ПМ.04 МДК.04.01 Теория и практика СД 2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД

«Индустриально - промышленный колледж»

Рабочая программа профессионального модуля
ИМ. 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО
УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
индекс и наименование профессионального модуля

МДК 04.01 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СД

Код и наименование специальности (профессии): 34,02.01 «Сестринское дело»

входящей в состав УГС (УГП)

34.00.00 Сестринское дело
код и наименование укрупненной группы специальностей/профессий

Квалификация выпускника: Медицинская сестра / брат

2021 г.

ОДОБРЕНО
предметнойДцикловой)
комиссиегудх^

УТВЕРЖДАЮ
.

наименование цикловои'комиссии

Протокол № от «Р/ »

зам. директора по учебной
работе

C&efy.
'

2р// г.

Подпись

Председатель П(Ц)К

Ж_

(0%

ФИО

20^/ г.

одпись

Рабочая программа МДК.04.01 «Теория и практика СД» профессионального модуля «ПМ. 04.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО УХОДУ ЗА
БОЛЬНЫМИ »разработана на основе:
- Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности/профессии 34.02.01 Сестринское
дело, базовой подготовки, входящей в
состав укрупненной
группы
специальностей/профессии
34.00.00
Сестринское,
утвержденного
приказом
Минобрнауки России от 12 мая 2014года № 502,зарегистрировано в Минюсте России
18.06.2014г №32766);

Разработчики:
-

Магомедова Н.А

Фамилия Имя Отчество ученая степень/звание, наименование должности, место работы

Рецензенты / эксперты:
Магомедова Х.М
Фамилия Имя Отчество ученая степень/звание, наименование должности, место работы

о

Магомедова Н.А
ФИО разработчика

©

ГБПОУ РД ИПК

2021г

наименование образовательной организации

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МДК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

17

20

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

МДК 04.01. ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела

1.1. Область применения программы
Рабочая программа МДК 04.01. профессионального модуля (далее рабочая

программа) - является частью программы подготовки специалистов среднего звена
в соответствии в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34,02.01 Сестринское

дело базовой подготовки

в части освоения основного вида профессиональной

деятельности (ВПД): решение проблем пациента посредством сестринского ухода и

соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК4.1.

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной

деятельности.
ПК 4.2.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях
учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4.

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.5.

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.9.

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.10.

Владеть основами гигиенического питания.

ПК 4.11.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

4

1.2. Цели и задачи МДК модуля - требования к результатам освоения

МДК модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и

соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе

освоения МДК профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выявления нарушенных потребностей пациента;

оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
планирования и осуществления сестринского ухода;

ведения медицинской документации
уметь:

собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

знать:

способы реализации сестринского ухода

1.3. Количество часов на освоение программы МДК профессионального

модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -69часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -46 часов,
самостоятельной работы обучающегося - 23 часа.

5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК 04.01. ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

Результатом

освоения

профессионального

модуля

является

овладение

обучающимися видом профессиональной деятельности «решение проблем пациента
посредством сестринского ухода», в том числе профессиональными (ПК) и общими

(ОК) компетенциями:

Код

ПК 4.1

ПК 4.2.
ПК 4.3.

Наименование результата обучения

Эффективно общаться с пациентом и его
профессиональной деятельности
Соблюдать принципы профессиональной этики.

окружением

в

процессе

ПК 4.4.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях
учреждения здравоохранения и на дому.
1
Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.5.

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.9.

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.10.

Владеть основами гигиенического питания.

ПК 4.11.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем

ОКЗ.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.

ОК 4.

ОК 5.

Использовать
информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде,
потребителями.

ОК 7.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать
социальные, культурные и религиозные различия.

эффективно

общаться

с

технологии

коллегами,

в

руководством,

6

OK 8.

Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники
безопасности.

