ПП ПМ.04 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально - промышленный колледж»

Рабочая программа производственной практики

ПМ. 04. Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больными
(Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)

Код и наименование специальности(профессии): 34,02.01 «Сестринское дело»
входящей в состав УГС (УГП)

34.00.00 Сестринское дело
код и наименование укрупненной группы специальностей/профессий

Квалификация выпускника: Медицинская сестра / брат

2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

ОДОБРЕНО

зам. директора по учебной
работе

предметной (цикловой)
комиссией JfC> o/L&tf
наименование цикловои комиссии

Протокол № от « / »

20с^&.
20/^г.

Председатель П(Ц)К

Подпись

Рабочая программа производственной практики «ПМ 04._ Выполнение работ по
профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента
посредством сестринского ухода) » разработана на основе:
- Федерального
государственного
образовательного
стандарта
профессионального образования по специальности/профессии 34.02.01 «Сеет:
дело», базовой
подготовки, входящей в состав укрупненной
группы
специальностей/профессии 34,00.00 «Сестринское дело», утвержденного приказом
Минобрнауки России от _ от 12 мая 2014года № 502,зарегистрировано в Минюсте
России 18.06.2014г № 32766);
с учетом:
- примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2022/2023 учебный
год.

Разработчики:
- _____Абуева М.И Рабаданова З.К____________________
Фамилия Имя Отчество ученая степень/звание, наименование должности, место работы

Рецензенты / эксперты:
- ________ Курбанова З.Г__ __________________________
Фамилия Имя Отчество ученая степень/звание, наименование должности, место работы

©

ГБПОУ РД ИПК

2022г

наименование образовательной организации

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ......................................... 4

1.1. Область применения программы учебной практики..................................................... 4

1.2. Цели и задачи учебной практики ......................................................................................4
1.3. Количество часов на освоение программы учебной практики..................................... 5
1.4. Формы проведения учебной практики............................................................................ 5
1.5. Место и время проведения учебной практики................................................................. 5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ................................ 5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.................................................... 8
3.1 Тематический план и содержание учебной практики....................................................... 8

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)......................................... 9

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ..................... 13
4.1 .Требования к условиям допуска обучающихся к учебной практике.................. 13
4.2. Требования к документации необходимой для проведения практики................13

4.3. Требования к учебно-методическому обеспечению........................................... 13
4.4. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению учебной
практики................................................................................ .................................................. 13
4.5. Требования к информационному обеспечению учебной практики.................... 13

4.6 Кадровое обеспечение........ ............................................................ ...................... 15
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ.................................... ..................................................................................... 15

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1.1. Область применения рабочей программы учебной практики
Рабочая программа учебной практики является частью программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 Сестринское дело в
соответствии с ФГОС среднего профессионального образования в части
освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение
работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
1.2. Цели и задачи учебной практики

Цели учебной практики:
Формирование у обучающихся практических профессиональных умений,
приобретение первоначального практического опыта работы по специальности
в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Выполнение
работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен иметь
первоначальный практический опыт:
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- ведения медицинской документации;
- обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на
дому;
- обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного
питания для пациентов в ЛПУ;
- применения средств транспортировки пациентов и средств малой
механизации с учетом основ эргономики;
- соблюдения требований техники безопасности и противопожарной
безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и
манипуляций

-

-

сформировать умения:
собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно­
диагностическим мероприятиям;
оказывать помощь при потере, смерти, горе;
осуществлять посмертный уход;
обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и
персонала;
проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием
различных дезинфицирующих средств;
4

- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и
самоухода,
инфекционной безопасности,
физических нагрузок,
употребления продуктов питания и т.д.;
- использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и
обеспечения безопасного перемещения больного.

1.3. Количество часов на освоение программы учебной практики
МДК. 04. 02. Безопасная больничная среда для пациента и персонала - 18
часов.

МДК. 04.03 Технология оказания медицинских услуг-18 часов.

1.4. Формы проведения учебной практики.
Учебная практика проводится в форме практической деятельности
обучающихся
под
непосредственным
руководством
и
контролем
преподавателей профессионального модуля.
1.5. Место и время проведения учебной практики.

Учебная практика проводится в оснащенных кабинетах сестринского дела .
Время прохождения учебной практики определяется графиком учебного
процесса и расписанием занятий. Учебная практика реализовывается в два
периода: первый период - после изучения МДК.04.02. Безопасная больничная
среда для пациента и персонала, второй период - после изучения МДК.04.03.
Технология оказания медицинских услуг.
Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении каждой
учебной практики - 6 академических часов в день и не более 36 академических
часов в неделю.

На обучающихся, проходящих учебную практику на базах лечебно­
профилактических учреждений, распространяются правила охраны труда и
правила внутреннего распорядка, принятые на данных базах.

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы учебной практики является формирование у
обучающихся умений и приобретение первоначального практического опыта
работы по специальности 34.02.01 Сестринское делов части освоения
основного вида профессиональной деятельности по избранной специальности
Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за
больными для последующего освоения ими общих и профессиональных
компетенций

Код

Наименование результата обучения
5

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в
условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и
самоухода.
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и
персонала.
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
ПК 4.10. Владеть основами гигиенического питания.
ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарную и личную гигиену на
рабочем месте.
ПК 4.12. Осуществлять сестринский процесс.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
ОК 1.
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
ОК 2. методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их выполнение и качество.
Анализировать собственную ситуацию, осуществлять текущий и
ОКЗ. итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
ОК 4.
выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
ОК 5.
профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
ОК 6.
руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ОК 7.
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно
определять задачи профессионального
и
ОК 8. личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать и осуществлять повышение квалификации.
Ориентироваться
в
условиях
смены
технологий
в
ОК 9.
профессиональной деятельности.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным
ОК 10. традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.
6

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
ОК 12. труда,
производственной
санитарии,
инфекционной
и
противопожарной безопасности.
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
ОК 13. спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей)

ОК 11.

а также овладение видами работ на учебной практике в соответствии с рабочей
программой ПМ.04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская
сестра по уходу за больными:
МДК. 04.02. Безопасная больничная среда для пациента и персонала
1. Соблюдение
санитарно-эпидемиологического
помещений ЛПУ.

