УД 1 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД 1. Основы финансовой грамотности

Профиль получаемого профессионального образования:

технический

Код и наименование профессии /специальности:
09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации

Квалификация выпускника: Оператор ЭВМ

Форма обучения:

очная

Курс:

1,2

Семестр:

1,2,3

2022 г.
1

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №^от «JO »

Зам. директора по НМР

2021,1'.

Председатель П(Ц)К

Подпись

УТВЕРЖДАЮ

.

ФИО

ФИО
__________

ЗР>

20^Lr.

Подпись

РЛ

202Л,г.

Рабочая программа учебной дисциплины УД 1. Основы финансовой грамотности для профессии
41.01.09. Мастер по обработке цифровой информации разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения

РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) (ред. от 29.12.2014);
с учетом:

— профиля получаемого образования,
— примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2022/2023
учебный год.

Изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования

технического профиля 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................................ 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................... 8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................................... 17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ................................... 20

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины УД 1 «Финансовая грамотность» является
частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС утв. приказом
Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 29.12.2014) специальностей и
профессий СПО технического и социально-экономических профилей.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована, в том числе в развитии
студенческого самоуправления, участия в работе общественных организаций, научных
студенческих обществ, так как позволят планировать, управлять и реализовывать проекты в
этих сферах.
Рабочая программа « Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебной дисциплины Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности относится к общепрофессиональному циклу.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), разработанной в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по
профессии среднего профессионального образования 09.01.03. Мастер по обработке цифровой
информации.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована, в том числе в развитии
студенческого самоуправления, участия в работе общественных организаций, научных
студенческих обществ, так как позволят планировать, управлять и реализовывать проекты в
этих сферах.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам,
ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При
этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с
азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми
инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ
финансовой арифметики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.
4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:

Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» изучается в общеобразовательном цикле в
разделе «дополнительные учебные дисциплины» учебного плана.

Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03. Мастер по обработке цифровой
информации с получением среднего общего образования.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам,
ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При
этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с
азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми
инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ
финансовой арифметики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Основы финансовой грамотности направлены

на достижение следующих целей:
- актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом
практической, прикладной направленности образовательного процесса;
- повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;
- развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению
и самореализации;

- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
- формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой
грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в
экономической сфере.
•■г.::.
л ':
на решение следующих задач:
<с

5

:: Mir-r

- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений,
происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой
информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и
происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные
суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ,
синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и
поведения людей в финансовой сфере;
- формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с
ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом
рынке;
- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными
участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих
организации.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:

личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях
кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний о финансово - экономической жизни общества, определение своих
места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

-воспитание мотивации к труду;

• , л;

- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие,
благополучие своей семьи и государства.
метапредм етн ых:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
г
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;

-активное использование р средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
6

- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного
анализа сберегательных альтернатив,
- овладение умениями формулировать представления о финансах, финансовой системе РФ;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по
реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые
документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с
целью разрешения имеющихся проблем;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе
изучения общественно - экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской
Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
предметных:

- формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как
пространстве, в котором осуществляетсй*экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;
г
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии
общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;
- знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;

- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном
итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;
- приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют
большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую
среды;

-владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках,
включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,
преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в
учебной деятельности и реальной жизни;

- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты
финансово - экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения
основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного
работника, работодателя, налогоплательщика);
- умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности,

- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

Мастер по обработке цифровой информации должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:

7

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и
коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ov
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ЕЙ';

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
■

йТу.щ

.

' ,'Т.

I

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими видам деятельности?
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные
устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с
различных носителей.

ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
й
ПК 1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графических и
видеоредакторов.
' ’ "С

ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и
другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов
средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
5.2.2. Хранение, передача и публикация цифровой информации.

ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой
информации.
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а
также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа-контент на различных съемных носителях информации.