OK 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности

OK 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа,
уважать социальные, культурные и религиозные различия

OK 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе,
обществу, человеку

OK 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

OK 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

i

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК 04.01. ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля мдк 0401 Теория и практика сестринского дела

Коды
профессией
альных
компетенци
й

Наименования разделов
профессионального модуля

1

2

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельна
Обязательная аудиторная
Всего
я работа
учебная нагрузка обучающегося
часов
обучающегося
(макс.
в т.ч.
учебная
В Т.Ч.,
В Т.Ч.,
лабораторные
нагрузка и
курсовая
курсовая
Всего,
работы и
практики) Всего
работа
работа
часов
Часов практические
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов
7
8
5
6
4
3

Практика

Учеб
ная,
часов

Произво
дствен
ная (по
профилю
специаль
ности),
часов

9

10

-

-

МДК04.01. Теория и практика
ПК
4.1-4.11

Производственная практика (по
профилю специальности), часов
(если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
Всего:

46

69

сестринского дела

Р т

■
'

69

23

26

М
46

26

■

МТ

■ МД М
23

м ■:.
-

;
-

8

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела
Наименование разделов и тем
1

Раздел 1.
Осуществление ухода за
тяжелобольными пациентами в условиях
учреждения здравоохранения и на дому.
Соблюдение принципов
профессиональной этики
МДК 04.01. Теория и практика
сестринского дела
Тема 1.1. Система здравоохранение в
РФ. Основные типы МО. Структура
медицинской организации

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

2

3
69

4

46

Содержание
Система и социальная политика здравоохранения в
1.
России
Система государственных гарантий в области охраны
здоровья населения РФ. Законодательство об охране
здоровья граждан РФ. Федеральный закон Российской
Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах
охраны
здоровья
граждан
в
Российской
Федерации". Концепция развития здравоохранения в
области сестринского дела в Российской Федерации.
Основные направления деятельности сестринского
персонала в различных отделениях медицинской
организации.
Основные типы медицинских организаций
(монопрофильные и многопрофильные, стационарные
и амбулаторные).
Структура и организация работы типовой медицинской
организации.
Устройство лечебно-профилактических отделений
медицинской организации.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составить сравнительную таблицу «Структура и

20/26
2

2

9

организация работы основных типов медицинских
организаций»

Тема 1.2. История сестринского дела.
Этика в сестринской деятельности

Содержание
1.

Тема 1.3. Общение в сестринском деле

История сестринского дела как часть истории
человечества
Периодизация и хронология всемирной истории
сестринского дела.
Основоположники сестринского дела. Международное
признание деятельности Флоренс Найтингейл.
История становления национальных обществ и
международных организаций Красного Креста и
Красного Полумесяца. Российское общество Красного
Креста.
Развитие сестринского дела в России.
Основные
положения
этического
Кодекса
Международного Совета медицинских сестер и
Этического Кодекса медицинских сестер России.
Морально-этические нормы, правила и принципы
профессионального сестринского поведения.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составить реферативное сообщение(презентацию) по
темам:
«История сестринского дела, как часть истории
человечества», «История становления национальных
обществ и международных организаций Красного
Креста и Красного Полумесяца», «История создания
ВОЗ», «Общины сестёр милосердия».

2

2

4

2

Содержание
1.3.1.

Общение как средство сестринской помощи и
социальной поддержки

10

Понятие, виды, функции, уровни общения.
Типы общения: вербальное и невербальное.
Каналы общения (написанные слова, символы),
неречевое общение (мимика, жесты), речевое
сообщение.
Техника и приемы общения.
Зоны комфорта при общении.
Факторы, способствующие и препятствующие
общению.
Правила эффективного знакомства с пациентом.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составьте схемы по темам: «Уровни общения»,
«Элементы эффективного общения»,
«Каналы
общения», «Зоны комфорта».
Практическое занятие
1.3.2.
Профессиональное
общение
в
сестринской
практике
Организация эффективного общения.
Отработка приемов общения, элементов эффективного
общения, каналов общения: устной речи, письменного
общения (написанные слова, символы), неречевого
общения (мимика, жесты).
Поддержание связи с пациентами, неспособными к
вербальному общению.
Использование приемов активного слушания и умения
задавать вопросы.
Выбор времени и места для общения.
Использование правильной интонации, грамотной
речи.
Значение внешнего вида медицинского работника.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составьте план беседы с пациентом, используя
вербальные и невербальные средства общения.