режима

различных

2. Осуществление гигиенической уборки различных помещений ЛПУ.
3. Прием пациента в стационар.

4. Транспортировка, перемещение и размещение пациента в постели.
5. Осуществление или помощь в осуществлении личной гигиены
тяжелобольному пациенту.
6. Консультирование пациентов и их родственников по вопросам ЗОЖ.

МДК. 04.03.Технология оказания медицинских услуг
1. Сбор информации о состоянии здоровья пациента.
2. Выполнение медицинских услуг по назначению врача.
3. Осуществление ухода за пациентами с соблюдением принципов
профессиональной этики.
4. Подготовка пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям.
5. Осуществление кормления пациентов ЛПУ.
6. Оказание помощи при потере, смерти, горе.

7

3. ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1 Тематический план
Коды
ПК/ОК

ПК 4.6., ПК 4.7.,
ПК 4.8., ПК 4.9.,
ПК 4.10., ПК 4.11.,
ПК 4.12.
ОК 1., ОК 2.,
ОКЗ., ОК 4.,
ОК 5., ОК 6.,
ОК 7., ОК 8.,
ОК 9., ОК 10,.
ОК 11., ОК 12.,
ОК 13.
ПК4.1., ПК 4.2.,
ПК4.3., ПК 4.4.,
ПК 4.5., ПК 4.6.
OK 1.ОК2.
ОКЗ.ОК4.
ОК5.ОК6.
ОК7.ОК8.
ОК9.ОК 10.
ОК 11. ОК 12. ОК 13

Код и наименование
профессионалы! ых
модулей /МДК

Кол- во недель
(часов)
по учебной
практике

МДК.04.02.
Безопасная больничная
среда для пациента и
персонала

18 часов

МДК. 04.03.
Технология оказания
медицинских услуг

18 часов

Наименование тем
Кол-во часов
учебной практики
по темам
и
виды производственных работ
1.Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима различных помещений
2
ЛПУ
4
2. Осуществление гигиенической уборки различных помещений ЛПУ
2
3. Прием пациента в стационар
4
4.Транспортировка, перемещение и размещение пациента в постели
5. Осуществление или помощь в осуществлении личной гигиены тяжелобольному
2
пациенту
4
6. Консультирование пациентов и их родственников по вопросам ЗОЖ

ИТОГО
1. Сбор информации о состоянии здоровья пациента
2. Выполнение медицинских услуг по назначению врача
3 .Осуществление ухода
за
пациентами
с
соблюдением
профессиональной этики.
4.Подготовка пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям
5. Осуществление кормления пациентов в ЛПУ
6.Оказание помощи при потере, смерти, горе
ИТОГО

18 часов
4
2
принципов

4

2
2
4
18 часов

8

3.2 Содержание учебной практики
Код МДК и гемы учебной
практики
МДК. 04.02.
Безопасная среда для
пациента и персонала
1. Соблюдение санитарно эпидемиологического
режима в различных
помещениях ЛПУ.

2. Осуществление
гигиенической уборки
различных помещений.

3. Прием пациента в
стационар.

4. Транспортировка,
перемещение и
размещение пациента в
постели.
5. Осуществление или

Содержание учебных занятий

-

действия медицинского персонала при аварийной ситуации;
техника мытья рук;
приготовление дезинфицирующих средств;
осуществление дезинфекции и утилизации использованного одноразового
инструментария;
приготовление моющего раствора;
осуществление предстерилизационной обработки;
проведение контроля качества предстерилизационной обработки;
осуществлять закладку инструментария, белья, перевязочного материала в бикс;
демонстрация пользования стерильным биксом;
облачение в стерильные перчатки и их снятие;
проведение накрытия стерильного стола.
проведение гигиенической уборки помещений в ЛПУ;
проведение генеральной уборки помещений ЛПУ;
проведение дезинфекции предметов ухода;
поведение дезинфекции уборочного инвентаря;
хранение уборочного инвентаря.
осуществление измерения роста и массы тела пациента;
оформление документации приёмного отделения;
проведение полной и частичной санитарной обработки пациента;
проведение осмотра волосистой части головы;
осуществление обработки при педикулёзе;
осуществление транспортировки пациента в отделение.
придание необходимого положения пациенту в постели;
применение правил биомеханики и эргономики при перемещении;
осуществление безопасной транспортировки пациента;
проведение сбора информации у пациента перед перемещением;
приготовление функциональной кровати для пациента.
оказание помощи пациенту при умывание, уходе за слизистыми, чистке зубов;

Объем
часов

Уровень
освоения

18

2

2

2

4

2

2

2

4

2

2

2
9

помощь при
осуществлении личной
гигиены тяжелобольному
пациенту.

6. Консультирование
пациентов и их
родственников по
вопросам здорового образа
жизни.
МДК. 04.03. Технология
оказания медицинских услуг.
1. Сбор информации о
состоянии здоровья
пациента

2. Выполнение медицинских
услуг по назначению врача

-

-

осуществление мытья головы и ног, стрижка ногтей на руках и ногах, бритье лица
пациента;
осуществление профилактики пролежней;
осуществление подачи судна мочеприемника пациенту;
осуществление помощи при недержании мочи, кала у пациента;
проведение обработки естественных складок пациенту;
обучение пациента и его родственников элементам гигиены, пользованию
противопролежневым матрасом.

проведение беседы с пациентом по соблюдению правильной биомеханики тела;
проведение беседы с пациентом по соблюдению правил личной гигиены;
составление памяток по уходу за пациентом.

- собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента;
- определять проблемы пациента, связанные со здоровьем, планировать и
осуществлять сестринский уход с соблюдением морально-этических норм, правил
и принципов профессионального сестринского поведения;
- заполнять медицинскую документацию.
- выписка, учет и хранение наркотических, сильнодействующих, остродефицитных
и дорогостоящих лекарственных средств;
- выписывание требований на лекарственные средства и порядок получения из
аптеки, хранение препаратов списка «А» и «Б»;
- правила раздачи лекарственных средств;
- оформление журнала учета лекарственных средств;
- введение лекарственных средств per os, сублингвально;
- обучение пациента приёму различных форм лекарственных средств энтерально,
сублингвально;
- закапывание капель в глаза, нос, уши;
- применение на кожу мазей различными способами, присыпок, пластырей,
растворов, настоек;
- ингаляционный способ введения лекарственных средств через рот и нос.
обучение пациента технике применения дозированного и не дозированного
аэрозоля в ингаляторе;
- введение лекарственных средств в прямую кишку: свечи;

4

2

18

2

4

2

2

2

10

- сборка шприца однократного применения. Набор лекарственного средства из
ампулы. Техника безопасности при работе с ампулой. Разведение порошка во
флаконе. Лекарственные средства, используемые в качестве растворителя.
Сенсибилизирующее действие антибиотиков на сестринский персонал;
- заполнение системы для в/в капельного введения жидкости: техника, возможные
осложнения. Транспортировка шприца (системы для внутривенного капельного
вливания) к пациенту. Соблюдение универсальных мер предосторожности при
работе со шприцом, информирование пациента о предстоящей инъекции.
Анатомические области для внутрикожной, подкожной, внутримышечной,
внутривенной инъекции и техника инъекции;
- взятие крови на биохимическое исследование, на RW и ВИЧ: техника, возможные
осложнения;
меры.
направленные
на
предупреждение
осложнений.
Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработке
использованного инструментария и материалов;
3. Осуществленеи ухода за
пациентами с
соблюдением принципов
профессиональной этики.

4. Подготовка пациента к
лечебно-диагностическим
мероприятиям

- уход за промежностью пациента с постоянным мочевым катетером;
- уход за постоянным мочевым катетером. Обучение пациента и его родственников
уходу за постоянным катетером и мочеприёмником, с соблюдением моральноэтических норм, правил и принципов профессионального сестринского
поведения.

4

2

взятие мочи для клинического анализа, по Нечипоренко, по Зимницкому, на
сахар, ацетон, диастазу 17 КС (17 ОКС, 11 ОКС, кортизол), для
бактериологического исследования, определение водного баланса;
- взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, на наличие
гельминтов, простейших, для исследования на энтеробиоз.
- техника взятия содержимого зева, носа, носоглотки для бактериологического
исследования;
- подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам
исследования пищеварительного тракта и мочевыделительной системы,
подготовка пациента к ультразвуковым методам исследования.

2

2

-

11

5. Осуществление кормления
пациентов в ЛПУ
кормление тяжелобольного пациента в постели: сервировка стола, кормление из
ложки и поильника;
- техника введения назогастрального зонда. Кормление пациента через
назогастральный зонд с помощью воронки, капельно, с помощью шприца Жанэ;
- питьевой режим; помощь пациенту в получении достаточного количества
жидкости;
- определение водного баланса. Дезинфекция использованного оборудования.

2

2

общение с обреченным человеком, его родными и близкими. Роль медицинской
сестры в удовлетворении потребностей обреченного человека. Уход за
обреченным человеком в стационаре и на дому.
- принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа;
- психологическая помощь семье и близким обреченного. Обучение их элементам
ухода и психологической помощи;
- посмертный уход в условиях стационара.

2

2

-

6. Оказание помощи при
потери, смерти, горе

-

12

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.
4.1.Требования к условиям допуска обучающихся к учебной практике

К учебной практике допускаются обучающиеся, успешно освоившие курс
МДК.04.02. Безопасная больничная среда для пациента и персонала, МДК.
04.03. Технология оказания медицинских услуг, прошедшие предварительный и
периодический медицинские осмотры в порядке, утвержденном действующим
законодательством.
4.2 Требования к документации необходимой для проведения практики:
-Программа учебной практики
-Дневник учебной практики
-Отчет студента по практике
-Карта сестринского процесса
-Карта сестринского наблюдения за пациентом

4.3 Требования к учебно-методическому обеспечению:

-Комплект отчетной документации студента;
-Рекомендации по ведению дневника учебной практики
-Учебные стандарты выполнения практических манипуляций;
-Методические разработки для студентов по самоподготовке, самоанализу и
самоконтролю;
-Методические рекомендации по методике обследования и оформлению
сестринской истории болезни.
4.4. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
учебной практики.

Учебная практика проводится в оснащенных кабинетах сестринского дела
колледжа, в структурных подразделениях ЛПУ оснащенных современным
оборудованием, использующих современные медицинские и информационные
технологии, имеющие лицензию на проведение медицинской деятельности.
4.5. Требования к информационному обеспечению учебной практики

Основные источники:
1. Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ
и колледжей. Москва. Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа», 2017.
2. Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для
медицинских училищ и колледжей. Москва. Издательская группа
«ГЭОТАР - Медиа», 2017.
13

3. Кулешова Л.И., Пустоверова Е.В. Основы сестринского дела. Курс
лекций. Сестринские технологии. Феникс. Ростов-на-дону, 2018.
4. Чернова О.В. «Руководство для медсестры процедурного кабинета».
Учебник, 2019.
5. Сопина З.Е. «Организация специализированного сестринского ухода».
Учебник, 2017.
6. Журналы: «Медицинская сестра», «Сестринское дело в России», «Главная
медсестра».

Нормативные документы:
Приказы:

1. Приказ Минздрава России от 17.04.2018г. № 123 «Протокол ведения
больных. Пролежни»;

2. Приказ М3 СССР от 12.07.2018г. № 408 «О мерах по снижению
заболеваемости вирусным гепатитом в стране»;
3. Приказ М3 РФ от 26.11. 2017г. № 342 «Об усилении мероприятий
профилактике сыпного тифа и борьбе с педикулезом»;
4. Приказ М3 СССР от
10.06.1985г. №
770 «Дезинфекция,
предстерилизационная очистка и стерилизация изделий медицинского
назначения».

СанПиН, ОСТ:
1. ОСТ 42-21-2-85. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского
назначения. Методы, средства и режимы.

2.
СанПиН
2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования
к
обращению с медицинскими отходами (УТВЕРЖДЕНЫ постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.
2018г. № 163).
3. СанПиН 2.1.3. 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Утвержден
постановлением Главного санитарного врача РФ от 18 мая 2019 года № 58.

4. СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» ^УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 11.01. 2019 г. № 1).
Ссылки на электронные источники информации:
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Интернет
ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля, в том числе:
14

1. http://dezsredstva. ru/ - методические
средствам, нормативные документы;

2. http

укзания

к

дезинфицирующим

га/ - нормативные документы

3. http://www. recipe, га/ - нормативные документы;
4. www. med-pravo. ru - нормативные документы и др.
4.6 Кадровое обеспечение

Преподаватели осуществляющие руководство учебной практикой должны
иметь среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемого профессионального модуля. Опыт деятельности в
организациях
соответствующей
профессиональной
сферы
является
обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся
профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в
том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3
года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Учебная практика МДК.04.02. Безопасная больничная среда для пациента и
персонала завершается дифференцированным зачетом в форме защиты карты
сестринского наблюдения за пациентом и формы проведения санитарно­
просветительной работы (памятка, брошюра, санбюллетень), МДК.04.03.
Технология оказания медицинских услуг - защитой карты сестринского
процесса при условии положительного аттестационного листа об уровне
освоения ПК, полноты и своевременности предоставления отчетной
документации по практике.
По
результатам
учебной
практики
преподавателем
оформляется
индивидуальная ведомость дифференцированного зачета по УП._____________
Результаты
(освоенные
Основные показатели
Формы и методы
профессиональные
оценки результата
контроля и оценки
компетенции)
ПК 4.1. Эффективно -осознанный
выбор - наблюдение
в
общаться с
определённого уровня и типа
процессе
общения;
пациентом и его
практической
окружением в
умение
использовать
деятельности;
процессе
различные каналы общения и - оценка
результатов
профессиональной
выбирать необходимый канал
практической
деятельности.
для эффективного общения;
деятельности;
определение и анализ
факторов, способствующих
или
препятствующих
15

эффективному устному или
письменному общению;
- умение выбрать уровень и
тип общения;
владение
техникой
вербального и невербального
общения.
ПК 4.2.
соблюдение
морально- Соблюдать
этических норм, правил и
принципы
принципов
профессиональной
профессионального
этики
сестринского поведения;
понимание значимости
сестринского дела в истории России;
понимание
концепции
философии
сестринского
дела;
- готовность и способность к
социальному
взаимодействию
с
обществом,
коллективом,
семьёй,
партнёрами;
к
сотрудничеству
и
разрешению конфликтов, к
толерантности, к социальной
мобильности
в
профессиональной
деятельности.
ПК 4.3.
умение
собирать
и Осуществлять уход
анализировать информацию о
за пациентами
состоянии здоровья пациента,
различных
определять
проблемы возрастных групп в
пациента,
связанные
со
условиях учреждения здоровьем, планировать и
здравоохранения и на осуществлять
сестринский
дому.
уход,
заполнять медицинскую документацию;
- умение провести личную
гигиену и профилактику
пролежней у тяжелобольных
пациентов
различных
возрастных групп;
умение
накормить

наблюдение в процессе
практической
деятельности;
оценка
результатов
практической
деятельности;
оценка
результатов
дифференцированного
зачета;

наблюдение
за
действиями
на
практике;
оценка
результатов
выполнения
практических
манипуляций;
оценка
результатов
дифференцированного
зачета;

16

тяжелобольного пациента;
вести
необходимую
документацию.
ПК 4.4.
Консультировать
пациента и его
окружение по
вопросам ухода и
самоухода.

ПК 4.5. Оформлять
медицинскую
документацию.

умение
оценивать
потребность
пациента
в
обучении;
- умение оценивать исходный
уровень
знаний,
умений
или
его
пациента
родственников;
умение
мотивировать
пациента к обучению;
умение
оценить
способность
пациента
к
обучению;
умение
составить
индивидуальный
план
обучения и его содержание;
умение
оценить
эффективность обучения.
правильное оформление
медицинской документации
установленного образца.

- наблюдение
за
действиями
на
практике;
- оценка
результатов
выполнения
практических
действий;
- оценка памяток для
пациентов
и
их
родственников;
- оценка
результатов
дифференцированного
зачета;

- наблюдение
за
действиями
на
практике;
- оценка
результатов
выполнения
практических
действий;
- характеристика
с
производственной
практики;
- оценка
результатов
дифференцированног
о зачета;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных
компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
ОК 1. Помнить сущность Демонстрация интереса - Экспертное
и социальную значимость к будущей профессии.
наблюдение и оценка
своей будущей
деятельности
обучающегося
в
профессии, проявлять к
процессе
освоения
ней устойчивый интерес.
профессионального
модуля.
17

OK 2. Организовывать
собственную
деятельность, выбирать
типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их выполнение
и качество.

ОК 3. Анализировать
собственную ситуацию,
осуществлять текущий и
итоговый контроль,
оценку и коррекцию
собственной
деятельности, нести
ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять
поиск информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных задач.

Выбор и применение - Экспертная
оценка
методов и
способов
решения проблемно­
решения
ситуационных задач
профессиональных задач
на
практических
при
проведении
занятиях и учебной
профилактических
практике.
мероприятий.
- Экспертное
наблюдение
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
освоения
профессионального
модуля.
Решение стандартных и - Экспертная
оценка
решения проблемно­
нестандартных
ситуационных задач
профессиональных задач
на
практических
при
проведении
профилактических
занятиях.
мероприятий.

Нахождение
и
использование
информации
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного роста.
ОК 5. Использовать
Демонстрация
умений
информационно­
использования
коммуникационные
информационно­
технологии в
коммуникационных
профессиональной
технологий
в
деятельности.
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, Демонстрация навыков
эффективно общаться с
работы в коллективе и в
коллегами, руководством, команде,
эффективно
потребителями.
общаться с коллегами,
руководством,
пациентами
и
их

- Экспертная
оценка
защиты
реферативных работ.
- Соответствие
реферата
установленным
требованиям.

- Экспертная
оценка
решения
ситуационных задач;
- защиты рефератов.

- Экспертное
наблюдение и оценка
при
выполнении
групповых заданий и
решении
ситуационных задач
18

окружение.

OK 7. Брать на себя
ответственность за
работу членов команды
(подчинённых), за
результат выполнения
заданий.

ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать и
осуществлять повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в
условиях смены
технологий в
профессиональной
деятельности.

ОК 10. Бережно
относиться к
историческому наследию
и культурным традициям
народа, уважать
социальные, культурные
и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым
брать на себя

на
практических
занятиях и учебной
практике.
Проявление
- Экспертное
ответственности
за
наблюдение и оценка
работу
подчинённых,
при
выполнении
результат
выполнения
групповых заданий и
заданий.
решении
ситуационных задач
на
практических
занятиях и учебной
практике.
Демонстрация интереса - Экспертная
оценка
к инновациям в области
решения
ситуационных задач;
профессиональной
- защиты рефератов.
деятельности.

оценка
Демонстрация
умений - Экспертная
решения проблемно­
осуществлять
ситуационных задач.
технологии выполнения
профилактических
сестринских
мероприятий
в
изменяющихся условиях
профессиональной
среды.
- Экспертная
оценка
Демонстрация
защиты
бережного отношения к
реферативных работ.
историческому наследию
Соответствие
и культурным традициям
реферата
народа,
уважения
установленным
социальных, культурных
требованиям.
и религиозных различий
при
осуществлении
профилактических
сестринских
мероприятий.

- Экспертное
Демонстрация
наблюдение и оценка
готовности брать на себя
19

нравственные
обязательства по
отношению к природе,
обществу и человеку.

нравственные
при
выполнении
обязательства
по
групповых заданий и
отношению к природе,
решении
обществу и человеку при
ситуационных задач
осуществлении
на
практических
профилактических
занятиях и учебной
сестринских
практике.
мероприятий.
ОК 12. Организовать
Демонстрация
- Экспертное
рабочее место с
готовности
наблюдение и оценка
соблюдением требований организовывать рабочее
при
выполнении
охраны труда,
место с соблюдением
групповых заданий и
производственной
требований
охраны
решении
санитарии,
ситуационных задач
труда, производственной
инфекционной и
на
практических
санитарии,
противопожарной
занятиях и учебной
инфекционной
и
безопасности.
противопожарной
практике.
безопасности
при
осуществлении
профилактических
сестринских
мероприятий.
ОК 13. Вести здоровый
Демонстрация ведения - Экспертное
образ жизни, заниматься здорового образа жизни,
наблюдение
за
деятельностью
физической культурой и
участия в спортивных и
спортом для укрепления
обучающегося
в
физкультурных
процессе
освоения
здоровья, достижения
мероприятиях.
жизненных и
профессионального
профессиональных целей.
модуля.

20

По окончании учебной практики студент составляет отчет по итогам практики,
в котором указывает базы прохождения практики, основные манипуляции,
приобретенные навыки, трудности при выполнении манипуляций, своё
впечатление о практике.

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Печать учреждения

Студент (подпись)
Руководитель практики (подпись)

Дата проведения:__________________

21

Перечень манипуляций, выносимых на дифференцированный зачет по
МДК 04.02. Безопасная больничная среда для пациента и персонала:
- Обработка рук персонала.
- Проведение генеральной уборки.
- Проведение текущей уборки помещения.
- Приготовление растворов хлорсодержащих средств.
- Дезинфекция предметов ухода.
- Дезинфекция изделий медицинского назначения.
- Тактика медсестры в аварийной ситуации.
- Проведение снятия и дезинфекции перчаток.
- Проведение предстерилизационной очистки изделий медицинского
назначения.
- Проведение контроля качества предстерилизационной очистки.
- Формирование укладок материала и белья в биксы.
- Пользование стерильным биксом.
- Накрытие стерильного стола.
- Оформление титульного листа истории болезни, экстренного извещения.
- Проведение антропометрии.
- Проведение транспортировки пациента.
- Создание положений пациента в постели (Фаулера, Симса, на боку, на
спине, на животе).
- Пользование функциональной кроватью при перемещении пациента.
- Проведение полной и частичной санитарной обработки пациента.
- Осмотр волосистой части головы при выявлении педикулеза.
- Дезинсекционные мероприятия при выявлении педикулеза.
- Смена постельного белья (постель, не занятая пациентом; пациент в
постели).
- Смена нательного белья тяжелобольному.
- Оценка степени риска развития пролежней.
- Оценка степени тяжести пролежней.

-

Мероприятия при риске развития пролежней.
Чистка зубов пациента.
Уход за полостью рта и зубными протезами пациента.
Уход за руками и ногами пациента.
Подача судна и мочеприемника.
Подмывание пациента (мужчины, женщины).
Уход за кожей тяжелобольного пациента.
Мытье головы пациента.
Бритье пациента.
Составление брошюр.

22

Перечень манипуляций, выносимых на дифференцированный зачет
по МДК 04.03.Технология оказания медицинских услуг:
Графическая запись показателей в температурный лист.
Исследование пульса.
Измерение артериального давления на периферических артериях.
Измерение температуры тела в подмышечной впадине.
Исследование суточного диуреза и водного баланса.
Исследование дыхания (подсчет ЧДД, исследование ритма глубины
дыхания).
Пособие пациенту при лихорадке в зависимости от периода лихорадки.
Обработка рук на социальном уровне.
Обработка рук на гигиеническом уровне.
Постановка горчичников.
Постановка банок.
Проведение оксигенотерапии через аппарат Боброва.
Применение грелки.
Применение пузыря со льдом.
Постановка полуспиртового компресса на кожу.
Уход за назогастральным зондом.
Уход за постоянным мочевым катетером и за внешним мочевым катетером.
Катетеризация одноразовым катетером Фалея женщины.
Проведение промывания мочевого пузыря.
Кормление тяжелобольного через назогастральный зонд.
Кормление пациента через рот с помощью ложки и поильника.
Составление порционного требования.
Оксигенотерапия через носовую канюлю.
Промывание желудка.
Введение желудочного зонда через рот.
Введение назогастрального зонда.
Помощь пациенту при рвоте в сознании и в бессознательном состоянии.
Техника закапывания капель в нос.
Техника введения капель в ухо.
Техника введения лекарственных средств в глаза.
Техника введения ректального суппозитория.
Техника применения лекарственных средств на кожу.
Обучение пациента приему различных лекарственных
средств
сублингвально.
Техника применения карманного ингалятора. Обучение пациента.
Раздача лекарственных средств на посту. Выборка назначений из листа
врачебных назначений.
Сборка шприца из крафт-пакета, набор лекарственного препарата из
ампулы.
Техника разведения и набора антибактериального препарата из флакона.
Техника подкожного введения лекарственных препаратов.
23

