ОУД.07 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 07. ОБЖ

Профиль получаемого профессионального образования: технический

Код и наименование профессии:

09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации

Форма обучения: очно
Курс: 1
Семестр: 1,2.

2022 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №7 от «#Уу>

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

204^,г.

—Шабанова М.М.
Подпись
ФИО

Председатель П(Ц)К

Подпись

/р'

20^ т

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 07. ОБЖ разработана
на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413 у
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
Т
— Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности/профессии 09.01.03.Мастер по
обработке цифровой информации, утвержденного приказом Минобрнауки России от
02.08.2013г №854(ред. от 09.04.2015) (Зарегистрировано в Минюсте 20.08.2013г №29569)
с учетом:
:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
Н
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2022/2023 учебный год.
Разработчик: Амирова З.А., преподаватель ОБЖ, ГБПОУ РД ИПК

Рецензенты / эксперты:

i

ГБПОУ РД ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ................................................................................................................ ...........
1.1 .Область применения программы

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
> i
1.3. Цели и задачи дисциплины, результаты освоения дисциплины:

!:

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................. А........

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.

I;

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................................

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

3.2 Информационное обеспечение обучения
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
ЕЕ Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 07. ОБЖ является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии
09.0ЕОЗ. Мастер по обработке цифровой информации. Рабочая программа учебной
дисциплины ОУД. 07. ОБЖ может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке в области введение в
круг проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; овладение
базовыми принципами и приемами познания; понимание основных разделов
современного знания, проблем и методов их исследования.
Е2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина ОУД.07.ОБЖ является частью предметной области БЖ ФГОС
среднего общего образования и относится к общеобразовательному циклу программы
подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
•
Профиль получаемого профессионального образования - технический.

ЕЗ. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
•

•
•
•

•
•
•

•

•
•
•

основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на
него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,
характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской
обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского
освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время
прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения
военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности
призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

•
•

владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

•

оценивать уровень своей подготовленности
самоопределение по отношению к военной службе.

и

осуществлять

осознанное

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•
для ведения здорового образа жизни;
•
оказания первой медицинской помощи;
•
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
•
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы
экстренной помощи.

Мастер по обработке цифровой информации
компетенциями, включающими в себя способность:

должен

обладать

общими

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
I
ОК 4. Осуществлять поиск информации,
выполнения профессиональных задач.

необходимой

для

ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности.

эффективного

технологии

в

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
i ■
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
;

Выпускник,
освоивший
ППКРС,
должен
обладать
компетенциями, соответствующими видам деятельности:

профессиональными

ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение,
периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и
мультимедийное оборудование.
:

JЯ

ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный
компьютер с различных носителей.
■

'• ■

ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК

1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых,

графических и видеоредакторов.

ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу,
медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и
мультимедийных
компонентов
средствами
персонального
компьютера
и
мультимедийного оборудования.

5.2.2. Хранение, передача и публикация цифровой информации.
ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации
цифровой информации.
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального
компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа-контент на различных съемных носителях
информации.
ПК 2.4. Публиковать мультимедиа-контент в сети Интернет.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента - 120 часов, в том числе:

обязательная аудиторная работа студента - 80 часов;
-

самостоятельная работа студента - 40 часов.

■

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

лекции

38

практические работы

50

Самостоятельная работа студента (всего)

40

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 07 ОБЖ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа студентов

.

РАЗДЕЛ 1.
Тема 1. Обеспечение личной
безопасности в повседневной
жизни.

-

:

Уровень
освоения

Объем часов

’S'-:'"'

-

Основы комплексной безопасности
Содержание учебного материала

1.1. Обеспечение личной безопасности на дорогах
Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого
фактора» в возникновении ДТП. Уровень культуры водителя и безопасность на
дорогах
1.2. Пожарная безопасность и правила личной безопасности при пожаре
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия.
Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и
обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной
безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или
общественном здании.
1.3. Обеспечение личной безопасности на водоемах
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил
безопасности при купании в оборудованных и не оборудованных местах.
Безопасный отдых у воды.
1.4. Безопасность в быту
Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных
бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение
с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры
безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
1.5. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых

4

1

' 2

Тема 2.Личная безопасность в
условиях чрезвычайных ситуаций

концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите
здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
1.6. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в
транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила
безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
1.7. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта
Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной
опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в
заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.
1.8. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта
(совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели
людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное
сообщение об акте терроризма;
организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Содержание учебного материала