6

и

Тема 1.4. Обучение в сестринском деле

Содержание

1.4.1

Обучение в сестринском деле: понятие, сферы,
способы (методы) и приемы обучения
Применение способов обучения для достижения
поставленных целей.
Создание окружающей обстановки, выбор времени
обучения, индивидуальный подход к обучению.
Использование
факторов,
способствующих
эффективному обучению (учет состояния обучаемого,
способности к обучению).
Цели и задачи обучения в сестринском деле.
Виды, методы и способы обучения в сестринском деле.
Сферы обучения: познавательная, эмоциональная,
психомоторная.
Приемы и способы обучения: индивидуальные,
коллективные и т.д.
Факторы,
способствующие
и
препятствующие
обучению.
Условия эффективного обучения.
Деятельность медсестры в обучающем процессе этапы обучения пациентов и родственников.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аналитическая работа с конспектом лекции.
Составление плана ответа на вопросы для
самоконтроля
Практическое занятие
___ ____

4

2

8

2

12

1.4.2.

Организация обучения пациента и его семьи
Приемы и способы обучения: индивидуальные,
коллективные и т.д.
Факторы, сующие обучению.
Условия эффективного обучения.
Деятельность медсестры в обучающем процессе этапы обучения пациентов и родственников.
Этапы рка эффективности обучения (определение
уровня усвоения пациентом переданной информации
необходимости,
поставленной
цели
(целей),
демонстрация полученных навыков.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аналитическая работа с конспектом лекции, учебной
литературой. Составить план обучения пациента или
его родственников смене нательного /постельного
белья, кормлению с ложки, стрижке ногтей (или
манипуляции на выбор обучающегося)

Тема 1.5 Теория потребностей в
сестринском деле

Содержание

Тема 1.6 Организация сестринского
ухода.

Содержание
Современные технологии в организации
1.6.1
сестринского ухода за пациентами
Сестринская документация по уходу за пациентами
(карта сестринского наблюдения за пациентами).

1.

Основные теории и классификации потребностей
Фундаментальные потребности человека.
Сущность теории потребностей человека по А. Маслоу.
Уровни основных человеческих потребностей по А.
Маслоу.
Потребности повседневной жизни (основные
фундаментальные
физиологические
и
психосоциальные) по В. Хендерсон.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составление схемы «Уровни потребностей человека по
А. Маслоу».

4

1

4

2

13

Этапы сестринского ухода:
- оценка состояния здоровья пациента с
использованием
теории потребностей человека (сбор субъективной и
объективной информации о состоянии здоровья
пациента);
- выявление проблем пациента;
- постановка целей и планирование сестринского
ухода;
- реализация плана ухода за пациентом;
- оценка эффективности проводимого ухода.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аналитическая работа с конспектом лекции
Практическое занятие
1.6.2
Оформление сестринской документации.
Оформление сестринской документации: первичной
оценки
состояния
пациента,
динамического
наблюдения за состоянием пациента, плана ухода и
протокола ухода.
Организация
сестринского
ухода
при
неудовлетворении физиологических потребностей
пациента
Выявление
неудовлетворенных
физиологических
потребностей (в нормальном дыхании, адекватном
питании, физиологических отправлениях, движении, во
сне и отдыхе) при оценке состояния пациента.
Выявление проблем пациента, планирование ухода за
пациентами, реализация плана ухода,
оценка
эффективности
проводимого
ухода
при
неудовлетворении физиологических потребностей.
Документирование ухода в сестринской документации.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Заполнение сестринской документации. Решение
ситуационных задач.

12

14

11::|1^111

Организация
сестринского
ухода
при
неудовлетворении
потребностей
пациента
в
безопасности и психосоциальных потребностей
Выявление
неудовлетворенных
потребностей (в
осуществлении личной гигиены и выборе одежды,
поддержании
нормальной
температуры
тела,
поддержании
безопасной окружающей
среды,
общении, труде и отдыхе) при оценке состояния
пациента.
Выявление проблем пациента, планирование ухода за
пациентами,
реализация плана ухода,
оценка
эффективности
проводимого
ухода
при
неудовлетворении потребностей в безопасности и
психосоциальных потребностей.
Документирование ухода в сестринской документации.
Сестринский уход при боли
Виды и характеристика боли.
Эмоциональная и физическая сторона боли.
Первичная оценка боли. Использование шкал по
оценке интенсивности боли.
Возможные проблемы пациента, связанные с болью.
Определение целей сестринского ухода при боли.
Возможные сестринские вмешательства при боли.
Оценка результатов сестринского ухода при боли.
Использование шкал по оценке успокоения боли.
Документирование сестринского ухода при боли.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Заполнение сестринской документации. Решение
ситуационных задач.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа при изучении раздела 1
1. Деловые игры по темам «Общение в сестринском деле», «Обучение в сестринском деле».
2. Работа с документацией.
3. Составление и решение проблемно-ситуационных задач по организации ухода за пациентом.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

_

.

