оп.01. операционные системы и среды

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение
Республики Дагестан «ИПК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01. Операционные системы и среды

Профиль получаемого профессионального образования:
технический

Код и наименование специальности:

09.02.07 “ Информационные системы и программирование”
Квалификация выпускника: программист

Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 4

2023 г.

1

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. Операционные системы и среды
разработана на основе требований:

Приказа Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности
09.02.07
Информационные
системы
и
программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44936)с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 11.05.2017 №
170511);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРО­
ГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБ­
НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 Операционные системы и среды»

1.1 . Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Операционные системы и среды» является обязательной частью
общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01, ОК.02, ОК.05,
ОК.09.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК

ОК.01,
ОК.02,
ОК.05,
ОК.09,
ПК 4.1,
ПК 4.4,
ПК 6.4,
ПК 6.5,
ПК 7.2,
ПК 7.3,
ПК 7.5,
ПК 10.1

Умения

Знания

Управлять параметрами загрузки опе­ Основные понятия, функции, состав и
рационной системы.
принципы работы операционных си­
Выполнять конфигурирование аппа­ стем.
ратных устройств.
Архитектуры современных операцион­
Управлять
учетными
записями, ных систем.
настраивать параметры рабочей сре­ Особенности построения и функциони­
ды пользователей.
рования семейств операционных систем
Управлять дисками и файловыми си­ "Unix" и "Windows".
стемами, настраивать сетевые пара­ Принципы управления ресурсами в опе­
метры, управлять разделением ресур­ рационной системе.
сов в локальной сети.
Основные задачи администрирования и
способы их выполнения в изучаемых
операционные системах.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
Самостоятельная работа
консультации
Промежуточная аттестация (экзамен)

Объем в часах
102
94
44
42
8
4
4

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1

2

Тема 1. История,
назначение и
функции опера­
ционных систем
Тема 2. Архитек­
тура операцион­
ной системы

Тема 3. Общие
сведения о про­
цессах и потоках

Тема 4. Взаимодействие и планирование процессов
Тема 5. Управление памятью

Содержание учебного материала
История, назначение, функции и виды операционных систем
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Структура операционных систем. Виды ядра операционных систем
Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер)
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархия процесса. Состоя­
ние процесса. Реализация процесса
Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Взаимодействие и планирование процессов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Абстракция памяти
Виртуальная память
Разработка, реализация и сегментация страничной реализации памяти
В том числе практических занятий и лабораторных работ

Объем, акад,
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад, ч
3

14

14

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

ОК.01,
ОК.02,
ОК.05,
ОК.09,
ПК 4.1,
ПК 4.4,
ПК 6.4,
ПК 6.5,
ПК 7.2,
ПК 7.3,
ПК 7.5,
ПК 10.1

14

14

14

5

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 6. Файловая Содержание учебного материала
система, ввод и
1. Файловая система, ввод и вывод информации
вывод информаВ том числе практических занятий и лабораторных работ
ции
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 7. Работа в
операционных
1. Управление безопасностью
системах и средах 2. Планирование и установка операционной системы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Примерный перечень практических работ:
• Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. Настройка рабочего стола. Настройка систе­
мы с помощью Панели управления. Работа со встроенными приложениями.
• Управление памятью.
• Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами.
• Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой дисковой памяти. Изуче­
ние влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования.
• Работа с программой «Файл-менеджер Проводник». Работа с файловыми системами и дисками.
• Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа к операционной системе.
• Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического обновления системы. Установка
новых устройств. Управление дисковыми ресурсами.
• Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы с файлами и каталогами. Рабо­
та с дисками.
• Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной системе. Резервное хранение, команд­
ные файлы.
• Работа с текстовым редактором. Работа с архиватором. Работа с операционной оболочкой.
Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной системы.
Консультации
Промежуточная аттестация
Всего:

14

14

4
4
102

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория "Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем",
оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 09.02.07

Информационные системы и программирование.

3.2

. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для

использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда

образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может

быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
Батаев А.В., Налютин Н.Ю., Синицын С.В. Операционные системы и среды: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 288 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Гостев И.М. Операционные системы: учебник и практикум для СПО / И. М. Гостев. - 2-е
изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 164 с. - (Профессиональное образова­

ние).— ISBN 978-5-534-04951-0. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт

[сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/472333 (дата обращения: 13.12.2022).

7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Перечень знаний, осваивае­
мых в рамках дисциплины:
Основные понятия, функции,
состав и принципы работы
операционных систем.
Архитектуры
современных
операционных систем.
Особенности построения и
функционирования семейств
операционных систем "Unix"
и "Windows".
Принципы управления ресур­
сами в операционной системе.
Основные задачи админи­
стрирования и способы их
выполнения в изучаемых опе­
рационные системах.
Перечень умений, осваивае­
мых в рамках дисциплины:
Управлять параметрами за­
грузки операционной систе­
мы.
Выполнять конфигурирование
аппаратных устройств.
Управлять учетными запися­
ми, настраивать параметры
рабочей среды пользователей.
Управлять дисками и файло­
выми системами, настраивать
сетевые параметры, управлять
разделением ресурсов в ло­
кальной сети.

Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое содер­
жание курса освоено полностью,
без пробелов, умения сформирова­
ны, все предусмотренные програм­
мой учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко.
«Хорошо» - теоретическое содер­
жание курса освоено полностью,
без пробелов, некоторые умения
сформированы недостаточно, все
предусмотренные
программой
учебные задания выполнены, неко­
торые виды заданий выполнены с
ошибками.
«Удовлетворительно» - теоретиче­
ское содержание курса освоено ча­
стично, но пробелы не носят суще­
ственного характера, необходимые
умения работы с освоенным мате­
риалом в основном сформированы,
большинство
предусмотренных
программой обучения учебных за­
даний выполнено, некоторые из вы­
полненных
заданий
содержат
ошибки.
«Неудовлетворительно» - теорети­
ческое содержание курса не освое­
но, необходимые умения не сфор­
мированы, выполненные учебные
задания содержат грубые ошибки.

Методы оценки
Примеры форм и ме­
тодов контроля и
оценки.
Компьютерное тести­
рование на знание
терминологии по те­
ме;
Тестирование;
Контрольная работа.
Самостоятельная ра­
бота.
Защита реферата.
Семинар.
Защита курсовой ра­
боты (проекта).
Выполнение проекта;
Наблюдение за вы­
полнением практиче­
ского задания, (дея­
тельностью студента)
Оценка выполнения
практического задания(работы)
Подготовка и выступ­
ление с докладом, со­
общением, презента­
цией.
Решение ситуацион­
ной задачи.

8



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.