СГЦ.06 Основы финансовой грамотности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГЦ.06 Основы финансовой грамотности

Профиль получаемой профессии: социально-экономический

Код и наименование профессии: 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология
изготовления изделий легкой
промышленности

Квалификация выпускника: Технолог-конструктор

Форма обучения: очная

2024г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № 5 от «04» марта 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
М.
ФИО

./^^^ууЯ^----- Шабанова М.

Подпись

Подпись

Гарисова А. А.
ФИО

04

марта

2024г.

Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.06 Основы финансовой грамотности
разработана на основе:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Приказ Минпросвещения России от 14.06.2022 N 443 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего
профессионального образования по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69121)с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2024/2025 учебный год.

Разработчик: Мусаева М. М., преподаватель спец дисциплин ГБПОУ РД «ИПК»
Рецензент: Ахмедова Х.А. преподаватель спец дисциплин ГБПОУ РД «ИПК»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.06 Основы финансовой грамотности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГЦ.06 Основы финансовой грамотности является обязательной
частью социально-гуманитарного ПОП в соответствии с ФГОС СПО по специальности
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
04.
1.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Код
Умения
Код
Знания
ПК, ОК
умений
знаний
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04

применять
на
практике
правила
грамотного
и
безопасного
поведения
при
взаимодействии
с
финансовыми
институтами (банки,
фондовый
рынок,
налоговая
служба,
страховые компании,
валютный рынок)

правила
грамотного
и
безопасного
поведения
при
взаимодействии с финансовыми
институтами (банки, фондовый
рынок,
налоговая
служба,
страховые компании, валютный
рынок)

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

34

в т.ч. в форме практической подготовки

20

в т. ч.:
теоретическое обучение

14

практические занятия

18

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
1

2

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием учебной дисциплины.
1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Объем, акад. ч / в том числе в
форме практической подготовки,
акад ч
3
Обязат. часть
ОП с учетом
интенсификации
40%

4
Обязат. часть
ОП

Коды компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых способствует
элемент программы
5

Раздел 1. Личное финансовое планирование
Тема 1.1.

Семейный
бюджет.
Контроль
семейных
расходов

Содержание
1. Источники денежных средств семьи. Виды доходов

ОК 01,
ОК 02,
ОК 04

семьи и способы их получения. Структура расходов
среднестатистической
российской
семьи.
Использование полученных доходов на различных
этапах жизни семьи. Контроль расходов.
В том числе практических занятий и лабораторных
работ

1.Составление доходной части семейного бюджета
2.Составление расходной части семейного бюджета
Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 2. Финансовая система РФ
Содержание

2

2

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

2

Код Н, У,
З, Уо, Зо

6

Тема 2.1.
Банковская
система РФ

1. Структура банковской системы России. Текущие

2

счета и банковские карты. Сберегательные вклады.
Условия и способы получения кредитов. Виды
кредитов
В том числе практических занятий и лабораторных
работ

ОК 01,
ОК 02,
ОК 04

2

1.Расчет процентов по кредитам и сберегательным
вкладам.
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.2.
Фондовый и
валютный
рынки

Содержание
1.Понятие и виды ценных бумаг. Виды доходов по
различным ценным бумагам
2.Понятие валюты. Валютный рынок. Валютный
курс: фиксированный и регулируемый. Изменение
валютного курса и его влияние на фирмы и
население. Диверсификация рисков

2

В том числе практических занятий и лабораторных
работ

2

ОК 01,
ОК 02,
ОК 04

1.Расчет доходности по ценным бумагам
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.3.
Страхование
как способ
сокращения
финансовых
потерь

Содержание
1.Страхование в РФ. Риск, страховой случай,
страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и
добровольное страхование, личное страхование,
страхование имущества, страхование
ответственности, финансовая устойчивость
страховщика.

1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04

В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Самостоятельная работа обучающихся

Содержание
1.Понятие налогов. Виды налогов.

