ПМ.04 МДК.04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала 2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 04.02 «Безопасная больничная среда для пациента и персонала»

Код и наименование специальности: 34,02.01 «Сестринское дело»
Квалификация выпускника: Медицинская сестра/брат

Форма обучения: очная
Курс:
3

2021г.

2

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе

20?Ц г.
Предо

ель П(Ц)К

Подпись

Подпись

ФИО

Л?

/X

ФИО

20^/ г.

Рабочая программа профессионального модуля МДК 04.02 «Безопасная больничная среда для па­
циента и персонала» разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности/профессии 34.02.01 «Сестринское дело»
- Базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей/профессии
34.00.00 утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 №502 «Об утвержде­
нии стандарта
среднего профессионального
образования
по специальности
34.02.01 Сестринское
дело"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32766) с учетом: примерной програм­
мы профессионального стандарта,федерального государственного образовательного
- утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учеб­
ных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной про­
граммы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных От­
делом профессионального образования Министерства образования и науки Республики Да­
гестан.
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2021__/2022
учебный год

Разработчик: препоящзятель специальных дисциплин ГБПОУ РД "ИПК"
Салихова Б.A..
Z/zL-p
(подпись)
Рецензенты/ эксперты:

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ................... 4
ЕЕ Область применения
программы...................................................................................................................... 4

Е2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения

профессионального

модуля............................................................................................................................. 4
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля........................ 5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ..................................... 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.............................. 7
3.1 Тематический план профессионального модуля (вариант для ППССЗ).......................... 7
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)........................................... 8

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ............ 19
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению........................19
4.2 Информационное обеспечение обучения........................................................................... 20

4.3 Общие требования к организации образовательной деятельности................................. 21
4.4 Кадровое обеспечение образовательной деятельности................................................... 22

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ....................................................................... 23

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и
персонала
ИМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными
1.1. Область применения программы
Рабочая программа МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала (далее
программа ПМ) - является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 34.02.01 Сестринское дело укрупненной группы
специальностей Здравоохранение и медицинские науки по направлению подготовки
34.00.00 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной
деятельности (ВПД) - выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по
уходу за больными:
• решения проблем пациента посредством сестринского ухода;
а участия в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно­
диагностического процесса
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в
процессе
профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 1.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях
учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 1.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и
самоухода.
ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 1.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 2.1. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 2.2. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 2.4. Владеть основами гигиенического питания.
ПК 2.5. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
• выявления нарушенных потребностей пациента;
® планирования и осуществления сестринского ухода;
» оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
• ведения медицинской документации;
• обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
• обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для
пациентов в ЛПУ;
® применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом
основ эргономики;
• соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности при
уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций;
уметь:
° собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
• определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
4

оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно­
диагностическим мероприятиям;
• оказывать помощь при потере, смерти, горе;
• осуществлять посмертный уход;
• обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
• проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных
дезинфицирующих средств;
• составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода,
инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания;
• использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения
безопасного перемещения больного;
знать:
• способы реализации сестринского ухода;
• технологии выполнения медицинских услуг;
• медицинскую документацию;
• факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
• принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
• основы профилактики внутрибольничной инфекции;
® основы эргономики
•

1.3. Рекомендуемое количество
профессионального модуля:

часов

на

освоение

программы

всего - 135 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, включая:
аудиторной учебной работы обучающегося - (обязательных учебных занятий) 40 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося - 45 часов;
учебной практики и производственной практики - Збчасов;

5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по
профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, в том числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.

ПК 1.4.

ПК 1.5.
ПК 1.6.
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.

ПК 2.4.
ПК 2.5.
ОК 1.

Наименование результата обучения
Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности
Соблюдать принципы профессиональной этики
Осуществлять уход за тяжелобольными пациентами в условиях
учреждения здравоохранения и на дому, согласно сестринского
процесса
Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и
самоухода
Оформлять медицинскую документацию
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
Обеспечивать инфекционную безопасность
Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и
персонала
Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения
Владеть основами гигиенического питания
Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на
рабочем месте
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем

ОКЗ.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач

ОК 4.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями

ОК 7.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия
Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и
техники безопасности

ОК 8.

