ОД 01.08 География

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОО 01.08 География

Профиль получаемого профессионального образования: социальноэкономический

Код и наименование специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Квалификация выпускника: специалист по поварскому и кондитерскому
делу

Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 2

2023 г.
1

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины СОО 01.08 География
разработана на основе требований:
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (зарегистрировано в

Минюсте России 07.06.2012 N 24480);

-Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования, утвержденного Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016
N 1565 (ред. от 17.12.2020) "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело" (Зарегистрировано в Минюсте России
20.12.2016 N44828)
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования»;
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общая

характеристика

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной дисциплины «География»

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.
3 .Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины

5. Информационное обеспечение обучения

з

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО СОО 01.08 География.
Общеобразовательная

дисциплина

«География»

обязательной

является

частью

общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

1.2.1 Цели дисциплины
Содержание

программы

общеобразовательной

дисциплины

«География»

направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о

целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать

глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,

социально-экономических,

геоэкологических

процессов

и

явлений;

развитие

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством

ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом,
его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и
культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в
практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов,

знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение
географической информации, включая географические карты, статистические материалы,

геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших
социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической

специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития
международного

туризма

и

отдыха,

деловых

и

образовательных

программ,

телекоммуникаций и простого общения.
1.1.2.

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в

соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК :

4

Наименование и код
компетенции

ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
проф ессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам

Планируемые результаты
Общие1

Дисциплинарные1

- понимать роль и место современной географической науки в
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества:
приводить примеры проявления
мастерства, трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности глобальных проблем, в решении которых принимает участие
технологической и социальной направленности, современная географическая наука, на региональном уровне, в
способность инициировать, планировать и разных странах, в том числе в России; определять роль
самостоятельно выполнять такую деятельность; географических наук в достижении целей устойчивого развития;
интерес
к
различным
сферам - освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
познавательными действиями:
выбирать и использовать источники географической информации
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и для определения положения и взаиморасположения объектов в
актуализировать проблему, рассматривать ее пространстве; описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
всесторонне;
сформировать
системы
комплексных
социально
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
обобщения;
географические процессы и явления и распознавать их проявления
- определять цели деятельности, задавать
в
повседневной жизни; использовать знания об основных
параметры и критерии их достижения;
географических закономерностях для определения и

- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать
креативное
мышление
при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике

сравнения свойств изученных географических объектов, явлений

и

процессов;

проводить

классификацию

географических

объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими процессами

явлениями;

между

природными

условиями

и

и

размещением

населения, между природными условиями и природно-ресурсным
капиталом

и

формулировать

отраслевой

и/или

структурой

обосновывать

хозяйства

выводы

на

стран;
основе

использования географических знаний;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических

понятий,

умение

применять

социально-

экономические понятия для решения учебных и (или) практико­

ориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах

экологических

проблем:

описывать

географические

аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить

примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры

возможных путей решения глобальных проблем;

6

В области ценности научного познания:
OK 02. Использовать
современные

поиска, анализа и

выполнения

профессиональной
деятельности

науки

и

современному

уровню

общественной

практики,

на

основанного
и

информационные

технологии

соответствующего

развития

интерпретации
информации,

мировоззрения,

сформированность

средства

способствующего

диалоге

осознанию

культур,

своего

места

в

поликультурном мире;
для
задач

- совершенствование языковой и читательской

культуры как средства

взаимодействия

между

людьми и познания мира;

-

осознание

готовность

ценности

научной

осуществлять

деятельности,

проектную

и

исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе;

Овладение универсальными учебными
познавательными действиями: в) работа с
информацией:

- владеть навыками получения информации из

источников

типов,

разных

самостоятельно

осуществлять поиск, анализ, систематизацию и

интерпретацию информации различных видов и
форм представления;

-

создавать тексты

учетом

в

назначения

аудитории,

выбирая

различных

информации

форматах

и

оптимальную

представления и визуализации;

с

целевой
форму

освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения);
выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать умения проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия природных
и
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдений;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения; формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
сформировать умения находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых
знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития,
прогнозирования:выбирать и использовать источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видеои
фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной
тематики и другие источники географической информации для
выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений; определять и
7

