ПМ.04 МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг 2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных
экстремальных состояниях-56
МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг

Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация - медицинская сестра/ медицинский брат
Профиль получаемого профессионального образования:
КУРС: 3

СЕМЕСТР: 5

2021г

естественнонаучный.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол №отД/^2»

0^>

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе

20^/ г.
Подпись

Салихова Б.А.
ФИО

Шабанова М.М.
ФИО

Зр

20 Л/ г.

20^ г.

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.ОЗ Оказание доврачебной медицинской
помощи при неотложных экстремальных состояниях-56 МДК.04.03 Технология оказания
медицинских услуг разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 №502(зарегистрировано в
Минюсте России 18.06.2014 № 32766);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности/профессии 34.02.01 «Сестринское дело»
Сучетом:

профиляполучаемогообразования.
примерной программы (указывается при наличии)',
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2021/2022 учебный
год.
Разработчик:Магомедова Х.М.., преподаватель информатики, РИПК.

Рецензенты / эксперты

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

КУРСА
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

3

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
Технология оказания медицинских услуг

1А Область применения программы
Рабочая программа междисциплинарного курса (далее рабочая программа) - является частью
основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 34.02.01
Сестринское дело (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной
деятельности (ВПД): Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих (24232 "Младшая медицинская сестра по уходу за больными") и
соответствующих дополнительных профессиональных компетенций (ДНК):
1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной
деятельности.
2.
Соблюдать принципы профессиональной этики.
3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях
учреждения здравоохранения и на дому.
4.
Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
5.
Оформлять медицинскую документацию.
6.
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
7.
Обеспечивать инфекционную безопасность.
8.
Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
9.
Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
10.
Владеть основами гигиенического питания.
11.
Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
12. Участвовать в проведении обследования пациентов с помощью медицинских
аппаратов и систем.
Рабочая программа междисциплинарного курса может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании работников в области здравоохранения при наличии
среднего общего образования.
Опыт работы не требуется.
1.2
Место междисциплинарного курса в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
Междисциплинарный курс «Технология оказания медицинских услуг» относится
к профессиональному модулю 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих (24232 "Младшая медицинская сестра по уходу за
больными").
1.3 Цели и задачи междисциплинарного курса - требования к результатам
освоения междисциплинарного курса
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
междисциплинарного курса должен: иметь практический опыт: выявления нарушенных
потребностей пациента; оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
планирования и осуществления сестринского ухода; ведения медицинской документации;
обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для
пациентов в ЛПУ;
применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с
учетом основ эргономики;

4

соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности при
уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций

уметь:
собирать информацию о состоянии здоровья пациента; определять проблемы
пациента, связанные с состоянием его здоровья; оказывать помощь медицинской
сестре в подготовке пациента к лечебнодиагностическим мероприятиям; оказывать
помощь при потере, смерти, горе; осуществлять посмертный уход;
обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных
дезинфицирующих средств;
составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода,
инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания
и т.д.;
использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения
безопасного перемещения больного

знать:
способы реализации сестринского ухода;
- технологии выполнения медицинских услуг;
факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала; принципы
санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения; основы
профилактики внутрибольничной инфекции; основы эргономики

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы
междисциплинарного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 261 ч., в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 174 ч.;
самостоятельной работы обучающегося 87 ч.

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРОНОГО КУРСА

Результатом освоения программы междисциплинарного курса является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (24232 «Младшая
медицинская сестра по уходу за больными»), в том числе дополнительными
профессиональными (ДНК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

ДПК -1
ДПК-2

Наименование результата обучения
Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе npocj
деятельности.
Соблюдать принципы профессиональной этики.

5

дпк-з

(Осуществлять

уход за пациентами различных возрастных групп в условиях
учреждения здравоохранения и на дому.

ДПК-4
ДПК-5

IСонсультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
(Оформлять медицинскую документацию.

ДПК-6

(Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ДПК-7

( Обеспечивать инфекционную безопасность.

ДПК-8

(Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ДПК-9

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ДПК-10

ДПК-И
ДПК-12

ОК.1
ОК.2

ОК.З

I Владеть основами гигиенического питания.
(Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем
fтесте.
’Участвовать в проведении обследования пациентов с помощью медицинских
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, —
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.

ОК.4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.

