ОУП.08 География 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.08 География

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Код и наименование специальности: 34.02.01. сестринское дело

Квалификация выпускника: медицинская (ни) сестра/брат
Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 2

2023 г.

1

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.08 География
разработана на основе требований:
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (зарегистрировано в
Минюсте России 07.06.2012 N 24480);

-Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования утвержденного Приказ Минпросвещения России от
04.07.2022 N 527 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01
Сестринское дело" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452)
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования»;
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально промышленный колледж»

Х.А.Ахмедова

2

СОДЕРЖАНИЕ

1 .Общая

характеристика

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной дисциплины «География»
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины

5. Информационное обеспечение обучения

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО ОУП.08 География.
Общеобразовательная

дисциплина

«География»

является

обязательной

частью

общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 34.02.01 Сестринское дело"

1.2.1 Цели дисциплины
Содержание

программы

дисциплины

общеобразовательной

«География»

направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о
целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы,

населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать
глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,

социально-экономических,

геоэкологических

процессов

и

явлений;

развитие

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством

ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом,
его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и
культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в

практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов,
знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение
географической информации, включая географические карты, статистические материалы,

геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших
социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической
специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития

международного

туризма

и

отдыха,

деловых

и

образовательных

программ,

телекоммуникаций и простого общения.

1.1.2.

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в

соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК :

4

Наименование и код
компетенции

ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам

Планируемые результаты
Общие1

Дисциплинарные1

- понимать роль и место современной географической науки в
В части трудового воспитания:
системе
научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
- готовность к труду, осознание ценности
проблем человечества:
приводить примеры проявления
мастерства, трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности глобальных проблем, в решении которых принимает участие
технологической и социальной направленности, современная географическая наука, на региональном уровне, в
способность инициировать, планировать и разных странах, в том числе в России; определять роль
самостоятельно выполнять такую деятельность; географических наук в достижении целей устойчивого развития;
интерес
к
различным
сферам - освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
познавательными действиями:
выбирать и использовать источники географической информации
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и для определения положения и взаиморасположения объектов в
актуализировать проблему, рассматривать ее пространстве; описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
всесторонне;
сформировать
системы
комплексных
социально
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
обобщения;
географические процессы и явления и распознавать их проявления
- определять цели деятельности, задавать
в повседневной жизни; использовать знания об основных
параметры и критерии их достижения;
географических закономерностях для определения и

- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать
креативное
мышление
при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике

сравнения свойств изученных географических объектов, явлений
и

процессов;

проводить

классификацию

географических

объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между

социально-экономическими и геоэкологическими процессами и

явлениями;

между

природными

условиями

и

размещением

населения, между природными условиями и природно-ресурсным

капиталом

и

формулировать

отраслевой

и/или

структурой

обосновывать

хозяйства

выводы

на

стран;

основе

использования географических знаний;

- владеть географической терминологией и системой базовых
географических

понятий,

умение

применять

социально-

экономические понятия для решения учебных и (или) практико­

ориентированных задач;

- сформировать знания об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических

аспектах

экологических

проблем:

описывать

географические

аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить

примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры
возможных путей решения глобальных проблем;

6

В области ценности научного познания:

OK 02. Использовать

современные

сформированность

средства

поиска, анализа и

развития

интерпретации
информации,

выполнения
профессиональной
деятельности

науки

и

современному

уровню

общественной

практики,

диалоге

на

основанного

и

информационные

технологии

соответствующего

способствующего

мировоззрения,

осознанию

культур,

своего

места

в

поликультурном мире;

для
задач

- совершенствование языковой и читательской
взаимодействия между

культуры как средства
людьми и познания мира;

- осознание
готовность

ценности

деятельности,

научной

осуществлять

проектную

и

исследовательскую деятельность индивидуально

и в группе;
Овладение универсальными учебными

познавательными действиями: в) работа с
информацией:

- владеть навыками получения информации из
источников

типов,

разных

самостоятельно

осуществлять поиск, анализ, систематизацию и

интерпретацию информации различных видов и

форм представления;
- создавать тексты
учетом

в

назначения

аудитории,

выбирая

различных форматах с

информации

и

оптимальную

представления и визуализации;

целевой
форму

освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать
источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать умения проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия природных и
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдений;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения; формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
сформировать умения находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых
знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития,
прогнозирования :выбирать и использовать источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видеои
фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной
тематики и другие источники географической информации для
выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений; определять и
7

