Рабочая программа воспитания 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан «Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Республики Дагестан «Индустриально-промышленный колледж»

Избербаш, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ.................................................................................................................3
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся........................................................................... 3
1.2. Направления воспитания..................................................................................................... 3
1.3. Целевые ориентиры воспитания..........................................................................................4
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ........................................................................................... 10
2.1. Уклад Колледжа.................................................................................................................. 10
2.2. Воспитательные модули: виды, формы, содержание воспитательной деятельности... 14
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ........................................................................................22
3.1. Кадровое обеспечение........................................................................................................ 22
3.2. Нормативно-методическое обеспечение.......................................................................... 24
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями............................................................................................................................26
3.4. Система поощрения профессиональной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся...........................................................................................26
3.5. Анализ воспитательного процесса.................................................................................... 26
Приложение 1. Календарный план воспитательной работы................................................. 28
Приложение 2. Рабочая программа воспитания........................................................................

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Воспитательная деятельность в ГБПОУ РД ГБПОУ РД «Индустриально­
промышленный колледж» (далее - Колледж), является неотъемлемой частью
образовательного процесса, планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания.
Участниками образовательных отношений в части воспитании являются
педагогические работники Колледжа, обучающиеся, родители (законные представители)
несовершеннолетних
обучающихся.
Родители
(законные
представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих
детей.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере
образования цель воспитания обучающихся — развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
— усвоение обучающимися знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
— формирование и развитие осознанного позитивного отношения к ценностям,
нормам и правилам поведения, принятым в российском обществе (их освоение, принятие),
современного научного мировоззрения, мотивации к труду, непрерывному личностному и
профессиональному росту;
— приобретение социокультурного опыта поведения, общения, межличностных
и социальных отношений, в том числе в профессионально ориентированной деятельности;
— подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности с учетом
получаемой квалификации (социально-значимый опыт) во благо своей семьи, народа,
Родины и государства;
— подготовка к созданию семьи и рождению детей.
1.2. Направления воспитания
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности с учётом направлений воспитания:
— гражданское воспитание — формирование российской идентичности,
чувства принадлежности к своей Родине, ее историческому и культурному наследию,
многонациональному народу России, уважения к правам и свободам гражданина России;
формирование активной гражданской позиции, правовых знаний и правовой культуры;
—
патриотическое воспитание — формирование чувства глубокой
привязанности к своей малой родине, родному краю, России, своему народу и
многонациональному народу России, его традициям; чувства гордости за достижения
России и ее культуру, желания защищать интересы своей Родины и своего народа;
—
духовно-нравственное воспитание — формирование устойчивых
ценностно-смысловых установок обучающихся по отношению к духовно-нравственным
ценностям российского общества, к культуре народов России, готовности к сохранению,
преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального
российского государства;

— эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры,
эстетического отношения к миру, приобщение к лучшим образцам отечественного и
мирового искусства;
— физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — формирование осознанного отношения к
здоровому
и
безопасному
образу
жизни,
потребности
физического
самосовершенствования, неприятия вредных привычек;
— профессионально-трудовое воспитание — формирование позитивного и
добросовестного отношения к труду, культуры труда и трудовых отношений, трудолюбия,
профессионально значимых качеств личности, умений и навыков; мотивации к творчеству
и инновационной деятельности; осознанного отношения к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной деятельности, к профессиональной деятельности
как средству реализации собственных жизненных планов;
— экологическое воспитание — формирование потребности экологически
целесообразного поведения в природе, понимания влияния социально-экономических
процессов
на
состояние
окружающей
среды,
важности
рационального
природопользования; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
— ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры воспитания
1.3.1. Инвариантные целевые ориентиры
Согласно «Основам государственной политики по сохранению и укреплению
духовно-нравственных ценностей» (утв. Указом Президента Российской Федерации от
09.11.2022 г. № 809) ключевым инструментом государственной политики в области
образования, необходимым для формирования гармонично развитой личности, является
воспитание в духе уважения к традиционным ценностям, таким как патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. № ЗО4-ФЗ)
воспитательная деятельность должна быть направлена на «.. . формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию
и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде».
Эти законодательно закрепленные требования в части формирования у
обучающихся системы нравственных ценностей отражены в инвариантных планируемых
результатах воспитательной деятельности (инвариантные целевые ориентиры воспитания).
Инвариантные целевые ориентиры воспитания соотносятся с общими
компетенциями (далее — ОК), формирование которых является результатом освоения
программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС
СПО):
— выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам (ОК 01);

— использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности (ОК 02);
— планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях (ОК 03);
— эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК 04);
— осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
(ОК 05);
—
проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения (ОК 06);
— содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (ОК 07);
— использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности (ОК 08);
— пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке (ОК 09).
Инвариантные целевые ориентиры воспитания обучающихся ГБПОУ РД
«Индустриально-промышленный колледж»
Целевые ориентиры________________ _________ _________________________________
Гражданское воспитание
________________________
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность
за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, российского
национального исторического сознания.
Проявляющий гражданско-патриотическую позицию, готовность к защите Родины,
способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и
Российского государства, сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие в социально-политических
процессах на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
студенческом самоуправлении, добровольческом движении, предпринимательской
деятельности, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях,
программах
______ Патриотическое воспитание_______________________________________________
Осознающий свою национальную, этническую принадлежность, демонстрирующий
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.

Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Отечеству, общероссийскую идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, их традициям, праздникам.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской
идентичности.__________________________________________________________________
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, традиционных религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий понимание ценности межнационального,
межрелигиозного согласия, способный вести диалог с людьми разных национальностей и
вероисповеданий, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, рождение и воспитание детей и принятие родительской
ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России.________________
______ Эстетическое воспитание_________________________________________________
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение
людей, умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей, на эстетическое обустройство собственного быта,
профессиональной среды._______________________________________________________ _
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия__________________________________________________________________
Понимающий и выражающий в практической деятельности понимание ценности
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения
в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического
здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), понимания состояния других людей.