■

ill

. ................
.. .. Ill .г тт

- iiii

... .....

1.6.3

23

15

1.
2.

3.

4.
5.

6.
7.

8.
9.
10.
11.

12.

Составление хронологической таблицы основных событий истории сестринского дела.
Составление сводной таблицы на соотношение этических компонентов философии сестринского дела со
статьями Этического кодекса сестёр России.
Схемы по темам «Уровни общения», «Элементы эффективного общения», «Каналы общения», «Как
сделать вербальное общение эффективным?», «Мимика человеческого лица», «Жесты человека и их
значение» «Зоны комфорта».
Схемы по темам: «Сферы обучения», «Факторы эффективного обучения».
Подготовка докладов, реферативных сообщений по темам: «История сестринского дела, как часть
истории человечества», «История становления национальных обществ и международных организаций
Красного Креста и Красного Полумесяца», «История создания ВОЗ», «Общины сестёр милосердия»,
«Русские женщины. От сестры милосердия до медицинской сестры», «Наследие Ф. Найтингейл».
Написание, мини-сочинений на тему «Благо больного - высший закон».
Подготовка докладов, реферативных сообщений по темам: «Как сделать общение эффективным?», «Язык
телодвижений».
Подготовка докладов, реферативных сообщений по темам: «Как сделать обучение эффективным?», «Что
такое эффективное обучение?».
Схемы по темам (алгоритм действия): «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней».
Схемы «Уровни потребностей человека по А. Маслоу».
Составление сводной таблицы на соотношение уровней основных потребностей человека по А. Маслоу с
потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон.
Реферативные сообщения по темам: «Проблемы пациентов и родственников при уходе за тяжелобольным
пациентом», «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Проблемы пациента и
родственников в первые часы пребывания в стационаре».
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

16

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МДК 04.01.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению

Реализация МДК 04.01.

профессионального модуля предполагает наличие

учебных кабинетов доклинической практики «Основы сестринского дела».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Основы
сестринского дела»:

- комплект изделий медицинского назначения;
- комплект муляжей;
- комплект бланков медицинской документации;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия.

Технические

средства

обучения:

устройства

для

прослушивания

и

визуализации учебного материала.

4.1.1. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

Медицинская документация:
-

медицинская карта стационарного больного (с данными пациента)

Ф 003/у,
-

листы назначений (с назначениями)

-

сестринская карта (учебная)

4.2. Примерный перечень информационного обеспечения обучения.

Основные источники:
1. Мухина, С. А. Теоретические основы сестринского дела: учебник для мед.

училищ и колледжей / С. А. Мухина, И. И. Тарновская- 2-е изд., испр. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019.
17

2. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского

дела": учеб, пособие для мед. училищ и колледжей / С. А. Мухина, И. И.
Тарновская. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 512 с. : ил. 2000 экз. - ISBN 978-59704-2097-3

3. Гордеев И.Г., Рощин Д.О., Отарова С.М. Сестринское дело. Практическое

руководство. 2020 000 Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа»
4. Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход (СПО) 2019 000

«Издательство» КноРус»

5. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: практикум/ Т.П. Обуховец. - Изд.
2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 687, [1] с.: ил. - (Среднее медицинское
образование).

Дополнительные источники:
1. Островская, И. В. Основы сестринского дела: учебник для мед. Училищ и

колледжей / И. В. Островская, Н. В. Широкова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа,
2019.

2. Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации.
3. Программный документ «Философия сестринского дела».
4. Этический кодекс сестёр России.

5. Журналы

«Медицинская

помощь»,

«Медицинская

сестра»,

«Сестра

милосердия», «Сестринское дело».

1.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.consultant.ru/- нормативные документы.

2. www.med-pravo.ru - нормативные документы.
3. www.rosmedlib.ru - медицинская студенческая библиотека.
4. http://mon.gov.ru - Министерство образования и науки Российской Федерации

5. http://www.consultant.ru - система «Консультант» - законодательство РФ:
кодексы,

законы,

указы,

постановления

Правительства

Российской

Федерации, нормативные акты.
18

6. http://www.garant.ru - система «ГАРАНТ» - компьютерная правовая система,

которая содержит нормативные документы, поддерживает их в актуальном
состоянии и помогает использовать правовую информацию в интересах

Вашего предприятия.

