ОПЦ.09 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Дагестан «ИПК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.09 ПСИХОЛОГИЯ

Профиль получаемого профессионального образования :

естественнонаучный
Код и наименование профессии/ специальности:

34.02.01 Сестринское дело

Квалификация выпускника: медицинская сестра/брат

Форма обучения: очная

2023г

ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

0^0—"-ДПабанова М.М.
Подпись
ФИО

30

ОЗ

2Q/J г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.09 Психология разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273- ФЗ об образовании в РФ

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480);
- Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 N 527

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"

(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452) с учетом:
профиля получаемого образования., программы ;
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

-Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования
ППССЗ, разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации
на 2023/2024г. учебный год.
Разработчики: Абдулаева Х.Г.

Рецензенты/эксперты : Гаджиева Р.М Педагог-психолог

ГБПОУ РД «ИПК»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

19

6. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

20

3

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ПСИХОЛОГИЯ»

1.1.

Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОПЦ.09 Психология является частью программы
подготовки специалистов среднего звена для профессиональной образовательной
организации в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
дисциплина «Психология» относится к общепрофессиональным дисциплинам
профессионального учебного цикла. Дополняет и углубляет гуманитарные знания студентов
о личности, обществе и особенностях взаимодействия личности в обществе.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Дисциплина «Психология» во многом носит прикладной характер, её цель способствовать формированию у студентов соответствующих психологических знаний,
нравственных качеств как необходимых условий повседневной деятельности и поведения
современных граждан российского общества.
Целью преподавания и изучения дисциплины является раскрытие психологических
понятий, формирование у студентов гуманитарного мышления, овладение ими знаниями,
умениями и навыками.
Задачи учебной дисциплины:
□

научить различать особенности психических процессову здорового и больного человека;
основам психосоматики; научить приёмам эффективного общения в профессиональной
сфере.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

П

организовывать собственную деятельность;

□

собирать, обобщать, анализировать информацию;

□

эффективно работать в коллективе и группе, эффективно общаться с руководством,
коллегами и пациентами;

□

проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективнойпомощи при стрессе;

□

осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;

□

регулировать и разрешать конфликтные ситуации;

□

использовать приёмы саморегуляции поведения;

□

общаться с пациентами и коллегамив процессе профессиональной деятельности;

□

использовать
простейшие
методикисаморегуляции,
поддерживать
психологический климат в лечебно-профилактическомучреждении.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

□

задачи и методы психологии;

□

основные направления психологии;
4

□

психологию личности;

оптимальный

□

взаимосвязь общения и деятельности;

□

психологию малых групп;

□

психологию общения, виды социальных взаимодействий;

□

особенности делового общения;

□

основы психосоматики;

□

особенности психических процессову здорового и больного человека;□психологические
факторы в предупреждении возникновения и развития болезни.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:

Объем часов
48

теоретические занятия

22

практические занятия

24

Итоговая аттестация по учебной дисциплине в форме:
Диф.зачет

6

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объе
м
часов

Уровень
освоени
я

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

Теоретические занята я
Раздел 1. Общая психология
Тема 1.1.
Психология как наука. Цели и
задачи психологии, как науки.
Предмет психологии.
Отрасли психологии

Тема 1.2. Методологические
принципы. Психика. Сознание.

Тема 1.3.
Психические, познавательные
процессы. Характеристика
познавательных процессов

Тема 1.4.
Психология личности.
Формирование и развитие
личности.
Тема 1.5
Психология общения. Понятие и
сущность общения

Содержание учебного материала
История развития психологии.
Определение психологии как науки.
Предмет, объект, цель и задача психологии, как науки. Отрасли современной
психологии.

Содержание учебного материала
Основные методологические принципы, классификация и основные понятия. .
Понятие о психике и сознании. Формирование психики на различных этапах развития.
Составляющие психики.
Особенности онтогенеза психики. Формирование психики, сознания, личности.

Содержание учебного материала
Понятие, виды психологических познавательных процессов, их сходство и различия.
Ощущение, восприятие, внимание, память, воображение. Функции, свойства и виды.
Нарушения психических, познавательных процессов. Основные формы нарушений, их
свойства и причины деструктивного развития.