Техника внутрикожного введения лекарственных препаратов.
Техника внутримышечного введения лекарственных препаратов.
Техника внутривенного введения лекарственных препаратов.
Техника введения масляных препаратов, инсулина, гепарина, 10% раствора
хлорида кальция.
Заполнение системы для внутривенного капельного вливания.
Проведение процедуры внутривенного капельного вливания.
Техника взятия крови из периферической вены.
Постановка очистительной клизмы.
Постановка газоотводной трубки.
Постановка масляной клизмы.
Постановка гипертонической клизмы.
Постановка сифонной клизмы.
Постановка лекарственной клизмы.
Подготовка пациента к фиброгастродуоденоскопии.
Сбор мочи на общий анализ, сахар и бактериологическое исследование.
Сбор мочи по Зимницкому.
Сбор мочи по Нечипоренко, Амбюрже, Аддиса-Каковского.
Сбор кала на яйца гельминтов и простейшие.
Сбор кала на копрологическое исследование и бактериологическое
исследование.
Сбор кала на скрытую кровь, оформление направления на анализ.
Сбор мокроты на общий анализ и микобактерии туберкулеза.
Техника взятия мазка из носа и зева
для бактериологического
исследования.
Подготовка пациента к рентгенографии почек.
Подготовка пациента к ФГДС.
Подготовка пациента к цистоскопии.
Подготовка пациента к УЗИ мочевого пузыря.
Подготовка пациента к ирригоскопии.
Подготовка тела умершего к переводу в патологоанатомическое отделение.
Проведения ИВЛ и закрытого массажа сердца.
Проведение приема Хеймлиха при обструкции.

24

Комплект оценочных средств

. Задания для проведения дифференцированного зачета по МДК
«Безопасная больничная среда для пациента и персонала»
Тестовые задания.
1. Ответственность за нарушение техники безопасности на рабочем месте
несёт:
а) зав. отделением
б) старшая медсестра
в) работник
г) пациент
2. Приказ, регламентирующий профилактику гепатита В :
а) 330
б) 342
в) 408
г) 320
3. Приказ, регламентирующий профилактику ВБИ:
а) 330
б) 342
в) 93/260
г) все, выше перечисленное
4. Важным фактором в предупреждении профессионального заражения
является:
а) оценка факторов риска в своей работе
б) ежегодное обследование
в) обследование всех пациентов
г) уклонение от работы с инфицированными пациентами
5. Возможный путь передачи ВИЧ-инфекции:
а) приём пищи из одной посуды
б) укусы насекомых
в) рукопожатие
г) случайные уколы и порезы при работе
6. Аптечка Ф-50 состоит из:
а) навески калия перманганата 0,05г, фурацилина
б) 5% спиртовой раствор йода, спирт 70%, 0,05 % раствор калия
перманганата
в) перевязочный материал, пипетки, стрептомицин
г) стерильная вода 100мл, спирт 96%, нашатырный спирт
7. Для обработки слизистой оболочки ротовой полости в случае попадания
биологической жидко­
сти используют:
а) 70% этиловый спирт
б) раствор фурацилина 1: 5000
в) 10% раствор перманганата калия
г) 10% раствор камфорного спирта
25

8. Обработка кожи при попадании на неё биологической жидкости
производится:
а) 6% раствором перекиси водорода
б) 3% раствором перекиси водорода
в) 70% спиртом
10
г) 96% спиртом
9. Уничтожение в окружающей среде патогенных микроорганизмов
называется:
а) дератизация
б) дезинфекция
в) стерилизация
г) дезинсекция
10. Продолжительность мытья рук до и после любой манипуляции:
а) 60 сек
б) 45 сек
в) 30 сек
г) 15 сек
11. Уровни деконтаминации рук:
а) 5
б) 6
в) 2
г) 3
12. При проведении инвазивных манипуляций медсестра проводит
обработку рук:
а) перед процедурой
б) после всех процедур
в) в начале и конце процедуры
г) после нескольких процедур
13. Срок годности раствора хлорамина:
а) непосредственно перед применением
б) 2 суток
в) 3 суток
г) 5 суток
14. Для приготовления Злитров 5% хлорамина нужно взять (гр.):
а) 1000
б) 50
в) 300
г) 150
15. При хранении хлорсодержащих препаратов их активность:
а) увеличивается
б) не изменяется
в) уменьшается
г) исчезают полностью
16. Условие хранения хлорсодержащих дезинфицирующих средств:
а) не имеют значения
26

б) на свету
в) в тёмном, сухом помещении
г) во влажном помещении
17. Экспозиция инструментов в 3% растворе хлорамина при гепатите
В (час):
а) 24
б) 4
в) 2
г) 1
18. Дезинфекция ванны после пациента:
а) протереть 33% раствором перекиси водорода
б) обработать 3% раствором хлорамина
в) вымыть горячей водой с моющим порошком
г) все вышеперечисленное
19. Раствор хлорамина при дезинфекции клизменных наконечников (%):
а) 6
б) 4
в) 3
11
г) 1
20. Текущая уборка терапевтического отделения проводится (раз.):
а) 1
б) 2
в) 3
г) 2 раза, и по мере загрязнения
21. Отработанный материал, заражённый ВИЧ-инфекцией, подлежит
дезинфекции в растворе:
а) 10% хлорамина 80 мин
б) 10% хлорамина 2 часа
в) 3% хлорамина 60 мин
г) 3% перекиси водорода 90 мин
22. Подкладное судно замачивается в дезинфицирующем растворе на:
а) 1 час
б) 5 часов
в) 30 мин
г) 15 мин
23. Для одноразового инструментария достаточно применить вид
обработки:
а) предстерилизационная очистка
б) стерилизация
в) дезинфекция
г) все вышеперечисленное
24. Для многоразового инструментария применяется обработка:
а) предстерилизационная очистка
б) стерилизация
в) дезинфекция
27

