СГЦ.05 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГЦ.05 «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Профиль получаемого профессионального образования: стественнонаучный
Код и наименование профессии /специальности:
34.02.01. «Сестринское дело»

Квалификация выпускника:

медицинская(ий) сестра/брат

Форма обучения: очная

2023

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № -/ от «ЯР»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. дктора по УР

2023 г.

Председатель П(Ц)К

.

____ йжй r/Z ж
Подпись

ФИО

Шабанова М.М. (Л™
ФИО
Подпись

2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.05. Основы бережливого производства
для специалистов 34.02.0Е «Сестринское дело».

разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.07.2022 № 69452);
с учетом:
— профиля получаемого образования
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.
Изучения основ бережливого производства в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих по специальности среднего
профессионального образования технологического профиля 34.02.0L «Сестринское дело».

Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриал^ио-цфомышленного колледжа»
Мусаева М. М.
(подпись)

Рецензенты:

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.05. Основы бережливого производства»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в
соответствиис ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Умения

Знаия

ПК, ок, ЛР

ОК 01, ок - проводить мероприятия по
02, ОК 03, реализации проектов по
бережливому производству;
ОК 04,
- применять принципы и
инструменты бережливого
производства в медицинских
организациях;
- выявлять потери в потоке
создания ценности в медицинской
организации и предлагать пути их
решения;
- налаживать эффективные
отношения в трудовом
коллективе и решать

возникающие конфликты в
медицинской организации.

- систему организации оказания меди­
цинской помощи населению;
- права и обязанности работников в
сфере профессиональной деятельно­
сти;
- права и свободы человека и гражда­
нина, механизмы их реализации
- основы и принципы системы береж­
ливого производства;
- базовые инструменты бережливого
производства;
- основные виды потерь, способы их
выявления и устранения;
- основы
профессиональной этики в медицин­
ской организации;
- основы проектной деятельности

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины СГЦ.05. «Основы
бережливого производства»
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 32 часа, в том числе: обязательной аудиторной
учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2Л. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

32

вт.ч.
теоретическое обучение

30

практические занятия

-

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация (зачет)

2

6

Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем
в часах

Коды компетенций
и личностных

результатов ,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
1

2

4
3

Тема 1.
Организационные основы
здравоохранения

Содержание учебного материала

1. Номенклатура учреждений здравоохранения.
2. Структура и задачи основных медицинских организаций.
3. Основные виды деятельности лечебно-профилактических учрежде­
ний.

4

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,

4

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,

2

2

4. Формы преемственности и взаимосвязи между учреждениями лечеб-нопрофилактической помощи.
Тема 2.
Правовые аспекты охраны
здоровья населения

Содержание учебного материала

1.Права пациентов и основные юридические механизмы их обеспече­
ния в современном здравоохранении.
2.Этический кодекс медицинской сестры.

2
2

Тема 3.
Теоретические основы бе­
режливого производства

Содержание учебного материала
1. История становления концепции бережливого производства
2. Бережливое производство, понятие, задачи.

4

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,

7

3. Идеология бережливого производства в медицинской организации
4. Специфика применения методов бережливого производства в меди­
цинской организации.
5. Отечественные проекты «Бережливое здравоохранение».
Тема 4.
Стратегии и инструменты
бережливого производства
для выявления проблем и
их причин

2

Содержание учебного материала

1. Инструменты бережливого производства (хронометраж, карта рабо­
чего времени, выявление узкого места, картирование потока создания
ценности, пять «почему?», время такта, балансировка нагрузки, прин- цип
нулевой ошибки, использование 5С и др.)
2. Структурирование и оценка потерь.
3. Поиск и предварительный анализ потерь и их причин.

4

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,

2

2

Практическое занятие

Тема 5.
Реализация концепции бе­
режливого производства в
здравоохранении

Содержание учебного материала

1.Алгоритм внедрения бережливого производства, этапы: планирова­
ние, внедрение, развертывание, интеграция, совершенствование.

