оп.07 экономика отрасли

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
учебной дисциплины ОП.07 «Экономика отрасли»

Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Код и наименование специальности: 09.02.07 «Информационные системы и
программирование»
Квалификация выпускника: программист
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 4

2023

1

Рабочая программа по специальности СПО 09.02.07 «Информационные системы и

программирование» составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 г №273 «Об образовании в Российской

Федерации»
Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

профессионального образования по специальности СПО 09.02.07 «Информационные
системы и программирование», утвержденного приказом Министерства образования и науки
РФ от 09 декабря 2016 г №1547 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44936);
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

1.1. Область применения рабочей программы

4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена

4

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины

4

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

9

3.2. Информационное обеспечение обучения

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

10

ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО и ПООП СПО по специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование
При реализации программы учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли могут
быть использованы различные образовательные технологии, в том числе элементы
дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена (далее образовательной программы): дисциплина входит в
общепрофессиональный цикл специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Находить и использовать необходимую экономическую информацию.
Рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические
показатели деятельности организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Общие положения экономической теории.
Организацию производственного и технологического процессов.
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда
в
современных условиях.
Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли
и
организации, показатели их эффективного использования.
Методику разработки бизнес-плана.
Перечень формируемых компетенций
Общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранных языках.
ОК И. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Профессиональные компетенции:
ПК 3.4. Проводить сравнительный анализ программных продуктов и средств
разработки, с целью выявления наилучшего решения согласно критериям, определенным
техническим заданием.
ПК 5.1. Собирать исходные данные для разработки проектной документации на

4

информационную систему.
ПК 5.7. Производить оценку информационной системы для выявления возможности
ее модернизации.
ПК 6.4. Оценивать качество и надежность функционирования информационной
системы в соответствии с критериями технического задания.
ПК 6.5. Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление
данных ИС в соответствии с техническим заданием.
ПК 7.3. Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и
серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов.
ПК 7.5. Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов, с
использованием регламентов по защите информации.
ПК 9.7.Осуществлять сбор статистической информации о работе веб-приложений для
анализа эффективности его работы.
ПК 9.9. Модернизировать веб-приложепие с учетом правил и норм подготовки
информации для поисковых систем.
ПК 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз
данных.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
- объем образовательной программы - 68 часов, в том числе:
- практических занятий - 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы (всего)
Объем работы обучающихся во взаимодействии с
преподавателем
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия

68
68

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета - 4 семестр

2

5

38
28

Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
тем
Раздел 1. Общие основы функционирования субъектов хозяйствования
Тема 1.1. Общие основы Содержание учебного материала
функционирования
Лекции, теоретические занятия
субъектов
Отрасль в системе национальной экономики. Перспективы развития отрасли.
хозяйствования

Понятие «предприятие». Основные признаки предприятия. Классификация предприятий. Нормативно
правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.
Практические занятия
Отраслевая структура экономики России, промышленность России: добывающая и перерабатывающая
отрасли, лёгкая и тяжелая промышленности.
Основные признаки организации. Организационно-правовые формы предприятий. Микроорганизации,
Малые, средние и крупные предприятия. Определение форм предприятий и решение кроссвордов.
Тема 1.2. Материально - Содержание учебного материала
техническая база отрасли. Лекции, теоретические занятия
Материально -техническая база отрасли. Основные понятия и классификация материальнотехнических ресурсов.

Практическое занятие
Отрасль. Признаки отрасли. Отраслевая структура экономики. Организация. Предприятие.
Классификация организаций. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Общество с
ограниченной ответственность. Акционерные общества. Кооперативы. Унитарные предприятия.
Тема 1.3. Организация
производства

Содержание учебного материала
Лекции, теоретические занятия
Общая и производственная структура предприятия, его инфраструктура. Типы производственной
структуры хозяйствующего субъекта. Производственный и технологический процесс; понятие,
содержание и структура. Производственный цикл, его структура, длительность.