ПК 2.4. Публиковать мультимедиа-контент в сети Интернет.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 171часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;
самостоятельной работы обучающегося 57 часов.
8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объём часов

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

в том числе;
лекции

78

Е';Л

лабораторные работы

-

практические занятия

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

57

-подготовка к семинарским занятиям (домашняя
подготовка,
-занятия в библиотеке, работа с электронными
каталогами и интернет-информацией);
-подготовка рефератов
• ■ —
Итоговая аттестация в форме дифференцированного
зачёта

9

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,
Объём
самостоятельная работа обучающихся часов
на занятии,внеаудиторная
самостоятельная работа.

2

1
Введение

Уровень усвоения

3

4

Вводное занятие. Цели и задачи курса. 2
Актуальность изучения основ
финансовой грамотности при
освоении профессии.

1

Раздел 1. Бюджет и бюджетная
система
1. Бюджет и бюджетная
система РФ, и бюджетный
процесс.

Участники бюджетного процесса.

2

2

2. Формирование бюджета РФ,
Основные статьи доходов и
расходов бюджета.

Основные источники формирования
бюджета РФ, распределение
бюджетных средств.

2

2

3.Региональные и
муниципальные бюджеты

Источники формирования местных
бюджетов.

2

Самостоятельная работа.

6

2

2

Бюджет и его социально
экономическое значение для развития
РФ .Использовать Интернет ресурсы.

2

2

г.

Раздел 2. Семейная экономика.
Личный и семейный бюджет:
его роль в современной жизни
общества.

1 .Личный бюджет, источники
его формирования, основные
направления распределения.

Необходимость личного бюджета,
правильное формирование личного
бюджета

10

2

2

2. Семейный бюджет,
Бюджет семьи, источники доходов
источники его формирования и семейного бюджета. Главные и
основные направления
второстепенные расходы семьи.

2

2

3. Карманные деньги: за и
против

2

2

4. Электронные деньги.
История развития электронных денег, 2
Влияние видов и форм денег на их разновидность и преимущества
бюджет.

2

Сторонники карманных денег, для
чего необходимы карманные деньги.

Практическая работа:
4
Различать личный бюджет и бюджет
семью Дефицит бюджета.
Использование полученных доходов
на различных этапах жизни семьи.
Контроль расходов, считать и
фиксировать, на что тратятся
полученные деньги.
Самостоятельная работа.
6
Роль денег в нашей жизни.
Постановка
личных
(семейных)
финансовых целей.
Понятие замкнутого круга расходов.
Источники создания богатства.
«Контроль семейных расходов».
«Построение семейного бюджета».
Раздел 3. Банки: чем они могут
быть вам полезны

2
1

2
1

2
1
2
2
1
2

: >■' :

1 .Банковская система России.
Текущие счета и дебетовые
карты

Банковская система России,
коммерческие банки. Центральный
банк.

2

2

2.Кредиты: когда их брать и
как оценить. Виды кредитов.
Прочие услуги банков

2
Банковский кредит, эффективная
ставка процента по кредиту,
микрокредит, виды кредитов для
физических лиц, ипотека,
рефинансирование кредита, кредитная
карта.

2

2

2

4
Практическое занятие:
Тест «Банки и их роль в жизни
семьи».
Расчёт процентов кредита___________

2

3. Сберегательные вклады: как Система страхования вкладов (ССВ),
они работают. Сберегательные дебетовая карта, пин-код, овердрафт,
текущий счёт, сберегательный вклад,
вклады: как сделать выбор
ставка процента, капитализация
процентов, валюта.

11

2

Самостоятельная работа.
Задача «Расчет компенсации по
кредиту».

6

3

1. Понятие инвестиции,
Формирование представлений о
инфляция, реальные и
способах и инструментах
финансовые активы как
инвестирования для различных
инвестиционные инструменты. финансовых целей.

2

1

2.Инвестиционный портфель,
ликвидность

Формирование инвестиционного
портфеля

2

1

З.Риск и доходность.
Облигации. Акции

2
Облигации, корпоративные
облигации, акция, дивиденд,
управляющая компания,
доверительное управление, пассивное
и активное инвестирование, валютный
курс.

