СГЦ.01 История России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГЦ.01 История России

Профиль получаемой профессии: социально-экономический

Код и наименование профессии: 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология
изготовления изделий легкой
промышленности

Квалификация выпускника: Технолог-конструктор
Форма обучения: очная

2024г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 5 от «04» марта 2024 г.

(£^(2zZ2^^^

зам. директора по УР
М. М.
ФИО

Подпись

Давлятбекова М. М.
Подпись
ФИО

04

марта

2024г.

Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.01 История России
разработана на основе:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Приказ Минпросвещения России от 14.06.2022 N 443 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего
профессионального образования по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69121)с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2024/2025 учебный год.

Разработчик: Мусаева 3. А., преподаватель истории ГБПОУ РД «ИПК»

Рецензент: Багомедова Р. X., преподаватель истории ГБПОУ РД «ИПК»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.01 История России»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГЦ.01 История России является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла ПОП в соответствии с ФГОС СПО по специальности
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, ОК 04, ОК
06.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Знания
Код
Код
Умения
Код
ПК, ок
умений
знаний

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06

- ориентироваться
в современной
экономической,
политической и
культурной
ситуации в России
и мире;
- определять
основные
тенденции
социальноэкономического,
политического и
культурного
развития России и
мира;
- выявлять
взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических,
политических и
культурных
процессов;
- определять
значимость
профессиональной
деятельности в
решении
современных
финансово-

- ключевые понятия и
явления истории середины
XX - нач. XXI вв.;
- основные тенденции
развития России и мира в
середине XX - нач. XXI вв.;
- сущность и причины
локальных, региональных,
межгосударственных
конфликтов в середине XX начале XXI вв.;
- основные процессы
(дезинтеграционные,
интеграционные,
поликультурные,
миграционные и иные)
политического и
экономического развития
России и мира;
- назначение
международных организаций
и основные направления их
деятельности;
- особенности развития
культуры в конце XX - начале
XXI вв.;
- проблемы и перспективы
развития России и мира в
конце XX - начале XXI вв. и
ихзначение в
профессиональной
деятельности будущего
специалиста.

экономических
проблем;
- проявлять
активную
гражданскую
позицию,
основанную на
демократических
ценностях мировой
истории.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

48

в т.ч. в форме практической подготовки
в т.ч.:

теоретическое обучение

46

практические занятия

Самостоятельная работа 1
Промежуточная аттестация

2

'Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных
тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации
деятельности обучающихся

1

2

Раздел 1. Геополитическое устройство современного мира
Содержание
Тема 1.1. Россия и
мир во 2-й половине
1. Устройство мира после Второй мировой
XX века
войны.
2. Создание Организации объединенных
наций.
3. Формирование и противостояние двух
мировых систем.
4. «Холодная война».
Геополитическое устройство современного
мира.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Россия на рубеже XX- XXI веков
Содержание
Тема 2.1.
Государственное
1. СССР в 70-80-гг. XX в.: экономика,
устройство и
государственное устройство, общественная
жизнь, общественные настроения
2В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Объем, акад, ч / в том числе в
форме практической подготовки,
акад ч

3
Обязат. часть
ОП с учетом
интенсификации
40%
5/5

4
Обязат. часть
ОП

6/5

4

5/5

Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
5

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06

6/5

4

ОК 02,
ОК 04,

Код Н, У, 3,
Уо, Зо

6

общество СССР в 80е гг.ХХ в.

Тема 2.2.
Перестройка.
Реформа советской
политической
системы. Распад
СССР

Тема 2.3. Внешняя
политика
государства в 19851991 гг.

В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1. Март 1985 г.: избрание М.С.Горбачева
Генеральным секретарём ЦК КПСС.
Перестройка. Первые шаги на пути к рыночной
экономике. Кооперативы. Начало частного
предпринимательства.
2. XIX Всесоюзная партийная конференция и
принятие резолюций «О гласности», «О
правовой реформе», «О демократизации
советского общества и реформе политической
системы». Изменения в Конституции СССР.
Первые Съезды народных депутатов СССР.
Политические силы и идеи.
3. Переход к президентской системе
правления. Президент СССР. Президент
России. Децентрализация власти КПСС. ГКЧП.
Распад СССР
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1. Становление нового внешнеполитического
курса. «Новое политическое мышление».
Сближение со странами Запада.
2. Вывод войск из Афганистана.
Реформирование политических режимов в
странах Восточной Европы.
3. Распад мировой социалистической
системы. Создание СНГ.
Перестройка. Распад СССР и мировой системы
социализма
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся

ОК 06

6

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06

4

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06

Тема 2.4.
Социальноэкономическое
развитие России в
90-е гг. «Прыжок в
капитализм»
Приватизация.

Тема 2.5. Россия в
1992-1999 гг.
Становление нового
политического
режима.

Тема 2.6.
Социальноэкономическое
развитие России в
нач. XXI в.