Практические занятия

4
2
2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,

8

Тема 6.
Стратегия клиентоориентированности в медицин­
ской организации

Тема 7.
Стандартизация и непре­
рывное совершенствование

Содержание учебного материала

1. Организация проведения и анализ социологических исследований как
инструмента мониторинга качества процессов. 2.Мотивационная
основа клиентоориентированности персонала.3.Социальный аспект
клиентоориентированности.
4. Управление конфликтами в медицинской организации. 5.Инструменты
выявления возможных мест возникновения конфлик-тов.

4
2

2

Содержание учебного материала

1. Понятие стандарта.
2. Функциональное предназначение стандарта.
3. Специфика разработки стандартов оказания медицинских услуг.
4. Совершенствование форм разделения и кооперации труда.
5. Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,

6
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,

2

2
2

Практические занятия
Итоговое занятие

Всего:

Промежуточная аттестация (зачет)

2

32

9
3.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарные дисциплины», оснащенный оборудованием :рабочее
место преподавателя
посадочные места по количеству обучающихся
доска классная
стенд информационный
учебно-наглядные
пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудио визуализации
.Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может
быть дополнен новыми изданиями.
Основные печатные издания
1. Антоновец В.А. Инновационный менеджмент учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В.А. Антонец [и др.] , под редакцией В.А. Антонца, Б.
И. Бедного. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 303 с.
2. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение учебник / В.А. Медик. - 3- е
изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021 - 672 с. — 978-5-9704-5737-5.
3. Сергеев Ю.Д. Правовое обеспечение профессиональной деятельности учебник / Ю.
Д. Сергеев [и др.]. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 192 с. - ISBN 978-5-9704-5918-8
4. Столяров, С. А. Менеджмент в здравоохранении учебник для вузов / С. А. Столя- ров.
— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 764 с. — ISBN 978-5- 53410638-1

Основные электронные издания
1.
Зуева В. А., Зымбрян Э. Ш. и др. Организационно-аналитическая
деятельность. Сборник лекций учебное пособие для спо / В. А. Зуева, Э. Ш. Зымбрян, Е.
Б. Стародумова, Е. И. Алленова. —2-е изд., стер. — Санкт-Петербург Лань, 2021. — 176
с. — ISBN 978-5-8114-7637-4. — Текст электронный // Лань электронно-библиотечная
система. — URL: httns://e.lanbook.com/book/l 63395 (дата обращения: 14.01.2022). —
Режим доступа: для авто- риз. пользователей
Инновационный менеджмент : учебник и практикум для академического бака- лавриата / В. А.
Антонец [и др.], под редакцией В. А. Антонца, Б. И. Бедного. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва
Издательство Юрайт, 2019. — 303 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-00934-7. —
Текст
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/433773 (дата обращения: 12.01.2022).

3. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении учебное посо- бие для спо / Ю.
Л. Солодовников. —6-е изд., стер. — Санкт-Петербург Лань, 2021. —312 с. — ISBN 978-5-81147205-5. — Текст электронный // Лань : электронно-библиотечная си- стема. — URL:
httns://e.lanbook.com/book/156384 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей
4. Столяров, С. А. Менеджмент в здравоохранении учебник для вузов / С. А. Столя- ров. — 2-е изд.,
испр. и доп. — Москва Издательство Юрайт, 2019. — 764 с. — (Специа- лист). — ISBN 978-5534-10638-1. — Текст электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/430971 (дата обращения: 12.01.2022).

Дополнительные источники
1.
Арженцов В.Ф. Применение принципов бережливого производства в медицине
/В. Ф. Арженцов //Управление качеством в здравоохранении. -2018. -No 1. -С. 14-18
2.
Вейдер, М.Т. Инструменты бережливого производства II. Карманное руковод- ство
по практике применения Lean. / М.Т. Вейдер. — Москва Альпина Паблишер, 2019. — 160 с. Текст
: непосредственный.
3.
Вумек, Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании / Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс; пер. с анг. С. Турко. —Москва : Аль- пина
Паблишер, 2021. —472 с. —. ISBN 978-5-9614-6829-8
4.
ГОСТ Р 56020-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережли- вое
производство. Основные положения и словарь.(утвержден и введен в действие Приказом
Росстандарта от 12.05.2014 № 431-ст).

