болезней
Раздел 4.Учение об иммунитете
Содержание учебного материала
Тема 4.1.

ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
ПК 3.4., ПК3.5., ПК4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

2

6

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
ПК 3.4., ПК3.5., ПК4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
4

10

Иммунитет, его
значение для
человека

Тема 4.2.
Патология иммунной
системы

1 .Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества.
2. Виды иммунитета.
3. Иммунная система человека.
4. Неспецифические и специфические факторы защиты, их
взаимосвязь. Основные формы иммунного реагирования.
5. Серологические исследования: реакции агглютинации,
преципитации, лизиса, связывания комплемента и др., их
механизмы и применение.
6. Молекулярно-биологические методы диагностики:
полимеразная цепная реакция, механизм и применение.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4
Постановка простейших серологических реакций и их учет
Содержание учебного материала
1 .Иммунопатологические процессы. Общая характеристика.
Типовые формы иммунопатологических процессов.
Иммунологическая толерантность.
2. Аллергические реакции. Определение понятий: аллергия,
аллерген, сенсибилизация. Виды, стадии развития аллергических
реакций.
3. Характеристика отдельных видов аллергических реакций.
Анафилактический шок. Сывороточная болезнь. Механизмы
развития, структурно-функциональные характеристики, значение.
4. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Определение,
механизмы развития, клиническое значение.
5. Иммунный дефицит: понятие, этиология, классификация.
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Общая
характеристика, значение для организма.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 5

4

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
ПК 3.4., ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

2
4

4
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З„
ПК 3.4., ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

4

2
4

Аллергодиагностика инфекционных заболеваний. Кожно­
аллергические пробы, их учет.
2
Содержание учебного материала
Тема 4.3.
Иммунотерапия и
1 .Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины,
иммунопрофилактика сыворотки, иммуноглобулины.
4
2.Иммуномодуляторы, эубиотики, бактериофаги,
диагностические препараты, их состав, свойства, назначение
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 6
4
Изучение препаратов, применяемых для иммунопрофилактики и
иммунотерапии.
Раздел 5. Паразитология и протозоология
4
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
1.Общая характеристика и классификация простейших:
Общая
саркодовые (дизентерийная амеба), жгутиковые (лямблия,
характеристика
простейших
трихомонада, трипаносома), споровиков (малярийный плазмодий,
токсоплазма) и инфузорий (кишечный балантидий). Особенности 4
их морфологии и жизнедеятельности.
2. Источники инвазий, путь заражения, жизненный цикл паразита.
3. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 7
Методы микробиологической диагностики протозоозов:
4
микроскопическое, культуральное, серологическое,
аллергологическое и биологическое
4
Содержание учебного материала
Тема 5.2.
1.Общая характеристика и классификация гельминтов.
Медицинская
4
гельминтология
2.Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов.

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
ПК 3.4., ПК 3.5., ПК4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

8

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ,3.,
ПК 3.4., ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07

Тема 6.
Итоговое занятие
Всего:

3. Источники инвазии, пути распространения и заражения
гельминтами.
4. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды.
5. Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале
(кал, моча), яиц и личинок в объектах окружающей среды (почва,
вода) и промежуточных хозяевах.
6. Профилактика гельминтозов.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 8
Методы микробиологической диагностики гельминтозов: макро- и
микроскопическое исследование, серологическое исследование
(реакция связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, 6
прямой
гемагглютинации,
иммунофлюоресценции,
иммуноферментный анализ). Аллергическое исследование
(кожные пробы)
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
ПК 3.4., ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

2
74

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «основ микробиологии и иммунологии», оснащенный оборудованием:
Рабочее место преподавателя.
Посадочные места по количеству обучающихся.
Доска классная.
Стенд информационный.
Учебно-наглядные пособия (муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри,
плакаты, слайды, фотографии)
Микроскопы
Микропрепараты бактерий, грибов, простейших
Лабораторная посуда для забора материала на исследование;
техническими средствами обучения:
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Долгих, В. Т. Основы иммунологии : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Т. Долгих, А. Н. Золотов. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10473-8
2. Емцев В.Т. Микробиология: учебник для СПО/ В.Т. Емцев, Е.Н. Мишустин. 8-е
изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 468 с. - (Профессиональное
образование).- ISBN 978-5-534-09738-2
3. Камышева, К.С. Основы микробиологии и иммунологии : учеб, пособие / К. С.
Камышева. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2022.- 382 с. - (Среднее медицинское
образование). - ISBN 978-5-222-30285-9
4. Леонова, И. Б. Основы микробиологии : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / И. Б. Леонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 298 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05352-4.
5. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / [М. Н. Бойченко, Е. В.
Буданова, А. С. Быков и др.] ; под редакцией В. В. Зверева, Е. В. Будановой. - Москва :
Академия, 2020. - 320 с. : ил.; 22 см. - (Профессиональное образование).; ISBN 978-5-44683981-0.

6. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. (СПО). Учебник : учебник
/ В.Б. Сбойчаков, А.В. Москалев, М.М. Карапац, Л.И. Клецко. — Москва : КноРус, 2021 —
274 с. — ISBN 978-5-406-06914-1
7. Шапиро Я. С. Микробиология : учебное пособие для спо / Я. С. Шапиро. — 5-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-9457-6.

3.2.2. Основные электронные издания
1. Зверев, В. В. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / под ред. В. В.
Зверева, М. Н. Бойченко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 368 с. - ISBN 978-5-9704-61990. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL :
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970461990.html
2. Зверева, В. В. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : Т. 1 :
учебник / ред. Зверева В. В. , Бойченко М. Н. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 448 с. ISBN 978-5-9704-5835-8. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970458358.html
3. Зверева, В. В. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : Т. 2 :
учебник / под ред. Зверева В. В. , Бойченко М. Н. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 472 с.
- ISBN 978-5-9704-5836-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970458365.html
4. Шапиро Я. С. Микробиология : учебное пособие для спо / Я. С. Шапиро. — 5-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-9457-6. — Текст
:
электронный
И Лань
:
электронно-библиотечная
система.
— URL:
https://e.lanbook.com/book/195466 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ Р 52905-2007 (ИСО 15190:2003); Лаборатории медицинские. Требования
безопасности. Настоящий стандарт устанавливает требования по формированию и
поддержанию безопасной рабочей среды в медицинских лабораториях;
2. Методические указания МУ 4.2.2039-05 "Техника сбора и транспортирования
биоматериалов в микробиологические лаборатории".
3. Методические указания МУК 4.2.3145-13 «Лабораторная диагностика
гельминтозов и протоозов»;
4. Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.
Гамалеи РАМН [Электронный ресурс]. URL: http://www.gamaleya.ru/
5. Словарь по микробиологии [Электронный ресурс]. URL:
http://en.edu.ru:8100/db/msg/2351

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методы оценки
Критерии оценки
Результаты обучения 3
Тестирование,
- способность определить
знания:
индивидуальный и
- роль микроорганизмов в принадлежность
микроорганизмов к бактериям, групповой опрос,
жизни человека и общества;
решение
- морфологию, физиологию и грибам, простейшим по
ситуационных задач,
экологию микроорганизмов, рисункам, фотографиям,
дифференцированный
муляжам, морфологии и
методы их изучения;
зачет
основы
эпидемиологии культуральным свойствам с
инфекционных болезней, пути учетом изученного учебного
заражения,
локализацию материала;
микроорганизмов в организме - владение специальной
терминологией, используемой
человека;
- факторы иммунитета, его в микробиологии;
значение для человека и - последовательное изложение
общества,
принципы программного материала по
иммунопрофилактики
и эпидемиологии инфекционных
иммунотерапии
болезней заболеваний согласно законам
распространения инфекции в
человека
восприимчивом коллективе;
- свободное владение знаниями
факторов иммунитета,
принципами
иммунопрофилактики и
иммунотерапии в соответствии
с нормативными документами
-осуществление забора,
Экспертная оценка
умения
проводить
забор, транспортировки и хранения
выполнения
транспортировку и хранение материала для
практических заданий
материала
для микробиологических
микробиологических
исследований в соответствии с
исследований;
санитарными правилами и
- дифференцировать разные методическими указаниями,
группы микроорганизмов по требованиями безопасности;
их основным свойствам.
- способность отличать разные
группы микроорганизмов по
их основным свойствам на
основании научных данных.

3 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.