Демонстрирующий и развивающий свою физическую подготовку, необходимую для
избранной профессиональной деятельности, способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в изменяющихся условиях (профессиональных, социальных,
информационных, природных), эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности.____________________________________________________
______ Профессионально-трудовое воспитание_____________________________________
Понимающий профессиональные идеалы и ценности, уважающий труд, результаты
труда, трудовые достижения российского народа, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны.
Участвующий в социально значимой трудовой и профессиональной деятельности
разного вида в семье, образовательной организации, на базах производственной практики, в
своей местности.
Выражающий осознанную готовность к непрерывному образованию и
самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Понимающий специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования
трудовых отношений, готовый учиться и трудиться в современном высокотехнологичном
мире на благо государства и общества.
Ориентированный на осознанное освоение выбранной сферы профессиональной
деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, государства
и общества.
Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной
профессии, проявляющий уважение к своей профессии и своему профессиональному
сообществу, поддерживающий позитивный образ и престиж своей профессии в обществе.
______ Экологическое воспитание_____________ _______________________ __________
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе,
содействующий сохранению и защите окружающей среды.
Применяющий знания из общеобразовательных и профессиональных дисциплин для
разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в
профессиональной среде, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, в том числе в рамках выбранной специальности,
способствующий его приобретению д людьми._____________________________
______ Ценности научного познания___________________ _ _________________________
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления
профессионального образования и подготовки.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки и технологий
для развития российского общества и обеспечения его безопасности.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверности
научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности.
Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности.

Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской и профессиональной деятельности
1.3.2. Вариативные целевые ориентиры обучающихся ГБПОУ РД «Индустриально­
промышленный колледж»
Вариативные целевые ориентиры воспитания обучающихся, отражающие специфику
образовательной организации, реализующей программы СПО
Гражданское воспитание
Проявляющий эмпатию, выражающий активную гражданскую позицию, участвующий в
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций, а также
некоммерческих организаций, заинтересованных в развитии гражданского общества и
оказывающих поддержку нуждающимся.
Принимающий роль избирателя и участника общественных отношений, связанных с
взаимодействием с народными избранниками
Патриотическое воспитание
Демонстрирующий ценностное отношение к государственным символам, природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде. Проявляющий идейную убежденность, готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание
Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных
народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально
опасного поведения окружающих и предупреждающий его.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной
поддержке нуждающихся в ней.
Эстетическое воспитание
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической
культуры.
Способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Развитие навыков саморегуляции, умение выражать и понимать эмоции, развитие
социальной компетентности и умение строить здоровые отношения с окружающими.
Профессионально-трудовое воспитание
Через наставничество, а также стажировки, использование дистанционных образовательных
технологий (образовательный портал и вебинары), тренинги в симуляционных центрах,
участие в конгрессных мероприятиях.
Экологическое воспитание

Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий
опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан,
популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории,
поселения, включенный в общественные инициативы, направленные на заботу о них.
Ценности научного познания_____________________________________________________
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире.
Социально-психологическая поддержка обучающихся
Умеющий выходить из кризисных ситуаций, депрессивного состояния, тревоги;
- повышение психологической культуры субъектов образовательного процесса;
- умеющий пользоваться психологической помощью и поддержкой субъектов
образовательного процесса и решать проблемы личностного развития;
- умеющий развить способности к саморазвитию и самоопределению.
Наставничество и поддержка
Понимающий и принимающий идеалы и ценности взаимодействия с наставником из среды
педагогов, студентов, работодателей; уважающий труд педагогов-наставников.
Демонстрирующий умения, через взаимодействие с наставником, решать конкретные
жизненные, профессиональные и личностные задачи.
Демонстрирующий мотивацию к профессиональной, трудовой, внеурочной, волонтерской,
спортивной, творческой, проектной и иной деятельности.
Преодолевающий подростковый кризис, формирующий собственные жизненные ориентиры
благодаря взаимодействию с наставником.
Демонстрирующий осознанный профессиональный выбор, способность к саморазвитию и
ответственной деятельности на рынке труда и в современном мире.
Студенческое самоуправление
Способный к организации студенческой общественной жизни обучающихся в соответствии
с Уставом колледжа, Кодексом этики и чести студента.
Проявляющий социальную ответственность, участвующий в организации и проведении
мероприятий в рамках направлений деятельности молодежных общественных объединений,
внеаудиторных и спортивных мероприятиях.
Проявляющий лидерские качества личности, способности к самоорганизованности и
дисциплине.
Представляющий интересы студенчества в различных структурах управления колледжем.
Защищающий права обучающихся, участвующий в комиссиях по конфликтам и спорам,
связанных с обучающимися.
Демонстрирующий демократическую культуру, социальную ответственность и
гражданскую активность.

Развитие медийного пространства
Демонстрирующий включенность в медиапространство колледжа, заинтересованный в
формировании положительного имиджа образовательной организации для широкой
общественности.
Поддерживающий цели и задачи, а также способствующий развитию студенческого
Медиацентра колледжа.
Показывающий готовность к изучению медиа компетенций, самореализации в сфере Медиа.
Участвующий в создании положительного контента об итогах мероприятий колледжа в
информационной среде через группы ВКонтакте, Телеграмканал, официальный сайт
колледжа. Оказывающий информационную поддержку студенческим инициативам в сфере
Медиа.
Добровольческая деятельность
Демонстрирующий активный потенциал в различных видах социально-значимой
деятельности.
Способный к добровольческому труду на благо людей и общества.
Поддерживающий цели и задачи, а также способствующий развитию студенческих
волонтерских направлений в колледже: волонтерский отряд, волонтеры социальной
инклюзии, волонтеры Победы, экологический волонтерский отряд, волонтеры объединения
«Движение первых».
Показывающий неравнодушие к решению социально значимых проблем в социальных,
экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др.
проектах и программах.
Активно участвующий в работе добровольческих объединений колледжа
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2Л Уклад образовательной организации ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный
колледж»
Избербашское ПУ на рубеже 80 летнего существования подготовило свыше 20 тыс.
квалифицированных рабочих. Сначала в нем, как ремесленном училище № 2,
выпускались рабочие для нефтепромыслов и предприятий города, так как Избербаш был
городом нефтяников. В 1941- 45гг. ВОВ в здании учебного корпуса располагался
военный госпиталь, раненных привозили на грузовиках со станции «Изберг». С 1958 РУ
№2 было преобразовано в ТУ №3, в 70-80-е годы ГИТУ №5, в 90-м году СИТУ №22, в
1992 году СИТУ №22 преобразовано в комплекс «Школа-ПУ №22», следом в 2004г в ПУ
№ 22. С марта 2014 года профессиональное училище реорганизовано в ГБПОУ РД
«РИПК», к которому присоединили ПУ №27 с. Сергокала и ПУ № 25 село Цудахар.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 августа 2016 года № 250
произошло переименование на ГБПОУ РД «ИПК».
В годы своего существования училище имело разные направления и профили
обучения: сельскохозяйственный, промышленный, сфера услуг, социально-экономический,
технологический, естественно-научный. На базе училища готовились кадры для нефтяной
промышленности Дагнефть, для заводов «ДагЗЭТО» и «Полет», для малых предприятий и
учреждений.
Среди наших выпускников имеются государственные работники, руководители,
преподаватели, успешные предприниматели. С особой гордостью мы вспоминаем о Муху
Гимбатовиче Алиеве - Президент РД, Герое социалистического труда Азизове Гусейне
Азизовиче (выпуск 1948 года - бурильщик), Громак Л.Е. (выпуск 1966 года нормировщик), Казиев Ислам К. - участник Афганских событий, награжденный орденом
Красного Знамени посмертно (выпуск - 1979г.) и многие другие.