ОК.5

Использовать
информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности.

ОК.6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

ОК.7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.

ОК. 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и
осуществлять повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях смены технологий профессиональной
деятельности.

ОК.9

технологии

в

ОК.Ю

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК. И

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу и человеку.

6

ОК 12
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, npoi
санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК. 13
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом д.
здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
ЗЛ. Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекционные занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:

261
174

Изучение учебного материала (по конспектам лекций), изучение основной
и дополнительной литературы
Подготовка к практическим занятиям
Работа с электронными информационными ресурсами. Составление
таблиц, кроссвордов, словаря терминов, санбюллетеней, плана бесед и
памяток для пациентов.
Подготовка докладов, рефератов, мультимедийных презентаций.
Подготовка к промежуточной аттестации, которая проводится в форме
экзамена
Консультации

7

34
140
87

3.2 Содержание обучения по междисциплинарному курсу

1
261

Раздел ПМ 04.01.03 Оказание
медицинских услуг в пределах своих
полномочий МДК 04.03 Технология
оказания медицинских услуг

Тема 3.1 Прием пациента в
стационар. Ведение документации
приемного отделения

Практическое занятие
Прием пациента в стационар. Документация приемного отделения.
Приём пациента в стационар. Документация приемного отделения. Отработка
практических навыков: заполнение документации приемного отделения, проведения
санитарной обработки пациентов, транспортировки в лечебное отделение.

Самостоятельная работа
Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка к практическим занятиям.
Работа с электронными информационными ресурсами.
Тема 3.2 Медикаментозное лечение в Содержание
сестринской практике
Правила хранения и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском
посту, в процедурном кабинете Выписка, учет и хранение наркотических,
сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств.
Хранение препаратов списка «А» и «Б»
Правила раздачи лекарственных средств. Понятия «до еды», «во время еды», «после еды»
Пути введения лекарственных веществ (энтеральный, наружный, ингаляционный,
парентеральный). Набор из ампулы и флакона. Правила разведения антибиотиков.
Информация, необходимая пациенту для осознанного участия в лекарственной терапии.
Осложнения инъекций и взятия венозной крови и меры, направленные на предупреждение
осложнений.
Практическое занятие
Выписка, получение, хранение и учёт лекарственных средств.
Изучение выписки, получения, хранения и учёта лекарственных средств. Отработка
практических навыков выписки требований на лекарственные средства.
Практическое занятие
Способы применения лекарственных средств.
g
—----

6

6
4

2

3

6

6

Изучение способов применения лекарственных средств. Осложнения лекарственной
терапии. Отработка практического навыка оказания неотложной помощи при
анафилактическом шоке.
Практическое занятие
Наружное применение лекарственных средств.

Изучение наружного применения лекарственных средств. Отработка техники выполнения
практических манипуляций по наружному применению лекарственных препаратов.
Практическое занятие
Энтеральный способ применения лекарственных средств.
Изучение энтерального способа применения лекарственных средств. Отработка
практических навыков раздачи лекарств для внутреннего употребления.
Практическое занятие
Парентеральный способ применения лекарственных средств.

Тема 3.3 Сестринский уход за
лихорадящими пациентами

Изучение парентерального применения лекарственных средств. Отработка практических
навыков набора лекарственных средств из ампул и флаконов. Разведение антибиотиков.
Практическое занятие
Внутрикожная, подкожная, внутримышечная инъекции.
Изучение сбора шприцев однократного применения, набирание лекарств из ампул и
флаконов, выполнение техники в/к, п/к, в/м инъекций на фантомах.
Практическое занятие
Внутривенная инъекция, внутривенное капельное вливание.
Изучение техники выполнения в/в инъекций и введение жидкости капельным способом в
вену.
Самостоятельная работа
Изучение учебного материала (по конспекту лекций), изучение основной и
дополнительной литературы.
Лодготовка к практическим занятиям.
’абота с электронными информационными ресурсами. Составление таблиц, кроссвордов,
словаря терминов.
Практическое занятие
Сестринский уход за лихорадящими пациентами.
9

