ЕН.02 Основы статистики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины: ЕН.02Основы статистики

Код и наименование профессии: 40.02.03 Право и Судебное
администрирование
входящей в состав УГС (УГП): 40.00.00 юриспруденция

Квалификация выпускника: Специалист по судебному
администрированию
Форма обучения: очная
Курс

Семестр:

2

3,4

2022 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой)
комиссией—^_____________________
Протокол № от «^ » ^

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР

20^^ г.

Подпись
Л?

Шабанова М.М.
ФИО

0£20^ г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ЕН.02Основы статистики
40.02.03 Право и Судебное администрирование
разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 №
513(зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2014 N 33360);
с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2022/2023учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

4
6
Ц

13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02«ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ»

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 40.02.03 Право и судебное администрирование (базовой
подготовки).
Программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке
работников в области банковского дела.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена: дисциплина входит в математический и
общий естественнонаучный учебный цикл.
Содержание учебной
дисциплины способствует формированию
компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Осуществлять ведение судебной статистики на бумажных
носителях и в электронном виде.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины- требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен
уметь:
• собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в
своей профессиональной деятельности;
• оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую
информацию;
• исчислять основные статистические показатели;
• проводить анализ статистической информации и делать
соответствующие выводы;
знать:
• законодательную базу об организации государственной статистической
отчётности и ответственности за нарушение порядка её представления;
• современную структуру органов государственной статистики;
• источники учёта статистической информации;

• экономико-статистические методы обработки учётно-статистической
информации;
• статистические закономерности и динамику социально-экономических
процессов, происходящих в стране.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки учащегося54 часа, в том числе:
• обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегосяЗб часов;
• самостоятельной работы учащегося 18 часов;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
(очная форма обучения)

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа учащихся (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме

Объем часов
54
36

18
18
18
дифференцированного
зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 «Статистика»
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
Объем
Наименование разделов
практические занятия, самостоятельная работа учащихся, курсовая
часов
и тем
работа (проект)
2
3
1
Раздел 1. Основы статистики
Содержание учебного материала
2
Предмет, метод и задачи статистики. Организация статистики в РФ
Тема 1.1. Статистика
1
как наука
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
2
Реферат на тему «Взаимосвязь статистики с другими науками»
Содержание учебного материала
2
Понятие, формы, виды и способы статистического наблюдения
1
2
Точность статистического наблюдения
Тема 1.2.
Практическое занятие №1.
Статистическое
Этапы проведения и программно-методологические вопросы
2
наблюдение
статистического наблюдения
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
2
Программно-методологическая подготовка статистического наблюдения
Содержание учебного материала
2
Понятие, задачи и виды статистических сводок. Метод группировок в
1
статистике
Тема 1.3. Сводка и
Практические занятия
группировка
Практическое занятие №2.
материалов
2
1
Статистические ряды распределения
статистического
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
наблюдения
Свести данные показателей деятельности банков, выполнить их
2
ранжирование и группировку в соответствии с заданными признаком и
числом групп
Раздел 2. Методика статистической оценки социально-экономических явлений и процессов

Уровень
освоения
4

2

2
2

2

Содержание учебного материала
Абсолютные статистические величины
1
Относительные статистические величины
2
Тема 2.1. Абсолютные и Практическое занятие №3.
относительные
Расчёт основных относительных статистических показателей
величины в статистике Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Рассчитать относительные показатели динамики, планового задания,
выполнения плана и сформулировать выводы на основании полученных
значений
Содержание учебного материала
Средние величины: сущность, виды, способы вычисления
1
Практическое занятие №4.
Тема 2.2. Средние
Расчёт средних величин
величины
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Рассчитать средние арифметические и гармонические величины на
основании статистических данных о социально-экономических явлениях
Содержание учебного материала
Понятие вариационного ряда. Показатели рядов динамики
1
Тема 2.3. Вариационные Практическое занятие №5.
ряды
Расчёт показателей вариационного ряда
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Расчёт основных показателей вариационного ряда
Содержание учебного материала
Тема 2.4. Ряды
динамики
Сущность и виды рядов динамики. Показатели рядов динамики
1
Практическое занятие №6.
Расчёт показателей ряда динамики
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Рассчитать средний уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и
прироста, абсолютное значение 1 % прироста, средний абсолютный

2

1
2

2

2

2

2

2
2
2

2

2
2
2
2
2

2

Тема 2.5. Выборочное
наблюдение

Тема 2.6. Индексы и их
использование в
ЭКОНОМИКС-

статистических
исследованиях

прирост, средние темпы роста и прироста и сформулировать выводы
Содержание учебного материала
Сущность и виды выборочного наблюдения. Ошибки выборочного
1
наблюдения
Практические занятия
Практическое занятие №7.
1
Расчёт ошибок выборки
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Рассчитать средние и предельные ошибки выборочного наблюдения.
Рассчитать необходимый объем выборки
Содержание учебного материала
Понятие, виды и способы расчёта статистических индексов
1
Структурные индексы
2
Практические занятия
Практическое занятие №8.
1
Расчёт индексов
Практическое занятие №9.
2
Применение индексов для анализа экономических явлений
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Рассчитать индексы цен, физического объёма реализации и товарооборота.
Проанализировать полученные результаты
Всего:

2

2

2
3

2

2
2
2
54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

2
2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета
профессиональных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным
программным обеспечением; экран, мультимедиа проектор.
Методическое обеспечение дисциплины: электронный курс, конспект
лекций;
электронные
образовательные
средства
(ресурсы
интернета)аудиовизуальные (мультимедиа презентации, образовательные
видеофильмы и др.); наглядные пособия (авторский курс лекций, таблицы,
плакаты, карточки-задания для контроля знаний учащихся).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы

Основные источники:
1. Ловцов Д. А., Паршнивцева Л. С., Богданова М. В. Основы статистики:
учебное пособие : Российский государственный университет
правосудия, 2019.- 160 с. (Среднее профессиональное образование)
2. В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика: учебник
М.: КНОРУС, 2018. - 288 с. (Среднее профессиональное образование)
3. Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: учебник
М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018
Дополнительные источники:
1. Статистика / Под ред. Мхитаряна В.С. (12-е изд., перераб. и доп.)
учебник (Среднее профессиональное образование)М.: ИЦ Академия,
2019
2. Статистика: Учебное пособие для средних специальных учебных
заведений / Е.А. Земедлина. - (СПО). М.: ИЦ РИОР, 2018
3. Гладу и И. В. Статистика: учебник М.: КНОРУС, 2019
4. Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение
порядка представления государственной статистической отчетности»
от 13 мая 1992г. №2761-1 (ред. От 3 0.12.2001г.)
5. Положение о порядке ведения Госу дарственного реестра предприятий.
Утверждено Государственной налоговой службой Российской
Федерации 12 апреля 1993г., №ЮУ -4-12/65 Н.
6. Журнал «Вопросы статистики».
7. Статистические ежегодники.

Интериет-ресурсы:
1. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики
2. www.cbr.ru - Официальный сайт Банка России
3. http://www.znanium.com/- Электронно-библиотечная система

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения учащимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы
В результате освоения
контроля и оценки
дисциплины учащийся
результатов обучения
должен обладать
компетенциями:
В результате освоения дисциплины учащийся должен уметь:
-собирать
и
обрабатывать ОК 2. Организовывать
Практическая работа
информацию,
необходимую
Самостоятельная работа
собственную
для ориентации в своей
Контрольная работа
деятельность,
профессиональной
Дифференцированный
деятельности
определять методы и
зачёт
способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество
-проводить
анализ ОК 4. Осуществлять
Практическая работа
статистической информации и поиск, анализ и оценку
Контрольная работа
делать
соответствующие
Дифференцированный
информации,
выводы
зачёт
необходимой для
постановки и решения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития
-исчислять
основные ОК 5. Использовать
Практическая работа
статистические показатели
Контрольная работа
информационно­
Дифференцированный
коммуникационные
зачёт
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности
оформлять
в
виде ПК 1.5. Осуществлять
Практическая работа
таблиц, графиков и диаграмм формирование и
Контрольная работа
статистическую информацию
Дифференцированный
хранение дел
зачёт
получателей пенсий,
пособий и других
социальных выплат

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)

В результате освоения дисциплины учащийся должен знать:
-законодательную базу об ОК 2. Организовывать
Практическая работа
организации государственной
Самостоятельная работа
собственную
статистической отчётности и
Контрольная работа
ответственности за нарушение деятельность,
Дифференцированный
порядка её представления
определять методы и
зачёт
способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество
-статистические
Практическая работа
ОК 3. Принимать
закономерности и динамику решения в стандартных
Контрольная работа
социал ьно-экономических
Дифференцированный
процессов, происходящих в и нестандартных
зачёт
ситуациях и нести за
стране
них ответственность
-источники
учёта ОК 4. Осуществлять
Контрольная работа
статистической информации
Дифференцированный
поиск, анализ и оценку
зачёт
информации,
необходимой для
постановки и решения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития
Практическая работа
-экономико-статистические
Практическая работа
ОК 5. Использовать
методы обработки учётно­ информационно­
Самостоятельная работа
статистической информации
Дифференцированный
коммуникационные
зачёт
технологии в
профессиональной
деятельности.
современную
Практическая работа
ПК 1.5. Осуществлять
структуру
органов формирование и
Самостоятельная работа
государственной статистики
(решение задач)
хранение дел
Контрольная работа
получателей пенсий,
Дифференцированный
пособий и других
зачёт
социальных выплат



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.