уп пм.03. сопровождение и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.03. СОПРОВОЖДЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

Код и наименование специальности:
09.02.07 Информационные системы и программирование
Профиль получаемого образования: технический

Квалификация: программист

Форма обучения: очная

Курс: 3
Семестр: 5, 6

2023 г.

Рабочая программа учебной практики профессионального цикла, «ПМ.03 Сопровождение и
обслуживание программного обеспечения компьютерных систем» по специальности:
09.02.07 Информационные системы и программирование разработана на основе
требований:
- Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547
(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 4493 6) профиля получаемого
образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации.
Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж»,

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной практики ПМ.04 Сопровождение и
обслуживание программного обеспечения компьютерных систем является
частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 Информационные
системы и программирование.
Рабочая программа учебной практики предназначена для изучения в
профессиональных
образовательных
организациях
при
подготовке
специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование.
1.2 Место практики в
образовательной программы

структуре основной

профессиональной

Учебная практика относится к профессиональному циклу и входит
в состав профессионального модуля ПМ.04 Сопровождение и обслуживание
программного обеспечения компьютерных систем.

1.3 Цели и планируемые результаты освоения учебной практики

В результате освоения программы учебной практики студент должен
освоить вид деятельности Сопровождение и обслуживание программного
обеспечения компьютерных систем и соответствующие ему общие
компетенции (таблица 1) и профессиональные компетенции (таблица 2)
в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование, а также трудовые функции и трудовые
действия (таблица 3) в соответствии с профессиональным стандартом
«Программист».
Таблица 1 - Общие компетенции
Код и наименование
общей компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

Знания, умения
Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном и/или социальном контексте; анализировать
задачу и/или проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составить план действия; определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
3

OK 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации
и информационные
технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03. Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе
и команде

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст,
в котором приходится работать и жить; основные источники
информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных
областях; методы работы в профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации; определять
необходимые источники информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую информацию; выделять
наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска; применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
Знания:
номенклатура
информационных
источников
применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления результатов
поиска информации; современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
Умения:
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; применять
современную научную профессиональную терминологию;
определять и выстраивать траектории профессионального
развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного
дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам
кредитования; определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;
презентовать
бизнес-идею;
определять
источники
финансирования
Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального
развития и самообразования; основы предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности; правила
разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности; основы проектной
деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы
по профессиональной тематике на государственном языке,
проявлять толерантность в рабочем коллективе

4

на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного
контекста
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

Знания: особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов и построения устных
сообщений.

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать и
объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать
простые связные сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений
на профессиональные темы; основные общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности.

Таблица 2 - Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции
ПК 4.1. Осуществлять
инсталляцию, настройку и
обслуживание
программного
обеспечения
компьютерных систем.

ПК 4.2. Осуществлять
измерения
эксплуатационных
характеристик
программного
обеспечения
компьютерных систем.

Показатели освоения профессиональной компетенции
Практический опыт:
Выполнять
инсталляцию,
настройку
и
обслуживание
программного обеспечения компьютерных систем.
Настройка отдельных компонентов программного обеспечения
компьютерных систем.
Умения:
Подбирать и настраивать конфигурацию программного
обеспечения компьютерных систем.
Проводить
инсталляцию
программного
обеспечения
компьютерных систем.
Производить настройку отдельных компонент программного
обеспечения компьютерных систем.
Знания:
Основные методы
и средства эффективного анализа
функционирования программного обеспечения.
Основные виды работ на этапе сопровождения ПО.
Практический опыт:
Измерять эксплуатационные характеристики программного
обеспечения
компьютерных
систем
на
соответствие
требованиям.
Умения:
Измерять и анализировать эксплуатационные характеристики
качества программного обеспечения.
5

ПК 4.3. Выполнять
работы по модификации
отдельных компонент
программного
обеспечения в
соответствии с
потребностями заказчика.

ПК 4.4. Обеспечивать
защиту программного
обеспечения
компьютерных систем
программными
средствами.

Знания:
Основные
методы
и
средства эффективного анализа
функционирования программного обеспечения.
Основные принципы контроля конфигурации и поддержки
целостности конфигурации ПО.
Практический опыт:
Модифицировать
отдельные
компоненты
программного
обеспечения в соответствии с потребностями заказчика.
Выполнение отдельных видов работ на этапе поддержки
программного обеспечения компьютерных систем.
Умения:
Определять направления модификации программного продукта.
Разрабатывать
и
настраивать
программные
модули
программного продукта.
Настраивать
конфигурацию
программного
обеспечения
компьютерных систем.
Знания:
Основные
методы
и
средства эффективного анализа
функционирования программного обеспечения.
Практический опыт:
Обеспечивать
защиту
программного
обеспечения
компьютерных систем программными средствами.
Умения:
Использовать методы защиты программного обеспечения
компьютерных систем.
Анализировать риски и характеристики качества программного
обеспечения.
Выбирать и использовать методы и средства защиты
компьютерных
систем
программными
и
аппаратными
средствами.
Знания:
Основные средства и методы защиты компьютерных систем
программными и аппаратными средствами.

