огсэ 03. психология общения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан «ИПК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 03. Психология общения

Профиль получаемого профессионального образования:
технический

Код и наименование специальности:
09.02.07 “ Информационные системы и программирование”

Квалификация выпускника: программист
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр; 3

2023 г.

1

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03. Психология общения разработана
на основе требований:
Приказа
Минобрнауки
России
от
09.12.2016
N
1547
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего
профессионального
образования
по
специальности
09.02.07
Информационные
системы
и
программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44936)с учетом:

- профиля получаемого образования.
- примерной программы;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 11.05.2017 № 170511);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.

Разработчик: Абдулаева Х.Г преподаватель психологии ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты: Гаджиева Р.М Педагог-психолог

2

ГБПОУ РД ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

12

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕНИЯ»

1.

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл и
способствует формированию общих компетенций.
Код
ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 06

Умения

Знания

распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном
и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы; составить план
действия; определить
необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью
определять задачи для поиска
информации; определять
необходимые источники
информации; планировать
процесс поиска; структурировать
получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации; оценивать
практическую значимость
результатов поиска; оформлять
результаты поиска
определять актуальность
нормативно-правовой
документации в
профессиональной деятельности;
применять современную научную

актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и
жить; основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях; методы
работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок
оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной
деятельности; приемы структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации
содержание актуальной нормативно-правовой
документации; современная научная и
профессиональная терминология; возможные
траектории профессионального развития и
самообразования
психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности
личности; основы проектной деятельности
сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по профессии
(специальности).

профессиональную
терминологию; определять и
выстраивать траектории
профессионального развития и
самообразования
организовывать работу
коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
описывать значимость своей
профессии (специальности).

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.

- способствовать формированию у студентов соответствующих
психологических и нравственных качеств как необходимых условий
повседневной деятельности и поведения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- распознавать проблему в профессиональном и социальном контексте;
- анализировать проблему и выделять её составные части, определять этапы решения;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения проблемы;

- оценивать результат и последствия своих действий;
- структурировать получаемую информацию;

- применять современную научную профессиональную терминологию;
- определять и выстраивать траектории профессионального развития и
самообразования

- организовывать работу коллектива и команды;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Аттестация в форме
Диф. зачета

6

Объем часов
48
30
16
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование
разделов и тем
7

Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа
обучающихся
2

Содержание учебного материала
Тема 1.1 Общение основа человеческого
1.Общение в системе межличностных и общественных отношений. Роль общения в
бытия.
профессиональной деятельности. Единство общения и деятельности
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Классификация
Виды общения. Структура общения. Функции общения.
общения
Тема 1.3. Средства
общения

Объем
часов
3

2

2

Содержание учебного материала
Вербальные средства общения. Невербальные средства общения: кинесика,
экстралингвистика,
паралингвистика, такесика, проксемика.
Практическое занятие
Практическая работа: Общение с использованием вербальных и невербальных компонентов
общения

Тема 1.4. Общение как
обмен информацией
(коммуникативная
сторона общения)
Содержание учебного материала
1. Основные элементы коммуникации. Виды коммуникаций. Коммуникативные барьеры.
Тема 1.5. Общение как Содержание учебного материала
Понятие социальной перцепции. Механизмы восприятия. Эффекты 2 восприятия
восприятие людьми
друг друга
(перцептивная
сторона общения)
Практическое занятие
Практическая работа: Самодиагностика по теме «Механизмы восприятия».
Анализ результатов тестирования

2

2

2

4

Тема 1.6. Общение как Содержание учебного материала
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле
взаимодействие
трансактного анализа Э. Берна. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
(интерактивная
Взаимодействие как организация совместной деятельности_____________________________
сторона общения)

4

_______________

Тема 1.7. Техники
активного слушания

Содержание учебного материала
1. Виды, правила и техники слушания. Методы развития коммуникативных 2 способностей
Практическое занятие
Практическая работа: Деловая игра «Я Вас слушаю».

2

2

Раздел 2 Деловое общение
Тема 2.1. Деловое
общение

Содержание учебного материала
Деловое общение. Виды делового общения. Этапы делового общения. Психологические
особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.
Практическое занятие
Практическая работа: Деловая игра «Пресс-конференция».

Тема 2.2. Проявление
индивидуальных
особенностей в
деловом общении

2

Содержание учебного материала
1. Темперамент. Типы темперамента. Свойства темперамента.

Практическое занятие:
Практическая работа: Самодиагностика по теме «Темперамент»
Диагностический инструментарий: «Типы темперамента»
Содержание учебного материала
Тема 2.3. Этикет в
Понятие этикета. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового
профессиональной
этикета и этики деловых отношений.
деятельности
Раздел 3. Конфликты в деловом общении

Тема 3.1.
Конфликт его
сущность

4

Содержание учебного материала
Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации. Особенности эмоционального
реагирования в конфликтах. Правила поведения в конфликтах.

4

2

4

Практическое занятие:
Практическая работа: Самодиагностика по теме «Стратегии и тактики поведения в
конфликтной ситуации»
Практическая работа: Диагностический инструментарий: «Стратегия поведения 2 в
конфликтах»
4
Диф.зачет

48

ВСЕГО

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 образовательной программы по специальности.

3.2
. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Якуничева О.Н. Психология общения. - М.: Лань, 2021. - 224 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бороздина, Г. В. Психология общения: учебник и практикум для среднего професси­
онального образования. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 463 с. — (Профессиональное об­
разование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469702 (дата обращения: 13.12.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1 Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего професси­
онального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — М.: Издатель­
ство Юрайт, 2021.— 437 с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-00962-0.
— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/469549 (дата обращения: 13.12.2022).
2 Кузнецова, М. А. Психология общения: учебное пособие для СПО. - М.: РГУП, 2019. 167 с. - ISBN 978-5-93916-811-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Умения:
Применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности.
Использовать
приемы
саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного
общения.

Коды
проверяемых
компетенций

ОК 1;
ОК 2;
ОКЗ;
ОК 4;
ОК 6;

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Выполнение практических
заданий, решение задач на
профессиональную тематику,
устный опрос, решение
тестовых заданий

Знания:
Взаимосвязь
общения
и
деятельности;
цели, функции, виды и уровни
общения.
роли и ролевые ожидания в
общении;
виды
социальных
взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в
общении;
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и
способы
разрешения
конфликтов.

Выполнение практических
заданий, решение задач на
профессиональную тематику,
устный опрос, решение
тестовых заданий

Промежуточный контроль

Диф.зачет

12



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.