2

4.Как работает фондовая
биржа, и кто может на ней
торговать.

Фондовая биржа, биржевой индекс,
брокер. Фондовый рынок,
неопределённость, финансовый риск,
валютная интервенция.

2

2

Подготовить рефераты.

Раздел 4. Фондовый рынок:

Как его использовать для роста
доходов

2
Практическая работа:
Подготовка реферата использованием
интернет - ресурсов.
Как работает фондовая биржа, и кто
может на ней торговать.

Самостоятельная работа.
Формирование представлений о
способах и инструментах
инвестирования для различных
финансовых целей. Формирование
навыков анализа информации о
способах инвестирования денежных
средств,
предоставляемой
различными
информационными
12

1

1

5

2
1
2

источниками и структурами
финансового рынка (финансовые
публикации, проспекты, интернетресурсы и пр.).
Раздел 5. Страхование: что и
как надо страховать,

Страховой случай, страховая премия,
страховая выплата

Чтобы не попасть в беду
1. Страхование имущества: как
это работает

Страхование имущества, договор
страхования,страхование
гражданской ответственности,
обязательное страхование,
добровольное страхование, ОСАГО,
КАСКО, франшиза.

4

2

2.Страхование здоровья и
жизни

Личное страхование, обязательное
медицинское страхование (ОМС),
полис ОМС, добровольное
медицинское страхование,
страхование жизни,страховая
компания.

2

2

Практическое занятие:

6

Страхование в РФ. Тест «Страхование
как способ сокращения финансовых
потерь».
Заключаем договор страхования —
сбор информации о страховой
компании и предоставляемых
страховых программах, принципы
отбора страховой компании для
заключения договора. Анализ
договора страхования,
ответственность страховщика и
страхователя. Расчет страхового
взноса в зависимости от размера
страховой суммы, тарифа, срока
страхования и других факторов.
Опрос, обсуждение доклада на
тему: Страховая ответственность;
Страховой случай; Страховая
премия, страховой взнос; Страховые
продукты. Опрос, Тестирование
6
Самостоятельная работа.
Риск, страховой случай, страховой
взнос, страховые выплаты.
Обязательное и добровольное
страхование, личное страхование,
13

1

2

1

2

1

страхование имущества, страхование
ответственности.
Финансовая устойчивость
страховщика.

2

1

Раздел 6. Налоги: почему их
надо платить
и чем грозит неуплата

1 .Зачем нужны налоги, и какие Виды налогов: налог на имущество,
виды налогов существуют
земельный налог, транспортный
налог, пропорциональный и
прогрессивный налог.

4

2

2.Налоговый кодекс

Налоговый кодекс РФ, налоги,
4
субъект, предмет и объект
налогообложения, ставка налога,
сумма налога, системы
налогообложения (пропорциональная,
прогрессивная, регрессивная),
налоговые льготы, порядок уплаты
налога, налоговая декларация

2

3.Подача налоговой
декларации

Налоговая декларация, налоговые
вычеты, пеня.

2

2

4
Практические занятия
Формирование практических
навыков по оптимизации
личного бюджета в части
применения налоговых льгот с
целью уменьшения налоговых
выплат ' физических лиц.
Формирование практических
навыков получения социальных
и имущественных налоговых
вычетов как инструмента
сокращения затрат на
приобретение имущества,
образование, лечение, и др. Опрос.
Доклады на тему
1 .Возникновение и развитие
налогообложения.
2.Возникновение и развитие налогов в
древней Руси.
Самостоятельная работа обучающихся 8
Подготовка к практическому занятию,
опросу, докладу.

14

1

1

Раздел 7. Обеспеченная
старость:

Возможности пенсионного
накопления
1 .Понятие и значение пенсии,
государственная пенсионная
система в РФ

Пенсионное обеспечение:
государственная пенсионная система

2

2.Пенсионный фонд РФ и
его функции,
негосударственные
пенсионные фонды

формирование личных пенсионных
накоплений.

