оп.06 безопасность жизнедеятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 Безопасность жизнедеятельности

Код и наименование специальности/профессии:
09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Квалификация выпускника: программист

Профиль получаемого профессионального образования: технический

Форма обучения: очная
Курс 3
Семестр: 5

2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины 011.06 Безопасность жизнедеятельности разработана на
основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России 9.12.2016 года № 1547
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы (указывается при наличии);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО ПРОФЕССИИ 09.01.03 «МАСТЕР ПО
ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Безопасность жизнедеятельности» является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Безопасность жизнедеятельности» может
быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ
переподготовки кадров в учреждениях СТЮ.

1.2. Место учебной дисциплины ОП.06 «Безопасность жизнедеятельности» в структуре основной
профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.06 «Безопасность жизнедеятельности» относится к
общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины ОПД.06 «Безопасность жизнедеятельности» - требования к
результатам освоения учебной дисциплины
Цель дисциплины ОП.Об «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих
выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками,
необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций:
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия
мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и
их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять
среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности
и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в
том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности
России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
4

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от
оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей
военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

обучающимися

В
и знания
Код
ПК, ОК

рамках

Умения

Знания

ОК.01
ОК.02
ок.оз
ОК.04
ОК.05
ОК.06
ОК.07
ОК.08
ОК.09

Организовывать и проводить
мероприятия по защите работников
и населения от негативных
воздействий чрезвычайных
ситуаций.
Предпринимать профилактические
меры для снижения уровня
опасностей различного вида и их
последствий в профессиональной
деятельности и быту.
Выполнять правила безопасности
труда на рабочем месте.
Использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения.
Применять первичные средства
пожаротушения.
Ориентироваться в перечне военно­
учетных специальное гей и
самостоятельно определять среди
них родственные полученной
специальности.
Применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на
воинских должностях в
соответствии с полученной
специальностью.
Владеть способами
бесконфликтного общения и само
регуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы.
Оказывать первую помощь.

Принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий и
оценки последствий при чрезвычайных
техногенных ситуациях и стихийных явлениях, в
том числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе национальной
безопасности России.
Основные виды потенциальных опасностей и их
последствия в профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения вероятности их
реализации.
Основы законодательства о труде, организации
охраны труда.
Условия труда, причины травматизма на рабочем
месте.
Основы военной службы и обороны государства.
Задачи и основные мероприятия гражданской
обороны.
Способы защиты населения от оружия массового
поражения.
Меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах.
Организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке.
Основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения, состоящие на
вооружении (оснащении)воинских
подразделений, в которых имеются военно­
учетные специальности, родственные
специальностям СПО.
Область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы.
Порядок и правила оказания первой помощи.____

программы

учебной

дисциплины

осваиваются

умения

5

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины ОП.06
«Безопасность жизнедеятельности»
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 69 часа, в том числе: обязательной аудиторной
учебной нагрузки обучающегося 69 часов; самостоятельной работы обучающегося
1.1.

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по специальности
09.02.07«Информационные системы и программирование»
2.1. Объём учебной дисциплины ОП.06 «Безопасность жизнедеятельности» и виды учебной

работы

Виды учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка

69

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

69

В том числе:

Лекций

19

Практические занятия

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.
Гражданская оборона

Тема 1.1. Единая
государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций

Тема 1.2. Организация
гражданской обороны

2

Содержание учебного материала

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

репродуктивный

2

Ядерное оружие. Химическое и биологическое оружие. Средства
индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового заражения.
Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического
заражения и в очаге биологического поражения.

Практические занятия:

6

№1 «Средства индивидуальной защиты от оружия массового заражения.
Отработка нормативов по надеванию противогаза и

ОЗК
№2 «Средства коллективной защиты от оружия массового заражения»

№ 3 «Приборы радиационной и химической разведки и контроля»
7

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, выполнение
заданий по учебнику.
Тема 1.3. Защита населений и
территорий при стихийных
бедствиях.

Тема 1.4. Защита населения и
территорий при авариях
(катастрофах) при ЧС.