Особые успехи в развитии колледжа отмечаются с февраля 2020 года, когда
руководителем стала Гаджиалиева Раисат Хабибуллаевна. За небольшой
период работы сделано немало: обновляется материально-техническая база колледжа, в
учебные кабинеты и компьютерные классы приобретены проекторы и компьютеры, в
мастерские для портных приобрели швейное оборудование, для проведения
демонстрационного экзамена по ФГОС обновилась учебно-производственная база для
подготовки поваров, построена демоплощадка для промежуточной аттестации и
выпускного экзамена обучающихся специальности «Строительство и эксплуатация зданий
и сооружений», открыт сертифицированный кабинет для подготовки медицинских сестер.
Все учебные кабинеты отремонтированы и оснащены необходимой мебелью,
видеокамерами. Функционирует автошкола как структурное подразделение колледжа. На
сегодня 35 учебных кабинета: 4 компьютерных класса, мастерская поваров, сестринского
дела, 1 спортивные площадка, 1 футбольное поле, имеется общежитие на 90 мест,
автономная котельная.
Студенты колледжа ежегодно принимают участие в олимпиадах профессионального
мастерства, чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) РД, Абилимпикс2023.
Трудовой коллектив колледжа насчитывает 90 педагогических работников, из них 2
чел. заслуженных работника образования РД, 9 чел. - Почетных работника образования
РФ, Почетных работника образования Республики Дагестан - 3 чел. Отличников
образования РД - 5 чел. кандидатов наук - 2 чел. Среди ветеранов педагогического труда,
проработавших в колледже более 30 лет, Насуева Г.А., Костина Л.Н., Магомедов К.И.,
Исамагомедова А.Д. Педагог Бахмудова Амина Магомедовна - призер конкурса «Мастер
года-2023».
ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж» представляет большой выбор
возможностей получения среднего профессионального образования по востребованным
экономикой профессиям и специальностям для предприятий промышленности,
общественного питания и других отраслей. Ведется подготовка кадров по
образовательным программам 14 профессий и специальностей, в том числе из перечня
ТОП-50:
43.02.15. Поварское и кондитерское дело;
20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях;
08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
21.02.02. Бурение нефтяных и газовых скважин;
09.02.07. Информационные системы и программирование;
43.01.09. Повар, кондитер;
29.01.07. Портной;
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
В вариативную часть программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов,
модулей всех специальностей включено изучение материала воспитательной
направленности. Формы освоения содержания способствуют достижению планируемых
результатов.
Миссия ГБПОУ
РД
«Индустриально­
промышленный
колледж»

Подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов
среднего звена, обладающих профессиональными компетенциями,
отвечающих современным требованиям работодателей; развитие
личности, способной к активной адаптации на рынке труда и
успешной социализации в обществе; воспитание патриота своей
Родины, принимающего социокультурные, духовно-нравственные
ценности российского общества

Цель Программы

Задачи
Программы

ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж» в целях
опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов и
рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и
передовыми технологиями для текущих и перспективных
потребностей экономики Республики Дагестан.
1. Развитие в Колледже современной инфраструктуры подготовки
высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в
соответствии с современными стандартами и передовыми
технологиями.
2. Формирование кадрового потенциала Колледжа для
проведения качественного обучения с использованием
современных образовательных и оценочных технологий, в том
числе по стандартам Ворлдскиллс.
3. Создание современных условий для реализации основных
профессиональных образовательных программ СПО, программ
профессиональной подготовки и дополнительных
профессиональных образовательных программ
4. Формирование условий для создания опережающей
адаптивной подготовки кадров на базе Колледжа,
минимизирующей кадровые дефициты в регионе в
соответствии с текущими и перспективными требованиями
рынка труда

Организация воспитательного процесса в колледже осуществляется в соответствии
с Уставом и локальными актами к Уставу образовательной организации, федеральными и
региональными документами о воспитании. Процесс воспитания основывается на
принципах
взаимодействия
педагогического
и
студенческого
коллективов,
неукоснительного соблюдения прав и свобод обучающегося и его семьи, приоритета
безопасности, с ориентиром на создание психологически комфортной среды, условий для
мотивации к профессиональному образованию, развитию и социализации, совместной
реализации воспитательных проектов и коллективных дел с ориентацией на
индивидуальные особенности, предпочтения и интересы студентов.
В колледже имеются свои традиции, логотип, а также Правила внутреннего
распорядка обучающихся, определяющие требования, предъявляемые к личности студента,
его облику и модели поведения.
На традиционном мероприятии «Посвящение в студенты», звучит клятва студента,
произнося которую каждый студент клянется: настойчиво и упорно овладевать новыми
знаниями, стать высококвалифицированным специалистом; глубоко уважать тех, кто от
всего сердца несет свои знания, отдает свои мысли, воспитывает любовь, уважение к труду
и учебе; заботиться о сохранении и приумножении достояния колледжа; быть верными
студенческому братству и всегда быть готовым прийти на помощь товарищу; использовать
полученные профессиональные навыки и опыт для укрепления могущества и процветания
России.
Охват обучающихся воспитательной деятельностью составляет более 1400
студентов, в состав которых входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, обучающиеся из категории лиц с инвалидностью и ОВЗ. В колледже ежегодно
в среднем около 180 многодетных семей, порядка 25 малообеспеченных семей, примерно
12 обучающихся составляют «группу риска».
Активно включаем в процесс социализации детей-сирот и детей с ограниченными
возможностями здоровья, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей
«группы риска» с комплексом мероприятий профилактической и правовой направленности,
оказанием материальной помощи и психолого-педагогической поддержки. Главными