Практическое занятие
Производственный процесс. Виды производственного процесса. Определение типов производственного
процесса по признакам.

Объем
часов

Уровень
освоения

4

1
2

2

1

2

4

1

2

Самостоятельная работа обучающихся при изучении 1 раздела. Основные формы организации промышленного производства.
Предпринимательство - важнейший вид экономической деятельности. Формы и виды предпринимательства. Организационно правовые
формы предприятий. Ассоциативные формы предпринимательства и некоммерческие организации.
Раздел 2. Ресурсы хозяйствующих субъектов и эффективность их использования

Тема 2.1 Материально Содержание учебного материала
техническая
база: Лекции, теоретические занятия
основной и оборотный Общее понятие об основном капитале и его роль в производстве. Классификация элементов основного
капитала и его структура.
капитал
Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного капитала в процессе производства. Состав и
структура оборотного капитала. Оборотные средства: состав и структура.
Практические занятия
Определение состава и структуры основного капитала предприятия, отрасли. Расчет амортизации
основного капитала.
Определение показателей эффективности использования основного капитала,
Определение показателей эффективности использования оборотного капитала.

Тема
2.2.
Трудовые Содержание учебного материала
ресурсы предприятия
Лекции, теоретические занятия
Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация. Списочный и явочный состав работающих.
Среднесписочная численность. Планирование кадров и их подбор.
Характеристика производительности труда персонала. Мотивация труда. Заработная плата. Тарифная
система оплаты труда: сущность, состав и содержание. Сдельная и повременная системы оплаты
Практические занятия
Планирование численности работников. Показатели движения и состава персонала.
Расчет зарплаты различных категорий работников
Самостоятельная работа обучающихся при изучении 2 раздела.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (конспектирование, доклады, рефераты):
1. Производительность труда и резервы ее повышения
2. Проблемы определения и повышения производительности труда на предприятии. Экономическое значение и пути повышения
производительности труда.

Раздел 3. Результаты коммерческой деятельности

7

3

4

1

4
2

4

1

4
2

3

Тема
3.1.
Издержки Содержание учебного материала
субъекта производства и Лекции, теоретические занятия

6

Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по признакам.
Калькуляция себестоимости и ее значение. Методика составления смет косвенных расходов и их
включение в себестоимость.
Ценовая политика субъекта хозяйствования. Цены и порядок ценообразования.
Ценовая стратегия предприятия.
Практические занятия
Расчет себестоимости. Калькуляция себестоимости единицы продукции.

4

Расчёт оптовой цены производителя, оптовой цены посредника и розничной цены.

Тема 3.2. Продукция
предприятия и ее
конкурентоспособность

Содержание учебного материала

Лекции, теоретические занятия
Понятие качества продукции. Сертификация продукции.
Понятие конкурентоспособности. Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения
продукции.
Практическое занятие
Понятие товара и услуги. Свойства товара. Товарная политика предприятия. Показатели качества
товара. Качество и конкурентоспособность.
Содержание учебного материала
Тема 3.3. Финансовые
Результаты деятельности Лекции, теоретические занятия
хозяйствующего субъекта Доход предприятия, его сущность и значение. Общий финансовый результат - балансовая прибыль.
Состав балансовой прибыли и особенности формирования в современных условиях.
Рентабельность - показатель эффективности работы субъекта хозяйствования. Виды рентабельности.
Финансовое обеспечение хозяйствующих субъектов. Собственность и заемные средства.
Практические занятия
Абсолютные и относительные показатели хозяйственной деятельности предприятия. Виды Расчет
прибыли и рентабельности

8

2

2

1
4

4
2

Самостоятельная работа обучающихся при изучении 3 раздела.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (конспектирование, доклады, рефераты):
1. Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятий.
2. Влияние научно-технического прогресса на увеличение прибыли и повышение уровня рентабельности производства.
3. Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования.

