ОУД.02 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.02Литература

Профиль получаемого профессионального образования:
технический.

Код и наименование профессии:

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Квалификация выпускника:
оператор ЭВМ и ВМ

Форма обучения: очная
Курс: 1,2.

Семестр: 1,2,3.

2022 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе

Протокол №от « / » & $ 20^ г.
Председатель П(Ц)К
Давлятбекова М. М.
'^'Подпись
ФИО

Подпись

ФИО

№20^ г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 02. ЛИТЕРАТУРА
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ об образовании в РФ.
— Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012г. N 413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 г. N 24480);
— Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 854 (ред. от 09.04.2015)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой
информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29569)с учетом:
профиля получаемого образования.
примерной программы.
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2022/2023 учебный год.

Разработчик: Крайнова Е. Т. , преподаватель русского языка и литературы, ИПК.
Рецензенты / эксперты:

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ...............................................................................

1.1. Область применения программы
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы (ППССЗ/ППКСЗ):
1.3. Цели и задачи дисциплины, результаты освоения дисциплины:
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...............................................
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Ошибка! Закладка не определена.

3.2 Информационное обеспечение обучения
4. КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИТЕРАТУРА.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 02. Литература
является частью программы подготовки специалистов среднего звена/программы
подготовки квалифицированных рабочих и служащих) по профессии 09.01.03 Мастер по
обработке цифровой информации
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 02. Литература может быть
использована в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программ
подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:

Учебная дисциплина ОУД.02 Литература изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.
Учебная дисциплинаОУД.02 Литература входит в состав обязательной предметной
области филология ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане место учебной дисциплины ОУД .02 Литература в составе общих
учебных дисциплин.
Дисциплина входит в состав базовыхдисциплин общеобразовательного цикла.
Содержание программы ОУД.02Литература направлено на достижение следующих целей:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм
русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки
иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.

В ходе изучения программы в соответствии с установленными требованиями
студенты должны обладать следующими компетенциями, включающими в себя
способности:
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом
норм русского литературного языка;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Данная рабочая программа способствует формированию общих
компетенций по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой
информации.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и
способов ее достижения, определенныхруководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося256 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов;
самостоятельной работы обучающегося 85часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.

Объемчасов
256
171

84
87
85

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД О2.Литература

Наименованиераздело
в и тем

1

Тема 1.Поведение.

Тема 2.1.
А.С. Пушкин.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальный проект

Раздел 1. Введение.
(Содержание учебного материала
1
Общая характеристика и своеобразие русской литературы.
2. Русская литература на рубеже 18-19в.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщения: «Жизнь и творчество одного из русских поэтов
(писателей)-романтиков», «Развитие жанра исторического романа в эпоху
романтизма», «Романтические повести в русской литературе», «Развитие
русской литературной критики».
Раздел 2. Русская литература первой половины 19 века
Содержание учебного материала
Практические занятия
1
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник».Анализ стихотворений A. (J.
Пушкина.
Самостоятельная работа обучающихся:
«Пушкин в воспоминаниях современников», «Царскосельский лицей и его
воспитанники», «Дуэль и смерть А. С. Пушкина».
Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев А. С. Пушкина
(повыбору студентов).

Объемчасов

“3“

У ровеньосвоени
я

1Г

“7“
—Г~

~Т~

18

■

2
6

2

-

Тема 2.2
М.Ю. Лермонтов.

'■ I >

Содержание учебного материала
Практические занятия
Поэма «Демон».
____ ___ ____
___ _
1
2. Этапы творчества. Мотивы лирики.Анализ стихотворений "Родина", "Дума"___

Самостоятельная работа
• Теория литературы: развитие понятия о романтизме;
• Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад»;
• М.Ю.Лермонтов -художник;
• Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова.

! ’

■

6

■

'

■

-

'

Тема 2.3.
Н.В. Гоголь.

Гема 3.1
Русская
литература
второй
половины XIX
века.
Тема 3.2
А.Н.
Островский.

Гема 3.3
И.А. Гончаров.