структурами, решающими данные задачи являются Совет профилактики правонарушений,
службы психолого-социальная и Медиации.
В 2022 - 2023 учебном году созданы 2 новые структуры воспитания: молодежный
Медиацентр, который способствует развитию коммуникативной культуры, поддержке
творческой самореализации студентов, а также первичная ячейка «Движение первых»,
действующая как часть студенческого самоуправления и охватывающая несколько
направлений деятельности: волонтерское движение; творческое объединение;
экологический отряд; и др.
Традиционными мероприятиями колледжа являются:
-Торжественная линейка, посвященная Дню знаний (1 сентября), вручению дипломов;
- Концерты, посвященные Дню учителя, Дню Победы, Дню матери, Международному
женскому дню, Дню Защитника Отечества;
- Дни открытых дверей;
- Посвящение в студенты;
- Дни самоуправления;
- Экологические субботники;
- Спортивный праздник «День здоровья»;
- Последний звонок;
- Еженедельные линейки с поднятием флага РФ и РД с исполнением гимнов РФ, РД.
Открытость жизни колледжа обеспечивается освещением всех важнейших событий в
интернет-пространстве: на сайте колледжа и в сообществе образовательной организации в
социальной сети ВКонтакте и телеграмм-канала.
В колледже сформирован Студенческий совет. Раз в месяц проводятся заседания
Студенческого совета, направленные на обсуждение предстоящих мероприятий, выявление
возникших проблем у студентов, формирование сплоченности студенческого коллектива,
развития у них ответственности.
Образовательное учреждение активно сотрудничает с социальными партнерами и
работодателями:
ООО «Строй-сервис»; ООО «Чистый город»; ООО «Ойл-маркет»; МКУ «ИМЦ» УО
г.Избербаш; ГКУ РД «Центр ГО и ЧС»; кафе Фламинго; ресторан доставки Токио; кафе
Розмарин; ателье «Грация»; ателье «Реставрация и пошив»; Дагестанский
военизированный отряд; ООО «Швейная фабрика им. Имама Шамиля»; кондитерский дом
«Цветок невесты»; Мировой суд; ФССП; производственный центр обувных технологий
“Iridson”.
Профессиональная ориентация в колледже представляет собой комплекс
мероприятий, направленных на оказание помощи в выборе профессии школьникам,
профессиональному развитию студентов, трудоустройству выпускников: реализация
федеральных проектов: «Билет в будущее», Дни открытых дверей; мастер-классы по
профессиям; профориентационная работа в школах города и близлежащих районах;
экскурсии на профильные предприятия и др.
Режим деятельности образовательной организации определен главным образом
локальными актами к Уставу: «Правила внутреннего распорядка обучающихся ГБПОУ РД
«Индустриально-промышленный колледж», «Положение о стипендиальном обеспечении»,
«Положение о студенческом совете», «Положение об организации учебного процесса».
Данные документы регламентируют права и обязанности обучающихся, требования к
внешнему виду и культуре поведения, режим учебных занятий, режим питания,
стипендиальное обеспечение, выдача студенческого билета, поощрения за достижения в
учебной, внеклассной и научной деятельности.
Определены следующие виды одежды для обучающихся: парадная форма,
спортивная форма, спецодежда.
Академическую стипендию ежемесячно получают обучающиеся на «хорошо» и
«отлично», повышенную стипендию ежемесячно получают обучающиеся на «отлично» и

за особые достижения в учебном труде и внеурочной деятельности, призовые места в
региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.
В колледже действует система безопасности: охранный режим учебных зданий
колледжа; кнопка сигнального экстренного вызова; система пожаротушения; пропускной
режим в учебных зданиях; система видеонаблюдения; наличие схем экстренной эвакуации;
наличие запасных выходов и мест для эвакуации.
Структура управления воспитательным процессом в образовательной организации
осуществляется под руководством директора, заместителей директора, советником
директора по воспитанию, совместно со всеми участниками образовательного процесса,
родителями/законными представителями, обучающимися и социальными партнерами.
2.2.
Воспитательные модули: виды, формы, содержание воспитательной
деятельности.
Воспитательный модуль — это структурный элемент, включающий виды, формы и
содержание воспитательной работы в рамках заданных направлений воспитания.
Основными модулями являются:
- «Образовательная деятельность»,
- «Кураторство»,
- «Наставничество»,
- «Основные воспитательные мероприятия»,
- «Организация предметно-пространственной среды»,
- «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»,
- «Самоуправление»,
- «Профилактика и безопасность»,
- «Социальное партнёрство и участие работодателей»,
- «Профессиональное развитие, адаптация и трудоустройство».
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы колледжа. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
Основные модули.
Модуль «Образовательная деятельность»
Реализация
воспитательного
потенциала
образовательной
деятельности
предусматривает:
использование воспитательных возможностей содержания учебных дисциплин и
профессиональных модулей для формирования у обучающихся позитивного отношения к
российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, подбор
соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждений и т. п., отвечающих содержанию и задачам
воспитания;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на аудиторных занятиях объектов, явлений, событий и т. д.,
инициирование обсуждений, высказываний обучающимися своего мнения,
выработки личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям;
использование учебных материалов (образовательного
контента, художественных фильмов, литературных произведений и проч.),
способствующих повышению статуса и престижа рабочих профессий,
прославляющих трудовые достижения, повествующих о семейных трудовых
династиях;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу колледжа,

установление и поддержка на аудиторных занятиях доброжелательной
деловой атмосферы;
- создание условий взаимодействия мотивированных и эрудированных
обучающихся с неуспевающими, с обучающимися с особыми
образовательными потребностями, дающего социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности
при изучении учебных дисциплин и профессиональных модулей в форме
индивидуальных и групповых проектов, исследовательских работ
воспитательной направленности;
- реализация курсов, дополнительных факультативных занятий
исторического просвещения, патриотической, гражданской, экологической,
научно-познавательной, краеведческой, историко-культурной, туристскокраеведческой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической,
духовно-нравственной направленности, а также курсов, направленных на
формирование готовности обучающихся к вступлению в брак и осознанному
родительству;
- организация и проведение экскурсий (в музеи, картинные
галереи, технопарки, на предприятия и др.), экспедиций, походов.
Модуль «Кураторство»
Реализация воспитательного потенциала кураторства как особого вида
педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает (выбираются и
конкретизируются позиции, имеющиеся или запланированные):
- организацию социально-значимых совместных проектов,
отвечающих потребностям обучающихся, дающих возможности для их
самореализации, установления и укрепления доверительных отношений
внутри учебной группы и между группой и куратором;
- сплочение коллектива группы через игры и тренинги на
командообразование, походы, экскурсии, празднования дней рождения,
тематические вечера и т. п.;
- организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об академических успехах и проблемах
обучающихся, их положении в студенческой группе, о жизни группы в
целом, помощь родителям и иным членам семьи во взаимодействии с
педагогическим коллективом и администрацией;
- работа со студентами, вступившими в ранние семейные
отношения, проведение консультаций по вопросам этики и психологии
семейной жизни, семейного права;
планирование, подготовку и проведение праздников,
фестивалей, конкурсов, соревнований и т. д. с обучающимися;
планирование и проведение групповых собраний обучающихся, находящихся в
ведении куратора, целевой воспитательной тематической направленности по планам
работы кураторов и по необходимости;
инициирование и поддержка кураторами участия обучающихся в общих
мероприятиях колледжа, оказание необходимой помощи обучающимися в их подготовке и
проведении;
организация социально-значимых совместных проектов для личностного
развития обучающихся, отвечающих их потребностям, дающих возможности для
самореализации, установления и укрепления доверительных отношений внутри учебной
группы и между группой и куратором;

