оп.16. основы финансовой грамотности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.16. «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Профиль получаемого профессионального образования:

Технический

Код и наименование профессии /специальности:

09.02.07.. «Информационные системы и программирование».
Квалификация выпускника:

Программист

Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 4

2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.16..Основы финансовой грамотности для
специалистов 09.02.07. «Информационные системы и программирование».

разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- ФГОС СОО утв. приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547;

с учетом:
- профиля получаемого образования,
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования
Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом
образовательной организации на 2023/2024 учебный год.
Г.)

и О'

Изучения основ Финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях,

реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих по специальности среднего профессионального

образования технического профиля 09.02.07. «Информационные системы и программирование».
Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленного колледжа»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НГ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.16. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

1.1. Место дисциплины в Структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
утв. приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547 по специальности Информационные
системы и программирование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 03, ОК 04
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код 1
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
ОК 01, ОК
03, ОК 04,

- основные понятия финансовой
грамотности и основные
законодательные акты,
регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в
- планировать и реализовывать
условиях ограниченности
собственное профессиональное и
ресурсов;
личностное развитие,
- основные виды планирования;
предпринимательскую
- устройство банковской
деятельность в профессиональной
системы, основные виды банков и
сфере, использовать знания по
их операций;
финансовой грамотности в
сущность понятий
различных жизненных ситуациях
- применять теоретические знания «депозит» и «кредит», их виды и
принципы;
по финансовой грамотности для
схемы кредитования
практической деятельности и
физических
лиц;
повседневной жизни;
устройство налоговой
- эффективно взаимодействовать и
системы, виды налогообложения
работать в коллективе и команде
физических лиц;
- сопоставлять свои потребности
признаки финансового
и возможности, оптимально
мошенничества;
распределять свои материальные
основные виды ценных
и трудовые ресурсы, составлять
бумаг и их доходность;
семейный бюджет и личный
формирование
финансовый план;
- грамотно применять полученные инвестиционного портфеля;
классификацию инвестиций,
знания для оценки собственных
основные разделы бизнес-плана;
экономических действий в
виды страхования;
качестве потребителя,
виды пенсий, способы
налогоплательщика, страхователя,
увеличения пенсий
члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся

- анализировать состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;

1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/'специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.

личных финансов, из источников

различного типа и источников,
созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд

и др.);
- Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
- оценивать и принимать
ответственность за рациональные
решения и их возможные
последствия для себя, своего

окружения и общества в целом

OK 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины ОП. 16 «Основы
финансовой грамотности»
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 36 часа, в том числе: обязательной аудиторной
учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
1.3.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т. ч.:

теоретическое обучение

14

практические занятия

20

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация (зачет)

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Объем
в часах

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2
1
Раздел 1. Семейная экономика. Личный и семейный бюджет: его роль в современной
жизни общества.

Введение

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ
финансовой грамотности при освоении профессии.

Тема 1.1.
Личный и
семейный
бюджет,
источники его
формирования,
основные
направления
распределения.

Содержание учебного материала
1. Необходимость личного бюджета, правильное формирование личного
бюджета. История развития электронных денег, их разновидность и
преимущества
2. Бюджет семьи, источники доходов семейного бюджета. Главные и
второстепенные расходы семьи. Сторонники карманных денег, для чего
необходимы карманные деньги. Дефицит бюджета.
3. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные
деньги.
Практическое занятие
Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи

2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3

2

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

2

2

Раздел 2. Бюджетная система РФ

Тема2.1
Формирование
бюджета РФ,
Основные
статьи доходов
и расходов
бюджета.

2

Содержание учебного материала
1. Участники бюджетного процесса.
2. Основные источники формирования бюджета РФ, распределение
бюджетных средств. Региональные и муниципальные бюджеты

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

2

Практическое занятие
Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи.
Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные
деньги.

2

Раздел 3. Банковская система РФ

Тема 3.3.
Банки: чем они
могут быть вам
полезны

2

Содержание учебного материала
1. Банковская система России, коммерческие банки. Центральный
банк. Банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту,
микрокредит, виды кредитов для физических лиц, ипотека,
рефинансирование кредита, кредитная карта.

