ОПЦ.02 Спецрисунок и художественная графика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.02 Спецрисунок и художественная графика

Профиль получаемой профессии: социально-экономический

Код и наименование профессии: 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология
изготовления изделий легкой
промышленности

Квалификация выпускника: Технолог-конструктор
Форма обучения: очная

2024г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 5 от «04» марта 2024 г.

Подпись

Насуева Г.А.
ФИО

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УР
^/^ у?^^-----Шабанова М. М.
Подпись
ФИО
04

марта

2024г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.02 Спецрисунок и художественная графика
разработана на основе:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Приказ Минпросвещения России от 14.06.2022 N 443 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего
профессионального образования по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69121)с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2024/2025 учебный год.

Разработчик: Ибрагимова С.А., преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»

Рецензент: Костина Л.Н. преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.02 Спецрисунок и художественная графика»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Спецрисунок и художественная графика» является обязательной
частью общепрофессионального цикла ПОП в соответствии с ФГОС СПО по специальности
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Код
Умения
Код
Знания
ПК,
умений
знаний
ОК
ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 04

-

- выполнять рисунки с
натуры с использованием
различных графических
приемов;
- выполнять линейноконструктивный рисунок
геометрических тел,
предметов быта и фигуры
человека;
- выполнять рисунок с
использованием методов
построения пространства на
плоскости.

ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 04

выполнять эскизы в
соответствии с тематикой
проекта, свойствами
материалов,
конструктивным решением
изделий, целевой
аудиторией
сочетать цвета, фактуры,
текстильно-басонные
изделия и фурнитуру в
эскизе;
применять разнообразие
фактур используемых
материалов и фурнитуры
презентовать идеи и
дизайнерские продукты
заказчику

-

- принципы перспективного
построения геометрических
форм;
- основные законы
перспективы и распределения
света и тени при изображении
предметов, приемы чернобелой графики;
- основные законы
изображения предметов,
окружающей среды, фигуры
человека.
формообразующие свойства
тканей;
правила гармоничных
сочетаний цветов и фактур в
композиции костюма

организовывать композиции
на плоскости

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

72

в т.ч. в форме практической подготовки

24

в т. ч.:
теоретическое обучение

24

практические занятия

46

Самостоятельная работа 1
Промежуточная аттестация

2

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием учебной дисциплины.
1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Раздел 1. Основы линейно-конструктивного рисунка
Тема 1.1.
Содержание
Основы
1. Проекции изображения предметов (горизонтальная,
изобразительной фронтальная и профильная). Основы перспективы. Линейная
грамоты
перспектива. Линия горизонта, точка схода. Изображение
плоских геометрических фигур относительно линии
горизонта. Понятие о композиции. Основные правила
композиции.
2. Изображение объемных геометрических тел. Построение
куба, призмы, цилиндра. Изображение манекена, схемы
условной фигуры человека
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Выполнение рисунков геометрических фигур, выполнение
условной фигуры человека средствами объемных
геометрических фигур во фронтальной и профильной
проекциях (морфология фигуры человека передается через
геометрические примитивы – цилиндр, шар, конус и т.д.).
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
2

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Объем, акад. ч / в том числе в
форме практической
подготовки, акад ч

3
Обязат. часть
ОП с учетом
интенсификации
40%

4
Обязат.
часть ОП

Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
5

8
ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 04

10

8

Код Н, У,
З, Уо, Зо

6

Тема 1.2.
Графические
приемы и
средства для
выполнения
эскизов

Графические материалы: карандаш, кисть, перо, тушь,
чернила, акварель. Графические приемы и средства при
выполнении эскиза: пятно, линия Графическое изображение
материалов различной плотности (текстиль, кожа, мех)
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Практическое занятие 2. Выполнение графических
набросков тканей различной плотности и пластики (сукно,
кожа, мех, шелк, органза)
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 1.3.
Графические
приемы
изображения с
использованием
фактуры и
орнамента

Содержание
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Изображение фактур ворсовых поверхностей.
Изображение фактур материалов различных переплетений.
Изображение фурнитуры
Самостоятельная работа обучающихся

6

Тема 1.4.
Технический
рисунок деталей
изделий

Содержание
Технический рисунок. Технические средства создания
эскизов. Требования, предъявляемые к техническому
рисунку. Методика выполнения технических рисунков
швейных изделий различных видов.
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Выполнение технического рисунка плечевых изделий
Выполнение технического рисунка поясных изделий.
Самостоятельная работа обучающихся

