МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД «Индустриально
промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.15 Организация предпринимательской
деятельности и основы бережного производства
Профиль получаемого профессионального образования: технологиче
ский
Код и наименование специальности: 09.02.07.Информационные системы
и программирование.
Квалификация выпускника: программист.
Форма обучения : очная .
Курс :2
Семестр: 1
2023г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 15 Организация предпринимательской
деятельности и основы бережного производства разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413 (зарегистрировано в Миню
сте России 07.06.2012г. № 24480);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обра
зования по специальности: 09.02.07.Информационные системы и программирование, у твержденного приказом Минобрнауки России от 09.12. 2016 г. № 1547, (Зарегистрировано в Миню
сте России 26.12.2016 N 44936)
с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных об
разовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего про
фессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования, разработанных Отделом профессионального образо
вания Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабо
чим учебным планом образовательной организации на 2023/2024 учебный год.
Разработчик: Гарисова А.А., преподаватель правовых дисциплин ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты ;
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ
ПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБ
НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация предпринимательской деятельности и принципы бережливого
производства»
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки спе
циалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 Информаци
онные системы и программирование
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов сред
него звена:
Общепрофессиональная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
рассчитывать коэффициент рыночной активности;
рассчитать метод рентабельности инвестиций;
определить сумму налогов;
определить последствия снижения цены.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
содержание и современные формы предпринимательства;
виды предпринимательской деятельности;
организацию и развитие собственного дела
механизм функционирования предприятий различных организационно- правовых
форм;
риск в деятельности предпринимателя;
конкуренцию предпринимателей и предпринимательскую тайну;
взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями;
культуру предпринимательства;
налогообложение предпринимательской деятельности.
Профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции, которые актуализируются при
изучении учебной дисциплины:
ПК 3.4. Проводить сравнительный анализ программных продуктов и средств разработки, с
целью выявления наилучшего решения согласно критериям, определенным техническим
заданием.
ПК 5.1. Собирать исходные данные для разработки проектной документации на информа
ционную систему.
ПК 5.7. Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее
модернизации.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применитель
но к различным контекстам
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для вы
полнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное разви
тие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, ру
ководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное по
ведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
4
OK 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоро
вья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня фи
зической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностран
ном языках.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 39 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося - 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
39
39
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
в том числе:
теоретические занятия
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
37
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы предпринимательской деятельности и принципы бережливого производ
ства»
Наименование разде
лов и тем
Содержание учебного материала, лабо
раторные и практические работы, само
стоятельная работа обучающихся, кур
совая работ (проект) (если предусмотре
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
2
1
ны)
1
Тема 1
Содержание и совре
менные формы пред
принимательства
Тема 2
Виды предпринима
тельской деятельно
сти
2
Содержание учебного материала
1. Содержание и современные формы
предпринимательства Основные сфе
ры предпринимательской деятельно
сти. Цели и функции предпринима
тельства. Условия развития предпри
нимательства.
Содержание учебного материала
1. Виды предпринимательской деятель
ности Понятие об индивидуальной
предпринимательской деятельности.
Определение малого предпринима
тельства и его критерии в России.
Субъекты малого предприниматель
ства. Значение и задачи малого пред-
2
1
5
Тема 3
Организация и разви
тие собственного дела
приятия. Плюсы и минусы малого
предпринимательства. Развитие мало
го предпринимательства. Государственная поддержка малого предпри
нимательства.
Содержание учебного материала
1. Организацию и развитие собственного
дела Этапы создания собственного де
ла. Порядок создания нового предпри
ятия. Франчайзинг, его сущность, пре
имущества и недостатки. Назначение
венчурного капитала и селенговых
операций. Отношения с партнерами.
Взаимоотношения с клиентами.
7
5
1,2
4
Тема 4
Механизм функцио
нирования предприя
тий различных орга
низационно-правовых
форм
Изучение бизнес-плана предпринимателя.
Расчёт объёмов продаж.
Содержание учебного материала
1. Механизм функционирования пред
приятий различных организационно
правовых форм
Факторы, влияющие на выбор органи
зационно-правовой формы предприя
тия. Экономические условия, опреде
ляющие деятельность фир
мы... Основные показатели деятельно
сти фирмы
Расчет цены товара.
Расчёт финансового результата и рента
бельности.
Тема 5
Содержание учебного материала
Риск в деятельности
1. Риск в деятельности предпринимателя
предпринимателя
2. Пути и методы снижения риска в дея
тельности предпринимательства Банк
ротство предприятий
Тема 6
Содержание учебного материала
Конкуренция пред
1. Конкуренция предпринимателей и
принимателей и
предпринимательская тайна
предпринимательская 2. Конкуренция и конкурентоспособ
тайна
ность, конкурентные преимущества.
Формирование стратегии повышения
конкурентоспособности. Реклама.
б
2
4
1,2
2
1
4
2
1,2
2
Тема 7
Взаимодействие
предпринимателей с
кредитными органи-
Определение последствия снижения цены
Содержание учебного материала
1. Внешняя и внутренняя предпринима
тельская среда. Взаимодействие пред
принимателей с кредитными органи-
6
2
1,2
6
зациями
2.
зациями
Условия предоставления кредитов и
этапы кредитования
4
1 .Расчет коэффициента рыночной активно
сти
2.Расчет метода рентабельности инвести
ций
Тема 8
Содержание учебного материала
Налогообложение
1.