3

Раздел 4. Планирование и развитие деятельности хозяйствующего субъекта

Тема
4.1.
Факторы Содержание учебного материала
Лекции, теоретические занятия
развития предприятия

4

Понятие инноваций. Инновационная деятельность предприятий. Инновационные стратегии.

Инвестиционная политика. Необходимость инвестиций в производство. Виды и показатели
эффективности инвестиций.

1

Практическое занятие

2

Инновационная и инвестиционная политика предприятия. Типы инноваций и инвестиций.
Тема 4.2. Планирование Содержание учебного материала
на предприятии
Лекции, теоретические занятия
Рынок и план. Основные принципы планирования. Методы и этапы планирования. Классификация
планов по признакам.
Стратегическое планирование. Оперативное планирование. Бизнес-планирование. Типы бизнеспланов. Структура и содержание внутрифирменного(производственного) бизнес-плана.
Практическое занятие

4

1

2

Понятие планирования. Виды планирования. Бизнес-план. Структура бизнес-плана.
Самостоятельная работа обучающихся при изучении 4 раздела.
1. Экономическая сущность капитальных вложений, их роль в воспроизводстве основных фондов.
2. Анализ структуры капитальных вложений и направления повышения их эффективности

3

Всего

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

9

68

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащённый оборудованием:
•S посадочные места по количеству обучающихся (столы, стулья по числу посадочных
мест;
S рабочее место преподавателя (стол, стул);
S техническими средствами обучения:
S компьютер с лицензионным программным обеспечением,
S электронная база нормативной строительной документации;
S мультимедиа проектор.
При реализации программы учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли может
быть использовано программное обеспечение big blue button (bbb), moodle, ядиск).
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1 .Магомедов, А.
М.
Экономика
организации:
учебник
для
среднего
профессионального образования / А. М. Магомедов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-553407155-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://iirait.ru/bcodeZ515734 .
2. Барышникова, Н. А. Экономика организации: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Н. А. Барышникова, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 184 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-12885-7. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/51.0423.
3. Основы экономики : учебное пособие для СПО / Р. А. Галиахметов, Н. Г. Соколова,
Э. Н. Тихонова [и др.]; под редакцией Н. Г. Соколовой. — Саратов, Москва: Профобразование,
Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 373 с. — ISBN 978-5-4488-0911-8, 978-5-44970757-4. — Текст:
электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/99374.html (дата обращения: 18.04.2022). — Режим доступа: для
авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/99374
4. Якушкин, Е. А. Основы экономики: учебное пособие / Е. А. Якушкин, Т. В.
Якушкина; под редакцией Е. А. Якушкина. — 3-е изд. — Минск: Республиканский институт
профессионального образования (РИПО), 2020. — 248 с. — ISBN 978-985-503-9243. — Текст:
электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/943 02.html (дата обращения: 18.04.2022). — Режим доступа: для
авторизир. пользователей
Дополнительная литература
1.
Микроэкономика. Экономика предприятия (организации) : учебное пособие для
СПО / Е. А. Аникина, Л. М. Борисова, С. А. Дукарт [и др.]; под редакцией Л. И. Иванкиной. —
Саратов : Профобразование, 2021. — 428 с. — ISBN 978-5-4488-0917-0. — Текст : электронный
//
Цифровой
образовательный
ресурс
IPR
SMART:
[сайт].
—
URL:
https://www.iprbookshop.ru/99933.html (дата обращения: 12.04.2022). — Режим доступа: для
авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/99933
2.
Сафонова, Л. А. Экономика предприятия : учебное пособие для СПО / Л. А.
Сафонова, Т. М. Левченко. — Саратов: Профобразование, 2021. — 189 с. — ISBN 978-5- 4488-

1211-8. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. —
URL: https://www.iprbookshop.ru/106644.html (дата обращения: 12.04.2022). — Режим доступа:
для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/lQ6644