оценивать
достоверность,
легитимность показатели, характеризующие географические объекты, процессы
информации, ее соответствие правовым и и явления; определять и находить в комплексе источников
недостоверную и противоречивую географическую информацию
морально-этическим нормам;
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении самостоятельно находить, отбирать и применять различные
когнитивных,
коммуникативных
и методы познания для решения практико-ориентированных задач;
организационных
задач
с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
OK 03. Планировать и В области духовно-нравственного воспитания: - владеть умениями географического анализа и интерпретации
- сформированность нравственного сознания, информации из различных источников: находить, отбирать,
реализовывать
систематизировать информацию, необходимую для изучения
собственное
этического поведения;
профессиональное
и - способность оценивать ситуацию и принимать географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
личностное
развитие, осознанные решения, ориентируясь на
и России, их обеспеченности природными и человеческими
предпринимательскую
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
морально-нравственные нормы и ценности;
деятельность
в - осознание личного вклада в построение представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
профессиональной сфере, устойчивого будущего;
диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
использовать знания по
- ответственное отношение к своим родителям и выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
финансовой грамотности в (или) другим членам семьи, созданию семьи на информации
из
различных
источников
географической
различных жизненных
основе
осознанного
принятия
ценностей информации; критически оценивать и интерпретировать
ситуациях
получаемую
из
различных
источников;
семейной жизни в соответствии с традициями информацию,
использовать различные источники географической информации
народов России;
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8

Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности - владеть географической терминологией и системой базовых
OK 04.
географических понятий,
умение применять социальнои самоопределению;
Эффективно
экономические
понятия
для
решения
учебных и (или) практико­
навыками
учебно
взаимодействовать
и -овладение
работать в коллективе и исследовательской, проектной и социальной ориентированных задач;
деятельности;
команде
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;

1

осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
- освоить и применить знания о размещении основных
OK 05.
В области эстетического воспитания:
Осуществлять устную и - эстетическое отношение к миру, включая географических объектов и территориальной организации
эстетику быта, научного и технического природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
письменную
коммуникацию
на творчества, спорта, труда и общественных зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники географической информации
государственном
языке отношений;
Российской Федерации с - способность воспринимать различные виды для определения положения и взаиморасположения объектов в
учетом
особенностей искусства, традиции и творчество своего и других пространстве; описывать положение и взаиморасположение
социального
и народов, ощущать эмоциональное воздействие географических объектов в пространстве;
сформировать
систему
комплексных
социально
культурного контекста
искусства;
- убежденность в значимости для личности и ориентированных географических знаний о закономерностях
общества отечественного и мирового искусства, развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
этнических культурных традиций и народного географические процессы и явления и распознавать их проявления
в повседневной жизни; использовать знания об основных
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах географических закономерностях для определения и сравнения
свойств изученных географических объектов, явлений и
искусства, стремление проявлять качества
процессов; проводить классификацию географических
творческой личности;
1

Овладение универсальными коммуникативными объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
действиями:
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и
явлениями; между природными условиями и размещением
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах населения, между природными условиями и природно-ресурсным
капиталом
и
отраслевой
структурой хозяйства
стран;
жизни;
- распознавать невербальные средства общения, формулировать и/или обосновывать выводы на основе
понимать
значение
социальных
знаков, использования географических знаний;

распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;
OK 06.
осознание
обучающимися
российской - понимать роль и место современной географической науки в
Проявлять гражданскогражданской идентичности;
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
патриотическую позицию,
целенаправленное
развитие внутренней проблем человечества:
приводить примеры проявления
демонстрировать
позиции
личности
на
основе
духовно­ глобальных проблем, в решении которых принимает участие
осознанное поведение на нравственных ценностей народов Российской современная географическая наука, на региональном уровне, в
основе
традиционных Федерации, исторических и национально­разных странах, в том числе в России; определять роль
общечеловеческих
культурных традиций, формирование системы географических наук в достижении целей устойчивого развития;
ценностей, в том числе с значимых ценностно-смысловых установок,
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
учетом
гармонизации антикоррупционного
мировоззрения, информации из различных источников: находить, отбирать,
межнациональных
и правосознания,
экологической
культуры, систематизировать информацию, необходимую для изучения
межрелигиозных
способности ставить цели и строить жизненные географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
отношений, применять планы;
и России, их обеспеченности природными и человеческими
стандарты
В части гражданского воспитания:
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
антикоррупционного
- осознание своих конституционных прав и представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
поведения
обязанностей, уважение закона и правопорядка; диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников географической
1