технологии

в

6

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

__________ _____

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного
курса(курсов)
Самостоятельная работа
Обязательная аудиторная учебная
обучающегося
нагрузка обучающегося
Коды
профессиона­
льных
компетенций

Наименования разделов
профессионального
модуля1’-*

1

2
Раздел 2. Обеспечение
безопасной больничной
среды для пациентов и
персонала в том числе
инфекционной безопасности,
производственной санитарии
и личной гигиены на
рабочем месте. Медицинская
эргономика и ее роль в
сохранении здоровья.
Производственная
практика (по профилю
специальности), часов
Всего:

ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК.2.4
ПК 2.5

ПК 1.1-1.6
ПК 2.1-2.5

Всего,
часов

В т.ч.
лабораторн
ые работы
и
практичес
кие
занятия,
часов

В Т.Ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов

3

4

5

6

135

90

40

Всего
часов

Всего,
часов

В Т.Ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов

Учебная,
часов

Производст­
венная (по
профилю
специальност
и),
часов

7

8

9

10

36

45

• -■ : '. ■

■ '■ [ У ’•< 'г . •

i

Практика

:

■

•

■ 7

. ■ <■ ;

..
135

90

40

Л

45

36

7

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов (МДК) и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

2

3

4

1

Раздел 1.
Обеспечение безопасной больничной
среды для пациентов и персонала в
том числе инфекционной
безопасности, производственной
санитарии и личной гигиены на
рабочем месте. Медицинская
эргономика и ее роль в сохранении
здоровья.
МДК 04.02. Безопасная среда для
пациента и персонала

135
L.: J.

> '

■ :

/ •• У У

90
■

Тема 2.1. Инфекции, связанные с
оказанием медицинской помощи

Содержание

2.1.1.

2.1.2.

Внутрибольничная
инфекция,
проблемы
внутрибольничной инфекции
Понятие
«внутрибольничная
инфекция».
Масштаб
проблемы ВБИ, структура ВБИ.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составить памятки для пациента и его родственников по
профилактике заражения ВБИ
Инфекционный процесс, факторы и способы передачи
инфекции
Понятие «инфекционный процесс». Способы передачи
инфекции в медицинском учреждении.
Факторы,

50/40

4

2

2

8

2.1.3.

2.1.4

влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.
Группы риска и резервуары возбудителей ВБИ.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составить схему «Цепочка инфекционного процесса» по
предложенным ситуационным задачам.
Инфекционный
контроль
и
профилактика
внутрибольничной инфекции
Действующие
нормативно-правовые
документы,
регламентирующие профилактику ВБИ. организационнометодические документы по инфекционному контролю и
инфекционной безопасности:
- ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации".
- СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям,
осуществляющим
медицинскую деятельность".
- СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции».
- СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к обращению с медицинскими отходами».
-Приказ № 770 о введении в действие отраслевого
стандарта ост 42-21-2-85 "Стерилизация и дезинфекция
изделий медицинского назначения, методы, средства и
режимы".
Понятие санитарно-противоэпидемиологический режим
медицинской организации.
Профилактика
профессиональных
заражений.
Универсальные и стандартные меры профилактики ВБИ.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аналитическая работа с конспектом лекции, учебной
литературой, нормативно-правовой документацией
Практическое занятие
Профилактика парентеральных инфекций среди
медперсонала
Поддержание личной гигиены медсестры (медосмотр,

4

J:

9

Тема 2.2. Дезинфекция

одежда, чистота тела). Применение защитной одежды
(халат, шапочка, маска, перчатки).
Правила обработки рук. Способы деконтаминации рук.
Условия мытья рук. Уровни мытья рук. Техника мытья рук.
Рекомендация ВОЗ.
Применение перчаток в работе медицинской сестры.
Надевание стерильных перчаток. Снятие использованных
перчаток.
Состав аптечки «Анти-ВИЧ».
Действия медицинской сестры при аварийных ситуациях.
Меры профилактики
при
случайных попаданиях
биологических жидкостей на кожу и слизистые (на
слизистую глаз, на поверхность кожи, на слизистую
полости рта и т.д.).
Оформление медицинской документации при аварийных
ситуациях.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составить схемы ООД при попадании биологических
жидкостей пациента на кожу, в ротоглотку, в глаза,
носовую полость медперсонала, при проколе перчаток
Содержание
2.2.1.
Понятие «дезинфекция». Виды и методы дезинфекции
Общие требования к дезинфекционному режиму в МО.
Приказы, регламентирующие способы, режимы и средства
для дезинфекции.
Характеристика современных средств дезинфекции.
Токсичность
дезинфицирующих препаратов.
Меры
предосторожности.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Реферативные
сообщения/презентацию
по
темам: «Дезинфекция: зачем она нужна?», «Виды
дезинфекции», «Методы дезинфекции», «Химическая
дезинфекция».