8

Содержание
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Рисунок схемы фигуры человека.
Рисунок схемы фигуры с опорой на одну ногу
Выполнение линейно-конструктивного рисунка фигуры
человека в костюме

10

Тема 1.5.
Изображение
человека.
Фигура

6

ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 04

ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 04

4

ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 04

ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 04

Пропорции головы человека. Пропорции лица. Постановка
головы в различных ракурсах. Стилизация в рисунке головы
человека.
Строение частей фигуры человека. Пропорции рук, ног.
Правила и приемы изображения рук, ног. Приемы
стилизации в рисунке конечностей.
Стилизация фигуры в эскизе.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Основы цветной графики
Тема 2.1.
Содержание
Цветная
В том числе практических занятий и лабораторных
графика в
работ
эскизе
Графические материалы, специфика и художественные
приемы в цветной графике.
Цветовой круг
Понятие цветовых гармоний
Организация колорита эскиза
Выполнение эскизов композиций фигуры в костюме
средствами цветной графики
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего

10
ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 04

2
72

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Спецрисунка и художественной графики», оснащенный в соответствии с
п. 6.1.1.2 образовательной программы по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по отраслям).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания и электронные издания
1. Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика : учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / С. Е.Беляева, Е.А.Розанов. — 11-е изд., испр. — М. :
Издательский центр «Академия», 2021. — 240 с.— URL: https://academialibrary.ru/catalogue/4831/552178/ (дата обращения: 01.08.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного
проектирования : учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / С. Е. Беляева.
— 7-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
2. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2017. – 482 с.
3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика : учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий»
/Н.П. Бесчастнов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019— 271 с.
4. http://www.kodges.ru/36214-specrisunok-i-khudozhestvennaja-grafika-uchebnik.html
5.http://www.grafik.org.ru/gallery-name.html
6.http://hudozhnikam.ru/osnovi_risunka/36.html
7.http://www.chernorukov.ru/articles/?article=505
8. http://www.artprojekt.ru – портал по изобразительному искусству
9. http://gallerix.ru – портал по изобразительному искусству

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3

3

Критерии оценки

Знать формообразующие
свойства тканей

Демонстрирует знание по
передаче свойств
различных тканей
средствами графики

Знать правила гармоничных
сочетаний цветов и фактур в
композиции костюма

Демонстрирует знание
правил гармоничных
сочетаний цветов и фактур
в композиции

Уметь выполнять эскизы в
соответствии с тематикой
проекта, свойствами
материалов, конструктивным
решением изделий, целевой
аудиторией

Демонстрирует
выполнение работ в
соответствии с тематикой
проекта, свойствами
материалов,
конструктивным решением
изделий, целевой
аудиторией

Уметь сочетать цвета, фактуры,
текстильно-басонные изделия и
фурнитуру в эскизе;

Демонстрирует
выполнение работ с учетом
сочетания цветов,
фактуры, текстильнобасонных изделий

В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.

Методы оценки
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций,
по результатам
самостоятельных и аудиторных
работ.
- при проведении
промежуточной аттестации по
дисциплине.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций,
по результатам
самостоятельных и аудиторных
работ.
- при проведении
промежуточной аттестации по
дисциплине.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций,
по результатам
самостоятельных и аудиторных
работ.
- при проведении
промежуточной аттестации по
дисциплине.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций,
по результатам
самостоятельных и аудиторных
работ.

- при проведении
промежуточной аттестации по
дисциплине.
Уметь применять разнообразие
фактур используемых
материалов и фурнитуры

Демонстрирует
применение разнообразных
графических средств для
передачи фактур
материалов и фурнитуры

Уметь презентовать идеи и
дизайнерские продукты
заказчику

Демонстрирует умение
презентовать идеи и
дизайнерские продукты
заказчику используя
различные графические
средства

Уметь организовывать
композиции на плоскости

Демонстрирует умение
выполнять композиции на
плоскости

Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций,
по результатам
самостоятельных и аудиторных
работ.
- при проведении
промежуточной аттестации по
дисциплине.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций,
по результатам
самостоятельных и аудиторных
работ.
- при проведении
промежуточной аттестации по
дисциплине.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций,
по результатам
самостоятельных и аудиторных
работ.
- при проведении
промежуточной аттестации по
дисциплине.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.