-

7. http://www.mednet.ru

научно-исследовательский

«Центральный

здравоохранения

информатизации

социального

государственное

Федеральное

развития

институт

Министерства

Российской

Федерации»

учреждение

организации

и

здравоохранения

и

(ФГУ

«ЦНИИОИЗ

Минздравсоцразвития РФ»).
8. http://www.minobr74.ru - Министерство образования и науки Челябинской

области.
9. http://www.minzdravsoc.ru - Министерство здравоохранения и социального
развития РФ.
10. http://www.zdrav74.ru - Министерство здравоохранения Челябинской области.
11. WWW.CHBMK.SU - ГОУ СПО «Челябинский базовый медицинский
колледж».

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Одновременно с освоением МДК профессионального модуля осваиваются:

ОП 01. «Основы латинского языка с медицинской терминологией», ОП 02. «Основы

анатомии, физиологии и патологии», ОП 06. Основы микробиологии, гигиены и
экологии человека.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования

к

квалификации

педагогических кадров,

обеспечивающих

обучение по профессиональному модулю ПМ04 наличие:

среднего

профессионального

образования

(по

специальности

«Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело»),
повышенного

среднего

профессионального

образования

по

специальности «Сестринское дело», «Акушерское дело»
высшего сестринского образования

-

высшего медицинского образования.
19

Требования к

квалификации педагогических кадров,

осуществляющих

руководство практикой:

-

Педагогический

преподаватели

состав:

дипломированные

специалисты

-

профессионального модуля «Выполнение работ по профессии

Младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента
путем сестринского ухода)»
-

Непосредственные руководители: старшие медицинские сестры

лечебных отделений лечебно-профилактических учреждений.
Общие

руководители:

главные

медицинские

сестры

лечебно­

профилактических учреждений.

20

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные
Основные показатели оценки
профессиональные
результата
компетенции)
ПК 4.1.
Соответствие выбранного типа и канала
Эффективно
общения возможностям пациента;
общаться с пациентом Соответствие созданных условий для
и его окружением в
общения с пациентом целям общения;
процессе
Демонстрирование навыков
профессиональной
эффективного общения с пациентом в
деятельности
соответствии с рекомендациями и
стандартами профессионального
общения.

ПК 4.2.
Соблюдать принципы
профессиональной
этики

ПК 4.3.
Осуществлять уход за
пациентами в
условиях учреждения
здравоохранения и на
дому

Формы и методы
контроля и оценки

Экспертное наблюдение
и оценка на практических
занятиях, при
выполнении работ на
учебной и
производственной
практике.
Экспертная оценка на
квалификационном
экзамене
Экспертное наблюдение
Соответствие взаимодействия с
и оценка на практических
пациентом, коллегами и
преподавателями положениям
занятиях, при
выполнении работ на
Этического Кодекса медицинской
производственной
сестры;
практике.
Проявление толерантности, вежливости,
энпатии, способности к сотрудничеству Экспертная оценка на
квалификационном
в процессе профессиональной
экзамене
деятельности.
Экспертное наблюдение
Точность определения нарушенных
и оценка на практических
потребностей пациента,
обоснованность планирования и
занятиях, при
выполнении работ на
адекватность оценки сестринского
ухода;
учебной и
производственной
Соответствие ведения сестринской
практике.
документации составленным
рекомендациям.
Экспертная оценка на
квалификационном
Соответствие выполнения манипуляций
экзамене
по поддержанию личной гигиены
пациента и профилактики пролежней
алгоритмам и отраслевому стандарту;
Демонстрирование кормления
тяжелобольного пациента в
соответствии с алгоритмом
манипуляции.

21

ПК 4.4.
Консультировать
пациента и его
окружение по
вопросам ухода и
самоухода

ПК 4.5.
Оформлять
медицинскую
документацию

ПК 4.6.
Оказывать
медицинские услуги в
пределах своих
полномочий

; Реальность выявления у пациента
потребности в обучении, адекватность
оценки исходного уровня знаний и
умений пациента (членов семьи), его
готовности к обучению,
s
эффективность мотивирования
обучения;
Соответствие составленного плана
обучения целям обучения;
Обоснованность подбора содержания
обучения, выбора методов и средств
обучения, адекватность итоговой
оценки обучения.