Содержание учебного материала
Практические занятия
1. Особенности сатиры Н.В.Гоголя.
2. " Маленький человек" в творчестве А.С.Пушкина и Н.В Гоголя.
Раздел З.Художественные открытия второй половины XIX в.
Содержание учебного материала
Т“ Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном
процессе.
2. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом
человеке»

Содержане учебного материала
1
А.Н. Островский. Пьеса «Гооза».
2. А.Н. Островский. Социально-культурная новизна драматургии.
Практические занятия
Чтение и обсуждение монолога Катерины
1
2. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».
3. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных
основ.
4. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений: «Экранизация произведений А. Н. Островского», «Крылатые
выражения в произведениях А. Н. Островского и их роль в раскрытии характеров
героев, идейного содержания».
Содержание учебного материала
Практические занятия
Теория литературы: социально-психологический роман.Роман «Обломов». 1ема, система
1
образов, проблематика.
___________________________
2. Спавнительная хапактепистика Обломова и Штолыта
3. _ Обломов как ппепставитель своего времени и вневременной образ._________________________
4. Т ипичностьобразаОбл омова
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение: «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия
Обломова?», «Что такое “обломовщина”?».

86

Т~

4

~Г~

2
~4~

4~

1

Тема 3.4.
И.С. Тургенев.
Роман«Отцы и
дети».

Тема 3.5.
Ф. И. Тютчев.
Тема 3.6.
А. А. Фет

Содержание учебного материала
1
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
2. Идейный спор отцов и детей. Глубокий смысл названия романа.
Практические занятия
1
Нигилизм Базарова и его трагическое одиночество .
2. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
3. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей».
4. Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания.
Авторская позиция в романе.

Гема 3.8.

2
2

~Г~

Содержание учебного материала
Содержание учебного материала
Практические занятия
1. А. А. Фет итеория «чистого искусства».Анализ стихотворений Ф. Тютчева и А.
ФетаОсобенности поэтического мастерства.
Самостоятельная работа.
Дружба двух поэтов: Ф. И. Тютчев и Г. Гейне.
А. А. Фет — переводчик,
Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А. А.Фета,
Жизнь стихотворений А. А.Фета в музыкальном искусстве;

Тема 3.7.
Н.А. Некрасов.

,_____

7^
—Г~

Содержание учебного материала
Практические занятия
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Образ 1 риши Добросклонова в поэме "Кому на Руси жить
1
хорошо"
ХарактеристикаМатрены'Гимофеевны.
2.
Гражданский пафос лирики. Народность лирики Н.А.Некрасова
3.
4.
Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А.Некрасова,
Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение: «Некрасовский “Современник”», «Н. А. Некрасов в воспоминаниях
современников», «Новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная
поэзия”)»
| Содержание учебного материала

~~2~

-; ■■ ■

г~
•

7

"2

Н.С. Лесков.

Тема 3.9.
М.Е.
СалтыковЩедрин.

Тема 3.10.
Ф.М.
Достоевский.

1’ема 3.11.
Л.Н. Толстой.

Творческий путь Н.С. Лескова
Особенности повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова.
Практические занятия
Тема трагической судьбы талантливого русского человека.
1/
Праведники И. С. Лескова.
2.
Содержание учебного материала
«История одного города» - сатирическое изобличение государственной системы в России.
1
Сказки.
2.
Художественные особенности сказок.
Практические занятия
1 ипербола и гротеск как способы изображения действительности.
Символика сказок "Медведь на воеводстве", "Коняга" М.Е.Салтыкова-Щедрина.
2.
Самостоятельная работа.
М.Е.Салтыков-Щедрин в редакциях журналов "Современник" и "Отечественные
записки";
Сказки и сказочная фантастика М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Содержание учебного материала
Ф. М. Достоевский. Обзор жизни и творчества.
Т
2.
Роман «Преступление и наказание». История создания, тема, идея. Петербург Достоевского.
Практические занятия
Гема бунта и смирения в романе «Преступление и наказание»
1
2.
Суть теории Раскольникова и её крушение.
3.
Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее
опровержение в романе.
4.
Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и
нравственных ценностей.
Самостоятельная работа.
• Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем
нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира;
• Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание».
• Роман«Униженные и оскорбленные» .Жанровое своеобразие романа.
• Роман «Идиот». Философская глубина, нравственная проблематика романа.
Содержание учебного материала
1
Л.Н. Толстой. Духовные искания писателя и его мировоззрение .