6

4

10

2.2.2.

Структура и классификация медицинских отходов
Организация системы сбора и удаления отходов в МО.
Функциональные обязанности должностных лиц МО по
сбору, хранению и удалению отходов.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аналитическая работа с конспектом лекции, учебной
литературой, нормативно-правовой документацией
Практическое занятие
2.2.3

2.2.4

4

6

Приготовление
и
использование
химических
дезинфицирующих средств.
Приготовление и использование дезинфицирующих
растворов различной концентрации в соответствии с
методическими указаниями.
Оказание
первой
помощи
при
попадании
дезинфицирующих средств на кожу и слизистые.
Промывание кожи и слизистых. Прием лекарственных
средств, нейтрализующих действие дезинфицирующих
средств.
Проведение текущих и генеральных уборок.
Правила замачивания, орошения и протирания при помощи
дезинфицирующих средств.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составить таблицу «Сравнительная характеристика
основных групп дезрастворов»
Проведение дезинфекции в лечебных отделениях
медицинской организации
Дезинфекция
санитарно-технического
оборудования,
белья, посуды, изделий и оборудования медицинского
назначения.
Правила обращения с медицинскими отходами
Сбор, хранение и транспортировка медицинских отходов,
согласно классам опасности.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аналитическая работа с конспектом лекции, учебной
11

литературой. Решение ситуационных задач
Тема 2.3. Предстерилизационная
Содержание
очистка инструментов. Стерилизация. 2.3.1
Предстерилизационная очистка инструментов
Принципы работы
Понятие
«предстерилизационая
очистка».
Этапы
централизованного
предстерилизационной очистки. Контроль качества ПСО.
стерилизационного отделения
Значимость предстерилизационной очистки
инструментария
многоразового
использования,
аппаратуры.
Документы,
регламентирующие
проведение
предстерилизационной очистки.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аналитическая работа с конспектом лекции, учебной
литературой.
2.3.2
Стерилизация. Устройство и функции ЦСО
Понятие «стерилизация». Стерилизация в лечебно­
профилактическом учреждении.
Стерилизация: методы и режимы. Стерилизаторы: паровой,
воздушный, газовый.
Преимущества стерилизации в ЦСО: постоянный контроль
качества стерилизации, современная аппаратура,
механизация предстерилизационной очистки.
Недостатки стерилизации вне
ЦСО:
отсутствие
постоянного бактериологического
контроля, ручная
предстерилизационная очистка. Неполный цикл контроля
качества предстерилизационной очистки.
Документы, регламентирующие способы стерилизации.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аналитическая работа с конспектом лекции, учебной
литературой.
Практическое занятие
Проведение предстерилизационной очистки
2.3.3
Этапы предстерилизационной очистки.
Моющие растворы для проведения предстерилизационной
очистки, приготовление, критерии использования.

■

6

? :

:

2

4

8

<' 2 ■

12

Тема 2.4
Безопасная среда в медицинской
организации. Лечебно-охранительный
режим медицинской организации

Дезинфицирующие средства, применяемые для
предстерилизационной очистки.
Способы контроля качества предстерилизационной
очистки (пробы на кровь, моющие средства, жир,
хлорсодержащие средства).
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Реферативные сообщения/презентацию по
темам: «Дезинфекция: зачем она нужна?», «Виды
дезинфекции», «Методы дезинфекции», «Химическая
дезинфекция»; «Стерилизация: зачем она нужна?»,
«Почему ЦСО лучше?»
Проведение упаковки изделий медицинского
2.3.
4
назначения для стерилизации и контроля качества
стерилизации
Упаковочный материал для стерилизации.
Проведение упаковки изделий медицинского назначения
для стерилизации физическим и газовым методом.
Контроль качества стерилизации: физический,
бактериологический, химический (индикаторы
стерильности).
Внеаудиторная самостоятельная работа,
составление плана ответа на вопросы для самоконтроля
Содержание
Понятие о безопасной больничной среде для пациентов
2.4.1
и персонала
Факторы риска для пациента и сестринского персонала в
условиях МО.
Понятие о лечебно-охранительном режиме лечебного
отделения медицинской организации.
Элементы лечебно - охранительного режима
(целесообразная физическая активность, психологический
комфорт пациента, распорядок дня лечебного отделения).
Виды режимов двигательной активности (строгий
постельный, постельный, палатный).