6

6

6

6

6

10

6

п

Тема 3.4 Организация питания в
стационаре

Сестринский уход за лихорадящими пациентами. Измерение температуры тела. Понятие с
лихорадке. Виды, периоды лихорадки. Уход за лихорадящими пациентами. Механизмь
теплообразования и пути теплоотдачи.
Самостоятельная работа
Изучение основной и дополнительной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Работа с электронными информационными ресурсами. Составление кроссвордов,
санбюллетеней, плана бесед и памяток для пациентов.
Содержание
Организация питания в стационаре. Понятие и основные принципы лечебного питания.
Контроль санитарного состояния тумбочек и холодильников, сроки хранения пищевых
продуктов. Составление порционного требования. Раздача пищи.
Кормление тяжелобольного пациента в постели: сервировка стола, кормление из ложки и
поильника
Техника введения назогастрального зонда. Кормление пациента через назогастральный
зонд с помощью воронки, капельно, с помощью шприца Жанэ. Питьевой режим; помощь
пациенту в получении достаточного количества жидкости. Определение водного баланса.
Дезинфекция использованного оборудования.
Практическое занятие
Организация питания в стационаре.
Изучение основ рационального лечебного питания, что является одним из важнейших
условий правильного и эффективного ухода за пациентами. Составление памяток
пациентам по рациональному питанию.
Практическое занятие
Кормление тяжелобольных пациентов.
Изучение способов кормления тяжелобольных пациентов: кормление из поильника,
ложечки, через гастростому, зонд, через клизму.
Самостоятельная работа
Изучение учебного материала (по конспекту лекций), изучение основной и
дополнительной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
эабота с электронными информационными ресурсами. Составление словаря терминов,
санбюллетеней, плана бесед и памяток^^тя пациентов.

10

6
2

3
2

6

—

6

10

Тема 3.5 Сестринский уход за
пациентами с различной патологией
органов и систем. Профилактика
заболеваний

6

Содержание

Сестринский уход за пациентами с терапевтической, хирургической, акушерскогинекологической, урологической, травматологической, неврологической и другими
патологиями. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной,
мочевыделительной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и других
Значение личной гигиены пациента. Пролежни, места образования, стадии развития,
факторы, способствующие их развитию. Профилактика пролежней.
Особенности личной гигиены в различные возрастные периоды. Особенности ухода
за тяжело больным пациентом: уход за ротовой полостью, глазами, ушами, кожей,
половыми органами и волосами. Подача судна и мочеприёмника. Техника мытья рук, ног,
стрижка ногтей и бритьё пациента. Консультирование пациента и его семьи по вопросам
личной гигиены тяжелобольного пациента.
Виды и цели простейших физиотерапевтических процедур. Постановка горчичников.
Приготовление и применение грелки, пузыря со льдом, холодного, горячего,
согревающего,
лекарственного
компрессов.
Возможные
осложнения
физиотерапевтических процедур и их профилактика.
Оксигенотерапия. Цели и методы оксигенотерапии. Техника безопасности при работе с
кислородом. Гирудотерапия.
Дезинфекция использованного оборудования.
Практическое занятие
Личная гигиена пациента.
Изучение личной гигиены пациента. Отработка практических навыков ухода за
тяжелобольным.
Практическое занятие
Методы простейшей физиотерапии.
Ознакомление с методами простейшей физиотерапии. Отработка практических навыков
постановки пациенту горчичников, банок, компрессов, грелки и пузыря со
льдом.
Практическое занятие
Оксигенотерапия. Применение пиявок.
Ознакомление с оксигенотерапией и гирудотерапией. Отработка практических навыков
подачи увлажненного кислорода (оксигенотерапия).
11

2

2

2
2

6

6

6

Самостоятельная работа
Изучение учебного материала (по конспекту лекций), изучение основной и
дополнительной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Работа с электронными информационными ресурсами. Составление таблиц, кроссвордов,
словаря терминов, санбюллетеней, плана бесед и памяток для пациентов.
Подготовка докладов, рефератов, мультимедийных презентаций.