Содержание учебного материала
Понятия «индивид», «личность», «развитие», «возраст» (психологический,
биологический, социальный),возрастные кризисы

Содержание учебного материала
Определение и содержание психологии общения. Коммуникативная, интерактивная и
перцептивная стороны общения. Их свойства и функции.
Структура и функции общения.
Понятие и сущность вербальных и невербальных средств общения. Понятия речь, язык,

жесты, мимика, поза.

Тема 1.7. Эмоциональная сфера
личности

Содержание учебного материала

2.

Классификация эмоциональных состояний: эмоции, чувства, настроение, аффект.
Эмоциональные особенности и свойства личности. Физиологические основы эмоций и
чувств.

Практическое занятие.
1.
Тема 1.8. Психология стресса.
Эмоциональные состояния.

2

Эмоциональная сфера личности.

Содержание учебного материала

1
4

2.

1

Эмоциональное
напряжение
и
стресс.
Факторы,
вызывающие
стресс.
Предрасположенность к стрессовому напряжению, признаки стрессового напряжения.
Стрессовый и не стрессовый стиль жизни. Возможные реакции организма на стресс и
основные способы борьбы со стрессом.

Практическое занятие.

Раздел 2. Медицинская
психология
Тема 2.1.
Социопсикосоматика здоровья

1. Психология стресса.
2.Эмоциональные состояния.

6

Содержание учебного материала

2.

1

Историко-религиозные взгляды на происхождение и систематику болезней.
Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная. Болезнь и здоровье.
Критерии здоровья.
Систематика болезней. Соматические нервно- психические болезни.

Практическое занятие

4

1. Социопсихосоматика здоровья

Тема 2.2.
Психологические и

Содержание учебного материала
Здоровый образ жизни. Гигиенические и медико-биологические основы здорового образа
жизни (ЗОЖ). Факторы, отрицательно влияющие на продолжительность жизни.

2.

1

физиологические особенности
здорового образа жизни

Практическое занятие
1.

Тема 2.3 Психология
соматического больного

Тема 2.4.
Внутренняя картина болезни.
Психологическое реагирование на
заболевание

Содержание учебного материала

1

Содержание учебного материала

2.

2

Боль. Психологические причины боли.
Тревога и беспокойство. Расстройства сна. Феномен смерти. Психологические
механизмы личности умирающих.

1. Внутренняя картина болезни.
2 .Психологическое реагирование на заболевание
48

Уровень усвоения учебного материала:

1

2.

Особенности психического состояния соматического больного. Саногеное и патогенное
влияние психологических факторов на соматическую сферу человека. Влияние
хронических, соматических заболеваний на психику и личность человека.

Практическое занятие

Обязательная аудиторная
учебная нагрузка

4

Психологические и физиологические особенности здорового образа жизни

- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ЗЛЛребования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, аудитории.
Оборудование учебного кабинета:

□ классная доска;
□ посадочные места по количеству обучающихся;
□ рабочее место преподавателя;
□ информационные стенды для студента
Технические средства обучения:

□ компьютер;
□ мультимедийный проектор;
□ экран.

10

3.2. Информационное обеспечение обучения
(учебные издания, Интернет-ресурсы, дополнительная литература)
Основные источники для студентов:
1.

В.Л. Полукаров Психология менеджмента, 2019

2.

Абрамова Г. С. Практическая
Академический Проект, 2020г.

3.

Бодалев А.А. Психология общения. М.: МПСИ. 2019 г.

4.

Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений:
учебное пособие // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019 г.

5.

Сухов А. Н. Социальная психология: учебное пособие для студ. учрежд.
сред.проф. образования И М. : Академия, 2019.

6.

Леонтьев А.А. Психология. М.: Смысл. 2019 г.

психология.

Учебник

для

студентов

вузов

//

М.:

Дополнительные источники для студентов:
1.

Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2ч., Ч 2 М. // Просвещение: ВЛАДОС, 2019г.

2.

Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2ч., Ч 1 // М. Просвещение: ВЛАДОС, 2019г.

3.

Немов Р.С. Психологический словарь-справочник: // М. Просвещение: ВЛАДОС, 2019г.

4.

Семечкин Н.П. Социальная психология: Учебник // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2020г.

5.

Сидоров П.И., М. Е. Путин Деловое общение: Учебник для вузов // М: Издательство:
ГЭОТАР МЕД., 2019г.

