ОПЦ.01 Материаловедение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.01 Материаловедение

Профиль получаемой профессии; социально-экономический

Код и наименование профессии: 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология
изготовления изделий легкой
промышленности

Квалификация выпускника: Технолог-конструктор

Форма обучения: очная

2024г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УР

Протокол № 5 от «04» марта 2024 г.
Подпись
Подпись

Насуева Г. А.
ФИО

04

марта

Шабанова М. М.
ФИО
2024г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.01 Материаловедение
разработана на основе:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Приказ Минпросвещения России от 14.06.2022 N 443 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69121 )с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2024/2025 учебный год.

Разработчик: Костина Л.Н., преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»
Рецензент: Насуева Г.А. преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.01 Материаловедение»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОПЦ.01 Материаловедение является обязательной частью
общепрофессионального цикла ПОП в соответствии с ФГОС СПО по специальности
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания:
Код 1
Код
Умения
Код
Знания
ПК,
умений
знаний
ОК
ПК.1.1
ОК.01
ОК.02

-

ПК.1.3
ОК.01
ОК.02
ОК.04

-

ПК.2.2
ОК.01
ОК.02
ОК.04

-

ПК 3.1.
ОК.01
ОК.02
ОК.04

-

- изображать
материалы в эскизах
изделий на основе
анализа их свойств
для
конкретного
применения
- выбирать
и
применять
материалы
для
создания
высококачественного
востребованного
изделия
- консультировать по
подбору материалов
- моделировать
изделия с учётом
свойств
проектируемых
материалов
- выбирать
рациональные
способы технологии
и технологических
режимов
производства
изделий
в
зависимости от вида
и
свойств
материалов.
- подбирать
комплект материалов
для
изготовления
изделия,
рекомендации
по
уходу за изделием

-

- ассортимент, область применения
и свойства материалов

-

- текущие модные тенденции и
темы в применении к материалам,
цвету и стилю
- ассортимент
материалов,
отвечающих модному дизайну, их
свойства, способы применения,
требования по уходу
- принципы сочетания материалов

-

- поведение
материалов
в
различных силуэтных линиях,
правила кроя материалов

-

- технологические,
эксплуатационные и гигиенические
требования,
предъявляемые
к
материалам
- свойства различных материалов и
принципы обращения с ними при
раскрое, шитье, влажно-тепловой
обработке
- конфекционирование, принципы
бережливого производства

Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных, необходимых для освоения данной
дисциплины, также можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с
учетом особенностей профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.
1

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

72

в т.ч. в форме практической подготовки

50

в т. ч.:
теоретическое обучение

22

лабораторные работы (если предусмотрено)

48

Самостоятельная работа 2
Промежуточная аттестация

2

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных
тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
2

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации
деятельности обучающихся

1

2

Раздел 1. Основные виды волокнистых сырьевых материалов
Тема 1.1 Общие
Содержание
сведения о волокнах
Классификация натуральных волокон.
и нитях.
Роль материалов в современной индустрии
Натуральные
моды.
Основные
виды
сырьевых
волокна.
материалов. Классификация материалов
для одежды. Требования к современным
материалам. Принципы их выбора для
применения в производстве.
Основные свойства волокон, область
применения, методы распознавания
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Распознавание и исследование свойств
натуральных текстильных волокон
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2 Химические Содержание
волокна и нити для
Классификация химических волокон.
производства
Основные свойства волокон, область
материалов
применения, методы распознавания.
Перспективы в производстве химических
волокон.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
В соответствии с Приложением 3 ПООП.

3

Объем, акад. ч / в том числе в форме
практической подготовки, акад ч

3
Обязат. часть
ОП с учетом
интенсификации
40%

4
Обязат. часть ОП

Коды компетенций и
личностных
результатов3,
формированию
которых способствует
элемент программы
5

1
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

6

1
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

6

Код Н, У, З,
Уо, Зо

6

Распознавание и исследование свойств
химических текстильных волокон
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Основы технологии производства тканых материалов
Тема 2.1 Прядомые и Содержание
непрядомые нити
1. Основные процессы прядения.
Классификация пряжи. Свойства и область
применения пряжи, вырабатываемой из
натуральных и химических волокон.
Требования к качеству.
Совершенствование прядильного
производства.
2. Классификация, свойства и область
применения нитей.
Элементарные, комплексные, кручёные,
текстурированные, металлические,
металлизированные нити. Особенности
строения, назначение и свойства нитей.
Требования к качеству нитей.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Исследование образцов пряжи и нитей
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2
Содержание
Производство тканей 1.Процесс выработки тканей на ткацком
станке. Требования к качеству.
2.Состав тканей, влияние состава на
внешний вид.
3.Основные процессы отделки тканей.
Специальные виды отделки тканей.
Требования к качеству отделки.
Определение нитей основы и утка,
лицевой и изнаночной сторон тканей.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3 Строение
Содержание
тканей. Виды
1.Классификация ткацких переплетений.
ткацких
Графическое изображение и
переплетений
характеристика переплетений. Влияние