2

3.Трудовая и социальная
Изменения в пенсионном
пенсия, корпоративная пенсия законодательстве

4. Инструменты для
увеличения размера
пенсионных накоплений.

Порядок начисления досрочной
пенсии педагогам. Условия
начисления досрочной пенсии
педагогам в образовательных
организациях.

2

2

2

2

2

2

2

2

Способы действий в рамках
предложенных условий и требований
при принятии досрочной пенсии
педагогам.
5. Обязательное и
добровольное пенсионное
страхование.

Обязательное и добровольное
пенсионное страхование,
добровольные (дополнительные)
пенсионные накопления.

4
Практические занятия
Расчет своей будущей пенсии (задачи
по пенсионному обеспечению).
Сравнительный анализ доступных
финансовых инструментов,
используемых для формирования
пенсионных накоплений. Тренинг.
Развитие навыков планирования и
прогнозирования. Устный доклад на
тему -«Изменения в пенсионном
законодательстве»
Расчет своей будущей пенсии (задачи
по пенсионному обеспечению).

2
1
1

1

•
15

Самостоятельная работа обучающихся 6
Подготовка к опросу, подготовка
устного доклада.
Пенсионное обеспечение и
финансовое благополучие старости

3

2

Раздел 8. Финансовые
механизмы работы фирмы
1. Взаимоотношения
работодателя и сотрудников.

Резюме, испытательный срок,
4
заработная плата, премии и бонусы,
неденежные бонусы, лист
нетрудоспособности, отпуск по
беременности и родам, отпуск по
уходу за ребёнком, выходное пособие.

2

2. Эффективность компании

Выручка, издержки и прибыль фирмы. 2

2

3. Банкротство и безработица

Банкротство фирмы, спрос на труд,
профсоюз, безработица, пособие по
безработице.

2

2

Практическая работа:
Составление резюме.
Работа с конспектом.

2
2
1

4
Самостоятельная работа.
Банкротство
физических
лиц,
несостоятельность
граждан.
Особенности регулирования граждан.

2
1

Раздел 9. Собственный бизнес:
как создать и не потерять

1 .Чем предпринимательская
деятельность отличается от
работы по найму. Что такое
успешная компания.

4
Предпринимательство,
предприниматель, показатели
эффективности фирмы, факторы,
влияющие на прибыль компании,
рыночная стоимость компании. Метод
приведённых денежных потоков,
метод бережливого производства.
Бизнес-идея, бизнес-ангелы,
венчурные фонды, бизнесинкубаторы.

2

2.Создание собственной
компании.

Юридическое лицо.

2

2

Индивидуальный предприниматель,
общество с ограниченной
ответственностью (ООО), закрытое

16

акционерное общество
(ЗАО), бизнес-план, лизинг.

Практическая работа:
Работа с конспектом, написание
бизнес-плана.
Формирование навыков по поиску
актуальной информации по стар
танам и ведению бизнеса.
Составление бизнес-плана. Ведение
простых расчетов. Подсчет
издержек, прибыли, доходов.
Доклад на тему «Понятие бизнесплана и его значение»

6

Самостоятельная работа.
«Открываем собственный бизнес».
Подготовка к докладу

4

2
2
2

Раздел 10. Риски в мире денег:
как защититься от разорения
1 .Оценка и контроль рисков
своих сбережений.
Экономические кризисы.
Финансовое мошенничество

4
Экономический кризис, финансовое
мошенничество, фальшивомонетчики,
поддельные платёжные терминалы,
фальшивые банки, кредит,

2.Признаки финансовых
пирамид

Финансовая пирамида.

2

2

2

Как не попасть в финансовую
3.Защита от мошеннических
действий на финансовом рынке пирамиду

Практические занятия
Формирование навыков безопасного
поведения потребителя на
финансовом рынке.