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины возникновения и
последствия.
2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях
чрезвычайной ситуации природного характера
Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях
чрезвычайных
ситуаций
природного
характера:
геологического,
метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.
2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и

1

2

1

2

1-2

возможные последствия.
2.4. Рекомендации населению по безопасному поведению в случае
возникновения аварии на радиационно-опасном, на химически опасном, на
взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.
2.5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на
территории РФ
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время
чрезвычайных ситуаций.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 3. . Современный комплекс
проблем безопасности
социального характера

Содержание учебного материала
3.1. Военные угрозы национальной безопасности России
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы
России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета,
территориальной
целостности,
обеспечение
условий
для
мирного,
демократического развития государства.
3.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов Вооруженный
конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война
3.3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной
террористической деятельности в России. Международный терроризм как
социальное явление.
3.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении
террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен
террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые

2

1

2

2

1-2

характеризуют современный терроризм.
3.5. Наркотизм и национальная безопасность России
Наркотизм
как
преступное социальное явление
по
незаконному
распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли.
Основные составляющие наркотизма.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

РАЗДЕЛ 2.
Тема 4. Нормативно-правовая база
Российской Федерации по
обеспечению безопасности
личности, общества и государства

Защита населения от чрезвычайных ситуаций
Содержание учебного материала
4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по
обеспечению безопасности
Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской
Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности
граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О
безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О
противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений
законов, права и обязанности граждан.
4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.

8

2

2

4
2

Тема 5. Организационные основы
борьбы с терроризмом и
наркобизнесом в Российской
Федерации

5.1. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом
Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях:
Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы
международного права, международные договоры Российской Федерации,
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35ФЗ); Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15
февраля 2006 г., № 116).
5.2. Контр террористическая операция
Контр террористическая операция, ее предназначение и условия проведения,
состав группировки сил и средств, включаемых в контр террористическую
операцию. Правовой режим контр террористической операции. Окончание
контр террористической операции.
5.3. Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор
ситуационных задач)
Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения, если
подвергались нападению с целью похищения. Обеспечение безопасности при
захвате самолета террористами.
Обеспечение безопасности при перестрелке. О порядке приема сообщений,
содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
5.4. Государственная политика противодействия наркотизму. Концепция
государственной политики по контролю за наркотиками в Российской
Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
(принят в 1997 г.). Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых
предусмотрены наказания за незаконные действия, связанные с наркотическими
и психотропными веществами.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.

1

4

Практическая работа
Решение ситуационных задач.

РАЗДЕЛ 3

Тема 6. Здоровый образ жизни и
его составляющие

3

2 .;

Основы здорового образа жизни
2
Содержание учебного материала
6.1. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека.
Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья
человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные
элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка,
активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов
жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение
правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его
физических и духовных качеств.
6.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических
ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при
распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня
работоспособности.
6.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья
человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его
жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим
занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня
работоспособности и долголетия.
6.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление
алкоголя - разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание,
возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ.
Профилактика наркомании.
6.5. Правила личной гигиены и здоровье
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и

1-2

волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов
периодических изданий.
Написание рефератов
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 7. Нравственность и
здоровье

занятий,

учебной

литературы,

Содержание учебного материала
7.1. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения
полов
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на
гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор,
материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе
молодому человеку для создания прочной семьи.
7.2. Инфекции, передаваемые половым путем
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины,
способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность
за заражение венерической болезнью.
7.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИД
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения.
Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
7.4. Семья в современном обществе
Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения.
Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов.
Права и обязанность родителей.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

4

4

2

2

1

4

1

Тема 8. Основы медицинских
знаний и профилактика
инфекционных заболеваний

РАЗДЕЛ 4.

Тема 9. Первая медицинская
помощь при неотложных
состояниях

Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Содержание учебного материала
8.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки
молодежи к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и
общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья.
Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе
жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья —
социальная потребность общества.
8.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи
инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об
иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные
инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика
наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Содержание учебного материала
9.1. Основные правила оказания первой медицинской помощи
Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской
помощи.
9.2. Первая медицинская помощь при ранениях
Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой

2

2

2

4

4

2

2

1-2

медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
9.3. Правила остановки артериального кровотечения
Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки
кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.
9.4. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их
возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные
правила в оказании первой медицинской помощи при травмах опорно­
двигательного аппарата.
9.5. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди,
травме живота.
Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные
последствия. Первая медицинская помощь. Травма груди, причины ее
возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма
живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая
медицинская помощь.
9.6. Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении
позвоночника, спины
Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия,
первая медицинская помощь. Травма позвоночника, спины, основные виды
травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания
первой медицинской помощи.
9.7. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего
Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы
переноски пострадавшего.
9.8. Первая медицинская помощь при остановке сердца
Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой
массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или
«изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и
искусственной вентиляции легких.
9.9. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и
инсульте.
Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при