: ' ■

■
8

2

13

Положение пациента в постели (активное, пассивное,
вынужденное).
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аналитическая работа с конспектом лекции, учебной
литературой.
Практическое занятие

2.4.2

8

Организация безопасной больничной среды для
пациентов и медперсонала
Организация мероприятий по обеспечению лечебно­
охранительного режима.
Выявление факторов риска для пациентов в медицинских
организациях.
Выявление пациентов с высоким риском несчастных
случаев. Помощь сестринского персонала, направленная
на снижение риска падений, травм, ожогов, отравлений и
поражений электрическим током.
Неблагоприятное воздействие на организм сестры
токсических препаратов: фармацевтических препаратов,
дезинфектантов, детергентов, стерилиантов, отходов
анестезирующих газов и облучения.
Неблагоприятное воздействие на сестру вредных
микробиологических факторов.
Способы защиты от воздействия токсичных веществ:
использование защитной одежды, вентиляции, обучение
персонала, уход за кожей.
Правила
техники
безопасности
при
работе
с
ртутьсодержащим оборудованием.
Меры, направленные на предупреждение облучения
сестринского персонала.
Неблагоприятное воздействие на организм сестринского
персонала физических факторов при перемещении
тяжестей.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Подготовить презентацию/реферативное сообщение на
14

1

Тема 2.5. Воздействие на организм
сестры физической нагрузки.
Эргономические технологии

тему: «Профессиональные заболевания
сестер»,
«Факторы риска в работе
«Беременная медсестра: вредные влияния»
Содержание

2.5.1.

медицинских
медсестры»,

Понятие «эргономики». Медицинская эргономика.
Цели и задачи эргономики
Биомеханика движения человека.
Факторы риска профессионального травматизма.
Агрессивные вредности в работе медицинской сестры при
физической нагрузке.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аналитическая работа с конспектом лекции, учебной
литературой.
Практическое занятие
2.5.2
Использование биомеханики тела при поднятии
тяжестей и перемещении пациента
Понятие «биомеханика тела», «эргономика».
Причины, приводящие к травме спины и позвоночника
сестринского персонала.
Подготовка к перемещению, как необходимое условие
безопасности сестры.
Основные правила перемещения пациента: использование
вспомогательных средств; правильное положение ног и
рук; положение пациента; положение спины сестры;
использование массы собственного тела; работа с
помощником.
Использование современных средств перемещения.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Изучение алгоритмов по перемещению пациента

6

2

12

3

15

2.5.3.

2.5.4

2.5.5

Использование методов удержания пациента одним,
двумя и более лицами
Техника правильного захвата рук при удержании пациента.
Различные виды и способы захвата и удержания пациента.
Способы и приемы подержания пациента при ходьбе.
Способы и приемы поддержания пациента при падении.
Правила помощи пациенту при вставании с пола после
падения.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Изучение алгоритмов по перемещению пациента
Перемещение пациента в кровати одним , двумя и более
лицами.
Перемещение на бок, на живот, в положение Симса, в
положение Фаулера, к краю кровати, к изголовью кровати,
с кровати на стул и обратно, с кровати на кресло каталку, с
кровати на каталку и обратно.
Использование современных средств перемещения.
Правила работы в группе. Перемещение пациента на бок,
на живот, в положение Симса, в положение Фаулера, к
краю кровати, к изголовью кровати, с кровати на стул и
обратно, с кровати на кресло каталку, с кровати на каталку
и обратно.
Использование современных средств перемещения.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Изучение алгоритмов по перемещению пациента
Помощь пациенту при ходьбе
Использование вспомогательных средств перемещения
пациента.
Использование современных средств перемещения.
Транспортировка пациента в условиях медицинской
организации
Транспортировка пациента на каталке.
Транспортировка пациента кресле-каталке.
Транспортировка пациента с использованием современных
16