оценивать
достоверность,
легитимность показатели, характеризующие географические объекты, процессы
информации, ее соответствие правовым и и явления; определять и находить в комплексе источников
недостоверную и противоречивую географическую информацию
морально-этическим нормам;
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении самостоятельно находить, отбирать и применять различные
когнитивных,
коммуникативных
и методы познания для решения практико-ориентированных задач;

OK 03. Планировать
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности
различных жизненных
ситуациях

организационных
задач
с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
и В области духовно-нравственного воспитания: - владеть умениями географического анализа и интерпретации
- сформированность нравственного сознания, информации из различных источников: находить, отбирать,
этического поведения;
систематизировать информацию, необходимую для изучения
- способность оценивать ситуацию и принимать географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
осознанные решения, ориентируясь на
и России, их обеспеченности природными и человеческими
морально-нравственные нормы и ценности;
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- осознание личного вклада в построение представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
устойчивого будущего;
диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
- ответственное отношение к своим родителям и выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
в (или) другим членам семьи, созданию семьи на информации
из
различных
источников
географической
основе
осознанного
принятия
ценностей информации; критически оценивать и интерпретировать
семейной жизни в соответствии с традициями информацию,
получаемую
из
различных
источников;
народов России;
использовать различные источники географической информации
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8

Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;

1

- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты;

OK 04.
- готовность к саморазвитию, самостоятельности - владеть географической терминологией и системой базовых
Эффективно
и самоопределению;
географических понятий, умение
применять социальновзаимодействовать
и -овладение
навыками
учебно экономические понятия для решения учебных и (или) практико­
работать в коллективе и исследовательской, проектной и социальной ориентированных задач;
деятельности;
команде
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;

1

осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;

OK 05.
В области эстетического воспитания:
- освоить и применить знания о размещении основных
Осуществлять устную и - эстетическое отношение к миру, включая географических объектов и территориальной организации
письменную
эстетику быта, научного и технического природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
коммуникацию
на
творчества, спорта, труда и общественных зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
государственном
языке отношений;
выбирать и использовать источники географической информации
Российской Федерации с - способность воспринимать различные виды для определения положения и взаиморасположения объектов в
учетом
особенностей искусства, традиции и творчество своего и других пространстве; описывать положение и взаиморасположение
социального
и народов, ощущать эмоциональное воздействие географических объектов в пространстве;
культурного контекста
искусства;
сформировать
систему
комплексных
социально
- убежденность в значимости для личности и ориентированных географических знаний о закономерностях
общества отечественного и мирового искусства, эазвития природы, размещения населения и хозяйства: различать
этнических культурных традиций и народного географические процессы и явления и распознавать их проявления
творчества;
в повседневной жизни; использовать знания об основных
- готовность к самовыражению в разных видах географических закономерностях для определения и сравнения
искусства, стремление проявлять качества
свойств изученных географических объектов, явлений и
гворческой личности;
процессов; проводить классификацию географических
1

Овладение универсальными коммуникативными объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и
действиями:
явлениями; между природными условиями и размещением
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах населения, между природными условиями и природно-ресурсным
капиталом
и
отраслевой
структурой хозяйства
стран;
жизни;
- распознавать невербальные средства общения, формулировать и/или обосновывать выводы на основе
понимать
значение
социальных
знаков, использования географических знаний;
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;
OK 06.
осознание
обучающимися
российской - понимать роль и место современной географической науки в
Проявлять гражданскосистеме научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
гражданской идентичности;
патриотическую позицию,
приводить примеры проявления
целенаправленное
развитие
внутренней проблем человечества:
демонстрировать
позиции
личности
на
основе
духовно­ глобальных проблем, в решении которых принимает участие
осознанное поведение на нравственных ценностей народов Российской современная географическая наука, на региональном уровне, в
основе
традиционных Федерации,
исторических и национально­разных странах, в том числе в России; определять роль
общечеловеческих
культурных традиций, формирование системы географических наук в достижении целей устойчивого развития;
ценностей, в том числе с значимых ценностно-смысловых установок,
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
учетом
гармонизации антикоррупционного
информации
из различных источников: находить, отбирать,
мировоззрения,
межнациональных
и правосознания,
экологической
культуры, систематизировать информацию, необходимую для изучения
межрелигиозных
способности ставить цели и строить жизненные географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
отношений, применять планы;
и России, их обеспеченности природными и человеческими
стандарты
В части гражданского воспитания:
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
антикоррупционного
- осознание своих конституционных прав и представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
поведения
обязанностей, уважение закона и правопорядка; диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников географической
1