г) все вышеперечисленное
25. Одноразовую систему после инфузионной терапии необходимо:
а) выбросить сразу
б) погрузить в дезраствор, разрезать
в) сдать старшей медсестре
г) промыть проточной водой
26. Дезинфекция постельных принадлежностей все, кроме:
а) погружение в 3% р-р хлорамина на 60 мин;
б) кипячение в 2% р-ре пищевой соды 60 мин;
в) обеззараживание в дезкамере;
г) проветривание;
27. Продолжительность дезинфекции медицинских термометров
в 0,5% растворе хлорамина:
а) 45 мин.
б) 30 мин.
в) 20 мин.
г) 10 мин.
28. Режим дезинфекции предметов ухода из резины (грелки, пузыри для
льда):
а) 2-х кратное протирание 1% раствором хлорамина;
б) 2-х кратное протирание 1% раствором хлорамина с интервалом в 15
мин;
в) кипячение;
г) погружение в 3% раствор хлорамина на 60 мин;
29. Процедурный кабинет необходимо кварцевать (час):
а) 1
б) 3
в) 30 мин.
Г) 2
30.. Для приготовления 1л 3% раствора хлорамина необходимо сухого
порошка (гр.):
а) 300
б) 100
в) 30
г) 10
31. Для приготовления 5л 5% раствора аламинола необходимо
концентрата (мл.):
12
а) 25
б) 50
в) 250
г) 500
32. Для приготовления 4л 2% раствора пищевой соды необходимо сухого
порошка (гр.):
а) 20
б) 80
28

в) 200
г) 400
33. Полное уничтожение микроорганизмов, спор и вирусов называется:
а) дезинфекция
б) стерилизация
в) дезинсекция
г) дератизация
34. При работе с раневой поверхностью применяются перчатки:
а) чистые сухие
б) стерильные
в) подвергнутые дезинфекции
г) обработанные в моющем средстве
35. Генеральная уборка процедурного кабинета проводится:
а) 2 раза в неделю
б) 1 раз в месяц
в) 2 раза в день
г) 1 раз в неделю
36. Раствор хлорамина, применяемый для дезинфекции мединструментов
у больных с вирусным гепатитом:
а) 10%
б) 6%
в) 5%
г) 3%
37. Клизменные наконечники сразу же после использования подлежат:
а) протиранию салфеткой
б) стерилизации
в) дезинфекции
г) ополаскиванию под проточной водой
38. Дезинфекция инструментария при туберкулезе в растворе
хлорамина(%):
а) 5
б) 3
в) 1
г) 0,5
39. Вид уборки процедурного кабинета, которая проводится в конце
рабочего дня:
а) заключительная
б) текущая
в) генеральная
г) предварительная
40. Время дезинфекции шприцев и игл одноразового использования при
туберкулезе в 5% растворе хлорамина (мин.):
а) 120
б) 60
в) 45
г) 240
29

41. Дезинфекция столовой посуды при гепатите А:
а) 45 мин от начала нагревания 2% раствора соды
б) 30 мин. от начала нагревания воды
в) 15-30 мин. от момента закипания в 2% растворе соды
г) 15 мин. от начала нагревания воды
42. Использованный уборочный инвентарь подлежит:
13
а) уничтожению
б) высушиванию
в) промыванию
г) дезинфекции
43. Режим дезинфекции термометров в 1% раствором хлорамина (мин.):
а) 60
б) 45
в) 15
г) 5
44. После контакта с инфекционным пациентом медсестра обрабатывает
руки раствором:
а) 70% спирта
б) 5% йода
в) 1 % хлорамина
г) 0,02% фурацилина

30

Эталоны ответов.
МДК « Безопасная больничная среда».
1. В
2. В
3. В
4. А
5. Г
6. Б
7. А
8. В
9. Б
10. Г
11. Г
12. В
13. А
14. Г
15. В
16. В
17. Г
18. Б
19. В
20. Б
21. В
22. А
23. В
24. Г
25. Б
26. Г
27. Б
28. Б
29. А
30. В
31. в
32. Б
33. Б
34. Б
35. Г
36. Г
37. В
38. А
39. А
40. Г
41. В
42. Г
43. В
31

МДК«Технология оказания медицинских услуг»
Тестовые задания
Вариант 1
1. Уничтожение в окружающей человека среде возбудителей
инфекционных
заболеваний называется:
а) дератизация
б) дезинсекция
в) дезинфекция
г) стерилизация
2. Частота дыхания в одну минуту у взрослого в норме:
а) 10-12
б) 16-20
в) 22-28
г) 30-36
3. Для стерилизации инструментария в сухожаровом шкафу используется
режим:
а) t = 60 мин. Т = 100 град.С
б) t = 60 мин. Т = 132 град.С
в) t = 60 мин. Т = 180 град.С
г) t = 45 мин. Т = 180 град.С
4. Для обработки волосистой части головы при обнаружении педикулеза
используется:
а) раствор фурацилина
б) раствор гидрокарбоната натрия
в) тройной раствор
г) лосьон "Ниттифор"
5. Вид санитарной обработки пациента определяет:
а) медицинская сестра приемного отделения
б) врач
в) старшая медицинская сестра приемного отделения
г) младшая медицинская сестра
6. К ингаляционному пути введения относится введение лекарственных
средств:
а) под язык
б) в дыхательные пути
в) в мышцу
г) подкожно
7. Областью подкожного введения лекарственных средств является:
а) внутренняя поверхность предплечья
б) наружная поверхность плеча
в) область локтевого сгиба
г) ягодичная мышца
8. Игла при внутримышечной инъекции вводится под углом:
а) 45
б) 5
32