технических средств.
Комплексный дифференцированный зачёт ИМ.04
МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела и
МДК.04.02 Безопасная среда для пациента и персонала
Внеаудиторная самостоятельная работа
Изучение алгоритмов по перемещению пациента.
Подготовка к зачётному занятию по вопросам для
самоконтроля.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа при изучении раздела 2
1. Отработка алгоритмов манипуляций:
- обработка рук гигиеническим способом;
- использование перчаток сестринским персоналом: одевание стерильных перчаток и их снятие после
использования;
- перемещение и транспортировка пациента.
2. Оформление мультимедийных презентаций по теме ««Гигиеническая обработка рук медицинского
работника», «Использование перчаток в работе сестринского персонала».
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Составление памятки для пациента и его родственников по профилактике внутрибольничной инфекции.
2. Реферативные сообщения по темам: «Дезинфекция: зачем она нужна?», «Виды дезинфекции», «Методы
дезинфекции», «Химическая дезинфекция»; «Стерилизация: зачем она нужна?», «Почему ЦСО лучше?».
3. Составление схемы по темам: «Различные положения пациента в постели», «Различные перемещения
пациента», «Дезинфекция. Виды и методы», «Предстерилизационая очистка, «Стерилизация».
4. Работа над реферативными сообщениями по темам: «Профессиональные заболевания медицинских
сестер», «Факторы риска в работе медсестры», «Стресс в работе медсестры», «Профилактика ВИЧ
инфекции у медработников», «Профилактика гепатита В у медработников», «Современные
приспособления, позволяющие облегчить перемещение пациента», «Вредные влияния на плод».
Учебная практика
Виды работ:
1. Знакомство с отделениями МО, агрессивными факторами больничной среды для пациентов и
медперсонала, организацией лечебно-охранительного режима в МО.
2. Осуществление гигиенической уборки различных помещений МО (текущих, заключительных,
генеральных), проведение дезинфекции уборочного инвентаря, предметов ухода, медицинского
инструментария и оборудования. Организация работы с медицинскими отходами в лечебных отделениях
МО.

45

36

17

3. Использование индивидуальных средств защиты медицинских работников. Мытье рук. Рациональное
использование перчаток.
4. Транспортировка и перемещение пациента (в том числе с использованием современных технических
средств).
5. Знакомство с работой лечебного отделения, документацией лечебного отделения стационара.

Всего

135

18

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
- технологии оказания медицинских услуг;
■■ организации и охраны труда младшей медицинской сестры по уходу за больными;
и клинической базы: лечебные отделения городских клинических больниц.
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест учебных кабинетов:
• комплект изделий медицинского назначения;
• комплект муляжей;
• комплект бланков медицинской документации;
• комплект учебно-методической документации;
• наглядные пособия.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Аппаратура и приборы:
• весы;
» ростометр;
• биксы разных размеров;
• тонометры;
• фонендоскопы;
• секундомеры;
• песочные часы;
• термометры медицинские;
• лотки разные;
• камера для хранения стерильных изделий.
Медицинское оборудование и принадлежности:
• мерная посуда;
• емкости для рабочих растворов дезинфицирующих средств (разные);
• упаковочный материал для различных видов стерилизации (комбинированные
упаковки (ламинат + бумага), пакеты бумажные, крафт-пакеты);
• оборудование для мытья рук медицинского персонала (дозатор для жидкого
мыла, полотенцедержатель, бумажное полотенце);
• средства индивидуальной защиты;
• комплект маркированных контейнеров (емкостей) для проведения уборки;
• стойки-тележки для проведения уборок;
« ветошь;
• оборудование для сбора медицинских отходов в структурном подразделении
(мешки для сбора обходов классов А, Б, В, иглосъемники разнообразные и др.);
• средства для перемещения (вращающийся диск для ног, скользящая доска; набор
скользящих простыней, пояс для захвата и др.).
Медицинский инструментарий:
• корнцанги;
® ножницы;
® пинцеты;
• шпатели;
• штанглазы;
• лотки разные;
• клеенчатая шапочка или косынка.
Предметы ухода:
• мягкий перевязочный материал;
• предметы личной гигиены;
19