1

Содержание учебного материала
Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганов, бурях, смерчах,
грозах. Защит при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюги, селях,
оползнях. Защита при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах.

ознакомительный

1

1

Содержание учебного материала

ознакомительный

Защита при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах). 1
Защита при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте. Защита
при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах. Зашита при авариях
(катастрофах) на взрывоопасных объектах. Защита при авариях (катастрофах)
на гидродинамически опасных объектах. Защита при авариях (катастрофах) на
химически опасных объектах Защита при авариях (катастрофах) на
радиационно - опасных объектах.

репродуктивный

6

Практические занятия:
№4 «Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара
пользование средствами пожаротушения»
№5 «Отработка действий при возникновении
сильнодействующих ядовитых веществ»

аварий

с

выбросом

№6 «Отработка действий при возникновении радиационной аварии»

Тема 1.5. Обеспечение

Содержание учебного материала

1
8

безопасности при
неблагоприятной
экологической обстановке

Ознакомительный и
репродуктивный

Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановки.
Обеспечение безопасности при эпидемии. Обеспечение безопасности при
нахождении на территории ведения боевых действий и во время
общественных беспорядков. Обеспечение безопасности в случае захвате
заложником. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных
предметов, угрозе совершении и совершенном теракте.

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на
вопросы по учебнику.
Раздел 2.

Основы военной службы.
Тема 20. Вооруженные Силы
России на современном этапе.

Тема 2.2. Устав Вооруженных
Сил России

Содержание учебного материала

2
репродуктивный

Состав и организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных 2
Сил и роды войск. Система руководства и управления Вооруженными Силами.
Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом.
Порядок прохождения военной службы.
Содержание учебного материала

2

репродуктивный

Военная присяга. Боевое знамя воинской части. Военнослужащие и 2
взаимоотношения между ними. Внутренний порядок, размещение и быт
военнослужащих. Суточный наряд роты. Воинская дисциплина. Караульная
служба. Обязанности и действия часового.

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на
вопросы по учебнику, изучение нормативных документов, Общевоинских
уставов ВС РФ
Тема 2.3. Строевая подготовка

Содержание учебного материала

3

Строи и управление им.

Практические занятия:

10
9

№7 «Строевая ст ойка и повороты на месте»

№8 «Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте»
№9 «Повороты в движении»
№10 «Вьшолнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении»
№11 «Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от
него»
№12 «Построение и перестроение в одношереножный и двухшереножный
строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте»

№ 13 «Построение и отработка движения походным строем»
№ 14 «Вьшолнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении»

Тема 2.4.Огневая подготовка

Содержание учебного материала

2

репродуктивный

Материальная часть автомата Калашникова. Подготовка автомата к стрельбе.
Ведение огня из автомата

Практические занятия:

16

№15 «Неполная разборка и сборка автомата»
№16 «Отработка нормативов но неполной разборке и сборке автомата»

№ 17 «Принятие положения для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе,
прицеливание»
Тема 2.5. Медикосанитарная подготовка

Содержание учебного материала

5

10

1

Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и 5
обработки ран. Порядок наложения повязки при ранении головы, туловища,
верхних и нижних конечностей. Первая (доврачебная) помощь при ушибах,
переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного
сдавливания. Первая (доврачебная) помощь при ожогах. Первая (доврачебная)
помощь при поражении электрическим током. Первая (доврачебная) помощь
при утоплении. Первая (доврачебная) помощь при перегревании,
переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании. Первая
(доврачебная) помощь при отравлениях.