1
~~г

~г

~Т~
~т~
~~г~

~~г
1
; ■ 2 г:

—. 7----

~6~

~Т

Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Система
образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.
3.
“Мысль народная” и “мысль семейная” в романе.
4.
Бородинское сражение и партизанское движение на страницах романа.
Женские образы в романе.
5.
6.
Светское общество в романе.
Практические занятия
1
Путь исканий князя Андрея Болконского. Истинный и ложный патриотизм в изображении
Л.Н.Толстого.
2.
Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.
3.
Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир" Л.Н.Голстого
4.
Отечественная война 1812 г. - художественное открытие Л. Голстого.
Значение образа Платона Каратаева. Гуманизм писателя.
6.
Истинный и ложный патриотизм в изображении Л.Н. Голстого.
Самостоятельная работа.
• Изображение войны в «Севастопольских рассказах;
• Наташа Ростова — любимая героиня Толстого,
• Тема дома в романе "Война и мир ".

1

2.

2

6

Гм
-

Тема 4.1
Зарубежнаялитература

Гема 5Л
Литература на

4

1
~г
~2~

Раздел 4. Зарубежная литература второй половины XIX века.
Содержание учебного материала
Зарубежнаялитература (обзор)
1
2.
О. Бальзак «Гобсек».

Раздел 5.Литература XX века
Содержание учебного материала
1 | Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение

г.

Содержание учебного материала
1
А.П. Чехов. Раннее творчество Своеобразие тематики и стиля ранних рассказов.
2.
«Вишневый сад» - тема, идея, композиция пьесы.
Духовная деградация человека в рассказе "Ионыч" А.11.Чехова.
3.
Практические занятия
1
«Вся Россия - наш сад» - актуальность пьесы, ее проблемы в наше время.
Особенности изображения "маленького человека" в рассказе "Человек в
2.
футляре" А.П.Чехова.
Самостоятельная работа.
• Художественные особенности раннего творчества А. П.Чехова.
• Тема интеллигентного человека в творчестве А. П.Чехова.
• Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Гема 3.12
А.П. Чехов.

2

1
1
14
~2Г
1

рубеже веков.
Гема 5.2
И. А. Бунин.

Тема 5.3
А.И. Куприн

в литературе
2.
Содержание учебного материала
1 И. А. Бунин. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий
лиризм стихотворений
2. Рассказы И.Бунина. «Господин из Сан-Франциско» Осуждение бездуховности существования.
Практические занятия
1 «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
2.
Самостоятельная работа
• Тема дворянских гнезд в творчестве А. П. Чехова и И. А.Бунина.

Содержание учебного материала
1 А.И. Куприн. Тема любви в творчестве писателя.
2. Повести: «Олеся», «Гранатовый браслет».
Практические занятия
1 Система художественных образов повести «Гранатовый браслет».
Самостоятельная работа
• Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь».
• Обличительные мотивы в творчестве А. И. Куприна.Образ русского офицера в литературной
традиции («Поединок»)

Гема 6.2
В.Я.Брюсов.

Раздел 6. Поэзия и проза рубежа веков
Содержание учебного материала
1 Серебрянывек. Обзор.
Содержание учебного материала
1 В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество. Стихотворения.

Тема 6.3
К. Д Бальмонт.

Содержание учебного материала
1 К. Д Бальмонт. Жизнь и творчество. Стихотворения.

Тема 6.1Серебряныйвек.

Гема 6.4
Литературные течения:
символизм, акмеизм,
футуризм

Содержание учебного материала
1 Литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм

~~Т~

1

~т~

~1
2
~^Г~

• 2 ;

~т~

.... 1
~Т~
2

~2

Z

22
~7

~2

Т~

7

,

Гема 6.5
А.М. Горький

Гема 6.6
А. А. Блок.

Тема 7.1
Литература 20-х годов
Гема 7.2
В.В. Маяковский.

Гема 7.3
С.А. Есенин.