Тема 3.6 Клизмы. Газоотводная
трубка. Катетеризация мочевого
пузыря

Содержание
Газоотводная трубка. Цели ее применения, противопоказания и возможные
осложнения
Клизмы. Виды клизм: Механизм действия различных видов клизм, показания,
противопоказания и возможные осложнения.
Цели катетеризации, противопоказания и возможные осложнения.
Виды катетеров, размеры. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин и
мужчин (на фантоме). Уход за промежностью пациента с постоянным мочевым
катетером. Уход за постоянным мочевым катетером.
Применение различных мочеприемников. Обучение пациента и его родственников
уходу за постоянным катетером и мочеприемником.
Виды стом: трахеостома, гастростома, илеостома, колостома, цистостома. Обучение
пациента и (или) членов его семьи уходу за стомами.
ЛезинЛекиия использованного оборудования.
Практическое занятие
Постановка газоотводной трубки, очистительной, масляной, гипертонической клизм.
Постановка газоотводной трубки. Постановка клизм: очистительной, масляной,
гипертонической (на фантоме).

Практическое занятие
Постановка сифонной, лекарственной, питательной клизм.

Постановка клизм: сифонной, лекарственной, питательной (на фантоме).
Практическое занятие
Катетеризация мочевого пузыря. Уход за стомами.
Проведение катетеризации мочевого пузыря (на фантоме). Отработка манипуляций,
связанных с уходом за стомами.
12

10

6
2

2

2

2
6

6

6

Тема 3.7 Проведение зондовых
манипуляций

Тема 3.8 Лабораторные и
инструментальные методы
исследования

Самостоятельная работа
Изучение учебного материала (по конспекту лекций), изучение основной и
дополнительной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Работа с электронными информационными ресурсами. Составление словаря терминов.
Содержание
Проведение зондовых манипуляций: промывание желудка (на фантоме). Исследование
секреторной функции желудка. Цели проведения промывания желудка. Противопоказания
и возможные осложнения. Виды желудочных зондов. Особенности проведения
манипуляции пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии. Взятие промывных
вод для исследования. Дезинфекция использованного оборудования. Помощь пациенту
при рвоте.
Практическое занятие
Зондовые манипуляции.
Проведение зондовых манипуляций: дуоденальное зондирование (на фантоме).
Самостоятельная работа
Изучение учебного материала (по конспекту лекций), изучение основной и
дополнительной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Работа с электронными информационными ресурсами. Составление словаря терминов.
Содержание
Цели различных исследований (лабораторных и инструментальных), правила подготовки
к ним. Ошибки, приводящие к недостоверности результата исследования.
Практическое занятие
Изучение подготовки пациента к общеклиническим исследованиям.

Практическое занятие
Подготовка пациентов к бактериологическим исследованиям.
Изучение подготовки пациентов к бактериологическим исследованиям.

Практическое занятие
Подготовка пациентов к лучевым исследованиям.
Изучение подготовки пациентов к лучевым исследованиям.

13

10

4

6
10

2
2

4

6

4

Тема 3.9 Сердечно-легочная
реанимация вне лечебного
учреждения

Практическое занятие
Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям.
Изучение подготовки пациентов к эндоскопическим исследованиям.
Самостоятельная работа
Изучение учебного материала (по конспекту лекций), изучение основной и
дополнительной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Работа с электронными информационными ресурсами. Составление таблиц, словаря
терминов.
Содержание
Причины, приводящие к внезапной остановке сердца. Признаки клинической и
биологической смерти.
Причины и признаки обструкции дыхательных путей. Оказание помощи при обструкции
дыхательных путей инородным телом. Самопомощь при обструкции
дыхательных путей.
Сердечно-легочная реанимация взрослого, ребенка, младенца одним или двумя
спасателями. Универсальные меры предосторожности при проведении (искусственной
вентиляции легких) ИВЛ. Возможные осложнения при проведении сердечно-легочной
реанимации, их профилактика. Критерии эффективности проводимых реанимационных
мероприятий. Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации.
Практические занятия
Сердечно-легочная реанимация вне лечебного учреждения.
Изучение базовой сердечно-легочной реанимации. Отработка практических навыков
проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца на фантоме. Констатация смерти. Отработка
практических навыков обращения с трупом на фантоме.
Самостоятельная работа
Изучение учебного материала (по конспекту лекций), изучение основной и
дополнительной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Работа с электронными информационными ресурсами. Составление таблиц, кроссвордов,
словаря терминов.
Подготовка к промежуточной аттестации, которая проводится в форме экзамена.