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований. Промежуточная аттестация в форме экзамена.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
знания)
Умения:
Устные и письменные опросы,
рассчитывать по принятой методологии
основные
технико-экономические
показатели практические занятия; промежуточная
деятельности организации;
аттестация в форме экзамена.
составлять и заключать договоры подряда;
использовать
информацию
о
рынке,
определять
товарную
номенклатуру,
товародвижение и сбыт;
в соответствии с изменениями влияния внешней
или внутренней среды определять направление
менеджмента;
Знания:
состав трудовых и финансовых ресурсов
Устные и письменные опросы,
организации;
практические занятия; промежуточная
основные фонды и оборотные средства
аттестация в форме экзамена.
строительной организации, показатели их
использования;
основные технико-экономические показатели
хозяйственно-финансовой деятельности организации;
механизмы ценообразования на строительную
продукцию, формы оплаты труда;
методологию и технологию современного
менеджмента;
характер тенденций развития современного
менеджмента;
требования, предъявляемые к современному
менеджменту;
стратегию и тактику маркетинга;

Общие критерии оценки результатов освоения дисциплины.
В устных и письменных ответах студентов на практических (семинарских) занятиях, в
сообщениях и докладах, эссе и других формах аудиторной и самостоятельной работы, а также
в текущих контрольных работах учитываются:
глубина знаний, владение
необходимыми умениями (в объеме программы), логичность изложения материла, включая
И

обобщения, выводы, соблюдение норм литературной речи.
Оценку «отлично» заслуживает студент, твёрдо знающий программный материал,
системно и грамотно излагающий его, демонстрирующий необходимый уровень компетенций,
чёткие, сжатые ответы на дополнительные вопросы, свободно владеющий понятийным
аппаратом.
Оценку «хорошо» заслуживает студент, проявивший полное знание программного
материала, демонстрирующий сформированные на достаточном уровне умения и навыки,
указанные в программе компетенции, допускающий непринципиальные неточности при
изложении ответа на вопросы.
Оценку «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания только
основного материала, но не усвоивший детали, допускающий ошибки принципиального
характера, демонстрирующий не до конца сформированные компетенции, умения
систематизировать материал и делать выводы.
Оценку «неудовлетворительно» заслуживает студент, не усвоивший основного
содержания материала, не умеющий систематизировать информацию, делать необходимые
выводы, чётко и грамотно отвечать на заданные вопросы, демонстрирующий низкий уровень
овладения необходимыми компетенциями.

Оценивание студента на экзамене по учебной дисциплине
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил
программный материал, исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его
излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами,
вопросами и другими видами применения знаний, не затрудняется с ответом при
видоизменении
заданий,
правильно
обосновывает
принятое
решение,
владеет
разносторонними навыками и приёмами выполнения практических задач.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твёрдо знает материал, грамотно и по
существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно
применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет
необходимыми навыками и приёмами их выполнения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только
основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно
правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении
программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает
значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с
большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка
«неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без
дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Примерный тест для подготовки к промежуточной аттестации в форме
дифференцированного зачёта по учебной дисциплине ОП 07. Экономика отрасли:

Выберите один или несколько правильных ответов.
1.
Преимуществом малого бизнеса является:
а) адаптивная способность к колебаниям рынка;
б) отсутствие гибкости.
Эталон ответа: а
2.
В какой момент юридическое лицо считается зарегистрированным?
а) с момента подачи заявления о регистрации;
б) с момента открытия расчетного счета в банке;
в) с момента внесения в ЕГРП юридических лиц;