оказании первой медицинской помощи. Инсульт, основные причины его
возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при
инсульте.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

РАЗДЕЛ 5
Тема 10. Гражданская оборона —
составная часть
обороноспособности страны

Основы обороны государства
Содержание учебного материала
10.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по
обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении
боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления
гражданской обороной. Структура управления и органы управления
гражданской обороной.
10.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие,
классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию
на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные
средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по
защите населения от современных средств поражения.
10.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях
военного и мирного времени
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи
сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной
ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам
оповещения о чрезвычайных ситуациях.
10.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени_______________________________________________________

2

4

2

2

1

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение
защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений.
Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить
в имеющихся защитных сооружениях).
10.5. Средства индивидуальной защиты
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования.
Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
10.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ в зоне чрезвычайных ситуаций
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ,
проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное
содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки
людей после пребывания их в зонах заражения.
10.7. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее
предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения.
Обязанности учащихся.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 11. Вооруженные Силы
Российской Федерации — защита
нашего Отечества

Содержание учебного материала
11.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I,
создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во
второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание советских
Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
11.2. Память поколений — дни воинской славы России

2

4

2

;

2г /■ ■

1-2

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль
в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских
воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
11.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и
управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные
войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными
Силами Российской Федерации.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 12. Вооруженные Силы
Российской Федерации - основа
обороны государства

Содержание учебного материала
12.1. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России
Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы
деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение
союзнических обязательств. Основные задачи: по обеспечению военной
безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по
поддержанию мира: во внутренних вооруженных конфликтах.
12.2. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с
терроризмом
Нормативная база привлечения ВС Российской Федерации к борьбе с
терроризмом. Участие в проведении контр террористической операции,
пресечение международной террористической деятельности за пределами
территории Российской Федерации.
12.3. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил
Российской Федерации
Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России.
Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС

2

2

2

2

1

Российской Федерации.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов
периодических изданий.
Написание рефератов.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 13. Виды Вооруженных
Сил Российской Федерации и рода
войск.

2

занятий,

учебной

литературы,

Содержание учебного материала
13.1. Сухопутные войска
Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника
сухопутных войск.
13.2. Военно-воздушные Силы
Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и
военная техника ВВС.
13.3. Военно-морской флот
Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и
военная техника.
13.4. Ракетные войска стратегического назначения
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и
предназначение. Вооружение и военная техника.
13.5. Воздушно-десантные войска
Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.
13.6. Космические войска
Космические войска, их состав и предназначение.
13.7. Другие войска
Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской
Федерации, Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Войска гражданской обороны МЧС России.

4

2

2

2

Самостоятельная работа
Систематическая проработка
периодических изданий.
Написание рефератов
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 14. Боевые традиции
Вооруженных Сил России

Тема 15. Символы воинской чести

конспектов

занятий,

учебной

литературы,

3

4

2

Содержание учебного материала
14.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества
Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего —
защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему
Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от
врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества,
способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
14.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и
подразделений
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в
боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое
товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

2

1-2

5

2

Содержание учебного материала
15.1. Боевое Знамя воинской части

2

2

2

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.
Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий
особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
15.2. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и
военной службе
История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.
15.3. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их
воспитательное значение.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной
литературы,
периодических изданий.
Написание рефератов.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.

Тема 16. Воинская обязанность

Содержание учебного материала
16.1. Основные понятия о воинской обязанности
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания.
Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную
службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв
на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в
запасе.
16.2. Организация воинского учета
Основное предназначение воинского учета. Государственные органы,
осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому
учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому
учету.
16.3. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Время первоначальной постановки граждан на воинский учет. Состав комиссии
по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение

2

4

2

4

1-2

профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке
граждан на воинский учет.
16.4. Обязанности граждан по воинскому учету
Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную
службу и при увольнении с военной службы.
16.5. Обязательная подготовка граждан к военной службе
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе,
определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской
обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной
службе и их основное предназначение.
16.6. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по
сходным воинским должностям
Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на
должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и
прочие воинские должности.
16.7. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок
осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным
специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину при призыве на
военную службу, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности.
16.8. Добровольная подготовка граждан к военной службе
Основное направление добровольной подготовки граждан к военной службе
16.9. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке
их на воинский учет
Основное
предназначение
и
порядок
проведения
медицинского
освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.
Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан. Порядок
медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в
военные
образовательные
учреждения
высшего
профессионального
образования.
16.10. Профессиональный психологический отбор
Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Критерии по
определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.