6

10

6
2

2

6
6

11

261

ВСЕГО

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие учебных кабинетов
Сестринского дела.
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест:
стол для преподавателя;
столы для студентов;
стул для преподавателя;
стулья для студентов;
классная доска;
информационный стенд для студентов;
- шкафы для хранения учебно-методических комплексов и дидактических
материалов, наглядных пособий;
- шкафы медицинские для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры,
медикаментов, предметов ухода, медицинской документации;
кушетка медицинская;
передвижные манипуляционные столики;
столик прикроватный.

Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.

Аппаратура и приборы:
весы, ростометр,
- биксы разных размеров,
- тонометры, фонендоскопы,
секундомеры, песочные часы.
Медицинское оборудование и принадлежности:
пробирки разные, штативы для пробирок,
- чашки Петри,
- мерная посуда, мензурки,
- емкости (разнообразные) для сбора лабораторных анализов,
емкости для дезинфицирующих средств разные,
мешки для сбора обходов классов А и Б,
стойки-тележки для сбора отходов в отделении
- комбинированные упаковки (пленка + бумага) для стерилизации,
- пакеты для стерилизации,
- дозатор для жидкого мыла
полотенцедержатель, бумажное полотенце,
аварийная аптечка,
- штативы для капельниц,
маски медицинские,
жгуты, подушечки клеенчатые,
ведра, ершики, ветошь,
-

комплект маркированных контейнеров (емкостей) для проведения уборки,

Медицинский инструментарий
17

-

-

-

-

шприцы разного объема,
системы для внутривенного капельного вливания,
корнцанги, ножницы, пинцеты, шпатели,
лотки разные
пипетки глазные, стеклянные глазные палочки
маски кислородные,
конюли носовые,
газоотводные трубки разные,
грушевидные баллоны разные
грелки,
системы для промывания желудка,
кружки Эсмарха,
клизменные наконечники
мочевые катетеры разные,
пузыри для льда,
перчатки медицинские (чистые и стерильные)
бумага компрессная,
термометры медицинские и водяные,
клеенчатая шапочка или косынка
система для проведения сифонной клизмы,

Предметы ухода, расходные материалы:
бинты, вата,
клеенки, впитывающие пеленки,
- противопролежневый матрац,
- мочеприемники разные
комплекты постельного и нательного белья,
полотенца, салфетки марлевые разные, марля,
- комплект столовой посуды для кормления тяжелобольного пациента,
судна подкладные,
- фартуки клеенчатые,
подгузники
- тазы.

Лекарственные средства и другие вещества:
жидкое мыло
педикулоциты разные,
3% раствор перекиси водорода,
вазелиновое масло, вазелин,
«стерильный» глицерин,
лекарственные формы для энтерального и наружного применения.
Ампулы и флаконы с физиологическим раствором различной емкости,
флаконы с антибиотиком,
детская присыпка,защитный крем (для профилактики пролежней),
горчичники.
-различные дезинфицирующие средства* с методическими рекомендациями 10%
раствор камфорного спирта
- 5% раствор иода
1% раствор бриллиантового зеленого
33% раствор магния сульфата
1% раствор гистамина
моющие средства для проведения предстерилизационной очистки,
18

1 % спиртовой раствор фенолфталеина,
раствор азопирама.

Медицинская документация:
- медицинская карта стационарного больного ООЗ/у,
- журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (форма № 001/у)
- журнал учета инфекционных заболеваний ОбОу
- статистическая карта выбывшего из стационара 006/у,
- экстренное извещение 058/у,
- квитанция на прием вещей и ценностей,
- температурные лист (форма № 004/у)
- порционник,
- листок учета движения больных и коечного фонда стационара (форма № 007/у)
- листы назначений
- бланки направлений на анализы
- журнал движения больных,
- журнал передачи дежурств
- журналы лабораторных и инструментальных методов исследования
журнал учета наркотических веществ
Учебно-наглядные пособия:
- тренажер сердечно-легочной реанимации,
- тренажер сердечно- легочной реанимации ребенка,
- тренажеры для проведения инъекций,
- тренажер для постановки клизм,
фантом новорожденного,
- фантом для проведения катетеризации мочевого пузыря у женщин и мужчин,
- фантом для проведения внутривенных вливаний,
фантом для промывания желудка,
фантом ягодицы,
фантом руки,
- манекен-тренажер для медицинской сестры,
плакаты,
- комплекты муляжей.