ведение дневника куратора и составление психологических портретов своих
подопечных, осведомлённость об их интересах и проблемах;
доверительное общение и поддержка обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с однокурсниками или педагогами, успеваемость и т. д.),
совместный поиск решений проблем, коррекция поведения через беседы индивидуально
и(или) вместе с их родителями, с другими обучающимися группы;
регулярные консультации с преподавателями, направленные на формирование
единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и воспитания,
предупреждение и разрешение конфликтов между преподавателями и обучающимися.
Модуль «Наставничество»
Реализация воспитательного потенциала наставничества как универсальной
технологии передачи опыта и знаний предусматривает (выбираются и конкретизируются
позиции, имеющиеся или запланированные):
- разработку программы наставничества;
- содействие осознанному выбору оптимальной образовательной
траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (детей
с ОВЗ, одаренных, обучающихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации);
- оказание психологической и профессиональной поддержки
наставляемому в реализации им индивидуального маршрута и в жизненном
самоопределении;
определение
инструментов
оценки
эффективности
мероприятий по адаптации и стажировке наставляемого;
- привлечение к наставнической деятельности признанных
авторитетных специалистов, имеющих большой профессиональный и
жизненный опыт (сотрудников предприятий и организаций-партнеров).
- определение в колледже следующих форм Наставничества: «студент-студент»,
«студент- ученик», «педагог-студент», «педагог-педагог», «работодатель-студент»;
- осуществление деятельности наставника, который оказывает комплексную
поддержку на пути социализации обучающихся, взросления, поиска индивидуальных
жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей
саморазвития и профориентации студентов и школьников.
Модуль «Основные воспитательные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала основных воспитательных мероприятий
предусматривает (выбираются конкретные позиции, имеющиеся или запланированные):
- проведение общих для всей образовательной организации
праздников, ежегодных творческих (театрализованных, музыкальных,
литературных и т. п.) мероприятий, связанных с общероссийскими,
региональными, местными праздниками, памятными датами;
проведение торжественных мероприятий, связанных с
завершением образования, переходом на следующий курс, а также
совместных мероприятий с организациями партнерами, направленных на
знакомство и приобщение к корпоративной культуре предприятия,
организации;
разработку и реализацию обучающимися социальных,
социально-профессиональных проектов, в том числе с участием социальных
партнёров образовательной организации;
- организацию тематических мероприятий, нацеленных на
формирование уважительного отношения к противоположному полу,

понимания любви как основы таких отношений и готовности к вступлению
в брак (День матери, День семьи, любви и верности и т. д.
- церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни колледжа, достижения в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т. п., своей местности, города,
региона;
- социальные, социально-профессиональные проекты, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием
социальных партнёров колледжа, комплексы дел благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой профессиональной и др. направленности;
проводимые для жителей своего города, организуемые совместно с родителями
обучающихся, социальными партнёрами праздники, фестивали, представления в связи с
памятными датами, значимыми событиями;
выездные программы, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической,
профессионально-трудовой, спортивнооздоровительной и др. направленности;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных воспитательных дел, их отношениями с другими обучающимися,
педагогами и другими взрослыми.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитании:
- организация в доступных для обучающихся и посетителей
местах музейно-выставочного пространства, содержащего экспозиции об
истории и развитии Колледжа с использованием исторических символов
государства, региона, местности в разные периоды, о значимых
исторических, культурных, природных, производственных объектах России,
региона, местности;
размещение карт России, регионов, муниципальных
образований (современных и исторических, точных и стилизованных,
географических,
природных,
культурологических,
художественно
оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися)
с изображениями значимых культурных объектов своей местности, региона,
России; портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей
культуры, науки, производства, искусства, военных деятелей, героев и
защитников Отечества;
размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных) объектов
природного и культурного наследия региона, местности, предметов
традиционной культуры и быта;
организацию и поддержание в Колледже звукового
пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации (в
начале учебной недели);
- размещение материалов, отражающих ценность труда как
важнейшей нравственной категории, представляющих трудовые достижения
в профессиональной области, прославляющих героев и ветеранов труда,
выдающихся деятелей производственной сферы, имеющей отношение к
Колледжу, предметов-символов профессиональной сферы;

- размещение информационных справочных материалов о
предприятиях профессиональной сферы, имеющих отношение к профилю
Колледжа;
- оборудование, оформление, поддержание и использование
спортивных и игровых пространств, площадок, зон активного и спокойного
отдыха;
совместная с обучающимися разработка, создание и
популяризация символики Колледжа (флаг, гимн, эмблема, логотип и т. п.),
используемой как повседневно, так и в торжественных ситуациях;
- разработка и обновление материалов (стендов, плакатов,
инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для
воспитания правилах, традициях, укладе Колледжа, актуальных вопросах
профилактики и безопасности;
- оформление внешнего вида зданий колледжа, фасада, холла при входе и др.
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования (флаг, герб);
организация и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
разработка, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок и т. п.;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях общего
пользования (холл первого этажа, рекреации и др.), содержащих в доступной,
привлекательной форме новостную информацию позитивного профессионального,
гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления
педагогов и обучающихся и т. п.;
подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся, имеющих профессиональную направленность, демонстрирующих их
профессиональные способности и достижения, знакомящих с работами друг друга,
фотоотчётов об интересных событиях в колледже;
- благоустройство и поддержание эстетического вида и всех помещений в колледже,
благоустройство и озеленение прилегающей территории;
- подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся, имеющих профессиональную направленность, демонстрирующих их
профессиональные способности и достижения, знакомящих с работами друг друга,
фотоотчётов об интересных событиях в колледже.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
- создание и деятельность в колледже представительных органов
родительского сообщества (в т. ч. социальных партнёров, родительского комитета,
академических групп и т. п.), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания
и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем
совете колледжа со ссылками на локальные нормативные акты;
- организация взаимодействия между родителями обучающихся
и преподавателями, администрацией в области воспитания и
профессиональной реализации студентов;
- проведение родительских собраний по вопросам воспитания,
взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и
воспитания;