2

2
2
2

Самостоятельная работа обучающихся 6
Подготовка к опросу
2

Дифференцированный зачёт

171

ИТОГО:
17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;

- документы для изучения;

11

- банк мультимедийных презентаций

- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;
- Технические средства обучения:

компьютер и мультимедиапроектор, принтер доступен.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Жданова А. О. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся СПО. - М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.
т:

1. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа,- М.: ВАКО, 2018
-48 с.
2. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя,- М.: ВАКО, 2018 -232 с.
3. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.- М.: ВАКО.
2018-344 с.
4. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь,- М.: ВАКО, 2018-96
с.
5. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей.- М.: ВАКО,
2018 -104 с.
6. Горяев. А. Чумаченко В. Финансовая грамота. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. - ООО «Флагман», г. Краснодар, 2013г.
8. Кожевникова Н. Н. Основы экономики: учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб, заведений10-е изд., перер. и доп. -М.: Академия, 2014. -288 с.
Для студентов:
1. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.- М.:
ВАКО, 2018-344 с.
18

2. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь,- М.: ВАКО, 2018 96 с.
3. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей,- М.:
ВАКО. 2018 - 104 с.
4. Горяев. А. Чумаченко В. Финансовая грамота. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. - ООО «Флагман», г. Краснодар, 2014г.
5. Кожевникова Н. Н. Основы экономики: учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб, заведений10-е изд., пер. и доп. -М.: Академия, 2014. -288 с.

Дополнительная литература

1. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
2. Архипов А. П. Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. - М.: ВИТАПРЕСС, 2005.
3. Балакина А. П. Налоги России. Курс «Основы налоговой грамотности». 10-11 кл. - М.: ВИТАПРЕСС, 2002.

4. Берзон Н. И., Аршавский А. Ю. и др. Фондовый рынок: Учеб, пособие. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.
5. Волгин В. В. Открываю автомастерскую: Практ. пособие. - М.: Дашков и К°, 2009.
6. Голди Д., Мюррей Г. Инвестиционный ответ: Как защитить своё финансовое будущее. - М.:
Альпина Паблишер, 2011.
7. Горелый В. И., Бондарчук П, К. Банковская система России: Учеб, пособие. 2-е изд., дораб. - М.:
Изд. дом ЕУ ВШЭ, 2005.

8. Ёлгина Елена. Налоги за два часа. - М.: Альпина Паблишер, 2013.
9. Конаш Дмитрий. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.

10. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. 7-е изд. — М.:
И. Д. Вильямс, 2006.
11. Орлов-Карба П. А. Обязательное социальное страхование в Российской Федерации. - М.: Изд.
дом ГУ ВШЭ, 2007.
12. Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: Учеб, пособие.
8-9 кл. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
13. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10-11 кл.: Учеб, пособие. - М.: ВИТА-ПРЕСС,
2005.

14. Фабоцци Ф. Финансовые инструменты. - М.: ЭКСМО, 2010.
15. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997.
16. Горяев, В. Чумаченко: Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.

17. Перекрестова Л.В.: Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для студентов учреждений
среднего профессионального образования - М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 192с.

18 Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. — 2-е изд., перераб. и доп. —
19

Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10231 -4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/429626
19. Всё о
будущей
пенсии
для
учёбы
и
жизни
[Электронный
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__ 2018_1 .pdf

Интернет - ресурсы:
Законодательные акты
1

Федеральный закон «О рынке ценных
. бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ

http://base.garant.ru/10 106464/

2

Федеральный закон «О банках и банковской http://base.garant.ru/10105800/
деятельности» от 02.12.1990 N 395-1

3

Федеральный закон «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ

4

Закон РФ «Об организации страхового дела http://base.garant.ru/10100758/
в Российской Федерации» от 27.11.1992 N
4015-1

http://base.garant.ru/10105712/

Федеральный закон «Об инвестиционных
фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ.

http://base.garant.ru/ ! 2124999/

Федеральный закон «О кредитных
историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ

http://base.garant.ru/12138288/

7

Федеральный закон «О негосударственных http://base.garant.ru/121 11456/
пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ

9

Федеральный закон «О валютном
регулировании и валютном контроле» от
10.12.2003 N 173-ФЗ

http://base.garant.ru/12133556/

10

Федеральный закон «О защите прав и
законных интересов инвесторов на рынке
ценных бумаг» от 05.03.1999 N 46-ФЗ

http://base.garant.ru/ ! 2114746/

11

Налоговый кодекс, часть 1 от 31.07.1998 N
146-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ

http://base.garant.ru/10900200/

12

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге
недвижимости) от 16.07.1998 N 102-ФЗ

http: //base. garant. ru/121123 27/

Федеральный закон «Об участии в долевом http: //base. garant.ru/12138267/
строительстве многоквартирных домов и
иных объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации» от 30.12.2004
N'214-ФЗ

20

ресурс].