традиционных

принятие

национальных,

демократических ценностей;

национализма,

экстремизма,

по

дискриминации

социальным,

расовым,национальным признакам;

- готовность

оценивать

и

интерпретировать

идеологии для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
ксенофобии, - сформировать умения применять географические знания для

противостоять

готовность

критически

получаемую
из
различных
источников;
и информацию,
использовать различные источники географической информации

гуманистических

общечеловеческих

информации;

религиозным, объяснения
изученные

вести совместную деятельность в

процессы

и

разнообразных

явлений

социально-экономические

явления;

объяснять

и

процессов:
и

объяснять

геоэкологические

географические

особенности

интересах гражданского общества, участвовать в стран с разным уровнем социально-экономического развития,
самоуправлении
в
общеобразовательной включая особенности проявления в них глобальных проблем

организации и детско-юношеских организациях;

человечества; использовать географические знания о мировом

- умение
взаимодействовать
с
социальными хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
институтами в соответствии с их функциями и природы и общества для решения учебных и (или) практико­
ориентированных задач;
назначением;
- готовность

к

и

волонтерской

российской

гражданской

гуманитарной

деятельности;
патриотического воспитания:

- сформированность
идентичности,

патриотизма, уважения к своему

народу, чувства ответственности перед Родиной,

гордости за свой край, свою Родину, свой язык и

культуру,

прошлое

и

настоящее

многонационального народа России;
- ценностное

отношение

к

государственным

символам, историческому и природному наследию,

памятникам,

традициям

народов

России,

достижениям России в науке, искусстве, спорте.

1

- идейная убежденность, готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной
и
социальной
практике,
готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно
исследовательской, проектной и социальной
деятельности
OK
07.
Содействовать В области экологического воспитания:
сформировать
систему
комплексных
социально
сохранению окружающей - сформированность экологической культуры, ориентированных географических знаний о закономерностях
среды,
понимание влияния социально-экономических развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
процессов на состояние природной и социальной географические процессы и явления и распознавать их проявления
ресурсосбережению,
применять знания об
среды,
осознание
глобального
характера в повседневной жизни; использовать знания об основных
изменении
климата, экологических проблем;
географических закономерностях для определения и сравнения
принципы бережливого
- планирование и осуществление действий в свойств изученных географических объектов, явлений и
производства, эффективно окружающей среде на основе знания целей процессов; проводить классификацию географических объектов,
действовать
устойчивого развития человечества;
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и
1

в

ситуациях

чрезвычайных

актиВное неприятие действий, приносящих вред явлениями;
прогнозировать

экологические

условиями

размещением

и

населения, между природными условиями и природно-ресурсным

окружающей среде;

умение

природными

между

последствия

неблагоприятные

капиталом

отраслевой

и

предпринимаемых формулировать

и/или

структурой

обосновывать

хозяйства

стран;

на

основе

выводы

действий, предотвращать их;

использования географических знаний;

- расширение опыта деятельности экологической

- владеть умениями географического анализа и интерпретации

направленности;

информации

овладение

исследовательской,
деятельности;

навыками

проектной

и

различных

из

учебно­ систематизировать

социальной

находить,

источников:

необходимую

информацию,

для

отбирать,
изучения

географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
и

их

России,

обеспеченности

природными

и

человеческими

ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,

диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать

выводы

заключения

и

на

из

информации;

критически

информацию,

получаемую

анализа

основе

различных

информации

и

оценивать

из

и

интерпретации
географической

источников

интерпретировать

различных

источников;

использовать различные источники географической информации

для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- сформировать умения применять географические знания для
объяснения
изученные
процессы

разнообразных

явлений

социально-экономические
и

явления;