привлечение родителей к подготовке и проведению
мероприятий воспитательной направленности.
- тематические родительские собрания в группах, общие собрания по вопросам
воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и
воспитания;
- проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов,
врачей, социальных работников, работников правоохранительных органов, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
- родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
аудиторные и иные занятия, индивидуально общаться с педагогами, администрацией;
- родительские форумы на интернет-сайте ПОО, интернет-сообщества, группы с участием
педагогов, в которых происходит информирование родителей, обсуждаются интересующие
их вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
колледже в соответствии с порядком привлечения родителей;
- привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий
воспитательной направленности;
- при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала самоуправления обучающихся в Колледже,
предусматривает:
организация и деятельность в Колледже органов самоуправления обучающихся
(совет обучающихся или др.);
представление органами самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления Колледжем, защита законных
интересов, прав обучающихся;
- участие представителей органов самоуправления обучающихся
в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, в
анализе воспитательной деятельности колледжа;
- привлечение к деятельности студенческого самоуправления
выпускников, работающих по профессии/специальности, добившихся
успехов в профессиональной деятельности и личной жизни.
Поддержка студенческого самоуправления в колледже помогает воспитывать в
обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а обучающимся - предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к построению карьеры.
Студенческое самоуправление в колледже осуществляется следующим образом:
- через деятельность выборного студенческого совета колледжа, создаваемого для учета
мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
через работу постоянно действующего студенческого актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
через деятельность творческих групп, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
В колледже действует Совет обучающихся, в который входят староста и заместитель от
каждой студенческой группы. Деятельность Совета обучающихся регламентирована

Положением. В рамках данного модуля осуществляется проведение Дней
самоуправления.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды предусматривает:
- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в ПОО
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности
- вовлечение обучающихся в проекты, программы профилактической
направленности, реализуемые в Колледжем и в социокультурном окружении
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные
детские и молодёжные объединения, субкультуры, группы в социальных сетях; по
безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного
движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской
безопасности, гражданской обороне и т. д.);
- сбор информации и регулярный мониторинг семей
обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации,
профилактическая работа с неблагополучными семьями;
организацию
психолого-педагогической
поддержки
обучающихся групп риска: проведение коррекционно-воспитательной
работы с обучающимися группы риска силами педагогического коллектива
с привлечением сторонних специалистов (психологов, коррекционных
педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов,
опеки и других субъектов профилактики);
- организацию работы по развитию у обучающихся навыков
саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию,
групповому давлению;
- поддержка инициатив обучающихся, педагогов в сфере
укрепления
безопасности
жизнедеятельности,
профилактики
правонарушений, девиаций.
Формы организации деятельности по профилактике: беседы, встречи, аудиообращения,
объектовые тренировки по эвакуации, инструктажи, тестирование, Всероссийские
открытые уроки безопасности, освещение памятных дат, событий, олимпиады, конкурсы,
акции, защита проектов, экскурсии, выставки, оформление стендов, размещение
информации на сайте колледжа и т.д.
По каждому направлению осуществляется взаимодействие с органами профилактики и
социальными партнерами.
Модуль «Социальное партнёрство и участие работодателей»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства Колледжем,
реализующей программы СПО, в том числе во взаимодействии с предприятиями рынка
труда, предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров, предприятий (организаций) и
работодателей, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении
отдельных производственных практик и мероприятий в рамках рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, ярмарки
вакансий, государственные, региональные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
- участие представителей организаций-партнёров в проведении
мастер-классов, аудиторных и внеаудиторных занятий, мероприятий
профессиональной направленности;

проведение на базе организаций-партнёров отдельных
аудиторных и внеаудиторных занятий, презентаций, лекций, акций
воспитательной направленности;
- проведение открытых дискуссионных площадок (студенческих,
педагогических, родительских, совместных), куда приглашаются
представители организаций-партнёров, на которых обсуждаются актуальные
проблемы, касающиеся профессиональной сферы и рынка труда, жизни
Колледжа, муниципального образования, региона, страны;
реализация социальных проектов, разрабатываемых и
реализуемых обучающимися и педагогами совместно с организациямипартнёрами
(профессионально-трудовой,
благотворительной,
экологической, патриотической, духовно-нравственной и т. д.
направленности), ориентированных на воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Модуль «Профессиональное развитие, адаптация и трудоустройство»
Реализация воспитательного потенциала работы по профессиональному развитию,
адаптации и трудоустройству в Колледже, предусматривает:
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
олимпиадах
профессионального мастерства (в т. ч. международных), работе над
профессиональными проектами различного уровня (регионального,
всероссийского, международного) и др.;
циклы мероприятий, направленных на подготовку
обучающихся
к
осознанному
планированию
своей
карьеры,
профессионального
будущего
(посещения
центра
содействия
профессиональному трудоустройству выпускников, профессиональных
выставок, ярмарок вакансий, дней открытых дверей на предприятиях, в
организациях высшего образования и др.);
экскурсии (на предприятия, в организации), дающие
углублённые представления о выбранной специальности и условиях работы;
организацию
мероприятий,
посвященных
истории
организаций/предприятий
партнёров;
встреч
с
представителями
коллективов, с сотрудниками-стажистами, представителями трудовых
династий, авторитетными специалистами, героями и ветеранами труда,
представителями профессиональных династий;
- использование обучающимися интернет-ресурсов,
способствующих более глубокому изучению отраслевых технологий,
способов и приёмов профессиональной деятельности, профессионального
инструментария, актуального состояния профессиональной области, онлайн
курсов по интересующим темам и направлениям профессионального
образования;
- консультирование обучающихся по вопросам построения ими
профессиональной карьеры и планов на будущую жизнь с учётом
индивидуальных особенностей, интересов, потребностей;
- проведение тренингов, нацеленных на формирование
рефлексивной культуры, совершенствование умений в области анализа и
оценки результатов деятельности.
Данный модуль ставит своей целью повышение конкурентоспособности
выпускников колледжа, построение его личной профессиональной траектории,
поддержание положительного имиджа колледжа, сокращение времени адаптации
выпускника при выходе на работу. Для этого создаются необходимые условия для