Понятие и характеристика общего
предпринимательской
режима Налогообложение предприни
деятельности
мательской деятельности.
Особенности налогообложения част
ного предпринимателя Налоговая по
литика государства в отношении субъ
ектов малого и среднего бизнеса. Си
стемы налогообложения, применяе
мые субъектами малого и среднего
бизнеса. Налогообложения. Специаль
ные налоговые режимы: упрощенная
система налогообложения (УСН), си
стема налогообложения в виде едино
го налога на вмененный доход по от
дельным видам предпринимательской
деятельности (ЕНВД).
Понятие и характеристика системы
налогообложения для сельскохозяй
ственных товаропроизводителей.
6
2
1,2
4
1. Анализ налоговой нагрузки субъекта ма
лого бизнеса при различных системах
налогообложения.
2. Определение суммы налогов
Дифференцированный зачет
Всего:
2
39
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Рабочая программа может быть реализована с применением различных образовательных
технологий, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения.
Оборудование учебного кабинета: доска, автоматизированные рабочие места на 13 обу
чающихся с наличием локальной и глобальной компьютерной сети (13 стульев, 13 сто
лов), автоматизированное рабочее место преподавателя, принтер, аудиоколонки, интерак
тивная - маркерная доска, 3D принтер, мультимедиапроектор, сервер в лаборатории.
7
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основное оборудование: «Компьютер и здоровье», «Области использования вычисли
тельной техники», «...Это должен знать каждый», «Техника безопасности», комплект
учебно-методической документации, комплект учебников по количеству обучающихся.
Демонстрационные средства обучения: тематические папки дидактических материалов,
программное обеспечение общего и профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной
литературы
перечень учебных изданий, электронных изданий, электронных и Интернетресурсов, образовательных платформ, электронно-библиотечных систем, веб-систем для
организации дистанционного обучения и управления им, используемые в образователь
ном процессе как основные и дополнительные источники.
Основные источники:
Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. - / Т.М. Голубева.- М.
Форум, 2019-256 с.
Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. - 2-е изд. / Т.М. Голубева,НИЦ ИНФРА-М,2019.-226с.
Менеджмент: учебник для СПО / Г.Б. Казначеевская,- М.: КНОРУС, 2020. - 240 с.
Менеджмент: учебник для СПО / В.И. Сетков,- М.: КНОРУС, 2020. - 160 с.
Дополнительные источники:
Бараненко С. П. Основы предпринимательства: учеб, пособие /С. П. Бараненко, М. Н.
Дудин, Н. В. Лясников. - М.: Центрполиграф, 2020.
Брунова В. И. Основы предпринимательства: учеб, пособие / В. И. Брунова
[и др.]; под ред. В. И. Бруновой; СПбГАСУ. - СПб., 2018. - 106 с
Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие/Горфинкель В.Я.; Горфинкель В.Я Инфра-М,.; 2020- 349с. ; ГРИФ Минобрнауки. РФ
Буров В.Ю.Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. - Чита.:..., 2020.
-441 с.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник
для НПО - М.: «Академия», 2019.
Минаева Н.А. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые
игры и упражнения М.: ВЛАДОС, 2019.
Электронные издания (электронные ресурсы):
Справочно-информационный ресурс поддержки предпринимателей -www.businessvoc.ru
Система самодиагностики деловых возможностей предпринимателей- www.bus.inesstest.ru
Электронный Центр малого бизнеса - www.tradecenter.ru
Видеоматериал «Уроки для начинающих предпринимателей: бесплатные видео для
самостоятельного обучения»- https://vse-kursy.com/read/994-uroki-dlya-nachinayuschihpredprinimatelei.html
Предпринимательство [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся
по экономическим специальностям / Университетская библиотека онлайн (ЭБС); под ред.
В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА,
2012. - 700 с. - («Золотой фонд российских учебников»), - Режим досту
па: httpV/www.biblioclub.ru/book/l 16987/
Цифровая образовательная среда СПО РКОГобразование:
Герасимова, О. О. Основы предпринимательской деятельности : пособие / О. О. Гераси
мова. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО),
2019. — 269 с. — ISBN 978-985-503-905-2. -— Текст : электронный // Электронный ресурс
цифровой образовательной среды СПО РКОГобразование : [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/93392 — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Электронно-библиотечная система;
IPR BOOKS - http://www.iprbookshop.ru/78574.html
8
Веб-система для организации дистанционного обучения и управления им:
Система дистанционного обучения ОГАПОУ «Алексеевский кол
ледж» http://moodle.alcollege.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ
НЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется пре
подавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, дифференци
рованного зачета, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2
Освоенные умения:
рассчитывать коэффициент рыночной активно
сти
рассчитать метод рентабельности инвестиций
определить сумму налогов
определить последствия снижения цены
Усвоенные знания:
содержание и современные формы предприни
мательства
виды предпринимательской деятельности
организацию и развитие собственного дела
механизм функционирования предприятий раз
личных
организационно-правовых форм
риск в деятельности предпринимателя
конкуренцию предпринимателей и предприни
мательскую тайну
взаимодействие предпринимателей с кредит
ными организациями
культуру предпринимательства
налогообложение предпринимательской дея
тельности
Устный и письменный опрос,
выполнение самостоятельной рабо
ты, защита практической работы,
дифференцированный зачет.
Устный и письменный опрос,
выполнение самостоятельной рабо
ты, защита практической работы,
дифференцированный зачет.
9