URL:

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе опроса, тестирования, проведение практических занятий, а также выполнения студентами
контрольных заданий, индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Умения:

- освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;

Наблюдение в процессе работы
Внеаудиторная самостоятельная
работа

- формирование умения планировать,
Наблюдение в процессе работы
контролировать и оценивать учебные
Внеаудиторная самостоятельная
действия в соответствии с поставленной
работа
задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы
достижения результата;

-активное использование средств
Поиск информации в сети
информационных и коммуникационных
интернет
технологий для решения коммуникативных
Внеаудиторная самостоятельная
и познавательных задач;
работа
- определение общей цели и путей ее
достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной
деятельности;

Организация групповой парной
работы

- развитие аналитических способностей,
навыков принятия решений на основе
сравнительного анализа сберегательных
альтернатив,

Поиск информации в сети
интернет

- овладение умениями формулировать
представления о финансах, финансовой
системе РФ;

Наблюдение за практической
работой студентов

Внеаудиторная самостоятельная
работа

Внеаудиторная самостоятельная
работа

21

- овладение обучающимися навыками
самостоятельно определять свою
жизненную позицию по реализации
поставленных целей, используя правовые
знания, подбирать соответствующие
правовые документы и на их основе
проводить экономический анализ в
конкретной жизненной ситуации с целью
разрешения имеющихся проблем;

- формирование умения воспринимать и
перерабатывать информацию, полученную
в процессе изучения общественно экономических наук, вырабатывать в себе
качества гражданина Российской
Федерации, воспитанного на ценностях,
закрепленных в Конституции Российской
Федерации.

Наблюдение в процессе работы

Внеаудиторная самостоятельная
работа
Поиск информации в сети
интернет

Контрольная работа, тест

Организация групповой парной
работы

Внеаудиторная самостоятельная
работа

Знания:

- формирование системы знаний об
экономической и финансовой сфере в
жизни общества, как пространстве, в
котором осуществляется экономическая
деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;

Фронтальный опрос

Выполнение домашнего задания

- понимание сущности экономических
Самостоятельная работа
институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества;
понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;

- знание структуры и регулирования
финансового рынка, финансовых
инструментов;

Домашнее задание
Собеседование

Практическая работа
- формирование навыков принятия
грамотных и обоснованных финансовых
решений, что в конечном итоге поможет им
добиться финансовой самостоятельности и
успешности в бизнесе;

22

-владение навыками поиска актуальной
Самостоятельная работа
экономической информации в различных
Домашнее задание
источниках, включая Интернет; умение
различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать
и использовать экономическую
информацию для решения практических
задач в учебной деятельности и реальной
жизни;

- формирование навыков проектной
деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты финансово экономической и междисциплинарной
направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных
ориентиров;

Практическая работа

- умение применять полученные знания и
Практическая работа
сформированные навыки для эффективного
Контрольная работа
исполнения основных социальноэкономических ролей (потребителя,
производителя, заемщика, наемного
работника, работодателя,
налогоплательщика);
- умение проявлять способности к
личностному самоопределению и
самореализации в экономической
деятельности, умение ориентироваться в
текущих экономических событиях,
происходящих в России и мире;

Внеаудиторная самостоятельная
работа

- приобретение обучающимися
компетенций в области финансовой
грамотности, которые имеют большое
значение для последующей интеграции
личности в современную банковскую и
финансовую среды.

Контрольные работы по разделам

Практическая работа в сети
интернет

Зачет

23



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.