МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОО. 01.10. Основы безопасности жизнедеятельности
Код и наименование специальности:
43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Квалификация выпускника:
Специалист по поварскому и кондитерскому делу
Форма обучения: очно
2023 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ООО.01.10. ОБЖ разработана на
основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г .№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федеральною государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 9.12.2016 г. № 1565
с учетом:
- профиля получаемого образования;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России;
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. У СЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕР! 1(.'ТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
аСОО 01.10. Основы безопасности жизнедеятельности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «С00.01.10 Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательной частью среднего общего образования основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-04, 08, 09, 10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Знать
Уметь
Код ПК,
ОК
ОК 01-04. организовывать и проводить
принципы обеспечения устойчивости
ОК 06,
мероприятия по защите населения от объектов экономики, прогнозирования
ОК 08,
развития событий и оценки последствий
негативных воздействий
при техногенных чрезвычайных
чрез вы чай ных сит уаций;
ситуациях и стихийных явлениях, в том
предпринимать профилактические
меры для снижения уровня
числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе
опасностей различного вида и их
национальной безопасности России;
последствий в профессиональной
основные виды потенциальных
деятельности и быту; использовать
опасностей и их последствия в
средства индивидуальной и
профессиональной деятельности и быту,
коллективной защиты от оружия
принципы снижения вероятности их
массового поражения;
реализации;
применять первичные средства
основы военной службы и обороны
пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно государства;
задачи и основные мероприятия
учетных специальностей и
гражданской обороны;
самостоятельно определять среди
способы защиты населения от оружия
них родственные полученной
массового поражения;
специальности;
меры пожарной безопасности и правила
применять профессиональные
безопасного поведения при пожарах;
знания в ходе исполнения
организацию и порядок призыва граждан
обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии на военную службу и поступления на неё
в добровольном порядке;
с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
общения и саморегуляции в
состоящих на вооружении (оснащении)
повседневной деятельности и
воинских подразделений, в которых
экстремальных условиях военной
службы; оказывать первую помощь имеются военно-учетные специальности,
пострадавшим
родственные специальностям СПО;
область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы;
порядок и правила оказания первой
L____ ______________ помощи пострадавшим.
4
2. СТРУКТУРА И ( ОДЕРЖАНИЕ У ЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид j чебной работы
Объем в часах
............
Объем образовательной программы учебной дисциплины
39
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
_ __ ...___ _
теоретическое обучение
.
17
лабораторные работы (если предусмотрено)
практические занятия (если предусмотрено)
20
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
Самостоятельная работа
| Промежуточная аттестация
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Чрезвычайные
ситуации
Раздел 2.
Основы военной
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
2
Содержание учебного материала
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
2. Чрезвычайные ситуации военного времени
3. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций
4. Повышение устойчивости функционирования объекта
экономики (ПУФ ОЭ).
5. Защита персонала объекта и населения в чрезвычайных
ситуациях
6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и
военное время
7. МЧС России Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
8. Гражданская оборона
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Особенности военной службы.
2. Воинская обязанность
3
Обязат.
часть ОП
8
1
1
1
1
1
1
1
1
12
6
2
1
4
Коды
компетенци
й,
формирован
ию которых
способствуе
т элемент
программы
ОК 01-04,
ОК 06,
ОК 08,
ОК 09,
ОК 10
3, Носннослужятии защитник своего Отсчествз.
4. Символы воинской чести.
5. Боевые традиции Вооруженных Сил России.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
L
Содержание учебного материала
Раздел 3.
Основы
1 Оказание первой помощи пострадавшим.
медицинских
В том числе практических занятий и лабораторных работ
знаний
Самостоятельная работа обучающихся
Примерный перечень практических/лабораз орных работ:
1. Определение первичных и вторичных поражающих факторов ЧС природного и
техногенного характера.
2. Разработка мероприятия по повышению устойчивости функционирования
объектов экономики (ОЭ).
3. Выполнение технического рисунка «План эвакуации».
4. Организация деятельности штаба Г О объекта
5. Анализ и применение на практике знаний Конституции РФ, Федеральных
законов «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской
обязанности и военной службе».
6. Определить показатели понятий «патриотизм» и «верность воинскому долгу»,
как основных качества защитника Отечества
Промежуточная аттестация
Всего:
служ&ы
1
1
8
3
3
2
7
3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный в
соответствии с л. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 43.02.15
Поварское и кондитерское дело.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина.— 3-е изд.,
перераб. и дон. — Москва . Издательство Юрайт, 2022. — 313 с.
2. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум: учеб, пособие
для учреждений сред. проф. образования /Н.В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л.
Побежимова. —Москва: Академия, 2020.- 144 с.
3. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений
сред. проф. образования /Н.В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. —
Москва: Академия, 2020. - 288 с.
4. Кошелев, А.А. Медицина катастроф. Теория и практика : учебное пособие /
А.А. Кошелев. — 7-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 320 с. — ISBN 9785-8114-4891-3.
6. Микрюков, В.Ю., Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю. Микрюков.
— Москва : КноРус, 2022. — 333 с.
7. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона :
учебное пособие для спо / Ю. А. Широков. -— Санкт-Петербург : Лань, 2020. ■— 488 с. —
ISBN 978-5-8114-6463-0.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Кошелев, А. А. Медицина катастроф. Теория и практика : учебное
пособие для спо / А. А. Кошелев. — 8-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань,
2021. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-7046-4.— Текст: электронный// Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154384
(дата обращения: 20.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / В. И. Каракеян,
И. М. Никулина.
3-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт,
2022. — 313 с.— (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04629-8.
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489671 (дата обращения; 29.01.2022).
3. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы
чрезвычайных ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С.
Рысип, С. Л. Яблочников. — Саратов : Профобразование, 2020. — 121 с. •— ISBN
978-5-4488-0820-3. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СП.0 РКОРобразование :
[сайт]. — URL:
8
https://profspo.ru/books/93574
4. Микрюков, В.Ю., Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю.
Микрюков. —- Москва : КноРус, 2022. — 333 с. — ISBN 978-5-406-08633-9. —
URL:https://book.ru/book/940372 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст :
электронный.
5. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская
оборона : учебное пособие для спо / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань,
2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0.— Текст: электронный// Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/1480 19
(дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Кривошеин, Д. А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие
/ Д. А. Кривошеин. В. П. Дмитренко, Н. В. Горькова. — Санкт-Петербург : Лань,
2019. — 340 с. — ISBN 978-5-8114-3376-6.— Текст: электронный// Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148144
(дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Балаян, С. Е. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
методические указания к выполнению лабораторных работ / С. Е. Балаян. - Набережные
Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. - 80
с. - Текст: электронный ;! Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL:
https://uvvw.iprbookshop.ru/49923.html (дата обращения: 01.07.2021).
2. Суворова, Г.М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное
пособие для среднего профессионального образования / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева. 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2021. - 212 с. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/471671 (дата обращения: 02.07.2021).
3. Безопасность в техносфере: Всероссийский научно-методический и
информационный журнал. Режим доступа: http://www.magbvt.ru.
4. Официальный сайт МЧС РФ. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru .
5. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности. Режим доступа: http://bzhde.ru.
9
4 КОН ТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Значь:
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях,
основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия
массового поражения;
меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения при
пожарах;
организацию и порядок призыва
граждан на военную службу
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящие на вооружении
(оснащении; воинских подразделений,
- область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы;
порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим.
Уметь:
- организовывать и проводить
мероприятия ио защите работников и
населения от негативных воздействий
' чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические
1 меры
для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий
- использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты от оружия
массового
поражения;
- применять первичные средства
пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военноучетных специальностей ___________
Критерии оценки
Методы оценки
Уровень правильных
ответов при тестовом
письменном и устном
контроле.
Качество и техническая
грамотность
составленных
рефератов, четкость
изложения материала.
Быстрота ориентации в
представляемом
материале, быстрота
реакции на вопросы
Тестовый и устный
контроль по
заданной тематике
Представление
докладов,
рефератов,
презентаций по
заданной тематике
Дифференцированн
ый зачет
Точность и скорость
выбора средств
индивидуальной и
коллективной защиты в
ЧС.
Точность и
грамотность
использования
конкретных средств
защиты
Грамотность
использования
первичных
средств
пожаротушения;
Скорость и качество
оказания первой
помощи
Оценка выполнения
практических
заданий
Дифференцированн
ый зачет
10
возможным
- применять профессиональные
знания в
пострадавшим
ходе исполнения обязанностей
военной
службы;
владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции:
оказывать первую помощь
пострадавшим
11