2

Практическое занятие
Расчёт процентов кредита

Раздел 4. Налоговая система в Российской Федерации
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Налоги:
1 .Налоги, виды налогов.
почему их надо 2.Субъект, предмет и объект налогообложения. Ставка налога, сумма
налога. Системы налогообложения. Налоговые льготы, налоговые вычеты.
платить
Налоговая декларация

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

4

2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

2

и чем грозит
неуплата

Практическое занятие
Расчёт НДС

Раздел 5. Страхование
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
1.Страховые услуги, страховые риски. Участники страхового договора.
Страховой
Виды страхования в России. Использование страхования в повседневной
рынок России
жизни
Практическое занятие
Анализ договора страхования, ответственность страховщика ис
трахователя. Расчет страхового взноса взависимости от размера страховой
суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.
Раздел 6. Собственный бизнес
Содержание учебного материала
Тема 6.1.
1 .Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея.
Создание
собственного
2.Предпринимательство, предприниматель. Банкротство.
бизнеса
Практическое занятие
Составление «Бизнес-плана»
Составление резюме
Раздел 7. Пенсионная система Российской Федерации
Содержание учебного материала
Тема 7.1.
1 .Пенсионный фонд и его функции. Негосударственные пенсионные
Обеспечение
старости
фонды. Трудовая и социальная пенсии. Обязательное пенсионное
страхование. Добровольное пенсионное обеспечение

Практическое занятие
Расчет своей будущей пенсии

2

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

1

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

1

2

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

2

4

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

1
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

1

2

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

Раздел 8. Финансовое мошенничество
Содержание учебного материала
Тема 8.1.
1.Основные виды и признаки финансовых пирамид.
Финансовые
2.Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в
пирамиды и
интернете, по телефону, при операциях с наличными.
защита от
мошенничества 3.Правила финансовой безопасности
Раздел 9. Фондовый рынок.
Содержание учебного материала
Тема 9.1
1 .Формирование представлений о способах и инструментах
Понятие
инвестирования для различных финансовых целей.
инвестиции,
2.Формирование инвестиционного портфеля. Фондовая биржа, биржевой
инфляция,
индекс, брокер. Фондовый рынок, неопределённость, финансовый риск,
реальные и
валютная интервенция. Ценные бумаги
финансовые
активы как
Практическое занятие
инвестиционные Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом
инструменты
рынке.
Промежуточная аттестация (зачет)
Итоговое
занятие
Всего:

1
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

1

1

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

1

2

2
36

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Общепрофессионального цикла», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя

посадочные места по количеству обучающихся
доска классная
стенд информационный
учебно-наглядные пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение :& учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю.
Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 235 с. -— (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-16-016714-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.eom/catalog/product/l 221162 (дата обращения: 13.01.2022). - Режим доступа:

по подписке.
2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учебное пособие для студ.учреждений
сред.проф.образования/М.Р.Каджиева, С.В. Дубровская, А.Р.Елисеева. - Москва.:
Издательский центр «Академия», 2019. -288 с. ISBN 978-5-4468-7883-3
3.2.2. Основные электронные издания
1. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении : учебное
пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 312 с. — ISBN 978-5-8114-7205-5.— Текст: электронный// Лань : электронно­
библиотечная система. — URL: https://e. lanbook.com/book/156384
(дата обращения;
14.01.2022). -— Режим доступа: для авториз. пользователей
2. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534.-10231-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429626
3. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего
профессионального
образования /
А. В. Фрицлер,
Е. А. Тарханова. —
Москва :

Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13794-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/4668 97

3.2.3. Дополнительные источники
|
1. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pi7 uchebnik/SchoolBook__ 2018_l.pdf
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный
ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика
[Электронный ресурс]. URL: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu201 l-28.pdf
4. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
5. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
6. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: https://fmcthse.ru/ vaginvideo
7. Финансовый портал «РБК Quote» [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru
8. Сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант» [Электронный
ресурс]. URL: http://vip-money.com
' АЮл
9. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс].। URL: www.asv.org.ru
10. Аинансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL:
www.banki.ru
11. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
WWW.cbr.rU
.1’
■_■
I
12. Федеральный фонд ОМС [Электронный ресурс]. URL: www.ffoms.ru
13. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего
и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: www.fmc.hse.ru
14. Федеральная налоговая служба (ФНС России) [Электронный ресурс]. URL:
www.nalog.ru/rn77
иссоли w
:
15. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. URL:
www.nalogkodeks.ru
16. Сайт «Всё о страховании» [Электронный.ресурс]. URL: www.o-strahovanie.ru
17. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.pfrf.r
18. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. URL: . wwvw.sberbank.ru
19. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» [Электронный ресурс]. URL: www.vtbnpf.ru
20. Бухгалтерские новости и статьи [Электронный ресурс]. URL: https://naloglialOg.ru
ЩеК! (X
:
21. НПФ «Сбербанк» [Электронный ресурс]. URL: https://npfsberbanka.ru
22. Финансовый портал (данные по финансовым рынкам России) [Электронный