4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:

1 Чуваков Г.И. Основы сестринского дела. В 2 т. Том 1: учебник и практикум для СПО/
под ред. Г.И. Чувакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 330 с.
2 Чуваков Г.И. Основы сестринского дела. В 2 т. Том 2: учебник и практикум для СПО/
под ред. Г.И. Чувакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019.- 186 с.
Дополнительные источники:
1 Яромич И В. «Сестринское дело» учеб.пособие/ под ред. И.В. Яромич - изд. Минск:
Высшей.шк., 2020 г.-463с.
2 Обуховцев Т.П. «Основы сестринского дела» учебник/ под ред. Т.П. Обуховцев,
Т.Л. Склярова, О.В. Чернова - изд. Ростов-на - Дону: «Феникс», 2019 г.-512с.

19

3 Абрамова И М. Комментарии к методическим указаниям по дезинфекции,
предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. / И М.
Абрамова. Справочник фельдшера и акушера, 2020 - 62-87с.
4 Акимкин В.Г. Санитарно-эпидемиологические требования к организации сбора,
обеззараживания временно хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических
учреждениях / В.Г. Акимкин. Методическое пособие - Москва: РАМН 2019 - 16с.
5 Семина Н А. Ковалева Е.П. Акимкин В.Г., Селькова Е.П., Храпунова И. А.
Профилактика внутрибольничного инфицирования медицинских работников. / Н.А.
Семина, Е.П. Ковалева, В.Г. Акимкин, Е.П. Селькова, И.А. Храпунова. Практическое
руководство - Москва: РАМН 2020 г.
6 Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос./Под общ. ред. С.И.
Двойникова, С.В. Лапик. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ, 2018.
7 Хетагурова А.К. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры/ А.К.
Хетагурова. Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2019 г.
8 Шпирина А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные
потребности человека в здоровье и болезни./Уч. Пособие для преподавателей и студентов.
М.; ВУНМЦ 2019.
9 Нормативные документы:
10 Законы, СанПиНы. ОСТы.
11 Приказы Минздрава РФ.
12 Постановления главного государственного санитарного врача.
13 Письма Минздрава РФ.
14 Письма Роспотребнадзора.
15 Методические указания инструкции и рекомендации, утвержденные Минздравом РФ.
16 Методические указания к практическим занятиям.
17 Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.

Интернет ресурсы:
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http/www.minzdravsoc.ru)
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (http/www.rospotrebnadzor.ru )
3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.fcgsen.ru)
4. Информационно-методический центр «Экспертиза» (http/www.crc.ru)
5. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения
((http/www. mednet.ru)
http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные
документы;
http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;
www.med-pravo.ru - нормативные документы и др.
6.
Информационно-справочный портал о медицине (http://doctorspb.ru)
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса

Занятия проводятся в кабинетах Сестринского дела. На практических занятиях
группа делится на подгруппы. Для отработки практических навыков широко используется

метод

конкретных

ситуаций.

проводится

Практика

учреждениях.

20

в

лечебно-профилактических

Предшествовать освоению данного междисциплинарного курса должны:

«Основы

латинского языка с медицинской терминологией», «Анатомия и физиология человека»,

«Основы патологии»,

«Основы микробиологии и иммунологии», «Фармакология»,

«Медицинская деонтология».

4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу: наличие высшего образования, соответствующее профилю

преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за
освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают

дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации,

в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

21

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты
Основные показатели
Формы и методы контроля и
(освоенные
оценки
результата
оценки
профессиональ ные
компетенции)
ДИК-1 Эффективно
- соблюдение морально- оценка выполнения практического
общаться с пациентом и этических норм, правил и
задания
его окружением в
принципов
- наблюдение
за
действиями
процессе
профессионального
обучающегося
на
учебной
и
профессиональной
сестринского поведения,
производственной практике
деятельности.
умение выбрать уровень и тип - оценка результатов зачета по
общения с пациентами
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
ДИК-2 Соблюдать
- умение осуществлять
- экзамен
принципы
сестринский уход за
- наблюдение
за
действиями
профессиональной
пациентами
обучающегося
на
учебной
и
этики.
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
ДНК-3 Осуществлять - правильное оформление
-оценка выполнения практического
уход за пациентами
медицинской документации задания;
различных возрастных установленного образца
- экзамен
групп в условиях
- наблюдение
за
действиями
учреждения
обучающегося
на
учебной
и
здравоохранения и на
производственной практике
дому.
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
ДПК-4
- умение выполнять
- оценка выполнения практического
Консультировать
сестринские манипуляции
задания;
пациента и его
пациентам с различной
- экзамен
окружение по вопросам патологией
- наблюдение
за
действиями
ухода и самоухода.
обучающегося
на
учебной
и
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
22

ДПК-5 Оформлять
медицинскую
документацию.