6.

Спринц А. М., Михайлова Н. Ф., Шатова Е. П. Медицинская психология с элементами общей
психологии: учеб, для студ. сред, мед.уч.заведений // Санкт-Петербург: Издательство
СпецЛит, 2019г.

7.

Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять
себя // СПб.: Прайм-Еврознак, 2019.

8.

Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала // М.: Гросс-Медиа, 2019г.

9.

Яковлев Б. П., Литовченко О.Г. Аутоагрессия: современные проблемы и тенденции: учебное
пособие // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019г.

Интернет ресурсы:

1.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ
(http//www.minzdravsoc.ru)

2.

Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения
(http//www.mednet.ru).
3. PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный
ресурс] (http://psylib.kiev.ua)
4. Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] (http://www.psychology.ru)

5. http://flogiston.ru/blog
Информационно-правовое обеспечение:

1.

Система «Консультант».

2.

Система «Гарант»

4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

Контроль
и оценка результатов освоения
дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, защиты презентаций.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения
эффективно работать в коллективе и группе
использовать приёмы саморегуляции

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

оценка аудиторной и внеаудиторной
самостоятельной работы студентов,
тестовый
контроль с применением
поведения в процессе общения с пациентом
информационных технологий,
проводить профилактику, раннее выявление
устный контроль, проектная
и оказание эффективнойпомощи при стрессе
деятельность,
решение ситуационных задач, кроссвордов,
регулировать и разрешать конфликтные
наблюдение и оценка выполнения
ситуации
практических действий на практических
общаться с пациентами и коллегамив
занятиях,
деловая игра
процессе профессиональной деятельности
использовать
простейшие
методикисаморегуляции,
поддерживать
оптимальный психологический климат в
лечебнопрофилактическомучреждении;
Знания
задачи и методы психологии
оценка аудиторной и внеаудиторной
самостоятельной работы студентов,
основные направления психологии
тестовый
контроль с применением
психология личности
информационных технологий, устный
психология малых групп
контроль, защита презентаций
психология общения
особенности делового общения
основы психосоматики
особенности психических процессову
здорового и больного человека
психологические факторы в
предупреждении возникновения и развития
болезни

13

Приложение
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение
обучающимися по специальностям 34.02.01 Сестринское дело следующими общими
компетенциями (ОК):
Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.

окз

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а
также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать
информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

ОК 7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и
осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК И

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу, человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

14

технологии

в

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОК 1

ОК 2

ОКЗ

ОК 4

ОК 5

ОК 6

Название ОК
Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес

Технологии формирования ОК
приводить примеры, подтверждающие
значимость выбранной профессии
составляет рефераты, сообщения, доклады

Организовать собственную
организует рабочее место
деятельность, выбирать типовые
проектирует способы выполнения
методы и способы выполнения
учебных ситуационных задач
профессиональных задач,
оценивает качество их решения в
оценивать их выполнение и
соответствии с эталоном
качество
демонстрирует собственную деятельность
(выполнение манипуляций) согласно алгоритму
Принимать решения в
анализирует стандартные и
нестандартные ситуационные задачи
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
выбирает способы разрешения ситуаций
ответственность
принимает ответственное решение
находит источник информации по
Осуществлять поиск и
заданному вопросу
использование информации,
необходимой для эффективного
выделяет информацию, необходимую для
выполнения профессиональных решения задачи
задач, профессионального и
извлекает информацию из одного или
личностного развития
нескольких источников и систематизирует её

использует информацию для
профессионального и личностного развития.
пользуется Интернет-ресурсом для
Использовать
информационнокоммуникацион извлечения информации, расширяющей знания и
умения в рамках профессиональной
ные технологии в
профессиональной деятельности деятельности
пользуется информационной системой
«Консультант» для решения профессиональных
ситуаций
участвует в групповом обсуждении,
Работать в коллективе и в
высказываясь
по заданному вопросу,
команде, эффективно общаться
аргументировано отвергает или принимает
с коллегами, руководством,
идеи - соблюдает нормы публичной речи и
потребителями
регламент - начинает и заканчивает служебный
разговор в соответствии с нормами
создает стандартный продукт
письменной коммуникации простой структуры