ресурс]. URL?http://ru.investing.com
цу;к? ?
23. Словарь финансово-экономических терминов [Электронный ресурс]/ А.В.
Шаркова [и др.]. — Электрон, текстовые данные. —М.: Дашков и К, 2017.— 1168 с.— URL:
http://www.iprbookshop.ru/62447.html.— ЭБС «IPRbooks»

2

хгрлщый ■

: '

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения 3

Критерии оценки

знания:
- основные понятия финансовой
грамотности и основные
законодательные акты,
регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в
условиях ограниченности
ресурсов;
- основные виды планирования;
- устройство банковской
системы, основные виды банков
и их операций;
сущность понятий

- правильное изложение
основных понятий
финансовой грамотности,
используя нормативную и
правовую документацию;
- владение знаниями
различных банковских
операций,кредитов, схем
кредитования, основных
видов ценных бумаг,
налогообложения
физических лиц,
страхования и

«депозит» и «кредит», их виды
и принципы;
схемы кредитования
физических лиц;
устройство налоговой
системы, виды
налогообложения физических

пенсионного обеспечения.

Методы оценки
Тестовый контроль с
применением
информационных
технологий.
Экспертная оценка
правильности
выполнения заданий по
работе с информацией,
документами
Экспертная оценка
решения ситуационных
задач.
Зачет

йо/.маУ вн

.

вид г. и
: G со
®ред1П ..X '
. Цщ, 00 овн

лиц;

признаки финансового
мошенничества;
основные виды ценных
бумаг и их доходность;
формирование
инвестиционного портфеля;
классификацию
инвестиций, основные разделы
бизнес-плана;
виды страхования;
- виды пенсий, способы
увеличения пенсий

Умения
- анализировать состояние
финансовых рьшков, используя
различные источники
информации;

- соблюдение основных
норм налогового и
финансового
законодательства при
оформлении кредита,

’ В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты

Экспертная оценка
выполнения
практических заданий,
выполнения условий
учебных ролевых игр

- применять теоретические
знания по финансовой

различных видов
страхования;

грамотности для практической
деятельности и повседневной
жизни;
- сопоставлять свои
потребности и возможности,
оптимально распределять свои
материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный
бюджет и личный финансовый
план;
- грамотно применять
полученные знания для оценки
собственных экономических
действий в качестве
потребителя,
налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и
гражданина; ;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из
источников различного типа и
источников, созданных в

- использование
материалов из
информационных
источников в текстовой,
цифровой и графической
формах для' понимания
основных экономических
тенденций и
формирования
финансовых планов;

различных знаковых системах
(текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.);
- оценивать и принимать
ответственность за
рациональные решения и их
возможные последствия для

Зачет

- принятие [финансовых
решений с учетом знаний
о правах потребителей;
ДО способность
выполнять практические
задания, основанные на
ситуациях,? связанных с

банковскими операциями,
рынком з ценных бумаг,
страховым?.;
рынком,
фондовой ,!; и валютной
биржами: н.
- способность выявлять
признаки ^мошенничества
на финансовом рынке в
отношении
физических
ЛИЦ.
Йсш-В
i ТУП

ЛО

П; шы;

б;

Г г

себя, своего окружения и
общества в целом
:' СМЭШС
? СОТОМ

' f

Ф:

!

-■

Приказ Минпросвещения России от 09.12.2016 N 1547 (ред. от 01.09.2022) «Об
утверждении федерального государственного Образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности Информационные системы и
программирование».;



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.