профессионального саморазвития и самореализации личности обучающегося через
вовлечение их в трудовую и проектную активность и эффективного функционирования
Центра содействия трудоустройству выпускников, участия обучающихся в чемпионатах
«Молодые профессионалы» и других конкурсах профессионального мастерства. Кроме
этого, в данном модуле предусматривается профессиональное просвещение школьников;
диагностика и консультирование по проблемам профориентации, организация
профессиональных проб школьников.
Дополнительные модули
Модуль «Внеаудиторная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности
осуществляется в рамках:
- занятий профессиональной направленности;
- дополнительных факультативных занятий исторического просвещения,
патриотической, гражданской, экологической, научно - познавательной, краеведческой,
историко-культурной, туристско-краеведческой, спортивно - оздоровительной,
художественно-эстетической направленности, духовно-нравственной направленности по
религиозным культурам народов России, духовно-историческому краеведению;
- участия обучающихся в научных и научно-исследовательских конференциях;
тематических мероприятий воспитательной направленности по изучаемым учебным и
профессиональным предметам, курсам, модулям, организуемые педагогами, в том числе
совместно с социальными партнёрами колледжа;
- экскурсии (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), экспедиции,
походы, организуемые кураторами, в том числе совместно с обучающимися, с
привлечением обучающихся к их планированию, организации, проведению, оценке;
- участие студентов и педагогов во всероссийских акциях, посвященных значимым
событиям в России, мире.
Модуль «Студенческий Медиацентр»
Реализация воспитательного потенциала работы в колледже по студенческому
Медиацентру предусматривает:
разработку локального акта к Уставу «Положение о студенческом Медиацентре»,
эмблемы и названия студенческого Медиацентра;
участвующий в создании положительного контента об итогах мероприятий
колледжа в информационной среде через группы ВКонтакте, Телеграмканал, официальный
сайт колледжа, оказывающий информационную поддержку студенческим инициативам в
сфере Медиа.;
формирование медиапространства колледжа через активное включение в работу
студентов, педагогов и руководства; формирование внешнего и внутреннего
положительного имиджа образовательной организации для широкой общественности;
- формирование и развитие студенческих и педагогических медиакомпетенций;
производство и продвижение в информационной среде контента, направленного
на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей,
формирование активной жизненной позиции и патриотического отношения к развитию
Российской Федерации и Республики Дагестан;
расширение возможностей для межведомственной коммуникации на основе
продуктивного, добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества.
Модуль «Молодежное общественное объединение»
Действующие на базе колледжа студенческие общественные объединения - это
добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по
инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов

для реализации общих целей, указанных в уставе общественных объединений. Правовой
основой их деятельности является ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об
общественных объединениях" (ст. 5), ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной
деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О
некоммерческих организациях», дающий обучающимся возможность получить социально
значимый опыт гражданского поведения.
Реализация модуля осуществляется через:
1. Деятельность студенческого волонтерского отряда «Лучики добра» - волонтерская
деятельность, направленная на оказание социально-педагогической поддержки
детей и подростков, профилактику социально опасных форм поведения,
организацию отдыха, досуга молодежи и вторичной занятости студентов;
2. Первичное отделение РДДМ «Движение первых».
3. Медиацентр «Pozitiv»
Их воспитательный потенциал в колледже предусматривает:
осуществление информационного обмена в интересах развития сотрудничества
молодёжных организаций, клубных формирований;
- привлечение внимания студентов к воспитанию культуры поведения, расширению
общекультурных знаний, формированию творческой личности, способной к яркому
самовыражению, пропаганде здорового образа жизни, нравственно - эстетическому
воспитанию, духовному воспитанию;
формирование лидерских качеств, организациях способностей обучающихся через
организацию молодежных объединений и клубов и проведение разноплановых
просветительских, спортивных, досуговых мероприятий;
- добровольческие инициативы по поддержке инвалидов и пожилых граждан.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Для реализации рабочей программы воспитания требуется следующее
укомплектование квалифицированными специалистами.
Директор Колледжа

Несёт ответственность за организацию воспитательной
работы в профессиональной образовательной
организации. Организует контроль за реализацией
программы воспитания

Заместитель директора по
учебно- воспитательной
работе

Координирует деятельность специалистов по реализации
Программы воспитания. Организует и контролирует
работу классных руководителей. Организует работу
Совета по профилактике.
Координация деятельности по реализации Программы
практической подготовки

Заместитель директора по
учебно-производственной
работе
Советник директора по
воспитанию и
взаимодействию с детскими
общественными
объединениями

Организует деятельность первичного отделения РДДМ;
организация взаимодействия участников образовательных
отношений для накопления социального опыта;
организация сотрудничества с общественно­
государственными детско - юношескими организациями,
общественными объединениями, социальными
партнерами

Заведующий отделением

Заведующий учебно­
методическим отделом

Кураторы

Преподаватели

Педагог-психолог
Социальный педагог

Педагог-организатор
Руководитель ОБЖ

Руководитель физического
воспитания

Тьютор

Воспитатели студенческого
общежития

Библиотекарь

Осуществляет мотивацию, организацию, контроль и
координацию воспитательной работой: участвует в работе
Совета по профилактике, контролирует успеваемость и
посещаемость обучающихся.
Обеспечение методического сопровождения учебновоспитательного процесса, повышения квалификации
педагогических работников, проведения аттестации
Осуществляют
воспитательную,
диагностическую,
адаптационно-социализирующую,
информационно­
мотивационную,
консультационную
функции
в
соответствии с Положением о кураторстве.
Реализуют воспитательную составляющую (дескрипторов)
на учебном занятии: участвуют в проведении Недель
специальности, Предметных недель.
Психолого-педагогическое
сопровождение
образовательного и воспитательного процесса.
Изучает психолого-педагогические особенности личности
и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и
потребности, трудности и проблемы, конфликтные
ситуации, отклонения в поведении и своевременно
оказывает
социальную
помощь
и
поддержку
обучающимся, выступает посредником между личностью
и учреждением, семьёй, средой, органами власти
Организует обучающихся во внеучебное время, организует
работу Совета обучающихся.
Организует мероприятия по профилактике ДТП, ГО и ЧС
при сотрудничестве с органами профилактики; организует
информирование обучающихся, преподавателей,
родителей, обучающихся по вопросам безопасного
поведения.
Организует спортивно-оздоровительные и
профилактические мероприятия, мотивирует
обучающихся и преподавателей к ЗОЖ, к занятию
спортом и профилактикой заболеваний.
Организация и осуществление тьюторского
сопровождения обучающихся (в том числе из категории
инвалидов, детей с ограниченными возможностями
здоровья)
Осуществляет воспитательную работу в студенческом
общежитии: контроль за соблюдением правил
внутреннего распорядка общежития, организация и
проведение профилактической работы.
Осуществляет просветительско-информационную
деятельность, мотивирует обучающихся и преподавателей
к развитию читательской компетенции, организует
выставки, открытые лекции, интерактивные занятия.