12

г) прочие.
Эталон ответа: в
3.
Объект основных фондов в группе «Рабочие машины и механизмы» ...
а) бульдозер;
б) автомобиль;
г) компрессор;
д) компьютер.
Эталон ответа: г
4.
Стоимость фактических затрат на приобретение машин, оборудования с учётом
доставки и монтажа:
а) первоначальная;
б) восстановительная;
в) ликвидационная;
г) остаточная.
Эталон ответа: а
5. Показатель производительности труда в строительстве:
а) выработка;
б) механовооруженность;
в) часовая тарифная ставка;
г) рабочее время.
Эталон ответа: а
6.
Что такое списочная численность персонала?
а) количество работников, являющихся на работу в течение периода;
б) численность работников по списку на определенную дату с учетом принятых и
уволенных на эту дату.
Эталон ответа: а
7. Какая заработная плата характеризует сумму денег, которые работник получает
на руки?
а) номинальная;
б) реальная.
Эталон ответа: б
8. В процессе установления окончательной цены сначала нужно:
а) проанализировать цены и товары конкурентов;
б) проанализировать издержки производства и обращения.
Эталон ответа: б
9.
Из чего формируется посредническая надбавка?
а) издержки обращения посредника;
б) прибыль посредника;
в) налог на прибыль посредника;
г) НДС.
Эталон ответа: а
10. Статья накладных расходов, включающая заработную плату ИТР ...
а) организация работ на площадке;
б) обслуживание работников строительства;
в) административно-хозяйственные нужды;
г) прочие.
Эталон ответа: в
11. Размер оплаты труда за единицу рабочего времени в зависимости от
квалификации работника:
а) тарифная сетка;
б) тарифная ставка;
в) ЕТКС;
13

г) расценка.
Эталон ответа: б
12. Расходы денежных средств, учитывающие зарплату младшего обслуживающего
персонала
а) зарплата основных рабочих;
б) прямые затраты;
в) накладные расходы;
г) материалы.
Эталон ответа: в
13. Износ, в результате которого наступает утрата ценности фондами до
наступления их физического износа:
а) моральный;
б) технический;
в) физический;
г) проектный.
Эталон ответа: а
14. Субъект власти, устанавливающий размер налога на рекламу:
а) краевой орган;
б) местный орган;
в) федеральный орган;
г) региональный орган.
Эталон ответа: б
15. Затраты времени на изготовление единицы продукции
а) объем работ;
б) расценка;
в) трудоёмкость;
г) выработка.
Эталон ответа: в
16. Аренда технических средств сроком до одного года с последующим правом
выкупа:
а) лизинг;
б) прокат;
в) хозрасчёт;
г) рейтинг.
Эталон ответа: а
17. Величина средств, являющаяся нормативом для определения сметной прибыли:
а) ФОТ;
б) себестоимость;
в) прямые затраты;
г) сметная прибыль.
Эталон ответа: а
18. Показатель количества оборотных средств за определенный период времени:
а) оборачиваемость оборотных средств;
б) средняя длительность одного оборота;
в) норматив оборотных средств;
г) коэффициент оборачиваемости.
Эталон ответа: г
19. Показатель, характеризующий количество продукции, приходящейся на один рубль
основных фондов:
а) ликвидационная стоимость;
б) норма дисконтирования;
в) норма амортизации;
14

