СГЦ.07 Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГЦ.07 Гражданское население в противодействии
распространению идеологии терроризма

Профиль получаемой профессии.* социально-экономический

Код и наименование профессии: 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология
изготовления изделий легкой
промышленности
Квалификация выпускника: Технолог-конструктор

Форма обучения: очная

2024г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № 5 от «04» марта 2024 г.

Подпись

Давлятбекова М. М.
ФИО

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УР
^л £тДг ■— Шабанова М. М.
Подпись
ФИО

04

марта

2024г.

Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.01 История России
разработана на основе:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Приказ Минпросвещения России от 14.06.2022 N 443 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего
профессионального образования по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69121)с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2024/2025 учебный год.

Разработчик: Магомедов И.А., преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»

Рецензент: Ибрагимова И.И., преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................2
2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................2
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ...................................................2
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ............................2

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.07 Гражданское население в противодействии распространению идеологии
терроризма
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий
легкой промышленности (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«Гражданское
население
в
противодействии
распространению идеологии терроризма» в профессиональной деятельности
относится к циклу социально-гуманитарных дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
• адекватно понимать, что имеется в виду, кода речь идет о «молодежном
экстремизме», уметь ориентироваться в главных аспектах данной проблемы;
• правильно понимать сущность таких дефиниций как «терроризм» и
«идеология терроризма»; знать разновидности терроризма, факторы его
возникновения и уметь их выявлять.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
• знать содержание основных понятий безопасности;
• четко себе представлять из чего складываются основные элементы
национальной безопасности Российской Федерации;
• какие угрозы и опасности подрывают национальные интересы современной
России.
• иметь отчетливые представления о природе возникновения и развития
различных видов вызовов и угроз безопасности общества, и особенно таких
как экстремизм и терроризм;
• владеть основами анализа основных видов терроризма;
• владеть основами анализа экстремистских проявлений в молодежной среде;
• иметь общее представление о социальных конфликтах и способах их
разрешения
в
сферах
межнационального
и
межрелигиозного

4

противостояния, а также профилактики ксенофобии, мигрантофобии и
других видов экстремизма в образовательной среде;
• понимать роль средств массовой информации
антитеррористической идеологии у молодежи.

в

формировании

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоении программы учебной
дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студент 34 часа.
2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
практические занятия
8
теоретические занятия
26
Итоговое занятие в форме зачёта

5

2. 2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа студент

Объем
часов

1

2

3

Раздел 1. Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма.
Тема 1.1.
Предмет
«Гражданское
население в
противодействии
распространению идеологии
терроризма»

Содержание теоретического занятия
Теоретическое занятие

3
2(2/0)
2

1. Предмет и задачи курса.
2. Экстремизм и терроризм.
3. Структура и виды экстремизма.

Раздел 2.Теоретические основы терроризма и экстремизма.
Тема 2.1
Содержание теоретического занятия
Экстремизм и терроризм как
Теоретическое занятие
угроза национальной
безопасности России
1. Экстремизм как деструктивный радикализм
2. Экстремизм как социальная агрессия
3. Признаки терроризма.
Причины
и
формы Практическое занятие

Коды общих
компетенций
(указанных в разделе
1.2) и личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы

ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.
10
4(2/2)
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.
2

6

современности религиозно– 1. Экстремизм - как феномен.
политического экстремизма
2. Причины, истоки терроризма.

ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6. МР
3. МР 4.

и терроризма.
Тема 2.2
Молодежный
экстремизм.Личность
современного экстремизма.

Тема 2.3
3.Терроризм как проблема
современности.

ПР 1. ПР 2.
Содержание теоретического занятия
Теоретическое занятие
1. Типы группового экстремизма
2. Типология молодежных группировок агрессивной направленности.
3. Законодательный корпус в определении экстремисткой деятельности.
Содержание теоретического занятия
Теоретическое занятие

1. История возникновения терроризма.
2. Проявления терроризма.
3. Классификация видов современного терроризма.
Раздел 3. Экстремизм и терроризм в современном мире.
Тема 3.1.
Экстремизм и терроризм в
России.

Тема 3.2.
Религиозно–политический
экстремизм в Дагестане.

Содержание теоретического занятия
Теоретическое занятие
1. Внешние причины распространения терроризма в России.
2. Список нормативных правовых актов РФ в области противодействия
терроризму.
Содержание теоретического занятия
Теоретическое занятие
1. Северный Кавказ как один из центров распространения
религиознополитического экстремизма и террористической практики.

2 (2/0)
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.
2 (2/0)
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.
11
2 (2/0)
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.
4(2/2)
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.

7

2. Современные этнополитические процессы в Республике Дагестан.
3. Особенности экстремизма и терроризма в Дагестане.
Понимание корней и ролевых Практическое занятие
моделей
исламского
экстремизма.
Пути 1. Деструктивная деятельность террористических организаций на
территории России и РД
противодействия.

ПР 1. ПР 2.
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.

2. Различия традиционного и радикального ислама
Тема 3.3.
Содержание теоретического занятия
Безопасность личности при
Теоретическое занятие
экстремизме и терроризме.
1. Традиционные основы морального облика дагестанца, как защита
асоциальных проявлений.
2. Нравственные основы семьи.
3. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Практическое занятие

4(2/2)
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.

Понимание
фундаментализма, фанатизма
и их отличие от экстремизма. 1. Идеология национализма, расизма, неонацизма.
2. Идеология фундаментализма, ваххабизма

2

Раздел 4. Противодействие экстремизму и терроризму.