2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

4

2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

2

ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

переплетений на внешний вид и свойства
тканей.
2.Основные показатели строения тканей.
Плотность и заполнение тканей.
3.Структура поверхности ткани
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Определение нитей основы и нитей утка,
лицевой и изнаночной сторон тканей
Исследование образцов ткацких
переплетений
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3 Свойства
Содержание
тканей
1.Геометрические, механические свойства
тканей.
2.Физические и механические свойства
тканей, их влияние на микроклимат и
самочувствие потребителя
3.Оптические свойства. Художественноколористическое оформление тканей.
4.Технологические свойства тканей
5.Качество тканей. Определение
сортности тканей
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Комплексная оценка свойств тканей
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3 Классификация и ассортимент материалов для одежды
Тема 3.1.
Содержание
Ассортимент тканей
1. Понятие об ассортименте и об артикуле
тканей
2.Общая характеристика ассортимента
хлопчатобумажных тканей
3.Общая характеристика ассортимента
льняных тканей
4.Общая характеристика ассортимента
шерстяных тканей
5.Общая характеристика ассортимента
шёлковых тканей

6

2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

4

2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

Тема 3.2.
Ассортимент
трикотажных и
нетканых полотен

Тема 3.3 Ассортимент
натуральных и
искусственных кож и
меха

Тема 3.4 Ассортимент
прикладных
материалов

6.Общая характеристика ассортимента
плащевых и курточных тканей
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Изучение и анализ ассортимента тканей
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1.Классификация, свойства и область
применения трикотажных полотен.
2.Классификация, свойства и область
применения нетканых полотен.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Изучение и анализ ассортимента
трикотажных и нетканых полотен
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1.Классификация, свойства и область
применения кож для изделий.
2.Классификация, свойства и область
применения меха для изделий.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1.Требования, предъявляемые к
подкладочным материалам.
Классификация, свойства и область
применения. Требования к качеству.
2.Требования, предъявляемые к
прокладочным материалам.
Классификация, свойства и область
применения. Требования к качеству.
3.Утепляющие материалы.
Классификация, свойства и область
применения. Требования к качеству.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ

4

1
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

4

1
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

4

Изучение и анализ ассортимента
прикладных материалов
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.5 Материалы
Содержание
для скрепления
1.Виды скрепляющих материалов.
деталей одежды и
Требования, предъявляемые к швейным
одёжная фурнитура
ниткам. Классификация ниток. Клеевые
соединения. Целесообразность
применения ниточных и клеевых
соединений. Требования к качеству.
2.Требования к одежной фурнитуре.
Классификация, свойства и область
применения. Требования к качеству.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Изучение и анализ ассортимента
скрепляющих материалов и фурнитуры
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.6 Отделочные Содержание
материалы
1.Классификация, свойства и область
применения отделочных материалов.
Требования к качеству.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.7
Содержание
Конфекционирование 1.Подбор материалов для изделия по их
материалов для
назначению и условиям эксплуатации.
изготовления изделия 2.Составление конфекционной карты.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Конфекционирование материалов для
изделия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего

2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

4
2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04

2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04
4

2
72

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Материаловедения», оснащенный в соответствии с п. 6.1.1.2
образовательной программы по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование
и технология изготовления изделий легкой промышленности (по отраслям).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Бузов Б.А. Материалы для одежды. Ткани: уч.пособие. -М.: ИНФРА-М, 2022224с.
2. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. – М.
: Издательский центр «Академия», 2022 – 288 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. – М.
: Издательский центр «Академия», 2022 – 288 с. - https://academiamoscow.ru/catalogue/4917/631463/.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Бессонова Н.Г. Материалы для отделки одежды: уч.пособие. -М.: ИНФРА-М, 2020
– 144с.
2. Бузов Б.А., Алыменкова Н.Д. Материаловедение в производстве изделий лёгкой
промышленности - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 320с.
3. Жихарев А.П. и др. Материаловедение. Швейное производство - М.: Издательский
центр «Академия», 2005.- 237с.
4. Кирсанова, Е. А. Материаловедение (Дизайн костюма) : учебник /Е. А. Кирсанова,
Ю. С. Шустов, А. В. Куличенко, А. П. Жихарев. – Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М,
2020.
5. Максимюк Е.В. Материаловедение швейного производства: уч. пособие. - Минск,
РИПО, 2019г.-215с.
6. Орленко, Л. В. Конфекционирование материалов для одежды : учебное пособие/
Л. В. Орленко, Н. И. Гаврилова. – Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020.
7. Стельмашенко В.И. Практикум по материалам для одежды и
конфекционированию: уч.пособие. -М. ИНФРА-М, 2019г.-144с
8. Стельмашенко В.И., Розаренова Т.В. Материалы для одежды и
конфекционирование : учебник для академического бакалавриата / В. И. Стельмашенко, Т.
В. Розаренова ; под общ. ред. Т. В. Розареновой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2019 — 308 с.

9. Труевцева М.А. Материаловедение. Рабочая тетрадь : уч.пособие- М.: ИНФРА-М,
2022г.-316с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения4
Знания:
Ассортимент, область
применения и свойства
материалов

Критерии оценки
Перечисляет виды
материалов для одежды по
назначению, по составу, по
способу производства.
Определяет область
использования каждого
материала
Формулирует показатели
свойств и критерии их
оценки.
Излагает текущие модные
тенденции и темы в
применении к материалам,
цвету и стилю.
Выделяет материалы,
соответствующие модному
дизайну, даёт
характеристику их свойств
и рекомендации по
применению и уходу
Сочетает материалы по
цветам, фактурам,
свойствам
Анализирует поведение
материалов в различных
силуэтных линиях.
Формулирует, правила
кроя материалов
Формулирует требования к
материалам, показатели
свойств и критерии их
оценки.
Даёт рекомендации по
раскрою, шитью, влажнотепловой обработке,
конфекционированию.
Излагает принципы
бережливого производства

Методы оценки
Оценка результатов
тестирования
Устный опрос
Оценка результатов
выполнения лабораторных
работ

Выполняет эскизы
моделей,
демонстрирующие
толщину, драпируемость
жёсткость материалов,
фактуру
- выбирать
и
применять Производит обоснованный
материала
для
создания подбор основных,
высококачественного
отделочных, прикладных
востребованного
изделия. материалов и фурнитуры

Оценка результатов
выполнения лабораторной
работы

Текущие модные тенденции и
темы в применении к
материалам, цвету и стилю
Ассортимент материалов,
отвечающих модному дизайну,
их свойства, способы
применения, требования по
уходу.
Принципы сочетания
материалов

Поведение материалов в
различных силуэтных линиях,
правила кроя материалов
Технологические,
эксплуатационные и
гигиенические требования,
предъявляемые к материалам.
Свойства различных
материалов и принципы
обращения с ними при раскрое,
шитье, влажно-тепловой
обработке.
Конфекционирование,
принципы бережливого
производства
Умения:
- изображать материалы в
эскизах изделий на основе
анализа их свойств для
конкретного применения

4

В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.

Оценка результатов
тестирования
Экспертная оценка по
результатам наблюдения за
деятельностью обучающегося в
процессе освоения учебной
дисциплины

Устный опрос
Оценка результатов
тестирования
Оценка результатов
тестирования
Устный опрос
Оценка результатов
выполнения лабораторных
работ

Оценка результатов
выполнения лабораторной
работы

консультировать по подбору для создания изделий,
материалов
отвечающих требованиям
современного дизайна.
Осуществляет
консультирование по
выбору материалов на
основании
потребительских и
промышленных
требований
- моделировать изделия с Выполняет моделирование
учётом
свойств фасонных особенностей
проектируемых материалов
изделий с учётом
толщины, растяжимости,
драпируемости, жёсткости
материалов, вида их
фактуры
- выбирать
рациональные Производит обоснованный
способы
технологии
и выбор режимов обработки
технологических
режимов для швейных машин,
производства
изделий
в оборудования для влажнозависимости от вида и свойств тепловой обработки.
материалов.
- подбирать
комплект
материалов для изготовления
изделия, рекомендации по
уходу за изделием

Оценка результатов
выполнения лабораторной
работы

Оценка результатов
выполнения лабораторной
работы



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.