г) фондоотдача.
Эталон ответа: г
20. При каких условиях возможна ликвидация предприятия?
а)
только при добровольном согласии учредителей;
б)
только по решению суда;
в)
при обоих условиях;
г) без решения суда.
Эталон ответа: б
21. Что характеризует фондоотдача?
а)
уровень оснащенности труда;
б)
удельные затраты ОФ на 1 руб. товарной продукции;
в)
величину товарной продукции, приходящейся на 1 руб. ОФ;
г)
уровень производительности труда.
Эталон ответа: в
22. Фондоотдача рассчитывается как отношение стоимости товарной продукции к:
а)
первоначальной стоимости ОФ;
б)
среднегодовой стоимости;
в)
остаточной стоимости;
г)
стоимости ОФ на начало года.
Эталон ответа: б
23. Какой фонд используется предприятием для воспроизводства ОФ?
а)
резервный;
б)
амортизационный;
в)
фонд специальногоназначения;
г)
фонд материального поощрения.
Эталон ответа: б
24. Что из перечисленного наиболее полно определяет амортизацию?
а)
процесс перенесения стоимости ОФ на себестоимость готовой продукции;
б)
износ ОФ;
в)
расходы на содержание и ремонт ОФ.
Эталон ответа: а
25. Какие материально-вещественные элементы входят в состав оборотных фондов
предприятия?
а)
запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных изделий, запасных частей,
топливо, незавершенное производство, расходы будущих периодов;
б)
станки, агрегаты, приспособления, тара, стеллажи;
в)
готовая продукция, денежные средства в кассе, на расчетном счете предприятия;
г)
прибыль предприятия, задолженность поставщикам.
Эталон ответа: а, в
26. Определить последовательность этапов расчетов зарплаты при бестарифной системе
оплаты труда:
а)
определяется доля фонда оплаты труда, приходящегося на оплату одного балла;
б)
определяется количество баллов, заработанных каждым работником;
в)
определяется общее количество баллов, заработанных всеми работниками;
г)
определяется зарплата отдельного работника.
Эталон ответа: а
27. Каким отношением можно определить рентабельность продукции?
а)
выручки от реализации к материальным затратам;
б)
прибыли от реализации к себестоимости;
в)
балансовой прибыли к материальным затратам;
г)
прибыли от реализации к фонду оплаты труда.
Эталон ответа: в
15

28. Куда направляется сумма налога на прибыль предприятий?
а) в полном объеме в федеральный бюджет;
б)
в полном объеме в региональный бюджет;
в)
в полном объеме в местный бюджет;
г)
в бюджеты разных уровней.
Эталон ответа: а
29. Сегментирование рынка - это процесс:
а) рекламы товара;
б) выяснение характеристик покупателя;
в) прогнозирование рыночных показателей;
г) разбивки потребителей на группы.
Эталон ответа: г
30. Оптовая торговля это:
1. купля-продажа с целью перепродажи товаров;
2. купля-продажа с целью профессионального использования товаров;
3. сделки между посредником и производителем;
4. верны ответы а, Ь, с.
Эталон ответа: а
31. Задачами отдела маркетинговых исследований является:
1. замер текущего спроса;
2. анализ распределения долей рынка;
3. снижение себестоимости товара;
4. верны ответы А и Б.
Эталон ответа: г
32. Наиболее широкий круг потенциальных покупателей охватывает применения:
1. реклама;
2. личной продажи;
3. пропаганды;
4. мер по стимулированию сбыта;
5. нет верного ответа.
Эталон ответа: а
33. Процесс стратегического планирования в маркетинге начинается с:
1. установления целей и задач;
2. анализа существующей ситуации;
3. координации задач между маркетинговыми подразделениями,
4. нет верного ответа.
Эталон ответа: г
34. Цена на товар не зависит от следующих факторов:
1. транспортных издержек;
2. стоимость сырья и материалов;
3. темпов инфляции;
4. нет верного ответа.
Эталон ответа: г
35. В функции канала распределения не входит:
1. сбор информации о текущем состоянии рынка;
2. складирования товарной продукции;
3. участие в ценообразовании;
4. нет верного ответа.
Эталон ответа: г
36. Реклама-это:
1. информация о товаре;
2. кратковременная мера поощрения продаж;
16

3. платная форма представления товара;
4. купля-продажа в ходе личной беседы.
Эталон ответа: в
37. Управление в условиях рынка рыночной экономикой:
а)
психология;
б)
менеджмент;
в) экономика предприятия;
г) политология.
Эталон ответа: б
38. Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения
общих целей:
а)
организация;
б)
организационная структура;
в) мотивация;
г) управление.
Эталон ответа: а
39. Конечное состояние, к которому стремиться трудовой коллектив (организации):
а)
итог;
б)
задача;
в) цель;
г) результат.
Эталон ответа: в
40. Предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным
способом в заранее оговоренные сроки:
а)
цель;
б)
план;
в) технология;
г) задача.
Эталон ответа: г
41. Логическое соотношение уровней управления и функциональных областей,
построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь цели
организации:
а)
внешняя среда организации;
б)
внутренняя среда организации;
в) структура организации;
г) элементы организации.
Эталон ответа: в
42. Цели, задачи, технологии, структура управления, трудовые ресурсы (штатные
сотрудники) организации - это элементы:
а)
внутренней среды;
б)
внешней среды;
в) менеджмента;
г) процесса управления.
Эталон ответа: а
43. Подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации - это:
а)
управление персоналом;
б)
разделение труда;
в) менеджмент;
г)
специализаци
я Эталон ответа: а
44. Сочетание квалификационных навыков, оборудование, инфраструктуры,
17