17

Тема 4.1
Противодействие
экстремизму и терроризму.

Содержание теоретического занятия
Теоретическое занятие
1. Веротерпимость, как
альтернатива
религиознополитическому экстремизму.
2. Ислам против экстремизма и терроризма.
3. ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»

ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.
2 (2/0)
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.

8

Тема4.2
Международный опыт в
противодействии
терроризма.

Тема 4.3 Основы
антитеррористичеcкой
политики России.

Содержание теоретического занятия

2 (2/0)

Теоретическое занятие

2

1. Мировой терроризм, как вызов безопасности мирового сообщества.
2. Роль ООН в выработке стандартов в сфере предупреждения
терроризма.
3. Конвенция ООН, Совета Европы ,Международная Конвенция о борьбе
с финансированием терроризма.
Содержание теоретического занятия

ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.

4(2/2)

Теоретическое занятие

2

1. Государственная идеология и стратегия противодействии терроризма.
2. Роль гражданского общества, политических партий, общественных
организаций в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Поведение во время терактов.

3. Действующие
на
территории
террористические организации.
Практическое занятие

России

экстремистские

1. Поведение во время терактов.
2. Памятка МЧС: правила и порядок поведения при угрозах
террористических актов
Содержание теоретического занятия

ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.

и

Тема 4.4
Информационная среда
противодействия экстремизму и Теоретическое занятие
терроризму.
1. Роль информации в современном мире.
2. Способы выявления экстремизма и терроризма в СМИ, сети Интернет.
3. Взаимодействие правоохранительных органов и населения в борьбе
по предупреждению экстремизма и терроризма.

2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.
2 (2/0)
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.

9

Тема 4.5 Культура
Содержание теоретического занятия
междунационального
Теоретическое занятие
общения
как
фактор противодействия
1. Факторы формирования культуры.
терроризму и экстремизму.
2. Условия обеспечения межэтнического согласия в РФ.
3. Выработка антиэкстремистских установок в сознании и поведении в
молодежной среде.
Тема 4.6
Содержание теоретического занятия
Духовное
и
культурное
Теоретическое занятие
наследие Дагестана как часть
общероссийского
Исторический очерк культурного наследия Дагестана.
социокультурного
пространства.
Патриотизм в прошлом и настоящем Дагестана.

2 (2/0)
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.
2 (2/0)
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.

Различие понятий «национальное» и «национализм».
Тема 4.7
Содержание теоретического занятия
Роль
религиознополитическог Теоретическое занятие
о экстремизма в мировых
Ваххабизм в современном мире.
конфликтах в конце ХХ-ХХ1 в.
Экстремизм в государствах Ближнего Востока и Центральной Азии.
Институты гражданского общества России в борьбе с идеологией
экстремизма и терроризма.
ДУМД: работа по противодействию экстремизма и терроризма в
Дагестане.
ИТОГО

2 (2/0)
2
ЛР 4. ЛР 5. ЛР 6.
МР 3. МР 4.
ПР 1. ПР 2.

34

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета
истории и основ философии. Оборудование учебного кабинета:
-25 посадочных мест (по количеству
студент); рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном
заседании
Совета
Безопасности
России:
Режим
доступа:
http://www.kremlin.ru/transcripts
2. Государственная программа Правительства РФ «Информационное общество»
(2016-2020 гг.).
3. Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена
президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр189).
4. Законы РФ «О средствах массовой информации»; «О порядке освещения
деятельности органов государственной власти в государственных средствах
массовой информации»; «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации»; «Об участии в международном информационном обмене»;
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления».
5. Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. − М.:
Республика, 2014.
6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
7. Приказ Минобранауки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по
противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. №
170.
8. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690).
9. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с
изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа
2004 г.).
10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму» с новой редакцией и дополнениями от 28.06.2014 № 179-ФЗ, от
05.05.2014, от 02.11.2013, от 23.07.2013, от 08.11.2011, от 03.05.2011.

11. Авдеев Ю. И., Арсеньев В. В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной
России: истоки, содержание, типология (часть первая) // Социологическая наука и
социальная практика. 2018.№ 2.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования,
реферативной работы, составления конспектов.

• оценка выполнения заданий;
уметь ориентироваться в главных аспектах • оценка результатов тестирования.
• оценка точности
данной проблемы;
правильно понимать сущность таких определенийпонятий в форме
терминологического диктанта;
дефиниций как «терроризм» и
• оценка индивидуальных устных
«идеология
терроризма»;
ответов;
Усвоенные знания:
• оценка результатов письменного
• основные понятия безопасности;
опроса в форме тестирования;
• акие угрозы и опасности подрывают • оценка результатов выполнения
национальные интересы современной проблемных и логических заданий;
Освоенные умения:

•

•
•

•

•

России.
иметь отчетливые представления о
природе возникновения и развития
различных видов вызовов и угроз
безопасности общества, и особенно
таких как экстремизм и терроризм;
владеть основами анализа основных
видов терроризма;
владеть
основами
анализа
экстремистских проявлений в
молодежной среде;
иметь
общее
представление
о
социальных конфликтах и способах их
разрешения
в
сферах
межнационального и межрелигиозного
противостояния, а также профилактики
ксенофобии, мигрантофобии и других
видов экстремизма в образовательной
среде;
понимать роль средств массовой
информации
в
формировании
антитеррористической идеологии у
молодежи.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.