и

процессов:
и

объяснять

геоэкологические

объяснять географические

особенности

стран с разным уровнем социально-экономического развития,

включая особенности

проявления

в них глобальных проблем

человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия

1

природы и общества для решения учебных и (или) практико­
ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов:
оценивать
географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; оценивать изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления;
OK 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному - освоить и применить знания о размещении основных
развитию;
географических объектов и территориальной организации
В области ценности научного познания:
природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
сформированность
мировоззрения, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
соответствующего
современному
уровню выбирать и использовать источники географической информации
развития науки и общественной практики, для определения положения и взаиморасположения объектов в
основанного
на
диалоге
культур, пространстве; описывать положение и взаиморасположение
способствующего осознанию своего места в географических объектов в пространстве;
поликультурном мире;
- владеть географической терминологией и системой базовых
- совершенствование языковой и читательской географических понятий,
умение
применять
социальнокультуры как средства взаимодействия между экономические понятия для решения учебных и (или) практико­
людьми и познания мира;
ориентированных задач;
- осознание ценности научной деятельности,
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
готовность
осуществлять
проектную
и информации из различных источников: находить, отбирать,
исследовательскую деятельность индивидуально систематизировать информацию, необходимую для изучения
и в группе;
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
Овладение
универсальными
учебными и России, их обеспеченности природными и человеческими
познавательными действиями: б) базовые
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
исследовательские действия:
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
2

- владеть навыками учебно-исследовательской и выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
из
различных источников
географической
проектной деятельности, навыками разрешения информации
информации; критически оценивать и интерпретировать
проблем;
получаемую
из
различных
источников;
- способность и готовность к самостоятельному информацию,
использовать различные источники географической информации
поиску методов решения практических задач,
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению - сформировать умения применять географические знания для
нового
знания,
его
интерпретации, объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
социально-экономические
и
геоэкологические
преобразованию и применению в различных изученные
учебных ситуациях, в том числе при создании процессы и явления; объяснять географические особенности стран
с разным уровнем социально-экономического развития, включая
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, особенности проявления в них глобальных проблем человечества;
владение научной терминологией, ключевыми использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия природы и
понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск общества для решения учебных и (или) практикоориентированных
переноса средств и способов действия в задач;
профессиональную среду

2

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями

ПК 1.2. Обеспечивать безопасную окружающую среду.
ПК 3.1. Консультировать население по вопросам профилактики заболеваний.

2

2.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах*
39

в т. ч.:

Основное содержание

39

в т. ч.:

теоретическое обучение

16

практические занятия

17

*Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного
модуля)

4

в т. ч.:
теоретическое обучение

2

практические занятия

2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

^Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам)
или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль

23

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2
Основное содержание

1

Объём
часов

Формируемые
компетенции

3

4

1

ОК 01.
ОК 02.

Введение

Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с
ними. Традиционные и новые методы географических исследований. Географические
карты различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты - их критический
анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1. Современная Содержание учебного материала
политическая карта Теоретическое обучение
мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка стран но площади территории и численности населения. Формы
правления, типы государственного устройства и формы государственного режима
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и
особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и
их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на
политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные
политические и военные союзы в современном мире
Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»

1

ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.

1

Содержание учебного материала

24

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Тема 1.2. География Теоретическое обучение
мировых природных Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
ресурсов
природных
ресурсов
(минеральные,
земельные,
водные,
биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды

Объём
часов

№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)»
№3: «Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической
Тема 1.3. География Содержание учебного материала
населения мира
Теоретическое обучение

2
2

1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны
мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество
жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни
населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости,
младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития
Современная структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный
состав населения мира. Социальная структура общества
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в
различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах
мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная»
урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
Практическое занятие

1

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

1

ОК 01.
ОК 02.

1

25

Наименование
разделов и тем

Тема 1.4. Мировое
хозяйство

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№ 4: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира
(особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка качества
жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и др.)»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его
современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства.
Социально-экономические модели стран. Интернационализация производства и
глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели,
характеризующие место и роль стран в мировой экономике

Практическое занятие
№
5:
«Сравнительная
производительных

характеристика

ведущих

факторов

размещения

Объём
часов
1

1

1

^Профессионально-ориентированное содержание
Теоретическое обучение
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный баланс
мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная, угольная
промышленность мира. Альтернативные источники энергии. Географические
особенности развития мировой электроэнергетики

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.

ПК*...