• средства ухода, применяемые при недержании мочи;
• средства для профилактики пролежней;
• мочеприемники разные;
• судно;
• комплекты постельного и нательного белья;
• простыни;
• комплект столовой посуды для кормления тяжелобольного пациента;
• судна подкладные;
• фартуки клеенчатые;
• кувшины;
• тазы.
Лекарственные средства и другие вещества:
• жидкое мыло;
• нашатырный спирт;
• педикулоциты разные;
• вазелиновое масло;
» вазелин;
• «стерильный» глицерин;
• средства для профилактики пролежней и опрелостей;
• различные
дезинфицирующие
средства*
с
методическими
рекомендациями
^Дезинфицирующие
средствапорошки
или
жидкости,
имитирующие
дезинфицирующие средства);
• моющие средства для проведения предстерилизационной очистки;
• различные водные и спиртовые кожные антисептики;
• средства для контроля качества предстерилизационной очистки.
Медицинская документация:
• температурные лист (форма № 004/у);
• порционник;
• журнал назначений;
• листок учета движения больных и коечного фонда стационара (форма № 007/у);
• журнал движения больных;
• журнал передачи дежурств;
• журнал контроля работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава) ф.257/у;
• журнал учета качества предстерилизационной обработки (ф.ЗЗб/у).
Видеофильмы соответствующие тематике проводимых занятий.
Учебно-наглядные пособия:
• тренажер сердечно-легочной реанимации;
« тренажер сердечно - легочной реанимации ребенка до года;
• тренажер для оказания помощи при обструкции дыхательных путей;
• тренажеры для проведения измерения АД;
• тренажер по уходу за промежностью пациента;
• манекен-тренажер для медицинской сестры.
Мебель и оборудование:
• кровать функциональная;
• кресло-каталка;
® каталка;
о раковина;
• кушетки;
• передвижные манипуляционные столики;
• шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов,
предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий;
• ширмы;
20

•

столик прикроватный.

4.2 Информационное обеспечение обучения
Нормативные документы: Законы, СанПиНы, ОСТы, приказы М3 РФ, методические указания,
инструкции и рекомендации, утвержденные М3 РФ.

Перечень рекомендуемых учебных
дополнительной литературы

изданий,

Интернет

-

ресурсов,

Основные источники:
1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела. Курс лекций. Сестринские
технологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 733 с.
2. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. - 2-е
изд., испр. и доп. - Москва Издательская группа ГЭОТАР-Медиа, 2019
3. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы
сестринского дела» Москва Издательская группа ГЭОТАР-Медиа, 2018.
4. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. - - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. 768 с.
5. Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей
Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2018.
6. Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для медицинских училищ
и колледжей Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2019.
Дополнительные источники:
1. Островская И.В., Широкова И.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2018.
2.
Туркина Н.В., Филенко А. - «Общий уход за больными». Учебник. Товарищество
научных изданий КМК 2018.
Профильные периодические издания (журналы):
1. «Главная медицинская сестра» - Издательский дом ЗАО «МЦФЭР»
2. «Медицинская помощь» - ОАО Издательство «Медицина»
3. «Медицинская сестра» - Издательский дом «Русский врач».
4. «Медсестра» - Издательский Дом "ПАНОРАМА"
5. «Сестринское дело» - Издательство "Современное сестринское дело".
6. «Старшая медицинская сестра» - Издательство "Современное сестринское дело".
Интернет-ресурсы:
1. http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
2. www.med-pravo.ru - нормативные документы;
3. www.rosmedlib.ru - медицинская студенческая библиотека;
4- http://www.sisterflo.ru/index.php - сестринское дело;
5. http://www.webapteka.ru - нормативные документы в области медицины и фармацевтики;
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base:=EXP;n=454063 - «Технологии
выполнения простых медицинских услуг функционального обследования. ГОСТ Р
52623.1-2018» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 04.12.2008 N 359-ст).

4.3. Организация образовательного процесса
Оборудование кабинетов для проведения теоретических занятий должны иметь устройства
для прослушивания и визуализации учебного материала.
Для моделирования ситуаций клинической работы учебные кабинеты должны быть
разделены на рабочие зоны (палата, пост) и оснащены необходимыми учебно-наглядными
пособиями (фантомами, муляжами, тренажерами, медицинским оборудованием, аппаратурой,
приборами, медицинским инструментарием, предметами ухода за пациентами, перевязочным
материалом и лекарственными средствами, медицинской документацией, видеофильмами) и пр.
21