Самостоятельная работа
• Основные темы и мотивы поэзии В. Брюсова.
• Основные темы и мотивы поэзии К. Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество
образов.
• Интуитивное постижение действительности в лирике А.Белого. Тема родины, боль
и тревога за судьбы России.
• Героизация действительности в поэзии Н.Гумилева, романтическая традиция в его
лирике.
• Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии И.Северянина,
оригинальность его словотворчества
Содержание учебного материала
1 А.М. Горький . Жизнь. Творчество.
2. Проблема героя в прозе писателя. Гема поиска смысла жизни.
Ир•актические занятия
1 Данко и Парра в рассказе М. 1 орького «Старуха Изергиль» (Сопоставительный анализ)
2. “На дне” как социально-философская драма. Проблема гуманизма в пьесе «На дне».
Содержание учебного материала
1 А. А. Блок. Творческий путь поэта «Стихи о Прекрасной Даме».
2. Символика поэмы "Двенадцать"А.А.Блока.
Практические занятия
1. Лирика А. Блока. «Незнакомка».
Раздел 7. Особенности развития литературы 1920-х годов.
Содержание учебного материала
1 Литература 20-х годов (обзор).
Содержание учебного материала
1 В.В. Маяковский. Проблематика, художественное своеобразие творчества.
2. Новаторство Маяковского. Маяковский и футуризм.
Практические занятия
1. СатираМаяковского. Стихотворение «Прозаседавшиеся».
2. Дух бунтарства в ранней лирике. «А вы могли бы?», «Послушайте!»
Содержание учебного материала
1 С.А. Есенин. Идейно- художественное своеобразие поэзии Есенина. Философская лирика .
2. Художественные особенности поэмы «Анна Снегина» С.Есенина.
Практические занятия
1. Обоаз России в поэзии С.Есенина.
2. Новокрестьянский поэт С.А. Есенин.

А

7

2

Г
1
~Т~
14 п
~т~
т ~

т—7~
~Т~
~2
~т~

J
~~г
~т~

Самостоятельная работа
• Тема любви в творчестве С.А.Есенина;
• Тема Родины в творчестве С.
А. Есенина и А. А. Блока.
• Музыка революции в творчестве В. В.Маяковского;
• Сатира в произведениях В. В.Маяковского.

4

Раздел 8. Особенности развития литературы 1930- начала 1940-х годов
Содержание учебного материала
Гема 8.1
Литература 1930-х
1 Обзор литературы 30-х - начала 40-х годов
начала 1940-х годов

26

Тема 8.2
М.И. Цветаева.

Гема 8.3
О. Мандельштам.
Гема 8.4
А.П.Платонов

Тема 8.5
И.Э.Бабель

1ема 8.6.
М.А. Булгаков.

Гема 8.7

Содержание хчебного материала
1 М.И. Цветаева. Основные темы творчества. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.
2. Поэзия М.Цветаевой как напряженный монолог-исповедь.
Самостоятельная работа:
• Чтение стихотворений М.Цветаевой, выучить наизусть.
Сообщения:
• М.И. Цветаева в воспоминаниях современников.
Содержание учебного материала
1 Творческий путь О.Э.Манделыптама.
О. Мандельштама
2. Трагизм поэтического мышления
Со держание учебного материала
1 Особенности рассказа "В прекрасном и яростном мире" А.И.Платонова
2. Образы-символы в повести "Котлован"А.И.Платонова"
Практические занятия
1. Анализ эпизодов романа «Котлован»
Содержание учебного материала
1 1 [роблематика и особенности поэтики И.Э .Бабеля.
2. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах И.
Бабеля.
Содержание учебного материала
1 М.А. Булгаков. Любовь и судьба в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова.
2. Многоплановость романа "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова.
Практические занятия
1. Воланд и его окружение в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булакова.
Содержание учебного материала