1

26

Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

Объём

Формируемые

разделов и тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения

часов

компетенции

Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая
промышленность.
Лесная
(лесоперерабатывающая)
и
лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления.
Агропромышленный
комплекс.
География
мирового
растениеводства
и
животноводства

География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами. Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,
туристских, деловых и информационных услуг. Особенности современной торговли
услугами
Практические занятия
№ 6: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
№ 7: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»
№ 8: «Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли»

1

1

1
1
1

27

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№ 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов промышленной
и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и
отдыха»
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира

Тема 2.1. Зарубежная Содержание учебного материала
Европа
Теоретическое обучение
1 .Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характеристика природно­
ресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности развития сельского
хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития транспорта и туризма в Европе.
*Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура

Практическое занятие
№ 10: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской
страны»
Тема 2.2. Зарубежная Содержание учебного материала
Азия
Теоретическое обучение
1 .Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
эегиона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Азии

Объём
часов

Формируемые
компетенции

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
1

2

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

28

Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

Объём

Формируемые

разделов и тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны Зарубежной
Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура
Практическое занятие

часов

компетенции

Тема 2.3. Африка

№11: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно­
ресурсного потенциала и особенности населения Африки

1

2

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

1

ОК01.
ОК 02.
ОК 03.

Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Тема 2.4. Америка Содержание учебного материала

Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы Канады

29

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Население Латинской
Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
* Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской Америке
Практическое занятие

№12: «Составление сравнительной экономике-географической характеристики двух
стран Северной и Латинской Америки»
Тема 2.5. Австралия и Содержание учебного материала
Океания
Теоретическое обучение
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Особенности
природноресурсного потенциала,
населения
и
хозяйства.
Отраслевая и
территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании
Тема 2.6. Россия в Содержание учебного материала
современном мире Теоретическое обучение
1. Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического
и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в
мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других формах
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства.
География отраслей международной специализации РФ. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России
Практические занятия

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2

1

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

30

Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

разделов и тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№13: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения
России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда»
№14: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России»
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Классификация
Теоретическое обучение
глобальных проблем. Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
Глобальные
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных
прогнозы,гипотезы и процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных
проекты
общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и
экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. *Влияние предприятий
профильной отрасли на глобальные проблемы.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Дифференцированный зачет
Всего

Объём

Формируемые

часов

компетенции

2

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

2ч
39 ч

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных,
практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.

31

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
наличия учебного кабинета «Гуманитарных и

следующие специальные помещения:

социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1. Комплект учебно-наглядных пособий:
• атлас мира

• контурные карты

• карта мира
2. Комплект электронных пособий:
Развивающие

фильмы:

«Глобальное

потепление»,

«Транссибирский

экспресс»,

«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.

3.2.

Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации

должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,

рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.

2. Рекомендуемые

печатные

издания

по

реализации

общеобразовательной

дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.

32

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются
через

дисциплинарные

результаты,

направленные

на

формирование

общих

и

профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.
ОК 06.

ОК 07.
ОК 09.

Раздел/Тема

Р 1,Темы 1.2,1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
РЗ, Тема 3.1
Р 1,Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
РЗ, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1,2.2
Р 3, Темы 3.1
Р
Р
Р
Р
Р

1,
3,
1,
3,
1,

Темы 1.2.
Тема 3.1
Темы 1.2.
Тема 3.1
Тема 1.1.

Тип оценочных мероприятий

тестирование
Кейс задания географический
диктант устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты оценка
составленных презентаций по
темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных карт
контрольная работа оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится в форме тестирования

33

5. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В., География 10кл.-М:Просвещение,2022.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2021.
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. - М.:
Просвещение, 2021.
4. ХоминаВ.Н. География 10кл.-М: Просвещение,2022
5. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М.: Дрофа,2021.
6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10-11 кл. - М.:
Просвещение, 2022
7. География для колледжей : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Коломиец [и др.]; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — 3е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 362 с. — (Профессиональное
образование).— ISBN 978-5-534-16137-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530520 (дата обращения: 28.08.2023).3е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО

Дополнительные источники:
1. Аксакалова Г.П., Петрова Н.Н. и др. Учебно-тренировочные материалы для
подготовки к единому государственному экзамену. География. - М.: Интеллект-Центр, 2021.
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. Под ред. В.П.
Максаковского. - М.: Дрофа - ДиК, 2020.
3. Гладкий Ю.Н. и др. Дайте планете шанс. - М.: Просвещение, 2021
4. География людей. Рабочая тетрадь. / А. Наумов, В. Холина. - М.: Открытый мир, 2019
5. География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для 10-11 кл. /А. Наумов, В.
Холина. - М.: Открытый мир, 2021.
6. Контурные карты «Экономическая и социальная георафия мира». 10 кл. - М.: Дрофа
-ДиК, 2021.

34



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.