Учебная практика должна проходить в учебных комнатах и лечебных отделениях
медицинских организаций под руководством преподавателя.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную
практику, которую рекомендуется проводить концентрировано. Производственная практика
должна проходить в лечебных отделениях стационара.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках ПМ. 04.
Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными является
освоение учебной практики по данному профессиональному модулю.
Консультационная помощь обучающимся оказывается в процессе освоения
профессионального модуля, подготовки к дифференцированным зачетам, экзамену и
квалификационному экзамену.
Предшествовать освоению данного профессионального модуля должны: ОП 01. «Основы
латинского языка с медицинской терминологией», ОП.02. «Анатомия и физиология человека»,
ОП.ОЗ. «Основы патологии», ОП.05. «Гигиена и экология человека», ОП.06. «Основы
микробиологии и иммунологии», ОП.07. «Фармакология».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по
профессиональному модулю ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская
сестра по уходу за больными:
- наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования,
соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и опыт работы в медицинских
организациях.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой:
Учебная практика - наличие среднего профессионального или высшего профессионального
образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и опыт работы в
медицинских организациях.
Производственная практика - специалисты, имеющие профильное образование, сертификат
специалиста по специальности «Сестринское дело»:
- непосредственные руководители - медицинские сестры лечебных отделений медицинских
организаций;
• общие руководители - медицинские сестры (заместители главного врача по работе с
сестринским персоналом) медицинских организаций.

22

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ_________
Результаты
(освоенные
профессиональные и общие
компетенции)
ПК 1.1. Эффективно общаться
с пациентом и его
окружением в процессе
профессиональной
деятельности

ПК 1.2. Соблюдать принципы
профессиональной этики

ПК 1.3.
Осуществлять
уход
за
тяжелобольными пациентами
в
условиях
учреждения
здравоохранения и на дому

ПК 1.4. Консультировать
пациента и его окружение по
вопросам ухода и самоухода

Основные показатели оценки результата

Готовность
и
способность
к
социальному
взаимодействию
с
пациентом,
родственниками
пациентами, коллегами по работе, обществом; к
сотрудничеству
и
разрешению
конфликтов,
к
толерантности,
к
социальной
мобильности
в
профессиональной деятельности
Правильное, грамотное использование профессиональной
лексики.
Соответствие соблюдения морально-этических норм,
правил и принципов профессионального сестринского
поведения нормам и требованиям.
Соответствие соблюдения морально-этических норм,
правил и принципов профессионального сестринского
поведения нормам и требованиям;
Ясное понимание значимости сестринского дела в
истории России и этических профессиональных норм.
Точное соблюдение алгоритмов:
• личной гигиены и профилактики пролежней у
тяжелобольных пациентов;
• кормления тяжелобольного пациента
Своевременность и правильность выявления нарушенных
потребностей пациента.
Обоснованность планирования сестринского ухода.
Своевременность
и
правильность
осуществления
сестринского ухода.
Проявление грамотности, доступности и вежливости при
консультировании пациентов и их родственников (с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по
вопросам ухода и самоухода.
Соответствие соблюдения морально-этических норм,
правил и принципов профессионального сестринского
поведения нормам и требованиям;
Правильное, грамотное использование профессиональной
лексики.
Правильность
и
аккуратность
при
оформлении
медицинской документации установленного образца.

ПК 1.5.
Оформлять
медицинскую
документацию
ПК 1.6.
Точное соблюдение алгоритмов:
Оказывать
медицинские
• кормления пациента из ложки и поильника;
услуги в пределах своих
• оценки функционального состояния пациента;
полномочий
• проведения
термометрии
с
занесением
в
температурный лист;
• осуществления личной гигиены пациента при

23

дефиците самоухода;
проведения
мероприятий по
профилактике
пролежней у тяжелобольных пациентов;
• оказания первой помощи при неотложных
состояний;
• сердечно-легочной реанимации;
• сестринской помощи при потере, смерти, горе;
• посмертного сестринского ухода;
Точность соответствия правилам организации питания
пациентов в стационаре.
Точное соблюдение алгоритмов:
• мытья рук;
• надевания стерильных перчаток;
• снятия использованных перчаток;
• профилактики парентеральных инфекций при
случайном попадании биологической жидкости в
глаза, рот, на кожу, повреждении кожных покровов
колющим и режущим инструментарием;
• приготовления дезинфицирующих средств;
• дезинфекции
медицинского
инструментария,
оборудования, предметов ухода;
• текущей
и
генеральной
уборки различных
помещений медицинского учреждения;
• утилизации медицинских отходов;
• предстерилизационной очистки инструментария
Грамотность,
доступность
и
вежливость
при
консультировании пациентов и их родственников (с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по
вопросам профилактики внутрибольничной инфекции;
Правильное, грамотное использование профессиональной
лексики.
Точное соблюдение алгоритмов:
• перемещения пациента;
• перемещения тяжестей.
Правильность применения средств транспортировки
пациентов и малой механизации с учетом основ
эргономики.
Точность соблюдения требований техники безопасности и
противопожарной безопасности при уходе за пациентом
во время проведения процедур и манипуляций.
Грамотность,
доступность
и
вежливость
при
консультировании пациентов и их родственников (с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по
вопросам физической нагрузки при перемещении
пациента;
Правильное, грамотное использование профессиональной
лексики.
Грамотность,
доступность
и
вежливость
при
консультировании пациентов и их родственников (с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по
вопросам здорового образа жизни.
•