1

1

2

1
т~

~7~
~Т~
~~7~

1
1
~~~Г
1

~Т~

1

1
1

]________

М.А. Шолохов.

1
7
2

1 М.А. Шолохов. Своеобразие жанра романа-эпопеи "Тихий Дон" М.А.Шолохова.
2. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества
Практические занятия
1 Женские судьбы на страницах романа М?А.Шолохова "Гихий Дон .
2. Столкновение старого и нового мира в романе М.А.Шолохова " Гихий Дон".
Самостоятельная пабота:

1

Ис.сттеттокяиие и пппготоккя ттгжттяпя «Кячячки песни r помяпе-шопее. “Тихий Пом” и ИХ

роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения».
Раздел 9. Литература русского зарубежья.
Содержание учебного материала
1 Русское литературное зарубежье 40-90-х годов (обзор).

Гема 9.1
Русское литературное
зарубежье 40-90-х годов
Раздел lOJhrгера тура периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Содержание учебного материала
Тема 10.1
Литература периода
1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества.Реалистическое и романтическое
Великом Отечественной
изображение воины в прозе.
войны и первых
2. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов.
послевоенных лет.
Самостоятельная работа
• Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л.
Соболева, В. Кожевникова.
• Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (, А. Сурков, М. Исаковский, Ю.
Друнина)
• Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига в
произведениях В. Некрасова.

Гема 10.2
А.А.Ахматова.

Гема 10.3
Б. Пастернак.

Содержание учебного материала
1 "Жизненный и творческий путь. Лирика А. А. Ахматовой.
2. Личная и общественная темы в произведениях А.Ахматовой. Поэма «Реквием».
Практические занятия
1 Анализ содержания поэмы «Реквием» по вопросам и заданиям.
2. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Гема любви к Родине и гражданского
мужества в лирике военных лет.
Самостоятельная работа
• Трагедия “ стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”.

Содержание учебного материала
1 ""Роман «Доктор Живаго» в контексте литературной традиции. (Обзор)

Т
~Т~

Т
20
—/

6

1
~г~

1
1
~2

7

2
1

11рактическиезанятия
1 Анализ стихотворений Б.Пастернака ( по выбору).
Содержание учебного материала
Тема 10.4
Практические занятия
А. Т. Твардовский
1. Поэма «Ио праву памяти» - искупление и предостережение, поэтическое и гражданское
осмысление тпягического ппотппого.
Раздел 11. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов
Темя 11.1
Содержание учебного материала
Творчество в 1950-1980-е 1 Новыетенденции в литературе.
годы
2. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.
Практические занятия
1. ЛирикаН .Рубцова.
2. Поэзия Б.Окуджавы. Своеобразие лирического героя.
3. ГематикастихотворенийА.Вознесенского.
4. Поэзия Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского.
5. Л'ворческаясудьбаВ.Высоцкого.
Самостоятельная работа
• Художественные особенности романа В.Дудинцева «Не хлебом единым».
• Проза Ю. Домбровского. «Факультет ненужных вещей».
• Зарубежная литература.Э.Хемингуэй. Старик и море».

Тема 11.2
В.Шаламов.
Тема 11.3
А. И. Солженицын.

2

2

2
46

~Т~
"
5

~~3~

Содержание учебного материала
1 В .Шаламов. «Колымскиерассказы».
Практические занятия
Проблематика произведений В.Шаламова. ( Надгробное слово , Крест )
Содержание учебного материала

~2~~

Практические занятия
1. Отражение конфликтов истории в судьбе героев повести Один день Ивана Денисовича
А.Й.Солженицына.
Самостоятельная работа.
• Проза Д.Гранина.
• Фантастика в прозе Ч.Айтматова.
• Проза К.Паустовского.
• ЛирикаН.Заболоцкого.
• Лирика И.Бродского.
«Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна

~Т~

~2~

1
~Т~

~7

2
~^2Г

1

эмиграции)»;
•
Тема 11.4
В. Шукшин.
Тема 11.5
А. Вампилов

Темя Ц.6
Р.
Г амзатов.Стихотворени
я
Тема 11.7
Литературы конца 19802000-х годов

4.
Темя 11 -X
Повторение и обобщение
пройденного материала

«История: три волны русской эмиграции».

Содержание учебного материала
1 Художественные особенности прозы В. Шукшина.
Содержание учебного материала
1 А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске»
1 фактически езанятия
Своеобразие драмы "Утиная охота" А.Вампилова.
содержание учебного материала
1 Р. 1 амзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве поэта
Практические занятия
1 Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...»
(возможенвыбордругихстихотворений).
содержание учебного материала
1 Особенности развития литературы конца 1980-И2000-х годов
Практические занятия
1 Проза В.Астафьева.( Прокляты и убиты )
2. Своеобразие художественной манеры В.Маканина в рассказе "Где сходилось небо с
холмами".
3. Поэтические традиции в лирике ГЖибирова.
Художественные особенности прозы В.Распутина.
Содержание учебного материала
1 Повторение и обобщение пройденного материала

1

~Т~
~Т~

~г
т

~Т
&7

т

7

9

2

*

~т~

“7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.

Материально-техническое обеспечение
Освоение программы учебной дисциплины ОУД 02. Литература
учебном кабинете, обеспеченном свободным доступом в Интернет.

осуществляется в

Помещение кабинета удовлетворяет требования Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью
и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по
предмету, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1.
2.
3.
4.

Мультимедиа проектор; интерактивная доска.
Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.
Лазерный принтер.
Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:
КАгеносов В.В. Русская литература 20 века.- М.: Дрофа, 2020.

2. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века.
учреждений в 2 частях. - М.: Просвещение, 2018 .

Учебник для общеобразовательных

3. Сухих И.Н. Литература. Учебник для 10-11 кл. (СПО). - М.: Издательский центр
«Академия», 2020
4. Коровин П.К. Литература(углубленный уровень) для 10-11 кл. в 2частях. -М.:
Просвещение, 2019.
5. Чалмаев В. Литература 11 класс в 2 частях. - М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:
1. История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и
С.М. Петрова. - М., 2020.
2. История русской литературы XI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина,
Н.И. Якушина. -М., 2019.
3. История русской литературы XIX в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. М., 2019.
4. Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2018.
5. Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2018.
6. Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2019.
7. Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2020.
8. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX в. - М., 2020.
9. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2019.
10. Русская литература XX в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2018.
11. Русская литература XIX в. (ч. 1,2,3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2019
12. Смирнова Л.Н. Русская литература конца XIX - начала XX в. - М., 2020.
13. Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2020.
14. Тимина С.И. Русская проза конца XX в. - М., 2018.

Интернет - ресурсы:
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа:
http ://1 september.ru/
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru
Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа:
www.slovari.ru
http://ru.wikipedia.org
http:// globalteka.ru
http://dic.academic.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

дисциплины ОУД 02. Литература
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и, тестирования, а также
выполнения студентов индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
У.1. воспроизводить содержание
литературного произведения;

У.2.анализировать и интерпретировать
художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы
(тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции,
изобразительно-выразительные средства
языка, художественная деталь); анализировать
эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой
произведения;
У.З. соотносить художественную литературу с
общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять
«сквозные» темы и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение
с литературным направлением эпохи;
У.4. определять род и жанр произведения;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
- пересказ художественного текста;
- анализ отдельных глав литературного
текста;
- домашняя подготовка к семинарам по
творчеству писателя и изучаемого
произведения (фронтальный опрос, беседа с
студентами, карточками с заданиями);
- работа со словарями, справочниками,
энциклопедиями (сбор и анализ
интерпретаций одного из
литературоведческих терминов с
результирующим выбором и изложением
актуального значения);
- литературные викторины по изучаемому
художественному произведению;
- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый
литературный текст;
- творческие работы студентов по
поставленной проблеме (сочинение, эссе,
ответ на поставленный вопрос, анализ
отдельных глав художественного текста,
конспект критической статьи);
- контрольные работы;
- тестовые задания;

У.7. выразительно читать изученные
произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;

- практические работы (анализ
художественного текста);
- работа по карточкам;
- творческие работы (сочинение);
- рубежный контроль по разделам в форме
контрольных работ
- исследовательские работы студентов;
- контрольные работы;
Доклады, рефераты студентов;
- чтение наизусть лирического
произведения, отрывка художественного
текста;

У.8.аргументировано формулировать свое

- устный опрос студентов;

У.5. сопоставлять литературные произведения;

У.6. выявлять авторскую позицию;

отношение к прочитанному произведению;

У.9.писать рецензии на прочитанные
произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы;
3.1.образную природу словесного искусства;

3.2.содержание изученных литературных
произведений;

3.3.основные факты жизни и творчества
писателей-классиков XIX-XX вв.;

3.4.основные закономерности историколитературного процесса и черты литературных
направлений;
3.5.основные теоретико-литературные
понятия;

- творческие работы студентов
(исследовательские работы, эссе, сочинение,
ответ на поставленный вопрос);
- письменные творческие работы студентов;

- тестовые и контрольные работы (владеть
литературоведческими понятиями);
- работа с литературоведческими словарями;
составление конспектов критических
статей по художественному произведению,
карточек с библиографическим данными
писателей и поэтов русской и зарубежной
литературы;
- фронтальный опрос студентов;
- беседа со студентами по прочитанному
тексту;
- исследовательские и творческие работы
студентов;
- устный опрос студентов;
- творческие работы студентов
(исследовательские работы, эссе, сочинение,
ответ на поставленный вопрос);
- тестовые и контрольные работы (владеть
литературоведческими понятиями);
- работа с литературоведческими словарями;



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.