OK 7

OK 8

OK 9

Брать на себя ответственность за
анализирует работу членов команды
(группы) - называет трудности, с которыми
работу членов команды, за
столкнулись члены группы при выполнении
результат выполнения заданий
заданий
оценивает работу членов группы
формирует запрос на внутренние и
внешние ресурсы (знания, умения, способы
деятельности) членов команды для решения
профессиональной задачи
Самостоятельно определять
оценивает собственное продвижение
задачи профессионального и
называет трудности, с которыми
личностного развития,
столкнулся при решении задач, выполнении
заниматься самообразованием,
манипуляций и предлагает пути их преодоления
осознанно планировать и
указывает «точки успеха» и «точки роста»
осуществлять повышение
- принимает решения о необходимости
квалификации
самообразования с целью повышения
профессиональных знаний и умений
анализирует запрос на внутренние
ресурсы для решения профессиональных задач
Ориентироваться в условиях
использует информационные технологии
для отслеживания изменений в области
смены технологий в
профессиональной деятельности профессиональной деятельности

вносит изменения в свою деятельность в
соответствии с современными требованиями
OK 10 Бережно относится к
демонстрирует уважение к культурным
традициям народа, к социальным, культурным и
историческому наследию и
культурным традициям народа, религиозным различиям
уважать социальные,
составляет рефераты (сообщения) по
культурные и религиозные
историческому наследию и культурным
различия
традициям народа
OK 11 Быть готовым брать на себя
дает оценку отношения человека к
природе,
обществу и человеку
нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу
приводит примеры бережного отношения
и человеку
к природе
демонстрирует свои действия по
сохранению природы
участвует в волонтерском движении по
сохранению природы, оздоровлению общества и
человека
OK 12 Организовать рабочее место с
- организует рабочее место с соблюдением
соблюдением
требований охраны труда, производственной
требований.охраны труда,
санитарии, инфекционной и противопожарной
производственной санитарии,
безопасности
инфекционной и
противопожарной безопасности

OK 13 Вести здоровый образ жизни,
заниматься физической
культурой и спортом для
укрепления здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных целей

понимает значение здорового образа
жизни для укрепления здоровья и достижения
жизненных и профессиональных целей
объясняет физиологические процессы,
происходящие в организме при занятии
физической культурой и спортом
составляет беседы для населения по
ведению здорового образа жизни

1.4. Медицинская сестра/Медицинский брат (углубленной подготовки) должен обладать
профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

1.4.1. Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения,
пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний.
1.4.2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть
вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с
участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их
использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий
медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
1.4.3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных
состояниях.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными
помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

1.4.4. Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности.

ПК 4.1. Организовывать подбор и расстановку среднего и младшего медицинского
персонала.
ПК 4.2. Организовывать рациональную работу исполнителей.
ПК 4.3. Определять и планировать потребность в материально-технических ресурсах и
осуществлять контроль за их рациональным использованием.

ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества
сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.
ПК 4.5. Работать
документацией.

с

нормативно-правовой,

учетно-отчетной

и

медицинской

1.4.5. Организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и
профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в
системе первичной медико-санитарной помощи, в учреждениях специализированной и
высокотехнологичной медицинской помощи.

ПК 5.1. Организовывать и оказывать сестринскую помощь, консультировать по
вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей; групп населения в
учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
ПК 5.2. Проводить мониторинг развития ребенка в пределах своих полномочий.
ПК 5.3. Организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную
сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.

18

Приложение 1

Перечень вопросов для подготовки обучающихся к диф.зачету по дисциплине
«Психология»
1. Определение психологии как науки.
2. Предмет, объект, цель и задача психологии, как науки.
3. Понятие о психике и сознании.
4. Основные методологические принципы, классификация и основные понятия.
5. Особенности онтогенеза психики.
6. Формирование психики, сознания, личности.
7. Понятие, виды психологических познавательных процессов, их сходство и различия.
8. Ощущение, восприятие, внимание, память, воображение.
9. Функции, свойства и виды.
10. Нарушения психических, познавательных процессов.
11. Основные формы нарушений, их свойства и причины деструктивного развития.
12. Понятие и сущность вербальных и невербальных средств общения.
13. Эмоциональные особенности и свойства личности. Эмоциональная сфера личности.
14.Эмоциональное напряжение и стресс. Факторы, вызывающие стресс. Стрессовый и не
стрессовый стиль жизни
15. Понятие психологической защиты. Психическая адаптация.
16. Взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами, между врачом и
больным, медсестрой и больным
17. Семья как система. Семейные кризисы. Семейные конфликты.
18. Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная.
19. Психосоматика. Психосоматические отношения.
20. Боль. Психологические причины боли.
21. Тревога и беспокойство. Расстройства сна. Феномен смерти
22. Сходства и различия лидерства и руководства
23. ЗОЖ. Факторы, отрицательно влияющие на продолжительность жизни.
24. Конфликт. Виды конфликта