ПК
2.1.
Обеспечивать
инфекционную безопасность

ПК
2.2.
безопасную
среду для
персонала

Обеспечивать
больничную
пациентов и

ПК
2.3.
Участвовать
в
санитарно-просветительской
работе среди населения

24

Правильное, грамотное использование профессиональной
лексики.
ПК 2.4.
Грамотность и доступность консультировать пациентов по
Владеть основами
вопросам гигиенического питания.
гигиенического питания
Правильное, грамотное использование профессиональной
лексики.
ПК2.5.Обеспечивать
Точное соблюдение требований техники безопасности и
производственную
противопожарной безопасности при уходе за пациентом
санитарию
и
личную во время проведения процедур и манипуляций.
гигиену на рабочем месте
Точное соблюдение требований нормативных документов
в отношении:
• правил обработки рук медицинского персонала и
кожных покровов пациентов;
• правил личной гигиены пациентов;
• условий труда медицинского персонала.
ОК 01.
Понимать
сущность
и
социальную значимость своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес
ОК 02.
Организовывать собственную
деятельность, исходя из цели
и способов ее достижения,
определенных руководителем

ОК 03.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
текущий
и
итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность
за
результаты своей работы
ОК 04.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
эффективного
для
выполнения
профессиональных задач

ОК 05.
Использовать
информационно-

Аргументированность и полнота объяснения сущности и
социальной значимости будущей профессии.
Активность и инициативность в процессе усвоения
профессиональной деятельности.
Наличие положительных отзывов по итогам практики.
Участие в научно-практических конференциях, в
проектной и исследовательской деятельности т.д.;
Обоснованность постановки цели, выбора и применение
методов и способов решений профессиональных задач;
Своевременность сдачи заданий и отчетов и т.д.
Обоснованность выбора и оптимальный состав
источников, необходимых для решения поставленной
задачи.
Рациональное распределение времени на все этапы
решения задачи.
Обоснованность выбора решения в стандартных и
нестандартных ситуациях в процессе деятельности.
Проявление ответственности за результаты выполняемой
работы

Рациональное распределение времени на все этапы
решения задачи.
Обоснованность выбора и оптимальный состав
источников, необходимых для решения поставленной
задачи.
Оперативность поиска и результативность использования
информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
Обоснованность выбора информационно­
коммуникационных технологий (или их элементов) для
совершенствования профессиональной деятельности.
25

коммуникационные
технологии
в
профессиональной
деятельности
ОК 06.
Работать
в
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями

ОК 07.
Бережно
относиться
к
историческому наследию и
культурным
традициям,
уважать
социальные,
культурные и религиозные
различия

ОК 08.
Соблюдать правила охраны
труда,
противопожарной
безопасности
и
техники
безопасности

Рациональность и результативность использования
информационно-коммуникационных
технологий
при
решении профессиональных задач.

Совпадение результатов самоанализа и экспертного
анализа результатов собственной работы.
Коррекция результатов самоанализа в соответствии с
экспертными замечаниями.
Четкое выполнение обязанностей при работе в команде
Соблюдение норм профессиональной этики при работе в
команде.
Построение профессионального общения с учетом
социально-профессионального статуса, ситуации общения
особенностей группы и участников коммуникации.
Эффективное
взаимодействие
с
обучающимися,
преподавателями,
администрацией,
родителями
и
внешними субъектами воспитания.
Активное участие в тематических мероприятиях,
посвященным
историческим
датам,
культурным
традициям.
Соблюдение морально-этических норм и правил при
общении с людьми нормам и требованиям.
Демонстрация толерантности уважения к социальным,
культурным и религиозным различиям пациентов и
коллег.
Точное соблюдение правил техники безопасности при
выполнении профессиональных задач.

26



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.