в) 60
г) 90
9. Для внутрикожной инъекции используется игла:
а) длиной 15 мм, диаметром 0,4 мм
б) длиной 60 мм, диаметром 0,8 мм
в) длиной 40 мм, диаметром 0,8 мм
г) длиной 20 мм, диаметром 0,4 мм
10. Местом выполнения внутримышечных инъекций является:
а) подлопаточная область
б) верхненаружный квадрант ягодицы
в) внутренняя поверхность предплечья
г) передняя брюшная стенка
11. Нарушение правил асептики при внутримышечной инъекции
ведет к развитию:
а) тромбоэмболии
б) абсцесса
в) гематомы
г) некроза
12. Критерием правильности наложения жгута перед внутривенной
инъекцией является:
а) наполненность вен
б) отсутствие Ps на лучевой артерии
в) бледность кожных покровов конечности
г) появление отека конечности
13. Для постановки очистительной клизмы используется:
а) шприц Жане
б) грушевидный баллон и газоотводная трубка
в) кружка Эсмарха
г) одноразовая система для капельного внутривенного вливания
14. Для протирания слизистой ротовой полости можно использовать:
а) 3% раствор перекиси водорода
б) 2% раствор натрия гидрокарбоната
в) 5% раствор калия перманганата
г) 70 раствор этилового спирта
15. Протирание ресниц и век, если нет гнойных выделений проводится:
а) снизу вверх
б) от наружного угла глаза к внутреннему
в) круговыми движениями
г) от внутреннего угла глаза к наружному
16. Кожу тяжелобольного пациента для профилактики пролежней
необходимо ежедневно протирать:
а) вода с добавлением 6% уксуса
б) 10% раствором нашатырного спирта
в) 96 раствором этилового спирта
г) 10% раствором калия перманганата
33

17. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении на спине могут
образоваться в области:
а) шеи
б) бедер
в) подколенной ямки
г) крестца
18. Элемент ухода за пациентом в I периоде лихорадки:
а) применение пузыря со льдом
б) согревание пациента
в) влажное обертывание
г) смена белья
19. Для третьего слоя согревающего компресса следует взять:
а) бинт
б) марлевая салфетка в 8 слоев
в) компрессную бумагу
г) вату
20. Вещество, выделяемое медицинской пиявкой:
а) гепарин
б) гиалин
в) гирудин
г) гистамин
21. После сеанса гирудотерапии смену повязки для первого осмотра
следует осуществить:
а) через два часа
б) по мере пропитывания кровью
в) через 12 часов
г) через 24 часа
22. Температура воды, используемая для смачивания горчичников:
а) 36-37 град.
б) 20-30 град.
в) 60-70 град.
г) 40-45 град.
23. Побочные действия при оксигенотерапии:
а) кашель
б) сухость и жжение в носоглотке
в) повышение температуры тела
г) появление сыпи на коже
24. Количество жидкой пищи при кормлении через зонд:
а) 20-50 мл
б) 100-150 мл
в) 250-450 мл
г) 600-800 м
25. При сердечно - сосудистых заболеваниях в питании ограничивают :
а) углеводы
б) белки, жидкость
в) животные жиры, соль, продукты, богатые холестерином, углеводы
34

г) физиологически полноценная пища с удвоенным содержанием
витаминов
26. Для постановки гипертонической клизмы необходимо приготовить 50100 мл
а) 0,9% раствора натрия хлорида
б) 5% раствора сульфата магния
в) 10% раствора натрия хлорида
г) 1-2% раствора натрия гидрокарбоната
27. После масляной клизмы опорожнение кишечника наступает:
а) через 10-12 часов
б) через 1 час
в) через 10-15 минут
г) сразу же после окончания процедуры
28. При постановке сифонной клизмы глубина введения слепого конца
зонда в кишечник составляет:
а) 5-10 см
б) 10-15 см
в) 30-40 см
г) 50-60 см
29. При недержании мочи у женщин в ночные часы лучше использовать:
а) металлическое судно
б) стеклянный мочеприемник
в) съемный мочеприемник
г) памперс
30. Медицинская сестра при катетеризации мочевого пузыря у женщин
имеет
право использовать катетер:
а) мягкий
б) жесткий
в) полужесткий
г) любой
31. Раствор для подмывания пациента перед катетеризацией:
а) крепкий раствор марганцево-кислого калия
б) разведенный спирт
в) слабый раствор марганцево-кислого калия
г) камфорный спирт
32. Искусственный вывод поперечного участка толстой кишки на
поверхность кожи живота носит название:
а) гастростома
б) илеостома
в) колостома
г) эпицистостома
33. Лаборатория, осуществляющая исследование крови на содержание
антител к ВИЧ:
а) клиническая
б) биохимическая
35

в) иммунологическая
г) бактериологическая
34. Лабораторная посуда для сбора мокроты на бактериологический
анализ:
а) стерильная чашка Петри
б) карманная плевательница из темного стекла
в) чистый широкогорлый флакон емкостью 100-150 мл
г) лоток
г) гречневую кашу, помидоры, гранаты
35. Эндоскопическое исследование, требующее обязательного применения
очистительной клизмы:
а) ирригоскопия
б) цистоскопия
в) ректороманоскопия
г) фиброгастродуоденоскопия
36. Расстояние, на которое необходимо ввести зонд пациенту для
промывания желудка, определяется по формуле:
а) 1/2 роста
б) рост -100 см
в) рост - 50 см
г) рост - 80 см
37. К рентгенологическому исследованию относится:
а) гастродуоденоскопия
б) ректороманоскопия
в) холеграфия
г) колоноскопия
38. Элемент сестринского ухода при рвоте:
а) обильное щелочное питье
б) гигиена полости рта
в) промывание желудком
г) применение пузыря со льдом на эпигастральную область
39. При проведении сердечно-легочной реанимации одним спасателем
соотношение вдуваний в дыхательные пути пациента и компрессий на
грудину должно равняться:
а) 2:5 '
б) 1:5
в) 1:2
г) 2:30
40. Тело умершего переводят в патологоанатомическое отделение после
констатации биологической смерти через.
а) 1 час
б) 2 часа
в) 6 часов
г) сразу после смерти

36

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.
Вариант 1 Вариант 2
1. в 26. в
2. б 27. а
3. в 28. в
4. г 29. г
5. б 30. а
6. б 31. в
7. б 32. в
8. г 33. в
9. а 34. а
10. 6 35. а
11.6 36.6
13. в 38. б
14. 6 39. г
15. 6 40. 6
17. г
18. 6
19. г
20. в
21. г
22. г
23. 6
24. г
25. в

37



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.