традиционных

принятие

национальных,

гуманистических

общечеловеческих

и

противостоять

экстремизма,

идеологии

ксенофобии,

национализма,

по

дискриминации

религиозным,

социальным,

вести совместную

деятельность

в

интересах гражданского общества, участвовать в

самоуправлении

общеобразовательной

в

организации и детско-юношеских организациях;

- умение

взаимодействовать

с

социальными

институтами в соответствии с их функциями и

готовность

из

и

интерпретировать

различных

источников;

- сформировать умения применять географические знания для
объяснения

процессы
стран

разнообразных

явлений

и

социально-экономические

и

объяснять

явления;

процессов:

и

объяснять

геоэкологические

географические

особенности

с разным уровнем социально-экономического

включая

особенности

проявления

в

них

глобальных

развития,

проблем

человечества; использовать географические знания о мировом

хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия

природы и общества для решения учебных и (или) практико­
ориентированных задач;

назначением;
-

получаемую

оценивать

для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

изученные

расовым,национальным признакам;

- готовность

информацию,

критически

использовать различные источники географической информации

демократических ценностей;

готовность

информации;

к

и

волонтерской

российской

гражданской

гуманитарной

деятельности;
патриотического воспитания:

-

сформированность

идентичности,

патриотизма,

уважения

к своему

народу, чувства ответственности перед Родиной,

гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,

прошлое

настоящее

и

многонационального народа России;

-

ценностное

отношение

к

государственным

символам, историческому и природному наследию,
памятникам,

традициям

народов

России,

достижениям России в науке, искусстве, спорте.

1

- идейная убежденность, готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной
и
социальной
практике,
готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно
исследовательской, проектной и социальной
деятельности
сформировать
систему
комплексных
социально
OK
07.
Содействовать В области экологического воспитания:
сохранению окружающей - сформированность экологической культуры, ориентированных географических знаний о закономерностях
понимание влияния социально-экономических развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
среды,
процессов на состояние природной и социальной географические процессы и явления и распознавать их проявления
ресурсосбережению,
среды,
осознание
глобального
характера в повседневной жизни; использовать знания об основных
применять знания об
географических закономерностях для определения и сравнения
изменении
климата, экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в свойств изученных географических объектов, явлений и
принципы бережливого
производства, эффективно окружающей среде на основе знания целей процессов; проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
устойчивого развития человечества;
действовать
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и
1

в

ситуациях

чрезвычайных

активное неприятие действий, приносящих вред

явлениями;

окружающей среде;

населения, между природными условиями и природно-ресурсным

умение

прогнозировать

экологические

последствия

неблагоприятные
предпринимаемых

природными

между

капиталом

и

отраслевой

формулировать

и/или

условиями

хозяйства

структурой

обосновывать

размещением

и

выводы

на

стран;

основе

действий, предотвращать их;

использования географических знаний;

- расширение опыта деятельности экологической

- владеть умениями географического анализа и интерпретации

направленности;

информации

овладение

исследовательской,
деятельности;

навыками
проектной

и

из

различных

учебно­ систематизировать

социальной

источников:

информацию,

находить,

отбирать,

для

изучения

необходимую

географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
и

их

России,

обеспеченности

природными

и

человеческими

ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
выводы

и

заключения

информации

информации;
информацию,

из

на

основе

различных

критически

получаемую

анализа

и

географической

источников

оценивать

из

и

интерпретации

интерпретировать

источников;

различных

использовать различные источники географической информации

для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для

объяснения
изученные

процессы

разнообразных

явлений

и

социально-экономические

и

явления;

объяснять

процессов:

и

объяснять

геоэкологические

географические

особенности

стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности

проявления

в

них

глобальных

проблем

человечества; использовать географические знания о мировом

хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия

1

природы и общества для решения учебных и (или) практико­
ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов:
оценивать
географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; оценивать изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления;