Содержание
1. Системный социально-экономический
кризис начала 90-х гг. XX в. «Правительство
реформ». «Шокотерапия». Либерализация цен.
Указ «О свободе торговли». Инфляция и
гиперинфляция. Обесценение сбережений
россиян.
2. Приватизация. Этапы приватизации.
Дефолт 1998 г. Итоги приватизации.
3. Социальные последствия «шоковой
терапии». Расслоение общества: новые
русские, средний класс, бедные.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1. Трансформация советских форм
управления в президентскую республику:
Референдум 1993 г. Расстрел Белого дома.
2. Конституция РФ 1993 г: оформление
президентской республики.
3. Правительства и Государственные Думы
90-х гг.
Россия в 1992-1999 гг. Приватизация и её
последствия. Конституция 1993 года
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1. Новый экономический курс начала XXI в.
Усиление власти государства в экономике.
Структура российской экономики в 1
десятилетии XXI в.
2. Структура российского общества в 1
десятилетии XXI в.
3. Развитие культуры, науки, образования.
Религиозная ситуация в современной России.

6

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06

6

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06

6

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06

Роль науки, культуры и религии в сохранении
и укреплении национальных и
государственных традиций.
4. Глобальный финансово-экономический
кризис и экономика России. Концепция
долгосрочного социально-экономического
развития России на период до 2020 г.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 2.7.
Политическая жизнь 1. Политические преобразования начала XXI
России в начале XXI в. Президентская власть. Правительство
в.
России. Укрепление власти в центре и на
местах. Административная реформа. Реформы
в армии. Российская армия в 1 десятилетии
XXI века.
2. Власть и олигархия. Общественные
настроения. Расстановка политических сил.
Политические партии России.
Межнациональные отношения. Национальная
политика. Противодействие национализму и
экстремизму. Межнациональные отношения в
РФ и Республике Башкортостан в 1
десятилетии XXI века.
Социально-экономическое и политическое
развитие России в начале XXI в.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Россия в глобальных процессах начала XXI в.
Содержание
1. Развитие внешнеполитических отношений
России в начале XXI в. Новый
внешнеполитический курс.

4

6/6

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06

6/6
8

ОК 02,
ОК 04,

2. Россия и страны СНГ. «Цветные
революции» в странах бывшего СССР: их
сущность и направленность.
3. Единое евразийское пространство.
4. Партнерство России с Европейским союзом
и НАТО: формы сотрудничества.
5. Азиатское направление внешней политики.
Россия и Китай. Россия и Индия. Россия и
Япония. Шанхайская организация
сотрудничества (ШОС), БРИКС (Бразилия,
Россия, Индия, Китай, ЮАР).
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:

ОК 06

2
46

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный в соответствии с п.
6.1.1.2 образовательной программы по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по отраслям).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2020. - 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 311 с.
4. Сафонов, А. А. История (конец XX - начало XXI века): учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. - Москва :
Издательство Юрайт, 2022. - 245 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53401245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное
образование).— ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022.---- 245 с. - (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —- URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).

3.2.3. Дополнительные источники
1. Артемов, В. В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва : Академия, 2016. - 448 с. - ISBN
978-5-4468-2871-5. - Текст : непосредственный.
2. История России. XX - начало XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Л.И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л.И. Семенниковой. — 7-е изд., испр.
и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 328 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-53409384. - Текст : непосредственный.
3. Князев, Е. А. История России XX век : учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. - Москва : Юрайт, 2021. - 234 с. - (Профессиональное
образование). -ISBN 978-5-534-13336-3. - Текст : непосредственный.
4. Санин, Г. А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Г. А. Санин. - Москва : Просвещение, 2015. - 80 с. - ISBN 978-5- 09-034351-0. Текст : непосредственный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3

Критерии оценки

Освоение систематизированных
знаний об истории человечества.

оценка «отлично» выставляется
обучающемуся, если он глубоко и
прочно усвоил программный
материал курса, исчерпывающе,
последовательно, четко и логически
стройно его излагает, умеет тесно
увязывать теорию с практикой,
свободно справляется с вопросами,
не затрудняется с ответами при
видоизменении заданий, правильно
обосновывает принятые решения;

Формирования целостного
представления о месте и роли
России во всемирноисторического процессе.

Развитие мировоззренческих
убеждений учащихся на основе
осмысления ими исторически
сложившихся культурных,
религиозных, этнонациональных
традиций, нравственных и
социальных установок и
идеологических доктрин.
Овладеть навыками поиска,
систематизации и комплексного
анализа исторической
информации.
Уметь, понимать историческую
обусловленность явлений и
процессов современного мира.

а) Определять собственную
позицию по отношению к
окружающей реальности.
б)Соотносить свои взгляды
и принципы с историческим
возникшими
мировоззренческими
системами.

оценка «хорошо» выставляется
обучающемуся, если он твердо
знает материал курса, грамотно и
по существу излагает его, не
допуская существенных
неточностей в ответе на вопрос,
правильно применяет
теоретические положения при
решении практических вопросов,
владеет необходимыми навыками и
приемами их выполнения;
оценка «удовлетворительно»
выставляется обучающемуся, если
он имеет знания только основного
материала, но не усвоил его
деталей, допускает неточности,
недостаточно правильные
формулировки, нарушения
логической последовательности в
изложении программного
материала; оценка
« неудовлетворител ьно»
выставляется обучающемуся,
который не знает значительной
части программного материала,
допускает существенные ошибки,
неуверенно, с большими
затруднениями отвечает на вопросы
или не справляется с ними
самостоятельно.

3В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.

Методы оценки
Оценка устных опросов

Оценка устных опросов

Оценка устных опросов

Оценка устных опросов

Оценка устных опросов

Оценка устных опросов



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.