Таблица 3 - Требования профессионального стандарта
Код и наименование
Трудовые действия, умения, знания
трудовой функции (ТФ)
Обобщенная трудовая функция С. Интеграция программных модулей и компонентов и
проверка работоспособности выпусков программного продукта
ТФ С/02.5 Осуществление Трудовые действия:
интеграции программных Сборка программных модулей и компонентов в программный
модулей и компонентов и продукт
проверки
Подключение программного продукта к компонентам внешней
работоспособности
среды
выпусков программного Проверка работоспособности выпусков программного продукта
продукта
Внесение изменений в процедуры сборки модулей и
компонентов компьютерного программного обеспечения,
развертывания компьютерного программного обеспечения,
миграции и преобразования данных
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач
Умения:
б

Выполнять процедуры сборки программных модулей и
компонентов в программный продукт
Производить настройки параметров программного продукта и
осуществлять запуск процедур сборки
Проводить
проверку
работоспособности
программного
продукта
Документировать
произведенные
действия,
выявленные
проблемы и способы их устранения
Использовать командные средства разработки компьютерного
программного обеспечения
Создавать резервные копии программ и данных, выполнять
восстановление, обеспечивать целостность программного
продукта и данных
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами
Знания:
Методы и средства сборки и интеграции программных модулей
и компонентов
Интерфейсы взаимодействия программного продукта с внешней
средой
Интерфейсы
взаимодействия
внутренних
модулей
программного продукта
Методы и средства проверки работоспособности выпусков
программных продуктов
Языки, утилиты и среды программирования, средства пакетного
выполнения процедур

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

2.1 Объем времени на освоение программы практики
Вид учебной работы

Обязательная учебная нагрузка (практическая подготовка), всего
в том числе:
практические занятия
дифференцированный зачет (зачет)
Промежуточная аттестация - в форме дифференцированного зачета

8

Количество
часов
144
140
4

2.2 Тематический план
Обязательная нагрузка

в том числе

Л
и
н
о
ч
о
Й
к
я
У
у
S
н
и
л
И

СО

Содержание учебной деятельности

я
Г
О

У
У
И

1. Ознакомление с мастерской (предприятием,
организацией)
1.1 Общее ознакомление с мастерской (предприятием,
организацией). Инструктаж по технике безопасности
1.2 Описание рабочего места
1.3 Нормативные документы
2. Перечень выполненных работ обучающимися в
соответствии с профессиональными компетенциями
Тема 2.1 Базовая система ввода/вывода (BIOS). OS Windows:
загрузка, настройка, управление, обслуживание

Тема 2.2 Основные понятия и стандартизация требований к
программному обеспечению

Тема 2.3 Составление архитектуры программного
обеспечения. Разработка детального проектирования
Тема 2.4 Создание плана управления конфигурацией ПО
Тема 2.5 Загрузка и установка программного обеспечения
Тема 2.6 Организация процесса сопровождения ПО.
Создание запросов сопровождения ПО
Тема 2.7 Анализ текущего состояния системы шифрования
передачи данных в открытых каналах связи. Поиск
уязвимостей
Тема 2.8 Предложение способов модификации настроек сети
для устранения найденных уязвимостей и повышения
общего уровня безопасности при передаче данных
Тема 2.9 Регистрация пользователей. Программная защита

9

^-^
о

у
св

и

св

>х
н
к

>s
X
н
к

св
св
X
X

св
св
X
X

о

о
У
X
X

X

н
У

X
Н :у

св
X
а1
О
г
6

с

св

о
и!

с

26

26

-

26

-

8

8

-

8

-

8
10

8
10

-

8
10

-

98

98

10

10

-

10

-

10

10

-

10

-

10

10

-

10

-

10

10

-

10

10

10

-

10

-

6

6

-

6

-

6

6

-

6

-

6

6

-

6

-

6

6

-

6

98

h
=У
£
х

^
с

сервера.

Тема 2.10 Предоставление полномочий
Тема 2.11 Подготовка и оформление текста отчета в
текстовом редакторе.
Тема 2.12 Оформление результатов в соответствии с
требованиями ГОСТ Подведение итогов практики.
Тема 2.13 Дифференцированный зачет.
3. Сбор и обобщение материала для отчёта
3.1 Подготовка документации по практике
3.2 Защита практики. Дифференцированный зачет
Всего:

10

6

-

-

6

-

6

-

6

-

6
20
16
4
144

-

6
16
16
140

4
4
4

6

6

6

6

6

6
20
16
4
144

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
3.1
Требования
обеспечению

к

минимальному

материально-техническому

Освоение программы учебной практики предполагает наличие мастерской
«Организации и принципов построения информационных систем».