инструментов, необходимых для осуществления преобразований в материалах:
а)
специальность;
б) технология;
в) профессия;
г) организация.
Эталон ответа: б
45. Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и
целей организации:
а) планирование;
б) организация;
в) мотивация;
г) стимулирование.
Эталон ответа: в
46. Планирование, организация, координация, мотивация и контроль - это:
а) средства управления;
б) методы управления;
в) сфера деятельности организации;
г) функции управления.
Эталон ответа: г
47. Совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для
достижения поставленных организацией целей:
а) методы управления;
б) функции управления;
в) контроль;
г) средства управления.
Эталон ответа:а
48. Совокупность взаимосвязанных, целенаправленных логически последовательных
управленческих действий:
а) методы управления;
б) управленческое решение;
в) средства управления;
г) функции управления.
Эталон ответа: б
49. Отсутствие согласия между двумя и более сторонами:
а) конкуренция;
б) спор;
в) стресс;
г) конфликт.
Эталон ответа: г
50. Если к одному человеку предъявляются противоречивые требования и
производственные требования не согласовываются с личностными потребностями работника
- это:
а) внутриличностный конфликт;
б) межличностный конфликт;
в) конфликт между личностью и группой;
г) межгрупповой конфликт.
Эталон ответа: а
51. Если позиция мастера отличается от позиции бригады, то - это:
а) внутриличностный конфликт;
б) межличностный конфликт;
в) конфликт между личностью и группой;
г) межгрупповой конфликт.
18

Эталон ответа: в
52. Метод разрешения конфликта, при котором действия направлены на урегулирование
разногласия путем переговоров, устраивающих обе стороны:
а) сглаживание;
б) компромисс;
в) решение проблемы;
г) принуждение.
Эталон ответа: б
53. Процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведение их до понимания другими
людьми:
а) общение;
б) коммуникация;
в) деловое совещание;
г) переговоры.
Эталон ответа: а
54. Персонал основной деятельности, непосредственно связанный с производственными
операциями (средствами труда):
а) руководители;
б) специалисты;
в) служащие;
г) рабочие.
Эталон ответа: г
55. Работники, занимающие руководящие должности, как на самом предприятии, так и в
его структурных подразделениях:
а) руководители;
б) специалисты;
в) служащие;
г) рабочие.
Эталон ответа: а
56. Особый вид деятельности, требующий определенных теоретических знаний и
практических навыков:
а) специальность;
б) профессия;
в) уровень квалификации;
г) опыт.
Эталон ответа: б
57. Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения
общей цели:
а) неформальная группа;
б) организация;
в) закрытая система;
г) подсистема.
Эталон ответа: б
58. Все сложные организации обладают общими характеристиками - ресурсами,
зависимостью от внешней среды, вертикальным разделением труда, подразделениями,
горизонтальным разделением труда
а) сырьем;
б) финансами;
в) технологией;
г) необходимостью управления.
Эталон ответа: г
59. Внутренние параметры - это ситуационные факторы внутри организации. К ним
19

можно отнести - цели,.......... , технологию, структуру, люден:
а) задачи;
б) технические средства;
в) информацию;
г) здания.
Эталон ответа: а
60........- это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть
выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки:
а) задача;
б) цель;
в) технология;
г) структура организации.
Эталон ответа: а

20



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.