Экспертное наблюдение
и оценка на практических
занятиях, при
выполнении работ на
учебной и
производственной
практике.
Экспертная оценка на
квалификационном
экзамене

Оформление медицинской документации
установленного образца согласно
утверждённым рекомендациям,
аккуратность оформления.

Экспертное наблюдение
и оценка на практических
занятиях, при
выполнении работ на
учебной и
производственной
практике.
Экспертная оценка на
квалификационном
экзамене
Экспертное наблюдение
и оценка на практических
занятиях, при
выполнении работ на
учебной и
производственной
практике.
Экспертная оценка на
дифференцированном
зачете

Демонстрирование алгоритма
манипуляций в соответствии с
профессиональными стандартами:
- приёма пациента в стационар с
оформлением необходимой
документации;
- оценки функционального
состояния пациента;
- простейших физиопроцедур;
- оксигенотерапии;
•
- поставки газоотводной трубки и
различных видов клизм;
- катетеризации мочевого пузыря
мягким катетером, введения
постоянного мочевого катетера и
ухода за ним;
- промывания желудка;
~ медикаментозного лечения с
соблюдением правил хранения и
использования лекарственных
средств;
- подготовки пациента к
лабораторным методам
исследования;
- подготовки пациента к
i
инструментальным методам
исследования;
- сердечно-легочной реанимации;

22

ПК 4.7.
Обеспечивать
инфекционную
безопасность.

ПК 4.8.
Обеспечивать
безопасную
больничную среду
для пациентов и
персонала.

ПК 4.9.
Участвовать в
санитарно­
просветительской
работе среди
населения.

ПК 4.10.
Владеть основами
гигиенического
питания.

ПК 4.11.
Обеспечивать
производственную
санитарию и личную

- посмертного ухода;
Адекватность оказания сестринской
помощи при потере, смерти, горе
соответственно рекомендациям.
Проведение текущей и генеральной уборки
помещений с использованием
различных дезинфицирующих средств
в соответствии с регламентирующими
документами;
Соблюдение основ профилактики
внутрибольничной инфекции при
выполнении профессиональных
обязанностей.
Рациональность выбора средств
транспортировки пациентов и средств
малой механизации с учетом основ
эргономики;
Соблюдение требований техники
безопасности при уходе за пациентом во
время проведения процедур и
манипуляций
Обеспечение безопасной больничной
среды для пациента, его окружения и
персонала в соответствии с
действующими нормативными
документами;
Демонстрирование применения основ
эргономики в процессе
профессиональной деятельности.
Использование принципов санитарногигиенического воспитания и
образования при работе с пациентом и
его окружением;
Составление памятки для пациента и его
окружения по вопросам ухода и
самоухода, инфекционной
безопасности, употребления продуктов
питания и т.д.
Получение и доставка лечебного питания
для пациентов в ЛПУ в соответствии с
гигиеническими требованиями;
Грамотность и доступность
консультирования пациента по
вопросам рационального питания.

Соблюдение санитарных условий в
учреждениях здравоохранения и на
дому;
Соблюдение правил личной гигиены в

Экспертное наблюдение
и оценка на практических
занятиях, при
выполнении работ на
учебной и
производственной
практике.
Экспертная оценка на
практическом экзамене
Экспертное наблюдение
и оценка на практических
занятиях, при
выполнении работ на
>
учебной и
производственной
практике.
Экспертная оценка на
практическом экзамене

Экспертное наблюдение
и оценка на практических
занятиях, при
выполнении работ на
учебной и
производственной
практике.
Экспертное наблюдение
и оценка на практических
занятиях, при
выполнении работ на
учебной и
производственной
практике.
Экспертная оценка на
квалификационном
экзамене
Экспертное наблюдение
и оценка на практических
занятиях, при
выполнении работ на
23

гигиену на рабочем
месте.

процессе профессиональной
деятельности.

