МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
Республики Дагестан «ИПК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Операционные системы и среды
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Код и наименование специальности:
09.02.07 “ Информационные системы и программирование”
Квалификация выпускника: программист
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 4
2023 г.
1
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. Операционные системы и среды
разработана на основе требований:
Приказа Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности
09.02.07
Информационные
системы
и
программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44936)с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 11.05.2017 №
170511);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРО
ГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБ
НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 Операционные системы и среды»
1.1 . Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Операционные системы и среды» является обязательной частью
общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01, ОК.02, ОК.05,
ОК.09.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК.01,
ОК.02,
ОК.05,
ОК.09,
ПК 4.1,
ПК 4.4,
ПК 6.4,
ПК 6.5,
ПК 7.2,
ПК 7.3,
ПК 7.5,
ПК 10.1
Умения
Знания
Управлять параметрами загрузки опе Основные понятия, функции, состав и
рационной системы.
принципы работы операционных си
Выполнять конфигурирование аппа стем.
ратных устройств.
Архитектуры современных операцион
Управлять
учетными
записями, ных систем.
настраивать параметры рабочей сре Особенности построения и функциони
ды пользователей.
рования семейств операционных систем
Управлять дисками и файловыми си "Unix" и "Windows".
стемами, настраивать сетевые пара Принципы управления ресурсами в опе
метры, управлять разделением ресур рационной системе.
сов в локальной сети.
Основные задачи администрирования и
способы их выполнения в изучаемых
операционные системах.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
Самостоятельная работа
консультации
Промежуточная аттестация (экзамен)
Объем в часах
102
94
44
42
8
4
4
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Тема 1. История,
назначение и
функции опера
ционных систем
Тема 2. Архитек
тура операцион
ной системы
Тема 3. Общие
сведения о про
цессах и потоках
Тема 4. Взаимодействие и планирование процессов
Тема 5. Управление памятью
Содержание учебного материала
История, назначение, функции и виды операционных систем
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Структура операционных систем. Виды ядра операционных систем
Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер)
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархия процесса. Состоя
ние процесса. Реализация процесса
Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Взаимодействие и планирование процессов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Абстракция памяти
Виртуальная память
Разработка, реализация и сегментация страничной реализации памяти
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Объем, акад,
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад, ч
3
14
14
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК.01,
ОК.02,
ОК.05,
ОК.09,
ПК 4.1,
ПК 4.4,
ПК 6.4,
ПК 6.5,
ПК 7.2,
ПК 7.3,
ПК 7.5,
ПК 10.1
14
14
14
5
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 6. Файловая Содержание учебного материала
система, ввод и
1. Файловая система, ввод и вывод информации
вывод информаВ том числе практических занятий и лабораторных работ
ции
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 7. Работа в
операционных
1. Управление безопасностью
системах и средах 2. Планирование и установка операционной системы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Примерный перечень практических работ:
• Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. Настройка рабочего стола. Настройка систе
мы с помощью Панели управления. Работа со встроенными приложениями.
• Управление памятью.
• Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами.
• Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой дисковой памяти. Изуче
ние влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования.
• Работа с программой «Файл-менеджер Проводник». Работа с файловыми системами и дисками.
• Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа к операционной системе.
• Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического обновления системы. Установка
новых устройств. Управление дисковыми ресурсами.
• Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы с файлами и каталогами. Рабо
та с дисками.
• Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной системе. Резервное хранение, команд
ные файлы.
• Работа с текстовым редактором. Работа с архиватором. Работа с операционной оболочкой.
Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной системы.
Консультации
Промежуточная аттестация
Всего:
14
14
4
4
102
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория "Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем",
оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование.
3.2
. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Батаев А.В., Налютин Н.Ю., Синицын С.В. Операционные системы и среды: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 288 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Гостев И.М. Операционные системы: учебник и практикум для СПО / И. М. Гостев. - 2-е
изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 164 с. - (Профессиональное образова
ние).— ISBN 978-5-534-04951-0. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/472333 (дата обращения: 13.12.2022).
7
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваивае
мых в рамках дисциплины:
Основные понятия, функции,
состав и принципы работы
операционных систем.
Архитектуры
современных
операционных систем.
Особенности построения и
функционирования семейств
операционных систем "Unix"
и "Windows".
Принципы управления ресур
сами в операционной системе.
Основные задачи админи
стрирования и способы их
выполнения в изучаемых опе
рационные системах.
Перечень умений, осваивае
мых в рамках дисциплины:
Управлять параметрами за
грузки операционной систе
мы.
Выполнять конфигурирование
аппаратных устройств.
Управлять учетными запися
ми, настраивать параметры
рабочей среды пользователей.
Управлять дисками и файло
выми системами, настраивать
сетевые параметры, управлять
разделением ресурсов в ло
кальной сети.
Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое содер
жание курса освоено полностью,
без пробелов, умения сформирова
ны, все предусмотренные програм
мой учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко.
«Хорошо» - теоретическое содер
жание курса освоено полностью,
без пробелов, некоторые умения
сформированы недостаточно, все
предусмотренные
программой
учебные задания выполнены, неко
торые виды заданий выполнены с
ошибками.
«Удовлетворительно» - теоретиче
ское содержание курса освоено ча
стично, но пробелы не носят суще
ственного характера, необходимые
умения работы с освоенным мате
риалом в основном сформированы,
большинство
предусмотренных
программой обучения учебных за
даний выполнено, некоторые из вы
полненных
заданий
содержат
ошибки.
«Неудовлетворительно» - теорети
ческое содержание курса не освое
но, необходимые умения не сфор
мированы, выполненные учебные
задания содержат грубые ошибки.
Методы оценки
Примеры форм и ме
тодов контроля и
оценки.
Компьютерное тести
рование на знание
терминологии по те
ме;
Тестирование;
Контрольная работа.
Самостоятельная ра
бота.
Защита реферата.
Семинар.
Защита курсовой ра
боты (проекта).
Выполнение проекта;
Наблюдение за вы
полнением практиче
ского задания, (дея
тельностью студента)
Оценка выполнения
практического задания(работы)
Подготовка и выступ
ление с докладом, со
общением, презента
цией.
Решение ситуацион
ной задачи.
8