- аргументированные выбор и - оценка выполнения практического
применение методов и
задания;
способов профилактики
- наблюдение за действиями
внутрибольничной инфекции обучающегося на учебной и

ДПК-6 Оказывать
медицинские услуги в
пределах своих
полномочий.

- выполнение требований
безопасности при уходе за
пациентом во время
проведения процедур и
манипуляций

ДПК-7 Обеспечивать
инфекционную
безопасность.

- соблюдение принципов
санитарно-гигиенического
воспитания среди пациентов
и их родственников

ДПК-8 Обеспечивать
безопасную больничную
среду для пациентов и
персонала.

- соблюдение правил
лечебно-охранительного
режима и техники
безопасности;
- профилактика
инфицирования пациентов
при оказании медицинской
помощи

ДПК-9 Участвовать в
- знание принципов
санитарнопросветительской санитарно-гигиенического
работе среди населения.
воспитания и образования
населения

23

производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
- оценка выполнения практического
задания;
- экзамен
- наблюдение
за
действиями
обучающегося
на
учебной
и
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
- оценка выполнения практического
задания;
- наблюдение
за
действиями
обучающегося
на
учебной
и
производственной практике
- экзамен
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
- наблюдение и оценка
демонстрации обучающимся
безопасной больничной среды для
пациентов и персонала;
- экзамен
- наблюдение
за
действиями
обучающегося
на
учебной
и
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике

- наблюдение и оценка за
проведением обучающимися
санитарно-просветительской работы
среди населения;
- экзамен
- наблюдение за действиями

обучающегося на учебной и
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
ДПК-10 Владеть
основами
гигиенического
питания.

- знание принципов лечебного
и лечебнопрофилактического - наблюдение и оценка демонстрации
питания
обучающимся выполнения
назначений врача по режиму питания;
- экзамен
- наблюдение за действиями
обучающегося на учебной и
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
ДПК-11 Обеспечивать - соблюдение принципов
производственную
санитарно-гигиенического
- наблюдение и оценка демонстрации
санитарию и личную
воспитания медицинского
обучающимся выполнения личной
гигиену на рабочем
персонала
гигиены на рабочем месте;
месте.
- экзамен
- наблюдение за действиями
обучающегося на учебной и
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
ДНК-12 Участвовать в
умение
использовать - оценка выполнения практического
проведении
аппаратуру, оборудование и задания
обследования
изделия
медицинского - наблюдение за действиями
в
ходе обучающегося на учебной и
пациентов с помощью назначения
медицинских аппаратов лечебнодиагностического
производственной практике
и систем
процесса
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты

Основные показатели

24

Формы и методы контроля и

(освоенные общие
оценки результата
компетенции)
1 Понимать сущность и - демонстрация интереса к
социальную значимость будущей профессии
своей будущей
профессии, проявлять к
ней устойчивый
интерес.

оценки
- интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе освоения

мдк

- наблюдение за действиями
обучающегося на учебной и
производственной практике
- оценка результатов зачета по учебной
практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
- экзамен
2 Организовывать
- выбор и применение
- наблюдение за действиями
методов и способов решения обучающегося на учебной и
собственную
деятельность, выбирать профессиональных задач при производственной практике
проведении
типовые методы и
- оценка результатов зачета по учебной
способы выполнения
профилактических
практике
мероприятий;
профессиональных
- оценка результатов
задач, оценивать их
- оценка эффективности и
дифференцированного зачета по
выполнение и качество. качества выполнения
производственной практике
3 Принимать решения в - решение стандартных и
- интерпретация результатов
стандартных и
нестандартных задач при
наблюдений за деятельностью
нестандартных
проведении
обучающегося в процессе освоения
ситуациях и нести за
профилактических
МДК
них ответственность.
мероприятий
- наблюдение за действиями
обучающегося на учебной и
производственной практике
- оценка результатов зачета по учебной
практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
4 Осуществлять поиск и - эффективный поиск
необходимой информации; - интерпретация результатов
использование
информации,
- использование различных наблюдений за деятельностью
необходимой для
источников, включая
обучающегося в процессе выполнения
электронные
эффективного
практических заданий;
выполнения
- наблюдение за действиями
профессиональных
обучающегося на учебной и
задач,
производственной практике- - оценка
профессионального и
результатов зачета по учебной
личностного развития.
практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике

25

5 Использовать
информационно коммуникационные
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности

- демонстрация умений
- интерпретация результатов
использования
наблюдений за деятельностью
информационнокоммуникационных обучающегося во время
технологий в профессиональной
теоретических и практических
деятельности
занятий;

- наблюдение за действиями
обучающегося на учебной и
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
6 Работать в
- демонстрация навыков работы в - интерпретация результатов
коллективе и команде, коллективе и в команде,
наблюдений за деятельностью
эффективно общаться эффективно общаться с коллегами, обучающегося в процессе освоения
с
руководством, пациентами и их
МДК
коллегами,
окружением.
- наблюдение за действиями
руководством,
обучающегося на учебной и
потребителями.
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
7 Брать на себя
- нести ответственность за работу - интерпретация результатов
ответственность за
членов команды и за результат
наблюдений за деятельностью
работу членов
выполнения задания
обучающегося во время
команды
теоретических и практических
(подчиненных), за
занятий;
результат выполнения
- наблюдение за действиями
заданий
обучающегося на учебной и
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
8 Самостоятельно
- проявление интереса к
- интерпретация результатов
определять задачи
инновациям в области
наблюдений за деятельностью
профессионального и профессиональной деятельности
обучающегося в процессе освоения
личностного развития,
МДК
заниматься
- экзамен
самообразованием,
- наблюдение за действиями
осознанно
обучающегося на учебной и
планировать и
производственной практике
осуществлять
- оценка результатов зачета по
повышение
учебной практике
квалификации.
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
26
производственной практике

9 Ориентироваться в
условиях частой смены
технологий в
профессиональной
деятельности

- демонстрация умений
изменять технологии
выполнения
профилактических
сестринских мероприятий

- интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе освоения
МДК
- наблюдение за действиями
обучающегося на учебной и
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
10 Бережно относиться к - демонстрация бережного
- интерпретация результатов
историческому наследию отношения к
наблюдений за деятельностью
и
историческому наследию и
обучающегося в процессе освоения
культурным традициям культурным традициям
МДК
народа, уважать
народа, уважения
- наблюдение за действиями
социальные, культурные социальных, культурных и
обучающегося на учебной и
и религиозные различия. религиозных различий при
производственной практике
осуществлении
- оценка результатов зачета по
профилактических
учебной практике
сестринских мероприятий
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
11 Быть готовым брать - демонстрация готовности
- интерпретация результатов
на себя нравственные
брать на себя нравственные наблюдений за деятельностью
обязательства по
обязательства по отношению обучающегося в процессе освоения
отношению к природе,
к природе, обществу и
МДК
обществу и человеку.
человеку при осуществлении - наблюдение за действиями
про филактических
обучающегося на учебной и
сестринских мероприятий
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
12 Организовывать
- демонстрация готовности
- интерпретация результатов
рабочее место с
организовывать рабочее
наблюдений за деятельностью
соблюдением требований место с соблюдением
обучающегося в процессе освоения
охраны труда,
требований охраны труда,
МДК
производственной
производственной санитарии, экзамен
санитарии,
инфекционной и
- наблюдение за действиями
инфекционной и
противопожарной
обучающегося на учебной и
безопасности при
противопожарной
производственной практике
безопасности.
осуществлении
- оценка результатов зачета по
профилактических
учебной практике
сестринских мероприятий
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике
27

13 Вести здоровый
- демонстрация ведения
образ жизни,
здорового образа жизни,
заниматься физической участия в спортивных и
культурой и спортом
физкультурных
мероприятиях.
для укрепления здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных
целей.

28

- интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения МДК
- наблюдение за действиями
обучающегося на учебной и
производственной практике
- оценка результатов зачета по
учебной практике
- оценка результатов
дифференцированного зачета по
производственной практике



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.