учебной и
производственной
практике.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют
проверить у обучающихся сформированность профессиональных компетенций и
развитие общих компетенций.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и
оценки

ОК 1.
Экспертное наблюдение
Обоснование и логичное объяснение
Понимать сущность и
оценка
на
сущности и значимости своей будущей и
социальную значимость
практических занятиях
профессии.
своей будущей
Экспертная оценка на
Демонстрация интереса через участие в
профессии, проявлять к
практическом экзамене
проектах и акциях профессиональной
ней устойчивый
направленности.
интерес
Участие в олимпиадах и
профессиональных конкурсах.
Посещение научно-практических
конференций.
Стремление к повышению качества
успеваемости.
ОК 2.
Экспертное наблюдение
Обоснованность выбора и способа
решения профессиональных задач
Организовывать
и
оценка
на
собственную
практических занятиях,
Самооценивание эффективности и
деятельность,
Экспертная оценка на
качества выполнения поставленных
выбирать
типовые
практическом экзамене
профессиональных задач.
методы и способы Самостоятельное
решение
выполнения
профессиональных задач.
Обоснование рационального выбора и
профессиональных
задач, оценивать их способа решения профессиональных
задач.
эффективность
и
качество
ОКЗ.
Принимать решения в
стандартных и
нестандартных
ситуациях и нести за
них ответственность.

Самостоятельное выполнение и осознание
меры ответственности при решении
профессиональных задач в стандартных
и нестандартных ситуациях
Демонстрация принятия решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях.

Экспертное наблюдение
и оценка на
практических занятиях
Экспертная оценка на
практическом экзамене.

24

OK 4.
Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития

Экспертное наблюдение
и оценка на
практических занятиях
Экспертная оценка на
практическом экзамене

ОК 5.
Использовать
информационно­
коммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности

Использование различных источников
информации, включая электронные для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития
Демонстрация и применение результатов
поиска для эффективного решения
поставленных задач.
Демонстрация поиска информации через
участие в проектах и акциях
профессиональной направленности.
Демонстрация использования
информационно-коммуникационных
технологий при выполнении
домашнего задания, внеаудиторной
работы, в профессиональной
деятельности через участие в проектах
профессиональной направленности.

ОК 6.
Работать в команде,
эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
пациентами

Демонстрация коммуникативности,
комфортное существование в любом
обществе.
Демонстрация владения ораторским
искусством, грамотной устной и
письменной речью.

Экспертное наблюдение
и оценка на
практических занятиях

ОК 7.
Брать ответственность
за работу членов
команды
(подчиненных), за
результат выполнения
заданий

Демонстрация осознания меры
ответственности за всех членов
команды при решении
профессиональных задач в стандартных
и нестандартных ситуациях.
Рациональное планирование заданий для
каждого члена команды.
Проявление ответственности за работу
членов команды и конечный результат
по выполнению задания.
Участие в студенческом самоуправлении.
Демонстрация планирования и
организации самообразования и
саморазвития.
Решение поставленных задачи,
достижение цели профессионального и
личностного развития.
Участие в работе Ассоциаций акушерок

Экспертное наблюдение
и оценка на
практических занятиях

ОК 8.
Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,

Экспертное наблюдение
и оценка на
практических занятиях

Экспертное наблюдение
и оценка на
практических занятиях
Экспертная оценка на
практическом экзамене

25

осознанно планировать
и осуществлять
повышение своей
квалификации

(Межрегиональной лиги акушерок
России).
Участие в работе СНО и кружков,
конкурсах профессионального
мастерства.
Проявление интереса к инновациям в
области профессиональной
деятельности.
Участие в работе научно-практических
конференций.

ОК 9.
Экспертное наблюдение
Ориентироваться в
и оценка на
условиях частой смены
практических занятиях
технологий в
профессиональной
деятельности
ОК 10.
Демонстрация уважения к историческому Экспертное наблюдение
Бережно относиться к
и оценка на
наследию и культурным традициям
практических занятиях
историческому
народа, религиозным различиям.
наследию и культурным Использование исторического наследия и
традициям народа,
культурных традиций народов в
уважать социальные,
профессиональной деятельности.
культурные и
религиозные различия
ОК 11.
Экспертное наблюдение
Понимание вопросов экологии,
Быть готовым брать на
и оценка на
нравственности, профессиональной
практических занятиях
себя нравственные
этики и деонтологии.
обязательства по
Демонстрация осознания меры
отношению к природе,
ответственности за нравственные
обществу, человеку
обязательства по отношению к
природе, обществу, человеку.
Демонстрация бережного отношения к
окружающей среде, приверженности
принципам гуманизма.