16.11. Увольнение с военной службы
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Предназначение запаса,
разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.
Практическая работа
Решение ситуационных задач.
Дифференцированный зачет
ВСЕГО:

4
2
120 ч.

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
З.Е Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ
безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
1. Посадочные места по количеству студентов.
2. Рабочее место преподавателя.
3. Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров,
установленных в кабинете, в единую сеть с выходом через прокси-сервер в Интернет.
4. Аудиторная доска для письма.
5. Вентиляционное оборудование, обеспечивающее комфортные условия для проведения
занятий.
Технические средства обучения:
1. Мультимедиа проектор; интерактивная доска.
2. Массово-габаритные макеты автомата Калашникова (ММГ АК-74).
3. Электронный тренажер по выработке навыков оказания первой медицинской помощи
«Максим».
4. Стрелковый тренажер ОЭТ
5. Комплект учебных видеофильмов
6. Комплекты наглядных пособий по темам занятий.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:
ЕСмирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018 г
2. Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. - М.,
2019г.
3. Петров С.В.Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие
/ С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М„ 2018.
4. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019 г
5. В.А.Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2018.
Дополнительная литература:
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и
военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14
Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание
законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 2000 —2017г
Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. 2018.-№ 5.
Дуров В.А. Русские награды'XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. — 2-е изд., доп. М., 2019.
Дуров В.А.Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2018.
Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации И Вестник
военной информации. - 2018 - № 2.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /
[А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова.
-М., 2017.
Петров С.В.Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое
пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М., 2018.
Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб, для
10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под
общ. ред. А.Т.Смирнова. - 6-е изд. - М., 2018.
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция)
Интернет - ресурсы:
Академик. Словари и энциклопедии, http://dic.academic.ru/
Большая советская энциклопедия, http://bse.sci-lib.com
BooKsGid. Электронная библиотека, http://www.booksgid.com
Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов, http://globalteka.ru/index.html
Единое окно доступа к образовательным ресурсам, http://window.edu.ru
Книги, http://www.ozon.ru/context/div_book/
Лучшая учебная литература, http://st-books.ru
Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
В результате изучения учебной дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности»
обучающийся должен:
знать/понимать:
• основные составляющие здорового
образа жизни и их влияние на
безопасность
жизнедеятельности
личности; репродуктивное здоровье и
факторы, влияющие на него;
• потенциальные
опасности
природного,
техногенного
и
социального
происхождения,
характерные для региона проживания;
• основные задачи государственных
служб по защите населения и
территорий
от
чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера;
• основы российского законодательства
об обороне государства и воинской
обязанности граждан;
• порядок первоначальной постановки
на воинский учет, медицинского
освидетельствования, призыва на
военную службу;
• состав
и
предназначение
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации;
• основные права и обязанности
граждан до призыва на военную
службу, во время прохождения
военной службы и пребывания в
запасе;
• основные
виды
военно­
профессиональной деятельности;
особенности прохождения военной
службы по призыву и контракту,
альтернативной гражданской службы;
• требования, предъявляемые военной
службой к уровню подготовленности
призывника;
• предназначение, структуру и задачи
РСЧС;
• предназначение, структуру и задачи

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1. Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе освоения
образовательной программы.
2. Стартовая диагностика подготовки
обучающихся по школьному курсу ОБЖ;
выявление мотивации к изучению нового
материала.

3. Текущий контроль в форме:
- защиты практических работ;
- контрольных работ по темам разделов
дисциплины;
- тестирования;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной внеаудиторной
самостоятельной
работе
согласно
инструкции (представление пособия,
презентации /буклета, информационное
сообщение).
4. Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета.

гражданской обороны;
уметь:
• владеть способами защиты населения
от
чрезвычайных
ситуаций
природного и техногенного характера;
• пользоваться
средствами
индивидуальной
и
коллективной
защиты;
• оценивать
уровень
своей
подготовленности и осуществлять
осознанное
самоопределение
по
отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для ведения здорового образа жизни;
• оказания первой медицинской помощи;
• развития в себе духовных и физических
качеств, необходимых для военной службы;
• вызова (обращения за помощью) в
случае
необходимости
соответствующей службы экстренной
помощи.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.