Оборудование и технические средства обучения:
1. Комплект компьютерного оборудования (системный блок, монитор,
клавиатура, мышь) - 15 шт.
2. Проектор - 1 шт.
3. Мультимедийная доска - 1 шт.
4. Колонки компьютерные - 2 шт.
Имущество:
1. Стол ученический (одноместный) - 14 шт.
2. Стол ученический (двухместный) - 12 шт.
3. Стол преподавателя - 2 шт.
4. Стул - 41 шт.
5. Тумба (кафедра) - 1 шт.

3.2 Информационное обеспечение обучения
Основная литература
1. Бессмертный, И. А. Интеллектуальные системы : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / И. А. Бессмертный, А. Б.
Нугуманова, А. В. Платонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 243 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07818-3. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ni/bcode/516867.
2. Зараменских, Е. П. Информационные системы: управление жизненным
циклом : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е.
П. Зараменских. ■— Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 431 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11624-3. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcodeZ518514.
3. Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник для среднего
профессионального образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд.,
перераб. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 327 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06399-8. ■— Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ni/bcode/511557.

и

Дополнительная литература
1. Бессмертный, И. А. Системы искусственного интеллекта : учебное
пособие для среднего профессионального образования / И. А. Бессмертный. — 2е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 157 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11361-7. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https ://urait.ru/bcode/516781.
2. Вичугова, А. А. Инструментальные средства информационных систем :
учебное пособие / А. А. Вичугова, Р. Г. Мелконян. — Томск : ТПУ, 2015. — 136
с. — ISBN 978-5-4387-0574-1. — Текст : электронный // Лань : электронно­
библиотечная система. — URL: https://eJanbook.com/book/82829. — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
3. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник
для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. —
5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 3 5 5 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15930-1. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https ://urait.ru/bcode/510331.
Перечень используемого программного обеспечения:
1 Microsoft Office
2 Microsoft Windows

Перечень
используемых
профессиональных
и информационных справочных систем:
1. ЭБС Электронного издания ЮРАЙТ
2. ЭБС «ЛАНЬ»

баз

данных

3. 3 Общие требования к организации практики
1) Учебная практика может проводиться в организациях в специальнооборудованных помещениях на основе договоров между организацией и
образовательным учреждением;
2) Сроки проведения практики устанавливаются образовательным
учреждением в соответствии с ОПОП СПО;
4) Общий объем времени на проведение учебной практики определяется
ФГОС СПО и учебным планом и составляет 108 часов.
Результатом освоения учебной практики выступают ПК, оценка которых
представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе
заранее определенных критериев.

3.
4 Формы отчётности по практике
В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики.
По результатам практики обучающимся составляется отчет, который
утверждается организацией.
12

В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет
графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий,
подтверждающие практический опыт, полученный на практике.
По окончанию практики, студент предоставляет пакет документов,
который включает в себя:
- дневник прохождения практики, включая индивидуальное задание и
характеристику работы практиканта;
- отчет о прохождении практики.

3.
5 Кадровое обеспечение практики
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой: дипломированные специалисты - преподаватели
междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин,
профессиональных модулей. Наличие высшего профессионального образования,
соответствующего профилю профессиональных модулей.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной
сферы является обязательным.

13

4 .
КОНТРОЛЬ
И
ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Аттестация по итогам учебной практики по ПМ.04 Сопровождение и
обслуживание программного обеспечения компьютерных систем проводится с
учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами
соответствующих организаций:
- отчет по учебной практике по ПМ.04 Сопровождение и обслуживание
программного обеспечения компьютерных систем;
- дневник.
Руководитель практики от колледжа оценивает итоги практики на основе
представленного отчета и устного отчета студента.
Защита итогов практики проходит в форме собеседования. Примерные
вопросы:
- В каком качестве Вы проходили практику: как студент (без оплаты),
стажер или штатный сотрудник (с оплатой труда)?
- Как было организовано Ваше рабочее место?
- Предоставлялась ли Вам возможность выбора направления, методов и
средств выполнения работы?
- Каким образом руководитель на предприятии проверял и корректировал
Вашу работу?
- Планируется ли дальнейшее развитие выполненной работы на этом
предприятии?
- Какие дисциплины были наиболее Вам полезны при прохождении
практики?
- Каким образом Вы бы изменили учебный процесс (указать дисциплины
и их разделы) с учетом опыта, полученного на практике, в т.ч. недостатка
исходных знаний, умений и навыков и т.д.?
- Ваше общее впечатление от предприятия и выполненной работы.

14



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.