ознаком ительный
репродуктивный

1

Практические занятия:

10

№ 18 «Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое
прижатие артерии»
№ 19 «Наложение повязок на голову, туловище, верхних и нижних
конечностей»

№ 20 «Наложение шины на место перелома, транспортировка пораженного»
№ 21 «Отработка на тренажере прекардиального удара и искусственного
дыхания»
№ 22 «Отработка на тренажере непрямого массажа сердца»
№ 23 «Отработка приемов первой помощи при ушибах, вывихах, растяжений
связок»

Дифференцированный зачет

2

Итого

69

и

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета.
Необходимое оборудование учебного кабинета:

• Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)

• Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7

• Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
• Респиратор Р-2
• Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,10,11)
• Ватно-марлевая повязка

• Противопыльная тканевая маска
• Медицинская сумка в комплекте

• Носилки санитарные
• Аптечка индивидуальная (АИ-2)
• Бинты марлевые
• Бинты эластичные
• Жгуты кровоостанавливающие резиновые

• Индивидуальные перевязочные пакеты

• Косынки перевязочные
• Ножницы для перевязочного материала прямые
• Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
• Шинный материал (металлические, Дитерихса)
• Огнетушители порошковые (учебные)

• Огнетушители пенные (учебные)
• Огнетушители углекислотные (учебные)
• Устройство отработки прицеливания

• Учебные автоматы АК-74

• Винтовки пневматические
• Комплект плакатов по Гражданской обороне
• Комплект плакатов по Основам военной службы
• Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
• Рентгенмегр ДП-5В
Технические средства обучения:

• Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
• Аудиовизуальные средства
• Электронные образовательные и информационные ресурса

12

2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Основные печатные издания
1. Каракеян В.И., Никулина И.М. Безопасность жизнедеятельности: учебник
и практикум для среднего профессионального образования. - 3-е изд., перераб. и доп, - М.:
Юрайт, 2021. - 313 с.
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум
(СПО): учебное пособие. - М.: КноРус, 2021. - 156 с.
3. Левчук И.П., Бурлаков А.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 144 с.
4. Мельников В.П., Куприянов А.И., Назаров А.В. Безопасность жизнедеятельности:
учебник, под ред. проф. В.П. Мельникова. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 368 с.
5. Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего
профессионального образования. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт,
2021. - 313 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04629-8.
- Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL:
https://urait.ru/bcode/469496 (дата обращения: 13.12.2022).
6. Мельников В.П., Куприянов А.И., Назаров А.В. Безопасность жизнедеятельности:
учебник, под ред. проф. В.П. Мельникова. — М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 368 с.
(Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-906923-11-0. Текст:
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/780649 (дата обращения:
13.12.2022). - Режим доступа: по подписке.
3. 2.3. Дополнительные источники
Не предусмотрены.

13

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ OII.06 «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 09.02.07
«Информационные системы и программирование»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в

процессе

проведения

занятий,

а

также

выполнения

обучающимися

внеаудиторной

самостоятельной работы.

Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
Принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий
при чрезвычайных техногенных
ситуациях и стихийных явлениях, в том
числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России.
Основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту,
принципы снижения вероятности их
1 реализации.
Основы законодательства о труде,
организации охраны труда.
Условия труда, причины травматизма на
рабочем месте.
Основы военной службы и обороны
государства.
Задачи и основные мероприятия
гражданской обороны.
Способы защиты населения от оружия
массового поражения.
Меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах.
। Организацию и порядок призыва граждан
на военную службу и поступления на нее
в добровольном порядке.
Основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящие на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности,
родственные специальностям СПО.
Область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы.
Порядок и правила оказания первой
помощи.

Критерии оценки

Методы оценки

«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью,без пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество их выполнения
оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
некоторые умения
сформированы недостаточно,
все предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий выполнены с
ошибками.
«Удовлетворительно» теоретическое содержание
курса освоено частично, но
пробелы не носят
существенного характера,
необходимые умения работы с
освоенным материалом в
основном сформированы,
большинство предусмотренных
программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые
из выполненных заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание
курса не освоено, необходимые
умения не сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.

Примеры форм и
методов контроля и
оценки
Компьютерное
тестирование на
знание терминологии
по теме;
Тестирование;
Контрольная работа;
Самостоятельная
работа;
Защита реферата;
Семинар;
Защита курсовой
работы (проекта);
Выполнение проекта;
Наблюдение за
выполнением
практического задания
(деятельноегью
студента);
Оценка выполнения
практического
задания(работы);
Подготовка и
выступление с
докладом,
сообщением,
презентацией;
Решение
ситуационной задачи

14



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.