ОК 12.
Организовывать рабочее
место с соблюдением
требований охраны
труда,
производственной
санитарии,
инфекционной и
противопожарной
безопасности

ОК 13.
Вести здоровый образ
жизни, заниматься

Демонстрация организации рабочего
места с соблюдением
требований охраны труда,
производственной санитарии,
инфекционной и противопожарной
безопасности в соответствии с
инструкцией.
Выполнение требований охраны труда,
производственной санитарии,
инфекционной и противопожарной
безопасности при выполнении
профессиональных задач.
Ведение здорового образа жизни, занятие
физкультурой или спортом для
укрепления здоровья.

Экспертное наблюдение
и оценка на
практических занятиях

Экспертное наблюдение
и оценка на
практических занятиях
26

физической культурой и Своевременная сдача нормативных
спортом для укрепления
показателей.
Участие в формировании
здоровья, достижения
жизненных и
здоровьесберегающей среды для
профессиональных
населения, сохранение и укрепление
целей
физического, психологического,
социального и духовного здоровья как
одного из ценностных составляющих
личности.

27

Приложение!
Вопросы к Д/зачету.
1) Когда появилась служба «сердобольных вдов»и чем она занималась?.
2) Где и в каком году был создан Институт сердобольных вдов?.
3) В каком году и кем была организована первая община сестер милосердия в
России?
4) Кто и когда организовал Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия для
попечения о раненых и больных войнах.
5) Кто создал первый перевязочный пункт в Севастополе 1854г.
6) Английская сестра милосердия, которая является основоположницей
сестринского дела.
7) Медаль, которой награждают медицинских сестер, проявивших героизм на
войне?
8) На каких понятия основывается философия сестринского дела.
9) Определение ВОЗ - здоровье.
10) Этические элементы философии сестринского дела.
1. Тестовые задания.

1.

Установите соответствие
1.Тип общения, язык

А. облик, жесты, мимика

г.Среда общения

Б. индивидуальные, коллективные,
формальные, неформальные
В. вербальный, невербальный

з.Элементы психотерапевтического
общения

2.

4.Приемы обучения

Г. беседа, убеждение, разъяснение

5.Способы обучения

Д. логические, организационные,
технические

Метод обучения - это:
1. Процесс передачи знаний пациенту
2. Практические действия медицинской сестры
3. Способ достижения цели
4. Индивидуальный подход

3.

Сферы обучения - это:
1. Психомоторная
2. Эмоциональная
3. Познавательная
28

Социально-психологическая

4.

4.

Оценка потребности пациента в обучении проводится с учетом его:
Окружения
Образа жизни
Особенности личности
Потребности обучения в самоуходе

1.

2.
3.

4.
5.

Особенности пациента, влияющие на степень обучаемости:

г Улучшение состояния здоровья
2. Психическое развитие
3. Отношение к обучению
4. Внимание, понимание, запоминание
6.

Мотивация - это первый обязательный этап формирования действий:
1.
2.
3.

4.
7.

Физических
Значимых
Индивидуальных
Умственных

Компоненты мотивации:

1. Удовольствие от самой деятельности
2. Использование доступных терминов
3. Результативность умственной деятельности
4. Определенный уровень качества жизни
8.

Планирование обучения обсуждается с пациентом с учетом его:
1 .Индивидуальности

г.Оптимальной последовательности действий
3. Интереса обучения
4. Выбора времени обучения
9.

Познавательная сфера характеризует:
1.

2.
3.

4.

Настроение
Умения, навыки
Способность анализировать, синтезировать, абстрактно мыслить
Интеллект, самооценку, гражданскую позицию

ю. Социально-психологическая сфера отражает:
1.

Настроение, чувства
29

1.
3.

4.

Психологическое развитие личности
Интеллект, самооценку, гражданскую позицию
Способность анализировать, синтезировать, абстрактно мыслить

Эталоны ответов
1.

1.-В
2. -А
3. -Г
4-

-Д

5.

-Б

2. -3
3. - 1,4
4. -1,2,4
5. - 1,2
6. -4
7. - 1,3
8. - 1,4
9. -3
10. -4
Критерии оценки тестового задания.

«5» - 1 ошибка.
«4» - 2-3ошибки.
«3» -4 ошибки.
«2» - 5 и более ошибок.

Промежуточная аттестация
в форме Дифференцированного зачета.
МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела,
по профессиональному модулю
ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих
и должностям служащих
по специальности 34.02.01. Сестринское дело ,
базовая подготовка среднего профессионального образования

30



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.