1

Тема 2.4.
Налоги: их
виды и роль

В том числе практических занятий и лабораторных
работ

1.Расчет платежей по налогам, уплачиваемым
физическими лицами

4

ОК 01,
ОК 02,
ОК 04

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.5.
Пенсионное
обеспечение и
финансовое
благополучие
старости

Содержание
1.Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий.
Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный
фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные)
пенсионные накопления. Негосударственный
пенсионный фонд.

1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04

В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.6
Финансовые
риски и
способы
защиты от
них

Содержание
1.Инфляция. Экономический кризис. Банкротство
финансовой организации. Финансовое
мошенничество: виды и способы защиты от
финансового мошенничества. Финансовая пирамида.
Способы сокращения финансовых рисков.

2
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04

В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 3. Бизнес, тенденции его развития и риски
Тема 3.1.
Содержание
Финансовые
1.Взаимоотношения работодателя и сотрудников.
механизмы
Оплата труда: понятие, формы и виды.
работы
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
фирмы
Расчет оплаты труда работников

1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04
4

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3.2.
Содержание
Бизнес1.Этапы создания собственного бизнеса.
планирование Организационно-правовые формы предприятия.

2
ОК 01,
ОК 02,

Индивидуальный предприниматель и самозанятость.
Основные разделы бизнес-плана

ОК 04

В том числе практических занятий и лабораторных
работ

Выработка и презентация бизнес-идеи
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:

4
2
34

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный в соответствии с п.
6.1.1.2 образовательной программы по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по отраслям).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для
обучающихся. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 400 с.
2.
Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа.
СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 32 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Богдашевский, А. Основы финансовой грамотности: Краткий курс / А.
Богдашевский. — Москва: Альпина Паблишер, 2018. — 304 c. — ISBN 978-5-9614-6626-3.
— Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/82629
2.
Основы экономики: учебное пособие для СПО / Р. А. Галиахметов, Н. Г.
Соколова, Э. Н. Тихонова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Соколовой. — Саратов, Москва :
Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 373 c. — ISBN 978-5-4488-0911-8, 978-5-44970757-4.Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99374
3.
Финансовая грамотность: учебник / Ю. Р. Туманян, О. А. Ищенко-Падукова,
А. Н. Козлов [и др.]. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального
университета, 2020. — 212 c. — ISBN 978-5-9275-3558-3. — Текст: электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. —
URL: https://profspo.ru/books/107990
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. СПО.
– М.: ВАКО, 2020 – 48 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3

Критерии оценки

знать правила грамотного и
безопасного поведения при
взаимодействии с финансовыми
институтами (банки, фондовый
рынок,
налоговая
служба,
страховые компании, валютный
рынок)
уметь применять на практике
правила грамотного и
безопасного поведения при
взаимодействии с финансовыми
институтами (банки, фондовый
рынок, налоговая служба,
страховые компании, валютный
рынок)

оценка «отлично» выставляется
обучающемуся, если он глубоко и
прочно усвоил программный
материал курса, исчерпывающе,
последовательно, четко и логически
стройно его излагает, умеет тесно
увязывать теорию с практикой,
свободно справляется с вопросами,
не затрудняется с ответами при
видоизменении заданий, правильно
обосновывает принятые решения;
оценка «хорошо» выставляется
обучающемуся, если он твердо
знает материал курса, грамотно и по
существу излагает его, не допуская
существенных неточностей в ответе
на вопрос, правильно применяет
теоретические положения при
решении практических вопросов,
владеет необходимыми навыками и
приемами их выполнения;
оценка «удовлетворительно»
выставляется обучающемуся, если
он имеет знания только основного
материала, но не усвоил его
деталей, допускает неточности,
недостаточно правильные
формулировки, нарушения
логической последовательности в
изложении программного
материала;
оценка
«неудовлетворительно»
выставляется
обучающемуся,
который не знает значительной
части программного материала,
допускает существенные ошибки,
неуверенно,
с
большими
затруднениями отвечает на вопросы
или не справляется с ними
самостоятельно.

3

В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.

Методы оценки
- тестирование;
- проверка и защита
докладов/сообщений;
- фронтальный и
индивидуальный
опросы
- наблюдение за
выполнением
практических занятий;
- защита практических
занятий;
- проверка и защита
докладов/сообщений



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.