OK 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному - освоить и применить знания о размещении основных
развитию;
географических объектов и территориальной организации
В области ценности научного познания:
природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
сформированность
мировоззрения, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
соответствующего
современному
уровню выбирать и использовать источники географической информации
развития науки и общественной практики, для определения положения и взаиморасположения объектов в
основанного
на
диалоге
культур, пространстве; описывать положение и взаиморасположение
способствующего осознанию своего места в географических объектов в пространстве;
поликультурном мире;
- владеть географической терминологией и системой базовых
- совершенствование языковой и читательской географических понятий, умение применять
социальнокультуры как средства взаимодействия между экономические понятия для решения учебных и (или) практикелюдьми и познания мира;
ориентированных задач;
- осознание ценности научной деятельности,
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
готовность
осуществлять
проектную
и информации из различных источников: находить, отбирать,
исследовательскую деятельность индивидуально систематизировать информацию, необходимую для изучения
и в группе;
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
□владение
универсальными
учебными и России, их обеспеченности природными и человеческими
познавательными действиями: б) базовые
эесурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
исследовательские действия:
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,

диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
2

- владеть навыками учебно-исследовательской и выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
из
различных
источников
географической
проектной деятельности, навыками разрешения информации
информации; критически оценивать и интерпретировать
проблем;
получаемую
из
различных
источников;
- способность и готовность к самостоятельному информацию,
использовать различные источники географической информации
поиску методов решения практических задач,
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению - сформировать умения применять географические знания для
нового
знания,
его
интерпретации, объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
социально-экономические
и
геоэкологические
преобразованию и применению в различных изученные
учебных ситуациях, в том числе при создании процессы и явления; объяснять географические особенности стран
с разным уровнем социально-экономического развития, включая
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, особенности проявления в них глобальных проблем человечества;
владение научной терминологией, ключевыми использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия природы и
понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск общества для решения учебных и (или) практикоориентированных
переноса средств и способов действия в задач;

профессиональную среду

2

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах*
39

в т. ч.:
Основное содержание

39

в т. ч.:
теоретическое обучение

17

практические занятия

16

^Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного
модуля)

4

в т. ч.:

теоретическое обучение

2

практические занятия

2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

22

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1

2
Основное содержание

Объём
часов

Формируемые
компетенции

3

4

1

ОКОТ
ОК 02.

Введение

Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с
ними. Традиционные и новые методы географических исследований. Географические
карты различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты - их критический
анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1. Современная Содержание учебного материала
политическая карта Теоретическое обучение
мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные

особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы
правления, типы государственного устройства и формы государственного режима
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и
особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и
их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на
политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные
политические и военные союзы в современном мире
Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»

1

ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.

1

Содержание учебного материала

23

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Тема 1.2. География Теоретическое обучение
мировых природных Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
ресурсов
природных
ресурсов
(минеральные,
земельные,
водные,
биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды

№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)»
№3: «Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической
Тема 1.3. География Содержание учебного материала
населения мира
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны
мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество
жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни
населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости,
младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития
Современная структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный
состав населения мира. Социальная структура общества
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в
различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах
мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная»
урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
Практическое занятие

Объём
часов

1

1

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

1

1

ОК01.
ОК 02.

1

24

Наименование
разделов и тем

Тема 1.4. Мировое
хозяйство

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№ 4: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира
(особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка качества
жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и др.)»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его
современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства.
Социально-экономические модели стран. Интернационализация производства и
глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели,
характеризующие место и роль стран в мировой экономике

Практическое занятие
№
5:
«Сравнительная
производительных

характеристика

ведущих

факторов

Объём
часов

1

1

размещения

1

^Профессионально-ориентированное содержание
Теоретическое обучение
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный баланс
мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная, угольная
промышленность мира. Альтернативные источники энергии. Географические
особенности развития мировой электроэнергетики

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.

ПК4...

1

25

Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

Объём

Формируемые

разделов и тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения

часов

компетенции

Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая
промышленность.
Лесная
(лесоперерабатывающая)
и
лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления.
Агропромышленный
комплекс.
География
мирового
растениеводства
и
животноводства

География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами. Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,
туристских, деловых и информационных услуг. Особенности современной торговли
услугами
Практические занятия
№ 6: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
№ 7: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»
№ 8: «Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли»

1

1

1

1
1
1

26

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№ 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов промышленной
и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и
отдыха»
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Тема 2.1. Зарубежная Содержание учебного материала
Европа
Теоретическое обучение
1 .Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характеристика природно­
ресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности развития сельского
хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития транспорта и туризма в Европе.
* Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе

2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
Практическое занятие
№ 10: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской
страны»
Тема 2.2. Зарубежная Содержание учебного материала
Азия
Теоретическое обучение
1 .Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Азии

Объём
часов

Формируемые
компетенции

1

ОК01.
ОК 02.
ОК 03.