19

Приложение 2

Тестовые задания для проведения мониторинга эффективности образовательного
процесса по дисциплине «Психология»
Вариант 1
Выберите один правильный ответ.

1. Устойчивое переживание каких-либо эмоций

A) настроение

Б) потребность
B) самочувствие
Г) аффект

2. Отражение прошлого опыта, заключающееся в запечатлении, сохранении и воспроизведении
информации

A) узнавание

Б) память
B) внимание

Г) мышление
3. Кратковременное психическое состояние, в основе которого лежит бурное эмоциональное

переживание, характерно изменение сознания, нарушение волевого контроля
A) чувства

Б)стресс

B) аффект
Г) настроение

4. Феномен, при котором первое общее положительное впечатление о неизвестном человеке
приводит к его переоценке

A) эффект Ореола
Б)эмпатия

B) самоподача
Г) рефлексия

5. Позиция личности по Э.Берну, при которой человек оправдывается, подчиняется, действует
эмоционально

A) родитель

Б) взрослый
B) ребенок
6. Агрессия при помощи слов

A) негативизм
Б) раздражение

B) вербальная агрессия

7. Средства общения, использующие жесты, мимику, пантомимику

А) вербальные

Б) невербальные
8. Нуждается ли медицинский персонал, работающий с умирающими больными в психологической

помощи.
А) Да
Б) Нет

9. Наука, влияние психологического фактора на соматическую сферу человека

A) Нейропсихология
Б) Психосоматика

B) Патопсихология

10. Для какой медсестры характерно механическое выполнение своих обязанностей, без сочувствия,

сострадания пациенту
A) Сестра-рутинер

Б) Сестра, играющая заученную роль
B) Сестра-специалист

11. Система мероприятий, направленных на предупреждение различных психических расстройств и

заболеваний
A) Психогигиена

Б) Психопрофилактика
B) Психотерапия

12. Кто впервые предложил учение о темпераменте и выделил холерика, сангвиника, флегматика и
меланхолика

A) Асмолов А.Г.
Б) Павлов И.П.

B) Гиппократ

13. Отношение к себе, своим качествам и поступкам

A) самооценка

Б) уровень притязаний
B) способности

Г)задатки
14. Медицинский работник относится к профессии типа
A) «Человек-Человек»
Б) «Человек-Техника»
B) «Человек - Знаковая система»

Г) «Человек -Художественный образ »
15. «Говорящий» в процессе общения

А) коммуникатор
Б)реципиент

16. Позиция личности по Э.Берну, которая воспитывает, приказывает

A) ребенок

Б) взрослый
B) родитель

17. Агрессия с применением физической силы

A) физическая агрессия
Б) вербальная агрессия

B) подозрительность

18. Над чем нельзя шутить с больным
A) Над погодой
Б) Над особенностями профессии пациента

B) Над особенностями течения болезни

19. Определите тип отношения к болезни, если у больного необоснованно повышенное настроение,
легкомысленное отношение к жизни и к болезни, желание продолжать получать от жизни все то же,
что и до болезни, это:

A. Эйфорический
Б. Неврастенический

B. Эргопатический
20. К деонтологическому принципу работы медработника относят:
A) Акцентирование внимания на себе
Б) Сверхточность выполнения обязанностей

B) Уважать права пациента
Эталоны ответов

1 вариант

1. А
2. Б
3. В
4. А
5. В
6. В
7. Б
8. А
9. Б
10. А
И.Б
12. В
13. А
14. А
15. А
16. В
17. А
18. В
19. А
20. В
23



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.