Медицинский работник

Социальный партнер

Осуществляет воспитательную, диагностическую,
адаптационно-социализирующую, информационно­
мотивационную, консультационную функции в учебное
время.
Совместное планирование и проведение мероприятий,
профессиональных конкурсов, Дней партнера, Дней
открытых дверей, производственной практики

Для реализации рабочей программы воспитания привлекаются как преподаватели
и сотрудники колледжа, так и иные лица, обеспечивающие прохождения производственных
практик, подготовку к чемпионатам профессионального мастерства, проведение
мероприятий на условиях договоров гражданско-правового характера, а также родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Нормативно-методическое обеспечение воспитательной деятельности осуществляется в
соответствии с нормативно-правовыми документами федеральных, региональных органов
исполнительной власти в сфере образования, требованиями ФГОС СПО, с учетом
сложившегося опыта воспитательной деятельности, имеющимися ресурсами в техникуме
и нормативно-правовыми актами:
Федеральные документы:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года»;
- Федеральный Закон от 31.07.2020 № ЗО4-ФЗ «О внесении 32
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся» (далее-Ф3304);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющий вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности
и добровольчестве (волонтерстве)»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об
утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на
период до 2025 года»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года;
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413";
- Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О
внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;

- Приказ Минпросвещения России от 01.09.2022 № 796 «О внесении изменений в
федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального
образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2023 № 53н «Об
утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»;
- Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы среднего профессионального образования
(ФГБНУ «Институт детства, семьи и воспитания Российской академии образования»,
2023);
- Примерные основные образовательные программы среднего профессионального
образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих/подготовки
специалистов среднего звена (ФГБУ ДПО «Институт развития профессионального
образования», 2018).
Методическое обеспечение:
- Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (письмо от 15 апреля
2022 г. № ск-295/06)
- Методические рекомендации для несовершеннолетних, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних, информационно-наглядные материалы, памятки для
обучающихся по предотвращению вовлечения в зависимое (аддитивное) поведение,
профилактике рискованного, деструктивного и аут деструктивного поведения
несовершеннолетних.
Локальные нормативные акты, обеспечивающие воспитательную деятельность
размещены на официальном сайте колледжа: https://ipk.dagestanschool.ru
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и
др.), одарённых, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности;
-обеспечение всеми доступными колледжу мерами социальной поддержки; -полноценное
включение обучающихся во внеурочную деятельность.
Педагог-психолог составляет индивидуальный план сопровождения процесса
адаптации обучающихся с ОВЗ, инвалидностью. По итогам адаптации проводится собрание
Совета профилактики.

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их
в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
соответствия артефактов и процедур награждения укладу образовательной
организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной
организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т.п.);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные
противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учётом наличия студенческого самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей; - дифференцированности
поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие
системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен):
повышенная академическая стипендия (назначается при сдаче зачетом и экзаменов
в период семестровой аттестации на «хорошо» и «отлично»;
- выдвижение на доску почета (по итогам учебного года, выбор кандидатов в трех
номинациях согласно Положению о доске почета);
- избрание членом Совета обучающихся (решением студенческой группы);
- объявление благодарности обучающимся и их родителям (законным
представителям);
- награждение грамотой;
- предоставление права поднять флаг РФ на торжественных мероприятиях;
- предоставление права представлять Колледж на конференциях, собраниях и иных
молодежных формах взаимодействия.
3.5. Анализ воспитательного процесса
1.
Анализ условий воспитательной деятельности проводится по следующим
позициям:
описание кадрового обеспечения воспитательной деятельности (наличие
специалистов, прохождение курсов повышения квалификации);
наличие студенческих объединений, кружков и секций, которые могут
посещать обучающиеся;
взаимодействие с социальными партнёрами по организации воспитательной
деятельности (базами практик, учреждениями культуры, образовательными

организациями и др.);
оформление предметно-пространственной среды Колледжа.
2.
Анализ состояния воспитательной деятельности проводится по следующим
позициям:
проводимые в Колледже мероприятия и реализованные проекты;
степень вовлечённости обучающихся в проекты и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
включённость обучающихся и преподавателей в деятельность различных
объединений;
участие обучающихся в конкурсах (в том числе в конкурсах
профессионального мастерства);
снижение негативных факторов в среде обучающихся (уменьшение числа
обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета/контроля,
снижение числа совершенных правонарушений; отсутствие суицидов среди
обучающихся).
Основными способами получения информации являются педагогическое
наблюдение, анкетирование и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся
по таким вопросам, как: какие проблемы, затруднения в профессиональном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год? какие проблемы, затруднения
решить не удалось и почему? какие новые проблемы, трудности появились? над чем
предстоит работать педагогическому коллективу? и пр..
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, советником
директора по воспитанию и другими специалистами в области воспитания.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу. В результате анализа
воспитательной деятельности в колледже за предыдущий учебный год выявлен ряд
проблем, над которыми необходимо работать.
В этой связи, в новом учебном году перед педагогическим коллективом стоят
следующие воспитательные задачи:
•
развитие новых форм воспитательной деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно ценностные социализирующие отношения, мотивирующих обучающихся к
личностному развитию;
•
усиление воспитательного воздействия благодаря единству процесса обучения и
воспитания через аудиторную и внеаудиторную деятельность;
•
непрерывное формирование мотивации обучающихся к получению
профессионального образования СПО, воспитание ответственности за качество обучения;
•
духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с
толерантным сознанием, экологическим мышлением, цифровой грамотностью, правовой
культурой, ориентированного на творческое развитие и позитивное отношение к здоровому
образу жизни;
•
правовое воспитание, развитие новых эффективных форм ведения работы по
профилактике асоциального поведения обучающихся;
•
формирование соответствия внешнего вида обучающихся требованиям Устава
образовательной организации;
•
развитие молодёжных организаций, клубных формирований;
•
развитие системы взаимодействия с семьей и законными представителями;
•
развитие молодежного предпринимательства, системы наставничества и
взаимодействия с работодателями.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.