5.
ГОСТ Р 56407-2015 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережли- вое
производство. Основные методы и инструменты (утвержден и введен в действие Прика- зом
Росстандарта от 27.05.2015 № 448-ст).
6.
ГОСТ Р 56906-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережли­
вое производство. Организация рабочего пространства. (5S) (утвержден и введен в действие
Приказом Росстандарта от 31.03.2016 № 231-ст).
7.
ГОСТ Р 56908-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережли- вое
производство. Стандартизация работы, (утвержден и введен в действие Приказом Рос- стандарта
от 31.03.2016 № 231-ст).
8.
Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медикосанитарную помощь//Методические рекомендации М3 РФ — Москва. — 2019
9.
Организация процесса диспансеризации на принципах бережливого производства//Методические рекомендации МЗРФ — 2017
10.
Применение методов бережливого производства в медицинских организациях.
Открытие проектов по улучшениям.//Методические рекомендации МЗРФ. —Москва. —2017
11.
Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания
ценности / Ротер М., Шук Д., Пер.Муравьевой Г., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2017. - 136 с.:
84x108 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6145-9
URL:
http://znanium.com/catalofl/flroduct/926117

и
12.
Интернет ресурс. Справочная система «Консультант-плюс [Электронный ре- суре].
— URL httfl://www.cons-plus.ru.

13.

Интернет ресурс. Справочная система «Гарант». URL http//www.garant.ru.

14.
Бережливое
производство.
Канбан.
[Электронный
ресурс].
URL:
httfl://ru.wikwdia.org/wiki/.
15.
Система «5С» на производстве: описание, особенности, принципы и отзывы И FB.ru
[Электронный ресурс]. — URL: httn.7Zfb.ru/article/30297l/sistema-s-na-flroizvodstve- oflisanieosobennosti-flrintsipvi-i-otzvivvi
16.
Словарь бережливого производства [Электронный ресурс]. URL: http://bemag.ru/lean./

17.
Философия бережливого производства.
http://ctrgroup.com.ua/concept/detail.php?0=33

[Электронный

ресурс].

URL:

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения .
знания:
- систему организации оказания
медицинской помощи населению;
- права и обязанности работниковв
сфере профессиональной дея­
тельности;
- права и свободы человека и
гражданина, механизмы их реали­
зации
- основы и принципы системы бе­
режливого производства;
- базовые инструменты бережли­
вого производства;
- основные виды потерь, способы
их выявления и устранения;
и профессиональной этики в ме­
дицинской организации

Умения
- проводить мероприятия по
реализации проектов по
бережливому производству;
- применять принципы и
инструменты бережливого
производства в медицинских
организациях;
- выявлять потери в потоке
создания ценности в медицинской
организации и предлагать пути их
решения;
- налаживать эффективные
отношения в трудовом коллективе
и решать возникающие
конфликты в медицинской
организации.

Критерии оценки

Методы оценки

- свободная ориентация в
системе организации меди­
цинской помощи населе­
нию;
- четкое представление
прав и обязанностей меди­
цинских работников, прав
пациентов в соответствии с
функциональными обязан­
ностями и этическим ко­
дексом медицинской сест­
ры;
- знание базы по бережли­

Тестовый контроль
Экспертная оценка пра­
вильности выполнения
заданий по работе с ин­
формацией, документами
Экспертная оценка ре­
шения ситуационных за­
дач.
Зачет

вым производством

ветствии с методическими
рекомендациями Мини­
стерства здравоохранения
по внедрению «бережливых
технологий»;
- изложение принципов
корпоративной культуры и
профессиональной этики в
соответствии с этическим
кодексов медицинской
сестры



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.