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

1

1

2

ОК01.
ОК 02.
ОК 03.

27

Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

Объём

Формируемые

разделов и тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны Зарубежной
Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура
Практическое занятие

часов

компетенции

Тема 2.3. Африка

№11: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала

Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно­
ресурсного потенциала и особенности населения Африки

1

2

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

1

ОК01.
ОК 02.
ОК 03.

Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Тема 2.4. Америка Содержание учебного материала

Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. ^Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования и

развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
эазвития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы Канады

28

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Население Латинской
Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
*Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской Америке
Практическое занятие

№12: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух
стран Северной и Латинской Америки»
Тема 2.5. Австралия и Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Океания
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Особенности
природноресурсного
потенциала,
населения
и
хозяйства.
Отраслевая
и
территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании

Тема 2.6. Россия в
современном мире

Объём
часов

Формируемые
компетенции

1

2

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

Содержание учебного материала

Теоретическое обучение
1. Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического
и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в
мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других формах
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства.
География отраслей международной специализации РФ. * Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России
Практические занятия

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

29

Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

разделов и тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№13: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения
России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда»
№14: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России»
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Классификация
Теоретическое обучение
глобальных проблем. Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
Глобальные
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных
прогнозы,гипотезы и процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных
проекты
общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и
экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. ^Влияние предприятий
профильной отрасли на глобальные проблемы.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Дифференцированный зачет
Всего

Объём

Формируемые

часов

компетенции

2

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК Об.
ОК 07.

2ч
39 ч

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных,
практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.

30

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
наличия учебного кабинета «Гуманитарных и

следующие специальные помещения:
социальных дисциплин»

Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1. Комплект учебно-наглядных пособий:
• атлас мира

• контурные карты
• карта мира

2. Комплект электронных пособий:
Развивающие

фильмы:

«Глобальное

потепление»,

«Транссибирский

экспресс»,

«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.

3.2.

Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации

должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,

рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.

2. Рекомендуемые

печатные

издания

по

реализации

общеобразовательной

дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.

31

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются

через

дисциплинарные

результаты,

направленные

на

формирование

общих

и

профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09.

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

Р 1,Темы 1.2,1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1

Р 1,Темы 1.1.Д.2,1.3,1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1,Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
РЗ, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р
Р
Р
Р
Р

1, Темы 1.2.
3, Тема 3.1
1, Темы 1.2.
3, Тема 3.1
1, Тема 1.1.

тестирование
Кейс задания географический
диктант устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты оценка
составленных презентаций по
темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных карт
контрольная работа оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится в форме тестирования

32

5. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В., География 10кл.-М:Просвещение,2022.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2021.
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. - М.:
Просвещение, 2021.
4. ХоминаВ.Н. География 10кл.-М: Просвещение,2022
5. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М.: Дрофа,2021.
6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10-11 кл. - М.:
Просвещение, 2022
7. География для колледжей : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Коломиец [и др.]; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — 3е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 362 с. — (Профессиональное
образование).— ISBN 978-5-534-16137-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530520 (дата обращения: 28.08.2023).3е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО

Дополнительные источники:
1. Аксакалова Г.П., Петрова Н.Н. и др. Учебно-тренировочные материалы для
подготовки к единому государственному экзамену. География. - М.: Интеллект-Центр, 2021.
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. Под ред. В.П.
Максаковского. - М.: Дрофа - ДиК, 2020.
3. Гладкий Ю.Н. и др. Дайте планете шанс. - М.: Просвещение, 2021
4. География людей. Рабочая тетрадь. / А. Наумов, В. Холина. - М.: Открытый мир, 2019
5. География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для 10-11 кл. /А. Наумов, В.
Холина. - М.: Открытый мир, 2021.
6. Контурные карты «Экономическая и социальная георафия мира». 10 кл. - М.: Дрофа
-ДиК, 2021. ’

33



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.